Обобщение опыта работы
опыты и эксперименты
в данном материале обобщен мой опыт работы преподавателя математики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya_obobshchenie_opyta_raboty_kovardakova.doc | 792.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта работы
Цель российского образования ХХI века – создание условий для самореализации студентов, формирование у них готовности быть субъектом продуктивной, самостоятельной деятельности на всех этапах своего жизненного пути.
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у студентов интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока и в целом в процессе обучения. Возникновение интереса к математике зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построен учебный процесс.
Для формирования ОК и подъёма на более высокий уровень в соответствии ФГОС СПО применяю в учебно-воспитательном процессе современные педагогические технологии:
это технологии развивающего обучения, проектную технологию, исследовательскую деятельность, игровую технологию, технологию разноуровневого обучения, личностно-ориентированный подход, ИКТ – технологии, технологии тьюторства и, безусловно, здоровьесберегающая технология.
Я считаю, что новые образовательные технологии могут быть освоены только в действии. Пришла к выводу, что наиболее эффективными являются не отдельно взятые инновации, а их сочетание.
I. На своих уроках, в первую очередь, стараюсь развивать познавательный интерес к учебной дисциплине, максимальную опору на жизнь, опыт и активную мыслительную деятельность студентов, в этом мне помогает проблемное обучение.
1) Например, урок геометрии по теме «Объем призмы» начинаю с изготовления литровой емкости - куба с ребром 1 дм. Следующее задание – измерение объема полулитровой емкости, весьма распространенной в торговле, в быту. Можно разрезать литровый куб пополам двумя способами.
Получаются многогранники, называемые призмами. Чему равен объем призмы? В первом случае мы делили пополам высоту куба, а основание не трогали. Во втором случае мы не трогали высоту куба, но в два раза уменьшили площадь его основание. Так мы приходим к объяснению формулы объема призмы.
Спрашиваю у студентов, где в быту такими способами разрезается призма? Они приводят пример нарезки хлеба (фото).
2) На уроке геометрии по теме «Площадь поверхностей правильной пирамиды» дается задание с рисунком, приближенное к жизненной ситуации. На рисунке изображен дом и чертеж его крыши. От студентов требуется указать, что нужно знать для расчета расходов на покраску крыши. Студенты отвечают: расход краски на 1 , площадь поверхности крыши, цену краски, оплату выполнения работы. Общим рассуждением намечаем план решения задачи.
От задачи я перехожу, переходит к модели правильной пирамиды. Ставлю вопрос: «Что нужно измерить, чтобы найти площадь боковой поверхности правильной пирамиды?» Выводим и доказываем формулу.
Примеры из заданий ЕГЭ (рисунки). Похожие задания применяются в КИМах ЕГЭ по математике, где студенты должны разбить многогранники на плоские фигуры и вычислить их площадь.
Итог: В процессе решения таких задач происходит формирование: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций. Студенты начинают понимать значение математики в выбранной профессии, специальности и в жизни.
II. Сегодня немыслимо отстать от своих студентов, поэтому я постоянно упорно учусь, стараюсь идти в ногу со временем.
Мои студенты живут в мире электронной культуры. Следовательно, моя задача стать координатором информационного потока, формировать информационную культуру.
Для меня использование компьютерной техники открывает огромные возможности: компьютер может взять на себя функцию контроля знаний, поможет сэкономить время на уроке, богато иллюстрировать материал, трудные для понимания моменты показать в динамике, повторить то, что вызвало затруднения, дифференцировать урок в соответствии с индивидуальными особенностями. Широко использую в своей работе электронные образовательные ресурсы (ЭОР), в том числе цифровые предметно-методические материалы в рамках ежегодного участия в Общероссийском проекте «Школа цифрового века».
На своих уроках применяю интерактивную доску, использование которой вносит в учебный процесс новое качество. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране, используя инструменты: перо, умное перо, таймер, прожектор, фото или видео и сохранять записи для будущих уроков. Все, что делают обучающиеся на доске можно сохранить и использовать в другой раз. Всегда имеет возможность вернуться к предыдущему этапу урока и повторить ключевые моменты урока. Файлы предыдущих уроков можно всегда открыть для повторения пройденного материала.
Практика применения интерактивной доски на моих уроках позволяет выделить следующие направления ее использования в учебном процессе:
- презентации;
- демонстрации и создание моделей;
- представление информации с помощью различных мультимедийных ресурсов (veb-связь, Интернет, ЭОР).
- на доске можно легко изменять информацию или передвигать объекты, создавая новые связи (математическое домино);
- можно добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета по выбору.
