Рабочая программа по химии для автомехаников.
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Березовский филиал Краевого государственного автономного Профессионального образовательного учреждения «Емельяновский дорожно–строительный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД 09. Химия
по профессии среднего профессионального образования:
23.01.03 Автомеханик
п. Березовка 2016 г.
Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях среднего профессионального образования (далее – СПО), составлена с учетом примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» для профессиональных образовательных организаций рекомендованной ФГАУ «Федеральный институт развития образования». Протокол №3 от 21.07.2015г., регистрационный номер рецензии 385 от 23.07.2015г.
Организация - разработчик:
Березовский филиал краевого государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Емельяновский дорожно-строительный техникум»
Разработчики:
Аршанова Галина Викторовна - преподаватель Березовского филиала краевого государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Емельяновский дорожно-строительный техникум»
СОДЕРЖАНИЕ
№п/п | Содержание | Страница |
1 | Паспорт программы учебной дисциплины | 4 - 6 |
2 | Структура и содержание учебной дисциплины | 7 - 16 |
3 | Условия реализации учебной дисциплин | 17 - 19 |
4 | Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины | 20 - 24 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД 09. Химия
1.1. Область применения примерной программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» предназначена для изучения химии в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Освоение учебной дисциплины «Химия» базируется на знаниях обучающихся, полученных при изучении химических предметов, биологии, физики, географии в основной школе. Одновременно сам предмет химии является базовым для ряда технических дисциплин.
Человек, получивший среднее профессиональное образование, должен знать основы современной химии, которая имеет не только важное общеобразовательное, мировоззренческое, но и прикладное значение.
Учебная дисциплина «Химия» относится к циклу общеобразовательная подготовка.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины «Химия», обеспечивает достижение студентами следующих результатов: личностных: Л 1 – чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной химической науки; химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами; Л 2 – готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом; Л 3 – умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности; метапредметных: М 1 – использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере; М 2 – использование различных источников для получения химической информации, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере; предметных: П 1 – сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач; П 2 – владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой; П 3 – владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач; П 4 – сформированность умения давать количественные оценки и производить расчеты по химическим формулам и уравнениям; П 5 – владения правилами техники безопасности при использовании химических веществ; П 6 – сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.
Выпускник, освоивший ППКРС (программу подготовки квалифицированных рабочих и служащих) СПО (среднего профессионального образования) должен обладать:
общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
При освоении профессий и специальностей СПО технического профиля в учреждениях СПО химия изучается как базовый учебный предмет.
Учебная нагрузка обучающихся (час.) | ||||
Максимальная | Самостоятельная работа | Обязательная аудиторная | ||
всего | в т. ч. лабораторные и практические | |||
1 курс | 171 | 57 | 114 | 12 |
1 семестр | 49 | 15 | 34 | 2 |
2 семестр | 75 | 25 | 50 | 10 |
