Методические рекомендации по дисциплине "Обществознание" по выполнению практических работ для студентов СПО
учебно-методический материал по теме

Двоеглазова Светлана Вячеславовна

Методические рекомендации по выполнению практических работ для студентов СПО (обществознание).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota.doc.docx124.02 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области

«Уральский горнозаводской колледж имени Демидовых»

Рассмотрено:                                             

на заседании методического совета                         

протокол № 1                                                

от « 06» сентября 2016 г.        

.

Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной дисциплине

ОДБ.04 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

(ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО)  

для образовательной программы  среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего звена  

23.02.03. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

15.02.08. «Технология машиностроения»

Невьянск

2016

                                

 

Составитель: Двоеглазова Светлана Вячеславовна, преподаватель высшей квалификационной категории.

   Методические  рекомендации  по  выполнению практических работ по  учебной дисциплине   «Обществознание (включая экономику и право)» составлены в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, рабочей учебной программой по дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)»

       Методические  рекомендации  по  учебной дисциплине  ««Обществознание (включая экономику и право)»  для  обучающихся  по программе подготовки специалистов среднего звена 23.02.03. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

15.02.08. «Технология машиностроения».

                                                                                                          ©Двоеглазова С.В., 2016

©ГБПОУ СО «УрГЗК», 2016

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………………………………………………………….3

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..…………4

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ…………………5

ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ……………………………6

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………..................45

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В соответствии с  требованиями федерального государственного  образовательного  стандарта  среднего профессионального образования к основным видам учебных занятий наряду с другими отнесены практические занятия.

* Практическая работа направлена на проверку уровня сформированности учебных умений в ходе практической деятельности (выполнение вычислений, расчётов, чертежей, работа с нормативной документацией, инструктивными материалами, справочниками).

В процессе практического занятия как вида учебных занятий обучающиеся выполняют одно или несколько практических заданий под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала.

Выполнение обучающимся практических работ проводится с целью:

- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений;

- углубления теоретических знаний в соответствии с заданной темой;

- формирования    умений     применять    теоретические    знания    при    решении

поставленных вопросов;

- развития общих и профессиональных компетенций обучающихся;

- развития    творческой    инициативы,    самостоятельности,    ответственности    и

организованности.

    Выполнение обучающимися практических работ
направлено на:

- обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических

знаний    по    конкретным    темам    дисциплин;

.формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию

единства интеллектуальной и практической деятельности;

-развитие общих и профессиональных  компетенций обучающихся;

-выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых

качеств,     как     самостоятельность,     ответственность,     точность,     творческая

инициатива.

3

ВВЕДЕНИЕ

УВАЖАЕМЫЙ  ОБУЧАЮЩИЙСЯ!

Методические рекомендации по  выполнению практических работ созданы Вам  в помощь для работы на занятиях, подготовки к практическим работам.

        Приступая к выполнению практической работы, Вы должны внимательно прочитать тему, цель работы, ознакомиться с порядком проведения работы, заданием и ответить на контрольные вопросы для закрепления теоретического материала.

Накануне проведения практического занятия необходимо получить домашнее задание на повторение теоретического материала, знание которого необходимо для сознательного выполнения вами  работ на практическом занятии.

Формами практических работ по дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» являются:

1.Работа с источниками.

2.Написание эссе.

2.Заполнение таблиц.

4.Решение задач.

5.Составление конспектов.

6. Ответы на вопросы.

7.Составление кроссвордов.

8.Создание презентаций.

9.Подготовка сообщений.

Основные требования по выполнению данных форм практических работ, а также критерии их оценивания, Вы найдете в содержании практических работ.

         Если в процессе подготовки к практическим работам или при решении задач у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений или указаний в дни проведения дополнительных занятий.

        Время проведения дополнительных занятий можно узнать у преподавателя.

Желаем Вам успехов!!!

4

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО)».

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1. Тема: «Идеальное общество».

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2.Тема: «Смысл жизни человека».

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3.Тема: «Общение».

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4.Тема: «Социальные институты».

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5.Тема: «Общество и природа».

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6.Тема: «Многовариантность общественного развития».

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 7.Тема: «Глобальные проблемы современности и пути их решения».

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 8.Тема: «Понятие о культуре».

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 9.Тема: «Этикет».

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 10.Тема: «Наука».

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 11.Тема: «Мораль».

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 12.Тема: «Религия как феномен культуры».

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 13.Тема: «Искусство и его роль в жизни людей».

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14. Тема: «Типы экономических систем».

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 15.Тема: «Рынок».

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 16.Тема: «Роль фирм в экономике».

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 17.Тема: «Роль государства в экономике».

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 18.Тема: «Экономика потребителя».

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 19.Тема: «Мировая экономика».

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 20.Тема: «Социальная мобильность».

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 21.Тема: «Понятие социальных норм и  социального контроля. Девиантное поведение».

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 22.Тема: «Социальный конфликт».

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 23. Тема: «Семья».

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 24.Тема: «Формы государства».

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 25.Тема: «Гражданское общество и государство».

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 26.Тема: «Политические партии».

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 27.Тема: «Основы конституционного права Российской Федерации».

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 28.Тема: «Уголовное право».

5

ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1.

Тема: «Идеальное общество».

Цель работы: высказать и аргументировать собственную позицию по предложенной теме.

Задание: напишите эссе на тему: «Идеальное общество. Каким я его представляю?»

Ответьте на вопросы: Возможно ли существование идеального общества? Если да, что для этого нужно? Если нет, по каким причинам?

Норма времени: 1 академический час.

Порядок  выполнения практической работы: приготовьте отдельный тетрадный лист, запишите тему и начинайте выполнять работу. Пишите аккуратно, разборчивым почерком, через клетку.

Объем работы: 1,5-2 листа рукописного текста.

Критерии оценивания:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

Балл

(отметка)

Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы.

Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа.

Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

5

(«5»)

Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы.

Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются).

Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

4

(«4»)

Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы.

Проблема раскрыта при формальном  использовании обществоведческих терминов.

Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

3

(«3»)

Представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.

2

(«2»)

Проблема не раскрыта ИЛИ

Дана информация (факты общественной жизни или личного опыта) не в контексте задания.

0

Максимальный балл

5

 

6


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2.

Тема: «Смысл жизни человека».

            Цель работы: анализ высказываний различных авторов; систематизация информации; высказывание и аргументация собственной позиции по предложенной теме.

Источник: Важенин А.Г. Практикум по обществознанию. – М., 2007, с.37 (параграф 2.3. «Цель и смысл жизни человека»).

Задание: прочитайте высказывания различных авторов, проанализируйте их, результаты занесите в таблицу.

Автор высказывания

Как раскрыта проблема смысла жизни (кратко)

Что общего во взглядах авторов

1.Сенека

2.Л.Н.Толстой

3.М.Горький

4.О.Уайлд

5.А.Стендаль

6.Марк Аврелий

7.Ф.Брукс

8.А.Шопенгауэр

9.Омар Хайям

10.Августин Блаженный

11.Д.Руми

12.В.Г.Белинский

Сделайте вывод, ответив на вопросы: «В чем Вы видите смысл человеческой жизни? Каков смысл Вашей жизни? Каким образом выбранная Вами специальность отражает смысл Вашей жизни?

Норма времени: 1 академический час.

Порядок  выполнения практической работы: приготовьте отдельный тетрадный лист, запишите тему и начинайте выполнять работу. Пишите аккуратно, разборчивым почерком, через клетку.

Объем работы: 1- 1,5 листа рукописного текста – таблица

                           1-1,5 листа рукописного текста – ответы на вопросы.

Критерии оценивания таблицы:

• соответствие содержания теме;

• логичность структуры таблицы;

 • правильный отбор информации;

• наличие обобщающего (систематизирующего, структурирующего, сравнительного) характера изложения информации;

• соответствие оформления требованиям.

Критерии оценивания ответов на вопросы:

  • высказана основная мысль
  • аргументирована собственная позиция
  • сделан вывод.

7

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3.

Тема: «Общение».

Цель работы: анализ и систематизация информации; высказывание и аргументация собственной позиции по предложенной теме.

