методическая разработка внеклассного мероприятия физико-математический квест "В поисках истины"
методическая разработка на тему
внеклассное мероприятие для студентов 1 курса по математике и физике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка | 37.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Магнитогорский государственный технический университет им Г.И. Носова»
Многопрофильный колледж
Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия
Физико-математический квест
«В поисках истины»
Дисциплина: «Физика и математика»
Преподаватели: Никонорова Л.А., Форыкина Е.В.
Магнитогорск 2018
ОДОБРЕНО
Предметной комиссией математических
и естественнонаучных дисциплин
Председатель _________/Е.С.Корытникова
Протокол № 7 от 21 марта 2018 г
Разработчики:
преподаватель ФГБОУ ВПО «МГТУ» МпК ________________/ Л.А.Никонорова
преподаватель ФГБОУ ВПО «МГТУ» МпК ________________/Е.В. Форыкина
Содержание
ПРЕДИСЛОВИЕ
Внеклассная работа является важнейшим средством для осуществления индивидуального подхода к студентам и учета их познавательной потребности. Проблема формирования компетентности студентов и обучения их умению применять знания является весьма актуальной. Это обусловлено, во-первых, процессом модернизации современного образовательного процесса и, во-вторых, все возрастающим потоком информации, где одним из главных критериев формирования отношения учащегося к знаниям становится умение им воспользоваться в целях саморазвития, что ведет к становлению положительных внутренних ощущений, переживаний, эмоциональному отклику. Одной из важнейших основ процесса модернизации образования является ценностное отношение к личности, которое заключается в том, что основной целью, основным результатом, основной ценностью функционирования образовательных систем является формирование и развитие личности средствами образования.
Внеклассная работа имеет свои цели и задачи, свое содержание, виды и формы проведения, свои методы и приемы. Прежде всего, необходимо отметить, что и урок, и внеклассные занятия имеют одну и ту же цель: развитие у студентов интереса к математике и физике как учебным предметам, формирование определенных умений и навыков. Но при этом внеклассная работа отличается от урочной целями, содержанием, организационными формами и особенностями методики проведения.
Внеклассная работа в рамках комиссии естественнонаучных дисциплин направлена на достижение общей цели обучения и воспитания – создание условий, способствующих развитию интеллектуальных, творческих, личностных, профессиональных качеств студентов, их социализации и адаптации в обществе с учетом индивидуальных и возрастных особенностей в рамках воспитательной системы колледжа. Все мероприятия, запланированные и проведённые в рамках комиссии, нацелены на формирование следующих видов компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
Опыт показывает, что большой интерес у студентов вызывают мероприятия, темы которых охватывают широкий круг вопросов, связанных с изучением нескольких учебных дисциплин, например интегрированное физико-математическое внеклассное мероприятие квест «В поисках истины». Студентов привлекают разнообразные формы внеклассной работы: у них появляется возможность удовлетворить свои интересы и наклонности, проявить способности, а иногда и дарования.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная методическая разработка предназначена для студентов 1курса всех специальностей. Это внеклассное мероприятие было разработано и проведено в рамках декады Предметной комиссии математических и естественнонаучных дисциплин Многопрофильного колледжа.
Почему квест? Квест или приключенческая игра – один из основных жанров компьютерных игр, представляющий собой интерактивную историю с главным героем, управляемым игроком; при этом важнейшими элементами игры являются собственно повествование и обследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий. В данной игре главными героями являются команды. В игре присутствует познавательная информация, различные логические, занимательные задачи, которые необходимо решить. В игре могут принимать участие несколько команд.
Тип мероприятия: игра-квест.
Мероприятие способствует формированию следующих личностных результатов:
1) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
2) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой ответственной деятельности;
3) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения
Цели мероприятия:
- Дидактическая цель: в интересной форме обобщить и систематизировать знания учащихся, научить применять полученные знания как язык науки, имеющей огромные возможности
- Развивающие цели:
- развитие творчества, инициативности, интереса к предмету,
- развитие познавательной деятельности студентов,
- развитие коммуникативной компетенции студентов,
- развитие в игровой форме у студентов интереса к физике, математике и к процессу обучения в целом.
- Воспитательная цель: дать возможность почувствовать свой потенциал каждому обучащемуся, показать значимость полученных знаний, побудить к активной работе мысли.
