рабочая программа производственного модуля ПМ 01
учебно-методический материал на тему
рабочая программа содержит тематику учебной дисциплины
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_pm_1_ispr._skan.doc | 571.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01 Подготовка рабочего места, лабораторных условий, средств измерений, испытательного оборудования, проб и растворов к проведению анализа в соответствии с требованиями нормативно-технической документации, требованиями охраны труда и экологической безопасности разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии 18.01.33 Лаборант по контролю качества сырья, реактивов, промежуточных продуктов, готовой продукции, отходов производства (по отраслям), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1571 от 09 декабря 2016 г.
Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»
Разработчики:
Пенкина Н.А. - преподаватель специальных дисциплин ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»
Кирчева А.А. - мастер п/о ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»
ОДОБРЕНО методическим советом ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»
Протокол № ___, «_____» ____________201__ г.
Председатель _____________/ _____________/
ОДОБРЕНО методическим советом ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»
Протокол № ___, «_____» ____________201__ г.
Председатель _____________/ _____________/
ОДОБРЕНО методическим советом ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»
Протокол № ___, «_____» ____________201__ г.
Председатель _____________/ _____________/
СОДЕРЖАНИЕ
| 4 7 21 23 |
- Общая характеристика программы профессионального модуля
ПМ.01 Подготовка рабочего места, лабораторных условий, средств измерений, испытательного оборудования, проб и растворов к проведению анализа в соответствии с требованиями нормативно-технической документации, требованиями охраны труда и экологической безопасности
1.1. Цель и планируемые результаты освоения профессионального модуля
В результате изучения профессионального модуля студент должен освоить вид деятельности Подготовка рабочего места, лабораторных условий, средств измерений, испытательного оборудования, проб и растворов к проведению анализа в соответствии с требованиями нормативно-технической документации, требованиями охраны труда и экологической безопасности и соответствующие ему профессиональные компетенции:
1.1.1. Перечень общих компетенций:
Код | Общие компетенции |
ОК 01 | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. |
ОК 02 | Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности |
ОК 03 | Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие |
ОК 04 | Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. |
ОК 07 | Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. |
ОК 10 | Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках |
1.1.2. Перечень профессиональных компетенций
Код | Профессиональные компетенции |
ПК 1.1 | Подготовка рабочего места, лабораторных условий, средств измерений и испытательного оборудования для проведения анализа |
ПК 1.2 | Подготавливать пробы (жидкие, твердые, газообразные) и растворы заданной концентрации к проведению анализа в соответствии с правилами работы с химическими веществами и материалами. |
ПК 1.3 | Контролировать необходимые параметры на соответствие требованиям. |
В результате освоения профессионального модуля студент должен:
Иметь практический опыт | Подготовка рабочего места, лабораторных условий, средств измерений и испытательного оборудования в соответствии с требованиями безопасности и охраны труда; безопасная организация труда в условиях производства; подготовка проб (жидкие, твердые, газообразные) и растворов заданной концентрации к проведению анализа в соответствии с правилами работы с химическими веществами и материалами; проведение основных приемов и операций в химической лаборатории. |
