Практические работы для 2-го курса "Экологические основы природопользования"
учебно-методический материал на тему
Практические работы для 2-го курса "Экологические основы природопользования"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mama1.docx | 74.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическая работа № 2 Тема: Определение количества антропогенных загрязнений, попадающих в окружающую среду в результате работы автотранспорта. Цель: Изучить экспресс-методику определения степени загрязнения атмосферного воздуха токсическими веществами, содержащимися в выхлопных газах городского автотранспорта. Материалы и оборудование: часы, ручки, калькулятор. Задание 1. Выберите несколько различных участков автотрассы длиной около 100 м. Определите число единиц автотранспорта проходящих по выбранному участку в течение 30 или 60 мин. При этом учитывайте, сколько автомобилей определенного типа (легковые, грузовые, автобусы, дизельные грузовые автомобили) проехало по выбранному участку. В том случае если наблюдение заняло 30 мин, полученный результат умножьте на 2. 2. Рассчитайте среднее число учтенных автомобилей для каждого типа автотранспорта в зависимости от количества выбранных участков трассы, после чего заполните следующую таблицу 1а: Таблица 1а Среднее число учтенных автомобилей
3. Рассчитайте общий путь, пройденный установленным числом автомобилей каждого типа за 1 час (La, км) по формуле: La= Na x L, Где Na – число автомобилей каждого типа; L – длина участка, км; а - обозначение типа автомобиля. Lл/а = Lг/а = | |||||||||||||||
Lавт = Lдг/а = 4. Рассчитаем количество топлива разного вида (Qa), сжигаемого при этом двигателями автомашин Qa = Ya x Lа л. Где: Y – удельный расход топлива – берём из методических рекомендаций в таблице 2 (Удельный расход топлива Ya (л на 1 км)); L – длина участка, км; значение берём из предыдущего расчёта. а - обозначение типа автомобиля. Qл/а= Qг/а= Qaвт= Qдг/а= 5. Рассчитаем общее количество сожженного топлива (ΣQ) по виду топлива ΣQ = Qл/а+ Qaвт
ΣQбензин = ΣQ = Qг/а+ Qдг/а ΣQдиз.топливо = Результаты вычислений заносим в таблицу1б Таблица 1б Общее количество сожженного топлива
6. Рассчитаем объем выделившихся загрязняющих веществ в литрах по каждому виду топлива: Т = К х ΣQ, л | |||||||||||||||||||||||||||
| Лист | ||||||||||||||||||||||||||
Изм | Лист | Подпись | Дата |
К - значение эмпирического коэффициента берём из таблицы 3 для каждого загрязняющего вещества ΣQ - общее количество сожженного топлива, л. Расчёт заносим в таблицу1в Таблица 1в Объем выделившихся загрязняющих веществ
7. Рассчитаем массу выделившихся вредных веществ m = V x M/22,4 , г М – молекулярная масса (для СО – 28, для NO2 – 46, средняя молекулярная масса для углеводородов - 43).
Угарный газ m = Углеводороды m = Диоксид азота m = 8. Определяем среднесуточную концентрацию вредных веществ в атмосферном воздухе с учетом того, что объем используемого воздуха вблизи участка дороги длиной 100 метров составляет примерно 20 000 м3. Угарного газа Ссс = Углеводородов Ссс = Диоксида азота Ссс = Сопоставив полученные результаты с ПДКСС для каждого из вредных веществ, сделать соответствующий вывод Вывод: Ответы на контрольные вопросы: | ||||||||||||||||||||||||||
| Лист | |||||||||||||||||||||||||
Изм | Лист | Подпись | Дата |
Лабораторная работа № 1 Тема: Определение качества воды.
Цель: Определить качество воды. Материалы и оборудование: колба, вода, пробка, горелка, раствора перманганата калия, раствора СМС, раствор поваренной соли. Ход выполнения Опыт №1. Определение органолептических характеристик воды 1. Определение запаха
Определение интенсивности запаха
Характер запаха определите по таблице 2 в методических рекомендациях. Занесите в таблицу результат определения. Определение характера запаха
2. Определение цветности 1. Заполните пробирку водой до высоты 10-12 см. 2. Определите цветность воды, рассматривая пробирку сверху на белом фоне при достаточном боковом освещении (дневном, искусственном). 3. Выберите из таблицы 3 в методических рекомендациях наиболее подходящий оттенок. Занесите в таблицу результат определения. | |||||||||||||||||||||||||||||
Изм | Лист | №документа | Подпись | Дата | |||||||||||||||||||||||||
Разраб. | Отчет | Лит. | Лист | Листов | |||||||||||||||||||||||||
Проверил | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||
-______ | |||||||||||||||||||||||||||||
Н. контр | |||||||||||||||||||||||||||||
Утв. | |||||||||||||||||||||||||||||
Определение цветности
3. Определение мутности 1. Заполните пробирку водой до высоты 10-12 см. 2. Определите мутность воды, рассматривая пробирку сверху на темном фоне при достаточном боковом освещении (дневном, искусственном). Выберите нужное из таблицы 4 в методических рекомендациях. Занесите в таблицу результат определения.
