Открытый урок на тему "Изомеры и изомерия"
план-конспект урока на тему
Изомерия-явление существования соединений изомеров,одинаковых по качественному и количественному составу ,но различных по своему строению. Именно об изомерах и пойдет речь на данном уроке. Термин "изомерия" ввел химию Берцелиус Й.. а затем Бутлеров А.М. дал подлинное объяснение этому термину.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.doc | 914.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие по химии на тему:
«Изомеры.Изомерия»
Тема урока: Изомерия. Изомеры.
Тип урока: Изучение нового материала.
Вид урока: Комбинированный с элементами практической деятельности.
Цель урока. Раскрытие важнейшего положения теории строения органической химии А. М. Бутлерова о взаимозависимости строения и свойств органических веществ на явлении изомерии.
Развивающие:
-развивать логическое мышление
-развивать рефлексивные навыки обучающихся
-развивать аналитические способности
Задачи:
- Дать общее представление о типах изомерии.
- Усовершенствовать навыки номенклатуры веществ
- Развивать пространственное воображение, моделируя молекулы органических веществ.
- Воспитывать чувство гордости за российских ученых.
Оборудование урока:
Компьютер, проектор, экран, карточки с заданиями.
Ход урока.
1.Организационный момент
2. Изучение нового материала
3.Закрепление нового материала
4.Обобщение
5.Подведение итогов
6.Домашнее задание
7.Литература
I Организационный момент.
Слайд№1 (тема урока)
Слайд№2 (задачи урока)
Чтобы достигнуть знания,
нужно исследовать сущность вещей;
поэтому, кто желает обрести истинное знание,
тот должен исследовать причины или законы
вещей, которым подчиняются все существа. (Конфуций)
Преподаватель:
-Ребята перед началом работы давайте зачитаем эпиграф сегодняшнего урока.
-Начнем мы наш урок с истории происхождения явления изомерии.
Студент:
-Явление изомерии (от греч. Слов isos – равный и meros – доля, часть) было открыто в 1823 г. Ю. Либихом и Ф. Велером на примере двух органических кислот: циановой и гремучей.
Слайд №3
В 1830 г. Ж. Дюма распространил представление об изомерии на органические вещества. Термин изомер появился годом позже, и предложил его «патриарх органической химии» Й. Берцелиус. Поскольку в области строения как органических, так и неорганических веществ в то время царил полный хаос, открытию не придали особого значения.
Преподаватель:
-Кто впервые дал научное объяснение явлению изомерии?
Студент:
-Александр Михайлович Бутлеров
Преподаватель:
-Давайте процитируем положение теории органической химии, где говорится об этом.
Студент:
-Свойство органических веществ определяются не только их качественным и количественным составом, но и порядком связи атомов в молекуле, т.е. химическим строением
Преподаватель:
-Великий русский ученый А.М. Бутлеров, впервые в 1861году дал объяснение явлению, о котором мы с вами сегодня будем говорить.
II Изучение нового материала
- Вступительное слово преподавателя:
Преподаватель:
Записывается на доске слово КОЛБА и предлагается составить из тех же букв другое слово. Учащиеся предлагают разные варианты, например, БОКАЛ.
Проблемый вопрос: Можно ли аналогично переставляя местами атомы, связанные между собой в молекулах, получить совершенно разные вещества-изомеры?
-Для начала давайте с вами запишем определение изомерии.
Вещества,имеющие одинаковый количественный и качественный элементный состав, но разное химическое строение называют изомерами. Явление существования изомеров в химии называют изомерией.
Сегодня мы с вами более подробно рассмотрим некоторые виды изомерии (Слайд №4 Схема)
Преподаватель:
-Объясняет схему.
- Слайд №5 (бутан, изобутан)
- Работа со слайдом
Преподаватель:
-Что общего у этих веществ?
Студент:
-Одинаковый качественный и количественный состав элементов.
Преподаватель:
-В чем их отличие?
Студент:
-Разное строение молекулы.
Преподаватель:
- Запишите структурные формулы этих веществ?
- Давайте дадим названия этим веществам.
