Контрольно-оценочные средства по дисциплине "Естествознание"
материал
Комплект контрольно-оценочных средств содержит тесты для оценки освоения разделов учебной дисциплины "Естествознание", ключи к тестам, критерии оценивания. Предназначен для студентов 1 курса, обучающихся по специальностям: 44.02.02 Преподавание в начальных классах, 44.02.03 Педагогика дополнительного образования и 49.02.01 Физическая культура
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kos_estestvoznanie.docx | 76.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и науки
Брянской области
ГБПОУ «Суражский педагогический колледж им. А.С. Пушкина»
«Утверждаю»
Директор____________
И.А. Шпакова
________________ 2016 г.
Комплект
контрольно-оценочных средств
по учебной дисциплине
Естествознание
44.02.02 Преподавание в начальных классах
44.02.03 Педагогика дополнительного образования
49.02.01 Физическая культура
Сураж, 2016
Общие положения
Освоение содержания учебной дисциплины «Естествознание» обеспечивает достижение студентами следующих результатов: личностных, метапредметных и предметных
Формой аттестации по учебной дисциплине является дифференцированный зачет.
Итогом дифференцированного зачета является качественная оценка в баллах от 2-х до 5-ти.
Раздел 1. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке
В результате контроля и оценки по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих результатов:
личностных:
- устойчивый интерес к истории и достижениям в области естественных наук, чувство гордости за российские естественные науки;
- готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности с использованием знаний в области естественных наук;
- объективное осознание значимости компетенций в области естественных наук для человека и общества, умение использовать технологические достижения в области физики, химии, биологии для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
- умение проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;
- готовность самостоятельно добывать новые для себя естественно-научные знания с использованием для этого доступных источников информации;
- умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
- умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области естествознания;
метапредметных:
- овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающего естественного мира;
- применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон естественно-научной картины мира, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
- умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства для их достижения на практике;
- умение использовать различные источники для получения естественно-научной информации и оценивать ее достоверность для достижения постав-ленных целей и задач;
предметных:
- сформированность представлений о целостной современной естественно-научной картине мира, природе как единой целостной системе, взаимосвязи человека, природы и общества, пространственно-временных масштабах Вселенной;
- владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий;
- сформированность умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального природопользования, а также выполнения роли грамотного потребителя;
- сформированность представлений о научном методе познания природы и средствах изучения мегамира, макромира и микромира; владение приемами естественно-научных наблюдений, опытов, исследований и оценки достоверности полученных результатов;
- владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир, участвовать в дискуссиях по естественно-научным вопросам, использовать различные источники информации для подготовки собственных работ, критически относиться к сообщениям СМИ, содержащим научную информацию;
- сформированность умений понимать значимость естественно-научного знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности, различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей.
Раздел 2. Формы контроля и оценивания по учебной дисциплине
Раздел / тема учебной дисциплины | Форма текущего контроля и оценивания |
ХИМИЯ | |
Введение | оценка индивидуального опроса в устной форме |
Раздел 1. Общая и неорганическая химия | |
Тема 1.1. Основные понятия и законы химии | оценка индивидуального опроса в устной и письменной форме. |
Тема 1.2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева | оценка индивидуального опроса в устной форме; оценка умения работать с дополнительной литературой |
Тема 1.3. Строение вещества | оценка индивидуального опроса в устной форме; оценка умения работать с дополнительной литературой |
Тема 1.4. Вода. Растворы | оценка индивидуального опроса в устной форме; оценка умения работать с дополнительной литературой |
Тема 1.5. Химические реакции | оценка индивидуального опроса в устной и письменной форме; оценка умения работать с дополнительной литературой; оценка результатов выполнения тестовых заданий |
Тема 1.6. Неорганические соединения | оценка индивидуального опроса в устной форме; оценка результатов выполнения тестовых заданий; выполнение практических заданий |
Раздел 2. Органическая химия | оценка индивидуального опроса в устной и письменной форме; оценка результатов выполнения тестовых заданий; оценка умения работать с дополнительной литературой; |
Раздел 3. Химия и жизнь | оценка индивидуального опроса в устной форме; оценка умения работать с дополнительной литературой |
УД (в целом): дифференцированный зачет |
Раздел / тема учебной дисциплины | Форма текущего контроля и оценивания |
БИОЛОГИЯ | |
Биология — совокупность наук о живой природе. Методы научного познания в биологии | оценка индивидуального опроса в устной форме |
Раздел 1. Клетка | оценка индивидуального опроса в устной форме; оценка умения работать с дополнительной литературой; оценка результатов выполнения тестовых заданий; выполнение практических заданий |
Раздел 2. Организм | оценка индивидуального опроса в устной и письменной форме; оценка умения работать с дополнительной литературой; оценка результатов выполнения тестовых заданий; выполнение практических заданий. |
Раздел 3. Вид | оценка индивидуального опроса в устной и письменной форме; оценка умения работать с дополнительной литературой; оценка результатов выполнения тестовых заданий; выполнение практических заданий. |
Раздел 4. Экосистемы | оценка индивидуального опроса в устной форме; оценка умения работать с дополнительной литературой; оценка результатов выполнения тестовых заданий; выполнение практических заданий. |
УД (в целом): дифференцированный зачет |
Раздел 3. Оценка освоения учебной дисциплины
3.1. Общие положения
Основной целью оценки освоения учебной дисциплины является оценка достижения студентами личностных, метапредметных и предметных результатов.