2 курс | 47 | 17 | 30 | 0 |
3 семестр | 47 | 17 | 30 | 0 |
Итого: | 171 | 57 | 114 | 12 |
2.Структура и содержание учебной дисциплины химии
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов | Всего | ||
1курс | 2 курс | |||
1 семестр | 2 семестр | 3 семестр | ||
Максимальная учебная нагрузка | 49 | 75 | 47 | 171 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка | 34 | 50 | 30 | 114 |
в том числе: лабораторные и практические занятия | 2 | 10 | 0 | 12 |
контрольные работы | 0 | 4 | 2 | 6 |
учебная практика | - | - | - | - |
производственная практика | - | - | - | - |
Самостоятельная работа учащегося (всего) | 15 | 25 | 17 | 57 |
в том числе | ||||
проработка конспектов занятий | 5 | 10 | 12 | 27 |
подготовка докладов | 8 | 7 | 5 | 20 |
подготовка к практическим работам | 2 | 8 | 0 | 10 |
Итоговая промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета | 1 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Химия»
№ занятия | Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа | Учебная нагрузка (час) | Знания, умения, практический опыт | ||||
Максимальная | Самостоятельная работа | Обязательная аудитория | ||||||
Теоретическая | В т.ч. лабораторные и практические | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Всего часов: | 171 | 57 | 114 | 12 | ||||
1 курс. 1 семестр всего часов: | 49 | 15 | 34 | 2 | ||||
Раздел 1.Общие понятия, законы и теории химии. | ||||||||
1-2 | Введение | 2 | 2 | |||||
Тема 1.1.Основные понятия и законы (14 часов) | ||||||||
3-4 | 1.Предмет химии. Основные понятия. Аллотропия. | Состав вещества. Химические элементы. Закон постоянства состава веществ. Измерение вещества. Масса атомов и молекул. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества и единицы его измерения. Число Авогадро. Молярная масса. Закон Авогадро. Молярный объем. | 2 | 2 | З1 | |||
5-6 | 2.Состав вещества. Химические формулы. Измерение вещества. | 2 | 2 | З1 | ||||
7-10 | 3. Основные законы химии. | 4 | 4 | З1,З2,У2 | ||||
11-12 | 4. Понятие «доля» и его использование в химии. | 2 | 2 | З1,З2, У2 | ||||
13-16 | 5. Решение задач. | 4 | 4 | У2,У7 | ||||
Самостоятельная работа. | Понятие о химической технологии, биотехнологии и нанотехнологии. Аллотропные модификации углерода (алмаз, графит), кислорода (кислород, озон), олова (серое и белое олово). | 5 | 5 | У6 | ||||
Тема 1.2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева и строение атома. | ||||||||
17-18 | 1. Основные сведения о строении атома. | Предпосылки открытия Периодического закона. Работы предшественников. Открытие Д.И.Менделеевым Периодического закона. Современная формулировка Периодического закона. Строение атома. Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева. | 2 | 2 | З1,У3 | |||
19-20 | 2. Открытие Периодического закона Д.И. Менделеевым. | 2 | 2 | З1,У3 | ||||
21-22 | 3. Положение элемента в Периодической системе и строение электронной оболочки атома. | 2 | 2 | З1,У3 | ||||
Самостоятельная работа | Радиоактивность. Использование радиоактивных изотопов в технических целях. Рентгеновское излучение и его использование в технике и медицине. Моделирование как метод прогнозирования ситуации на производстве. | 5 | 5 | У6, ПО2 | ||||
Тема 1.3.Строение вещества | ||||||||
23-24 | 1. Ионная химическая связь. | Химическая связь. Типы химических связей. Электроотрицательность. Типы кристаллических решеток. Механизм образования связи. Понятие о комплексных соединениях. | 2 | 2 | З1,У4, | |||
25-26 | 2. Ковалентная химическая связь. | 2 | 2 | З1,У4, | ||||
27-28 | 3. Металлическая химическая связь. | 2 | 2 | З1,У4, | ||||
29-30 | 4. Водородная химическая связь. | 2 | 2 | З1,У4, | ||||
31-32 | 5. Дисперсные системы. | 2 | 2 | З1,У4, | ||||
33-34 | Практическая работа №1 Решение экспериментальных задач. | 2 | 2 | 2 | У2,У5,У7 | |||