III. В своей работе часто использую метод проектов. Метод проектов является пропедевтикой (подготовкой) к внедрению ФГОС среднего общего образования, где обучающемуся необходимо будет готовить индив. проект. Многие проекты студентов связаны с профессией или специальностью. Особенно богатую фантазию и творчество применяют студенты по профессиям и специальностям: закройщик, продавец, парикмахер, конструктор-модельер. Мне и студентам нравится метод проектов, т. к.
- при выполнении творческого проекта создаются условия, при которых студенты самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
- учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
- развивают исследовательские умения, системное мышление.
При обобщении знаний по темам «Многогранники», «Тела вращения» студентам предлагается создать головной убор, используя различные многогранники и тела вращения. Я не ограничиваю детей не в выборе формы, ни цвета. Студенты, наиболее творческого мышления, предлагают дополнения к головным уборам. Традицией стало проводить конкурс на самый оригинальный головной убор.
2) Расход ткани
На уроках «Геометрия в моей профессии» студенты выполняли творческий проект по теме: «Величина межлекальных отходов». В ходе урока они должны будут вспомнить различные предметные области (геометрию, арифметику, технологию, материаловедение) и реализовать свои знания и умения, выполняя раскладку лекал и разбивая их на простейшие фигуры.
Вывод: в конце урока каждый студент делает вывод о том, его раскладка лекал рациональна или нерациональна. А для этого должны просчитать S лекал, S раскладки, пользуясь простейшими арифметическими операциями сделать расчеты.
Метод проектов не существует сам по себе, а вписывается в систему личностно-ориентированного обучения.
IV. В своей работе активно использую межпредметные связи.
Например, знание пропорций тела и лица применяется в профессии «Парикмахер» и специальности швейного профиля. Конструктор должен уметь правильно прочесть рисунок, увидеть в рисунке форму, пропорции изделия. А для парикмахера важно, изображая лицо с прической необходимо учитывать пропорции лица, определяя какая прическа, подойдет к форме лица человека.
Поэтому для себя одной из основных тем при повторении материала средней школы вижу тему «Пропорции».
В моем методическом арсенале есть немало интегрированных уроков, например:
- Математика - Физика (Законы оптики и расстояние от точки до плоскости)
- Математика - Информатика (Построение графиков тригонометрических функций)
- Математика – Розничная продажа продовольственных товаров (Подготовка к продаже молочных товаров) и (Проценты при расчете калорийности продуктов питания).
На интегрированном уроке «Подготовка к продаже молочных товаров» студенты обобщают знания по геометрии по теме «Многогранники» и «Тела вращения», показывая связь данных тел с продовольственными товарами, строя различные виды сечений и вычисляя их площадь. Затем выполнение сечений происходит при нарезке сыров различной формы (низкого цилиндра, шара). Сыр разрезается на треугольные призмы, параллелепипед, различные сектора.
В своей работе развиваю внеурочную деятельность. О математике можно говорить долго и на уроке и после. НО «Эврика», организованное в техникуме с 2002 года, позволяет мне вовлечь студентов в проектно-исследовательскую деятельность. Наиболее подготовленные студенты, которым по силам доказать или исследовать что-то новое, с энтузиазмом и настойчивостью работают в данном направлении.
В этом учебном году Нестерова Ксения, студентка гр. П-32 защищала работу с прикладной направленностью по теме: «Площади поверхностей тел». Отправной точкой работы послужила задача:
« 12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту. Пилотом-космонавтом космического корабля - спутника «Восток» являлся гражданин Союза Советских Социалистических Республик, летчик, майор Гагарин Юрий Алексеевич».
«Какую часть поверхности Земли видел Ю. А. Гагарин, пребывая в апогее?»
Защита работ проходит публично. На ней присутствуют педагогические работники и студенты нашего техникума. Студенты, присутствующие на защите, конечно, хорошо знают об этом событии. Но они удивлены: какое отношение имеет подвиг Ю. А. Гагарина к геометрии и, в частности, к теме «Поверхности шара и его частей»? При знакомстве с работой они получают ответ на вопрос.
Во время защиты развиваются умения говорить, доказывать, убеждать, что важно для людей контактных профессий.
Провожу внеклассные мероприятия по предмету, которые позволяют студентам расслабиться, поиграть при этом систематизируя и закрепляя знания по математике, физике и информатике. Внеклассные мероприятия помогают студентам раскрыть их творческий потенциал. В январе проводилась декада по предметам естественнонаучного цикла, в рамках которой была проведена игра «Сто к одному».
Технологию тьюторства применяю на обобщающих уроках, уроках формирования умений и навыков. В своей практике использую два вида тьюторства: педагог-тьютор (организовываю групповое взаимодействие по решению проблемы, указывая источники информации, обеспечивая постоянное внимание и поддержку), а второй вид это тьютор-студент. Тьютором я предлагаю быть студенту, успешно усвоившему материал, или подготовленному в опережающем плане.
