Флора и фауна Удмуртской Республики
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
Управление образования Увинского района
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Методическая разработка.
Тема « Флора и фауна Удмуртской Республики ».
Составитель: Веселков Алексей Назарович
педагог дополнительного образования
2016 г.
Введение.
Игра – занятие проводится в первом полугодии первого года обучения (в программе « Юный эколог»). Она поможет в работе учителям начальных классов и педагогам дополнительного образования при изучении или закреплении материала по темам « Птицы Удмуртии», « Животные». В ходе игры « Поле чудес» ребята также получают дополнительные знания к школьной программе.
Цели и задачи:
- Расширить познания детей о видах животных и растений, населяющих УР
- В игровой форме проверить и закрепить ранее полученные знания по темам: « Птицы», « Животные», «Красная книга о животных в Удмуртии».
- Дать новые знания об отдельных представителях флоры и фауны родного края.
- При помощи предлагаемых перед игровым туром вопросов провести фронтальную проверку знаний.
Тема: « Флора и фауна Удмуртской Республики»
Цели и задачи:
- Расширить познания детей о видах животных и растений, населяющих УР
- В игровой форме проверить и закрепить ранее полученные знания по темам: « Птицы», « Животные», «Красная книга о животных в Удмуртии».
- Дать новые знания об отдельных представителях флоры и фауны родного края.
- При помощи предлагаемых перед игровым туром вопросов провести фронтальную проверку знаний.
Оборудование: барабан, поднос, карманы для букв, набор букв из картона, изображения животных и растений, карточки с подсказками для ведущего, бумага, карандаши и ручки, полоски цветного картона ( за полный правильный ответ – розовая, за дополнение или неполный ответ – белая), призы.
Подготовительная работа:
- Подготовить вопросы для игроков и зрителей.
- Сделать буквы из картона.
- Подготовить призы для игроков.
- Подготовить саму игру ( барабан)
- Сшить карманы для букв из полиэтилена.
- Проинструктировать помощника.
Ход игры:
Сегодня мы с вами собрались, чтобы поучаствовать в игре « Поле чудес». Но прежде всего нам надо выбрать первую тройку игроков. Для этого я задам вам три вопроса. Кто на них ответит, тот станет участником первого тура. Ответы записывайте на листочках. ( Если правильно ответивших на вопросы будет больше трех человек, проводится жеребьевка. Все участники тянут из коробочки скрученные листочки. На трех из них поставлены крестики)
Вопросы:
- Как называется это растение?
Вдоль дорог, вдоль тропинок встречается это растение. Будто специально растет там, чтобы помочь, а если надо путешественнику, натеревшему ногу. ( Подорожник)
- А про это растение вы наверняка слышали.
Сидит на палочке в красной рубашечке.
Брюшко сыто – камешками набито.
Это загадка про растение, которое является одним из видов роз. Растет в средней полосе России и у нас. Его плоды содержат немного больше витаминов, чем лимоны и апельсины. ( Шиповник).
- Знаете ли вы это растение?
Стоит дерево цветом зелено; в этом дереве четыре угодья: первое – больным на здоровье, другое – от теми свет, третье – дряхлых, вялых пеленать, а четвертое людям колодец. ( Береза)
Подсказка: Первое угодье – банный веник, второе – лучина для освещения изб, третье – берёста на горшки, а четвертое – березовый сок.
Дети, ответившие на эти вопросы, становятся участниками первого тура.
Первый тур.
Задание. Ягоды этого растения очень вкусны и полезны ( содержат много железа, витаминов С,Р,В), но их еще применяют как краситель. В старину ими красили лен и шерсть в красный и фиолетовый цвета. Это растение – родственник вереска. Его ягоды улучшают зрение. ( Черника)
Правила игры:
Первый игрок вращает барабан. Если выпадает пустой сектор, он должен назвать букву. Если игрок угадал букву, он имеет право на следующий ход и снова вращает барабан. Если названной буквы в слове нет, право следующего хода переходит другому игроку и т.д., пока дети не разгадают слово полностью.
Если: а) стрелка остановилась на букве « П» - приз, то игрок выбирает приз и выбывает из дальнейшей борьбы или отказывается от приза и продолжает играть;
б) выпал сектор « О», то ход переходит к другому игроку;
в) игрок подряд правильно угадывает три буквы, то выносятся две коробки, в одной из них находится приз. Игрок выбирает одну коробку и забирает ее содержимое.
Игрок, угадавший слово, выходит в финал. Все участники тура получают призы.
Чтоб отобрать трех участников второго тура « Птицы», предлагается следующие задание:
- Выберете название птиц, обитающих в Удмуртии.
- Синица большая +
- Дрозд +
- Розовая чайка
- Марабу
- Тетерев +
- Страус
- Белая куропатка
- Пеночка +
- Колибри
- Зяблик. +
- Какие птицы занесены в Красную книгу Удмуртии.
( Удод, Сокол – сапсан, Филин, Змееяд, Белая сова).
3. Впишите в пустые клетки буквы, чтобы получились названия птиц нашего края.
И | Н | |||
О | В |
Е | Е |
Я | Ч |
И |
У | Ь |
( Филин, Сова, Тетерев, Рябчик, Чиж, Глухарь )
Дети, правильно ответившие на вопросы, становятся участниками второго тура.
Второй тур.
Задание. Это небольшая изящная птичка. « Хвостом лед разбивает», - шутливо говорят про нее в народе. Поговорка связана с тем, что эта птичка прилетает рано, перед вскрытием рек ото льда. Ее даже зовут птицей – ледоломкой. Питается она насекомыми, ловко схватывая их на лету.
Подсказка: передвигается она по земле мелкими шашками, все время потряхивая довольно длинным хвостом. ( Трясогузка).