Источник: Важенин А.Г. Практикум по обществознанию.-М.,2007 г., с. 43 – 45 (параграф 2.5. «Общение»)

Задание:

 1.Прочитайте текст. Охарактеризуйте правила поведения на улице и в транспорте? Данные занесите в таблицу.

Правила поведения на улице

1.

2.

3.

4.

5.

6.

№…

Правила поведения в транспорте

1.

2.

3.

4.

5.

6.

№…

2.Сделайте вывод, ответив на вопросы:

1.Почему необходимо соблюдать правила поведения?

2.Сталкивались ли Вы с нарушениями этих правил?

3.Стараететсь ли Вы сами их соблюдать?

Норма времени: 1 академический час.

Порядок  выполнения практической работы: приготовьте отдельный тетрадный лист, запишите тему и начинайте выполнять работу. Пишите аккуратно, разборчивым почерком, через клетку.

Объем работы: 2 листа рукописного текста.

Критерии оценивания таблицы:

-по каждому пункту отражено не менее 10 правил

-правила изложены кратко, но при этом понятно

Критерии оценивания 2 части работы:

-высказана собственная точка зрения

-присутствует аргументация своего мнения

-сделан вывод.

 

8

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4.

Тема: «Социальные институты».

Цель работы: систематизация информации по теме.

Задание: 

1. Заполнить таблицу

Социальный институт

 Функции

Основные роли

Физические черты

Символические черты

1.Институт семьи и брака

1.

2.

3.

1.

2.

3

1.

2.

3

1.

2.

3

2.Институт образования

3. Политические институты (государство)

4. Экономические институты (производство)

5. Институт религии

Критерии оценивания:

0 - 35 баллов – 2 (неудовлетворительно)

36 – 44 балла – 3 (удовлетворительно)

45 - 54 балла – 4 (хорошо)

55 -60 баллов – 5 (отлично)

2. Пронаблюдать и проанализировать один день из жизни с момента подъёма и до отхода ко сну. Определить какие социальные институты направляли поведение. Данные занести в таблицу.

Время

Название социального института

Мои функции в рамках данного института

Утро

1.

1.

2.

3.

2.

1.

2.

3.

3.

1.

2.

3

День

Так же

Так же

Вечер

Так же

Так же

Критерии оценивания:

0 - 18 баллов – 2 (неудовлетворительно)

19 – 24 балла – 3 (удовлетворительно)

25 - 29 баллов – 4 (хорошо)

30 -36 баллов – 5 (отлично)

Норма времени:2 академических часа .

Порядок  выполнения практической работы: приготовьте отдельный тетрадный лист, запишите тему и начинайте выполнять работу. Пишите аккуратно, разборчивым почерком, через клетку.

Объем работы: 2 листа рукописного текста.

9

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5.

Тема: «Общество и природа».

Цель работы: осмысление высказываний мыслителей, анализ и систематизация информации; высказывание и аргументация собственной позиции по предложенной теме.

Источник: Важенин А.Г. Практикум по обществознанию.-М.,2007 г., с. 8-10 (параграф 1.2. «Общество и природа»)

Задание:

1.Прочитайте высказывания. Объясните отношение авторов к природе. Данные занесите в таблицу.

Автор высказывания

Отношение автора к природе – основная идея

1.Эпикур

2.К.Маркс

3.Ф.Энгельс

4.А.Швейцер

5.И.С.Тургенев

6.М.Ю.Лермонтов

7.И.С.Никитин

8.В.С.Барулин

9.Л.Бюхнер

10.Ж.Поль

Критерии оценивания:

1.полнота заполнения таблицы

2.верная формулировка главной идеи автора (а не переписывание высказывания)

2.Ответьте на вопросы:

Какие позиции авторов, по Вашему мнению, правильны? Почему?

Какие проблемы, поднимаемые авторами, актуальны и сегодня?

Критерии оценивания:

высказана собственная точка зрения

-присутствует аргументация своего мнения

-сделан вывод.

Норма времени: 1 академический час.

Порядок  выполнения практической работы: приготовьте отдельный тетрадный лист, запишите тему и начинайте выполнять работу. Пишите аккуратно, разборчивым почерком, через клетку.

Объем работы: 1,5-2 листа рукописного текста.

10

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6.

Тема: «Многовариантность общественного развития».

Цель работы: систематизация информации.

Источник: Важенин А.Г. Обществознание.-М.,2007, с. 33

Задание: Заполните таблицу, используя текст учебника.

«Типология общества»

Тип общества

Характерные черты

Доиндустриальное общество

Индустриальное общество

Постиндустриальное общество

Критерии оценивания:

-правильность отражаемых характеристик

-полнота характеристик

-краткость изложения

Норма времени: 1 академический час.

Порядок  выполнения практической работы: приготовьте отдельный тетрадный лист, запишите тему и начинайте выполнять работу. Пишите аккуратно, разборчивым почерком, через клетку.

Объем работы: 1лист рукописного текста.

11

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 7.

Тема: «Глобальные проблемы современности и пути их решения».

Цель работы: поиск, анализ, систематизация и представление информации;

высказывание и аргументация собственной позиции по предложенной теме; публичное представление результатов работы.

Задание: создать мини-проект творческого типа по предложенной теме.

Норма времени: 2  академических часа.

Порядок  выполнения практической работы: создать микрогруппы по 3-4 человека. Проанализировать и систематизировать информацию (домашнее задание по теме «Глобальные проблемы»). Получить на выходе творческий проект и представить его публично.

Темы проектов:

1.Мировая ядерная война

2.Истощение природных ресурсов

3.Экологический кризис

4.Перенаселение планеты

5.Неизлечимые заболевания, наркомания.

6.Международный терроризм

7.Разрыв в уровне экономического и культурного развития между развитыми и развивающимися странами.

Требования к содержанию и оформлению проекта.

1.проект необходимо выполнить на листах формата А3 в рукописном или печатном варианте.

2.В проекте должны содержаться:

-название темы

-участники проекта

-цель проекта

-краткое описание проблемы проекта (не менее 10 предложений)

-пути разрешения проблемы (не менее 5 путей).

Содержательная часть должна быть дополнена иллюстративным материалом.

Результаты необходимо представить публично.

Критерии оценивания проекта:

1. наличие всех элементов содержания проекта

1 – низкий уровень

2-средний уровень

3-высокий уровень

2. эстетичность оформления проекта (наличие иллюстративного материала)

1 – низкий уровень

2-средний уровень

3-высокий уровень

3. публичная защита проекта

1 – низкий уровень

2-средний уровень

3-высокий уровень

Итого:

0-4 балла – отметка «2»

5-6 баллов – отметка «3»

7-8 баллов – отметка «4»

9 баллов – отметка «5»

12

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 8.

Тема: «Понятие о культуре».

Цель работы: высказать и аргументировать собственную позицию по предложенной теме.

Задание: напишите эссе на тему: «Потребителем какого вида духовной культуры я являюсь? Приведите конкретные примеры. Объясните, почему Вам близок именно указанный вид духовной культуры?»

Норма времени: 1 академический час.

Порядок  выполнения практической работы: приготовьте отдельный тетрадный лист, запишите тему и начинайте выполнять работу. Пишите аккуратно, разборчивым почерком, через клетку.

Объем работы: 1,5 листа рукописного текста.

Критерии оценивания:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

Балл

(отметка)

Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы.

Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа.

Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

5

(«5»)

Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы.

Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются).

Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

4

(«4»)

Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы.

Проблема раскрыта при формальном  использовании обществоведческих терминов.

Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

3

(«3»)

Представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.

2

(«2»)

Проблема не раскрыта ИЛИ

Дана информация (факты общественной жизни или личного опыта) не в контексте задания.

0

Максимальный балл

5

13

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 9.

Тема: «Этикет».

Цель работы: воспроизведение полученных знаний.

Задание: ответить на вопросы.

Норма времени: 1 академический час.

Порядок  выполнения практической работы: приготовьте отдельный тетрадный лист, запишите номер вопроса и начинайте выполнять работу. Пишите аккуратно, разборчивым почерком, через клетку.

Вопросы:

1. Ты пришел в гости. Когда ты должен снять головной убор и вытереть ноги — за порогом или в прихожей?