Оценка учебной дисциплины предусматривает использование пятибалльной системы оценивания.
3.2. Типовые задания для оценки освоения разделов / тем учебной дисциплины
ХИМИЯ
1) Тест для оценки освоения темы «Общая химия»
Вариант 1
- Из перечня химических терминов выберите понятие, определяющее «простое вещество»:
а) чистое вещество;
б) вещество, построенное атомами одного химического элемента;
в) вещество, построенное атомами разных химических элементов;
г) отдельные атомы одного химического элемента.
- Формулы только простых веществ образуют группу:
а) NО, СО, КОН;
б) СН4, Fe, H2S;
в) O2, S8, Са;
г) N2, Mg, Na2О
- Относительная молекулярная масса фосфорной кислоты Н3РО4 рассчитывается так:
а) 1 + 31 + 16;
б) 1•3 + 31 + 16•4;
в) 14•3 + 31 + 16•4;
г) 1 • 3 + 31 + 16
- Число молекул в 54 г воды равно:
а) 6 • 1023 б) 3 • 1023 в) 12• 1023 г) 18• 1023
- Сумма коэффициентов в уравнении реакции взаимодействия алюминия с кислородом равна:
а) 9; б) 7; в) 5; г) 4.
- В периоде Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева:
а) неметаллические свойства усиливаются
б) электроотрицательность уменьшается
в) радиус атома увеличивается
г) металлические свойства усиливаются
- Атом какого химического элемента имеет заряд ядра +22?
а) Na; б) P; в) О; г) Ti.
- Число электронов на внешнем энергетическом уровне у атома азота равно ...
а) 1 б) 2 в) 3 г) 4 д) 5
- Из перечисленных элементов наибольший атомный радиус имеет атом:
а) бром б) хлор в) йод г) фтор
- Основным является оксид:
а) углерода (IV); б) магния; в) фосфора; г) алюминия.
- В ходе химических реакций тепловая энергия реакционной системы:
а) поглощается;
б) не изменяется;
в) выделяется;
г) может поглощаться или выделяться.
- Окислительно-восстановительными реакциями называются
а) Реакции, которые протекают с изменением степени окисления атомов, входящих в состав реагирующих веществ;
б) Реакции, которые протекают без изменения степени окисления атомов, входящих в состав реагирующих веществ;
в) Реакции между сложными веществами, которые обмениваются своими составными частями
- Ковалентная полярная связь образуется между атомами
а) неметаллов с одинаковой электроотрицательностью,
б) металлов и неметаллов,
в) неметаллов с разной электроотрицательностью,
г) металлов.
- Ионную химическую связь имеют все вещества в ряду
а) кислоты, щелочи, соли;
б) оксиды металлов, оксиды неметаллов, простые вещества газы;
в) соли, оксиды неметаллов, кислоты;
г) соли, щелочи, оксиды металлов.
- В соединении K2S химическая связь
а) ковалентная полярная,
б) ковалентная неполярная,
в) металлическая,
г) ионная.
Вариант 2
- Атом —это:
а) наименьшая частица вещества, сохраняющая его свойства;
б) электронейтральная частица, состоящая из положительно заряженного ядра и отрицательно заряженных электронов;
в) электронейтральная неделимая частица;
г) положительно заряженная элементарная частица.
- Формулы только сложных веществ образуют группу:
а) СО2, S8, Н3РО4;
б) КОН, Н2О, Na2SО4;
в) СН4, NО, Р4;
г) O3, MgO, CH3CI.
- Относительная молекулярная масса серной кислоты H2SО4 рассчитывается так:
а) 1 + 32 + 16;
б) 1• 2 + 32 + 16• 4;
в)14•2 + 32 +16• 4;
г) 1 • 2 + 32 + 16.
- Масса 1,5 моль оксида серы (IV) равна, г:
а) 18 б) 54 в) 96 г) 27
- Сумма коэффициентов в уравнении реакции взаимодействия магния с соляной кислотой равна:
а) 6 б) 5 в) 4 г) 3.
- Атом какого химического элемента содержит три протона?
а) B; б) P; в) Al; г) Li.
- Электронная конфигурация атома серы соответствует формуле:
а) 1s2 2s2 2p6 3s2 3p6
б) 1s2 2s2 2p6 3s2
в) 1s2 2s2 2p6 3s2 3p6 3d2
г) 1s2 2s2 2p6 3s2 3p4
- Кислотным является оксид:
а) магния; б) серы; в) алюминия; г) натрия.
- Неметаллические свойства элементов в ряду O-N-C-B:
а) остаются неизменными;
б) усиливаются;
в) ослабевают;
г) определенной закономерности не прослеживается.
- Укажите восстановитель в реакции 2Na + S → Na2S
а) Na0 б) S0 в) Na+1 г) S - 2
- Окислитель – это …
а) Атом, который отдаёт электроны и понижает свою степень окисления;
б) Атом, который принимает электроны и понижает свою степень окисления;
в) Атом, который принимает электроны и повышает свою степень окисления;
г) Атом, который отдаёт электроны и повышает свою степень окисления
- При образовании ионной связи атомы металлов
а) отдают электроны и превращаются в отрицательные ионы,
б) отдают электроны и превращаются в положительные ионы,
в) принимают электроны и превращаются в положительные ионы,
г) принимают электроны и превращаются в отрицательные ионы.