Игрок, угадавший слово, становится участником финала. Все участники второго тура награждаются призами.
Чтоб помощник успел расставить буквы следующего слова, проводится конкурс. Вызываются двое желающих, дается задание: надо по очереди назвать птиц (перелетных), обитающих в Удмуртии. Выигрывает тот, кто назовет птиц, окажется последним. Победитель получает приз.
Чтоб отобрать трех участников третьего тура « Животные», задаются следующие вопросы.
- Выберите названия животных, обитающих в Удмуртии.
1 Сурок
2. Северный олень
3. Бурый медведь
4. Барсук +
5. Ласка +
6. Волк +
7. Горностай +
8 Лось +
9. Ушастый ёж
10. Голубой песец.
2. Отгадайте загадки:
1. Угадайте, что за зверь я?
У меня на лбу – деревья. ( Лось)
2. Зверька узнаем мы с тобой
По двум простым приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке – летом. ( Белка)
3. Есть в реке работники,
Не столяры, не плотники.
А выстроят плотину –
Хоть пиши картину. ( Бобры)
4. Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами. (Ёж)
5. Моет в речке свою пищу,
Чтоб она была почище.
Лишь потом отправит в рот.
А чистюля тот – ( Енот)
6.Меньше тигра, но немножко.
Больше крупной рыжей кошки.
На суку она обычно,
Притаившись, ждет добычу.
Не робей, но берегись
В том лесу, где бродит … ( Рысь)
3. Задание « Найди животных. Я вам называю слова, а вы должны найти ему пару, чтоб получилось животное обитающие у нас в Удмуртии.
Банка – кабан
Колосья – лось
Сырье – рысь
Одежда – ёж.
Третий тур.
Задание. Мех этого зверя высоко ценится у нас и за границей, близкий к меху соболя. Это хищный зверь. Она предпочитает густые елово-пихтовые леса со старыми лиственными деревьями (липами, осинами). Охотится ночью, питается грызунами, мелкими птицами и их яйцами, насекомыми и их личинками, а также рябиной. Живет у нас в Удмуртии ( Куница)
Игрок, угадавший слово становится участником финала. Участники третьего тура награждаются призами.
Чтоб помощник успел расставить буквы слов для игры со зрителями и для финала, проводится конкурс. Вызываются двое желающих, им предлагается следующее задание: с завязанными глазами на доске мелом нарисовать лося. У кого лось напоминает настоящего – тот и становится победителем. Ему – приз.
Чтоб финалисты отдохнули и набрались сил перед финалом, проводится игра со зрителями.
Игра со зрителями.
Задание. Этот цветок произрастает в Европе и у нас в Удмуртии. У этого цветка много легенд у нас в Удмуртии. Это традиционный символ любви и печали, верности и разлуки, надежды и радости. Удмуртский академический ансамбль песни и танца носит название этого цветка в Удмуртии.
Угадавшему – приз.
Финал.
Задание. В Удмуртии растет дерево, относящееся к семейству хвойных. Его древесина твердая, тяжелая ( свежесрубленное дерево даже тонет в воде) и очень долговечная. Долго не поддается гниению в почве и в воде. Северяне делают из него телеграфные столбы и сваи для мостов.
Подсказка: хвоинки у этого дерева мягкие и опадают каждую осень, как листва.
Финалист награждается призом.
Список использованной литературы
- Петров В.В. Растительный мир нашей Родины – Москва. Просвещение, 1991
- Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения / Составитель Багрова Л.А. Под редакцией Хинн О.Г. Москва, АСТ, 1995
- Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные / Составитель Ляхов П.Р. Под редакцией Хинн О.Г. Москва, АСТ, 1995
- С.И.Широбоков. География Удмуртской АССР. Учебное пособие для детей. Издательство Удмуртия. Ижевск 1969.
- Н.Е.Зубцовский. Красная книга Удмуртии « Животные, Растения» Ижевск Удмуртия, 2001г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексно-целевая программа воспитательной деятельности в классном коллективе "Республика лучистых сердец".
Публикация содержит комплексно-целевую программу воспитательной деятельности "Республика лучистых сердец", приоритетным направлением которой является организация добровольчества в классном коллективе....
СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ Название работы: «Космическое путешествие» Автор: Комбичекова Лидия Нурбиевна Место работы: Кошехабльский центр дополнительного образования для детей при МБОУ СОШ №11 аула Ходзь ,Республики Адыгея. Эл.адрес-lkom82@
СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯНазвание работы: «Космическое путешествие»Автор: Комбичекова Лидия НурбиевнаМесто работы: Кошехабльский центр дополнительного образования для детей п...
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ
Дискриминация в отношении любого лица по признаку инвалидности представляет собой ущемление достоинства и ценности, присущих человеческой личности.Конвенция о правах инвалидов 13.12.2006 год...
План-конспект занятия по НВП для первого курса "Государственные символы Республики Казахстан и боевое знамя воинской части."
Тема: Государственные символы Республики Казахстан и боевое знамя воинской части. Учебная цель: Рассказать учащимся о государственных символах РК и боевом знамени воинской части.Воспитательная це...
Республиканское методическое объединение руководителей служб содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования республики Тыва
Методическое пособие для проведения республиканского семинара для руководителей центров/служб содействия трудоустройству выпускников профессионального образованияРоль и место центров/служб содействия ...
«Удмуртские топонимы северо-западной части Татарстана» – инновационный проект по патриотическому воспитанию
Современное общество ставит перед системой образования задачи по раскрытию потенциала всех участников образовательного процесса, предоставлению им возможностей проявления творческих способностей...
" В гостях у флоры"
quot;В гостях у флоры" экологическая игра для старшеклассниковI.Конкурс. «Показ сценария» домашнего задания «Происшествие в лесу» без слов, остальные команды должны отгад...