методическая разработка самостоятельных работ
учебно-методический материал на тему

Чиркина Галина Николаевна

по естествознанию по специальности стилистика и искусство визажа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mr_estest_stilisty_samostoyatelnaya_rabota.doc141 КБ

Предварительный просмотр:

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ОДБ.06 Естествознание

Санкт-Петербург

2018

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ разработаны в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины ОДБ.06 Естествознание, входящей в состав образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 43.02.03 «Стилистика и искусство визажа», углубленный

Разработчики:

СПб ГБ «Академия индустрии красоты «ЛОКОН»

     (место работы)

            преподаватель_ ______                                 _________ Г.Н. Чиркина

           (занимаемая должность)                                                                      (инициалы, фамилия)                  

Одобрено на заседании цикловой комиссии

Протокол № ___ от «___»____________20__г.

        

Председатель цикловой комиссии   _____________________________

                                                                    (подпись)    (инициалы, фамилия)

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ предназначены для обучающихся  образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 43.02.03 «Стилистика и искусство визажа», углубленный.

Целью методических рекомендаций является оказание помощи обучающимся при систематизации, закреплении и практическом применении теоретических знаний по основным разделам дисциплины.

В результате выполнения самостоятельной работы по учебной дисциплине ОДБ.06 Естествознание обучающиеся должны:

уметь:

  • понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
  •  самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
  • работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности
  • владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 

знать: 

  •  смысл понятий:  естественнонаучный метод познания, электромагнитное поле, электромагнитные волны, квант, эволюция Вселенной, большой взрыв, Солнечная система, галактика, периодический закон, химическая связь, химическая реакция, макромолекула, белок, катализатор, фермент, клетка, дифференциация клеток, ДНК, вирус, биологическая эволюция, биоразнообразие, организм, популяция, экосистема, биосфера, энтропия, самоорганизация;
  • вклад великих ученых в формирование современной естественнонаучной картины мира;

уметь:

  • приводить примеры экспериментов и(или) наблюдений, обосновывающих: атомно-молекулярное строение вещества, существование электромагнитного поля и взаимосвязь электрического и магнитного полей, волновые и корпускулярные свойства света, необратимость тепловых процессов, зависимость свойств вещества от структуры молекул, зависимость скорости химической реакции от температуры и катализаторов, клеточное строение живых организмов, роль ДНК как носителя наследственной информации, эволюцию живой природы, превращения энергии и вероятностный характер процессов в живой и неживой природе, взаимосвязь компонентов экосистемы, влияние деятельности человека на экосистемы;
  • объяснять прикладное значение важнейших достижений в области естественных наук для: развития энергетики, транспорта и средств связи, получения синтетических материалов с заданными свойствами, создания биотехнологий, лечения инфекционных заболеваний, охраны окружающей среды;
  • выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки, делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных в виде графика, таблицы или диаграммы;
  • работать с естественно-научной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, интернет-ресурсах, научно-популярной литературе: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • оценки влияния на организм человека электромагнитных волн и радиоактивных излучений;
  • энергосбережения;
  • безопасного использования материалов и химических веществ в быту;
  • профилактики инфекционных заболеваний, никотиновой, алкогольной и наркотической зависимостей;
  • осознанных личных действий по охране окружающей среды.

  Описание самостоятельной работы содержит: тему, цель работы, порядок выполнения заданий, формы контроля, критерии оценивания, требования к выполнению и оформлению заданий.

  1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

пп/п

Наименование тем дисциплины, самостоятельной работы

Объем часов

Формы контроля

Физика

1

Раздел механика

1

Упр. 2

Упр. 3

Упр. №4

Упр. №6

Упр. №7

Упр. №9

Учебник Мякишев Г.Я за 10 кл.

2

Решение задач

2

 «Звуковая волна»

«Ультразвук и его использование в технике и медицине»

3

Подготовить рефераты

3

«Жизнь и деятельность И.Ньютона»

«Реактивное движение»

1

Подготовить сообщение

4

Презентация по разделу механика

3

Подготовить презентацию

2

Тепловое явление

1

Упр.№11

Упр№ 12

Упр№13

Упр№14

Учебник Мякишев Г.Я за 10 кл.