Самостоятельная работа. | Полярность связи и полярность молекулы. Конденсация. Текучесть. Возгонка. Кристаллизация. Аномалии физических свойств воды. Жидкие кристаллы. Минеральные и горные породы как природные смеси. | 5 |
5 | ПО1,У6 | ||||
1 курс 2 семестр всего часов: | 75 | 25 | 50 | 10 | ||||
Тема 1.4. Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация. | ||||||||
35-36 | 1. Электролиты и неэлектролиты. | Понятие о дисперсных системах. Значение дисперсных систем в живой и неживой природе и практической жизни человека. Понятие о растворах. Теория электролитической диссоциации. Сильные и средние электролиты. Диссоциация воды. Гидролиз. Реакция этерификации. Классификация оксидов, солей, кислот и оснований, их химические свойства. | 2 | 2 | З1,З2,У2,У4 | |||
37-38 | 2. Кислоты. | 2 | 2 | З4,У3 | ||||
39-40 | 3. Основания. | 2 | 2 | З4,У3 | ||||
41-42 | 4. Соли. Гидролиз солей. | 2 | 2 | З4,У3 | ||||
43-44 | 5. Оксиды. | 2 | 2 | З4,У3 | ||||
45-46 | 6. Гидролиз солей. | 2 | 2 | З1,З4,У3,У4 | ||||
47-48 | Практическая работа №2. Идентификация неорганических соединений | 2 | 2 | 2 | У4,У5 | |||
Самостоятельная работа. | Тепловые эффекты при растворении. Кристаллогидраты. Решение задач на массовую долю растворенного вещества. Применение воды в технических целях. Жесткость воды и способы ее устранения. Минеральные воды. | 5 | 5 | У6,ПО1, ПО2 | ||||
Тема 1.5. Классификация неорганических соединений и их свойства. | ||||||||
49-50 | 1. Окислительно-восстановительные реакции. | Водородные соединения неметаллов. | 2 | 2 | З1,З3,У2 | |||
51-52 | 2. Электролиз. | 2 | 2 | З1,З3,У2 | ||||
53-54 | Практическая работа №3. Свойства оксидов, гидроксидов и солей. | 2 | 2 | 2 | У3,У5, | |||
Самостоятельная работа | Использование серной кислоты в промышленности. Едкие щелочи, их использование в промышленности. Гипс и алебастр, гипсование. | 5 | 5 | У6,ПО2, ПО3 | ||||
Тема 1.6. Химические реакции | ||||||||
55-56 | 1. Скорость химических реакций. | Факторы влияющие на скорость химической реакции, тепловой эффект. Обратимость химических реакций. | 2 | 2 | З2,У4 | |||
57-58 | 2. Обратимость химических реакций. Химическое равновесие. | 2 | 2 | З2,У4 | ||||
59-62 | 3. Решение задач. | 4 | 4 | З2,У2,У7 | ||||
Самостоятельная работа. | Электролиз расплавов, электролиз растворов. Электролитическое получение алюминия. Практическое применение электролиза. Гальванопластика. Гальваностегия. Рафинирование цветных металлов. Катализ. Гомогенные и гетерогенные катализаторы. Промоторы. Каталитические яды. Ингибиторы. | 10 | 10 | У6 | ||||
63-64 | Контрольная работа | 2 | 2 | З3,З2,У7,У3 | ||||
Раздел 2.Неорганическая химия. | ||||||||
Тема 2.1.Неметаллы | ||||||||
65 | 1. Водород. | Неметаллы, получение, применение, химические свойства. Оксиды, гидроксиды неметаллов, получение, применение, физические и химические свойства. Вода, очистка воды. | 1 | 1 | З4,У1,У3 | |||
66 | 2. Вода. | 1 | 1 | З4,У1,У3 | ||||
67 | 3. Неметаллы – простые вещества. | 1 | 1 | З4,У1,У3 | ||||
68 | 4. Водородные соединения неметаллов. | 1 | 1 | З4,У1,У3 | ||||
69 | 5. Оксиды неметаллов. | 1 | 1 | З4,У1,У3 | ||||
70 | 6. Гидроксиды неметаллов. | 1 | 1 | З4,У1,У3 | ||||
71-72 | Практическая работа №4. Свойства неметаллов. | 2 | 2 | 2 | З4,У3,У5 | |||
73-74 | Практическая работа №5. Получение газов | 2 | 2 | 2 | З2,ПО1,У5 | |||
Тема 2.2.Металлы | ||||||||
75 | 1. Металлы – химические элементы. | Металлы, получение, применение, химические свойства. Оксиды металлов, получение, применение, физические и химические свойства. Коррозия, ее устранение. | 1 | 1 | З4,У1,У3 | |||
76 | 2. Металлы простые вещества. | 1 | 1 | З4,У1,У3 | ||||
77 | 3. Коррозия металлов. | 1 | 1 | З4,У1,У3 | ||||
78 | 4. Способы получения металлов. | 1 | 1 | З4,У1,У3 | ||||
79 | 5. Оксиды металлов. | 1 | 1 | З4,У1,У3 | ||||
80 | 6. Гидроксиды металлов. | 1 | 1 | З4,У1,У3 | ||||
81-82 | Практическая работа №6. Свойства металлов. | 2 | 2 | 2 | З4,У3,У5 | |||
Самостоятельная работа.