Опыт №2. Грязная или чистая вода?Наполните пробирку водой. Добавьте в нее немного раствора перманганата калия. Что наблюдаете? На основании наблюдений сделайте вывод о том, какая у Вас вода. Наблюдения _________________________________________________________ Опыт №3. Очистка воды от СМС (синтетических моющих средств) В пробирку налейте 2 мл раствора СМС, нагрейте и добавьте поваренную соль до насыщенного раствора. Что наблюдаете? Наблюдения_________________________________________________________ Занесите полученные результаты в сводную таблицу
Вывод: Ответы на контрольные вопросы: | |||||||||||||||||||||||||||||
| Лист | ||||||||||||||||||||||||||||
Изм | Лист | Подпись | Дата |
Практическая работа № 3 Тема: Нормирование качества окружающей среды. Цель: Рассчитать количество загрязняющих веществ, определить ПДК заданных веществ. Материалы и оборудование: калькулятор; справочная литература «Таблицы ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, в воде водоемов хозяйственно-питьевого и почве культурно-бытового назначения». Задание 1. Составить краткую запись задачи. Решить задачу по варианту. 2. Дать характеристику (мг/м3,мг/л,мг/кг) для данных веществ и сопоставить их с ПДК по справочной таблице. 3. Определить какое из приведенных веществ имеет наибольшую концентрацию? 4. Какое из приведенных веществ имеет наименьшую концентрацию? 5. Сделать вывод. 6. Ответить на контрольные вопросы. Вариант № ___ Допустим, что в воздухе населенного пункта одновременно присутствуют ______________________________________________________________________в концентрациях: С = С = С = С = Соответствующие ПДКсс: ПДК = ПДК = | |||||||||||||
Изм | Лист | №документа | Подпись | Дата | |||||||||
Разраб. | Отчет | Лит. | Лист | Листов | |||||||||
Проверил | 1 | ||||||||||||
| |||||||||||||
Н. контр | |||||||||||||
Утв. | |||||||||||||
ПДК = ПДК =
вещества присутствуют в (меньших, больших) концентрациях, чем установленные на них ПДК. Нужное подчеркнуть. В контролируемой зоне присутствует несколько веществ, обладающих эффектом суммации, значит, качество загрязняющего вещества будет соответствовать установленным нормативам при условии: С1/ПДК1 + С2/ПДК2 +…….+Сn/ПДКn<1, где С1, С2,…. Сn – фактические концентрации вредных веществ, обладающих эффектом суммации; ПДК1, ПДК2,….. ПДКn – предельно допустимые концентрации вредных веществ. Это означает, что в населенном пункте сумма отношений концентраций к ПДК веществ, обладающих эффектом суммации, не должна превышать единицы.
Мы контролируем фактическое содержание вредного вещества (веществ) в воздухе, воде и почве, и сравниваем его с нормативной величиной. Определяем концентрацию ______________________________________________ в рабочей зоне относительно предельно допустимой Суммируем содержание вредных веществ в рабочей зоне по объектам загрязнения | |||||||||||||
| Лист | ||||||||||||
Изм | Лист | Подпись | Дата |
Сопоставляем с ПДК по справочной таблице Вывод: Ответы на контрольные вопросы: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Лист | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Изм | Лист | Подпись | Дата | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическая работа № 4 Тема: Охрана атмосферного воздуха
Цель: Рассчитать некоторые критерии, определяющие качество атмосферного воздуха городов. Предложить методы по охране атмосферного воздуха.
