Методические разработки самостоятельной работы студентов по возрастной психологии
методическая разработка по теме
Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе студентов учебной дисциплины «Психология».
Методические указания могут использоваться преподавателями для организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка …………………………………………………………3-6 |
Виды самостоятельной работы студентов………………………………………...6 |
Самостоятельная работа № 1 «Составление планов бесед с пациентами различных возрастных групп»…......................................................................7 |
Самостоятельная работа № 2 «Стадии психосоциального развития по Э. Эриксону»…………………………………………………………………………..7 |
Самостоятельная работа № 3 «Особенности взаимодействия медицинского работника с пациентом детского и подросткового возраста. Пути оптимизации»........…………………………………………………………………8 |
Самостоятельная работа № 4 «Особенности взаимодействия медицинского работника с пациентами пожилого возраста. Пути оптимизации»..............................................................................................................8 |
Самостоятельная работа № 5 «Возрастные особенности взаимодействия с пациентом»…………………………………………………………………………9 |
|
|
Приложение 1. Рекомендации по конспектированию текста…………………. 11
|
Скачать:
Предварительный просмотр:
СПб ГБПОУ «Фельдшерский колледж»
Виды заданий для самостоятельной внеаудиторной работы студентов
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02 ПСИХОЛОГИЯ
Раздел Возрастная психология
Базовый уровень
по специальности 34.02.01 «Сестринское дело»
Для студентов 1 и 2 курса
Санкт-Петербург
2017 г.
Составители: Бобчихина О.Н.
Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе студентов учебной дисциплины «Психология».
Методические указания могут использоваться преподавателями для организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка …………………………………………………………3-6 |
Виды самостоятельной работы студентов………………………………………...6 |
Самостоятельная работа № 1 «Составление планов бесед с пациентами различных возрастных групп»…......................................................................7 |
Самостоятельная работа № 2 «Стадии психосоциального развития по Э. Эриксону»…………………………………………………………………………..7 |
Самостоятельная работа № 3 «Особенности взаимодействия медицинского работника с пациентом детского и подросткового возраста. Пути оптимизации»........…………………………………………………………………8 |
Самостоятельная работа № 4 «Особенности взаимодействия медицинского работника с пациентами пожилого возраста. Пути оптимизации»..............................................................................................................8 |
Самостоятельная работа № 5 «Возрастные особенности взаимодействия с пациентом»…………………………………………………………………………9 |
Приложение 1. Рекомендации по конспектированию текста…………………. 11 |
Пояснительная записка.
Виды заданий для самостоятельной внеаудиторной работы по
ОП.02. Психология (Раздел Возрастная психология)
Раздел 3. Возрастная психология составлены в соответствии с требованиями рабочей программы для специальностей среднего профессионального образования 060501 «Сестринское дело».
Способствуют формированию общих и профессиональных компетенций в рамках ПМ.02. и демонстрируют возможность студентов к самостоятельному поиску информации (ОК.4), отбору материала для создания различных форм подачи информации для пациента (ОК.2, ОК.7).
Образование, в силу глобализации, междисциплинарности и перемен в обществе, основывается на модернизации учебно-воспитательного процесса, внедрении психолого-педагогических инновационных технологий и активном обучении. Стремительное развитие науки не позволяют профессиональному образования оставаться в стороне и требуют переработки программ, учебно-методических комплексов, заданий для студентов, форм организации учебной деятельности с целью их дальнейшего совершенствования для получения оптимального результата обученности. Современный образовательный процесс базируется на компетентностном подходе, который трактуется, как обобщенное условие способности человека эффективно действовать за границами учебных сюжетов и учебных ситуаций, как атрибут подготовки к будущей профессиональной деятельности.
Учебная дисциплина Психология является ведущей составной частью общепрофессиональной подготовки будущего медработника и направлена на изучение медицинской психологии человека, а также на саморазвитие и самосовершенствование личности студента.
Цель – организация самостоятельной внеаудиторной работы студентов
улучшение освоения нового учебного материала, углубление базовых знаний, отработка профессиональных и общих компетенций. Данный раздел поможет подготовить медицинскую сестру для работы в различных лечебно-профилактических учреждениях и для грамотного оказания медицинской помощи на дому.
Уделено внимание не только умению выявлять и анализировать полученную информацию, но и принимать самостоятельные решения с учетом индивидуальных особенностей пациентов.
В результате освоения учебной дисциплины ОП.02 ПСИХОЛОГИЯ обучающийся должен уметь:
- эффективно работать в команде;
- осуществлять психологическую поддержку пациента и его окружения;
- регулировать и разрешать конфликтные ситуации;
- общаться с пациентами и коллегами в процессе профессиональной деятельности;
- использовать вербальные и невербальные средства общения в психотерапевтических целях;
В результате освоения учебной дисциплины ОП.02 ПСИХОЛОГИЯ (раздел Возрастная психология ) обучающийся должен знать:
1. основные направления возрастной психологии, психологию личности и малых групп, психологию общения;
2. задачи и методы психологии;
3. особенности делового общения.
