Электронный образовательный ресурс по дисциплине "Экологические основы природопользования" ПЗ 1
электронный образовательный ресурс

Гусятинская Екатерина Юрьевна

Экологическая система является элементарной структурной единицей всего живого. Она есть совокупность взаимосвязанных между собой биотических и абиотических, но и теперь уже антропогенно-техногенных факторов окружающей среды. Поэтому так важно изучение данной темы с позиции знаний о техногенезе и его перспектив.

Вашему вниманию предлагается методика выполнения практической работы по дисциплине «Экологические основы природопользования», которая рекомендована к проведению в рамках изучения темы «Экологическая система», в разделе «Экология окружающей среды».

Материал представлен преподавателем естественнонаучных дисциплин Гусятинской Екатериной Юрьевной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prakt._rabota_1.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа №1 (ПЗ 1)

Тема: Основные функции природных и антропогенных экологических систем.

Цель работы: сравнительное описание естественных природных и искусственных (антропогенных) экологических систем, закрепление знаний о строении, свойствах и устойчивости природных и антропогенных экосистем.

Оборудование: учебное пособие, видеоматериалы, презентации по теме.

Основные теоретические сведения

Экосистема - это функциональное единство живых организмов и среды их обитания. Основные характерные особенности экосистемы — ее безразмерность и безранговость. Замещение одних биоценозов другими в течение длительного периода времени называется сукцессией. Сукцессия, протекающая на вновь образовавшемся субстрате, называется первичной. Сукцессия на территории, уже занятой растительностью, называется вторичной.

Единицей классификации экосистем является биом — природная зона или область с определенными климатическими условиями и соответствующим набором доминирующих видов растений и животных.

Особая экосистема — биогеоценоз — участок земной поверхности с однородными природными явлениями. Составными частями биогеоценоза являются климатоп, эдафотоп, гидротоп (биотоп), а также фитоценоз, зооценоз и микробоценоз (биоценоз).

С целью получения продуктов питания человек искусственно создает агроэкосистемы. Они отличаются от естественных малой устойчивостью и стабильностью, однако более высокой продуктивностью.

Экологическая система, или экосистема, — основная функциональная единица в экологии, так как в нее входят организмы и неживая среда — компоненты, взаимно влияющие на свойства друг друга, и необходимые условия для поддержания жизни в той ее форме, которая существует на Земле. Термин экосистема впервые был предложен в 1935 г. английским экологом А. Тенсли.

Таким образом, под экосистемой понимается совокупность живых организмов (сообществ) и среды их обитания, образующих благодаря круговороту веществ, устойчивую систему жизни.

Сообщества организмов связаны с неорганической средой теснейшими материально- энергетическими связями. Растения могут существовать только за счет постоянного поступления в них углекислого газа, воды, кислорода, минеральных солей. Гетеротрофы живут за счет автотрофов, но нуждаются в поступлении таких неорганических соединений, как кислород и вода.

В любом конкретном месте обитания запасов неорганических соединений, необходимых для поддержания жизнедеятельности населяющих его организмов, хватило бы ненадолго, если бы эти запасы не возобновлялись. Возврат биогенных элементов в среду происходит как в течение жизни организмов (в результате дыхания, экскреции, дефекации), так и после их смерти, в результате разложения трупов и растительных остатков.

Следовательно, сообщество образует с неорганической средой определенную систему, в которой поток атомов, вызываемый жизнедеятельностью организмов, имеет тенденцию замыкаться в круговорот.

Экотоп часто рассматривают как абиотическую среду, не преобразованную растениями (первичный комплекс факторов физико-географической среды), а биотоп — как совокупность элементов абиотической среды, видоизмененных средообразующей деятельностью живых организмов.

Существует мнение, что термин «биогеоценоз» в значительно большей степени отражает структурные характеристики изучаемой макросистемы, тогда как в понятие «экосистема» вкладывается, прежде всего, ее функциональная сущность. Фактически же между этими терминами различий нет.

Следует указать, что совокупность специфического физико-химического окружения (биотопа) с сообществом живых организмов (биоценозом) и образует экосистему:

Экосистема = Биотоп + Биоценоз.

Равновесное (устойчивое) состояние экосистемы обеспечивается на основе круговоротов веществ. В этих круговоротах непосредственно участвуют все составные части экосистем.

Для поддержания круговорота веществ в экосистеме необходимо наличие запаса неорганических веществ в усвояемой форме и трех функционально различных экологических групп организмов: продуцентов, консументов и редуцентов.

Продуцентами выступают автотрофные организмы, способные строить свои тела за счет неорганических соединений.

Консументы - гетеротрофные организмы, потребляющие органическое вещество продуцентов или других консументов и трансформирующие его в новые формы.

Редуценты живут за счет мертвого органического вещества, переводя его вновь в неорганические соединения. Классификация эта относительная, так как и консументы, и сами продуценты выступают частично в роли редуцентов в течение жизни, выделяя в окружающую среду минеральные продукты обмена веществ.

Масштабы экосистемы в природе весьма различны. Неодинакова также степень замкнутости поддерживаемых в них круговоротов вещества, т.е. многократность вовлечения одних и тех же элементов в циклы. В качестве отдельных экосистем можно рассматривать, например, и подушку лишайников на стволе дерева, и разрушающийся пень с его населением, и небольшой временный водоем, луг, лес, степь, пустыню, весь океан и, наконец, всю поверхность Земли, занятую жизнью.