Например, на уроке «Тела вращения», проводимого в игровой форме «Поле чудес» мне помогают студенты-тьюторы. Группа делится на подгруппы, в каждой из них свой тьютор-студент.
Здоровьесберегающая технология, несомненно, присутствует на моих уроках. На третьем уроке в нашем техникуме регулярно проводится физпауза, традиционно на уроках я провожу мини-тесты на внимание, во время урока стараюсь менять виды деятельности студентов, включаю исторические факты, высказывания известных людей, стихи, снимания напряжение.
Для меня педагог–профессионал – это человек, готовый к самостоятельному освоению различных программных средств и ресурсов; идущий в ногу со временем, охотно транслирующий свой педагогический опыт.
С целью реализации ФГОС СПО мной создан учебно-методический комплекс по учебной дисциплине ОПД.10 Математика, который обеспечивает:
- организацию и содержательную целостность системы обучения данной дисциплины;
- улучшает методическое её обеспечение;
- повышает эффективность и качество занятий;
- оказывает методическую помощь педагогам и студентам:
- в частности, имеющиеся в нем ОК по всем темам алгебры и началам анализа, позволяют студентам пропустившим тему самостоятельно разобраться в теории и практических заданиях;
- студентам, занимающимся по индивидуальному учебному плану, выполнять дома самостоятельные и практические работы.
Разработанный мною комплекс одобрен и рекомендован к использованию общественной профессиональной организацией УМО (учебно-методическое объединение) при совете директоров и заместителей директоров по учебной работе ССУЗов Брянской области в качестве учебно-методического пособия для преподавателей.
На II международной ярмарке образовательных технологий «Образовательный потенциал» мною была представлена научно-методическая работа «Совершенствование основных мыслительных операций (анализ, синтез) на уроках по изучению нового материала».
Многочисленные интернет-публикации в профессиональных сообществах Профобразование, Методист.ру, nsportal позволили мне поделиться опытом и узнать мнения коллег.
Я убеждена, что под лежачий камень и вода не течет, поэтому, активно занимаюсь самообразованием, посещая вебинары, конференции, курсы повышения квалификации.
Для меня в педагогической деятельности важно взаимопонимание, взаимовыручка и поддержка в педагогическом коллективе, постоянное саморазвитие, самосовершенствование и движение вперед, умение преодолевать встающие на пути трудности.
Мои студенты - мои верные помощники. В этом мне очень повезло. Психологическая обстановка доверия и равноправия, учет индивидуальных особенностей студентов способствует эффективной совместной деятельности.
Слагаемые моей формулы успеха:
ЛЮБОВЬ, УВАЖЕНИЕ К СТУДЕНТАМ, РОДИТЕЛЯМ, КОЛЛЕГАМ |
+ |
ЛЮБОВЬ К СВОЕЙ ПРОФЕССИИ, КРОПОТЛИВЫЙ КАЖДОДНЕВНЫЙ ТРУД, |
+ |
ГРАЖДАНСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ АКТИВНОСТЬ |
+ СТРЕМЛЕНИЕ К САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮИ ПОВЫШЕНИЕ ПРОФ. МАСТЕРСТВА + |
ВЫСОКАЯ КУЛЬТУРА |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему "Обобщение опыта работы"
Презентация посвящена обобщению опыта работы на тему "Формирование универсальных учебных действий путем применения кейс-технологии на уроках общественных дисциплин"...
Обобщение опыта работы
Способы повышения познавательного интереса у студентов к занятиям гуманитарного цикла путем использования методов активного обучения,проблемного обучения, ИКТ и интернет-ресурсов. Примеры заданий для ...
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ
Доклад на тему: "Выполнение курсовой работы студентами техникума в условиях ФГОС"...
Обобщение опыта работы
Современный этап развития образования характеризуется поиском педагогических направлений, отвечающих современных потребностям общества. Одним из направлений решения задачи реформирования, модернизации...
Самостоятельная работа слушателей в Ессентукском филиале СтГМУ. Обобщение опыта работы преподавателя Смирновой В.А.
Самостоятельная работа слушателей является неотъемлемой частью обучения при повышении фельдшерами-лаборантами своих профессиональных знаний и умений в специализированных учебных заведениях....
Обобщение опыта работы учебной фирмы ГБПОУ "НГК"
Представлен анализ работы учебной фирмы, созданной на базе специальности Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), который позволит преподавателям использовать данный опыт работы в своей про...
Обобщение опыта работы по организации проектной деятельности в воспитательной работе. Отчетные материалы по учреждению.
Елена Никулина Обобщение опыта работы по организации проектной деятельности в воспитательной работе. Отчетные материалы по учреждению. Сборник проектов социальных инициатив подготовлен с целью пе...