- Методическая цель: показать нетрадиционные формы внеклассной работы со студентами
Техническое обеспечение мероприятия: компьютер, мультимедиа оборудование; презентация;
Эпиграф: Я мыслю, следовательно, я существую. Декарт
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Ведущий:
-Сегодня вас ожидают математические и физические приключения в форме новомодной игры квест. Квестом называют игру, в рамках которой участникам необходимо пройти ряд испытаний и прийти к определенному результату. В переводе с английского quest означает «поиск, выполнение поручений» Вам предстоит проявить находчивость, упорство и смекалку, быстроту реакции в выполнении заданий. Всех участников по итогам квеста ожидает награда. А сейчас давайте знакомиться с командами. Прошу каждую команду представиться.
Представление команд.
Вы готовы отправиться в путь? Не бойтесь трудностей и пусть вам помогут ваши знания по математике и физике!
Проходя испытания, вы будете получать слова-подсказки, из которых в конце игры вы должны будете составить некоторое высказывание.
Испытание №1.
Ответив на поставленные вопросы и взяв из каждого слова-ответа указанную букву, вы составите слово-пароль. Запишите ответы, а указанные буквы выделите в кружок. С этим паролем обратитесь к ведущему и получите в ответ слово-подсказку.
Вопросы-задания:
1. Наука о природе. ( Из ответа возьмите третью букву) фиЗика
2. Как называется функция y=kx+m. ( Из ответа возьмите шестую букву)
линейНая
3.Единица измерения силы тока. (Из ответа возьмите первую букву). Ампер
4. Как называется множество первообразных функций (Из ответа возьмите вторую букву)
иНтеграл
5. Как называется точка, в которой производная равна 0 (Из ответа возьмите третью букву)
крИтическая
6. Как называется сила, с которой Земля притягивает к себе тела? (Из ответа возьмите вторую букву) тЯжести
В результате должно получиться слово ЗНАНИЯ.
Команды представляют пароль ведущему, если он верен, то получают по подсказке.
Испытание №2 Да-нет
Начинают игру по одному участнику от каждой команды. Задаются вопросы. После каждого вопроса участники должны с помощью карточки ответить «да» или «нет». За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, которые потом обмениваются на слово-подсказку. За 15 и более ответов команда получает слово-подсказку.
Вопросы:
1.Металл-это диэлектрик (нет)
2.При нагревании электролита его сопротивление увеличивается (нет)
3.При последовательном соединении сила на участках цепи одинакова (да)
4.Сила измеряется в амперах (нет)
5.Атом можно разделить (да)
6.У квадрата все стороны равны (да)
7.Сумма углов в треугольнике 90 (нет)
8. Ядро атома заряжено положительно (да)
9. Производная от равна (нет)
10. Десятичный логарифм единицы равен нулю (да)
11. Функция y= четная (да)
12. Интеграл от равен(нет, -)
13. Нормальное атмосферное давление 760 мм.рт.ст.(да)
14. График показательной функции пересекает ось абcцисс (нет)
15. Основные заряды в полупроводнике р-типа электроны (нет)
16. Синус угла может быть равен 1,5 (нет)
17. Равномерное движение-это движение с постоянным ускорением ( нет)
18. Производная от x равна 1 (да)
19. Психрометр – это прибор для измерения влажности воздуха (да)
20. Плавление – это переход из жидкого состояния в твердое (нет)
Испытание №3 Кроссворд Система СИ
1 | ||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||
7 |
- Единица измерения времени
- Единица измерения магнитной индукции
- Единица измерения работы
- Единица измерения количества вещества
- Единица измерения мощности
- Единица измерения индуктивности
- Единица измерения заряда.
За правильное решение кроссворда получают слово-подсказку, команда ответившая первой получает бонусный балл.
Испытание №4 Эстафета
Команды выстраиваются в колонну. Первый берет задание и идет, обходя препятствия и решая задачу, к доске. На доске записывает ответ. Следующий участник берет задание и также решает задачу, обходя препятствия. И т.д. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, слово подсказка за 4-5 баллов.
Задачи для эстафеты:
Для первой команды:
1)Определить силу тока на участке цепи, если напряжение на его участке 6 В, а сопротивление 3 Ом.
