Рабочая программа по черчению
рабочая программа на тему

Любецкая Ольга Алексеевна

Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся, научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием; научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_chercheniyu.odt29.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Умётская средняя общеобразовательная школа»

 имени Героя Социалистического Труда П.С. Плешакова

Рассмотрено и рекомендовано к утверждению МС

Протокол № _____от

«____» августа 2017год

Утверждена приказом образования учреждения

Приказ № ____от

«____» августа 2017год

Рабочая программа

 по черчению

8  класс

на 2017- 2018 уч. год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся  7-8 классов и реализуется на основе следующих нормативных документов:

-ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «Черчение», авторы: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов, М. Просвещение 1993. (одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/ 12, утвержден приказом Минобразования России ''Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования'' от 5марта 2004 г. № 1089/3.
-ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН И ПРИМЕРНЫЕ УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ. Извлечение (одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12, утвержден приказом Минобразования России ''Об утверждении федерального базисного учебного плана для начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования'' от 9 марта 2004 г. № 1312) 37                                                

- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013-2014 учебный год (приказ Министерства образования и науки России от 19 декабря 2012г. N 1067).

   В основе данной рабочей программы использована программа общеобразовательных учреждений программы МОРФ Москва  «Просвещение» 2007. Автор:  Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вишнепольский В.С. и учебника Черчение: Ботвинникова А.Д., Виноградова В.Н., Вишнепольского И.С. М:АСТ, Астрель, 2009, учебника Поурочные разработки Ерохиной Г.Г. Москва. «ВАКО». 2011, методического пособия к учебнику Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вишнепольский В.С «Черчение. 7-8 классы».АСТ. Астрель. Москва 2006.

Цель и задачи программы обучения в области формирования компетентностей

Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся, научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием; научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием.

Основная задача курса черчения – формирование учащихся технического мышления, пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с помощью графических изображений. Задачу развития познавательного интереса следует рассматривать в черчении как стимул активизации деятельности школьника, как эффективный инструмент, позволяющий учителю сделать процесс обучения интересным, привлекательным, выделяя в нём те аспекты, которые смогут привлечь к себе внимание ученика.

В процессе обучения черчению ставятся задачи:

сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (диметрии и изометрии) и приемах выполнения технических рисунков;

-ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;

-обучить  воссоздавать образы предметов, анализировать их форму, расчленять на его составные элементы;

-развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;

-обучить самостоятельно, пользоваться учебными и справочными материалами; -прививать культуру графического труда.

-обобщить и расширить знания о геометрических  фигурах и телах,  обучить  воссоздавать образы предметов, анализировать их форму, расчленять на его составные элементы;

-развить пространственные представления и воображения, пространственное и логическое мышление, творческие способности учащихся, сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (диметрии и изометрии) и приемах выполнения технических рисунков;

-обучить основным правилами приёмам построения графических изображений, ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;

-содействовать привитию школьникам графической культуры, развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;

-научить пользоваться учебниками и справочными пособиями; сформировать познавательный интерес и потребность к самообразованию и творчеству обучить самостоятельно

В изучении курса черчения используются следующие методы:

Рассказ, объяснение, беседа, лекции, наблюдение, моделирование и конструирование, выполнение графических работ, работа с учебником и справочным материалом

Сведения о программе

Рабочая  программа по черчению для 7, 8 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчение», авторы: МОРФ Москва  «Просвещение» 2007. Автор:  Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вишнепольский В.С. и учебника Черчение: Ботвинникова А.Д., Виноградова В.Н., Вишнепольского И.С.

Программа разработана на основании «Примерного положения о структуре , порядке разработки и утверждения рабочих программ, учебных предметов, дисциплин общеобразовательными учреждениями, расположенными на территории Амурской области и реализующих программы общего образования и приложении к приказу министерства образования и науки области 15.09.2010  №1439.

Программа содержит перечень объёма обязательных теоретических знаний по предмету, тематическое планирование, список методических материалов для учителя и учебных материалов для учащихся, а также перечень графических и практических работ.    

