Электронный образовательный ресурс по дисциплине "Экологические основы природопользования" ПЗ 3
электронный образовательный ресурс

Гусятинская Екатерина Юрьевна

Вашему вниманию предлагается методика выполнения практической работы на тему: «Принципы рационального природопользования. Законы Барри Коммонера» по дисциплине «Экологические основы природопользования». Работа рекомендована к проведению в рамках изучения темы «Экологическая система», в разделе «Экология окружающей среды». Материал представлен преподавателем естественнонаучных дисциплин Гусятинской Екатериной Юрьевной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prakt._rabota_3.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа №3 (ПЗ 3)

Тема: Принципы рационального природопользования. Законы Барри Коммонера.

Цель работы:  изучить понятия «экология», «экосистема», «биоценоз», «популяция», «биосфера»; знать задачи охраны окружающей природной среды, цели, структуру и законы экологии, а так же условия устойчивого состояния и функционирования экосистем.

Оборудование: учебное пособие, видеоматериалы, слайды, презентации по теме.

Основные теоретические сведения

Существует образное выражение, что мы живём в эпоху трёх «Э»: экономика, энергетика, экология. Термин экология был введён в употребление немецким испытателем – Э. Геккелем (1866 г.).

Экология в переводе с греческого – наука о доме или домоводстве. На протяжении прошлого века до 60-70 гг. экология рассматривалась как часть науки биологии. Человек в этих системах не рассматривался. Предполагалось, что  его взаимодействие с окружающей средой подчинялось не биологическим, а социальным законам. В настоящее время термин экология существенно трансформировался, в связи с тем, что человек сильно влияет на окружающую среду. Поэтому возникла необходимость экологических знаний для всех специалистов.

Экология – наука, изучающая условия существования живых организмов и взаимосвязи между организмами и средой, в которой они обитают.

        Главная цель науки – вывести человечество из глобального экологического кризиса на путь устойчивого развития, при котором достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения без лишения такой возможности будущих поколений.

Экосистема – любая совокупность организмов и неорганических компонентов, в которой может поддерживаться круговорот веществ.

В состав любой экосистемы входят:

а) комплекс неживой природы (воздух, вода, земля, горные породы…);

б) комплекс автотрофных организмов – продуценты (растения);

в) комплекс гетеротрофных организмов – консументы (животные);

г) микроорганизмы – редуценты.

Биоценоз – совокупность растений, животных и микроорганизмов, населяющих относительно однородное жизненное пространство (биотоп).

Популяция – группа особей одного вида, занимающая однородное пространство, находящихся во взаимодействии и воспроизводящих себя в поколениях.

Природные ресурсы – компоненты и свойства природной среды, которые используются или могут быть использованы для удовлетворения разнообразных потребностей человеческого общества.

        В зависимости от взаимодействия человека и природы выделяют следующие стороны, или аспекты, её охраны:  

1. хозяйственно-экономический аспект – важнейшая сторона охраны природы, потому что любые продукты, употребляемые людьми, создаются за счет расходования природных ресурсов;

2. социально-политический аспект – результаты воздействия человека на природу необходимо рассматривать не только в свете развития технического прогресса и роста населения, но и в зависимости от социальных условий, в которых они проявляются. Современному обществу присуще хищническое отношение к природе; отрицательное влияние его на окружающую среду возрастает в связи с концентрацией и интернационализацией монополистического капитала. Развивающиеся страны служат важным источником сырья для развитых стран, которые стремятся размещать в них добывающую промышленность, использовать их минеральное и сельскохозяйственное сырье;

3. здравоохранительный аспект – чистая вода, воздух, лес – необходимые условия нормальной жизнедеятельности людей, благоприятно действующие на здоровье человека, широко используются в оздоровительных целях;

4. эстетический аспект – природа является источником  не только материальных благ, но и удовлетворяет эстетические потребности человека (вызывает положительные эмоции, вдохновение на творчество);  

5. воспитательный аспект – общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства;

6. научно-познавательный аспект – связан с необходимостью сохранения для исследований естественных, ненарушенных человеком территорий.  

Природопользование - это совокупность всех форм эксплуатации природных ресурсов, т.е. воздействие человека  на природу в процессе  её хозяйственного использования. Чтобы  подчеркнуть неразрывную связь  между эксплуатацией природных ресурсов и  необходимостью  их сохранения, говорят о рациональном  природопользовании и охране природы. Рациональное природопользование относят к той части социальной экологии, которую называют прикладной.