Задание 1. По варианту произвести расчёт следующих величин и показателей:
2. Сделать вывод. 3. Ответить на контрольные вопросы. Исходные данные для выполнения работы (табл. 1) Таблица 1
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Изм | Лист | №документа | Подпись | Дата | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Разраб. | Отчет | Лит. | Лист | Листов | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проверил | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
-______ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Н. контр | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Утв. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вариант № Вычисления выполняем для диоксида азота. Для остальных веществ расчёт аналогичен. Их заносим сразу в таблицу 5. Порядок выполнения работы
Сi Хi = ------------- ПДКм р i Хi = ---------------------------- = мг/ м3 Для остальных веществ расчёт аналогичен, результаты заносим в таблицу
Уi = (---------) =
∑Уi =
Ki = | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Лист | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Изм | Лист | Подпись | Дата | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 2 Результаты вычислений
Вывод:
Ответы на контрольные вопросы: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Лист | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Изм | Лист | Подпись | Дата |
Практическая работа № 6 Тема: Изучение Федеральных законов «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Цель: изучить правовые вопросы экологической безопасности. Материалы : Федеральные законы «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Задание 1: Познакомиться с ФЗ «Об охране окружающей среды», заполнить таблицы №1 и №2 Таблица №1
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Изм | Лист | №документа | Подпись | Дата | ||||||||||||||||||||||||||||||
Разраб. | Отчет | Лит. | Лист | Листов | ||||||||||||||||||||||||||||||
Проверил | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
-______ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Н. контр | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Утв. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица №2
Задание 2: Познакомиться с ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и ответить на вопросы. а. Какие санитарно-эпидемиологические требования предъявляются: (Для ответа на вопросы используйте материалы документов)
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Лист | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Изм | Лист | Подпись | Дата | |||||||||||||||||||||||||||||||
б. Какие виды ответственности за нарушения санитарного законодательства предусматриваются законом. в. Каков порядок наложения штрафа за санитарные правонарушения. г. Кто возмещает вред личности или имуществу граждан в результате нарушения санитарного законодательства. Сделать вывод. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Лист | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Изм | Лист | Подпись | Дата | |||||||||||||||||||||||||||||||
Практическая работа № 5 Тема: Международное сотрудничество в решении проблем природопользования.
Цель: обсуждение проблемы значимости международного сотрудничества в решении проблем природопользования; умения ориентироваться в принципах, формах и направлениях сотрудничества. Вопросы для обсуждения 1. Основной смысл создания международных организаций, занимающихся изучение окружающей среды и восстановлением природных ресурсов 2. Приведите аргументы в защиту тезиса: «Меры предосторожности, предпринимаемые в целях защиты окружающей среды от вредных последствий интенсивного освоения природы, недостаточны, а для их эффективности часто требуется сотрудничество нескольких государств. 3. По каким принципам осуществляется международное сотрудничество по проблемам природопользования? 4. Какие из регионов мира, на ваш взгляд нуждаются в совместной работе различных стран для решения экологических проблем и почему? 5. Дать характеристику направлений международного сотрудничества по проблемам природопользования, в которых принимает участие Россия. 6. Почему сегодня так актуален девиз: «Мыслить глобально, действовать локально»? Итоги обсуждения: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая тетрадь для выполнения практических работ по дисциплине ОП.07.«Основы экономики, менеджмента и маркетинга» для студентов СПО, обучающихся по специальности 260807 «Технология продукции общественного питания». Часть I.
Рабочая тетрадь предназначена для выполнения самостоятельных и практических работ по дисциплине ОП.07. «Основы экономики, менеджмента и маркетинга...
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ "Общие основы технологии металлообработки и работ на металлорежущих станках." по профессии среднего профессионального образования «Токарь-универсал»
Лабораторно-практические занятия у студентов формируют не только эмпирические и теоретических знания, но и умения как опыт осуществления уже известных способов деятельности при изучении об...
Методические указания по выполнению практических работ по МДК 04.01 Основы менеджмента, управление персоналом.
В Федеральных государственных образовательных стандартах СПО практической работе студентов уделяется большое значение. Они проводятся в ходе осуществления учебного процесса и на...
Курс лекций, практических работ и вопросов по дисциплине "Основы теории информации" для специальности 230701 Прикладная информатика (по отраслям)
1.1. Область применения рабочей программыРабочая программа учебной дисциплины «Основы теории информации» является частью основной профессиональной образовательной программы...
Методические указания по организации и выполнению практических работ обучающихся по учебной дисциплине «Основы бухгалтерского учета»
Методические указания по организации и выполнению практических работ обучающихся по учебной дисциплине "Основы бухгалтерского учета"...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНО - ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ОДП.04 ПОЧВОВЕДЕНИЕ И ОСНОВЫ РАСТЕНИЕВОДСТВА
Методические указания для студентов...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТАМИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»
Важное место в системе естественнонаучной подготовки отводится лабораторным и практическим работам. Они служат источником знаний, основой для выдвижения и проверки гипотез, средством закрепления ...