- Укажите неправильное утверждение
а) Водородная связь присутствует в молекулах белков,
б) Водородная связь бывает межмолекулярной и внутримолекулярной,
в) Водородная связь прочная,
г) Водородная связь образуется между атомом водорода и сильно электроотрицательным атомом.
- Вещество с ковалентной неполярной связью
а) HCl, б) H2, в) NaH, г) H2O.
- Верно утверждение, что реакция: Zn + 2 HCl = ZnCl2 + Н2
а) окислительно-восстановительная;
б) обмена;
в) обратимая;
г) каталитическая.
Ключ к тесту по теме «Общая химия»
Вариант 1: 1. – б), 2. – в), 3 – б), 4 – г), 5. – а), 6. – а), 7. – г), 8. – д), 9. – в), 10. – б), 11. – г), 12. – а), 13. – в), 14. – г), 15. – г).
Вариант 2: 1. – б), 2. – б), 3 – б), 4 – в), 5. – б), 6. – г), 7. – г), 8. – б), 9. – в), 10. – а), 11. – б), 12. – б), 13. – в), 14. – б), 15. – а).
2) Тест для оценки освоения темы «Неорганические соединения»
Вариант 1
- Группа элементов, содержащая только металлы:
а) B, C, N б) Fe, Co, Cl в) Na, Mg, Al г) W, Zn, Se
- В ряду элементов Ва – Sr – Ca – Mg восстановительные свойства:
а) усиливаются
б) ослабевают
в) не изменяются
г) сначала усиливаются, затем ослабевают
- Бром проявляет окислительные свойства при взаимодействии:
а) с калием б) с водородом в) с иодидом натрия г) все ответы верны
- Ртуть в отличие от остальных металлов при обычных условиях не обладает свойством:
а) теплопроводности
б) металлического блеска
в) электропроводности
г) твердого состояния
- Самый легкий и самый тяжелый металл образуют пару:
а) Fe, Al б) Na, Pt в) Li, Оs г) Mg, Pb
- Все кислоты способны:
а) изменять окраску фенолфталеина
б) разлагаться при нагревании
в) взаимодействовать с основными оксидами
г) хорошо растворяться в воде
- Гидроксид кальция реагирует с веществом, формула которого:
а) Н2SO4 б) NaСl в) K2O г) NaОН
- Формула несолеобразующего оксида
а) SO3 б) N2О в) НgO г) P2O5
- С кислотой взаимодействует оксид:
а) серы (IV) б) кальция в) азота (V) г) кремния
- Гидролизу не подвергается соль, формула которой:
а) Al2(SO4)3 б) NН4NO3 в) FeСl2 г) LiNO3
- Вещество, формула которого K2SO3 , является солью:
а) сильного основания и сильной кислоты
б) сильного основания и слабой кислоты
в) слабого основания и сильной кислоты
г) слабого основания и слабой кислоты
- В химических реакциях Ме0 выполняют роль
а) окислителей
б) восстановителей
в) окислителей и восстановителей
- Выберите наиболее активный металл
а) Al б) Mg в) Fe г) Zn
- Степень окисления +4 сера имеет в соединении:
а) SO2 б) SO3 в) H2SO4 г) H2S
- С образованием газа идет реакция, схема которой:
а) Li2SO4 + Ba(OH)2 →
б) H2SO4 + Ca(OH)2 →
в) K2SO3 + H2SO4 →
г) H2S + NaOH →
Вариант 2
- Группа элементов, содержащая только металлы:
а) Н, Li, B б) Fe, Ca, Si в) Cr, Mn, Cu г) Cl, Br, I
- В ряду элементов Li – Na – K – Rb восстановительные свойства:
а) усиливаются
б) ослабевают
в) не изменяются
г) сначала усиливаются, затем ослабевают
- Водород проявляет окислительные свойства при взаимодействии:
а) с хлором б) с фосфором в) с азотом г) кальцием
- Общим физическим свойством металлов не является:
а) тугоплавкость б) пластичность в) высокая электропроводность г) блеск
- На основании положения марганца в ряду напряжений металлов можно сделать вывод, что марганец:
а) более сильный восстановитель, чем магний
б) более слабый восстановитель, чем железо
в) может вытеснить магний из соли в растворе
г) может вытесняться магнием из соли марганца в растворе
- Все основания реагируют:
а) с кислотами б) с основными оксидами в) со щелочами г) с солями
- Соляная кислота реагирует с веществом, формула которого:
а) Fe б) Ag в) S г) NО2
- Химическая реакция возможна между водными растворами веществ:
а) сульфат калия и гидроксид натрия
б) хлорид натрия и серная кислота
в) бромид бария и сульфат лития
г) нитрат цинка и хлорид алюминия
- Формула основного оксида
а) SO2 б) N2О3 в) Li2O г) Al2O3
- Оксид углерода (IV) не взаимодействует:
а) с водой б) с оксидом калия в) с гидроксидом натрия г) с серной кислотой
- Вещество, формула которого FeСl2 , является солью:
а) сильного основания и сильной кислоты
б) сильного основания и слабой кислоты
в) слабого основания и сильной кислоты
г) слабого основания и слабой кислоты
- Гидролизу в растворе и по катиону, и по аниону подвергается соль, формула которой:
а) MgСl2 б) Na3РO4 в) Cа(NO3)2 г) NН4NO2
- Выберите среди приведенных ниже металл, реагирующий с водой без воздействия высоких температур:
а) цинк б) медь в) золото г) натрий
- Какой из ниже приведенных металлов не реагирует с раствором НCl?