2. Тебе не предложили раздеться, но провели в комнату. Как поступить?

3. Мужчина от женщины обычно идет слева? Это верное утверждение?

4. Ты встретил знакомого, у которого непорядок в одежде, к примеру, завернулся воротник пиджака. Как ты должен поступить?

5. Один из знакомых сидит в кафе за столиком, а другой входит в кафе. Как они поздороваются?

6. Можно ли подойти к столику знакомого, если он находится в обществе постороннего человека? Можно в этом случае спросить разрешения сесть за их стол? Можно ли остановиться у стола для разговора и как себя ведет сидящий?

   7. Ты в гостях за столом, накрытым к чаю. Как правильно взять конфету из конфетницы и как следует ее съесть?

   8. Как правильно произнести слова «звонит» и «позвонишь». 

   9. В какое время можно позвонить кому-либо по телефону? 

  10. Кто должен перезвонить, если телефонный разговор случайно был прерван? 

  11. Кто первый заканчивает разговор по телефону? 

  12. Кто первый должен пройти в дверь? 

  13. С какой стороны принято обходить прохожих? 

  14. Что требуется сделать, если вы случайно с кем-нибудь столкнулись? 

  15. Как правильно говорить: «ложить» или «класть»?

  Критерии оценивания:

0-7 баллов – отметка «2»              8-10 баллов – отметка «3»

11-13 баллов – отметка «4»         14-15 баллов – отметка «5»

14

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 10.

Тема: «Наука».

Цель работы: установить соответствие между понятием и определением;

охарактеризовать предложенные понятия; проанализировать и систематизировать информацию.

Источник: Важенин А.Г. Обществознание.-М.,2007.

Норма времени: 1 академический час.

Порядок  выполнения практической работы: приготовьте отдельный тетрадный лист, запишите тему и начинайте выполнять работу. Пишите аккуратно, разборчивым почерком, через клетку.

Задание 1. Установить соответствие между понятием и определением.

Технические науки – это вид деятельности, целью которого является познание мира, получение новых знаний и рациональное их осмысление.

Естественные науки – это науки, которые изучают человека, общество, взаимоотношения людей, социальных групп в различных областях жизни общества.

Наука – это науки, которые исследуют явления материального мира.

Гуманитарные науки – это науки, которые непосредственно обслуживают практическую деятельность, создавая основу для совершенствования процесса производства.

Задание 2. На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста.

Наука отличается от обыденного познания тем, что она имеет:

1.особый объект изучения

2.особые цели, обусловленные поиском истины

3………..

4………..

Наука выполняет ряд функций:

1………..

2………..

3……….

4.культурно-мировоззренческую

5.творческую

Научную деятельность осуществляют:

1………

2.научно – исследовательские институты

В настоящее время выделяют науки:

1……

2……

3.технические

К гуманитарным наукам относятся:

1.социология

2.философия

3.политология

4……….

5……….

6………. и др.

В число естественных наук входят:

1.химия

2.астрономия

3……….

4……….

5……….и др.

15

Задание 3. Заполните таблицу.

Науки

Предмет изучения

1.Социология

2.Психология

3.Философия

4.Антропология

5.Педагогика

6.Экономика

7.Политология

8.Юриспруденция

9.Культурология

10.История

Критерии оценивания (за каждый правильный ответ студент получает 1 балл):

 0-14 баллов – отметка «2»

15 – 20 баллов – отметка «3»

21 – 25 баллов – отметка «4»

26 – 28 баллов – отметка «5»

16

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 11.

Тема: «Мораль».

Цель работы: анализ и систематизация информации; представление и аргументация своей точки зрения.

Источник: Важенин А.Г. Практикум по бществознанию.-М.,2007, с.71.

Норма времени: 1 академический час.

Порядок  выполнения практической работы: приготовьте отдельный тетрадный лист, запишите тему и начинайте выполнять работу. Пишите аккуратно, разборчивым почерком, через клетку.

Задание: Вам предложены высказывания различных авторов о моральных качествах. Охарактеризуйте позицию каждого автора. Данные занесите в таблицу.

Автор высказывания

Краткая характеристика позиции автора

1.Платон

2. Г. Гегель

3. Д. Локк

4.П.Буаст

5. Б. Шоу

6.Ж.Лабрюйер

Ответьте на вопросы: 1.Можно ли обойтись без указанных моральных качеств?

2.Как они влияют на отношения между людьми?

3.Какие моральные качества особенно необходимы в работе по Вашей специальности?

Критерии оценивания таблицы:

1.полнота заполнения таблицы

2.верная формулировка главной идеи автора (а не переписывание высказывания)

Критерии оценивания задания № 2:

высказана собственная точка зрения

-присутствует аргументация своего мнения

-сделан вывод.

17

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 12.

Тема: «Религия как феномен культуры».

Цель работы: высказать и аргументировать собственную позицию по предложенной теме.

Задание: ответьте на вопрос, оформив свои мысли в эссе.

Вопрос: Существует мнение, что повышение процента верующих среди молодежи в нашей стране связано не столько с верой в Бога, сколько с привлекательностью обрядов (венчание, крещение, причастие…). Считается, что молодежь привлекает внешняя (обрядовая) сторона религии. А как думаете Вы?

Норма времени: 1 академический час.

Порядок  выполнения практической работы: приготовьте отдельный тетрадный лист, запишите тему и начинайте выполнять работу. Пишите аккуратно, разборчивым почерком, через клетку.

Объем работы: 1,5-2 листа рукописного текста.

Критерии оценивания:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

Балл

(отметка)

Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы.

Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа.

Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

5

(«5»)

Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы.

Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются).

Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

4

(«4»)

Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы.

Проблема раскрыта при формальном  использовании обществоведческих терминов.

Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

3

(«3»)

Представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.

2

(«2»)

Проблема не раскрыта ИЛИ

Дана информация (факты общественной жизни или личного опыта) не в контексте задания.

0

Максимальный балл

5

 

18

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 13.

Тема: «Искусство и его роль в жизни людей».

Цель работы: сбор, анализ, систематизация, трансформация и трансляция информации.

Задание: представить публично презентации по предложенной теме.

Норма времени: 1 академический час.

Порядок  выполнения практической работы: данной работе предшествовало домашнее задание создать презентацию по предложенной теме, объединившись в микрогруппы (2-3 человека).

Общие требования к презентации:
Презентация должна быть не более 10 -12 слайдов.
1.Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены:
название образовательного учреждения, тема презентации, фамилия, имя, отчество автора; № группы, название специальности, место и год создания (Невьянск 20__)
2.Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы (моменты) презентации. Желательно, чтобы из содержания по гиперссылке можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь в содержание.

3. Остальные слайды раскрывают тему.

4. Последний слайд – «Благодарю за внимание!»
Этапы создание презентации:
1. Определение целей.
2. Сбор информации об аудитории.
3. Определение основной идеи презентации.
4. Подбор дополнительной информации.
5. Планирование выступления.
6. Создание структуры презентации.

7. Проверка логики подачи материала.
8. Подготовка заключения.
Требования к оформлению презентаций:

Стиль

Соблюдайте единый стиль оформления:
 Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.
 Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом,
иллюстрациями).

Фон

Для фона предпочтительны холодные тона
Использование цвета:
 На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста.
 Для фона и текста используйте контрастные цвета.
 Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после
использования).

Анимационные
эффекты

 Используйте возможности компьютерной анимации для
представления информации на слайде.
 Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.

Представление
информации

Содержание информации:
 Используйте короткие слова и предложения.
 Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных.
 Заголовки должны привлекать внимание аудитории.

Расположение
информации на
странице

Предпочтительно горизонтальное расположение информации.
 Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
 Если на слайде располагается картинка, надпись должна
располагаться под ней.

Шрифты

Для заголовков – не менее 24.
 Для информации не менее 18.
 Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния.
 Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.
 Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание.
 ·Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).

Способы
выделения
информации

Следует использовать:
 рамки; границы, заливку;
 штриховку, стрелки;
 рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.

Объем
информации

 Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информвции.