Программа рассчитана на 35 учебных часов на каждый класс.

Обоснование выбора данной программы

Программа выбрана в связи с тем, что она детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.

Изменения, внесённые в авторскую учебную программу и их обоснование. Изменения в авторскую программу не вносились.

Место и роль учебного курса в овладении учащимися требований к уровню подготовки учащихся в соответствии с ФК ГОС.

Черчение базовая учебная дисциплина, которая вырабатывает у учащихся формирование технического мышления, пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с помощью графических изображений. Задачу развития познавательного интереса следует рассматривать в черчении как стимул активизации деятельности школьника, как эффективный инструмент, позволяющий учителю сделать процесс обучения интересным, привлекательным, выделяя в нём те аспекты, которые смогут привлечь к себе внимание ученика.

В число задач политехнической подготовки входят ознакомление учащихся с основами производства, развитие конструкторских способностей, изучение роли чертежа в современном производстве, установление логической связи черчения с другими предметами политехнического цикла, выражающейся, в  частности, в повышении требовательности к качеству графических работ школьников на уроках математики, физики, химии, труда. В результате этого будет совершенствоваться общая графическая грамотность учащихся. В задачу обучения черчению входит также подготовка школьников к самостоятельной работе со справочной  и специальной литературой для решения возникающих проблем.

Черчение как учебный предмет во многом специфичен и значительно отличается от других школьных дисциплин. По этой причине совокупность методов обучения черчению отличается от методов обучения других предметов. Однако отдельные методы обучения, применяемые в черчении, не являются особыми методами. Они представляют собой видоизменение общих методов обучения.

Информация  о количестве учебных часов.

Программа расчитанна на 16 учебных часов в год в 7 классе и 19 часов в 8 классе.

Формы организации учебного процесса

Основной формой организации учебных занятий остаётся классно- урочная система: традиционные уроки (усвоение  новых  знаний, закрепление изученного, повторительно-обобщающий урок, комбинированный урок, практическая деятельность);

В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса могут использоваться система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий.

Технологии обучения:

 личностно ориентированное обучение, дифференцированное  и индивидуальное обучение, проблемное обучение, развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии, развивающее обучение, коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава), проектно-исследовательская технология, ИКТ.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся.

Ценностно-смысловые компетенции.  Уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.  

Учебно-познавательные компетенции.  По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях.  

Информационные компетенции. Владение современными средствами информации и информационными технологиями .Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

Коммуникативные компетенции. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках изучаемого предмета.

Социально-трудовые компетенции.  Умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.

Виды и формы контроля:

Виды: текущий, промежуточный, итоговый.

Формы: письменный и устный, зачёт, графическая и практическая работа, тест.

Основными формами контроля знаний учащихся являются графические, практические и контрольные работы, которые являются проверочными после изучения основного материала в разделах. Кроме того контроль предусматривает опрос учащихся по изученной теме, закрепление пройденного материала, самостоятельные и проверочные работы, работы по карточкам.

Планируемый уровень подготовки учащихся в результате изучения учебного курса.

За время изучения учебного курса учащиеся должны знать:

 основы прямоугольного проецирования, правила выполнения чертежей,  приёмы построения сопряжений, основные правила выполнения и обозначения сечений и разрезов, условности изображения и обозначения резьбы.

 учащиеся должны иметь представление: выполнение технического рисунка и эскизов, об изображениях соединений деталей, об особенностях выполнений строительных чертежей.

 Учащиеся должны уметь:

 рационально использовать чертежные инструменты;

 анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;

 анализировать графический состав изображений;

 читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения несложных предметов;

 выбирать необходимое число видов на чертежах;

 осуществлять несложное преобразование формы и пространственного положения предметов и их частей;

 применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием.

 выполнять несложные сборочные и строительные чертежи, пользоваться ЕСКД и справочной литературой.