В начале 70-х годов 20 века, американский ученый-эколог Барри Коммонер сформулировал четыре закона, которые раскрывают суть рационального использования природы.

Законы экологии (Б. Коммонер):

1. Все связано со всем.  

2. За всё надо платить.

3. Все надо куда-то девать.

4. Природа знает лучше.

В природе все взаимосвязано, любое действие человека приводит к последствиям, часто непредвиденным. И хотя эти изменения не всегда заметны на первый взгляд, они, положительные или негативные обязательно повлияют на человека, который является частью природы.

Любые загрязнения (отходы, тепло, радиация и т.д.) вернутся к человеку обратно согласно первому закону, поэтому необходимы безотходные, экологически чистые технологии производства и утилизация бытовых отходов.

Природа разумна сама по себе. Вмешательство человека часто нарушает ее механизмы. Поэтому нужно не завоевывать природу, а по-возможности адаптироваться к ней.

Экономия средств на охрану природы возвращается болезнями, бедствиями, ухудшением условий жизни не только ныне живущих, но и их потомков. Пренебрежение этим законом приводит также и к значительным материальным затратам (на восстановление природных ресурсов, очистку океана и т.п.). Это закон рационального природопользования.

Учение о биосфере создано В.И. Вернадским. Биосфера – это окружающее Землю пространство, в котором существует или когда-либо существовала жизнь, то есть где встречаются живые организмы или продукты их жизнедеятельности (например, полезные ископаемые органического происхождения). Главным компонентом биосферы является живое вещество – совокупность всех живых организмов, выраженная через массу, энергию и химический состав и составляет 0,01% от массы всей биосферы.

Порядок выполнения работы

Ознакомиться с краткими теоретическими сведения по теме работы.

Заполнить таблицу с помощью анализа полученной информации об аспектах охраны природы и принципах рационального природопользования.

Заполнить таблицу 3. Содержание принципов рационального природопользования

Сделать выводы о полученной информации, её применении на практике.

Практическая часть работы

Заполнить таблицу 3.

Ответить на контрольные вопросы.

Сделать выводы.

Таблицу 3. Содержание принципов рационального природопользования

Принцип рационального природопользования

(закон Б. Коммнонера)

Смысловое содержание аспекта охраны природы и рационального природопользования

1

2

3

4

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте учение Вернадского В. И. о биосфере.

2. Опишите состав экологических систем.

3.  Что такое "природопользование"? Перечислите  аспекты охраны природы,

дайте их краткую характеристику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронный образовательный ресурс. Методические материалы для самостоятельного изучения дисциплины "Основы философии"

Предназначены для студентов, обучающихся дистанционно. Содержит перечень тем, методические рекомендации по каждой теме, контрольные вопросы и перечень литературы....

Электронный образовательный ресурс по дисциплине "Экологические основы природопользования" ПЗ 1

Экологическая система является элементарной структурной единицей всего живого. Она есть совокупность взаимосвязанных между собой биотических и абиотических, но и теперь уже антропогенно-техногенных фа...

Электронный образовательный ресурс по дисциплине "Экологические основы природопользования" ПЗ 2

Утилизация отходов, как проблема, была актуальной во все времена, но именно сегодня этот вопрос встал особенно остро. Человечество стало перед выбором глобальных масштабов: собственно, быть или не быт...

Электронный образовательный ресурс "Устройство и обслуживание локальной сети коммутатор" Электронный образовательный ресурс "Создание электронного учебного курса" (Сиденко О.Н.,Нюргечкин Н.С.)

Электронный образовательный ресурс "Устройство и обслуживание локальной сети коммутатор"  Электронный образовательный ресурс "Создание электронного учебного курса"  (Сиде...

Электронный образовательный ресурс по дисциплине Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве

Электронный образовательный ресурс "Дифференцированный зачёт (вариант 1)" разработан в программе  MyTest. Задания данного теста помогут оценить итоговый уровень знаний обучающихся ...

Электронный образовательный ресурс по дисциплине Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве

Электронный образовательный ресурс "Дифференцированный зачёт (вариант 2)" разработан в программе  MyTest. Задания данного теста помогут оценить итоговый уровень знаний обучающихся ...

«Возможности использования электронного образовательного ресурса: «Мобильное электронное образование» и интерактивного оборудования в образовательном пространстве дошкольников»

 В условиях современного развития общества и производства невозможно себе представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые. Образ...