Критерии оценивания презентации

Выставляемый балл за презентацию

 (от 1 до 3)

1.Тема, цель и задачи презентации:

- соответствие темы программе учебного предмета, раздела

- соответствие цели и задач  поставленной теме

1 балл – низкий уровень представленной презентации

2 балла – средний уровень

3 балла – высокий уровень

2.Выделение основных идей презентации:

-основные идеи презентации соответствуют поставленной цели и задачам

- -- наличие и содержание умозаключений

o    - вызывают ли интерес у аудитории

1 балл – низкий уровень представленной презентации

2 балла – средний уровень

3 балла – высокий уровень

3.Содержание:

o       - достоверная информация об исторических справках и текущих событиях  

o      -все заключения подтверждены достоверными источниками

o      -язык изложения материала понятен аудитории

ктуальность, точность и полезность содержания

1 балл – низкий уровень представленной презентации

2 балла – средний уровень

3 балла – высокий уровень

4.Подбор информации для создания презентации:

- графические иллюстрации

- статистика

-диаграммы и графики

-экспертные оценки

- ресурсы Интернет

-примеры

-сравнения

-цитаты

o  

1 балл – низкий уровень представленной презентации

2 балла – средний уровень

3 балла – высокий уровень

5.Подача материал презентации:

 o       -хронология

o       -тематическая последовательность

-структура по принципу «проблема-решение»

1 балл – низкий уровень представленной презентации

2 балла – средний уровень

3 балла – высокий уровень

6.Логика и переходы во время презентации:

    - от вступления к основной части

o       -от одной основной идеи (части) к другой

o       -от одного слайда к другому

-гиперссылки

1 балл – низкий уровень представленной презентации

2 балла – средний уровень

3 балла – высокий уровень

7.Заключение:

 Я -яркое высказывание - переход к заключению

o       -повторение основных целей и задач выступления

o       -выводы

o       -подведение итогов

ороткое и запоминающееся высказывание в конце

1 балл – низкий уровень представленной презентации

2 балла – средний уровень

3 балла – высокий уровень

8.Дизайн презентации:

Ш  - шрифт (читаемость)

o       -корректно ли выбран цвет (фона, шрифта, заголовков)

-элементы анимации

1 балл – низкий уровень представленной презентации

2 балла – средний уровень

3 балла – высокий уровень

9.Техническая часть:

Га- грамматика

o       -подходящий словарь

- наличие ошибок правописания и опечаток

1 балл – низкий уровень представленной презентации

2 балла – средний уровень

3 балла – высокий уровень

Перевод баллов в отметку:

0 – 10 баллов -  отметка «2» (неудовлетворительно)

11- 17 баллов – отметка «3» (удовлетворительно)

18- 23 балла – отметка «4» (хорошо)

24- 27 баллов – отметка «5» (отлично)

21

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14.

Тема: «Типы экономических систем».

Цель работы: сбор, анализ, систематизация информации.

Норма времени: 1 академический час.

Источник: Важенин А.Г. Обществознание.-М.,2007.

Задание: на основе данных учебника заполнить таблицу.

Линии сравнения

Основные типы экономических систем

Традиционная

Централизованная

Рыночная

Что нужно производить?

Как производить?

Кто получает товары и услуги?

Определение

Порядок  выполнения практической работы: работу необходимо выполнить в рабочей тетради. Пишите аккуратно, разборчивым почерком, через клетку.

Критерии оценивания таблицы:

Каждый верный ответ оценивается в 1 балл (максимальное количество баллов – 12)

0 – 6 баллов – отметка «2»      7 – 8 баллов – отметка «3»

9 – 10 баллов – отметка «4»    11 – 12 баллов – отметка «5»

22

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 15.

Тема: «Рынок».

Цель работы: сбор, анализ, систематизация информации.

Норма времени: 1 академический час.

Источник: Важенин А.Г. Обществознание.-М.,2007.

Задание: на основе данных учебника заполнить таблицу.

Типы денег

Достоинства

Недостатки

Вещи

Металлические

Монеты

Бумажные

Электронные

Порядок  выполнения практической работы: работу необходимо выполнить в рабочей тетради. Пишите аккуратно, разборчивым почерком, через клетку.

Критерии оценивания таблицы:

Каждый верный ответ оценивается в 1 балл (максимальное количество баллов – 10)

0 – 5 баллов – отметка «2»      6–7 баллов – отметка «3»

8– 9 баллов – отметка «4»      10 баллов – отметка «5»

23

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 16.

Тема: «Роль фирм в экономике».

Цель работы: применение полученных знаний и умений для решения задач.

Норма времени: 1 академический час.

Задание: решить задачи.

Порядок  выполнения практической работы: работу необходимо выполнить в рабочей тетради. Сначала нужно указать номер задачи, а затем её решение и ответ.

Пишите аккуратно, разборчивым почерком, через клетку.

Задачи:

 1.Рост спроса на продукцию полиграфического комбината потребовал увеличения объёма производства. Определите, какие издержки производства будут иметь решающее значение: постоянные или переменные. Ответ аргументируйте.

2.Фирма «Конус» решила расширить производство за счёт увеличения ассортимента товаров. Выпуск продукции и потребовал следующих общих издержек:

сырьё – 500 тыс. р., заработная плата рабочих – 100 тыс. р., топливо – 70 тыс. р., транспортные услуги – 7 тыс. р., расходы на подготовку и переподготовку кадров – 6 тыс. р., отчисления по страхованию имущества – 1 тыс. р. Рассчитайте сумму постоянных и переменных издержек.

3.Величина прибыли предприятия в год составила 60 млн р., а издержки производства – 100 млн р. Рассчитайте рентабельность его деятельности. Объясните, можно ли считать это производство целесообразным с хозяйственной точки зрения и почему.

Критерии оценивания:

Задача 1:

1 балл – дан односложный ответ

2 балла – ответ аргументирован

Задача 2.

1 балл – задача представлена с ответом, но без решения

2 балла – в задаче присутствует решение и ответ.

Задача 3.

1 балл – дан числовой ответ

2 балла – представлено решение, дан числовой ответ и ответ на вопрос с аргументацией.

Итого: 3 балла – отметка «3»     4 – 5 баллов – отметка «4»   6 баллов – отметка «5»    

24

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 17.

Тема: «Роль государства в экономике».

Цель работы: поиск, анализ и систематизация информации; развитие умения студента выделять главные элементы, устанавливать между ними соотношение.

Норма времени: 1 академический час.

Задание: составить схему, используя приведенные понятия:

Государственное регулирование экономики; средства регулирования экономики; правовые средства; административные средства; финансовые средства; бюджет; структура бюджета; доходы; расходы; способы покрытия дефицита бюджета; секвестр; эмиссия; дополнительные источники доходов; государственный долг.

Порядок  выполнения практической работы: работу необходимо выполнить в рабочей тетради. Пишите аккуратно, разборчивым почерком, через клетку.

Критерии оценивания работы:

• соответствие содержания теме – 1 балл;

• правильная структурированность информации – 1 балл;

• наличие логической связи изложенной информации – 1 балл;

• аккуратность выполнения работы – 1 балл;

• творческий подход к выполнению задания – 1 балл;

Максимальное количество – 5 баллов (соответствует традиционной системе оценки результатов работы).

25

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 18.

Тема: «Экономика потребителя».

Цель работы: работа с источником; поиск, анализ и систематизация информации.

Источник: Важенин А.Г. Практикум по обществознанию. М., 2012, с.95

Норма времени: 1 академический час.

Задание: прочитать выдержки из закона (Закон РФ «О защите прав потребителей). Охарактеризовать права потребителей, данные занести в таблицу.

Ответить на вопрос: Какие органы осуществляют защиту прав потребителей?

Закон РФ «О защите прав потребителей»

Характеристика прав потребителей

Статья 8. Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах)

-

-

-

Статья 10. Информация о товарах (работах, услугах)

Статья 18. Последствия продажи товара ненадлежащего качества

Статья 25 Право потребителя на обмен товара надлежащего качества

Органы, осуществляющие защиту прав потребителей

Порядок  выполнения практической работы: работу необходимо выполнить в рабочей тетради. Пишите аккуратно, разборчивым почерком, через клетку.