3

Решение задач

2

Жизнь и деятельность М.В. Ломоносова

1

Подготовить сообщение

3

 «Тепловые машины и их применение»

«Экологические проблемы, связанные с применением тепловых машин и проблеме энергосбережения»

2

Подготовить доклад или реферат

3

Строение атома и квантовая физика

1

 «Радиоактивные излучения и их воздействия на живые организмы»

«Ядерная энергетика и экологические проблемы, связанные с их использованием»

3

Подготовить рефераты

Химия с элементами экологии

1

Вода, растворы

1

 «Растворы»

2

Решение задач

2

 «Водные ресурсы Земли». «Качество воды»

2

Подготовить доклады

3

 «Загрязненные воды и способы очистки»

3

Подготовить презентацию

2

Химические процессы в атмосфере

1

 «Загрязнение атмосферы и его источники

3

Подготовить презентацию

2

 «Глобальные экологические проблемы»

2

Подготовить реферат

3

Химия и организм человека

1

«Влияние витаминов на здоровье человека»

«Взаимосвязь кулинарной обработки плодов и овощей и сохранность витаминов»

«Какие витаминные препараты применяют в косметологии и парикмахерском деле»

1

Подготовить сообщение

2

 «Химия и организм человека»

2

Подготовить газету

3

 «Витамины и здоровье»

«Пищевые добавки»

«Сбалансированное питание»

3

Подготовить рефераты

4

Составить кроссворд по теме

1

кроссворд

5

 «Органические и неорганические вещества содержащиеся в клетке»

«Сравнение ДНК и РНК»

2

Составить таблицу

Биология с элементами экологии

1

Наиболее общие представления о жизни

1

 «Основные признаки живого»

«Органоиды клетки, их строение и роль в клетке»

«Уровни организации живой природы»

2

Составить таблицы

2

«Жизнь и деятельность Ч.Дарвина»

1

Подготовить сообщение

2

Организация человека и окружающая среда

1

 «Предупреждение пищевых отравлений, брюшного тифа, дизентерии»

«Гастрит и цирроз печени, как результат влияния алкоголя и никотина на организм»

«Иммунитет и иммунная система»

«Бактерии и вирусы как причина инфекционных заболеваний»

4

Подготовить доклады

2

 «Влияние наркотических веществ(алкоголя, табака, наркотиков) на здоровье человека»

«Наследственные и врожденные заболевания, передающиеся половым путем»

4

Подготовить рефераты

3

 «Пищеварительная система»

«Дыхательная система»

«Опорнодвигательная система»

3

Составить таблицу

3

Человек и окружающая среда

2

«Антропогенное воздействие на окружающую среду»

2

Подготовить отчет

Итого

58

  1. СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Раздел  Тепловые явления

Тема: Молеклярно-кинетическая  теория 

Доклад: Жизнь и деятельность М.В. Ломоносова 

Цель: познакомиться с биографией ученого, особенностями его мировоззрения, с научной деятельностью.

Студент должен знать: основные факты жизни и деятельности ученого.

Студент должен уметь: анализировать и интерпретировать биографические данные в контексте деятельности ученого.

 Задания для самостоятельной работы

Задание 1.

Реферат письменный доклад или выступление по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников.

Подготовить реферат, в котором были бы отражены основные факты жизни и деятельности ученого; специфика его мировоззрения в разные периоды жизни и научной деятельности.

Порядок выполнения работы

  1. Выберите тему исследования.
  2. Изучите литературу по теме исследования и составьте список литературы.
  3. Составьте план реферата.
  4. Напишите введение, в  котором сформулируйте цель и задачу исследования.
  5. Напишите основную часть реферата, состоящую из 2-3 параграфов, всесторонне раскрывающих тему реферата.
  6. Напишите заключение, содержащее выводы, итоги решения поставленных задач.
  7. Оформите список литературы согласно ГОСТу.
  8. Оформите иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы) в виде приложений.
  9. Подготовьтесь к защите реферата: напишите тезисы выступления (план-конспект) и ответьте на вопросы преподавателя.