а) цинк б) железо в) золото г) магний
- Высший оксид серы соответствует общей формуле:
а) ЭО3 б) Э2О3 в) Э2О5 г) ЭО2
Ключ к тесту по теме «Неорганические соединения»
Вариант 1: 1. – в), 2. – б), 3 – г), 4 – г), 5. – в), 6. – в), 7. – а), 8. – б), 9. – б), 10. – г), 11. – б), 12. – б), 13. – б), 14. – а), 15. – в).
Вариант 2: 1. – в), 2. – а), 3 – г), 4 – а), 5. – г), 6. – а), 7. – а), 8. – в), 9. – в), 10. – г), 11. – в), 12. – г), 13. – г), 14. – в), 15. – а).
3) Тест для оценки освоения раздела «Органическая химия»
Вариант 1
- Формула алкана
а) СН4
б) С2Н4
в) С8Н10
г) С4Н6
- Изомерами являются:
а) этан и этилен
б) пропен и бутен-2
в) пентан и 2-метилбутан
г) метан и этан
- Определите тип реакции:
Cl
СН2 = CH – CH2 – CH3 + HCl → СН3 – CH – CH2 – CH3
а) галогенирование
б) замещение
в) дегидрирование
г) гидрогалогенирование
- Алкены не взаимодействуют:
а) с водой б) с водородом в) с алканами г) с кислородом
- Структурное звено полиэтилена:
а) – СН2 –
б) – СН2 – СН2 –
в) – СН = СН –
г)
- При дегидратации этанола можно получить:
а) этан б) этилен в) ацетилен г) метан
- К дисахаридам относится:
а) глюкоза б) целлюлоза в) сахароза г) крахмал
- Синонимом целлюлозы является:
а) вискоза б) сахароза в) клетчатка г) крахмал
- Белками называют природные полимеры, молекулы которых:
а) построены из остатков карбоновых кислот
б) построены из остатков аминокислот
в) являются сложными эфирами глицерина и высших карбоновых кислот
г) являются производными спиртов
- Белки, выполняющие каталитическую функцию в организме, называют:
а) ферментами б) витаминами в) гормонами г) липидами
- В состав природных жиров не входит кислота
а) пальмитиновая б) стеариновая в) масляная г) муравьиная
- Аминокислоты, необходимые для построения белков, попадают в организм человека:
а) с пищей б) с водой в) с воздухом г) все ответы верны
- Полимерную природу имеют:
а) жиры б) белки в) витамины г) дисахариды
- Наибольшее количество витамина С содержится:
а) в черной смородине б) в цитрусовых в) в шиповнике г) в капусте
- Общим свойством жиров и полисахаридов является:
а) гидролиз б) брожение в) этерификация г) гидрирование
Вариант 2
- Алкены имеют общую формулу:
а) СnH2n + 2 б) СnH2n в) СnH2n – 2 г) СnH2n – 6
- В реакцию полимеризации способен вступать
а) этиловый спирт б) этан в) бутан г) этилен
- Предельные углеводороды вступают в реакции
а) присоединения б) полимеризации в) горения г) гидрирования
- Алкен имеет название:
а) 3-метилбутен-2
б) 2-метилбутен-2
в) 3-метилбутен-1
г) 2-метилпентен-2
- Мономером в производстве поливинилхлорида является вещество, формула которого:
а) СН2 = CH2
б) СН3 – CH2Сl
в) СН2 = CHСl
г) СН2 Сl – CH = СН2
- Укажите формулу «лишнего» вещества:
а) СН3 – CH2 – CH2 – ОН
б) СН3 – ОН
в) НО– CH2 – CH2 – ОН
г) СН3 – CH2– ОН
- При горении спиртов образуются:
а) углекислый газ и водород
б) углекислый газ и вода
в) угарный газ и вода
г) угарный газ и водород
- К карбоновым кислотам относится вещество, формула которого:
а) НСОН
б) СН3СООН
в) НСОСН3
г) СН3СООСН3
- Фруктоза в отличие от глюкозы:
а) растворима в воде
б) значительно слаще
в) не встречается в природе
г) не является углеводом
- Соединение называется:
а) 2-метилбутановая кислота
б) 3-метилбутановая кислота
в) пентановая кислота
г) масляная кислота
- Качественная реакция на крахмал – взаимодействие с раствором
а) щелочи б) йода в) серной кислоты г) хлорида железа (III)
- В полимерной цепи белков соседние остатки аминокислот связаны друг с другом связью:
а) водородной б) ионной в) дисульфидной г) пептидной
- В процессе гидрирования растительных жиров получают:
а) твердые жиры б) мыла в) высшие спирты г) карбоновые кислоты
- Витамин, который может синтезироваться в организме под действием УФ-излучения:
а) А б) С в) Д г) Е
- К природным полимерам относится:
а) резина б) крахмал в) тефлон г) капрон
Ключ к тесту по теме «Органическая химия»
Вариант 1: 1. – а), 2. – в), 3 – г), 4 – а), 5. – в), 6. – б), 7. – в), 8. – в), 9. – б), 10. – а), 11. – г), 12. – а), 13. – б), 14. – в), 15. – а).
Вариант 2: 1. – б), 2. – г), 3 – в), 4 – в), 5. – г), 6. – в), 7. – б), 8. – б), 9. – б), 10. – б), 11. – б), 12. – г), 13. – а), 14. – в), 15. – б).