Критерии оценивания работы:

1.полнота заполнения таблицы

2.краткая и четкая формулировка пунктов статей закона

3.аккуратность выполнения работы.

26

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 19.

Тема: «Мировая экономика».

Цель работы: работа с источником; поиск, анализ и систематизация информации.

Источник: Важенин А.Г. Обществознание. М., 2007, с.184

Норма времени: 1 академический час.

Задание 1: заполнить таблицу

Этапы развития мировой экономики

Характерные черты

Первая половина 20 века

1.

2.

3.

50-70 – е гг. 20 века

1.

2.

3.

80 – е гг. 20 века – начало 21 века

1.

2.

3.

Порядок  выполнения практической работы: работу необходимо выполнить в рабочей тетради. Пишите аккуратно, разборчивым почерком, через клетку.

Критерии оценивания работы (каждая верно сформулированная черта – 1 балл):

0 – 4 балла – отметка «2»         5 - 6 баллов – отметка «3»

7 – 8 баллов – отметка «4»       9 баллов – отметка «5»

27

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 20.

Тема: «Социальная мобильность».

Цель работы: работа с респондентами: поиск, анализ и систематизация информации.

Норма времени: 2 академических часа.

Выполнению данной работы предшествовало домашнее задание: опросить респондентов по предложенной теме.

Задание 1:  

Поинтересуйтесь трудовыми книжками своих родителей и родственников или просто опросите их. В них поэтапно описана   трудовая   карьера.   Записи   об   увольнении   и   приеме   на   работу   послужат вам надежными показателями. Постарайтесь в каждом конкретном случае проследить карьеру и собрать  информацию о том,  к какому типу  мобильности  она относится (вертикальная: восходящая   или   нисходящая,   горизонтальная),   как   долго   она   длилась,   была   ли   она скачкообразной  или  непрерывной,  интенсивной или  перемещений     совершалось  немного. Определите дистанцию и скорость социальной мобильности. Таким образом, вы опишете внутрипоколенную мобильность человека.

Данные занесите в таблицу.

Ф.И.О. респондента

Этапы карьеры

Тип социальной мобильности

Дистанция и скорость социальной мобильности

1.

2.

3.

4.

5.

Порядок  выполнения практической работы: работу необходимо выполнить в рабочей тетради. Пишите аккуратно, разборчивым почерком, через клетку.

Критерии оценивания работы:

отметка «5» - 5 опрошенных респондентов и верно определенные тип, дистанция и скорость социальной мобильности

 отметка «4» - 4 опрошенных респондента и верно определенные тип, дистанция и скорость социальной мобильности

отметка «3» - 3 опрошенных респондента и верно определенные тип, дистанция и скорость социальной мобильности

отметка «2» - 2 опрошенных респондента.

28

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 21.

Тема: «Понятие социальных норм и  социального контроля. Девиантное поведение»

Цель работы: анализ информации; высказывание и аргументация собственной позиции.

Норма времени: 2 академических часа.

Порядок  выполнения практической работы: работу необходимо выполнить в рабочей тетради. Пишите аккуратно, разборчивым почерком, через клетку.

Задание 1. Ответить на вопросы.

В целом ряде стран курение признается одной из форм девиантного поведения. Курильщиков отождествляют с наркоманами, невротиками, загрязнителями воздуха, виновниками пожаров и т.п.  

1.Считаете ли вы курение девиацией? Почему?

2.Согласны ли вы с мнением, что курильщик – это человек, имеющий определенные дефекты в культуре и поведении?

3.Как, НА ваш взгляд, общество должно относиться к курильщикам?

 Задание 2. Ответить на вопросы

«По данным Л.Туроу средний американский подросток смотрит ТВ 21 час в неделю, 5 минут проводит наедине с отцом, 20 минут – с матерью. К тому времени, когда ребенок становится подростком, он уже видел на экране 18 тысяч убийств. К 1995 году тюремные бюджеты в Калифорнии вдвое превысили университетские, а расходы штата на одного заключенного выросли в 4 раза больше, чем на одного студента» (С.Удовик. Глобализация. Семиотические подходы. М., 2000. С.315).

1.Что доказывает этот факт?

2.Как вы думаете, если бы такое исследование было проведено в России, что оно бы показало? Почему?

Задание 3. Ответить на вопросы

«Термин «промоголизм», которым иногда называют формирующуюся зависимость от  них (лотерей – А.Ч), в официальной науке еще не прижился. Специалисты объясняют маниакальное стремление тысяч людей получать призы за собранные крышки и этикетки разновидностью игромании. «Желание поймать синюю птицу, не слезая с дивана, - это вообще очень по-нашему. В США куски от пачек Marlboro в массовом порядке собирают только наши бывшие соотечественники», - говорит Александр Теслер, врач-сихотерапевт, несколько лет имевший практику в США…

        Такие промоголики – мечта любого продавца, поскольку они фактически «подсаживаются» на товар, говорит Степанюк из IQ Marketing. А еще – причем абсолютно бесплатно – подсаживают окружающих. «Всех знакомых я заразил этим делом – они раньше не верили, что обычным людям присылают подарки, а теперь тоже участвуют и выигрывают», - гордится Тесленко (Русский newsweek. 2005. №44. С.50).

1.Можно ли считать «промоголизм» социальным отклонением?

2.Каковы социальные причины игромании?

3.Как общество должно относиться к игровым учреждениям?

29

Критерии оценивания каждого задания.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

Балл

(отметка)

Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы.

Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа.

Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

5

(«5»)

Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы.

Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются).

Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

4

(«4»)

Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы.

Проблема раскрыта при формальном  использовании обществоведческих терминов.

Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

3

(«3»)

Представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.

2

(«2»)

Проблема не раскрыта ИЛИ

Дана информация (факты общественной жизни или личного опыта) не в контексте задания.

0

Максимальный балл

5

Итого баллов за всю работу:

0 – 8 баллов – отметка «2»

9 - 11 баллов – отметка «3»

12 - 13 баллов – отметка «4»

14  - 15 баллов – отметка «5»

30

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 22.

Тема: «Социальный конфликт»

Цель работы: анализ информации; применение знаний и умений в новой ситуации; высказывание и аргументация собственной позиции.

Норма времени: 2 академических часа.

Порядок  выполнения практической работы: работу необходимо выполнить в рабочей тетради. Пишите аккуратно, разборчивым почерком, через клетку.

Задание 1.  Дать классификационную характеристику конфликтной ситуации (1 – 8), используя теоретический материал.

       Предложить способ разрешения конфликта, обосновать свой выбор (1-5)

1.Ученик допоздна сидел за компьютером и на занятия пришел невыспавшимся. Он сидит вялый, не реагирует на обращение к нему учителя, который делает ученику замечание.  Учитель выгнал ученика с урока и вызвал родителей.

2. В десятом классе инициативная группа обратилась к классному руководителю с просьбой провести в субботу классный вечер. Однако группа получила отказ. Классный руководитель аргументировала свое решение тем, что в прошлый раз ученики не соблюдали установленный порядок (в помещении присутствовали посторонние, не убрали за собой мусор и не расставили обратно вынесенную из кабинета мебель, едва не сорвав первый урок в этом кабинете в понедельник).

3.Учитель выставляет оценки за работу на уроке. Один из учеников в течение последних трех уроков подряд получает отлично. И вдруг учитель слышит реплику одного из учеников: «Иванову как всегда пять?!»

4.Рабочие объявили забастовку, требуя повышение зарплаты в 100 раз. Владельцы предприятия уволили инициаторов забастовки.

5.Правительство повысило цены на самые необходимые продукты, народ вышел на улицы, забастовки и митинги парализовали работу транспорта, предприятий .  

6.Чеченский конфликт. В 1994 году  российское правительство ввело войска на территорию Чечни, с целью разоружения бандформирований.

7.В 1773 году Емельян Пугачев  объявил себя «спасшимся» царем Петром III, объявляет войну Екатерине II, началась крестьянская война.

8.В  феврале - октябре 1917 года  восставший народ привел к власти  большевиков, выражавших и защищавших интересы  рабочих  и крестьян. Эксплуататорские классы –дворянство и буржуазия были уничтожены.

