Методические рекомендации для студентов колледжа по выполнению практических работ по ОГСЭ.03 «История»
методическая разработка

Методические рекомендации по выполнению практических занятий адресованы студентам специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области хореографии).

Методические рекомендации включают в себя учебную цель, перечень образовательных результатов, заявленных в ФГОС СПО третьего поколения, задачи, обеспеченность занятия, краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме, вопросы для закрепления теоретического материала, задания для практического занятия, инструкцию по подготовке к семинарским занятиям, список литературы и критерии оценивания ответов студентов.

Участие в практических занятиях является обязательным для каждого студента.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mr_pr_ogse.03_istoriya.docx91.06 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

«СТАРООСКОЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ОГАПОУ СПК)

Методические рекомендации

для студентов колледжа

по выполнению практических работ

по ОГСЭ.03 «История»

Специальность: Педагогика дополнительного образования

(в области хореографии)

Старый Оскол, 2024

Методические указания составлены в соответствии с рабочей программой ФГОС СПО по учебной дисциплине ОГСЭ.03 История для специальности Педагогика дополнительного образования (в области хореографии)

Разработчик:

Шатохин А.М., преподаватель общественных дисциплин ОГАПОУ СПК.

Содержание

Введение

Распределение практических занятий по разделам программы

Практическое занятие № 1

Тема «Сущность и причины локальных, межрегиональных и межгосударственных конфликтов в современном мире»

2 ч.

Практическое занятие № 2

Тема: «Россия и процессы глобализации»

4 ч.

Введение

Методические рекомендации по выполнению практических занятий адресованы студентам специальности Педагогика дополнительного образования (в области хореографии).

Методические рекомендации включают в себя учебную цель, перечень образовательных результатов, заявленных в ФГОС СПО третьего поколения, задачи, обеспеченность занятия, краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме, вопросы для закрепления теоретического материала, задания для практического занятия, инструкцию по подготовке к семинарским занятиям, список литературы и критерии оценивания ответов студентов.

Участие в практических занятиях является обязательным для каждого студента.

Практическое занятие - это занятие, проводимое под руководством преподавателя в учебной аудитории, направленное на углубление научно - теоретических знаний и овладение определенными методами самостоятельной работы. В процессе таких занятий вырабатываются практические умения (работа в группе, участие в диспуте, работа с источниками и т.д.).

Перед практическим занятием следует изучить конспект лекции и рекомендованную преподавателем литературу, обращая внимание на практическое применение теоретических знаний на практике.
На практическом занятии главное - уяснить связь изучаемых теоретических вопросов с практической действительностью. При решении проблемных вопросов нужно стремиться не только получить правильный ответ, но и усвоить общий метод решения подобных вопросов.

Для ведения записей на практических занятиях обычно заводят отдельную тетрадь по каждой учебной дисциплине.


Практическое занятие № 1

Тема: Сущность и причины локальных, межрегиональных и межгосударственных

конфликтов в современном мире

Цель:

  • систематизация и расширение знаний о современных межрегиональных, межгосударственных и локальных конфликтах;
  • формирование представлений о механизмах возникновения конфликтов;
  • выяснение возможных способов предотвращения и разрешения конфликтов;
  • приобретение новых знаний о современных конфликтах ХХI века;
  • совершенствовать навыки и умения: развитие познавательных компетентностей; развитие интеллектуальных умений и мыслительных способностей (анализ, синтез, сравнение, обобщение), развитие критического мышления; освоение активных методов и приемов обучения.

Вопросы:

Какие ситуации в современном мире вы считаете конфликтными?

«Горячие регионы» ХХI века.

Современные пути решения международных и внутригосударственных конфликтов.

Анализ исторических источников:

Охарактеризуйте предложенный конфликт по следующим критериям:

  • участники конфликта,
  • причины конфликта,
  • высказываемые требования,
  • формы проявления конфликта.

(Можно работать с использованием приема «цветовой разметки» текста – разным цветом в тексте подчеркнуть информацию по разным критериям). Предложите возможный вариант выхода из данного конфликта.

1 группа: Косовская война.

Косово – согласно юрисдикции властей, фактически контролирующих большую часть региона – Республика Косово, согласно юрисдикции Сербии – Автономный край Косово и Метохия в составе Сербии.

В настоящее время край населен преимущественно албанцами (свыше 90 %). Из двухмиллионного населения Косово сербы составляют около 100 тыс. (6%) с национальным центром в Косовской Митровице.

В средневековый период на территории Косово и Метохии сложилось ядро средневекового сербского государства, а начиная с XIV века и вплоть до 1767 года здесь же располагался престол сербского патриарха (рядом с городом Печ). Поэтому притязания сербов на край Косово и Метохия основываются на принципах исторического права. Албанцы в свою очередь настаивают на преобладании этнического права.

Исторически албанцы давно проживали в Косово, но не составляли существенной части населения вплоть до начала XX века. В значительной мере этнический состав края начал меняться после Второй мировой войны, когда Иосип Броз Тито разрешил албанцам, оказавшимся в ходе войны на территории Югославии, остаться в Косово. Впервые территория Косово была выделена в автономную область в составе Сербии в рамках Федеративной Народной Республики Югославии в 1945 году. Конституция Югославии 1974 года предоставила входящим в состав Сербии краям фактический статус республик за исключением права на отделение. Косово как автономный социалистический край получило свою собственную конституцию, законодательство, высшие органы власти, а также своих представителей во всех основных союзных органах.

Однако в конце 1980-х годов итогом внутриполитического кризиса, повлекшего всплеск насилия и крупные экономические трудности, стало упразднение автономного статуса Косово. Был принят новый основной закон Сербии, вступивший в силу 28 сентября 1990 года и восстановивший верховенство республиканских законов над краевыми на всей территории республики. Косово была оставлена лишь территориальная и культурная автономия.

Косовские албанцы не признали новую конституцию; стали создаваться параллельные албанские структуры власти. В 1991 году в Косово был проведен нелегальный референдум, одобривший независимость Косово. Косовские националисты провозгласили непризнанную "Республику Косово", избрали президентом Ибрагима Ругову. Для борьбы за независимость в 1996 году была создана "Освободительная армия Косово" (ОАК).

В 1998 году межэтнический конфликт перерос в кровопролитные вооруженные столкновения. 9 сентября 1998 года Совет НАТО утвердил план военного вмешательства в косовский конфликт. 24 марта 1999 года без санкции ООН началась военная операция НАТО под названием "Союзническая сила". Массированным бомбардировкам были подвергнуты югославские города и военные объекты.

Начиная с 1999 года на почве этнических конфликтов между сербами и албанскими сепаратистами край покинуло более 200 тысяч этнических сербов.

В результате сербское правительство было вынуждено согласиться на ввод в Косово военного контингента НАТО KFOR и переход края под управление ООН. В соответствии с резолюцией №1244 СБ ООН от 10 июня 1999 года центральная роль в мирном процессе была закреплена за ООН и ее Советом Безопасности, а в крае развернуты гражданская Миссия ООН по делам временной администрации в Косово (МООНК) и Силы для Косово (СДК) численностью 16,5 тыс. военнослужащих.

24 октября 2005 года Совет Безопасности ООН в форме заявления его председателя дал «зеленый свет» процессу определения будущего статуса Косово. Спецпосланником Генерального секретаря ООН по статусному процессу стал Мартти Ахтисаари (Финляндия). На состоявшемся в Вашингтоне 2 ноября 2005 года заседании Контактной группы (КГ) на уровне заместителей министров иностранных дел были утверждены «Руководящие принципы» по выработке будущего статуса Косово. В документе зафиксированы приоритет переговорного решения, руководящая роль Совета Безопасности ООН на всех этапах статусного процесса, рассмотрение всех статусных опций за исключением раздела Косово, а также возвращения ситуации в крае к периоду до 1999 года и объединения с другими территориями.