Студент:
- Бутан, изобутан или 2-метил пропан.
Преподаватель:
-Какой это вид изомерии?
Студент:
-Изомерия углеродного скелета.
Преподаватель:
- Ребята, перед вами два вещества бутен-2 и бутен-1
Чем отличаются эти вещества?
Студент:
В этих веществах двойная связь расположена у разных атомов углерода.
Преподаватель:
-Какой это вид изомерии?
Студент:
-Изомерия положения двойной связи.
Слайд №7
Преподаватель:
-А теперь давайте подумаем, какой тип изомерии характерен для данных веществ.
Студент: Наверно это межклассовая изомерия.
Преподаватель: Совершенно верно, ведь диметиловый эфир и этиловый спирт относятся к разным классам веществ.
Преподаватель: Теперь давайте рассмотрим геометрическую изомерию.
- Слайд №8
Эта изомерия характерна прежде всего для соединений, имеющих двойную связь.
Если одинаковые заместители при атомах углерода, связанных двойной связью ,находятся по одну сторону от линии кратной связи, вещество является цис-изомером,если по разные стороны транс-изомером.
Преподаватель: У нас остался последний вид изомерии это оптическая изомерия.
- Слайд №9
Мысленно наложите эти молекулы друг на друга.
Это оптическая или зеркальная изомерия, которая существует, если атом углерода является ассиметрическим, т.е. связан с 4мя различными заместителями.
Слайд №10
Преподаватель: А какой общий вывод можно сделать .
А вывод прост:
Цис- и транс- изомеры имеют разные физические и химические свойства. Оптические изомеры имеют одинаковые и физические и химические свойства, но отличаются способностью вращения плоскополяризованного света. Эти вещества так же могут существенно отличаться по своей биологической активности, совместимости с другими природными соединениями, даже по вкусу и запаху.
III Обобщение Слайд №11
Преподаватель: а теперь давайте обобщим изученный материал.
У вас на столах лежат карточки с видами изомерии. Выберите вид изомерии относящийся к каждому из данных веществ.
Преподаватель: Ребята, давайте назовем изученные виды изомерии.
Студент:1-изомерия кратной связи
2-изомерия углеродного скелета
3-межклассовая изомерия
4-геометрическая изомерия
Слайд №12
Преподаватель:
-Ребята, перед вами находятся задания, в которых даны шесть различных органических веществ. Вам необходимо выбрать какие вещества являются изомерами.
Слайд №13 Подведение итогов.
Преподаватель: В конце урока давайте еще раз скажем так о чем же мы говорили на уроке?
Студент: о видах изомерии.
Преподаватель: О каких же видах изомерии вы сегодня узнали?
Студент: структурная и пространственная
Преподаватель: Какие виды пространственной изомерии вы знаете?
Студент: оптическая и геометрическая.
Слайд №14 Спасибо за урок!
На этом мы закончим наше занятие. Все молодцы. Спасибо, за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиада по Информатике, конспект открытого урока, презентация к открытому уроку
Международный конкурс по информатике «Логика и компьютер» Рекомендуемое время выполнения заданий − 120 минут. 1. (2 балла) Какие записи, могут являться формулами в таб...
Открытый урок "Глобальные экологические проблемы" (Материалы к открытому уроку)
Материалы к открытому занятию по дисциплине "Биология" на тему "Глобальные экологические проблемы"...
ОТЧЕТ о проведении открытого урока по дисциплине «Банковское дело» на тему: «ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА» МЕТОДИКА ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ Участники открытого урока: гр. 24«БД», гр. 31«БД»
ОТЧЕТо проведении открытого урокапо дисциплине «Банковское дело»на тему: «ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА» МЕТОДИКА ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДЕЛ...
4.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения четвертого открытого урока от МО муниципального уровня)
4.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения четвертого открытого ...
5.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения пятого открытого урока от МО муниципального уровня)
5.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения пятого открытог...
2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)
2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого уро...
Открытый урок по электротехнике. Технологическая карта открытого урока.
Открытый урок по электротехнике. Технологическая карта открытого урока....