БИОЛОГИЯ
4) Тест для оценки освоения раздела «Клетка»
Вариант 1
1. Большинство ферментов являются:
а) углеводами б) липидами в) аминокислотами г) белками
2. Строительная функция углеводов состоит в том, что они:
а) образуют целлюлозную клеточную стенку у растений
б) являются биополимерами
в) способны растворяться в воде
г) служат запасным веществом животной клетки
3. Какой углевод входит в состав нуклеотидов РНК?
а) рибоза б) глюкоза в) урацил г) дезоксирибоза
4. К полимерам относятся:
а) крахмал, белок, целлюлоза
б) целлюлоза, сахароза, крахмал
в) белок, гликоген, жир
г) глюкоза, аминокислота, нуклеотид.
5. К макроэлементам относятся:
а) C, H, O, I; б) H, O, C, Fe, K; в) H, O, C, N; г) Са, S, P, Cu, Mg.
6. Какую функцию выполняют белки, ускоряющие химические реакции в клетке?
а) гормональную,
б) сигнальную,
в) ферментативную,
г) информационную.
7. Какую функцию в живых организмах не выполняет вода?
а) терморегуляторную
б) транспортную
в) растворителя
г) каталитическую
8. Вещества, регулирующие физиологические процессы в организме
а) ферменты, б) гормоны, в) витамины, г) протеины.
9. Последовательность мономеров в белке называется:
а) первичная структура
б) вторичная структура
в) третичная структура
г) четвертичная структура
10. Какой из терминов является синонимом понятия «обмен веществ»?
а) анаболизм
б) ассимиляция
в) катаболизм
г) метаболизм
- Назовите ученого, который открыл деление клеток и установил, что каждая клетка происходит от исходной клетки путем деления.
а) А. Левенгук, б) Р. Броун, в) Р. Гук, г) Р. Вирхов
- Клеточной теории не соответствует положение:
а) клетка – элементарная единица жизни
б) клетки многоклеточных организмов объединены в ткани по сходству строения и функций
в) клетки образуются путем слияния яйцеклетки и сперматозоида
г) клетки всех живых существ сходны по строению и функциям
- Какие структуры образованы внутренней мембраной хлоропластов?
а) строма, б) тилакоиды гран, в) тилакоиды стромы, г) кристы
- Какой из компонентов мембраны обусловливает свойство избирательной проницаемости?
а) липиды, б) углеводы, в) нуклеиновые кислоты
- В какой части ядра находятся молекулы ДНК?
а) ядерный сок, б) ядерная оболочка, в) хромосомы, г) ядрышко
Вариант 2
- Мономером белка является:
а) глюкоза, б) аминокислота, в) жирная кислота, г) нуклеотид.
- Важную роль в жизни клетки играют липиды, так как они:
а) являются ферментами
б) служат источником энергии
в) поддерживают постоянную среду в клетке
г) растворяются в воде.
- Какие пары нуклеотидов образуют химические связи в молекуле ДНК?
а) аденин и тимин,
б) гуанин и тимин,
в) аденин и цитозин,
г) аденин и урацил.
- Защитная функция белков проявляется в том, что они:
а) подвергаются разрушению,
б) служат антителами,
в) участвуют в построении клетки,
г) транспортируют газы.
- К микроэлементам относятся:
а) C, H, O, S; б) H, O, C, N; в) C, Fe, K, Са; г) Zn, I, F, Cu.
6. Вода играет большую роль в жизни клетки, так как она
а) участвует во многих химических реакциях
б) обеспечивает нормальную кислотность среды
в) ускоряет химические реакции
г) является источником энергии
7. Вторичная структура белка представляет собой
а) полипептидную цепь, б) глобулу, в) спираль
8. Отдергивание руки от горячего предмета – это пример
а) саморегуляции
б) раздражимости
в) способности к адаптациям
г) наследования признаков от родителей
9. В клетках человека и животных в качестве строительного материала и источника энергии используются
а) гормоны и витамины
б) вода и углекислый газ
в) неорганические вещества
г) белки, жиры и углеводы
10. Программа о первичной структуре молекул белка зашифрована в молекулах
а) тРНК, б) ДНК, в) липидов, г) полисахаридов.
- Создателями клеточной теории являются:
а) Ч. Дарвин и А. Уоллес
б) Г. Мендель и Т. Морган
в) Р. Гук и А. Левенгук
г) Т. Шванн и М. Шлейден
- Клеточная теория неприемлема для:
а) животных и растений
б) бактерий и растений
в) вирусов и фагов
г) грибов и бактерий
- Как называются выросты внутренней мембраны митохондрий?
а) граны, б) матрикс, в) строма, г) кристы
- Какая из ядерных структур принимает участие в образовании субъединиц рибосом?
а) ядерная оболочка, б) ядерный сок, в) хромосомы, г) ядрышко
- Какие пластиды содержат пигмент хлорофилл?
а) лейкопласты, б) хлоропласты, в) хромопласты, г) все пластиды
Ключ к тесту по теме «Клетка»
Вариант 1: 1. – г), 2. – а), 3 – а), 4 – а), 5. – в), 6. – в), 7. – г), 8. – б), 9. – а), 10. – г), 11. – г), 12. – в), 13. – б), 14. – а), 15. – в).
Вариант 2: 1. – б), 2. – б), 3 – а), 4 – б), 5. – г), 6. – а), 7. – в), 8. – б), 9. – г), 10. – б), 11. – г), 12. – в), 13. – г), 14. – г), 15. – б).