Требования к оформлению реферата:

Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:

  1. Титульный лист (Приложение 1);
  2. Содержание;
  3. Введение;
  4. Основная часть;
  5. Заключение;
  6. Список использованных источников;
  7. Приложения (при необходимости).

Реферат пишется на белой бумаге стандарта А-4, с расположением текста только с одной стороны листа.

Общий объем реферата не должен превышать 15-20 страниц для печатного варианта.

Текст набирается в текстовом редакторе Microsoft Word, при этом рекомендуется использовать шрифт Times New Roman Cyr, размер шрифта – 14 пт, с полуторным межстрочным интервалом. Размеры полей: слева – 3 см, справа, сверху и снизу – 2 см. Каждая страница нумеруется в середине нижней строки в районе колонтитула. Счет нумерации ведется с титульного листа, на котором цифры не проставляются.

В тексте не допускается сокращение названий, наименований (за исключением общепринятых аббревиатур

  1. КРИТЕРИИ И ШКАЛЫ ОЦЕНИВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Критериями оценки самостоятельной работы являются:

  • уровень освоения учебного материала;
  • уровень умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
  • уровень умения активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;
  • обоснованность и четкость изложения материала;
  • оформление материала в соответствии с требованиями, указанными преподавателем в настоящих методических рекомендациях.

Каждый вид работы оценивается по пяти бальной шкале:

«5» (отлично) - за глубокое и полное овладение содержанием учебного материала, в котором обучающийся свободно и уверенно ориентируется; за умение практически применять теоретические знания, высказывать и обосновывать свои суждения; представленный материал выполнен аккуратно, с соблюдением структуры оригинала.

 «4» (хорошо) - если обучающийся полно освоил учебный материал, владеет научно-понятийным аппаратом, ориентируется в изученном материале, осознанно применяет теоретические знания на практике, грамотно излагает ответ, но содержание и форма ответа имеют отдельные неточности; представленный материал выполнен аккуратно, с соблюдением структуры оригинала.

«3» (удовлетворительно) - если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала, но излагает его неполно, непоследовательно, допускает неточности, в применении теоретических знаний при ответе на практико-ориентированные вопросы; не умеет доказательно обосновать собственные суждения.

«2» (неудовлетворительно) - если обучающийся имеет разрозненные, бессистемные знания, допускает ошибки в определении базовых понятий, искажает их смысл; не может практически применять теоретические знания.

Каждая самостоятельная работа оценивается в соответствии с критериями оценивания в целом или по отдельно взятым видам работ.

  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

При выполнении самостоятельной работы необходимо:

  • ознакомиться с темой, целью самостоятельной работы, порядком ее выполнения;
  • выполнить работу согласно заданию;
  • выполненные задания оформить в соответствии с требованиями к выполнению и оформлению заданий, указанных в методических рекомендациях;
  • представить материал выполненного задания в срок, установленным преподавателем.

  1.  Методические рекомендации по организации работы над

-докладом

Доклад – публичное сообщение на определенную тему, способствующее формированию навыков исследовательской работы, расширяющее познавательный интерес. Доклад может быть представлен в устной и письменной форме. Письменный доклад – это запись устного сообщения по какой-либо теме  объёмом от 5-15 страниц.

Порядок выполнения работы

1. Подберите литературу по данной теме, познакомиться с её содержанием.

2. Пользуясь закладками, отметьте наиболее существенные места или сделать выписки.

3. Составьте план доклада.

4. Напишите план доклада, в заключении которого обязательно выразите своё мнение и отношение к излагаемой теме и её содержанию.

5.Прочитайте текст и отредактируйте  его.

6. Оформите в соответствии с требованиями  к оформлению письменной     работы. 