Одним из факторов, оказавшим влияние на выработку решения о статусе края, стала конституция Сербии, принятая в результате общенародного референдума 28–29 октября 2006 года. В ее преамбуле содержится положение о том, что Косово является неотъемлемой частью Сербии.

Россия поддерживала международные усилия, нацеленные на построение в Косово демократического мультиэтнического общества на основе резолюции №1244 СБ ООН. Россия активно участвовала в решении косовской проблемы в рамках Совета Безопасности ООН и Контактной группы (Россия, Великобритания, Германия, Италия, США, Франция). При этом российская сторона отстаивала приоритетность переговорного урегулирования, принципы универсальности и многовариантности решения вопроса о статусе Косово, отводя тезис о безальтернативности независимости края. Россия предложила выработать «дорожную карту», в рамках которой могли бы быть учтены обоснованные интересы сторон и приоритеты ведущих международных факторов косовского урегулирования, обозначены вехи движения сторон к согласию, в том числе на путях их евроинтеграционной перспективы. США считали, что единственный выход из тупика – «план Ахтисаари», предполагающий независимый статус края под международным контролем. Представители США и Европейского Союза заявляли, что переговоры исчерпали себя, и статус края будет определен в рамках ЕС и НАТО.

2 группа: Грузино-осетинский конфликт.

Грузино-осетинский конфликт своими корнями уходит в двадцатые годы прошлого столетия, в те времена, когда Южная Осетия насильственно была включена в состав Грузии. Противостояние назревало, и когда-нибудь оно должно было перерасти в крупномасштабное действие. И это даже несмотря на то, что в 1922 году ВЦИК своим декретом постановил создать в этой республике автономию, которая, однако, по мнению историков, имела номинальный характер. Руководство Грузии проводило политику ассимиляции: заставляло коренное население менять национальность в паспорте, появлялись новые географические названия и т.д. Обострился грузино-осетинский конфликт в 1989 году, когда Совет народных депутатов, созванный тогда еще в Южно-Осетинской области, принял постановление о преобразовании ее в автономную республику, которая, тем не менее, оставалась в составе Грузии. В городе Цхинвале начались многочисленные митинги, которые требовали от официального Тбилиси отмены данного решения. Начались вооруженные столкновения, в результате которых были человеческие жертвы.

Грузино-осетинский конфликт подогревался еще и тем, что Грузия выбрала независимый от СССР путь, а ее автономия решила остаться в составе Союза. Ситуация накалялись и из-за националистических лозунгов лидеров грузинского движения. Активная фаза противоречий приходится на начало девяностых годов, когда начинается самое настоящее вооруженное противостояние. И уже в мае 1992 года верховная власть автономии принимает Акт, провозглашающий о ее независимости. Являясь по природе типично этническим, рожденным стремлением нацменьшинства использовать свое право на самоопределение, осетинский конфликт в августе 2008 года перерос в настоящую войну. Населению Грузии пришлось дорого заплатить за авантюры своих политиков из Тбилиси, а коренные жители автономии почти в точности повторили судьбу грузин Абхазии.

Грузино-осетинский конфликт перешел во взрывоопасную фазу после решения официального Тбилиси пересмотреть баланс сил в Осетии, чему немало способствовала победа Саакашвили на выборах. В выступлениях грузинского президента все чаще стали звучать призывы к воссоединению Грузии, к необходимости отмены мирных форматов для урегулирования. Переговоры прекратились в 2008-ом... А ночью 8 августа грузинская сторона предприняла штурм Цхинвала, обстреляв из артиллерийских орудий столицу Южной Осетии и близлежащие районы, в результате чего оборвались многие человеческие жизни. По грузинской официальной версии это было ответом на нарушение режима перемирия со стороны автономии. В тот же день к конфликту присоединились российские миротворческие войска. Началась военная операция, целью которой было принуждение грузинских властей к миру. Подобную жесткую ответную реакцию со стороны России не ожидали ни грузинские власти, ни западные наблюдатели. Грузино-осетинский конфликт 2008 г. был подготовлен всей логикой предыдущих этапов, когда противостояние было «разморожено». Именно этим и объясняется прямое вмешательство российских миротворцев. Сегодня никто, ни эксперты, ни политики не могут назвать точное количество убитых в результате пятидневных военных событий августа две тысячи восьмого года. Пять этих дней превратились в катастрофу и для самого Тбилиси. Проект «единая Грузия» практически окончательно провалился. А новые витки насилия с его стороны сделали невозможным интегрирование на мирной основе. За последние 17 лет видевший три войны Цхинвал вряд ли будет всерьез воспринимать любые предложения из Тбилиси. Кроме того, страна, пережившая «революцию роз», и сама получила «подарок» – около двадцати тысяч беженцев.

3 группа: Карабахский конфликт.

Нагорный Карабах более 25 лет остается одной из самых потенциально взрывоопасных точек на Южном Кавказе. Армения и Азербайджан обвиняют друг друга в эскалации.

Конфликт между Арменией и Азербайджаном начался в 1988 году, когда Нагорно-Карабахская автономная область заявила о выходе из Азербайджанской ССР. Переговоры по мирному урегулированию карабахского конфликта ведутся с 1992 года в рамках Минской группы ОБСЕ.

Нагорный Карабах — историческая область в Закавказье. Численность населения (по состоянию на 1 января 2013 года) — 146,6 тысяч человек, подавляющее большинство — армяне. Административный центр — город Степанакерт.

Армянские и азербайджанские источники имеют различные точки зрения на историю региона. По данным армянских источников, Нагорный Карабах (древнеармянское название — Арцах) в начале первого тысячелетия до н.э. входил в политико-культурную сферу Ассирии и Урарту. Впервые упоминается в клинописи Сардура II, царя Урарту (763-734 до н. э.). В раннем средневековье Нагорный Карабах входил в состав Армении, утверждают армянские источники. После того, как большая часть этой страны в средние века была захвачена Турцией и Персией, армянские княжества (меликства) Нагорного Карабаха сохраняли полунезависимый статус. В XVII-XVIII веках арцахские князья (мелики) возглавляли освободительную борьбу армян против шахской Персии и султанской Турции.

По данным азербайджанских источников, Карабах — одна из древнейших исторических областей Азербайджана. По официальной версии, появление термина "Карабах" относится к VII веку и трактуется как сочетание азербайджанских слов "гара" (черный) и "баг" (сад). В числе других провинций Карабах (Гянджа по азербайджанской терминологии) в XVI веке входил в состав государства Сефевидов, позже стал самостоятельным Карабахским ханством. В 1813 году по Гюлистанскому мирному договору Нагорный Карабах вошел в состав России.

20 февраля 1988 года внеочередная сессия областного Совета депутатов НКАО приняла решение "О ходатайстве перед Верховными Советами АзССР и АрмССР о передаче НКАО из состава АзССР в состав АрмССР".

Отказ союзных и азербайджанских властей вызвал демонстрации протеста армян не только в Нагорном Карабахе, но и в Ереване.

2 сентября 1991 года в Степанакерте состоялась совместная сессия Нагорно-Карабахского областного и Шаумянского районного советов, принявшая Декларацию о провозглашении Нагорно-Карабахской республики в границах Нагорно-Карабахской автономной области, Шаумянского района и части Ханларского района бывшей Азербайджанской ССР.

10 декабря 1991 года, за несколько дней до официального распада Советского Союза, в Нагорном Карабахе состоялся референдум, на котором подавляющее большинство населения — 99,89% — высказалось за полную независимость от Азербайджана.

Официальный Баку признал данный акт незаконным и упразднил существовавшую в советские годы автономию Карабаха. Вслед за этим начался вооруженный конфликт, в ходе которого Азербайджан пытался удержать Карабах, а армянские отряды отстаивали независимость края при поддержке Еревана и армянской диаспоры из других стран.