2) Определить начальную температуру тела, если температура увеличилась на 8оС, конечная температура тела 39оС,
3) Определить скорость тела , если путь 1800 м он проехал за 10 минут.
4) Найдите производную функции
5) Вычислите sin
Для второй команды:
1)Определить силу тока на участке цепи, если напряжение на его участке 4 В, а сопротивление 8 Ом.
2)Определить начальную температуру тела, если температура увеличилась на 6о С, конечная температура тела 35о С,
3)Определить скорость тела , если путь 12 км он проехал за 600 с.
4) Найдите производную функции
5) Вычислите cos
Испытание №5 Конкурс капитанов
Команда должна понимать своего капитана с полуслова. Капитаны получают листок с перечисленными понятиями. Они должны объяснить понятие, написанное на карточке своей команде, не называя самого слова. Команда должна назвать это слово. За каждое отгаданное слово 1 балл. Слово подсказка за 4 и 5 отгаданных слов.
Слова: 1 команда Биссектриса
Диффузия
Степень
Реостат
Ускорение
2 команда. Логарифм
Диагональ
Молекула
Диод
Сила
Испытание №6 Кто быстрее
Команды должны быстро ответить на вопросы. Ответ составляют из предложенных букв.
Подсказка за все правильные ответы плюс бонусные баллы за быстроту ответа.
- Направленное движение свободных зарядов (ток)
- Особый вид материи (поле)
- Единица измерения силы тока (Ампер)
- Единица измерения сопротивления (Ом)
- Центральная часть атома (ядро)
- Атом ,потерявший электрон (ион)
- Частица, меньше молекулы (атом)
- Направленный отрезок (вектор)
- Неоспоримая истина (аксиома)
- Отрезок в треугольнике, который делит сторону пополам (медиана)
Испытание №7 Дальше
Команды по очереди отвечают на вопросы в течение 1 минуты. Оценивается правильность ответов. Подсказку получают за 20 и более правильных ответов.
Вопросы для первой команды:
1. Чему равен пуд? (16 кг)
2. Переход вещества из жидкого состояния в газообразное? (парообразование)
3. Прибор для построения окружности? (циркуль)
4. При точке росы влажность воздуха равна… (100%)
5. Зависимость между величинами? (функция)
6. Процесс, идущий при постоянной температуре (изотермический)
7. Чему равен угол в квадрате? (90)
8. Линия, по которой движется тело (траектория)
9. Число, обращающее уравнение в верное равенство (корень)
10. Число колебаний за единицу времени (частота)
11. Первая координата точки (абсцисса)
12. Единица измерения силы (Ньютон)
13. Какую часть часа составляет 20 минут? (1/3)
14. Устройство, служащее для накопления зарядов (конденсатор)
15.Одно яйцо варится 4 минуты. Сколько минут нужно варить 5 яиц? (4 минуты)
16.Состояние вещества, сохраняющее объём, но не имеющего формы (жидкое)
17. Сумма длин всех его сторон (периметр)
18. Вещество не проводящее ток (диэлектрик)
19. В сотках измеряют (площадь)
20. При увеличении напряжения на участке цепи сила тока ( увеличивается )
21. Плоский четырехугольник с параллельными сторонами (параллелограмм)
22. Очень разреженный газ (вакуум)
23. Первая в мире женщина – профессор математики (Ковалевская)
24. В узлах металлической структуры находятся (положительные ионы)
25.Условные знаки для обозначения чисел (цифры)
26. Полупроводниковый диод служит для (выпрямления переменного тока)
27. Сколько это половина в квадрате (1/4)
28. Величина ,измеряемая в Веберах.(Магнитный поток)
29. Равенство двух отношений (пропорция)
30. Прибор для измерения мощности (ваттметр)
Вопросы для второй команды:
1. Единица измерения скорости на море (узел)
2. Переход вещества из газообразного в жидкое (конденсация)
3. 1/180 часть развернутого угла (градус)
4. При абсолютно сухом воздухе влажность воздуха равна (0%)
5. Прибор для измерения углов (транспортир)
6. Процесс, идущий при постоянном давлении (изобарический)
7. Сумма углов в треугольнике равна (180)
8. Длина траектории (путь)
9. График квадратичной функции (парабола)
10. Время одного колебания (период)
11. Вторая координата точки (ордината)
12. Единица измерения мощности (ватт)
13. Какую часть часа составляют 15 минут (1/4)
14. Способность проводника накапливать заряды (электроемкость)
15. Разделите 100 на половину(200)