| Химическая и электрохимическая коррозия металлов. Получение неметаллов фракционной перегонкой жидкого воздуха и электролизом растворов и расплавов электролитов. | 5 | 5 | У6,ПО2 | ||||
83-84 | Контрольная работа | 2 | 2 | З3,З2,У7,У3 | ||||
2 курс 3 семестр всего часов: | 47 | 17 | 30 | 0 | ||||
Раздел 3.Органическая химия | ||||||||
Тема 3.1.Теоретические основы органической химии | ||||||||
85 | 1. Предмет органической химии. Теория химического строения органических веществ А.М.Бутлерова. | Теория химического строения органических веществ А.М.Бутлерова. Изомерия органических соединений. Природа связей в молекулах органических соединений. | 1 | 1 | З1,У1,У4 | |||
Самостоятельная работа. | Понятие о субстрате и реагенте. Реакции окисления и восстановления органических веществ. Сравнение классификации соединений и классификации реакций в органической и неорганической химии. | 5 | 5 | У6 | ||||
Тема 3.2.Предельные углеводороды | ||||||||
86 | Алканы | Гомологический ряд алканов. Изомерия и номенклатура. Получение, химические свойства и применение алканов. | 1 | 1 | З1,З4,У1,У3 | |||
Тема 3.3.Этиленовые и диеновые углеводороды. Каучуки. | ||||||||
87 | 1. Алкены | Гомологический ряд алкенов. Изомерия и номенклатура. Получение, химические свойства и применение алкенов. Диеновые углеводороды. Основные понятия химии высокомолекулярных соединений. | 1 | 1 | З1,З4,У1,У3 | |||
88 | 2. Диеновые углеводороды. | 1 | 1 | З1,З4,У1,У3 | ||||
Тема 3.4. Ацетиленовые углеводороды | ||||||||
89 | Алкины | Гомологический ряд алкинов. Изомерия и номенклатура. Получение, химические свойства алкинов. | 1 | 1 | З1,З4,У1,У3 | |||
Тема 3.5.Ароматические углеводороды | ||||||||
90 | Арены | Гомологический ряд аренов. Изомерия и номенклатура. Получение и химические свойства аренов. | 1 | 1 | З1,З4,У1,У3 | |||
Тема 3.6. Природные источники углеводородов. | ||||||||
91 | 1. Природный и попутный нефтяной газы. Каменный уголь. | Природный и попутный нефтяной газы. Каменный уголь. Пиролиз. Химические свойства. Нефть и продукты ее переработки. Крекинг. Фракции. | 1 | 1 | З1,З4,У1,У3 | |||
92 | 2. Нефть и продукты ее переработки. | 1 | 1 | З1,З4,У1,У3 | ||||
Самостоятельная работа. | Классификация и назначение каучуков и резины. Получение ацетилена пиролизом метана и карбидным способом. Основные направления промышленной переработки природного газа. Октановое число бензинов и цетановое число дизельного топлива. | 4 | 4 | У6,ПО2, ПО3 | ||||
Тема 3.7. Спирты и фенолы | ||||||||
93 | 1. Одноатомные спирты. | Гомологический ряд предельных одноатомных спиртов. Изомерия и номенклатура. Получение и химические свойства предельных одноатомных спиртов. Многоатомные спирты. Фенол и его свойства. | 1 | 1 | З1,З4,У1,У3 | |||
94 | 2. Химические свойства спиртов. | 1 | 1 | З1,З4,У1,У3 | ||||
95 | 3. Многоатомные спирты. | 1 | 1 | З1,З4,У1,У3 | ||||
96 | 4. Фенол. | 1 | 1 | З1,З4,У1,У3 | ||||
Тема 3.8. Альдегиды и кетоны | ||||||||
97 | 1. Альдегиды. | Гомологические ряды предельных альдегидов и кетонов. Изомерия и номенклатура. Получение и химические свойства карбонильных соединений. | 1 | 1 | З1,З4,У1,У3 | |||
98 | 2. Кетоны. | 1 | 1 | З1,З4,У1,У3 | ||||
Тема 3.9. Карбоновые кислоты и их производные. | ||||||||
99 | 1. Карбоновые кислоты. | Гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот. Изомерия и номенклатура. Получение и химические свойства карбоновых кислот. Сложные эфиры. Жиры. Соли карбоновых кислот. Мыла. | 1 | 1 | З1,З4,У1,У3 | |||
100 | 2. Химические свойства карбоновых кислот. | 1 | 1 | З1,З4,У1,У3 | ||||
101 | 3. Сложные эфиры. Жиры. | 1 | 1 | З1,З4,У1,У3 | ||||
102 | 4.Соли карбоновых кислот. | 1 | 1 | З1,З4,У1,У3 | ||||