5) Тест для оценки освоения раздела «Организм»
Вариант 1
- Жизненный цикл клетки состоит из:
а) мейоза и интерфазы б) митоза и интерфазы в) митоза и мейоза
- Хроматиды в хромосоме связаны между собой:
а) центриолью б) центромерой в) нитями веретена деления
- Конъюгация гомологичных хромосом и кроссинговер осуществляются на следующей стадии мейоза:
а) метафазе I б) профазе I в) анафазе I г) метафазе II д) профазе II
- В результате спирализации двойные хромосомы:
а) остаются неизменными б) укорачиваются в) удлиняются
- Мелкие подвижные гаметы высокоразвитых растений и животных – это:
а) споры б) яйцеклетки в) сперматозоиды
- Процесс образования мужских половых клеток у животных и человека называется:
а) овогенез б) сперматогенез в) партеногенез
- Стадия двуслойного зародыша в эмбриогенезе называется:
а) гаструла б) бластула в) нейрула
- Вид деления клеток при дроблении зиготы:
а) мейоз б) амитоз в) митоз
- У кроликов в каждой соматической клетке содержится по 44 хромосомы. Сколько хромосом содержится в одной яйцеклетке крольчихи?
а) 44 хромосомы б) 88 хромосом в) 22 хромосомы
- Прямое развитие характерно для:
а) кузнечика б) речного рака в) бабочки белянки г) слона
- Генетика-это наука о:
а) селекции организмов
б) наследственности и изменчивости организмов
в) эволюции органического мира
г) генной инженерии.
- Фенотип организма-это:
а) проявляющиеся внешние и внутренние признаки
б) наследственные признаки организма
в) способность организма к изменениям
г) передача признака от поколения к поколению.
- Аллельными считаются следующие пары генов:
а) рост человека-форма его носа
б) карие глаза- голубые глаза
в) рогатость коров-окраска коров
г) чёрная шерсть- гладкая шерсть.
- Модификационная изменчивость:
а) наследуется
б) связана с изменениеми генотипа
в) не наследуется
г) не зависит от внешней среды.
- Искусственно созданная совокупность домашних животных, имеющих одинаковый экстерьер:
а) штамм в) сорт
б) порода г) погода
Вариант 2
- Тип деления клеток, в результате которого образуются половые клетки:
а) митоз, б) амитоз, в) мейоз
- При митозе дочерние клетки диплоидных организмов имеют набор хромосом:
а) n б) 2n в) 4n
- В метафазе митоза хромосомы:
а) располагаются по экватору
б) расходятся к полюсам
в) спирализуются
- Период дробления завершается образованием:
а) нейрулы б) бластулы в) гаструлы
- В половых клетках капусты 9 хромосом, а в соматических:
а) 18 б) 9 в) 36
- Процесс индивидуального развития организмов – это:
а) овогенез б) филогенез в) онтогенез
- У основания хвостика сперматозоида сосредоточены:
а) митохондрии б) рибосомы в) лизосомы
- Почкование – это пример … размножения
а) полового б) бесполого в) спорового
- Ген человека- это часть:
а) молекулы белка б) углевода в) ДНК г) и-РНК
- Заслуга Г. Менделя заключается в выявлении:
а) распределения хромосом по гаметам в процессе мейоза
б) закономерностей наследования родительских признаков
в) изучение сцепленного наследования
г) выявлении взаимосвязи генетики и эволюции.
- Второй закон Менделя называется:
а) закон единообразия гибридов первого поколения
б) закон расщепления
в) закон независимого наследования признаков
г) закон чистоты гамет
- Кроссинговер - это
а) сцепление гомологичных хромосом
б) схождение гомологичных хромосом
в) расхождение гомологичных хромосом
г) обмен участками гомологичных хромосом
- Потомство, рождающееся от одного самоопыляющегося растения в течение нескольких лет, называется:
а) доминантным б) гибридным в) рецессивным г) чистой линией.
- Различия в размерах листьев одного дерева-это пример изменчивости:
а) генотипической б) модификационной в) мутационной г) комбинативной.
- У животных – порода, а у растений:
а) штамм в) категория
б) плод г) сорт
Ключ к тесту по теме «Организм»
Вариант 1: 1. – б), 2. – б), 3 – б), 4 – б), 5. – в), 6. – б), 7. – а), 8. – в), 9. – в), 10. – г), 11. – б), 12. – а), 13. – б), 14. – в), 15. – б).
Вариант 2: 1. – в), 2. – б), 3 – а), 4 – б), 5. – а), 6. – в), 7. – а), 8. – б), 9. – в), 10. – б), 11. – б), 12. – г), 13. – г), 14. – б), 15. – г).