Потери обеих сторон в ходе карабахского конфликта составили, по разным данным, до 25 тысяч человек убитыми, более 25 тысяч были ранены, сотни тысяч мирных жителей покинули места проживания, без вести пропавшими числятся более четырех тысяч человек.

5 мая 1994 года при посредничестве России, Киргизии и Межпарламентской Ассамблеи СНГ в столице Киргизии Бишкеке представители Азербайджана, Армении, азербайджанской и армянской общин Нагорного Карабаха подписали протокол с призывом прекратить огонь в ночь с 8 на 9 мая. Этот документ вошел в историю урегулирования карабахского конфликта как Бишкекский протокол.

Соглашение вступило в силу 12 мая 1994 года.

Переговорный процесс по урегулированию конфликта начался в 1991 году. С 1992 года ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) по урегулированию карабахского конфликта, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция. В группу также входят Армения, Азербайджан, Белоруссия, Германия, Италия, Швеция, Финляндия и Турция.

С 1999 года проходят регулярные двусторонние и трехсторонние встречи лидеров двух стран. Последняя встреча президентов Азербайджана и Армении Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна в рамках переговорного процесса по урегулированию нагорно-карабахской проблемы состоялась 19 декабря 2015 года в Берне (Швейцария).

Азербайджан настаивает на сохранении своей территориальной целостности, Армения защищает интересы непризнанной республики, так как НКР не является стороной переговоров.

4 группа: Гражданская война в Сирии.

15 марта 2011 года на фоне т.н. "арабской весны" в Сирии начались массовые антиправительственные выступления. Противники действующего режима организовали несколько акций протеста в столице страны Дамаске. Затем антиправительственные демонстрации вспыхнули на юге страны — в расположенном на границе с Иорданией городе Дераа.

Глубочайший внутриполитический кризис уже к концу 2011 года перерос во внутренний вооруженный конфликт. Запоздавшее с осуществлением политических реформ сирийское руководство не поспевало за ходом протестных выступлений. Требования сирийской улицы, в своей основе суннитской, демократических прав и свобод по аналогии с другими арабскими странами быстро трансформировались в лозунги свержения правящего режима Башара Асада (он сам алавит; алавиты — религиозное меньшинство, ответвление шиизма).

Международный комитет Красного Креста (МККК) заявил, что расценивает конфликт в Сирии как гражданскую войну.

Разрастанию кризиса способствовала его беспрецедентная интернационализация с поддержкой антиасадовской оппозиции региональными (Турция, аравийские монархии) и внешними (в первую очередь, США и Франция) игроками. Стремление последних любой ценой сменить в Сирии режим привело к милитаризации конфликта, накачиванию непримиримой оппозиции деньгами и оружием.

Параллельно шло становление вооруженного крыла оппозиции под "крышей" т.н. Свободной сирийской армии. Диверсионно-террористическая активность со временем эволюционировала в крупномасштабную партизанскую войну на широком "театре боевых действий". В результате значительные территории страны в приграничье с Турцией и Ираком перешли под контроль вооруженной оппозиции, а "линия фронта" вплотную приблизилась к столице.

Между тем, логика развития конфликта привела к поляризации сирийского общества, ожесточению противостояния, в том числе на межконфессионой основе. На таком фоне в стане вооруженной оппозиции усилились позиции суннитских исламских радикалов (алькаидовская группировка "Джебхат ан-Нусра"*, запрещенная в России, и др.) с их призывами к джихадизации повстанческого движения. В результате в Сирию потянулись тысячи "борцов за веру" со всего арабо-мусульманского мира.

Внешняя поддержка позволила активизироваться террористической организации "Исламское государство Ирака и Леванта"* (ИГИЛ), позже переименованной в "Исламское государство"* (ИГ, арабск. ДАИШ, запрещена в России). Летом 2014 года организация "Исламское государство"* провозгласила "халифат" на захваченных территориях Сирии и Ирака.

Новый виток конфликта возник в августе 2013 года, когда ряд СМИ сообщили о масштабном применении сирийскими войсками химического оружия в окрестностях Дамаска. Жертвами атаки стали более 600 человек. Коалиция национальной оппозиции Сирии утверждала, что число жертв могло достигнуть 1,3 тысячи человек. После инцидента стороны конфликта неоднократно заявляли о своей непричастности, обвиняя в случившемся оппонентов. В Дамаск ездили инспекторы ООН, чтобы собрать необходимые анализы и биологические образцы. Проведенное миссией ООН расследование подтвердило сам факт химической атаки, но миссия не занималась определением, какая из сторон конфликта применила нервно-паралитический газ зарин.

Удары по позициям ИГ* в Сирии с сентября 2014 года наносит международная коалиция во главе с США, при этом коалиция действует без разрешения властей страны.

30 сентября 2015 года президент Сирии Башар Асад обратился к Москве с просьбой об оказании военной помощи. Президент России Владимир Путин внес на рассмотрение Совета Федерации предложение о принятии постановления о согласии на использование контингента Вооруженных сил России за рубежом, Совет Федерации единогласно поддержал обращение президента. Военной целью операции была заявлена воздушная поддержка сирийских правительственных сил в их противодействии террористической группировке "Исламское государство". Самолеты российских Воздушно-космических сил (ВКС) в этот же день приступили к проведению воздушной операции с нанесением точечных ударов по наземным целям террористов группировки ИГ* на территории Сирии.

Российская авиация смогла обеспечить постоянные и беспрерывные удары по объектам террористических группировок в Сирии. При поддержке ВКС РФ было освобождено более 67 тысяч квадратных километров территории Сирии, более 1 тысячи населенных пунктов. Вехами стали освобождение Алеппо (декабрь 2016 года), бои за Пальмиру, которую два раза зачищали от террористов и окончательно освободили в марте 2017 года, а также освобождение осенью 2017 года города Дейр-эз-Зор.

11 декабря 2017 года президент России Владимир Путин поручил вернуть из Сирии значительную часть российского воинского контингента.

В Сирии продолжат работать две российские военные базы — Воздушно-космических сил в Хмеймиме и пункт материально-технического обеспечения флота РФ в районе порта Тартус. При этом базу ВМФ РФ в Тартусе планируется расширить.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Артёмов В.В., Лубченков Ю.Ю. История (для профессий и специальностей технического, естественно - научного, социально-экономического профилей) в 2-х частях. М.: Академия. - 2019.

#1057;амыгин П.С, История (Среднее профессиональное образование), -20-е изд. перераб. и доп.- Ростов-н /Д : Феникс, 2018-474 - с. 208.

Дополнительные источники:

1. Нарочницкая Н.А. Россия и русские в мировой истории. – М.:2019.

2. Сурков В.Ю.Основные тенденции и перспективы развития современной России. – М.:2018.

Интернет-ресурсы

1. Базы данных, информационно-справочные, поисковые системы.

2. Всемирная история в Интернете

3. Информация об участии советских /российских/ войск в военных конфликтах XX. http://

4. Электронное учебное пособие. Компакт диск Электронные карты, энциклопедия «Истории России».

#1042;аллерстайн. Миро-системный анализ.

Интернет-ресурс http:

Практическое занятие № 2

Тема: Россия и процессы глобализации

Цель:

  • проанализировать деятельность международных организаций в сфере глобализации различных сторон жизни общества;
  • изучить информационный материал о формировании единого образовательного и культурного пространства в Европе и отдельных регионах мира;
  • развивать навыки сравнения, анализа, установления причинно-следственных связей.

Задание 1. Подготовить и защитить презентацию по теме: «Россия и процессы глобализации»:

- экономика, социальная сфера России;

- интеграция экономики России в мировое хозяйство в условиях глобализации;

- трансформация российской государственности как ответ на вызовы глобализации;

- новые вызовы и угрозы национальной безопасности России;

- внешняя политика России в условиях перехода к многополюсному миропорядку;

- социально-культурные аспекты глобализации в России начала XXI века.