4.РАЗДЕЛЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
Промежуточная аттестация разработана на основе изучения разделов:
- Введение в возрастную психологию.
- Понятие возраста Возрастные кризисы.
- Особенности психики детей, подростков, среднего возраста, пожилых людей, старости.
- Отклоняющееся поведение в разных возрастных группах.
Обучение психологии может осуществляться в различных формах – лекциях, семинарских и практических занятиях, консультациях и др. При этом, важная роль в процессе обучения студента – медицинского работника отводится его самостоятельной работе, которая тесно связана с аудиторной и, по сути, является ее продолжением.
Настоящие методические рекомендации предназначены для организации эффективной самостоятельной внеаудиторной работы студентов, получающих среднее профессиональное образование.
Самостоятельная внеаудиторная работа по возрастной психологии проводится с целью:
- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний студентов;
- углубления и расширения теоретических знаний;
- развития познавательных способностей и активности студентов;
- формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
- формирования общих и профессиональных компетенций;
- формирования психологической компетентности будущего медработника.
Самостоятельная работа должна содействовать развитию творческого отношения к учебной деятельности, формированию навыков самостоятельного труда, умению решать профессиональные задачи, формированию потребности к непрерывному самообразованию, приобретению опыта планирования и организации рабочего времени, выработке умений и навыков самостоятельной работы с учебной литературой, обеспечению систематической работы студентов в течение учебного года.
Самостоятельная работа выполняется по темам «Составление планов бесед с пациентами различных возрастных групп», «Стадии психосоциального развития по Э. Эриксону», ««Особенности взаимодействия медицинского работника с пациентом детского и подросткового возраста. Пути оптимизации», «Особенности взаимодействия медицинского работника с пациентами пожилого возраста. Пути оптимизации», «Возрастные особенности взаимодействия с пациентом»
Содержание методических рекомендаций соответствует программе учебной дисциплины Психология.
Данные методические рекомендации содержат рекомендации по выполнению самостоятельной работы по указанным выше темам, которые включают в себя:
- вид и содержание самостоятельной работы;
- задачи самостоятельной работы;
- описание последовательности выполнения задания;
- требования к оформлению работы;
- требования к форме отчетности;
- объем времени, необходимый для выполнения работы;
- список рекомендуемой учебной литературы.
В качестве форм и методов контроля самостоятельной внеаудиторной работы студентов используются семинарские занятия, экспресс-опросы на аудиторных занятиях, домашние или аудиторные контрольные работы, текущий контроль выполнения, тестовые задания по разделам и темам дисциплины и пр.
Критериями оценки результатов самостоятельной внеаудиторной работы студентов является:
- уровень освоения студентом учебного материала;
- соответствие содержания конспекта заявленной теме;
- глубина проработки материала;
- сформированность общеучебных умений и навыков;
- правильность и полнота использования источников и др.
Организация и руководство внеаудиторной самостоятельной работой студентов осуществляется преподавателем.
Раздел 1. Основы возрастной психологии
Выполненные задания формируют портфолио студентов и используются при написании курсовой работы и выпускной квалификационной работы.
ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
№ п/п | Наименование и номер темы | Содержание самостоятельной работы | Форма отчётности | К-во часов |
Раздел 1. Психология. Раздел Медицинская психология | ||||
1. | Введение в возрастную психологию | Составление планов бесед с пациентами различных возрастных групп | планы бесед | 2 |
2. | Понятие возраста | Стадии психосоциального развития по Э. Эриксону | Конспект | 1 |
3. | Специфические особенности психики подростков | Особенности взаимодействия медицинского работника с пациентом детского и подросткового возраста. Пути оптимизации | Конспект | 2 |
4. | Специфические особенности психики пожилых людей | Особенности взаимодействия медицинского работника с пациентами пожилого возраста. Пути оптимизации | Конспект | 2 |
5. | Изучение отклоняющегося поведения в разных возрастных группах | Возрастные особенности взаимодействия с пациентом | Конспект | 2 |
Самостоятельная работа № 1
Тема: Введение в возрастную психологию
Цель: закрепление и обобщение знаний по теме «Введение в возрастную психологию».
Задание для самостоятельной работы: составить планы бесед с пациентами различных возрастных групп. Опорный конспект
Методические указания по выполнению работы:
1. Для успешного выполнения задания Вам необходимо изучить опорный конспект по данному вопросу;
2. Задание выполняется в соответствии с приложением №1.
Время, отводимое на выполнение работы –2 часа.
Форма контроля: зачитывание планов бесед с пациентами различных возрастных групп, проверка тетради для самостоятельных работ по дисциплине.
Критерии оценки:
- уровень освоения студентом учебного материала;
- соответствие содержания работы теме;
- глубина проработки материала;
- сформированность общеучебных умений и навыков;
- правильность и полнота использования источников.
Рекомендуемая литература:
1. Опорный конспект
Самостоятельная работа № 2
Тема: Понятие возраста
Цель: закрепление знаний по теме «Понятие возраста».