6) Тест для оценки освоения раздела «Вид»
Вариант I
- Бинарную номенклатуру латинских названий в научную практику ввел
а) Ж.Б. Ламарк
б) К.Линней
в) Ч.Дарвин
г) Т.Морган
- Эволюция – процесс
а) индивидуального развития любого живого существа
б) исторического развития органического мира
в) размножения и развития клеток
г) улучшения и создания новых сортов растений и пород животных
- Что не является движущей силой эволюции по Дарвину
а) естественный отбор
б) наследственная изменчивость
в) дрейф генов
г) борьба за существование
- Пример ароморфоза –
а) уплощение тела у донных рыб
б) покровительственная окраска
в) отсутствие кишечника у свиного цепня
г) возникновение многоклеточности
- Генетический критерий вида – это
а) характерный для каждого вида набор хромосом
б) сходство всех процессов жизнедеятельности особей
в) сходство внешнего и внутреннего строения особей
г) совокупность факторов внешней среды, в которой существует вид
- Укажите неверное утверждение. Биологический прогресс характеризуется
а) возрастанием приспособленности организмов к окружающей среде
б) расширением ареала вида
в) сокращением ареала вида
г) увеличением численности вида
- К сравнительно-анатомическим и сравнительно-морфологическим доказательствам эволюции не относится
а) наличие современных переходных форм
б) наличие ископаемых переходных форм
в) наличие гомологичных органов
г) наличие атавизмов
- Направляющий фактор эволюции –
а) популяционные волны
б) изоляция
в) мутационный процесс
г) естественный отбор
- Как переводится слово «питекантроп»?
а) человек тропоходящий
б) человек разумный
в) обезьяночеловек
г) пьющий человек
- Кто лишний?
а) питекантроп
б) неандерталец
в) гейдельбергский человек
г) синантроп
- Что является атавизмом?
а) аппендикс
б) копчик
в) остаток третьего века
г) хвост
- К каким людям относят кроманьонца?
а) древнейшим
б) древним
в) современным ископаемым
г) современным ныне живущим
- Объем мозга австралопитека:
а) 450 см3
б) 50 см3
в) 150 см3
г) 800 см3
- Где был найден кроманьонец?
а) в Швеции
б) в Англии
в) в Германии
г) во Франции
- К каким людям относят австралопитека?
а) древним
б) древнейшим
в) современным
г) ни к каким
Вариант II
- Автор первой эволюционной теории
а) Ж.Б. Ламарк
б) К. Линней
в) Ч. Дарвин
г) К.Ф. Рулье
- Фактор эволюции, установленный Ч. Дарвином –
а) дрейф генов
б) генные мутации
в) естественный отбор
г) популяционные волны
- Наследственная изменчивость в процессе эволюции
а) создает новые виды
б) доставляет материал для эволюции
в) закрепляет созданный в процессе эволюции материал
г) оставляет приспособленные организмы
- Совокупность факторов внешней среды, в которой существует вид, – это
а) экологический критерий вида
б) географический критерий вида
в) генетический критерий вида
г) морфологический критерий вида
- Укажите неверное утверждение. Биологический регресс ведет к
а) снижению уровня приспособленности организмов к условиям обитания
б) увеличению численности вида
в) уменьшению площади видового ареала
г) сокращению численности вида
- Начальный этап видообразования – это
а) изоляция популяций
б) мутационный процесс
в) дрейф генов
г) борьба за существование
- Крупные систематические группы в процессе эволюции возникают, как правило, путем
а) идиоадаптации
б) дегенерации
в) ароморфоза
г) направленной эволюции
- Первым представителем вида ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ был:
а) австралопитек
б) неандерталец
в) кроманьонец
г) питекантроп
- Что является рудиментом у человека?
а) аппендикс
б) многососковость
в) волосатое лицо
г) хвост
- К древнейшим людям относится:
а) австралопитек
б) кроманьонец
в) неандерталец
г) синантроп
- Объем мозга неандертальца:
а) 450 см3
б) 150 см3
в) 1500 см3
г) 800 см3
- Человек прямоходящий – это по латыни:
а) Homo sapiens
б) Homo habilis
в) Homo erectus
г) Australopithecus africanus
- Кто не относится к роду Homo?
а) неандерталец
б) дриопитек
в) питекантроп
г) синантроп
- Где были найдены первые австралопитеки?
а) в Южной Африке
б) в Южной Америке
в) в ближайшем скверике
г) в Гренландии
- У человека в отличие от человекообразных обезьян:
а) есть ногти
б) есть свод стопы
в) отсутствуют волосы на ладонях
г) отсутствуют волосы на лице
Ключ к тесту по теме «Вид»
Вариант 1: 1. – б), 2. – б), 3 – в), 4 – г), 5. – а), 6. – в), 7. – б), 8. – г), 9. – в), 10. – б), 11. – г), 12. – в), 13. – а), 14. – г), 15. – г).
Вариант 2: 1. – а), 2. – в), 3 – б), 4 – а), 5. – б), 6. – а), 7. – в), 8. – в), 9. – а), 10. – г), 11. – в), 12. – в), 13. – б), 14. – а), 15. – б).
Критерии оценки тестов
1. Общая сумма баллов, которая может быть получена тест соответствует количеству тестовых заданий.
2. За каждое правильно решенное тестовое задание присваивается по 1 баллу, но не более 3 балов.
3. Если правильных ответов в тестовом задании более одного, то количество баллов, получаемых слушателем за не полностью решенный тест рассчитывается по формуле:
Балл за тестовое задание второго типа = (П/(Н+ОП),
где П – количество правильных вариантов, отмеченных слушателем, Н – количество неверно отмеченных вариантов, ОП – общее количество правильных вариантов ответа в тесте.
Например, если в тесте два правильных варианта ответа, а слушатель дал один правильный, а другой неправильный вариант ответа, то он получает 0,33 балла за данное тестовое задание (1/(1+2)
При этом если отмечены как верные все варианты тестовых заданий, то баллы за решение не начисляются.
Перевод полученных за тест баллов в пятибалльную шкалу оценок:
«5»: 85 – 100 % от общего числа баллов,
«4»: 75 - 84 %,
«3»: 55 - 74 %,
«2» - менее 55%.