Задание 2. Прочитайте текст, ответьте на вопросы:

  • Определите содержание термина «международная экономическая интеграция».
  • Охарактеризуйте уровни и формы международной экономической интеграции.
  • Перечислите предпосылки развития международной экономической интеграции.

В настоящее время не одна страна мира не может существовать изолированно от других государств. Международная интеграция в те или иные группировки становится важнейшей внешнеполитической задачей каждого государства. В этом процессе Россия занимает одно из ведущих мест. После распада СССР и крушения интеграционных группировок, основанных на противостоянии капиталистической системе и на неоспоримом лидерстве Советского Союза, перед Россией встала проблема самоопределения и вступления в те или иные международные организации. В настоящее время РФ является полноправным членом основных региональных и мировых интеграционных группировок и активно участвует в их деятельности. Россия является самым большим по площади государством, обладающим колоссальными природными ресурсами, от поставок которых во многом зависит энергобезопасность Европы и мира в целом. Кроме того, в последнее время Россия активно заявляет о своей самостоятельной внешней политике, о несогласии с политикой двойных стандартов и попытками построения однополярного мира. С учетом этого актуальной становится задача изучения роли России в интеграционных процессах.

Международная экономическая интеграция - это процесс хозяйственного и политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их экономик на различных уровнях и в различных формах. На микроуровне этот процесс идет через взаимодействие отдельных фирм близлежащих стран на основе формирования разнообразных экономических отношений между ними, в том числе создания филиалов за границей. На межгосударственном уровне интеграция происходит на основе формирования экономических объединений государств и согласования национальных политик.

Самая простая и наиболее распространенная форма экономической интеграции - зона свободной торговли, в рамках которой отменяются торговые ограничения между странами-участницами, и прежде всего таможенные пошлины. Создание зон свободной торговли усиливает конкуренцию на внутреннем рынке между национальными и зарубежными производителями товаров, что, с одной стороны, увеличивает опасность банкротств, а с другой - является стимулом для совершенствования производства и внедрения нововведений.

Другая форма таможенный союз - предполагает наряду с функционированием зоны свободной торговли установление единого внешнеторгового тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран. Таможенный союз часто дополняется платежным союзом, обеспечивающим взаимную конвертируемость валют и функционирование единой расчетной денежной единицы. Более сложной формой является общий рынок, который призван обеспечивать его участникам наряду со свободной взаимной торговлей и единым внешнеторговым тарифом свободу передвижения капитала и рабочей силы, а также согласование экономической политики. При функционировании единого рынка формируются общие фонды содействия социальному и региональному развитию, создаются наднациональные органы управления и контроля, совершенствуется правовая система, т.е. возникает единое экономическое, правовое, информационное пространство.

Высшей формой межгосударственной экономической интеграции является экономический и валютный союз, совмещающий все указанные формы интеграции с проведением общей экономической и валютно-финансовой политики: Этот союз имеет место лишь в Западной Европе. В современных условиях развитие устойчивых экономических связей между странами и, особенно, между их фирмами на основе международного разделения труда приняло глобальный характер.

Развитию межгосударственной экономической интеграции способствует наличие целого ряда предпосылок. Так, интеграционные процессы наиболее продуктивно происходят между странами, находящимися примерно на одинаковом уровне экономического развития и имеющими однородные хозяйственные системы. Другая, не менее важная предпосылка - географическая близость интегрирующихся стран, расположенных в одном регионе и имеющих общую границу. Возможность и целесообразность интегрирования во многом определяется наличием между странами исторически сложившихся и достаточно прочных экономических связей. Большое значение имеет общность экономических интересов и проблем, решение которых совместными усилиями может быть значительно эффективнее, чем порознь. Примером может служить наиболее развитая форма интеграции, сложившаяся в Европейском союзе.

Задание 3. Охарактеризуйте деятельность России в интеграционных группировках (материал систематизируйте в форме таблицы):

Название международной организации

Страны - участницы

Цели создания

Основные проблемы

Перспективы сотрудничества

ЕЭП

АТЭС

СНГ

ЕС

ШОС

АСЕАН

Единое Экономическое Пространство: РФ, Беларусь, Казахстан, Украина

Под Единым экономическим пространством понимается экономическое пространство, объединяющее таможенные территории государств, на котором функционируют механизмы регулирования экономик, основанные на единых принципах, обеспечивающих свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы и проводится единая внешнеторговая и согласованная, в той мере и в том объеме, в каких это необходимо для обеспечения равноправной конкуренции и поддержания макроэкономической стабильности, налоговая, денежно-кредитная и валютно-финансовая политика. Президенты России, Белоруссии, Казахстана и Украины заявили о намерении сформировать Единое экономическое пространство 23 февраля 2003 года.

19 сентября 2003 года было подписано соглашение по этому поводу. На саммите в Астане 15 сентября 2004 года президенты стран «четвёрки» утвердили перечень из 29 документов, подлежащих согласованию и подписанию в первоочередном порядке.

Основные задачи ЕЭП:

  1. формирование зоны свободной торговли без изъятий и ограничений, предполагающей неприменение во взаимной торговле антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер на базе проведения единой политики в области тарифного и нетарифного регулирования, единых правил конкуренции, применения субсидий и иных форм государственной поддержки;
  2. унификация принципов разработки и применения технических регламентов и стандартов, санитарных и фитосанитарных норм;
  3. гармонизация макроэкономической политики;
  4. создание условий для свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы;
  5. гармонизация законодательств Сторон в той мере, в какой это необходимо для функционирования ЕЭП, включая торговую и конкурентную политику;
  6. формирование единых принципов регулирования деятельности естественных монополий (в сфере железнодорожного транспорта, магистральных телекоммуникаций, транспортировки электроэнергии, нефти, газа и других сферах), единой конкурентной политики и обеспечение недискриминационного доступа и равного уровня тарифов на услуги субъектов естественных монополий.

Предполагалось, что все 29 первоочередных соглашений должны составлять неразрывный пакет и должны быть подписаны и вступить в силу одновременно. Украина, однако, с первых же дней начала тормозить процесс формирования ЕЭП, стремясь к получению односторонних политических и экономических преимуществ. Когда же к власти пришёл новый президент — Виктор Ющенко, — то новое руководство поставило во главу угла идею Евроинтеграции (вступления в Евросоюз и НАТО). В конце августа 2005 на саммите глав стран — участников Соглашения по формированию Единого экономического пространства Виктор Ющенко подтвердил, что украинское руководство считает возможным подписать лишь 15 документов, регламентирующих создание зоны свободной торговли. Остальные документы по ЕЭП, в которых речь идёт о создании наднационального тарифного органа и таможенного союза, Киев не устраивают. Несмотря на это, 6 октября 2007 г. на саммите Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) президенты России, Белоруссии и Казахстана подписали пакет документов, касающийся формирования правовой базы Таможенного союза ЕЭП: договора о комиссии Таможенного союза, о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза, протокол о порядке вступления в силу международных договоров, формирующих договорно-правовую базу союза, выхода из них и присоединения к ним. Создание таможенного союза завершилось в 2010 году.

Это соглашение стало фактически первым серьезным шагом трех государств на пути к взаимной экономической интеграции.

Россия и Азиатско-тихоокеанский форум экономического сотрудничества

АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ ФОРУМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА (АТЭС) – международная экономическая организация, созданная для развития интеграционных связей между странами бассейна Тихого океана. В настоящее время объединяет экономики 21 страны самого разного уровня развития (Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг (специальный административный район КНР), Канада, Китайская народная республика (КНР), Индонезия, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Чили, Филиппины, Южная Корея, Япония). Основана в г.Канберра (Австралия) по инициативе премьер-министра Австралии Б. Хоука в 1989 году.

