Сборник биологических диктантов
методическая разработка на тему
Сборник биологических диктантов предназначен для студентов 1 курсов учебных заведеинй системы среднего профессионального образования. В нем собраны материалы для быстрой проверки знаний по дисциплине "Биология".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologicheskie_diktanty.docx | 25.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Марий Эл «Техникум механизации сельского хозяйства»
Г.А. Семёнова
Сборник
биологических диктантов
Мари - Турек
2017
Одним из методов письменного контроля являются биологические диктанты. Они позволяют быстро, в течение нескольких минут, проверить знания всей группы по важному разделу, параграфу учебника. Для проверки домашнего задания преподаватель составляет вопросы по основным положениям пройденного материала. Вопросы формулируются так, чтобы ответы были предельно краткими. Обучающиеся пишут порядковый номер очередного вопроса и дают краткий ответ. Темп опроса регулирует преподаватель, ориентируясь на средних обучающихся. Целесообразно проводить биологические диктанты после изучения тем, содержащих много новых терминов, таких как «Строение клетки», «Генетика» и др.
По окончании диктанта, когда работы собраны, преподаватель снова зачитывает вопросы, а обучающиеся дают устные ответы и каждый может сразу проверить свои ошибки. Таким образом, при проведении биологического диктанта, проявляется не только контролирующая, но и обучающая функция учета знаний.
По итогам диктанта можно сделать выводы о том, как усвоен обучающимися программный материал, чтобы иметь возможность вовремя помочь ликвидировать пробелы в их знаниях.
Следует отметить, что проверка результатов биологического диктанта не отнимает много времени. К тому же, к этой работе можно привлечь обучающихся группы. За несколько минут ассистенты проверяют работы и выставляют оценки, которые сразу доводятся до сведения обучающихся.
Биологический диктант
Отличие митоза от мейоза
Обучающиеся, выполняющие первый вариант, пишут о митозе, второй – о мейозе. Вопросы читаются всей группе, а обучающиеся ставят +, если вопрос относится к их варианту, и прочерк, если вопрос не относится к их варианту.
- Каждая дочерняя клетка получает такой же набор хромосом, как и материнская.
- Перед делением удваивается ДНК.
- Ядро клетки делится один раз.
- Гомологичные хромосомы конъюгируют.
- Происходит два последовательных клеточных деления.
- Образуются соматические клетки.
- Имеет место кроссинговер (обмен участками хромосом).
- В результате образуются гаметы.
- Образовавшиеся клетки имеют диплоидный набор хромосом.
- Типичное деление клеток.
- Из материнской клетки образуются две дочерние.
- Образуются клетки с гаплоидным набором хромосом.
Критерии оценки:
Количество правильных ответов | Оценка |
11 - 12 | «5» |
9 - 10 | «4» |
7 - 8 | «3» |
менее 7 | «2» |
Ответы:
Вариант | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Митоз | + | + | + | - | - | + | - | - | + | + | + | - |
Мейоз | - | + | - | + | + | - | + | + | - | - | - | + |
Строение клеток
- Часть клетки, которая отграничивает ее от окружающей среды или других клеток.
- Органоиды, в которых осуществляется фотосинтез.
- Органоиды, выполняющие пищеварительную функцию клетки.
- Органоиды, на которых осуществляется синтез белков.
- Энергетические органоиды, в которых происходит окисление органических веществ и синтез АТФ.
- Основная по массе часть клетки, заключенная между плазматической мембраной и ядром, в которой расположены все органоиды.
- Органоид, выполняющий транспортную функцию, на поверхности которого протекают различные химические реакции.
- Органоид, состоящий из уплощенных цистерн и пузырьков, в котором формируются лизосомы.
- Основная часть клетки, в которой расположены хромосомы.
- Органоид, располагающийся у ядра и имеющий большое значение при делении клетки.
Критерии оценки:
Количество правильных ответов | Оценка |
10 | «5» |
8 – 9 | «4» |
6 - 7 | «3» |
менее 6 | «2» |
Ответы:
- Цитоплазматическая мембрана.
- Хлоропласты.
- Лизосомы.
- Рибосомы.
- Митохондрии.
- Цитоплазма.
- Эндоплазматическая сеть.
- Комплекс Гольджи.
- Ядро.
- Клеточный центр.
Основные понятия генетики
Запись на доске:
Первый вариант | Понятия | Второй вариант |
А | Генетика | 1 |
Б | Ген | 2 |
В | Наследственность | 3 |
Г | Изменчивость | 4 |
Д | Фенотип | 5 |
Е | Генотип | 6 |
Ж | Гомозигота | 7 |
З | Гетерозигота | 8 |
И | Доминантные признаки | 9 |
К | Рецессивные признаки | 10 |
Определения понятий:
- Свойство родителей передавать свои признаки, свойства и особенности развития следующему поколению.
- Участок молекулы ДНК, отвечающий за синтез одного белка.
- Признаки, проявляющиеся у гибридов первого поколения.
- Особи, в потомстве которых наблюдается расщепление.
- Совокупность всех генов в организме.