Дифференцированный зачет
Вопросы к зачету:
ХИМИЯ
- Основные понятия химии.
- Измерение вещества. Основные законы химии.
- Атом – сложная частица. Состав атомного ядра – нуклоны: протоны и нейтроны.
- Электронная оболочка атомов. Составление электронных формул атомов и графических схем.
- Открытие Периодического закона. Периодический закон и строение атома.
- Периодическая система и строение атома. Периодическое изменение свойств элементов
- Ионная химическая связь.
- Ковалентная химическая связь.
- Металлическая химическая связь. Физические свойства металлов.
- Агрегатные состояния веществ и водородная связь.
- Вода. Растворы. Растворение.
- Гидролиз как обменный процесс.
- Классификация химических реакций.
- Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химической реакции.
- Обратимость химических реакций.
- Общие химические свойства металлов.
- Общие способы получения металлов.
- Неметаллы. Общие свойства, положение в Периодической системе.
- Кислоты и снования (определения, химические свойства).
- Соли и оксиды (определения, химические свойства).
- Основные положения теории строения органических веществ.
- Углеводороды предельные и непредельные (определение, свойства).
- Природные источники углеводородов.
- Представители кислородсодержащих органических соединений: метиловый и этиловый спирты, глицерин, уксусная кислота.
- Жиры как сложные эфиры.
- Углеводы: глюкоза, крахмал, целлюлоза.
- Азотсодержащие органические соединения. Амины, аминокислоты, белки.
- Строение и биологическая функция белков.
БИОЛОГИЯ
- Живая природа как объект изучения биологии.
- Уровни организации жизни.
- История изучения клетки. Основные положения клеточной теории.
- Строение клетки (плазматическая мембрана, ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы).
- Строение клетки (митохондрии, пластиды, органоиды движения, включения).
- Прокариоты и эукариоты — низшие и высшие клеточные организмы.
- Клеточное ядро (строение, функции). Структура и функции хромосом.
- Организм — единое целое. Многообразие организмов. Обмен веществом и энергией с окружающей средой как необходимое условие существования живых систем.
- Способность к самовоспроизведению — одна из основных особенностей живых организмов (деление клетки).
- Способность к самовоспроизведению — одна из основных особенностей живых организмов (бесполое и половое размножение).
- Понятие об индивидуальном (онтогенез), эмбриональном (эмбриогенез) и постэмбриональном развитии.
- Общие представления о наследственности и изменчивости. Генетическая терминология и символика.
- Закономерности наследования.
- Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование.
- Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Современные представления о гене и геноме.
- Генетические закономерности изменчивости. Классификация форм изменчивости.
- Предмет, задачи и методы селекции. Генетические закономерности селекции.
- Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.
- Эволюционная теория и ее роль в формировании современной естественнонаучной картины мира.
- Вид, его критерии.
- Популяция как структурная единица вида и эволюции. Синтетическая теория эволюции (СТЭ). Движущие силы эволюции в соответствии с СТЭ.
- Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс.
- Гипотезы происхождения жизни.
- Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.
- Антропогенез и его закономерности. Доказательства родства человека с млекопитающими животными.
- Экологические факторы антропогенеза: усложнение популяционной структуры вида, изготовление орудий труда, переход от растительного к смешанному типу питания, использование огня. Появление мыслительной деятельности и членораздельной речи.
- Происхождение человеческих рас.
Критерии оценки устного ответа на дифференцированном зачете по естествознанию:
Оценка «отлично» ставится студенту, если:
- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
- ответ самостоятельный.
Оценка «хорошо» ставится студенту, если:
- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию преподавателя.
Оценка «удовлетворительно» ставится студенту, если ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Оценка «неудовлетворительно» ставится студенту, если при ответе обнаружено непонимание основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые обучающийся не может исправить при наводящих вопросах преподавателя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольно-оценочные средства в свете требований новых ФГОС как средство оптимизации результатов образовательного процесса.
В статье рассматриваются виды и функции контрольно-оценочных средств, применяемых в образовательном процессе, который в настоящее время базируется на деятельностно-компетентностном подходе...
Шаблон для оформления контрольно-измерительных материалов (контрольно-оценочных средств) по дисциплине
Данный материал содержит макет с рекомендациями по составлению контрольно-измерительных материалов по дисциплине или, как их ещё называют КОСов (контрольно-оценочных средств). Этот материал помо...
Комплект контрольно-оценочных оценочных средств учебной дисциплины ОП.03. Возрастная анатомия, физиология и гигиена человека
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена »....
Комплект контрольно-оценочных оценочных средств учебной дисциплины ОП.05. Безопасность жизнедеятельности
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». КОС включа...
Комплект контрольно-оценочных оценочных средств учебной дисциплины ЕН.02. Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности в рамках основной образовательной программы
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Информатика и информационно-коммуникационные тех...
Комплект контрольно-оценочных оценочных средств по учебной дисциплине "Охрана труда"
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Охрана труда» КОС включают контрольные материал...
Статистика контрольно-оценочные средства для проведения промежуточной аттестации на специальности углубленной подготовки 38.02.05 товароведение и экспертиза качества потребительских товаров форма проведения оценочной процедуры – экзамен
Статистика контрольно-оценочные средства для проведения промежуточной аттестации на специальности углубленной подготовки 38.02.05 товароведение и экспертиза качества потребительских товаров форма пров...