Структура доклада:

1.Титульный лист 

2. Текст работы

3.Список использованной литературы

Требования к устному представлению доклада:

1. Мотивационная часть: сообщить новую информацию, объяснить причину явлений, описать последствия, показать взаимосвязь фактов;

2. Аналитико-синтетическая часть: формирование основных мыслей, положений, написание текста;

3. Исполнительная часть: представление основных выводов сообщения.

-рефератом

Реферат письменный доклад или выступление по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников.

Подготовить реферат, в котором были бы отражены следующие вопросы: дать определение понятию норма; охарактеризовать произносительные нормы современного русского литературного языка и указать тенденции в произношении.

Порядок выполнения работы

1.Выберите тему исследования.

2.Изучите литературу по теме исследования и составьте список литературы.

3.Составьте план реферата.

4.Напишите введение, в  котором сформулируйте цель и задачу исследования.

5.Напишите основную часть реферата, состоящую из 2-3 параграфов, всесторонне раскрывающих тему реферата.

6.Напишите заключение, содержащее выводы, итоги решения поставленных задач.

7.Оформите список литературы согласно ГОСТу.

8.Оформите иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы) в виде приложений.

9.Подготовьтесь к защите реферата: напишите тезисы выступления (план-конспект) и ответьте на вопросы преподавателя и студентов.

Требования к оформлению реферата:

Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:

1.Титульный лист (Приложение 1);

2.Содержание;

3.Введение;

4.Основная часть;

5.Заключение;

6.Список использованных источников;

7.Приложения (при необходимости).

Реферат пишется на белой бумаге стандарта А-4, с расположением текста только с одной стороны листа.

Общий объем реферата не должен превышать 15-20 страниц для печатного варианта.

Текст набирается в текстовом редакторе Microsoft Word, при этом рекомендуется использовать шрифт Times New Roman Cyr, размер шрифта – 14 пт, с полуторным межстрочным интервалом. Размеры полей: слева – 3 см, справа, сверху и снизу – 2 см. Каждая страница нумеруется в середине нижней строки в районе колонтитула. Счет нумерации ведется с титульного листа, на котором цифры не проставляются.

В тексте не допускается сокращение названий, наименований (за исключением общепринятых аббревиатур

- презентацией

Презентация – это вид самостоятельной работы студентов по созданию наглядных информационных пособий кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы Microsoft Power Point.

Порядок выполнения работы

1. Выберите тему презентации;

2. Составьте план работы;

3. Соберите информацию и материалы по теме;

4. Проанализируйте и обобщите собранную информацию;

5. Оформите результаты презентации в Power Point;

6. Защита презентации в форме доклада.

Требования к оформлению презентации:

- компьютерная презентация должна содержать начальный и конечный слайды;

- структура компьютерной презентации должна включать оглавление, основную и резюмирующую части;

- каждый слайд должен быть логически связан с предыдущим и последующим;

- слайды должны содержать минимум текста (на каждом не более 10 строк);

- необходимо использовать графический материал (включая картинки), сопровождающий текст (это позволит разнообразить представляемый материал и обогатить доклад выступающего студента);

- компьютерная презентация может сопровождаться анимацией, что позволит повысить эффект от представления доклада (но акцент только на анимацию недопустим, т.к. злоупотребление им на слайдах может привести к потере зрительного и смыслового контакта со слушателями);

- время выступления должно быть соотнесено с количеством слайдов из расчета, что компьютерная презентация, включающая 10— 15 слайдов, требует для выступления около 7—10 минут.

  1. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Основная литература:

1. Бордовский Г.С.  Физические основы естествознания. – М.: Дрофа,  2004. – 224 с.

2.   Горелов А.А.  Концепции современного естествознания. – М.: Юрайт,  2010. –  334 с.  

3.   Джери Д.  Концепции современного естествознания. –   М.: Питер,  2008. –  336 с.

4. Карпенков С.П. Концепции современного естествознания.  Практикум. М.: Высшая школа,  2007. –328 с.

