Программа элективного курса «Основы природоохранной деятельности»
методическая разработка на тему
Курс нацелен на координацию практической деятельности учащихся по изучению и оценке состояния окружающей среды, с привлечением их к исследовательской деятельности, к прогнозированию последствий вмешательства человека в природу, разнообразию форм работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya_elektivnyy_kurs.docx | 27.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Тамбовское областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального обучения «Техникум отраслевых технологий»
Программа элективного курса
«Основы природоохранной деятельности»
Разработано: преподавателем экологии
Гороховой Н.М.
Пояснительная записка
Экологическая обстановка на нашей планете становится все более напряженной. Экологические проблемы вошли в ряд глобальных проблем современности. Их решение возможно лишь при высоком уровне ответственности каждого человека за состояние окружающей среды.
Экологические знания – это знания о структуре окружающей нас живой природы, о том, как «работает живой покров Земли в его биосферной целостности». Они выступают важным условием понимания людьми своей неразрывной связи с настоящим и будущим биосферы, необходимости организации охраны природы, рационального использования у каждого человека чувства личной ответственности за состояние окружающей среды, сохранение животного и растительного мира. Ответственное и бережное отношение к природе должно придти на смену потребительскому. На воспитание такого отношения нацелено экологическое образование, на основе которого и построена программа данного элективного курса. Экологическое образование студентов среднего профессионального образования имеет свою специфику. Оно строится на основе знаний, полученных в школе. Кроме общеобразовательных дисциплин, теоретические знания по рациональному использованию и охране конкретных природных ресурсов студенты получают в цикле специальных дисциплин. Они вводят студентов в курс конкретных производств, знакомят с воздействием их на окружающую среду и мерами по ее защите. Содержание курса носит межпредметный характер, так как знакомит студентов с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по разным предметам ( химия, экология, биология, география, социальные науки). Курс нацелен на координацию практической деятельности учащихся по изучению и оценке состояния окружающей среды, с привлечением их к исследовательской деятельности, к прогнозированию последствий вмешательства человека в природу, разнообразию форм работы. Элективные курсы будут, в какой-то степени, решать те задачи, которые на уроках биологии и химии не удается решить в полном объёме из-за дефицита времени. Программа рассчитана на 34 часа.
Цель программы:
- показать значение образования для правильной ориентации в жизни в условиях ухудшения экологической обстановки
- сформировать у студентов целостное представление о биосфере, месте и роли в ней человека, экологических проблемах и методах их решения.
- формировать экологическую культуру и заботливое отношение к природной среде;
- углубленно изучать вопросы, связанные с химическим загрязнением окружающей среды, знакомить с методами мониторинга загрязнения и способами снижения его пагубного влияния на живые организмы, включая человека.
- способствовать воспитанию у студентов нравственности, гуманизма, патриотизма;
Задачи:
- учить студентов правильно оценивать экологическую обстановку, формировать активную жизненную позицию по вопросам защиты окружающей среды;
-развивать специальные умения и навыки обращения с веществами, научить выполнять несложные исследования, соблюдая правила по технике безопасности;
- расширить кругозор ;
- развивать умения и навыки работы с научно-популярной и справочной литературой, умения сравнивать, выделять главное, обобщать, систематизировать материал; делать выводы;
- развивать самостоятельность и творчество при решении практических задач;
В результате изучения элективного курса студенты должны
знать:
- качественный и количественный состав воздуха;
- о последствиях загрязнения окружающей среды веществами, содержащимися в выхлопных газах автомобилей, промышленных отходах, средствах бытовой химии;
- о проблеме загрязнения воздушного бассейна (причины, источники, пути сохранения чистоты);
- о роли озонового слоя в биосфере; причинах и последствиях его истощения; - примерный качественный состав природных вод;
- методы очистки пресной воды от загрязнений;
- о проблеме загрязнения водного бассейна (причины, источники, пути сохранения чистоты);
- о проблеме пресной воды (запасы, получение, экономия, рациональное использование);
- о проблеме загрязнения Мирового океана нефтью и нефтепродуктами;
- основные способы очистки водоёмов от нефтяного загрязнения;
- о проблеме содержания понятий «парниковый эффект»,
«кислотные дожди», пути решения проблемы;
- о проблеме, связанной с избытком минеральных удобрений в почве;
- о составе строительных материалов, возможных негативных последствиях; о фенольных строениях, вызывающих аллергические заболевания;
- о законодательстве в области охраны атмосферного воздуха и водных ресурсов планеты;
- экологические проблемы местного значения;
- охраняемые, редкие и исчезающие виды растений своей местности;
уметь:
- оценивать состояние воздушной и водной сред, сопоставляя фактические данные и нормы качества;
- раскрывать сущность проблем загрязнения воздушной и водной сред планеты и находить их решения;
- бережно относиться к воде, экономно её расходовать;
- применять простейшие методы очистки питьевой воды;
- использовать дополнительный информационный материал по изучению местных экологических проблем.
