Электронный образовательный ресурс по дисциплине "Экологические основы природопользования" ПЗ 3
электронный образовательный ресурс
Вашему вниманию предлагается методика выполнения практической работы на тему: «Принципы рационального природопользования. Законы Барри Коммонера» по дисциплине «Экологические основы природопользования». Работа рекомендована к проведению в рамках изучения темы «Экологическая система», в разделе «Экология окружающей среды». Материал представлен преподавателем естественнонаучных дисциплин Гусятинской Екатериной Юрьевной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakt._rabota_3.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическая работа №3 (ПЗ 3)
Тема: Принципы рационального природопользования. Законы Барри Коммонера.
Цель работы: изучить понятия «экология», «экосистема», «биоценоз», «популяция», «биосфера»; знать задачи охраны окружающей природной среды, цели, структуру и законы экологии, а так же условия устойчивого состояния и функционирования экосистем.
Оборудование: учебное пособие, видеоматериалы, слайды, презентации по теме.
Основные теоретические сведения
Существует образное выражение, что мы живём в эпоху трёх «Э»: экономика, энергетика, экология. Термин экология был введён в употребление немецким испытателем – Э. Геккелем (1866 г.).
Экология в переводе с греческого – наука о доме или домоводстве. На протяжении прошлого века до 60-70 гг. экология рассматривалась как часть науки биологии. Человек в этих системах не рассматривался. Предполагалось, что его взаимодействие с окружающей средой подчинялось не биологическим, а социальным законам. В настоящее время термин экология существенно трансформировался, в связи с тем, что человек сильно влияет на окружающую среду. Поэтому возникла необходимость экологических знаний для всех специалистов.
Экология – наука, изучающая условия существования живых организмов и взаимосвязи между организмами и средой, в которой они обитают.
Главная цель науки – вывести человечество из глобального экологического кризиса на путь устойчивого развития, при котором достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения без лишения такой возможности будущих поколений.
Экосистема – любая совокупность организмов и неорганических компонентов, в которой может поддерживаться круговорот веществ.
В состав любой экосистемы входят:
а) комплекс неживой природы (воздух, вода, земля, горные породы…);
б) комплекс автотрофных организмов – продуценты (растения);
в) комплекс гетеротрофных организмов – консументы (животные);
г) микроорганизмы – редуценты.
Биоценоз – совокупность растений, животных и микроорганизмов, населяющих относительно однородное жизненное пространство (биотоп).
Популяция – группа особей одного вида, занимающая однородное пространство, находящихся во взаимодействии и воспроизводящих себя в поколениях.
Природные ресурсы – компоненты и свойства природной среды, которые используются или могут быть использованы для удовлетворения разнообразных потребностей человеческого общества.
В зависимости от взаимодействия человека и природы выделяют следующие стороны, или аспекты, её охраны:
1. хозяйственно-экономический аспект – важнейшая сторона охраны природы, потому что любые продукты, употребляемые людьми, создаются за счет расходования природных ресурсов;
2. социально-политический аспект – результаты воздействия человека на природу необходимо рассматривать не только в свете развития технического прогресса и роста населения, но и в зависимости от социальных условий, в которых они проявляются. Современному обществу присуще хищническое отношение к природе; отрицательное влияние его на окружающую среду возрастает в связи с концентрацией и интернационализацией монополистического капитала. Развивающиеся страны служат важным источником сырья для развитых стран, которые стремятся размещать в них добывающую промышленность, использовать их минеральное и сельскохозяйственное сырье;
3. здравоохранительный аспект – чистая вода, воздух, лес – необходимые условия нормальной жизнедеятельности людей, благоприятно действующие на здоровье человека, широко используются в оздоровительных целях;
4. эстетический аспект – природа является источником не только материальных благ, но и удовлетворяет эстетические потребности человека (вызывает положительные эмоции, вдохновение на творчество);
5. воспитательный аспект – общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства;
6. научно-познавательный аспект – связан с необходимостью сохранения для исследований естественных, ненарушенных человеком территорий.
Природопользование - это совокупность всех форм эксплуатации природных ресурсов, т.е. воздействие человека на природу в процессе её хозяйственного использования. Чтобы подчеркнуть неразрывную связь между эксплуатацией природных ресурсов и необходимостью их сохранения, говорят о рациональном природопользовании и охране природы. Рациональное природопользование относят к той части социальной экологии, которую называют прикладной.