Задание для самостоятельной работы: Составить конспект на тему: «Стадии психосоциального развития по Э. Эриксону». Опорный конспект
Методические указания по выполнению работы:
1. Для выполнения задания используй опорный конспект по данному вопросу.
2. Ознакомьтесь с рекомендациями по выполнению конспекта (приложение 1)
5. Задание выполняется в тетради для самостоятельной работы по дисциплине.
Время, отводимое на выполнение работы – 1 час.
Форма контроля: проверка конспектов, защита конспектов на аудиторном занятии.
Критерии оценки:
- уровень освоения студентом учебного материала;
- глубина проработки материала;
- правильность и полнота использования источников.
Рекомендуемая литература:
Опорный конспект
Самостоятельная работа № 3
Тема: Специфические особенности психики подростков
Цель: закрепление знаний по теме «Особенности психики детей»
Задание для самостоятельной работы: Составить конспект на тему: «Особенности взаимодействия медицинского работника с пациентом детского и подросткового возраста. Пути оптимизации»
Методические указания по выполнению работы:
1. Для выполнения задания изучите опорный конспект по данному вопросу;
2. Ознакомьтесь с рекомендациями по выполнению аналитического сообщения (приложение 1)
4. Задание выполняется в соответствии с приложением №1
Время, отводимое на выполнение работы – 2 час.
Форма контроля: проверка конспектов, защита конспектов на аудиторном занятии.
Критерии оценки:
- - уровень освоения студентом учебного материала;
- соответствие содержания работы теме;
- глубина проработки материала;
- сформированность общеучебных умений и навыков
Рекомендуемая литература:
- Опорный конспект.
Самостоятельная работа № 4
Тема: Специфические особенности психики пожилых людей
Цель: расширение знаний по теме
Задание для самостоятельной работы: составить конспект по теме: «Особенности взаимодействия медицинского работника с пациентами пожилого возраста. Пути оптимизации». Опорный конспект
Методические указания по выполнению работы:
1.Для выполнения задания используй опорный конспект по данному вопросу.
2. Ознакомьтесь с рекомендациями по выполнению конспекта (приложение 1)
3. Задание выполняется в тетради для самостоятельной работы по дисциплине.
Время, отводимое на выполнение работы – 2 час.
Форма контроля: проверка конспектов, защита конспектов на аудиторном занятии.
Критерии оценки:
- уровень освоения студентом учебного материала;
- глубина проработки материала;
- правильность и полнота использования источников.
Рекомендуемая литература:
1. Опорный конспект.
Самостоятельная работа № 5
Тема: Изучение отклоняющегося поведения в разных возрастных группах
Цель: расширение знаний по теме.
Задание для самостоятельной работы: составить конспект по теме: «Возрастные особенности взаимодействия с пациентом» Опорный конспект
Методические указания по выполнению работы:
1.Для выполнения задания используй опорный конспект по данному вопросу.
2. Ознакомьтесь с рекомендациями по выполнению конспекта (приложение 1)
3. Задание выполняется в тетради для самостоятельной работы по дисциплине.
Время, отводимое на выполнение работы – 2 часа.
Форма контроля: проверка конспектов, защита конспектов на аудиторном занятии.
Критерии оценки:
- уровень освоения студентом учебного материала;
- глубина проработки материала;
- правильность и полнота использования источников.
Рекомендуемая литература:
1. Опорный конспект.
Приложение 1
Рекомендации по конспектированию текста
1) Читая изучаемый материал в первый раз, подразделяйте его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы;
2) Если составляется план-конспект, сформулируйте его пункты, подпункты, определите, что именно следует включить в план-конспект для раскрытия каждого из них;
3) Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат;
4) В конспект включаются не только основные положения, но и доводы, их обосновывающие, конкретные факты и примеры, но без их подробного описания;
5) Составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, вместо цитирования делать лишь ссылки на страницы цитируемой работы, применять условные обозначения;
6) Располагайте абзацы «ступеньками», применяйте цветные карандаши, маркеры, фломастеры для выделения значимых мест.
Основные приемы конспектирования
- сокращение слов, словосочетаний, терминов.
Эти приемы осваиваются наиболее легко и включают: гипераббревиатуру терминов (когда начальная буква обводится линией), кванторизацию (переворот начальной буквы), способы записи окончаний, иероглифику и пиктографию.
- переработка фразы.
Говорят, что это самые эффективные приемы. Но и освоить их до степени автоматизма тоже сложно. Они включают: пространственную запись (использование длины и ширины листа бумаги, приведение фразы к эквивалентному виду, использование контекста).
О критериях хорошего конспекта
Качество конспекта во многом зависит от цели его составления, назначения. Затем в зависимости от целей как мотивов работы над информационным источником выделяются следующие критерии:
- краткость (конспект ориентировочно не должен превышать ⅛ от первичного текста);
- ясная, четкая структуризация материала, что обеспечивает его быстрое считывание;
- содержательная точность, то есть научная корректность;
- наличие образных или символических опорных компонентов;
- оригинальность индивидуальной обработки материала (наличие вопросов, собственных суждений, своих символов и знаков и т.п.);
- адресность (в том числе четкое фиксирование выходных данных, указание страниц цитирования и отдельных положений, соответствие особенностям и задачам пользователя).