уметь | Организовывать рабочее место в соответствии с требованиями нормативных документов и правилами охраны труда; вести документацию в химической лаборатории; подготавливать оборудование (приборы, аппаратуру) и другие средства измерения к проведению экспериментов; осуществлять проверку и простую регулировку лабораторного оборудования, согласно разработанным инструкциям и другой документации; использовать оборудование и другие средства измерения строго в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей; соблюдать безопасность при работе с лабораторной посудой и приборами; соблюдать правила хранения, использования и утилизации химических реактивов; использовать средства индивидуальной защиты; использовать средства коллективной защиты; соблюдать правила пожарной безопасности; соблюдать правила электробезопасности; оказывать первую доврачебную помощь при несчастных случаях; соблюдать правила охраны труда при работе с агрессивными средами; проводить отбор проб и образцов для проведения анализа; работать с химическими веществами с соблюдением техники безопасности и экологической безопасности; готовить химические реактивы; проводить очистку химических реактивов различными способами; использовать химическую посуду общего и специального назначения; использовать мерную посуду и проводить ее калибровку; осуществлять мытье и сушку химической посуды различными способами; осуществлять работу на аналитических и технохимических весах; применять приемы разделения веществ и ионов; проводить весовые определения; проводить расчеты для приготовления растворов различных концентраций; осуществлять приготовление и стандартизацию растворов различной концентрации; определять плотность растворов кислот и щелочей; проводить отбор проб жидких, твердых и газообразных веществ; проводить пробоподготовку анализируемых объектов; проводить контроль точности испытаний. |
знать | Правила охраны труда при работе в химической лаборатории; требования, предъявляемые к химическим лабораториям; правила ведения записей в лабораторных журналах; правила обслуживания лабораторного оборудования, аппаратуры и контрольно-измерительных приборов; правила использования средств индивидуальной и коллективной защиты; правила хранения, использования, утилизации химических реактивов; правила оказания первой доврачебной помощи; правила охраны труда при работе с лабораторной посудой и оборудованием; правила охраны труда при работе с агрессивными средами и легковоспламеняющимися жидкостями; виды инструктажа; ПДК вредных веществ в воздухе рабочей зоны; классификацию химических реактивов; правила использования химических реактивов; посуда общего и специального назначения; правила мытья и сушки химической посуды; правила использования мерной посуды и е ее калибровки по ГОСТ 25794.1-83. «Реактивы. Методы приготовления титрованных растворов для кислотно-основного титрования»; основные приемы работы на аналитических и технических весах; приемы разделения веществ и ионов; способы выражения концентрации растворов; нормативные документы, используемые для приготовления растворов; правила приготовления и стандартизации растворов; нормативные документы, регламентирующих отбор проб; правила отбора проб жидких, газообразных и твердых веществ; этапы пробоподготовки; правила определения погрешности результата анализа. |
1.2 Количество часов, отводимое на освоение профессионального модуля:
Всего часов 558, в том числе:
всего во взаимодействии с преподавателем: МДК – 144,
учебная практика – 72 часа
производственная практика – 324 часа
самостоятельной работы обучающегося - 18 часов
2. Структура и содержание профессионального модуля
2.1. Структура профессионального модуля
Коды профессиональных общих компетенций | Наименования разделов профессионального модуля | Суммарный объем нагрузки, час. | Занятия во взаимодействии с преподавателем, час. | Самостоя-тельная работа | ||||||||
Обучение по МДК, в час. | Практики | |||||||||||
Всего во взаимодейст-вии с преподавате-лем, часов | Из них Лаборатор-ных и практичес-ких занятий | Курсо-вых работ (проектов) | учебная, часов | производственная часов (если предусмотрена рассредоточенная практика) | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||||
ПК 1.1, 1.2 ОК 02 – 04, 07-10 | Раздел 1. Правила охраны труда при работе в химической лаборатории, требования, предъявляемые к химическим лабораториям. | 26 | 20 | 8 | - | - | - | 6 | ||||
ПК 1.2,1.3 ОК 02 – 04, 07-10 | Раздел 2. Работа с химической посудой и химическими реактивами | 50 | 44 | 22 | - | 6 | ||||||
ПК 1.2,1.3 ОК 02 – 04, 07-10 | Раздел 3. Основные приемы и техника общих операций в лаборатории | 86 | 80 | 40 | - | 6 | ||||||
Учебная практика | 72 | 72 | ||||||||||