Первоначально в нее вошли 12 стран - 6 развитых государств бассейна Тихого океана (Австралия, Канада, Новая Зеландия, США, Южная Корея, Япония) и 6 развивающихся государств Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины). К 1997 году в АТЭС входили уже почти все основные страны тихоокеанского региона: новыми членами стали Гонконг (1993), КНР (1993), Мексика (1994), Папуа-Новая Гвинея (1994), Тайвань (1993), Чили (1995). В 1998 году, одновременно с приемом в АТЭС трех новых членов – России, Вьетнама и Перу – введен 10-летний мораторий на дальнейшее расширение состава членов Форума. Заявления на вступление в АТЭС подали Индия и Монголия.

Цели организации:

  1. поддержание экономического роста стран региона;
  2. укрепление взаимной торговли;
  3. ликвидация ограничений на передвижение между странами товаров, услуг и капиталов согласно нормам ГАТТ/ВТО.

Хотя деятельность АТЭС развертывается на основе преимущественно неформальных механизмов, она развивается вширь и вглубь. АТЭС начинался со скромной программы переговоров о развитии взаимной торговли. На Осакском саммите странами АТЭС было определено более десятка приоритетных сфер деятельности:

  1. торговые тарифы;
  2. нетарифные меры регулирования взаимной торговли;
  3. международные услуги;
  4. международные инвестиции;
  5. стандартизация товаров и услуг;
  6. таможенные процедуры;
  7. права интеллектуальной собственности;
  8. конкурентная политика;
  9. распределение государственных заказов;
  10. правила, касающиеся происхождения товара;
  11. посредничество в спорах;
  12. мобильность бизнесменов;
  13. внедрение результатов уругвайского раунда переговоров по торговле в рамках ВТО;
  14. сбор и анализ информации.

Наиболее важным направлением являются мероприятия, направленные на стимулирование взаимной торговли и зарубежных инвестиций. Шагом к активизации участия РФ в АТЭС стала разработка государственной концепции участия России в Форуме, которую изложил президент Российской Федерации В. В. Путин во время очередного саммита АТЭС в Бангкоке в октябре 2003г. В своем выступлении он заявил, что «курс России на дальнейшее развитие всестороннего сотрудничества со странами АТР – это наш осознанный выбор. Он сделан в силу возрастающей взаимозависимости мира и в силу того, что этот регион сегодня стал одним из самых динамично развивающихся». На 13 саммите АТЭС в Пусоне в ноябре 2005г. было предложено считать приоритетным направлением экономического сотрудничества России со странами АТЭС совместную работу в сфере энергетики, а в политической сфере – борьбу с терроризмом.

Деятельность России в рамках Содружества Независимых Государств

Содружество Независимых Государств (СНГ) — межгосударственное объединение большинства бывших союзных республик СССР. СНГ основали Белоруссия, Россия и Украина. В Соглашении о создании СНГ, подписанном 8 декабря 1991г. в Минске, эти государства констатировали, что СССР в условиях глубокого кризиса и распада прекращает своё существование и заявили о стремлении развивать сотрудничество в политической, экономической, гуманитарной, культурной и других областях.

21 декабря 1991г. к Соглашению присоединились Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, подписавшие совместно с Белоруссией, Россией и Украиной в Алма-Ате Декларацию о целях и принципах СНГ. До ратификации парламентами действительного членства Азербайджан (до сентября 1993г.) и Молдавия (до апреля 1994г.) были ассоциированными членами СНГ. В октябре 1993г. действительным членом СНГ стала Грузия. В августе 2005г. Туркмения вышла из действительных членов СНГ и получила статус ассоциированного члена-наблюдателя. Молдавия и Украина, как и Туркмения, не ратифицировали Устав СНГ. Это означает, что формально они членами Содружества не являются, хотя при этом Украина остаётся государством-основателем и участником СНГ.

В ряде структур СНГ (координационные комитеты аппаратов президентов, по статистике, железным дорогам и др.) в качестве наблюдателя участвует Монголия.

В 1993г. принят Устав СНГ, который предусматривает сферы совместной деятельности государств:

  1. обеспечение прав и свобод человека,
  2. координация внешнеполитической деятельности,
  3. сотрудничество в формировании общего экономического пространства, в развитии систем транспорта и связи,
  4. охрана здоровья населения и окружающей среды,
  5. вопросы социальной и иммиграционной политики,
  6. борьба с организованной преступностью,
  7. сотрудничество в оборонной политике и охране внешних границ.

Органы СНГ:

Совет глав государств СНГ;

Совет глав правительств СНГ;

Совет министров иностранных дел СНГ;

Совет министров обороны СНГ;

Совет объединенных вооруженных сил СНГ;

Совет командующих пограничными войсками СНГ;

Межгосударственный экономический совет СНГ;

Межпарламентская ассамблея СНГ;

Экономический суд;

Статистический комитет СНГ;

Комиссия по правам человека.

В июле 2004г. на заседании Совета безопасности РФ, посвящённом политике России в СНГ, президент Владимир Путин признал: «Мы подошли к определённому рубежу в развитии СНГ. Либо мы добьёмся качественного укрепления СНГ, создадим на его базе реально работающую, влиятельную в мире региональную структуру, либо нас неизбежно ждёт „размывание“ этого геополитического пространства и, как следствие, окончательное падение интереса к работе в Содружестве среди его государств-участников».

В марте 2005г., после того как российское руководство потерпело целый ряд ощутимых политических провалов в отношениях с бывшими республиками СССР (Грузия, Украина, Молдавия), и в самый разгар кризиса власти в Киргизии, Владимир Путин высказался уже более категорично: «Все разочарования — от избытка ожиданий… Если кто-то ожидал от СНГ каких-то особых достижений в экономике, политике или в военной сфере, естественно, этого не было, так как и быть не могло. Цели программировались одни, а на деле процесс после распада СССР проходил по-другому…». Как выразился Путин, СНГ создавалось для «цивилизованного развода» постсоветских стран, а всё остальное — «политическая шелуха и болтовня». Реальными же интеграционными инструментами, по его мнению, сейчас являются такие объединения, как ЕврАзЭс и создаваемое Единое экономическое пространство (ЕЭП). Что же касается СНГ, то оно, по словам Путина, играет роль «весьма полезного клуба для выявления взглядов руководителей государств на имеющиеся проблемы гуманитарного и экономического характера».

В связи с нарастанием центробежных процессов в СНГ, в последние годы неоднократно поднимался вопрос о необходимости его реформирования. Как отмечали некоторые СМИ, в 2006 году скептицизм в отношении жизнеспособности и эффективности СНГ был связан ещё и с торговыми войнами между Россией, с одной стороны, и Грузией, Молдавией, Украиной — с другой, но особенно — с резким обострением отношений между Россией и Грузией. Последние события, по мнению некоторых наблюдателей, поставили СНГ на грань выживания, поскольку российские санкции против страны, которая входит в СНГ, оказались беспрецедентными.

Кроме того, как отмечают многие обозреватели, к концу 2005 года политику России в отношении стран СНГ (и вообще постсоветских государств) стала «формировать» российская газовая монополия «Газпром», как бы заменившая собой Министерство иностранных дел. Цены на поставляемый природный газ превратились в действенный инструмент поощрения и наказания стран СНГ в зависимости от их политики в отношении России.

После того как Россия перешла на рыночные цены на газ, поставляемый партнёрам по СНГ, Содружество лишилось главного объединяющего фактора — низких цен на газ и нефть. Одновременно на протяжении всего 2006 года российское руководство предпринимало усилия по формированию на базе СНГ некоего союза государств, связанных системой нефте- и газопроводов и признающих лидирующую и ключевую роль России как монопольного поставщика энергоресурсов в Европу со всего постсоветского пространства. Сопредельные государства в этой структуре должны играть роль либо поставщиков своего газа в российские трубопроводы (Туркмения, Казахстан, Узбекистан), либо транзитных стран (Украина, Белоруссия). Залогом энергетического союза должна была стать продажа энергетических и энерготранспортных активов или обмен ими.