Предварительный просмотр:
СПб ГБПОУ «Фельдшерский колледж»
Виды заданий для самостоятельной внеаудиторной работы студентов
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02 ПСИХОЛОГИЯ
Раздел Медицинская психология
Базовый уровень
по специальности 34.02.01 «Лечебное дело»
Для студентов 3 курса
Санкт-Петербург
2017 г.
Составители: Бобчихина О.Н.
Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе студентов учебной дисциплины «Психология».
Методические указания могут использоваться преподавателями для организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка.
Виды заданий для самостоятельной внеаудиторной работы по
ОП.02. Психология (Раздел Медицинская психология)
Раздел 3. Медицинская психология составлены в соответствии с требованиями рабочей программы для специальностей среднего профессионального образования 060101 «Лечебное дело».
Способствуют формированию общих и профессиональных компетенций в рамках ПМ.02. и демонстрируют возможность студентов к самостоятельному поиску информации (ОК.4), отбору материала для создания различных форм подачи информации для пациента (ОК.2, ОК.7).
Образование, в силу глобализации, междисциплинарности и перемен в обществе, основывается на модернизации учебно-воспитательного процесса, внедрении психолого-педагогических инновационных технологий и активном обучении. Стремительное развитие науки не позволяют профессиональному образования оставаться в стороне и требуют переработки программ, учебно-методических комплексов, заданий для студентов, форм организации учебной деятельности с целью их дальнейшего совершенствования для получения оптимального результата обученности. Современный образовательный процесс базируется на компетентностном подходе, который трактуется, как обобщенное условие способности человека эффективно действовать за границами учебных сюжетов и учебных ситуаций, как атрибут подготовки к будущей профессиональной деятельности.
Учебная дисциплина Психология является ведущей составной частью общепрофессиональной подготовки будущего медработника и направлена на изучение медицинской психологии человека, а также на саморазвитие и самосовершенствование личности студента.
Цель – организация самостоятельной внеаудиторной работы студентов
улучшение освоения нового учебного материала, углубление базовых знаний, отработка профессиональных и общих компетенций. Данный раздел поможет подготовить медицинскую сестру для работы в различных лечебно-профилактических учреждениях и для грамотного оказания медицинской помощи на дому.
Уделено внимание не только умению выявлять и анализировать полученную информацию, но и принимать самостоятельные решения с учетом индивидуальных особенностей пациентов.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- эффективно работать в команде;
- Проводить профилактику, раннее выявление и оказание эффективной помощи при стрессе;
- осуществлять психологическую поддержку пациента и его окружения;
- регулировать и разрешать конфликтные ситуации;
- общаться с пациентами и коллегами в процессе профессиональной деятельности;
- использовать ве6рбальные и невербальные средства общения в психотерапевтических целях;
- использовать простейшие методики саморегуляции, поддерживать оптимальный психологический климат в лечебно-профилактическом учреждении
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основные направления психологии, психологию личности и малых групп, психологию общения;
- задачи и методы психологии;
- основы психосоматики;
- особенности психических процессов у здорового и больного человека;
- психологические факторы в предупреждении возникновения и развития болезни;
- особенности делового общения.
Обучение психологии может осуществляться в различных формах – лекциях, семинарских и практических занятиях, консультациях и др. При этом важная роль в процессе обучения студента – медицинского работника отводится его самостоятельной работе, которая тесно связана с аудиторной и, по сути, является ее продолжением.
Настоящие методические рекомендации предназначены для организации эффективной самостоятельной внеаудиторной работы студентов, получающих среднее профессиональное образование.
Самостоятельная внеаудиторная работа по медицинской психологии проводится с целью:
- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний студентов;
- углубления и расширения теоретических знаний;
- развития познавательных способностей и активности студентов;
- формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
- формирования общих и профессиональных компетенций;
- формирования психологической компетентности будущего медработника.
Самостоятельная работа должна содействовать развитию творческого отношения к учебной деятельности, формированию навыков самостоятельного труда, умению решать профессиональные задачи, формированию потребности к непрерывному самообразованию, приобретению опыта планирования и организации рабочего времени, выработке умений и навыков самостоятельной работы с учебной литературой, обеспечению систематической работы студентов в течение учебного года.
Самостоятельная работа выполняется по темам «Здоровье и качество жизни», «Психологические аспекты взаимодействия медработник-пациент», «Стресс, как источник заболеваний человека», «Психосоматические расстройства», «Кризисные состояния личности. Девиантное поведение», «Изучение ВКБ. Психологический профиль пациентов», «Изучение психопрофилактики и психогигиены. Психотерапевтические направления», «Изучение девиантного поведения», «Изучение аспектов оказания первичной психологической помощи в экстремальных ситуациях. ПТРС»
Содержание методических рекомендаций соответствует программе учебной дисциплины Психология.