В некоторых типах экосистем вынос вещества за их пределы настолько велик, что их стабильность поддерживается в основном за счет притока такого же количества вещества извне, тогда как внутренний круговорот малоэффективен. Таковы проточные водоемы, реки, ручьи, участки на крутых склонах гор. Другие экосистемы имеют значительно более полный круговорот веществ и относительно автономны (леса, луга, озера и т.п.).

Экосистема — практически замкнутая система. В этом состоит принципиальное отличие экосистем от сообществ и популяций, являющиеся открытыми системами, обменивающимися со средой обитания энергией, веществом и информацией.

Однако ни одна экосистема Земли не имеет полностью замкнутого круговорота, поскольку минимальный обмен массой со средой обитания все-таки происходит.

Экосистема является совокупностью взаимосвязанных энергопотребителей, совершающих работу по поддержанию ее неравновесного состояния относительно среды обитания за счет использования потока солнечной энергии.

В соответствии с иерархией сообществ жизнь на Земле проявляется и в иерархичности соответствующих экосистем.

Системная организация жизни является одним из необходимых условий ее существования. Как уже отмечалось, запасы биогенных элементов, необходимых для жизни организмов на Земле в целом и на каждом конкретном участке на ее поверхности, не безграничны. Лишь система круговоротов могла придать этим запасам свойство бесконечности, необходимое для продолжения жизни.

Поддерживать и осуществлять круговорот могут только функционально различные группы организмов. Функционально-экологическое разнообразие живых существ и организация потока извлекаемых из окружающей среды веществ в циклы — древнейшее свойство жизни.

С этой точки зрения устойчивое существование многих видов в экосистеме достигается за счет постоянно происходящих в ней естественных нарушений местообитания, позволяющих новым поколениям занимать вновь освободившееся пространство.

Порядок выполнения работы

Ознакомиться с краткими теоретическими сведения по теме работы.

Изучить функции и способности разных типов экологических систем окружающей природной среды.

Заполнить таблицу с помощью анализа полученной информации о функциях и способностях разных типов экосистем среды.

Сделать выводы в отношении сравнительного анализа двух типов экосистем.

Практическая часть работы

Заполнить таблицу 1.

Ответить на контрольные вопросы.

Сделать выводы.

Таблица 1. Основные функции природных и антропогенных экосистем.

Природные экосистемы

(луг, лес, водоём)

Антропогенные экосистемы

(город, завод, сельскохозяйственное поле)

Преобразуют и накапливают солнечную энергию

?

?

Потребляют О2 и продуцируют СО2 при сжигании топлива

Формируют плодородную почву

?

?

Расходуют много пресной воды и загрязняют ее

Создают местообитания разным видам организмов

?

?

Производят отходы, переработка которых стоит огромных денег

Обладают способностью сохранять стабильность и самовосстанавливаться

?

Контрольные вопросы

  • Какие потребности удовлетворяет человечество, взаимодействуя с природой?
  • Какие отрицательные экологические последствия возникают в результате хозяйственной деятельности человека? Приведите примеры их современного проявления.
  • Дайте определение понятия «природопользование»
  • Назовите основные виды природопользования. В чем их особенности?
  • Дайте определение природно-ресурсному потенциалу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронный образовательный ресурс. Методические материалы для самостоятельного изучения дисциплины "Основы философии"

Предназначены для студентов, обучающихся дистанционно. Содержит перечень тем, методические рекомендации по каждой теме, контрольные вопросы и перечень литературы....

Электронный образовательный ресурс по дисциплине "Экологические основы природопользования" ПЗ 2

Утилизация отходов, как проблема, была актуальной во все времена, но именно сегодня этот вопрос встал особенно остро. Человечество стало перед выбором глобальных масштабов: собственно, быть или не быт...

Электронный образовательный ресурс по дисциплине "Экологические основы природопользования" ПЗ 3

Вашему вниманию предлагается методика выполнения практической работы на тему: «Принципы рационального природопользования. Законы Барри Коммонера» по дисциплине «Экологические основы ...

Электронный образовательный ресурс "Устройство и обслуживание локальной сети коммутатор" Электронный образовательный ресурс "Создание электронного учебного курса" (Сиденко О.Н.,Нюргечкин Н.С.)

Электронный образовательный ресурс "Устройство и обслуживание локальной сети коммутатор"  Электронный образовательный ресурс "Создание электронного учебного курса"  (Сиде...

Электронный образовательный ресурс по дисциплине Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве

Электронный образовательный ресурс "Дифференцированный зачёт (вариант 1)" разработан в программе  MyTest. Задания данного теста помогут оценить итоговый уровень знаний обучающихся ...

Электронный образовательный ресурс по дисциплине Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве

Электронный образовательный ресурс "Дифференцированный зачёт (вариант 2)" разработан в программе  MyTest. Задания данного теста помогут оценить итоговый уровень знаний обучающихся ...

«Возможности использования электронного образовательного ресурса: «Мобильное электронное образование» и интерактивного оборудования в образовательном пространстве дошкольников»

 В условиях современного развития общества и производства невозможно себе представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые. Образ...