Сотрудничество в рамках Европейского Союза

Существуют две основные точки зрения на отношения России с ЕС. Сторонники одной считают вполне необходимым и возможным курс на всемерное сближение с ЕС для того, чтобы в перспективе вступить в тесный экономический союз. Представители другой позиции полагают, что присоединение России к ЕС будет означать для неё «гибель, потерю управляемости, растворение». Думается, что в ближайшей перспективе вопрос о возможности присоединения России к ЕС не актуален.

Гораздо более насущны вопросы выполнения соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС, подписанного в середине 1994 г. и ратифицированного в конце 1996 г. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) создает устойчивый, построенный на основе международного права, режим экономического взаимодействия, охватывающий, в основном, всю торговлю товарами между Россией и ЕС, трансграничную торговлю услугами, движение капиталов, учреждение и деятельность компаний. Значение СПС заключается в том, что в последние годы ЕС превратился в главного партнера России в международном сотрудничестве. В стратегическом плане ЕС, располагающий мощным торгово-промышленным и финансовым потенциалом, будет и впредь играть ведущую роль в российских внешнеэкономических связях. ЕС выступает как серьезный импортер энергетических и сырьевых товаров, составляющих основу современного российского экспорта. На его долю приходится 40% товарооборота России, против 5% - с США. При таком соотношении долларизация внешнеэкономических связей России не вполне оправдана и в перспективе евро может потеснить доллар с его определяющих позиций в экономических отношениях России с ЕС. Допуск евро во внутрироссийский валютный оборот может способствовать дальнейшему развитию внешнеэкономических связей России с Евросоюзом.

В соответствии с Соглашением о партнерстве и Сотрудничестве для товаров ЕС и России устанавливается национальный режим. Это означает, что российские товары на рынке ЕС и товары ЕС на рынке России не могут облагаться налогами и сборами более высокими, чем отечественные товары. В соответствии с Соглашением отменяются количественные ограничения (квоты) на ввоз в европейские страны российских товаров, за исключением текстиля, стали, ядерных материалов, торговля которыми должна регулироваться отдельными соглашениями. Соглашение обязывает Россию и ЕС обеспечивать адекватную и эффективную защиту прав на интеллектуальную и промышленную собственность. В целом Соглашение открывает широкие возможности по сближению России и ЕС, и ее включению в мировое хозяйство. Однако потребуется немало обоюдных усилий, чтобы в полном объеме реализовать эти возможности. ЕС, формируя свою политику по отношению к России, рассматривает ее как важную и самостоятельную силу в будущей архитектуре Европы. ЕС обязуется способствовать необратимости экономических реформ в России, ее интеграции в мировую экономику на основе рыночных законов, скорейшему принятию в ВТО и другие международные экономические организации. Направления и особенности этого сотрудничества будут во многом зависеть как от развития и трансформации самого ЕС, так и от развертывания процессов интеграции в рамках СНГ. В ближайшие годы главной задачей в отношениях с ЕС будет реализация СПС и решение конкретных спорных вопросов в сфере торговли, в частности, по антидемпинговой политике, проводимой в отношении России.

Перспективы расширения роли Шанхайской Организации Сотрудничества

Шанхайская Организация Сотрудничества, ШОС – субрегиональная международная организация, в которую входят 6 государств – Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Общая территория входящих в ШОС государств составляет 61% территории Евразии, ее совокупный демографический потенциал – четвертую часть населения земли, а экономический потенциал включает в себя самую мощную после США китайскую экономику. Официальные рабочие языки – русский и китайский. Штаб-квартира в Пекине.

Пессимистично настроенные эксперты отмечают в качестве двух наиболее очевидных проблем ШОС слишком большие расхождения интересов между ее членами и неопределенность в вопросе о ее статусе из-за дублирования многих функций ШОС Организацией договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в которую входят четыре из шести членов ШОС. К тому же Казахстан, Узбекистан и Киргизия пока не ратифицировали хартию ШОС, принятую в 2002. Это тормозит регистрацию ШОС в ООН и, как следствие, международное признание ее субъектности. Вместе с тем, такие страны как Иран, Монголия, Индия, Пакистан, Шри-Ланка, США и региональные организации в лице АСЕАН и ЕС проявляют интерес к сотрудничеству.

Вопрос о внешнеполитической ориентации стран-участниц остается одним из ключевых при оценке перспектив развития этой организации. Аналитики отмечают, что такие инициативы, как проект транспортного коридора от Шанхая до Санкт-Петербурга – прообраза возрожденного «Великого шелкового пути» – был принят ШОС как альтернативный после того, как ЕС и США поддержали проект транспортного коридора из Европы в Азию ТРАСЕКА (TRACECA, Transport Corridor Europe Caucasus Asia).

Наиболее четко расхождения между странами ШОС обозначились в отношении войны в Ираке в 2003 году. Тогда Россия вместе с Францией и Германией пыталась предотвратить начало войны, Китай на словах осудил действия антииракской коалиции, Казахстан, Киргизия и Таджикистан заняли в целом нейтральную позицию, а Узбекистан безоговорочно поддержал военную кампанию. Вместе с тем, тот факт, что Узбекистан вышел в 2002 году из образованной в 1997 году региональной организации ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдова) и заблаговременно вступил в 2001 году в ШОС, говорит о растущем весе и привлекательности этой организации для стран региона.

Дальнейшему усилению роли ШОС могут способствовать следующие меры:

Вступление Индии. Подключение такого крупного и авторитетного государства превратило бы ШОС в одну из наиболее влиятельных международных организаций. Удалось бы значительно стимулировать экономическую кооперацию за счет индийского потенциала, а также расширить вовлеченность Дели в политическое сотрудничество на восточном и северном направлениях.

Принятие Монголии, наряду с закрытием территориальной «бреши» в ШОС и стимулированием экономического сотрудничества за счет потенциала (в первую очередь ресурсного) этой страны, имело бы большой демонстрационный эффект, поскольку в настоящее время основным торговым партнером Монголии является США, что вполне характерно для посткоммунистической экономики азиатского государства.

Афганистан можно вовлечь в работу Шанхайской организации сотрудничества, предоставив ему статус наблюдателя и активизировав роль ШОС в борьбе с наркоторговлей и в усилиях по стабилизации положения в этой стране.

Значительная активизация экономического сотрудничества в рамках ШОС за счет государственного финансирования многосторонних проектов. Наилучшим вариантом было бы создание программы или фонда развития ШОС, которые бы финансировались из госбюджетов стран-членов.

Направление экономической активности Китая в рамках ШОС в более конструктивное русло, разъясняя преимущества широкого и комплексного подхода к экономическому сотрудничеству, который в большей степени отвечал бы общим интересам.

Учреждение на базе экспертного Форума Шанхайской организации сотрудничества, Международного института, призванного исследовать политическое и экономическое развитие региона охвата ШОС.

Осуществление вышеуказанных мер способствовало бы выходу Шанхайской организации сотрудничества на новый этап развития, поставило бы ее в ряд наиболее влиятельных международных институтов и способствовало бы продвижению российских интересов в Азии.

Интегрирование России в Ассоциацию Стран Юго-Восточной Азии

Ассоциация Стран Юго-Восточной Азии, АСЕАН (Association of South East Nations, ASEAN) – региональная организация стран Юго-Восточной Азии. Образована в 1967. Включает 10 стран (Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней (1984), Вьетнам (1995), Лаос (1997), Мьянма (1997), Камбоджа (1999)).

Основные цели АСЕАН:

– ускорение экономического развития, социального и культурного прогресса стран Юго-Восточной Азии (ЮВА);

– укрепление мира и региональной стабильности;

– расширение активного сотрудничества и взаимопомощи в области экономики, культуры, науки, техники и подготовки кадров;

– развитие более эффективного сотрудничества в сфере промышленности и сельского хозяйства;

– расширение взаимной торговли и повышение жизненного уровня граждан стран-участниц;

– установление прочного и взаимовыгодного сотрудничества с другими международными и региональными организациями.