- прогнозировать последствия загрязнения окружающей среды некоторыми соединениями,
- вести себя в природной среде в соответствии с экологическими требованиями;
- критически оценивать состояние природной среды своей местности и находить пути его улучшения
Содержание программы
1.Введение (3ч.)
Понятие о биосфере. Учение В.И. Вернадского. Глобальные проблемы окружающей среды. Общие принципы природоохранной деятельности. Экологические организации. Законы об охране окружающей среды.
2.Воздух(6ч.)
Атмосфера – газовая оболочка Земли. Состав воздуха. Источники химического загрязнения. Кислотные дожди. Методы газоочистки. Охрана атмосферы.
Лабораторные работы:
Моделирование механизма образования кислотных дождей.
3.Водные ресурсы(8ч.)
Гидросфера. Распределение воды на Земле. Водные ресурсы страны. Проблема пресной воды, пути ее получения. Основные источники загрязнения водных бассейнов, последствия загрязнения. Меры борьбы с загрязнением бассейнов. Качество питьевой воды. Минеральные воды. Жесткость воды. Методы очистки воды. Перспективы развития водоочистки. Технологии очистки воды (умягчение; термическая, магнитная обработка воды; обеззараживание озоном, обработка воды хлором и хлорирующими реагентами и др.). Рациональное использование и охрана водных ресурсов.
Лабораторные работы:
Исследование качества питьевой воды.
Очистка питьевой воды в домашних условиях.
4.Почва(9 ч.)
Литосфера. Невозобновляемые ресурсы Земли. Полезные ископаемые. Добыча полезных ископаемых. Экологические проблемы: истощение природных запасов, загрязнение окружающей среды (отвалы, выделение ядовитых газов). Минералы. Почва. Структура почвы. Плодородие. Минеральные удобрения. Нитраты. Нитриты. Макро- и микроэлементы. Круговорот химических элементов (углерода, азота, фосфора).
Лабораторные работы:
Определение органического вещества в почве.
Определение состава почв по образцам, взятым в разных районах Тамбовской области.
5.Источники энергии (8 ч.)
Топливно-энергетические ресурсы. Загрязнение среды при добыче, транспортировке, хранении и переработке сырья. Влияние теплоэнергетики на окружающую среду. Нефть. Способы борьбы с разливами нефти. Автомобиль и экологические проблемы. Радиоактивность. Последствия ядерных взрывов. Альтернативные источники энергии (биотопливо, энергия ветра, солнечная энергия, энергия морских волн, геотермальная энергия, водород). Защита рефератов, проектов, научно-исследовательских работ по теме «Охрана окружающей среды»
Лабораторные работы:
Расчет загрязнения атмосферного воздуха автотранспортом на улицах г. Тамбова
Тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
всего | теоретич. | практич. | ||
| Введение | 34 | 26 | 8 |
3 | ||||
1. | Биосфера - живая оболочка Земли | 1 | ||
2. | Общие принципы, цели и направления реализации природоохранной деятельности | 1 | ||
3. | Законы об охране окружающей среды. Экологические организации | 1 | ||
Воздух | 6 | |||
4. | Атмосфера – газовая оболочка Земли. Состав воздуха | 1 | ||
5. | Источники химического загрязнения воздуха | 1 | ||
6. | Краткая характеристика некоторых методов газоочистки | 1 | ||
7/8. | Кислотные дожди. Моделирование механизма образования кислотных дождей | 1 | 1 | |
9. | Охрана атмосферы | 1 | ||
Водные ресурсы | 8 | |||
10. | Гидросфера. Водные ресурсы страны | 1 | ||
11. | Источники загрязнения водных бассейнов. | 1 | ||
12. | Пресная вода. Пути получения пресной воды | 1 | ||
13. | Исследование качества питьевой воды | 1 | ||
14. | Способы очистки питьевой воды в домашних условиях | 1 | ||
15. | Методы охраны гидросферы | |||
16/17 | Экскурсия на очистные сооружения филиала ОАО ТКС «Водоканал» г. Тамбова | 2 | ||
Почва | 9 | |||
18. | Литосфера. Недра Земли. | 1 | ||
19. | Полезные ископаемые. Истощение полезных ископаемых. | 1 | ||
20. | Минералы. Важнейшие характеристики минералов. | 1 | ||
21/22. | Почва. Структура почвы. Плодородие. | 2 | ||
23. | Механический состав почв | 1 | ||
24/25. | Экологические последствия применения химикатов в сельском хозяйстве | 2 | ||
26 | Круговорот химических элементов в биосфере | 1 | ||
Источники энергии | 8 | |||
27. | Топливно-энергетические ресурсы Земли | 1 | ||
28. | Влияние теплоэнергетики на окружающую среду | 1 | ||
29. | Нефть. Способы борьбы с разливами нефти | 1 | ||
30. | Автотранспорт и экология | 1 | ||
31. | Радиация. Последствия ядерных взрывов. | 1 | ||
32. | Альтернативные источники энергии. | 1 | ||
33/34. | Защита рефератов, проектов, научно-исследовательских работ по теме «Охрана окружающей среды» | 2 |
Примерные темы исследовательских работ студентов:
Почему растения перестали любить дождь?