Классификация  конфликтов

  • В зависимости от основания, по которому проводится типология, социологи выделяют следующие виды конфликтов:

а) по длительности: долгосрочные, краткосрочные, разовые, затяжные и повторяющиеся;

б) по источнику возникновения: объективные, субъективные и ложные;

в) по форме: внутренние и внешние;

г) по характеру развития: преднамеренные и спонтанные;

д) по объему: глобальные, локальные, региональные, групповые и личные;

е) по используемым средствам: насильственные и ненасильственные;

ж) по влиянию на ход развития общества: прогрессивные и регрессивные;

з) по сферам общественной жизни: экономические (или производственные), политические, этнические, семейно-бытовые.

Критерии оценивания задания 1.

За классификационную характеристику конфликтной ситуации – 1 балл за каждый правильный ответ – максимальное количество – 8 баллов.

За способ разрешения конфликта и обоснование своего выбора – 2 балла за каждый правильный ответ – максимальное количество – 10 баллов

 0 – 9 баллов – отметка  «2»

10 – 13 баллов – отметка «3»

14 – 16 баллов – отметка «4»

17 – 18 баллов – отметка «5»

31

Задание 2. Расположите слова по степени усиления конфликтной ситуации:

Диспут, раздор, перебранка, столкновение, сражение, несогласие, дискуссия, скандал, разногласие, ссора, схватка, спор.

Критерии оценивания задания 2.

1 балл – верно выполненное задание.

Задание 3. Из перечня приведенных терминов все, кроме одного, связаны с понятием «социальный конфликт». Найдите лишний термин. Запишите  его в тетради.

Компромисс, переговоры, арбитраж, реабилитация, свидетели, сотрудничество, конкуренция.

Критерии оценивания задания 3.

1 балл – верно выполненное задание.

Задание 4. Ответьте на вопросы теста. Обработайте результат. Сделайте вывод и зафиксируйте его  в тетради. Выработайте рекомендации по поведению в конфликтной ситуации для собственной личности (не менее 5ти). Запишите их в тетради.

«Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации».

Вопрос: «Как вы обычно ведете себя в споре или конфликтной ситуации?».

Часто – 3 балла; от случая к случаю – 2 балла; редко – 1 балл.

Ответы:

  1. Угрожаю или дерусь.
  2. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней, как со своей.
  3. Ищу компромиссы.
  4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
  5. Избегаю противника.
  6. Желаю, во что бы то ни стало добиться своих целей.
  7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем – категорически нет.
  8. Иду на компромисс.
  9. Сдаюсь.
  10. Меняю тему.
  11. Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.
  12. Пытаюсь найти источник конфликта, понять, с чего все началось.
  13. Немного уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.
  14. Предлагаю мир.
  15. Пытаюсь обратить все в шутку.

Обработка результатов теста.

Тип «А» - сумма баллов под номерами 1, 6, 11.
Тип «Б» - сумма баллов под номерами 2, 7, 12.
Тип «В» - сумма баллов под номерами 3, 8, 13.
Тип «Г» - сумма баллов под номерами 4, 9, 14.
Тип «Д» - сумма баллов под номерами 5, 10, 15.

Большее количество баллов под определенной буквой – ваш тип.

Тип «А» - это «жесткий тип решения конфликтов и споров». Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало, вы стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда прав.
Тип «Б» - это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищите решения, которые удовлетворили бы обе стороны.
Тип «В» - «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.
Тип «Г» - «мягкий» стиль. Своего противника вы «уничтожаете» добротой. С готовностью встаете на сторону противника, отказываясь от своей.

32


Тип «Д» - «уходящий» стиль. Ваше кредо – «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

Критерии оценивания задания 4.

Тест пройден – 1 балл

Результаты обработаны – 1 балл

Вывод зафиксирован в тетради – 1 балл

Даны рекомендации по поведению в конфликтной ситуации для собственной личности – 2 балла

Итого: 5 баллов (соответствует традиционной системе оценивания).

Максимальное количество баллов по работе:  25

Общая отметка работы:

0 – 13 баллов – отметка «2»

14 – 19 баллов – отметка «3»

20 - 22 балла – отметка «4»

23 – 25 баллов – отметка «5»

33

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 23.

Тема: «Молодежь как социальная группа»

Цель работы: анализ информации; высказывание и аргументация собственной позиции.

Норма времени: 1 академический час.

Порядок  выполнения практической работы: работу необходимо выполнить в рабочей тетради. Пишите аккуратно, разборчивым почерком, через клетку.

Объем работы: 1,5 – 2 страницы рукописного текста.

Для работы необходимо выбрать одно задание из трех.

Задание 1. Ответьте на вопросы. Результаты работы оформите в форме эссе.

Какие оценки даются нынешнему поколению? В литературе можно встретить такие определения:  

- поколение pepsi

- поколение next

- поколение Х

- В. Цой пел о «поколении 0»

- поколение «не». Как написано в газете «Rе: акция», «это такое хитрое поколение, которое не слушает музыку, не носит модную одежду, не интересуется новинками техники и ситуацией на Дальнем Востоке».

- В Японии молодую поросль называют уже не «поколением next», а «поколением большого пальца». Нагрузки, которым подвергают свой большой палец фанаты современной телефонии, таковы, что у многих детей за несколько лет меняется форма этого органа.

- В России издается журнал «Эгоист Generation».

- В американской и европейской социологии уже давно закрепился термин «поколение text». Речь идет не только о способе общения с помощью коротких сообщений, но и о новом интернациональном языке. Основные его черты – простота, свободное отношение к нормам и традициям, эмоциональность.

        Какие черты нынешнего поколения подмечаются в таких оценках? Дополните приведенные характеристики своими определениями.

Задание 2.

«64% из полутора тысяч россиян, опрошенных фондом «Общественное мнение» заявили, что сегодняшние 16-летние подростки стремятся только к одному – развлекаться и получать от жизни удовольствие. Наверное, эти же 64% сказали, что по нравственным, человеческим качествам сегодняшние 16-летние хуже их в этом возрасте. 14% не видят никакой разницы и всего 7% верят, что лучше» (Профиль. 2004. 31 мая. С.28).

Так видят своих  детей отцы. Объективен ли такой взгляд на современную молодежь? А может дети всегда лучше своих отцов? Что бы вы от них взяли в свою взрослую жизнь?

Задание 3.

В популярном  советском фильме «Доживем до понедельника» герой-старшеклассник написал в сочинении: «Счастье – это, когда тебя понимают». Спустя несколько десятилетий в одной из учебных работ одна студентка ПГСХА написала: «нас на уроке истории учитель попросил написать маленькое сочинение на тему: «Что бы я сделал, если бы все мог?». Тогда все написали, в основном, что бы все исполнилось, о чем мечтаешь. И лишь один написал всего одно предложение: «Если бы я все мог, я бы предотвратил трагедию подводной лодки «Курск».

А как бы вы ответили на эти вопросы?

34

Критерии оценивания.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

Балл

(отметка)

Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы.

Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа.

Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

5

(«5»)

Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы.

Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются).

Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

4

(«4»)

Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы.

Проблема раскрыта при формальном  использовании обществоведческих терминов.

Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

3

(«3»)

Представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.

2

(«2»)

Проблема не раскрыта ИЛИ

Дана информация (факты общественной жизни или личного опыта) не в контексте задания.

0

35

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 23.

Тема: «Семья».

Цель работы: поиск, анализ, систематизация информации.

Задание 1: заполнить таблицу, используя источник.

Норма времени: 2 академических часа.

Порядок  выполнения практической работы: работу необходимо выполнить в тетради. Пишите аккуратно, разборчивым почерком, через клетку.

Личные права супругов

Личная собственность супругов

Совместная собственность супругов

1.

2.

3.

4.

5.

1.

2.

3.

4.

5.

1.

2.

3.

4.

5.

Критерии оценивания таблицы:

0-7 баллов – отметка «2»                  11-13 баллов – отметка «4»

8-10 баллов – отметка «3»                   14-15 баллов – отметка «5»

Задание 2. Ответьте на вопросы(выбрать один вопрос). Свои размышления изложите в форме эссе.

Объем эссе: 1,5-2 страницы рукописного текста.