В начале 70-х годов 20 века, американский ученый-эколог Барри Коммонер сформулировал четыре закона, которые раскрывают суть рационального использования природы.
Законы экологии (Б. Коммонер):
1. Все связано со всем.
2. За всё надо платить.
3. Все надо куда-то девать.
4. Природа знает лучше.
В природе все взаимосвязано, любое действие человека приводит к последствиям, часто непредвиденным. И хотя эти изменения не всегда заметны на первый взгляд, они, положительные или негативные обязательно повлияют на человека, который является частью природы.
Любые загрязнения (отходы, тепло, радиация и т.д.) вернутся к человеку обратно согласно первому закону, поэтому необходимы безотходные, экологически чистые технологии производства и утилизация бытовых отходов.
Природа разумна сама по себе. Вмешательство человека часто нарушает ее механизмы. Поэтому нужно не завоевывать природу, а по-возможности адаптироваться к ней.
Экономия средств на охрану природы возвращается болезнями, бедствиями, ухудшением условий жизни не только ныне живущих, но и их потомков. Пренебрежение этим законом приводит также и к значительным материальным затратам (на восстановление природных ресурсов, очистку океана и т.п.). Это закон рационального природопользования.
Учение о биосфере создано В.И. Вернадским. Биосфера – это окружающее Землю пространство, в котором существует или когда-либо существовала жизнь, то есть где встречаются живые организмы или продукты их жизнедеятельности (например, полезные ископаемые органического происхождения). Главным компонентом биосферы является живое вещество – совокупность всех живых организмов, выраженная через массу, энергию и химический состав и составляет 0,01% от массы всей биосферы.
Порядок выполнения работы
Ознакомиться с краткими теоретическими сведения по теме работы.
Заполнить таблицу с помощью анализа полученной информации об аспектах охраны природы и принципах рационального природопользования.
Заполнить таблицу 3. Содержание принципов рационального природопользования
Сделать выводы о полученной информации, её применении на практике.
Практическая часть работы
Заполнить таблицу 3.
Ответить на контрольные вопросы.
Сделать выводы.
Таблицу 3. Содержание принципов рационального природопользования
Принцип рационального природопользования (закон Б. Коммнонера) | Смысловое содержание аспекта охраны природы и рационального природопользования |
1 | |
2 | |
3 | |
4 |
Контрольные вопросы
1. Охарактеризуйте учение Вернадского В. И. о биосфере.
2. Опишите состав экологических систем.
3. Что такое "природопользование"? Перечислите аспекты охраны природы,
дайте их краткую характеристику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Электронный образовательный ресурс. Методические материалы для самостоятельного изучения дисциплины "Основы философии"
Предназначены для студентов, обучающихся дистанционно. Содержит перечень тем, методические рекомендации по каждой теме, контрольные вопросы и перечень литературы....
Электронный образовательный ресурс по дисциплине "Экологические основы природопользования" ПЗ 1
Экологическая система является элементарной структурной единицей всего живого. Она есть совокупность взаимосвязанных между собой биотических и абиотических, но и теперь уже антропогенно-техногенных фа...
Электронный образовательный ресурс по дисциплине "Экологические основы природопользования" ПЗ 2
Утилизация отходов, как проблема, была актуальной во все времена, но именно сегодня этот вопрос встал особенно остро. Человечество стало перед выбором глобальных масштабов: собственно, быть или не быт...
Электронный образовательный ресурс "Устройство и обслуживание локальной сети коммутатор" Электронный образовательный ресурс "Создание электронного учебного курса" (Сиденко О.Н.,Нюргечкин Н.С.)
Электронный образовательный ресурс "Устройство и обслуживание локальной сети коммутатор" Электронный образовательный ресурс "Создание электронного учебного курса" (Сиде...
Электронный образовательный ресурс по дисциплине Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве
Электронный образовательный ресурс "Дифференцированный зачёт (вариант 1)" разработан в программе MyTest. Задания данного теста помогут оценить итоговый уровень знаний обучающихся ...
Электронный образовательный ресурс по дисциплине Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве
Электронный образовательный ресурс "Дифференцированный зачёт (вариант 2)" разработан в программе MyTest. Задания данного теста помогут оценить итоговый уровень знаний обучающихся ...
«Возможности использования электронного образовательного ресурса: «Мобильное электронное образование» и интерактивного оборудования в образовательном пространстве дошкольников»
В условиях современного развития общества и производства невозможно себе представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые. Образ...