В странах Ассоциации считают, что Россия является, и будет оставаться великой евроазиатской державой, что региональная безопасность выиграет от вовлечения ее в важнейшие политические и мирохозяйственные процессы, идущие в АТР и ЮВА.

Начиная с 1992 г. Россия на постоянной основе участвует в постминистерских конференциях АСЕАН, являясь одним из диалоговых партнеров Ассоциации. С 1994 – в работе АРФ по проблемам безопасности. По инициативе РФ в документах Форума нашла место идея постепенного продвижения от налаживания мер доверия через этап превентивной дипломатии к созданию системы региональной безопасности, охватывающей тихоокеанскую Азию.

С середины 1997 года начал действовать Совместный комитет сотрудничества АСЕАН – Россия, заседания которого периодически проходят в Москве или в одной из асеановской столиц. Создан и действует предусмотренный диалоговыми отношениями Фонд Россия – АСЕАН, занимающийся проблемами двустороннего экономического, торгового и научно-технического взаимодействия. В его деятельности участвуют представители как официальных, так деловых и академических кругов.

Успешно развиваются торговые связи России со странами АСЕАН, лидирующих в системе двусторонних экономических отношений.

Заметное место в отношениях с такими странами АСЕАН, как Вьетнам, Индонезия, Малайзия занимает военно-техническое сотрудничество. За счет военной техники российского производства полностью осуществляется модернизация стратегических ракетных войск, малайзийские ВВС оснащены самолетами российского производства.

Вполне благополучно складывается положение с финансовыми интересами России в странах АСЕАН. Индонезия досрочно рассчиталась по своему крупному долгу, восходившему к 1960-м годам. В 2000 году подписано соглашение об урегулировании крупной задолженности Вьетнама. Реализуется аналогичная договоренность с Лаосом. Единственная проблема – задолженность Камбоджи, размеры которой, однако, относительно невелики.

С учетом того, что государства Юго-Восточной Азии в последнее время все более наращивают торговые связи с Россией, причем особое внимание уделяется в первую очередь не сырьевой стороне экономики, а ВПК, можно предположить, что в ближайшем будущем Россия вступит в АСЕАН. Такое решение могло бы поспособствовать ещё более тесным контактам между государствами-членами АСЕАН и Россией.

Задание 4. Прочитайте текст, выполните задания:

  • Дайте определение понятия «правовая интеграция».
  • Как глобализация проявляется в правовой сфере?
  • В чем Вы видите проблемы и перспективы сотрудничества России с международными организациями в правовой сфере (материал систематизируйте в виде таблицы):

Название организации

Проблемы сотрудничества

Формы сотрудничества

Совет Европы

СНГ

Политические и правовые системы планеты по мере эволюции человеческой цивилизации стремительно меняются. В современных условиях сложились предпосылки для очередной их трансформации. Мир переживает период беспрецедентных преобразований в своём движении к глобальному обществу, для которого сознание людей, по-видимому, ещё не созрело.

Нарождается новый мировой порядок с его обновляющейся международно-правовой основой. Глобализация оказала мощное воздействие на все аспекты международной интеграции РФ, в том числе правовую. Правовая интеграция - это объединение правовых систем государств на базе общих правовых принципов, целей, стандартов, методов и средств правового регулирования в консолидированную (в той или иной мере) правовую систему.

Глобализационные процессы затрагивают сегодня фактически все сферы жизнедеятельности нашего общества. Они прямо или опосредованно воздействуют на культуру, экономику, политику, культуру, мораль, право. Научно-техническая революция объективно требует интеграции всех государств. Эти проблемы обретают важнейшее значение для будущего всей цивилизации.

Специфика этих процессов в правовой сфере состоит в том, что они проявляются и прослеживаются в той или иной степени во всех структурных частях юридической системы страны. Речь идёт в первую очередь о нормативной правовой базе, а также системе источников права и их соотношении. Правовые системы меняются в связи с более активным проникновением в них международно-правовых норм, а также норм межгосударственных объединений (европейское право, Модельные кодексы стран СНГ).

Однако правовая глобализация отражает не только формальные моменты, но и качественные характеристики: интернационализации правовых принципов и целей; нарастание общего в нормативно-правовой жизни людей, унификацию правовой регламентации основных сфер социальной действительности; утверждение во всемирном масштабе достижений индустриального общества и постепенного "врастания" национальных социально-политических и правовых систем в единую всемирную информационно-коммуникативную систему.

Одной из наиболее актуальных задач российской интеграционной политики, выступает формирование единых правовых пространств в рамках СНГ, по линии Россия – Евросоюз, Совета Европы, ОБСЕ в контексте Единого экономического пространства (ЕЭП), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), Евроазиатского экономического сообщества (ЕвраАзЭС) и других межгосударственных объединений.

Уже более 10 лет наша страна является членом Совета Европы. Наши отношения развиваются, хотя и не всегда просто, но в целом конструктивно, в том числе в правовой сфере. И приобретенный опыт, можно оценить как позитивный, особенно работу в таких структурах СЕ, как Парламентская Ассамблея, Суд по правам человека, Комитет министров и других структурах. Кстати, только в 2005 году в Европейский суд от российских граждан поступило 8,5 тыс. жалоб. Такая "интеграция", конечно, нежелательна, ибо она говорит о недостатках и неэффективности отечественной правовой системы, но факт остаётся фактом.

Недавно наша страна ратифицировала Конвенцию Совета Европы о предупреждении терроризма, приняла свой собственный закон "О противодействии терроризму". Ранее нами была одобрена Конвенция ООН о борьбе с коррупцией. Сейчас в соответствии с этими документами вносятся необходимые поправки в действующее уголовное, уголовно-процессуальное и оперативно-розыскное законодательство. Мы воспринимаем всё то позитивное, что уже выработано и используется другими странами.

Одним из приоритетных направлений сотрудничества России и Совета Европы является формирование общего европейского пространства в правовой, социальной, гуманитарной и культурной сферах. Тоже самое можно сказать о создании общемирового правового пространства. О важности этой тенденции лишний раз свидетельствует то, что в администрации главы государства есть специальный представитель Президента РФ (В. Иванов) по вопросам "создания общего пространства свободы, безопасности и правосудия".

По российской инициативе в повестку дня Парламентской Ассамблеи СЕ был внесён вопрос о свободном передвижении граждан между всеми странами - членами организации. Российская сторона не случайно выделяет эту проблему, поскольку она напрямую затрагивает интересы и права многих россиян, которые в случае принятия положительных решений могут убедиться в значимости для них участия России в этой организации.

Положительно оценивается работа ПАСЕ на антитеррористическом направлении и в борьбе с организованной преступностью. Россия выступает за укрепление международно-правовой базы сотрудничества в этой сфере.

Однако, есть в деятельности этой организации моменты, которые вызывают настороженность. Трудно позитивно оценивать ситуацию, сложившуюся в части мониторинга обязательств России, взятых ею при вступлении в СЕ. За прошедшее время при экспертном участии Совета в нашей стране проведена крупномасштабная правовая и судебная реформа, ратифицированы десятки нормативно-правовых актов, созданы механизмы и институты, в значительной мере приблизившие российское законодательство и правоприменительную практику к европейским стандартам.

Российская сторона считает, что основные ее обязательства выполнены, и потенциал механизма мониторинга по сути дела исчерпан. В данной ситуации напрашивается вывод, что пришло время закрыть его, а по тем вопросам, которые могут возникать, перейти к режиму постмониторингового диалога. Ссылка на то, что Россия пока не ратифицировала Протокол об отмене смертной казни, и это якобы является препятствием, не убедительна, ибо уже почти 10 лет у нас в стране действует мораторий на исполнение смертных приговоров.