Самостоятельная работа. | Метиловый спирт и его использование в качестве химического сырья. Токсичность метанола и правила техники безопасности при работе с ним. Токсичность этиленгликоля и правила техники безопасности при работе с ним. Применение ацетона в технике и промышленности. Пленкообразующие масла. Замена жиров в технике непищевым сырьем. Синтетические моющие средства. | 5 | 5 | У6,ПО3, ПО2 | ||||
Тема 3.10. Углеводы. | ||||||||
103 | 1. Моносахариды. | Классификация углеводов. Моносахариды. Дисахариды. Полисахариды. Химические свойства, получение, применение. | 1 | 1 | З1,З4,У1,У3 | |||
104 | 2.Дисахариды. | 1 | 1 | З1,З4,У1,У3 | ||||
105 | 3. Полисахариды. | 1 | 1 | З1,З4,У1,У3 | ||||
Тема 3.11. Амины. | ||||||||
106 | 1. Амины. | Гомологический ряд предельных аминов. Изомерия и номенклатура. Получение и химические свойства предельных аминов. Ароматические амины. Анилин. | 1 | 1 | З1,З4,У1,У3 | |||
107 | 2. Химические свойства аминов. | 1 | 1 | З1,З4,У1,У3 | ||||
108 | 3. Ароматические амины. | 1 | 1 | З1,З4,У1,У3 | ||||
Тема 3.12. Аминокислоты. Белки. | ||||||||
109 | 1. Аминокислоты. | Аминокислоты. Пептиды. Белки. Химические свойства, получение, применение. | 1 | 1 | З1,З4,У1,У3 | |||
110 | 2. Пептиды. | 1 | 1 | З1,З4,У1,У3 | ||||
111 | 3. Белки. | 1 | 1 | З1,З4,У1,У3 | ||||
Самостоятельная работа. | Капрон как представитель полиамидных волокон. Поливинилхлорид, политетрафторэтилен (тефлон) Фенолформальдегидные пластмассы. Целлулоид. Промышленное производство химических волокон. | 3 | 3 | У6.ПО2 | ||||
112-113 | Контрольная работа | 2 | 2 | У7,У2,У1 | ||||
114 | Дифференцированный зачет | 1 | 1 | |||||
ИТОГО: | 171 | 57 | 114 | 12 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы требует наличия учебного кабинета «Химические дисциплины» и лаборатории «Органическая и неорганическая химия»
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
- Рабочее место преподавателя;
- Рабочие места обучающихся;
- Комплексная химическая лаборатория;
4. Приборы:
а) посуда мерная и общего назначения
б) приборы общего назначения для проведения лабораторных работ по химии
в) лабораторная мебель для организации лаборатории по проведению лабораторных работ по общей и неорганической химии
г) реактивы для проведения лабораторных работ
5. ПК;
6. Компьютерные столы, стулья
3.2 Контрольно-измерительные материалы:
-контрольные вопросы
-тесты
-карточки
-тематические зачеты -промежуточная итоговая аттестация (дифференцированный зачет)
3.3. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
Для студентов
Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Остроумова Е. Е. и др. Химия для профессий и специальностей естественно-научного профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Химия для профессий и специальностей социально- экономического и гуманитарного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Сладков С. А., Дорофеева Н.М. Практикум: учеб. пособие
для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Сладков С. А. Химия: пособие для подготовки к ЕГЭ:
учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Габриелян О. С., Лысова Г. Г. Химия. Тесты, задачи и упражнения: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Ерохин Ю. М., Ковалева И. Б. Химия для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Ерохин Ю. М. Химия: Задачи и упражнения: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Ерохин Ю.М. Сборник тестовых заданий по химии: учеб. пособие для студ. Учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Ерохин Ю. М., Ковалева И. Б. Химия для профессий и специальностей технического профиля. Электронный учебно-методический комплекс. — М., 2014.