1. В России сейчас распадается каждый второй брак. Каждый третий ребенок рождается вне брака. Каждый седьмой ребенок воспитывается в неполной семье. На учете в милиции состоят 276000 родителей. Ежегодно рассматривается 35 000 заявлений о лишении родительских прав.

В то же время, по ряду исследований ценностей подростков, проведенных с 1999 по 2001 гг., счастливую семейную жизнь и взаимопонимание  в семье подростки поставили на первое место. Эти же ценности подростки определили и как самые недостижимые (Классные часы: 11 класс /Авт-сост. А.В.Давыдова. – М.: ВАКО, 2009. С.105).

О чем свидетельствуют эти факты?

        

2. Юристы о сожительстве:

Павел Попов, юрист коллегии адвокатов «Князев и партнеры»»:

- Преимущество в гражданском браке я вижу только одно: люди могут разойтись в любой момент без формальных проволочек. А все имущественные и неимущественные права и обязанности возникают у супругов только с момента вступления в официальный брак в органах ЗАГС. Например, право на наследование по закону, когда муж или жена в случае смерти одного из супругов являются наследниками первой очереди, или право на раздел совместно нажитого имущества в равных долях вне зависимости от того, кто из супругов работал, а кто занимался домашним хозяйством. А в гражданском браке человеку нужно будет доказать, что именно его средства пошли на приобретение того или иного имущества. Кроме того, официальный супруг, который был нетрудоспособен на момент развода или стал нетрудоспособным в течение года с момента расторжения брака, имеет право на алименты от бывшего мужа или жены.

Что касается детей, то мать может записать своего супруга отцом ребенка только на основании того, что ребенок рожден в официальном браке. В гражданском браке отец должен написать заявление в органы ЗАГС. В случае если отец ребенка этого не сделает, женщине придется обращаться в суд с иском об установлении отцовства, чтобы потом иметь возможность получить с этого человека алименты или сделать ребенка его законным наследником.  Есть еще и такой момент, как конституционное право не свидетельствовать против себя и близких родственников, в том числе своего супруга. На гражданские пары это правило не распространяется.

36

Евгений Тарло, адвокат:

«Правильнее говорить не «гражданский брак», а состояние фактических брачных отношений без регистрации. Подобные отношения имеют изъяны. Так, регистрация отца ребенка в таком браке производится по заявлению отца.  Зарегистрированные супруги обязаны воспитывать, содержать детей до достижения ими совершеннолетия. От «гражданского» родителя в случае его сопротивления этого можно потребовать лишь через суд. Аналогично по закону корреспондируются и обязанности детей по отношению к их престарелым родителям. В отношении имущества также возникает масса проблем. У людей, состоящих в незарегистрированном браке, если вдобавок отсутствует договор по поводу совместно нажитого, по общему правилу такое имущество признается имуществом каждого из супругов отдельно. Иное надо доказывать через суд. Есть еще одна проблема - если вдруг один из «гражданских» супругов становится нетрудоспособным, инвалидом. Супруг в зарегистрированном браке обязан его содержать. Супруг по факту может увильнуть».

(Обет безбрачия — Российская Газета http://www.rg.ru/2007/04/04/semiya.html).

Какова позиция российского законодательства по отношению к сожительству и  к браку? О чем свидетельствует активная нормотворческая деятельность, направленная на узаконивание брачных отношений?

3. «Сожительство - это договор частный, никого, кроме двоих, не касающийся, брак - это договор с обществом, затрагивающий в том числе и детей» (социолог Елена Вовк).

Что имеет в виду автор?

4. «Несмотря на мировые тенденции, в России мужчины до сих пор стесняются признаваться, что именно они занимаются домашним хозяйством, - говорит д.с.н. Ирина Рыбалко, автор диссертации  «Трансформация отцовства в современной России». – Сказывается мощная инерция традиционных взглядов» (Кто в доме мужчина? //Огонек. 2007. №7. С.36)

        Как вы относитесь к статусу «домохозяин»?

5. В Швеции сегодня особой популярностью пользуются детские сады, где воспитатели «стирают» гендерное различие между детьми. Игрушки тут не делятся на женские и мужские. Юные шведы вместе все учатся пеленать кукол, варить суп и забивать гвозди. А теперь представьте среднестатистического российского папу, который видит, как его сын на детской площадке начинает катать коляску с куклой. Как вы думаете, какая у него будет реакция? А какой, по вашему мнению, должна быть?

6. «Сегодня все стремительно меняется, - говорит социолог Ольга Здравомыслова, - Муж и жена — не зависимые друг от друга люди, а партнеры. Они самостоятельны, оба зарабатывают и не собираются друг другу уступать. Даже если женщина — домохозяйка, у нее есть свои интересы и занятия и она все равно партнер, а не «хозяйственное приложение к мужчине». Они иногда даже живут раздельно — так удобнее».

Самое время любить  //Русский репортер №11  |  16 августа 2007www.expert.ru/printissues/russian_reporter/2007/11/institut_braka/ 

О какой тенденции говорит автор? Как вы к ней относитесь? Способствует ли она укреплению института семьи или наоборот, поощряет незарегистрированные отношения?

37

Критерии оценивания.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

Балл

(отметка)

Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы.

Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа.

Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

5

(«5»)

Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы.

Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются).

Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

4

(«4»)

Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы.

Проблема раскрыта при формальном  использовании обществоведческих терминов.

Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

3

(«3»)

Представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.

2

(«2»)

Проблема не раскрыта ИЛИ

Дана информация (факты общественной жизни или личного опыта) не в контексте задания.

0

38

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 24.

Тема: «Формы государства».

Цель работы: поиск, анализ и систематизация информации.

Источник: Важенин А.Г. Обществознание.-М.,2007, с.244

Норма времени:2 академических часа.

Порядок  выполнения практической работы: задание выполните в тетради. Пишите аккуратно, разборчивым почерком, через клетку.

Задание: на основании данных источника заполнить таблицу.

Формы государства

Название

Краткая характеристика

Примеры

1.Формы правления

1.монархия:

- абсолютная

- ограниченная:

-дуалистическая

-парламентарная

2.республика:

-парламентская

-президентская

-смешанная

2.Формы государственного устройства

1.унитарное государство

2.федеративное государство

3.конфедерация

3.Формы политического режима

1.демократический

2.авторитарный

3.тоталитарный

Критерии оценивания (каждый правильный ответ – 1 балл):

0-7 баллов – отметка «2»                  11-13 баллов – отметка «4»

8-10 баллов – отметка «3»                   14-15 баллов – отметка «5»

39

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 25.

Тема: «Гражданское общество и государство».

Цель работы: поиск, анализ и систематизация информации.

Источник: Важенин А.Г. Обществознание.-М.,2007, с.261

Норма времени:2 академических часа .

Порядок  выполнения практической работы: задание выполните в тетради. Пишите аккуратно, разборчивым почерком, через клетку.

Задание 1: На основании данных источника заполнить таблицу.

Взгляды философов прошлого на правовое государство

Пифагор

Платон

Аристотель

Цицерон

Дж.Локк

Ш.Монтескье

И.Кант

Ж.Ж.Руссо

Д.Дидро

Г.Гегель

К.Ясперс

Задание 2. На основании данных источника заполнить таблицу.

Признаки правового государства

Краткая характеристика

1.

2.

3.

4.

5.

Задание 3. Ответить на вопрос. Размышления оформить в форме эссе.

Какие, на ваш взгляд, существуют проблемы формирования правового государства в современной России?

Объем эссе: 1,5-2 страницы рукописного текста.

Критерии оценивания.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

Балл

(отметка)

Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы.

Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа.

Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

5

(«5»)

Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы.

Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются).

Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

4

(«4»)

Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы.

Проблема раскрыта при формальном  использовании обществоведческих терминов.

Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

3

(«3»)

Представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.

2

(«2»)

Проблема не раскрыта ИЛИ

Дана информация (факты общественной жизни или личного опыта) не в контексте задания.

0

41

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 26.

Тема: «Политические партии».

Цель работы: поиск, анализ и систематизация информации.

Источник: Важенин А.Г. Обществознание.-М.,2007, с.267

Норма времени:1 академический час .