Производственная практика (по профилю специальности), часов | 324 | 324 | ||||||||||
Всего: | 558 | 144 | 70 | - | 72 | 324 | 18 |
2.2. Тематический план и содержание профессионального модуля ПМ.01 Подготовка рабочего места, лабораторных условий, средств измерений, испытательного оборудования, проб и растворов к проведению анализа в соответствии с требованиями нормативно-технической документации, требованиями охраны труда и экологической безопасности
Наименование разделов и тем профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уро-вень освое-ния | Осватва-емые компетен-ции |
1 | 2 | 3 | ||
МДК.01.01 Подготовка рабочего места, лабораторных условий, средств измерений, испытательного оборудования, проб и растворов для проведения химического анализа | ||||
Раздел 1. Правила охраны труда при работе в химической лаборатории, требования, предъявляемые к химическим лабораториям. | ||||
Тема 1.1. Техника безопасной работы | Правовые и нормативные основы безопасности труда. Виды инструктажа (вводный, первичный, повторный, внеплановый, целевой). Порядок работы с химическими веществами. Меры безопасности при работе с огнеопасными и легковоспламеняющимися веществами. Работа с веществами, вызывающими химические ожоги. Работа со сжатыми газами. Работа с ртутью. ПДК вредных веществ в воздухе рабочей зоны. Средства индивидуальной и коллективной защиты. | 2 | 2 | ПК 1.1, 1.2 ОК 02 – 04, 07-10 |
Правила электробезопасности в лаборатории. Индивидуальные средства защиты от поражения электрическим током. Требования электробезопасности при работе с электроустановками. Электромагнитные поля и излучения. Статическое электричество. Защита от статического электричества. | 2 | 2 | ПК 1.1, 1.2 ОК 02 – 04, 07-10 | |
Первая помощь пострадавшим на производстве. Оказание первой помощи при отравлении. Ожоги химические и термические, причины их возникновения, первая помощь пострадавшим. Первая помощь при порезах. Первая помощь при поражении электротоком. Пожаробезопасность. Средства пожаротушения. | 2 | 2 | ПК 1.1, 1.2 ОК 02 – 04, 07-10 | |
Практические занятия | 4 | |||
Практическое занятие № 1 «Первая помощь пострадавшим от химических и термических ожогов. Первая помощь при капиллярном и венозном ранении» | 2 | 2 | ПК 1.1, 1.2 ОК 02 – 04, 07-10 | |
Практическое занятие № 2 «Первая помощь при поражении электрическим током» | 2 | 2 | ПК 1.1, 1.2 ОК 02 – 04, 07-10 | |
Тема 1.2. Подготовка рабочего места, лабораторных условий | Содержание учебного материала | |||
Требования, предъявляемые к химическим лабораториям. Оснащение лабораторий (рациональное планирование помещения, выбор и размещение оборудования). Особенности оборудования помещений, в которых хранят огнеопасные материалы и кислоты. Лабораторная мебель. Лабораторная посуда. | 2 | 2 | ПК 1.1, 1.2 ОК 02 – 04, 07-10 | |
Лабораторная аппаратура, приборы. Организация рабочего места. Работа со стеклянной посудой. Вспомогательные приспособления, инструменты и материалы. Правила безопасной эксплуатации и хранения баллонов с сжатыми или сжиженными газами в химической лаборатории. Обращение с химическим оборудованием. Стандарты серии OHSAS «Системы менеджмента профессиональной безопасности и здоровья. Требования», «Системы менеджмента в области охраны труда и техники безопасности. Руководящие указания по применению». | 2 | 2 | ПК 1.1, 1.2 ОК 02 – 04, 07-10 | |
Правила ведения лабораторного журнала. Правила управлением записями. Правила составления заявок на лабораторное оборудование, материалы и реактивы. | 2 | 2 | ПК 1.1, 1.2 ОК 02 – 04, 07-10 | |
Практические занятия | 4 | |||
Практическое занятие № 3 «Создание лабораторного журнала учета климатических параметров» | 2 | 2 | ПК 1.1, 1.2 ОК 02 – 04, 07-10 | |
Практическое занятие № 4 «Анализ ГОСТ 17025-09 Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий» | 2 | 2 | ПК 1.1, 1.2 ОК 02 – 04, 07-10 | |
Самостоятельная работа при изучении раздела 1 Подготовка рефератов по темам: 1. Мероприятия первой помощи при порезах, ожогах и других травмах 2. Зависимость загазованности воздуха рабочей зоны и скорости испарения жидкостей с открытой поверхности. 3. Требования маркировки и назначения фильтрующих коробок в промышленных противогазах. Подготовка к контрольным работам, оформление практических работ | 6 | |||