Информация об используемом УМК

Программа МОРФ Москва  «Просвещение» 2000. Автор:  Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вишнепольский В.С. и учебника Черчение: Ботвинникова А.Д., Виноградова В.Н., Вишнепольского И.С. М:АСТ, Астрель, 2009, учебника Поурочные разработки Ерохиной Г.Г. Москва. «ВАКО». 2011, методического пособия к учебнику Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вишнепольский В.С «Черчение. 7-8 классы».АСТ. Астрель. Москва 2006.

Содержание программы 7 класс

Раздел№ 1. Введение. Техника выполнения чертежей и правила их оформления (8 часов).        

Введение. Чертёжные инструменты, материалы и принадлежности. Правила оформления чертежей. Типы линий. Рассмотрение и сравнение графических изображений (чертежей, эскизов, схем, технических рисунков и т.д.), данных в учебнике. Проведение вертикальных, наклонных, горизонтальных линий и окружностей при помощи линейки, угольника и циркуля.

Графическая работа № 1по теме « Линии чертежа».

Типы линий:  толстая основная, тонкая основная, волнистая, пунктирная, штриховая, штрихпунктирная. Правила нанесения размеров. Способы нанесения размеров на окружности, угловые размеры. Значение выносных и размерных линий. Значение выносных и размерных линий.        Шрифты чертёжные. Основные сведения о нанесении размеров. Масштабы. Величина чертежных шрифтов по ГОСТу, масштабы уменьшения и увеличения. Величина чертежных шрифтов по ГОСТу, масштабы уменьшения и увеличения.

Графическая работа № 2 по теме «Чертеж «плоской» детали».

Выполнение чертежа «плоской » детали на листе формата А4 с нанесение размеров и преобразованием масштаба по индивидуальным заданиям.         Уметь выполнять чертёж плоской детали и наносить размеры, согласно требованиям ГОСТов.

Требования  к уровню подготовки учащихся: Знать о чертёжных инструментах и их назначении. Знать о правилах оформления чертежей, типы линий. Проведение вертикальных, наклонных, горизонтальных линий и окружностей при помощи линейки, угольника и циркуля. Уметь выполнять типы линий в соответствии с ГОСТами: толстая основная, тонкая основная, волнистая, пунктирная, штриховая, штрихпунктирная.        Знать способы нанесения размеров на окружности, угловые размеры. Знать  Основные сведения о нанесении размеров. Масштабы. Уметь выполнять чертёж плоской детали и наносить размеры, согласно требованиям ГОСТов.

Раздел №2 Чертежи в системе прямоугольных проекций (6 часов).        

Проецирование общие сведения. Прямоугольное, параллельное, косоугольное проецирование.         Проецирование предмета на две взаимно перпендикулярные плоскости. Фронтальная и горизонтальная плоскость.          Знать о плоскостях проекций. Проецирование предмета на три взаимно перпендикулярные плоскости проекций. Профильная плоскость проекций. Чертёж в системе прямоугольных проекций.         Составление чертежей по разрозненным изображениям. Вид-изображение обращённой к наблюдателю видимой части поверхности предмета. Расположение видов на чертеже. Местные виды. Знать о расположении видов на чертеже.

Практическая работа № 3 по теме «Моделирование по чертежу».        

Требования  к уровню подготовки учащихся:  Знать о правилах проецирования на три плоскости.Составление чертежей по разрозненным изображениям. Уметь составлять чертежи по разрозненным изображениям. Уметь выполнять чертёж по заданной теме.

Раздел № 3. Эскизы (2 часа).        

Графическая работа № 4  по теме «Выполнение эскиза и технического рисунка детали».        

Графическая работа № 5по теме «Эскизы деталей с включением элементов конструирования».        

Требования  к уровню подготовки учащихся: уметь самостоятельно выполнять чертежи, эскизы и технический рисунок детали.

Учебно-тематический план 7 класс

п/п

Раздел

Количество часов

1

 Введение. Техника выполнения чертежей и правила их оформления

8

2

Чертежи в системе прямоугольных проекций

6

3

 Эскизы

2

Итого

16

Содержание 8 класс

Раздел №1 Повторение о способах проецирования. (2часа)        

Комплексный чертёж детали по аксонометрической проекции. Аксонометрические проекции.