Данные методические рекомендации содержат рекомендации по выполнению самостоятельной работы по указанным выше темам, которые включают в себя:
- вид и содержание самостоятельной работы;
- задачи самостоятельной работы;
- описание последовательности выполнения задания;
- требования к оформлению работы;
- требования к форме отчетности;
- объем времени, необходимый для выполнения работы;
- список рекомендуемой учебной литературы.
В качестве форм и методов контроля самостоятельной внеаудиторной работы студентов используются семинарские занятия, экспресс-опросы на аудиторных занятиях, домашние или аудиторные контрольные работы, текущий контроль выполнения, тестовые задания по разделам и темам дисциплины и пр.
Критериями оценки результатов самостоятельной внеаудиторной работы студентов является:
- уровень освоения студентом учебного материала;
- соответствие содержания конспекта заявленной теме;
- глубина проработки материала;
- сформированность общеучебных умений и навыков;
- правильность и полнота использования источников и др.
Организация и руководство внеаудиторной самостоятельной работой студентов осуществляется преподавателем.
Раздел 3. Основы медицинской психологии
Выполненные задания формируют портфолио студентов и используются при написании курсовой работы и выпускной квалификационной работы.
ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
№ п/п | Наименование и номер темы | Содержание самостоятельной работы | Форма отчётности | К-во часов |
Раздел 1. Психология. Раздел Медицинская психология | ||||
1. | Здоровье и качество жизни | Подготовка реферативного сообщения по теме «Здоровье и качество жизни» | Реферативное сообщение | 3 |
2. | Психологические аспекты взаимодействия медработник-пациент | Составление конспекта по теме: «Личный опыт по проблемам взаимодействия «медработник-пациент» | Конспект | 2 |
3. | Стресс, как источник заболеваний человека | Составление аналитического сообщения по теме: «Как я справляюсь со стрессом» | Аналитическое сообщение | 2 |
4. | Психосоматические расстройства | Составление конспекта по теме: «Психосоматические заболевания. Группа риска» | Конспект | 2 |
5. | Кризисные состояния личности. Девиантное поведение | Составление конспекта по теме: «Условия формирования агрессивного поведения» | Конспект | 2 |
6. | Изучение ВКБ. Психологический профиль пациентов | Составление конспекта по теме: «ВКБ пациента с различными соматическими заболеваниями» | Конспект | 3 |
7. | Изучение психопрофилактики и психогигиены. Психотерапевтические направления | Составление конспекта по теме: «Психогигиена и Психопрофилактика в профессиональной деятельности медицинского работника» | Конспект | 3 |
8 | Изучение девиантного поведения | Составление конспекта по теме: «Социальные и биологические факторы отклоняющегося поведения» | Конспект | 2 |
9 | Изучение аспектов оказания первичной психологической помощи в экстремальных ситуациях | Сообщение по теме: «Психологические аспекты утраты и смерти» | Реферативное сообщение | 2 |
Самостоятельная работа № 1
Тема: Здоровье и качество жизни
Цель: закрепление и обобщение знаний по теме «Введение в медицинскую психологию».
Задание для самостоятельной работы: составить реферативное сообщение по теме: «Здоровье и качество жизни». Учебник А.М. Руденко - с. 178 - 180
Методические указания по выполнению работы:
1. Для успешного выполнения задания Вам необходимо изучить рекомендуемую литературу по данному вопросу;
2. Задание выполняется в соответствии с приложением №2, №3
Время, отводимое на выполнение работы –3 часа.
Форма контроля: зачитывание реферативных сообщений на аудиторном занятии.
Критерии оценки:
- уровень освоения студентом учебного материала;
- соответствие содержания работы теме;
- глубина проработки материала;
- сформированность общеучебных умений и навыков;
- правильность и полнота использования источников.
Рекомендуемая литература:
1. Руденко А.М. Психология для медицинских специальностей/ А.М. Руденко, С.И. Самыгин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
Самостоятельная работа № 2
Тема: Психологические аспекты взаимодействия медработник-пациент
Цель: закрепление знаний по теме «Здоровье и качество жизни».
Задание для самостоятельной работы: Составить конспект на тему: «Личный опыт по проблемам взаимодействия медработник-пациент»-стр. 338-363
Методические указания по выполнению работы:
1. Для выполнения задания используй рекомендуемую литературу по данному вопросу.
2. Ознакомьтесь с рекомендациями по выполнению конспекта (приложение 1)
5. Задание выполняется в тетради для самостоятельной работы по дисциплине.
Время, отводимое на выполнение работы – 2 часа.
Форма контроля: проверка конспектов, защита конспектов на аудиторном занятии.
Критерии оценки:
- уровень освоения студентом учебного материала;
- глубина проработки материала;
- правильность и полнота использования источников.
Рекомендуемая литература:
1. Спринц А.М., Михайлова Н.Ф., Шатова Е.П. Медицинская психология с элементами общей психологии: Учебник для средних медицинских учебных заведений. – Спб.: СпецЛит, 2005.