У России возникли серьёзные разногласия с Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Их суть – в применении двойных стандартов по отношению к различным странам. С нашей стороны по этому поводу не раз высказывались критические замечания, делались заявления о необходимости пересмотра принципа финансирования этой организации, ее реформирования, методов деятельности.

Российская дипломатия не раз указывала на упорно демонстрируемое уже полтора десятилетия нежелание ОБСЕ видеть мир таким, какой он есть, и прогнозировать его развитие. Как следствие, на повестке дня стоит вопрос о реформировании данной организации. Что и было главной темой встречи Министров иностранных дел, состоявшейся в Любляне в декабре 2005 года.

До сих пор ОБСЕ не имеет Устава и правил процедуры, что присуще устоявшимся международным организациям. А институциональное строительство ОБСЕ так и осталось незавершенным, что не может не сказываться на ее эффективности. За тридцать лет существования ОБСЕ в ее актив можно записать то, что она в значительной мере содействовала преодолению блокового раскола в Европе периода "холодной войны". А также установление фундаментальных принципов сотрудничества и равноправного политического диалога европейских стран, США и Канады, утверждению всеобъемлющего подхода к безопасности и принципа ее неделимости, военно-политической разрядке, правам человека.С мая 2006 года Россия председательствует в Комитете министров СЕ. Среди приоритетов российского председательствования можно выделить следующие темы: дальнейшее развитие демократии, обеспечение прав человека и верховенства закона; консолидация усилий всех стран Совета на совместный поиск адекватных ответов на новые вызовы и угрозы, с которыми столкнулись народы Европы в последние годы; укрепление сотрудничества в правовой сфере; обеспечение более тесной социальной сплоченности на европейском пространстве; расширение связей в области культуры, образования, науки и спорта.

РФ и ЕС имеют взаимный стратегический интерес друг к другу. Они накопили необходимый политико-правовой и торгово-экономический опыт и ресурс для его совершенствования с учетом вызовов и угроз ХХI века. До сих пор действует Соглашение о партнерстве и сотрудничестве РФ и ЕС 1994 года. С момента его вступления в юридическую силу (1997 год) многие положения оказались выполненными. Но обнаружилась потребность в новых нормах, в частности, по совместным мерам борьбы с международным терроризмом, конкретизации существующих (например, судебные и арбитражные процедуры урегулирования споров).

Евросоюз, развиваясь как суперинтегрированное объединение при наличии наднациональных функций, решает различные, в том числе ранее не известные международному сообществу задачи (формирование общего экономического, социального и правового пространства; проведение скоординированной внешней политики, политики в области безопасности; создания общего пространства юстиции и внутренних дел и др.).

Примером позитивного развития отношений между ЕС и Россией может служить традиционная, уже 15 по счёту встреча представителей России и Европейского Союза, проходившая 10 мая 2005 года в Москве. Главным итогом саммита стало одобрение "дорожной карты" по четырем направлениям сотрудничества включая гуманитарно-правовое (СМИ, юридическая система, правосудие, работа правоохранительных органов, права человека и т.д.). Разумеется, "дорожные карты" не конец пути, а скорее начало нового этапа развития диалога Россия-ЕС.

В пространстве свободы, безопасности и правосудия одним из ключевых элементов является сотрудничество по противодействию терроризму, коррупции, организованной преступности, отмыванию денег, незаконному обороту наркотиков, торговле людьми и другим видам незаконной деятельности. Большое место в документе отдано совместным действиям по соблюдению принципа недискриминации, свободы передвижения, противодействие любым формам проявления нетерпимости, расизма, ксенофобии, религиозной и национальной этнической розни.

Отношения со странами СНГ имеют ключевое, основополагающее значение для обеспечения национальных интересов России, которая остается обладателем наиболее серьезной "мягкой силы" Содружества. У народов этих бывших советских республик общие традиции, русский язык, история, личные связи населения, культура. Россия всегда играла цивилизационную роль в данном регионе. Но до сих пор она не сумела в полной мере воспользоваться этими преимуществами.

В этой связи необходимо отметить ведущую роль России в разработке и принятии различных модельных Кодексов, имеющих своей целью постепенное создание единого правового пространства. В феврале 2004 года Государственная Дума РФ единодушно одобрила масштабную Программу создания так называемых "модельных" (идентичных) законов для всех стран СНГ.

Этот документ был разработан в недрах Межпарламентской ассамблеи (МПА). В Программе указаны конкретные юридические документы, которые предлагается принять всем государствам СНГ. Среди них закон об экологической безопасности, конвенция о приграничном сотрудничестве, образовательный Кодекс, закон о борьбе с терроризмом, закон о государственном финансовом контроле. Следует обратить внимание на то, что сама идея унификации некоторых важнейших законодательных актов воспринимается в государствах СНГ только положительно. Все законопроекты упомянутой программы направляются в парламенты бывших республик СССР, вошедших в Союз Независимых Государств.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Артёмов В.В., Лубченков Ю.Ю. История (для профессий и специальностей технического, естественно - научного, социально-экономического профилей) в 2-х частях. М.: Академия. - 2019.

#1057;амыгин П.С, История (Среднее профессиональное образование), -20-е изд. перераб. и доп.- Ростов-н /Д : Феникс, 2014-474 - с. 2018.

Дополнительные источники:

1. Нарочницкая Н.А. Россия и русские в мировой истории. – М.:2018.

2. Сурков В.Ю.Основные тенденции и перспективы развития современной России. – М.:2019

Интернет-ресурсы

1. Базы данных, информационно-справочные, поисковые системы.

2. Всемирная история в Интернете

3. Информация об участии советских /российских/ войск в военных конфликтах XX. http://

4. Электронное учебное пособие. Компакт диск Электронные карты, энциклопедия «Истории России».

#1042;аллерстайн. Миро-системный анализ.

Интернет-ресурс http:

Критерии оценки знаний студентов

Оценка "отлично" ставится, если студент:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание темы практического занятия.
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники.

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию преподавателя.

Оценка "хорошо" ставится, если студент:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание темы практического занятия. Допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.

3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка "удовлетворительно" ставится, если студент:

1. Усвоил основное содержание темы семинарского занятия, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.

2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.

4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.

5. Отвечает неполно на вопросы преподавателя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.

6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы преподавателя, допуская одну - две грубые ошибки.

Оценка "неудовлетворительно" ставится, если студент:

1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.

2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов.

3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.

5. Полностью не усвоил материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине "История" ОГСЭ

Методические рекомендации предназначены для студентов, изучающих историю ОГСЭ....

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для студентов БУ «Когалымский политехнический колледж» по выполнению практических работ по УДД.02 Основы самостоятельной работы студентов по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих 15.01.31 Мастер контрольно-изме

Методические указания по выполнению практических работ разработаны для студентов бюджетного учреждения профессионального образования «Когалымский политехнический колледж» в соответствии с ...

Методические указания по выполнению практических работ по предмету История для студентов СПО

Методические указания по  выполнению практических работ по предмету История позволяюто организовать практическую работустудентов  на занятии, контроль знаний, самоконтроль и взаимоконтроль....

Методические указания для студентов колледжа по выполнению практических заданий по МДК 02.02 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников ПМ.02 Организация различных видов деятельности и общения дошкольников

Методическиеуказания для студентов колледжапо выполнению практических заданийпо МДК 02.02 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольниковПМ.02 Организация различных ...

Методические указания для студентов колледжа по выполнению практических заданий МДК. 01.02 Методика преподавания по программам дополнительного образования в области музыкальной деятельности: методика работы с детским хоровым коллективом

Методические рекомендации по организации и проведению практических занятий для студентов по теме«Методика работы с детским хоровым коллективом» МДК.01.02Методика преподавания по прогр...

Методические рекомендации для студентов колледжа по выполнению практических работ

Методические рекомендации предназначены для студентов и служат пособием при выполнении практических заданий, предусмотренных рабочими учебными планами специальности 54.02.01Дизайн (по отраслям), запла...