Раздел № 2  Сечения и разрезы. 15 (часов)

Знакомство с техническими требованиями и конструктивными элементами. Классификация сечений. Правила нанесения размеров. Графическое обозначение материала. Практическая работа по построению фигуры. Практическая работа « Сечение»

Графическая работа № 1. Чертёж детали. Разрезы. Классификация. Соединение на чертеже вида и разреза. Особые случаи разрезов. Практическая работа по построению разрезов. Графическая работа № 2 Чертёж детали. Применение разрезов в аксонометрии. Практическая работа «Чтение чертежа. Выбор количества изображений. Условности и упрощения. Графическая работа №3 Сечения и разрезы.

Требования к уровню подготовки учащихся:

уметь: рационально использовать чертежные инструменты; анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам; анализировать графический состав изображений; читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения несложных предметов; выбирать необходимое число видов на чертежах; осуществлять несложное преобразование формы и пространственного положения предметов и их частей; применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием.

Раздел № 3Строительные чертежи. 4 (часа)

Строительные чертежи. Понятия об архитектурно- строительных чертежах. Практическая работа по выполнению строительного чертежа.

Требования к уровню подготовки учащихся: Знать о видах строительного чертежа, различать их. Знать разницу между строительным и техническим изображением. Уметь выполнить чертёж будущего дома.

Учебно - тематический план 8 класс

Раздел

Количество часов

1

Аксонометрические проекции. Технический рисунок.

4

2

 Сечения и разрезы

10

3

  Строительные чертежи

4

4

  Итоговое занятие

1

Итого:

19 часов

Календарно – тематический план 7 класс

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Вид контроля

Дата проведения

План

Факт

Раздел № 1. Введение. Техника выполнения чертежей и правила их оформления (8 часов).        

1

Введение. Техника выполнения чертежей и правила их оформления

1

Комбинированный

Текущий

2

Типы линий. Чертёжные инструменты, материалы и принадлежности.

1

Комбинированный

Текущий

3

Графическая работа №1

«Оформление чертежа».

1

Комбинированный

Текущий

4

Правила нанесения размеров на чертеже

1

Комбинированный

Текущий

5

Шрифты чертёжные.

1

Комбинированный

Текущий

6

Шрифты чертёжные. Основные сведения о нанесении размеров. Масштабы.

1

Комбинированный

Текущий

7

Графическая работа № 2 по теме «Чертеж «плоской» детали».

1

Комбинированный

Текущий

8

Продолжение графической работы.

1

Комбинированный

Текущий

2.Чертежи в системе прямоугольных проекций (6 часов).

9

Проецирование общие сведения.

1

Комбинированный

Текущий

10

Проецирование предмета на две взаимно перпендикулярные плоскости.

1

Комбинированный

Текущий

11

Практическая работа№3

Проецирование предмета на три взаимно перпендикулярные плоскости проекций.

1

Комбинированный

Текущий

12

Составление чертежей по разрозненным изображениям.

1

Комбинированный

Текущий

13

Расположение видов на чертеже. Местные виды.

1

Комбинированный

Текущий

14

Практическая работа № 3

 по теме «Моделирование по чертежу».

1

Комбинированный

Текущий

Эскизы (2часа).

15

Графическая работа № 4  по теме «Выполнение эскиза и технического рисунка детали».

1

Комбинированный

Текущий

16

Графическая работа № 5 по теме «Эскизы деталей с включением элементов конструирования».

1

Комбинированный

Текущий

ИТОГО:

16

Календарно – тематический план 8 класса

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Вид контроля

Дата проведения

План

Факт

1.Аксонометрические проекции. Технический рисунок. (4 часа)

1

Введение.

Построение аксонометрических проекций.

1

Комбинированный

Текущий

2

Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная проекции.

1

Комбинированный

Текущий

3

Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности.