Самостоятельная работа № 3
Тема: Стресс, как источник заболеваний человека
Цель: закрепление знаний по теме «Психическая регуляция и саморегуляция. Психогигиена»
Задание для самостоятельной работы: составить аналитическое сообщение «Как я справляюсь со стрессом» - с.191-195
Методические указания по выполнению работы:
1. Для выполнения задания изучите рекомендуемую литературу по данному вопросу;
2. Ознакомьтесь с рекомендациями по выполнению аналитического сообщения (приложение 2,3)
4. Задание выполняется в соответствии с приложением №2,3
Время, отводимое на выполнение работы – 2 час.
Форма контроля: проверка аналитических сообщений, защита аналитических сообщений на аудиторном занятии..
Критерии оценки:
- - уровень освоения студентом учебного материала;
- соответствие содержания работы теме;
- глубина проработки материала;
- сформированность общеучебных умений и навыков
Рекомендуемая литература:
- Руденко А.М. Психология для медицинских специальностей/ А.М. Руденко, С.И. Самыгин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
Самостоятельная работа № 4
Тема: Психосоматические расстройства
Цель: расширение знаний по теме
Задание для самостоятельной работы: составить конспект по теме: «Психосоматические заболевания. Группа риска». - с. 224-244
Методические указания по выполнению работы:
1.Для выполнения задания используй рекомендуемую литературу по данному вопросу.
2. Ознакомьтесь с рекомендациями по выполнению конспекта (приложение 1)
3. Задание выполняется в тетради для самостоятельной работы по дисциплине.
Время, отводимое на выполнение работы – 2 час.
Форма контроля: проверка конспектов, защита конспектов на аудиторном занятии.
Критерии оценки:
- уровень освоения студентом учебного материала;
- глубина проработки материала;
- правильность и полнота использования источников.
Рекомендуемая литература:
1. Руденко А.М. Психология для медицинских специальностей/ А.М. Руденко, С.И. Самыгин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
Самостоятельная работа № 5
Тема: Кризисные состояния личности. Девиантное поведение
Цель: расширение знаний по теме; формирование психологической компетентности будущего медработника.
Задание для самостоятельной работы: составить конспект по теме: «Условия формирования агрессивного поведения» - с.139-158
Методические указания по выполнению работы:
1.Для выполнения задания используй рекомендуемую литературу по данному вопросу.
2. Ознакомьтесь с рекомендациями по выполнению конспекта (приложение 1)
3. Задание выполняется в тетради для самостоятельной работы по дисциплине.
Время, отводимое на выполнение работы – 2 часа.
Форма контроля: проверка конспектов, защита конспектов на аудиторном занятии.
Критерии оценки:
- уровень освоения студентом учебного материала;
- глубина проработки материала;
- правильность и полнота использования источников.
Рекомендуемая литература:
1. Спринц А.М., Михайлова Н.Ф., Шатова Е.П. Медицинская психология с элементами общей психологии: Учебник для средних медицинских учебных заведений. – Спб.: СпецЛит, 2005.
Самостоятельная работа № 6
Тема: Изучение ВКБ. Психологический профиль пациентов
Цель: расширение знаний по теме; формирование психологической компетентности будущего медработника.
Задание для самостоятельной работы: составить конспект по теме: «ВКБ пациента с различными соматическими заболеваниями» - с. 301-333
Методические указания по выполнению работы:
1.Для выполнения задания используй рекомендуемую литературу по данному вопросу.
2. Ознакомьтесь с рекомендациями по выполнению конспекта (приложение 1)
3. Задание выполняется в тетради для самостоятельной работы по дисциплине.
Время, отводимое на выполнение работы – 3 часа.
Форма контроля: проверка конспектов, защита конспектов на аудиторном занятии Критерии оценки:
- уровень освоения студентом учебного материала;
- глубина проработки материала;
- правильность и полнота использования источников.
Рекомендуемая литература:
1. Спринц А.М., Михайлова Н.Ф., Шатова Е.П. Медицинская психология с элементами общей психологии: Учебник для средних медицинских учебных заведений. – Спб.: СпецЛит, 2005.
Самостоятельная работа № 7
Тема: Изучение психопрофилактики и психогигиены. Психотерапевтические направления.
Цель: расширение знаний по теме; формирование психологической компетентности будущего медработника.
Задание для самостоятельной работы: составить конспект по теме: «Психогигиена и Психопрофилактика в профессиональной деятельности медицинского работника».-с. 354
Методические указания по выполнению работы:
1.Для выполнения задания используй рекомендуемую литературу по данному вопросу.
2. Ознакомьтесь с рекомендациями по выполнению конспекта (приложение 1)
3. Задание выполняется в тетради для самостоятельной работы по дисциплине.
Время, отводимое на выполнение работы – 3 час.
Форма контроля: проверка конспектов, защита конспектов на аудиторном занятии .
Критерии оценки:
- уровень освоения студентом учебного материала;
- глубина проработки материала;
- правильность и полнота использования источников.
Рекомендуемая литература:
- Полянцева О.И.: Психология для средних медицинских учреждений. Ростов-на Дону, Феникс.-2013 г.