16. Состояние вещества, не имеющего объема и формы (газообразное)
17. Прямые, имеющие одну общую точку (пересекающиеся)
18. Вещество, проводящее ток (проводник)
19. Операция нахождения производной (дифференцирование)
20. При увеличении сопротивления на участке цепи сила тока (уменьшается )
21. Параллелограмм с равными сторонами (ромб)
22. Движение частичек, вызванное ударами молекул (броуновское)
23. Кто ввел обозначение интеграла (Лейбниц)
24. Свободные заряды в металлах (электроны)
25. Прямые, через которые нельзя провести плоскость(скрещивающиеся)
26.Полупроводниковый триод служит для (усиления электрических сигналов)
27. Число 666 увеличить в 1,5 раза, не производя никаких арифметических действий (перевернуть 999)
28. Физическая величина, измеряемая в теслах. (Магнитная индукция)
29.Отношение синуса угла к косинусу этого же угла (тангенс)
30. Прибор для измерения работы тока (электрический счетчик)
Испытание №8 Вопросы –задания
Командам поочередно задают вопросы, ответ подсказка для другой команды ответ с той же буквы .Слово- подсказка за 5 или 6 правильных ответов.
1.Самая яркая звезда в Северном полушарии, наблюдаемая осенью и зимой. (Сириус)
2.Древнегречная богиня Луны (Селена)
2.Эта величина у Земли в 390 раз больше, чем у Луны (радиус)
1.Внутренние области Земной магнитосферы, в которых магнитное поле Земли удерживает заряженные частицы, прилетевшие из космос(радиационные пояса)
2.Полупроводник, часто используемый при изготовлении солнечных батарей (кремний)
1.Ученый, утверждавший, в центре мира находится солнце, а не земля. Земля вместе с другими планетами вращается вокруг солнца (Коперник)
1.Ближайшая планета к солнцу (Меркурий)
2. Наша Галактика (Млечный путь)
2.Звездные острова, скопления примерно 100 млрд звезд(Галактика)
1.Имя и фамилия ученого, составляли содержание первой в мире радиограммы, переданной А.С. Поповым (Генрих Герц)
1.Газ являющийся основным в составе атмосферы земли (азот)
2.Малые планеты (астероиды)
Испытание 9 Аукцион
Называется одна из букв: К, П, С, Р и т.д. Ребята называют математический или физический термин на эту букву, термины называют поочередно. Побеждает команда, назвавшая термин последней. За каждый выигранный термин бонусное очко.
Бонусы используются для получения оставшихся слов.
Подведение итогов.
Команды из полученных слов-подсказок составляют высказывания. Должны получиться:
- Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит.
(М.В. Ломоносов)
- Ничто не мешает человеку завтра стать умнее, чем он был вчера
(П. Капица)
Литература:
1. Горлова Л.А. Занимательные внеурочные мероприятия по физике. Москва. ВАКО, 2010г
2. Быховский Я. С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции "Информационные технологии в образовании. ИТО - 99". - http://ito.su/1999.
3. https://videouroki.net/razrabotki/vnieklassnoie-mieropriiatiie-matiematichieskii-kviest.html
4. http://www.uchportal.ru/load/189-1-0-54001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Химия в моей будущей профессии"
В данной методической разработке представлен сценарий мероприятия "Химия в моей будущей професии". Мероприятие проводится с целью активизации интереса студентов к химии посредством раскрытия ее роли в...
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Экологическая тропа"
В данной методической разработке предлагается сценарий внеклассного мероприятия "Экологическая тропа". Мероприятие проводится в форме заочного путешествия, в ходе которого команды выполняют различные ...
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Любви все возрасты покорны"
Вашему вниманию предлагается внеклассное мероприятие "Любви все возрасты покорны", можно использовать как для учащихся 9-11 классов, так и для учащихся училищ, техникумов, колледжей....
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Девушка и сигарета"
Данная методическая разработка внеклассного мероприятия "Девушка и сигарета" подходит для проведения мероприятия в среднем, старшем звене школы, а также для учащихся училищ....
Методическая разработка внеклассного мероприятия
Мероприятие расчитано на учащихся 1 курсов НПО и СПО....