- Свойство живых организмов приобретать новые признаки и свойства.
- Наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости организмов.
- Признаки, не проявляющиеся у гибридов первого поколения.
- Совокупность всех признаков и свойств организма.
- Особи, в потомстве которых наблюдается расщепление.
Критерии оценки:
Количество правильных ответов | Оценка |
10 | «5» |
8 – 9 | «4» |
6 - 7 | «3» |
менее 6 | «2» |
Ответы:
Первый вариант: ВБ ИЗ ЕГ АК ДЖ Второй вариант: 32 98 641 (10) 57
Биологический диктант
Размножение и развитие организмов
Запись на доске:
А. Онтогенез
Б. Бластула
В. Размножение
Г. Гамета
Д. Зигота
Е. Гаструла
Ж. Гематогенез
З. Партеногенез
И. Оплодотворение
К. Дробление зиготы
Вопросы:
- Половая клетка.
- Процесс формирования половых клеток, основным этапом которого является мейоз.
- Оплодотворенная яйцеклетка.
- Слияние яйцеклетки и сперматозоида.
- Свойство живых организмов производить себе подобных.
- Индивидуальное развитие организма от момента оплодотворения до смерти.
- Какой процесс начинается в оплодотворенной яйцеклетке?
- Как называется стадия развития зародыша, когда он представляет собой сферу из одного слоя клеток с полостью внутри?
- Как называется вторая стадия в развитии зародыша, при которой образуется «двухслойный мешок» из клеток?
- Способ упрощенного полового размножения, при котором зародыш развивается из неоплодотворенной яйцеклетки.
Ответы:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Г | Ж | Д | И | В | А | К | Б | Е | З |
Биологический диктант
Эволюция
Запись на доске:
А. Ароморфоз Е. Палеонтология
Б. Идиоадаптация Ж. Конвергенция
В. Дегенерация З. Дивергенция
Г. Рудименты И. Биологический прогресс
Д. Атавизмы К. Биологический регресс
Вопросы:
1. Органы, показывающие «возврат к предкам», в норме не встречающиеся у современных форм.
2. Наука, изучающая ископаемые остатки.
3. Направление эволюции, при котором увеличивается число популяций, подвидов, расширяется ареал.
4. Процесс расхождения признаков у близких жизненных форм в результате их приспособления к различным условиям существования.
5. Процесс формирования сходного фенотипического облика особей двух или нескольких групп.
6. Эволюционные изменения, которые ведут к общему усложнению строения и функций организма.
7. Органы, утратившие свое значение и остающиеся у организмов в виде недоразвитых образований.
8. Эволюционные изменения, которые ведут к упрощению организации.
9. Направление эволюции, при котором уменьшается ареал и сокращается численность особей в популяциях.
10. Эволюционные изменения, которые способствуют приспособлению к определенным условиям среды обитания.
Ответы:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Д | Е | И | З | Ж | А | Г | В | К | Б |
Список литературы
- Анастасова Л.П. и др. Способы и приемы контроля знаний, умений и навыков по курсу общей биологии: Метод. пособие / Л.П. Анастасова, В.С. Анисимова, Л.С. Короткова – М.: Высш. шк., 1986.
- Захаров В.Б. Общая биология: Учеб. для 10 – 11 кл. общеобразоват. учеб. заведений / В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012.
- Чебышев Н.В., Гузикова Г.С., Лазарева Ю.Б., Ларина С.Н. Биология. Новейший справочник. – М.: Махаон, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Биологический диктант и тестовые задания как формы контроля на уроке биологии"
" Биологический диктант и тестовые задания как формы контроля на уроке биологии"...
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ для преподавателей русского языка учреждений начального профессионального образования (сборник диктантов с практическим заданием)
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕдля преподавателей русского языка учреждений начального профессионального образования (сборник диктантов с практическим заданием)...
Сборник диктантов для начальной школы.
Данные диктанты охватывают курс изучения материала начальной школы....
Лекция 5 Биологические методы контроля – биологический мониторинг
Техногенная нагрузка на водную, как на любую другую экосистему, оказывает существенное влияние на поток энергии и трансформацию вещества в данной системе, на жизнеспособность биоценозов. Посредством с...
Моя книга "Правила диктанта или как написать диктант по арабскому языку "на отлично""
Представляю вашему вниманию книгу «Правила диктанта или как написать диктант по арабскому языку "на отлично"» . Книга призвана обучить диктанту на арабском языке. Правильное напи...
Биологический диктант на тему "Клетка, ее строение и функции"
Биологический диктант можно применять на этапе актуализации знаний, либо для первичного закрепления полученных знаний.Биологические диктанты способствуют повышению терминологической грамотности студен...
"Импортозамещение ветеринарных биологических препаратов. Участие Щелковского колледжа в решении этой задачи" доклад на международной научно- практической конференнции " Научные основы производства и обеспечения качества биологических препаратов".
Доклад на международной научно- практической конференнции " Научные основы производства и обеспечения качества биологических препаратов" 29-30 ноября 2023 г. ФКП "Щелковский...