- Спринц А.М., Михайлова Н.Ф., Шатова Е.П. Медицинская психология с элементами общей психологии: Учебник для средних медицинских учебных заведений. – Спб.: СпецЛит, 2005.
Самостоятельная работа № 8
Тема: Изучение девиантного поведения.
Цель: расширение знаний по теме; формирование психологической компетентности будущего медработника.
Задание для самостоятельной работы: составить конспект по теме: «Социальные и биологические факторы отклоняющегося поведения».-с. 158
Методические указания по выполнению работы:
1.Для выполнения задания используй рекомендуемую литературу по данному вопросу.
2. Ознакомьтесь с рекомендациями по выполнению конспекта (приложение 1)
3. Задание выполняется в тетради для самостоятельной работы по дисциплине.
Время, отводимое на выполнение работы – 2 час.
Форма контроля: проверка конспектов, защита конспектов на аудиторном занятии .
Критерии оценки:
- уровень освоения студентом учебного материала;
- глубина проработки материала;
- правильность и полнота использования источников.
Рекомендуемая литература:
1. Спринц А.М., Михайлова Н.Ф., Шатова Е.П. Медицинская психология с элементами общей психологии: Учебник для средних медицинских учебных заведений. – Спб.: СпецЛит, 2005.
Самостоятельная работа № 9
Тема: Изучение аспектов оказания первичной психологической помощи в экстремальных ситуациях. ПТСР.
Цель: расширение знаний по теме; формирование психологической компетентности будущего медработника.
Задание для самостоятельной работы: подготовить сообщение по теме: «Психологические аспекты утраты и смерти».-с. 419
Методические указания по выполнению работы:
1.Для выполнения задания используй рекомендуемую литературу по данному вопросу.
2. Ознакомьтесь с рекомендациями по выполнению реферативного сообщения (приложение 2,3)
3. Задание выполняется в соответствии с Приложениями 2,3.
Время, отводимое на выполнение работы – 3 час.
Форма контроля: проверка реферативных сообщений, защита сообщений на аудиторном занятии.
Критерии оценки:
- уровень освоения студентом учебного материала;
- глубина проработки материала;
- правильность и полнота использования источников.
Рекомендуемая литература:
1. Спринц А.М., Михайлова Н.Ф., Шатова Е.П. Медицинская психология с элементами общей психологии: Учебник для средних медицинских учебных заведений. – Спб.: СпецЛит, 2005.
Приложение 1
Рекомендации по конспектированию текста
1) Читая изучаемый материал в первый раз, подразделяйте его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы;
2) Если составляется план-конспект, сформулируйте его пункты, подпункты, определите, что именно следует включить в план-конспект для раскрытия каждого из них;
3) Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат;
4) В конспект включаются не только основные положения, но и доводы, их обосновывающие, конкретные факты и примеры, но без их подробного описания;
5) Составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, вместо цитирования делать лишь ссылки на страницы цитируемой работы, применять условные обозначения;
6) Располагайте абзацы «ступеньками», применяйте цветные карандаши, маркеры, фломастеры для выделения значимых мест.
Основные приемы конспектирования
- сокращение слов, словосочетаний, терминов.
Эти приемы осваиваются наиболее легко и включают: гипераббревиатуру терминов (когда начальная буква обводится линией), кванторизацию (переворот начальной буквы), способы записи окончаний, иероглифику и пиктографию.
- переработка фразы.
Говорят, что это самые эффективные приемы. Но и освоить их до степени автоматизма тоже сложно. Они включают: пространственную запись (использование длины и ширины листа бумаги, приведение фразы к эквивалентному виду, использование контекста).
О критериях хорошего конспекта
Качество конспекта во многом зависит от цели его составления, назначения. Затем в зависимости от целей как мотивов работы над информационным источником выделяются следующие критерии:
- краткость (конспект ориентировочно не должен превышать ⅛ от первичного текста);
- ясная, четкая структуризация материала, что обеспечивает его быстрое считывание;
- содержательная точность, то есть научная корректность;
- наличие образных или символических опорных компонентов;
- оригинальность индивидуальной обработки материала (наличие вопросов, собственных суждений, своих символов и знаков и т.п.);
- адресность (в том числе четкое фиксирование выходных данных, указание страниц цитирования и отдельных положений, соответствие особенностям и задачам пользователя).