5. Кравченко В.В.  Тесты по курсу "Концепции современного естествознания": учебное пособие. – М.: Экзамен,  2003. –  64 с

6. Петунин О.Н. Сборник заданий и упражнений по концепциям современного естествознания. – М.: Феникс , 2009. – 224 с.

7.  Энциклопедия современного естествознания: в 10 т. Т. 2 : Общая биология / гл. ред. энцикл. В. Н. Сойфер ; ред. т. Ю. П. Алтухов. – М. : Магистр-Пресс, 2008. – 344 с.

                                           Дополнительная литература:

1. Асламазов Л.Г.    Удивительная физика,   М.: МЦНМО. 2011. – 295 с.

2.  Бабушкин А.Н. Современные концепции естествознания: Курс лекций.

4-е изд.,  стер. –  СПб:  Издательство  «Лань»,  М.:  ООО Издательство

«Омега-Л», 2008. – 224с.

3.  Богданова Т.Л.   Биология: справочник для старшеклассников и абитуриентов,  М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА,  2011. – 114 с.

4.   Ирхин В. Н. Формирование культуры здоровья на уроках физики / В. Н. Ирхин. – М. : Чистые пруды, 2008. – 30 с. – (Библиотечка "Первого сентября". Серия "Здоровье детей" ; вып. 20

5. Каменский А.А. Общая биология 10- 11 классы: учебник,  М.:  Дрофа,  2010. – 367 с.

6.   Николаева Л. П. Уроки профилактики наркомании в школе : пособие для учителя / Л. П. Николаева, Д. В. Колесов. – М. ; Воронеж : Моск. психол.-соц. ин-т : МОДЭК, 2000. – 59 с.

6. Перельман Я.И.  Занимательная механика,   М.: РИМИС,  2010. – 192 с.

7. Шапошникова И.А.   Таблица Менделеева в живых организмах: учебное пособие. –   М.: БИНОМ. ЛАБОРАТОРИЯ ЗНАНИЙ,   2010. –  248 с.

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

http://nrc.edu.ru/est – электронный учебник Аруцев А.А. и др. «Концепции

современного естествознания»

http://www.college.ru – сайт, содержащий открытые учебники по

естественнонаучным дисциплинам

http://www.naturalscience.ru – сайт, посвященный вопросам естествознания

http://www.macroevolution.narod.ru - сайт, посвященный вопросам эволюции

www.school-collection.edu.ru 

 www.openclass.ru 

 www.edu.ru

Приложение 1

Образец оформления титульного листа

Санкт-Петербургское  государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Академия индустрии красоты «ЛОКОН»

(СПб ГБПОУ «Академия индустрии красоты «ЛОКОН»)




РЕФЕРАТ

по дисциплине «Естествознание»

Тема реферата пишется с новой строки через один пробел от предыдущей записи без слова «тема» и без кавычек



                                                       Выполнил: студент, курс, группа.

                                               ФИО

                                                     Проверила: ФИО преподавателя





Санкт-Петербург, 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Самостоятельная работа с материалами теста Бине"

Материал предназначен для работы на уроке в рамках дисциплины "Диагностика и коррекция ППП и интеллекта" в группах имеющих специализацию в области психологии.  Описывает основные цели и задачи ур...

Методическая разработка "Самостоятельная работа"

Методическая разработка "Самостоятельная работа"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ по учебной дисциплине Система государственного управления

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ по учебной дисциплине Система государственного управления для  специальности среднего профессионального образования...

Методическая разработка самостоятельных работ по теме "Выполнение имитационных разделок"

Самостоятельные работы предназначены обучающимся по специальности 072500.01 "Исполнитель художественно-оформительских работ",при изучении раздела 2 МДК 03.01 "Выполнение декоративно-художественных эле...

Методические разработки самостоятельной работы студентов по возрастной психологии

Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе студентов учебной дисциплины «Психология».Методические указания могут использоваться преподавателями для организации внеаудито...

методическая разработка самостоятельная работа студентов

Цель данного пособия – оказать помощь преподавателям в организации самостоятельной работы студентов. В пособии приводятся краткие характеристики различных видов заданий для СРС, рекомендации и т...