Сладков С. А., Остроумов И. Г., Габриелян О. С., Лукьянова Н. Н. Химия для профессий и специальностей технического профиля. Электронное приложение (электронное учебное издание) для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Для преподавателя
Федеральный закон от 29.11.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
Габриелян О. С., Лысова Г. Г. Химия: книга для преподавателя: учеб.-метод. пособие. — М., 2012.
Габриелян О. С. и др. Химия для профессий и специальностей технического профиля (электронное приложение).
Интернет – ресурсы:
http://lib.rus.ec –электронный учебник
http://www.chem.ru –электронный учебник
http://ru.wikipedia.org- энциклопедия
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины химия осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Содержание обучения | Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 | 3 |
Важнейшие химические понятия | Умение давать определение и оперировать следующими химическими понятиями: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообоазных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология. | Текущий контроль: - контрольные работа, устные опросы, тесты, карточки, химические диктанты, решение задач, выполнение практических работ письменные проверочные работы. |
Основные законы химии | Формулирование законов сохранения массы веществ и постоянства состава веществ. Установка причинно-следственной связи между содержанием этих законов и написанием химических формул и уравнений. Установка эволюционной сущности менделеевской и современной формулировок периодического закона Д. И. Менделеева. Объяснение физического смысла символики периодической таблицы химических элементов Д. И. Менделеева (номеров элемента, периода, группы) и установка причинно - следственной связи между строением атома и закономерностями изменения свойств элементов и образованных ими веществ в периодах и группах. Характеристика элементов малых и больших периодов по их положению в Периодической системе Д. И. Менделеева | Текущий контроль: - контрольные работа, устные опросы, тесты, карточки, химические диктанты, решение задач, выполнение практических работ письменные проверочные работы. |
Основные теории химии | Установка зависимости свойств химических веществ от строения атомов образующих их химических элементов. Характеристика важнейших типов химических связей и относительности этой типологии. Объяснение зависимости свойств веществ от их состава и строения кристаллических решеток. Формулировка основных положений теории электролитической диссоциации и характеристика в свете этой теории свойств основных классов неорганических соединений. Формулировка основных положений теории химического строения органических соединений и характеристика в свете этой теории свойств основных классов органических соединений. | Текущий контроль: - контрольные работа, устные опросы, тесты, карточки, химические диктанты, решение задач, выполнение практических работ письменные проверочные работы. |
Важнейшие вещества и материалы | Характеристика состава, строения, свойств, получения и применения важнейших металлов (IA и II А групп, алюминия, железа, а в естественнонаучном профиле и некоторых d-элементов) и их соединений. Характеристика состава, строения, свойств, получения и применения важнейших неметаллов (VIII A, VIIA, VIA групп, а также азота и фосфора, углерода и кремния, водорода) и их соединений. Характеристика состава, строения, свойств, получения и применения важнейших классов углеводородов (алканов, циклоалка- нов, алкенов, алкинов, аренов) и их наиболее значимых в народнохозяйственном плане представителей. Аналогичная характеристика важнейших представителей других классов органических соединений: метанола и этанола, сложных эфиров, жиров, мыл, альдегидов (формальдегидов и ацетальдегида), кетонов (ацетона), карбоновых кислот (уксусной кислоты, для естественно-научного профиля представителей других классов кислот), моносахаридов (глюкозы), дисахаридов (сахарозы), полисахаридов (крахмала и целлюлозы),анилина, аминокислот, белков, искусственных и синтетических волокон, каучуков, пластмасс. | Текущий контроль: - контрольные работа, устные опросы, тесты, карточки, химические диктанты, решение задач, выполнение практических работ письменные проверочные работы. |
Химический язык и символика | Использование в учебной и профессиональной деятельности химических терминов и символики. Название изученных веществ по тривиальной или международной номенклатуре и отражение состава этих соединений с помощью химических формул. Отражение химических процессов с помощью уравнений химических реакций. | Текущий контроль: - контрольные работа, устные опросы, тесты, карточки, химические диктанты, решение задач, выполнение практических работ письменные проверочные работы. |
Химические реакции | Объяснение сущности химических процессов. Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу продуктов и реагентов, тепловому эффекту, направлению, фазе, наличию катализатора, изменению степеней окисления элементов, образующих вещества. Установка признаков общего и различного в типологии реакций для неорганической и органической химии. Классифицикация веществ и процессов с точки зрения окисления-восстановления. Составление уравнений реакций с помощью метода электронного баланса. Объяснение зависимости скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов | Текущий контроль: - контрольные работа, устные опросы, тесты, карточки, химические диктанты, решение задач, выполнение практических работ письменные проверочные работы. |