Приложение №2
Рекомендации по написанию реферативного сообщения
Требования к оформлению реферативного сообщения, презентации, их содержанию, объему и а также критерии его оценки устанавливаются преподавателем с учетом специфики учебной дисциплины. При их отсутствии студент руководствуется общими требованиями, изложенными в настоящих методических указаниях. Презентация выполняется по теме реферативного сообщения в объеме 12-15 слайдов. Содержание реферативного сообщения: Реферативное сообщение, как правило, должно содержать следующие структурные элементы: титульный лист; содержание; введение; основная часть; заключение; список использованных источников; последний лист реферата; приложения (в виде презентации). Рекомендуемый объем структурных элементов реферативного сообщения: Наименование частей реферата, количество страниц - Титульный лист – 1 стр.; - Содержание (с указанием страниц) 1 стр.; - Введение 2 стр.; - Основная часть 15-20 стр.; - Заключение 1-2 стр.; - Список использованных источников 1-2 стр.; - Последний лист 1стр.; - Приложения 12-15 слайдов. Титульный лист реферативного сообщения, оформляется по установленному образцу, приведенному в Приложении 3. В содержании приводятся наименования структурных частей реферативного сообщения, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф. Во введении дается общая характеристика реферативного сообщения: обосновывается актуальность выбранной темы; определяется цель работы и задачи, подлежащие решению для её достижения; описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования, а также кратко характеризуется структура реферативного сообщения по главам. Основная часть должна содержать материал, необходимый для достижения поставленной цели и задач, решаемых в процессе выполнения реферативного сообщения. Она включает 2-3 главы, каждая из которых, в свою очередь, делится на 2-3 параграфа. Содержание основной части должно точно соответствовать теме реферативного сообщения и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферативного сообщения должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферативного сообщения. Заголовка "ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ" в содержании реферативного сообщения быть не должно. |
Оценка "отлично" выставляется за реферативное сообщение, которое носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами. Оценка "хорошо" выставляется за грамотно выполненное во всех отношениях реферативное сообщение при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении. Оценка "удовлетворительно" выставляется за реферативное сообщение, которое удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы. Оценка "неудовлетворительно" выставляется за реферативное сообщение, которое не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер. Студент, не представивший в установленный срок готовое реферативное сообщение по дисциплине учебного плана или представивший реферативное сообщение, которое было оценено на «неудовлетворительно», считается имеющим академическую задолженность и не допускается к сдаче дифференцированного зачета по данной дисциплине. Приложение №3 |
Правила оформления титульного листа
Титульный лист реферата имеет свою специфику оформления, соблюдать которую просто необходимо, если желаете получить хорошую оценку за реферат. Ведь титульный лист – это лицо работы. Многие преподаватели даже не заглядывают внутрь файла, если видят, что титульник оформлен безграмотно, и сразу же отправляют на доработку.
Итак, цель данного поста – перечислить основные требования к титульному листу реферата. Кроме того, здесь вы найдете пример титульного листа реферата и основные ошибки, которые допускаются при оформлении титульных листов.
Итак, реферат Вами уже написан, осталось только привести его оформление в Божеский вид, начав, конечно же, с титульного листа.
Титульный лист реферата: требования к оформлению
Титульный лист реферата является первым листом в работе. Он не нумеруется.
Поля титульного листа должны быть выдержаны в тех же размерах, что и вся работа. Стандартно: левое – 3см, правое – 1,5 см, верхнее – 2см, нижнее – 2 см. Однако на всякий случай, размеры полей уточняйте в методических рекомендациях своего вуза.
Выравнивание содержимого всех строк «по центру». Кроме строк «Выполнил» и «Проверил», их выравнивание – по правому краю.
Шрифт – такой же, как во всей работе. Т.е. обычно: шрифт Times New Roman. Курсив не используется.
Тема реферата должна выделяться на фоне остального текста: это делается либо посредством полужирного шрифта, либо посредством прописных (заглавных) букв.
В шапке титульного листа реферата указывается:
— Федеральное агентство по образованию
— название учебного заведения
— название кафедры, на которой работает преподаватель, задавший реферат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ СПО
Данные методические рекомендации помогут преподавателям педагогического колледжа и других учреждений СПО организовать самостоятельную деятельность студентов на основе деятельностного и к...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ по учебной дисциплине Система государственного управления
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ по учебной дисциплине Система государственного управления для специальности среднего профессионального образования...
Методические рекомендации по организации и методическому сопровождению самостоятельной работы студентов среднего профессионального образования
Данные методические рекомендации помогут преподавателям колледжа и других учреждений среднего профессионального образования организовать самостоятельную деятельность студентов на основании деятельност...
«Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов»
Самостоятельная работа является одной из форм организации обучения. Ее роль в современном образовании возрастает с введением ФГОС СПО нового поколения. В программах и профессиональных модулях организа...
методическая разработка самостоятельная работа студентов
Цель данного пособия – оказать помощь преподавателям в организации самостоятельной работы студентов. В пособии приводятся краткие характеристики различных видов заданий для СРС, рекомендации и т...
©Пахомова И.А. Методическая разработка "Рабочая тетрадь студентов ОП.08 Психология. Раздел 1. Общая психология"
Рабочая тетрадь включает в себя рабочие листы к 8-ми темам раздела 1. Общая психология: «Предмет психологии. Методологические принципы современной психологии»«Психологические ос...
Методическая разработка самостоятельных работ по дисциплине"Иностранный язык" для студентов 2 курса , обучающихся по специальности 23.02.03 " Ремонт и обслуживание автомобильного транспорта"
В данной методической разработке представлены задания по самостоятельным работам для студентов 2 курса. Даны указания по какому материалу их выполнять. Сколько часов отводится на выполнение самостояте...