Порядок  выполнения практической работы: задание выполните в тетради. Пишите аккуратно, разборчивым почерком, через клетку.

Задание 1. На основании данных источника заполнить таблицу.

Идеология

Представители

Основные взгляды

1.Либерализм

1.

2.

3.

1.

2.

3.

2.Неолиберализм

1.

2.

3.

1.

2.

3.

3.Консерватизм

1.

2.

3.

1.

2.

3.

Критерии оценивания:

0-9 баллов –отметка «2»              10– 13 баллов– отметка «3»

14-16 баллов – отметка «4»         17-18 баллов – отметка «5»

Задание 2. На основании данных источника заполнить таблицу.

Взгляды современной социал-демократической идеологии

В экономической сфере

1.

2.

В социальной сфере

1.

2.

В политической сфере

1.

2.

В международной политике

1.

2.

Критерии оценивания:

0-4 балла – отметка «2»         5-6 баллов – отметка «3»

7 баллов – отметка «4»          8 баллов – отметка «5»

42

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 27.

Тема: «Основы конституционного права Российской Федерации».

Цель работы: поиск, анализ и систематизация информации.

Источник: Конституция РФ, гл.4 -7.

Норма времени:1 академический час .

Порядок  выполнения практической работы: задание выполните в тетради. Пишите аккуратно, разборчивым почерком, через клетку.

Задание. На основании данных источника заполнить таблицу.

Органы и субъекты государственной власти РФ

Порядок формирования

Срок полномочий

Возрастной ценз

Количество сроков

Полномочия

Президент

Государственная дума

Совет Федерации

Правительство

Конституционный суд

Верховный суд

Высший арбитражный суд

Прокуратура

Критерии оценивания таблицы (за каждую верно заполненную колонку в строке– 1 балл):

0-20 баллов – отметка «2»                            30 – 36 баллов – отметка «4»

21 – 29 баллов – отметка «3»                       37 – 40 баллов – отметка «5»

43

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 28.

Тема: «Уголовное право».

Цель работы: применение теоретических знаний для решения задач.

Норма времени:1 академический час .

Порядок  выполнения практической работы: задание выполните в тетради. Пишите аккуратно, разборчивым почерком, через клетку.

Задание. Решите задачи.

1. Когда студент-вечерник Соколов возвращался домой, к нему на пустынной улице подошли двое его знакомых. Они попросили у него закурить и, получив отказ, избили Соколова. Тот побежал звать на помощь своих друзей. Через полчаса они нашли обидчиков и нанесли им телесные повреждения средней тяжести.

Можно ли их действия назвать необходимой обороной? Аргументируйте свой ответ.

2. Макаров (15 лет), Себенцов (14 лет) и Яковлев (13 лет) жили в одном доме и дружили с детства. Вечером, сидя во дворе на скамейке и болтая о том о сем, они увидели изрядно подвыпившего человека, возвращавшегося домой.

— Может у него есть деньги? Пивка бы попить! — сказал Макаров, который всегда был заводилой в этой компании.

Друзья его поняли с полуслова. Себенцов и Яковлев пошли следом за пьяным в подъезд. Через несколько минут они вышли довольные. Подойдя к Макарову, Себенцов подал ему деньги и сказал:

— Удачно получилось! Видать, он зарплату получил.

А затем, кивнув в сторону Яковлева, добавил:

— Я и руки-то не успел скрутить, как он шустро его обшарил.

Кого можно привлечь к уголовной ответственности? Назовите формы соучастия.

3. Однажды в гостях Батурин сказал своему соседу по столу Ломову, что тому больше пить не стоит. В ответ Ломов, который был уже изрядно навеселе, поднялся и, дав Батурину пощечину, заявил хозяевам, что больше знать их не желает, раз они приглашают в гости таких «гнусных слюнтяев», как Батурин.

Можно ли Ломова привлечь к уголовной ответственности? Если да, то за что? Аргументируйте свой ответ.

4. Бригадир поезда «Рига — Санкт-Петербург» Михалычев, являющийся гражданином Латвии, получил незаконное вознаграждение от гражданина России во время следования поезда по территории России.

Подлежит ли Михалычев ответственности по УК РФ за получение взятки?

5. Работник почтамта Стуков перед новогодними праздниками вместе со своим знакомым Дымовым вскрыл одну из посылок, из которой извлек коробку конфет, две банки черной икры и другие продукты питания. Все эти продукты они совместно потребили. Лишь после этого Стуков обратил внимание на адрес. Оказалось, посылка была адресована ему.

Могут ли Стуков и Дымов быть привлечены к уголовной ответственности за содеянное? Аргументируйте свой ответ.

6. Киреев, взяв в долг у Долина 300 долларов, не смог их вовремя вернуть. Долин обратился с просьбой помочь вернуть деньги к Хоркунову и Носыреву. Последние вывезли Киреева на дачу и, применяя угрозы и насилие, требовали возвращения денег.

Будут ли Долин, Хоркунов и Носырев привлечены к уголовной ответственности? Если да, то, за какие преступления?

Критерии оценивания (за каждый верный ответ на вопрос с аргументацией – 1 балл):

0-2 балла – отметка «2»

3 балла – отметка «3»

4 – 5 баллов – отметка «4»

6 баллов – отметка «5»

44

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Баранов П. А. Обществознание в таблицах. 10—11 класс. — М., 2012.
Баранов П. А., Шевченко С. В. ЕГЭ 2015. Обществознание. Тренировочные задания. — М.,2014.
Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень.— М., 2014.
Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень.М.,2014.

Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник. — М., 2015.
Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно- научного, гуманитарного профилей. Практикум. — М., 2014.
Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Контрольные задания. — М., 2014.
Воронцов А. В., Королева Г. Э., Наумов С. А. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень. — М., 2013.
Горелов А. А., Горелова Т. А. Обществознание для профессий и специальностей социально-экономического профиля. — М., 2014.
Горелов А. А., Горелова Т. А. Обществознание для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Практикум. — М., 2014.
Котова О. А., Лискова Т. Е. ЕГЭ 2015. Обществознание. Репетиционные варианты. — М.,2015.
Лазебникова А. Ю., Рутковская Е. Л., Королькова Е. С. ЕГЭ 2015. Обществознание. Типовые тестовые задания. — М., 2015.
Северинов К. М. Обществознание в схемах и таблицах. — М., 2010.
Соболева О. Б., Барабанов В. В., Кошкина С. Г. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень. — М., 2013.

45


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая тетрадь с методическими указаниями для выполнения практических работ для студентов I и II курсов

Рабочая тетрадь с методическими указаниями для выполнения практических работ для студентов I  и II курсов...

Методические указания по выполнению практических работ для студентов по учебной дисциплине «Экономика»

Методические указания по выполнению практических работ составлены  в помощь студентам для самостоятельного выполнения ими практических работ и подготовки к семинарским занятиям, предусмотренных р...

Методические указания по выполнению практических работ для студентов

Методические указания  по выполнению практических работ  для студентов«КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ ПО ВИДАМ УПРАЖНЕНИЙ»Данные методические указания предназначены для студентов при ...

Методические указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы по профессиональному модулю «Выполнение работ по рабочей профессии «Кассир» для студентов СПО специальности38.02.01Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Методические указания содержат общие указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы студентов, задания для практических работ, задания для самостоятельной работы, тесты...

Методические рекомендации по выполнению практических работ для студентов

в пособии представлены практические работы по дисциплине ОГСЭ.02."История" и рекомендации по их выполнению,а также дополнительная литература,которую может использовать студент при выполнении пракимчес...

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ МДК02.02 БУХГАЛТЕРСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ Методические указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы для студентов СПО специальности 38.02.01 Экономика и бухгалт

Методические указания содержат общие указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы студентов, задания для практических работ, задания для самостоятельной работы, тесты...

Методические рекомендации по выполнению практических работ студентов специальность 38.02.07 «Банковское дело» по профессиональному модулю ПМ 03 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям, рабочих, должностям служащих»

Методические рекомендации по выполнению практической работы студентов по профессиональному модулю ПМ 03 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям, рабочих, должностям служащих» ...