Химический эксперимент | Выполнение химического эксперимента в полном соответствии с правилами безопасности. Наблюдение, фиксация и описание результатов проведенного эксперимента | Текущий контроль: - контрольные работа, устные опросы, тесты, карточки, химические диктанты, решение задач, выполнение практических работ письменные проверочные работы. |
Химическая информация | Проведение самостоятельного поиска химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета). Использование компьютерных технологий для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах | Текущий контроль: - контрольные работа, устные опросы, тесты, карточки, химические диктанты, решение задач, выполнение практических работ письменные проверочные работы. |
Расчеты по химическим формулам и уравнениям | Установка зависимости между качественной и количественной сторонами химических объектов и процессов. Решение расчетных задач по химическим формулам и уравнениям | Текущий контроль: - контрольные работа, устные опросы, тесты, карточки, химические диктанты, решение задач, выполнение практических работ письменные проверочные работы. |
Профильное и профессионально значимое содержание | Объяснение химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве. Определение возможностей протекания химических превращений в различных условиях. Соблюдение правил экологически грамотного поведения в окружающей среде. Оценка влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы. Соблюдение правил безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием. Подготовка растворов заданной концентрации в быту и на производстве. Критическая оценка достоверности химической информации, поступающей из разных источников. | Текущий контроль: - контрольные работа, устные опросы, тесты, карточки, химические диктанты, решение задач, выполнение практических работ письменные проверочные работы. |
Промежуточная аттестация в форме зачета. Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета. |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | -наличие положительных отзывов от мастера производственного обучения; -демонстрация интереса к будущей профессии; -активность, инициативность в процессе освоения профессиональной деятельности | Оценка возможностей и проявляемого интереса к изучению материала |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. | -правильность выбора и применение способов решения профессиональных задач -демонстрация правильной последовательности действий во время выполнения практических работ, заданий по учебной и производственной практике | Проверка на соответствие нормативам и последовательности выполнения тех или иных видов работ; Экспертная оценка выполнения практических работ. |
ОК3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы; | -демонстрация правильной последовательности действий во время выполнения практических работ, заданий по учебной и производственной практике | Проверка на соответствие нормативам и последовательности выполнения тех или иных видов работ; Экспертная оценка выполнения практических работ. |
ОК4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | -эффективный поиск необходимой информации; -использование различных источников; включая электронные | Оценка результатов поиска необходимой информации |
ОК5.Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. | демонстрация навыков использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности; -работа с различными прикладными программами | Оценка количества и качества используемых информационно-коммуникационных технологий |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. | -взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения | Экспертная оценка качества общения |
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). | -демонстрация готовности к исполнению воинской обязанности | Экспертная оценка использования профессиональных навыков в подготовке к службе в Вооруженных силах РФ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по химии для СПО
Содержит календарно-тематическое планирование и спичсок самостоятельных работ....
Рабочая программа по химии для обучения учащихся по специальности: автомеханик (79 ч)
Представлена рабочая программа по химии для обучения учащихся в ГОУ НПО по специальности: автомеханик...
Рабочая программа по химии для обучения учащихся в ГОУ НПО по специальности: Повар (100 ч.)
Публикуется рабочая программа и календарно-тематическое планирование для обучения учащихся в ГОУ НПО по специалности :повар (100 ч.)...
Рабочая программа по химии для обучения учащихся в ГОУ НПО по специальности: Повар (100 ч.)
Публикуется рабочая программа и календарно-тематическое планирование для обучения учащихся в ГОУ НПО по специальности :повар (100 ч.)...
Рабочая программа по химии ФГОС-3
Программа по химии ФГОС-3...
Рабочая программа по химии для обучающихся 1-2 курса по профессии 23.01.03 Автомеханик
Рабочая программа по химии для обучающихся СПО по профессии 23.01.03. Автомеханик 2018 год....