Увеличиться ли количество страниц в Красной книге Тамбовской области?
Экологическое состояние памятников архитектуры Тамбова.
Когда спирт заменит нефть?
Глоток чистейшей воды.
Утилизация мусора в нашем городе.
Экологическое состояние моей деревни.
Экологические бедствия Тамбовской области.
Качество воды малых рек Тамбовской области.
Проблемы реки Цны.
Чем мы дышим?
Тамбовский лес зовет на помощь.
Гербициды – вред или польза?
Промышленное загрязнение окружающей среды в городах Тамбовской области.
Список литературы:
1.Е.И. Тупикин «Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности»: учебное пособие для нач. проф. образования – 4-е издание, испр. и доп. –М.: Издательский центр «Академия», 2004
1.Элективный курс. Химия и охрана окружающей среды. 10 кл./ сост. И.Н. Баланова. – Волгоград: ИДТ «Корифей», 2005
2.Попова Т.А. Экология в школе (Мониторинг природной среды): Методическое пособие. – М.: «Сфера»,2005
3.Русецкая О.П. Экологизированный курс по химии http://www.openclass.ru/node/874
4.Гарифзянов А.Р. http://rudocs.exdat.com/docs/index-31171.html
5.Газета «Аргументы и факты» № 14, 2007
6.Энциклопедия для детей. Химия, том 17. – Москва: «Аванта+»,2000
7.Intel «Обучение для будущего»: Учебное пособие – 9-е изд., исправленное и дополненное –М.: Интернет – Университет Информационных Технологий, 2007
8.А.С. Чернов «Глоток чистейшей воды». Очерки к 120-летию тамбовского водопровода. Оформление издательства «Тамбовская типография « Пролетарский светоч», 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки для студентов СПО в помощь изучению курса "Основы научно-исследовательской деятельности"
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов СПО по дисциплине "Основы научно-исследовательской деятельности" специальности 46.02.01 "Документационное обеспечение управлен...
Тракторы общего и специального назначения. Конспект занятия по Элективному курсу "Основы механизации сельского хозяйства"
В сельской школе труд на земле с использованием процессов механизации становится более привлекательным для подростков, утверждающим личностные черты характера, воспитывающим вместе с высокой кул...
Система питания дизельного двигателя Занятие элективного курса «Основы механизации сельского хозяйства»
Важнейшим звеном дизельного двигателя является система топливоподачи, обеспечивающая поступление необходимого количества топлива в нужный момент времени и с заданным давлением в камеру сгорания....
Программа бинарного элективного курса "Основы информационной культуры"
Пояснительная запискаСовременные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, становятся все более интеллектоемкими. Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к интеллекту ...
Рабочая программа учебного предмета "Элективный курс: Основы выбора профессии"
РП "Элективный курс: Основы выбора профессии"...
Методические рекомендации по изучению учебного предмета «Элективный курс: основы выбора профессии». Курс лекций
Методические рекомендации по изучению учебного предмета «Элективный курс: основы выбора профессии». Курс лекций...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ФОТОГРАФИИ»
Цель предлагаемого курса: развитие разносторонних интересов и способностей обучающихся и их профессиональной ориентации. Этот курс позволяет сделать более устойчивой и целенаправленной теор...