1

Комбинированный

Текущий

4

Технический рисунок.

1

Практическая работа

Текущий

Сечения и разрезы. 10 часов.

5

Знакомство с техническими терминами и конструктивными элементами.

1

Комбинированный урок

Текущий

6

Классификация сечений. Правила нанесения размеров.

1

Комбинированный урок

Текущий

7

Графическое обозначение материала.

1

Комбинированный урок

Текущий

8

Практическая работа по построению фигуры.

1

Практическая работа

Текущий

Практическая работа. Сечение

9

Графическая работа № 1. Чертёж детали.

1

Практическая работа

Текущий

10

Разрезы. Классификация.

1

Комбинированный урок

Текущий

11

Соединение на чертеже вида и разреза.

1

Комбинированный урок

Текущий

12

Практическая работа по построению разрезов.

1

Практическая работа

Текущий

13

Графическая работа № 2 Чертёж детали.

1

Практическая работа

Текущий

14

Применение разрезов в аксонометрии.

1

Комбинированный урок

Текущий

Раздел №4 Строительные чертежи. 4 часа

15

Строительные чертежи.

1

Комбинированный урок

Текущий

16

Понятие об архитектурно- строительных чертежах.

1

Комбинированный урок

Текущий

34

Практическая работа по выполнению строительного чертежа.

2

Практическая работа

Текущий

35

Итоговое занятие.

1

Текущий

ИТОГО:                                                       19

Список литературы

Учебник: Вышнепольский И.С. Черчение АСТ Астрель. Москва 2011

Список литературы (дополнительный)

Ботвинников А.Д., Виноградов В.И., Вышнепольский И.С Методическое пособие к учебнику Ботвинникова А.Д., Виноградова В.И., Вышнепольского И.С «Черчение. 7-8 классы» АСТ Астрель. Москва 2006 . 160 с.

Ерохина Г.Г. Поурочные разработки по черчению (универсальное издание) 9 класс. Москва. «Вако». 2011. 160 с.

Обеспеченность материально-техническими и информационно-техническими ресурсами.

  • Банк разработок Черчение.
  • Графические и контрольные работы учащихся.
  • Пособия к уроку (модели, таблицы)
  • Проектор, компьютер

Инструменты, принадлежности и материалы для черчения

1)Учебник «Черчение»;

2) Тетрадь в клетку формата А4;

3) Чертежная бумага плотная нелинованная - формат А4

4) Миллиметровая бумага;

5) Калька;

6) Готовальня школьная

 (циркуль круговой, циркуль разметочный);

7) Линейка 30 см.;

8) Чертежные угольники с углами:

 а) 90, 45, 45 -градусов; б) 90, 30, 60 - градусов.

9) Транспортир;

10) Трафареты для вычерчивания окружностей и эллипсов;

12) Простые карандаши – «Т» («Н»), «ТМ» («НВ»), «М» («В»);

13) Ластик для карандаша (мягкий);

14) Инструмент для заточки карандаша.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Машиностроительное черчение"

Рабочая пограмма по предмету "Машиностроительное черчение" 56 часов...

Рабочая программа по "Основам черчения"

Рабочая программа по " Основам черчения"  41 час...

Рабочая программы "Основы черчения"

Программа учебной дисциплины «Основы черчения»  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС)  начального  профессионального образования ...

Рабочая программа "Строительное черчение" для штукатуров маляров.

Рабочая  программа учебной дисциплины Строительное черчение разработана на основе Государственного образовательного стандарта по реализации профессиональной подготовки в учреждениях среднего проф...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УД.16 Черчение по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 15.01.35. Мастер слесарных работ

Рабочая программа учебной дисциплины  «УД.16 Черчение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по професс...

Рабочая программа по МДК 03.05. Черчение для студентов специальности 54.02.06 Изобразительное искусство и черчение

Рабочая программа междисциплинарного курса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 54.02.06 ...

Рабочая программа по "Черчению"

Рабочая программа для профессии "Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей"...