Раздел 2. Химические реактивы, посуда и правила работы с ними | 44 | |||
Тема 2.1. Химические реактивы | Содержание учебного материала | |||
| 2 | 2 | ПК 1.2,1.3 ОК 02 – 04, 07-10 | |
Правила безопасного хранения, учета, использования и утилизации химических реактивов, применяемых в лаборатории. Порядок хранения химических реактивов в лаборатории. Особенности работы с огнеопасными реактивами. | 2 | 2 | ПК 1.2,1.3 ОК 02 – 04, 07-10 | |
Общие требования очистки реактивов. Способы очистки реактивов в зависимости от свойств очищаемого вещества. | 2 | 2 | ПК 1.2,1.3 ОК 02 – 04, 07-10 | |
Основные и специальные методы очистки. Экстракция, перекристаллизация, возгонка, перегонка, фильтрование. Техника фильтрования. Диализ, осаждение, комплексообразование, хроматография. Очистка кислот и аммиака. Очистка органических растворителей. | 2 | 2 | ПК 1.2,1.3 ОК 02 – 04, 07-10 | |
Лабораторные работы | 6 | |||
Лабораторная работа № 1 «Приготовление дистиллированной воды». | 2 | 2 | ПК 1.2,1.3 ОК 02 – 04, 07-10 | |
Лабораторная работа № 2 «Приготовление и стандартизация раствора гидроксида натрия». | 2 | 2 | ПК 1.2,1.3 ОК 02 – 04, 07-10 | |
Лабораторная работа № 3 «Возгонка йода». | 2 | 2 | ПК 1.2,1.3 ОК 02 – 04, 07-10 | |
Тема 2.2. Химическая посуда и лабораторное оборудование | Содержание учебного материала | |||
Посуда общего назначения. Пробирки, химические воронки (капельные и делительные), стаканы, плоскодонные колбы, промывалки, кристаллизаторы, конические колбы (Эрленмейера), колбы для отсасывания (Бунзена), холодильники (прямые и обратные), водоструйные вакуумные насосы, реторты, сифоны, колбы для дистиллированной воды, тройники, краны. | 2 | 2 | ПК 1.2,1.3 ОК 02 – 04, 07-10 | |
Посуда специального назначения. Эксикаторы, колбы для перегонки (Вюрца, Клайзена, Арбузова), хлоркальцевые трубки, аппарат Киппа, аппарат Сокслета, прибор Кьельдаля, дефлегматоры, склянки Вульфа, склянки Тищенко, пикнометры, ареометры, склянки Дрекселя, кали-аппараты, прибор для определения двуокиси углерода, круглодонные колбы, специальные холодильники, прибор для определения молекулярного веса, приборы для определения температуры плавления и кипения и др. | 2 | 2 | ПК 1.2,1.3 ОК 02 – 04, 07-10 | |
Кварцевая посуда, возможности её использования. Посуда из простого стекла, специального стекла, из кварца. Лабораторная стеклянная посуда с нормальными шлифами. Виды кварцевой посуды в зависимости от исходных материалов и степени их чистоты. Фарфоровая посуда. Посуда из высокоогнеупорных материалов (кварц, графит, алунд, шамот). Химическая посуда из новых материалов (полиэтилен, метилметакриловых смолы, фторопласты). Металлическое оборудование. Лабораторный инструментарий. Уход за металлическими лабораторными предметами. Нагревательные приборы. | 2 | 2 | ПК 1.2,1.3 ОК 02 – 04, 07-10 | |
Мерная лабораторная посуда. Мерные колбы, бюретки, мерные пипетки, мерные цилиндры, мензурки. Мерные пипетки на фиксированный объем (пипетки Мора) и градуированные | 2 | 2 | ПК 1.2,1.3 ОК 02 – 04, 07-10 | |
Калибровка мерной посуды. Способы калибровки пипетки, бюретки, мерной колбы. Проверка калиброванной посуды. | 2 | 2 | ПК 1.2,1.3 ОК 02 – 04, 07-10 | |
Мытье химической посуды. Методы очистки химической посуды (механические, физические, химические, физико-химические, комбинированные). Правила мытья химической посуды веществами, обладающими поверхностно-активными свойствами. Способы очистки химической посуды органическими растворителями, хромовой смесью, раствором перманганата калия, концентрированной серной кислотой и концентрированной щелочью. Правила мытья посуды ершом. | 2 | 2 | ПК 1.2,1.3 ОК 02 – 04, 07-10 | |
Сушка химической посуды. Методы холодной и горячей сушки. Сушка спиртом и эфиром. Сушка в эксикаторе. Высушивание в сушильном шкафу. | 2 | 2 | ПК 1.2,1.3 ОК 02 – 04, 07-10 | |
Практические занятия и лабораторные работы | 16 | |||
Практическое занятие № 5 «Устройство химической посуды и оборудования». | 2 | 2 | ПК 1.2,1.3 ОК 02 – 04, 07-10 | |
Практическое занятие № 6 «Назначение химической посуды и оборудования». | 2 | 2 | ПК 1.2,1.3 ОК 02 – 04, 07-10 | |
Лабораторная работа № 4 «Приготовление хромовой смеси». | 2 | 2 | ПК 1.2,1.3 ОК 02 – 04, 07-10 | |
Лабораторная работа № 5 «Измерение объема жидкости мерными цилиндрами и пипетками. Работа с бюреткой». | 2 | 2 | ПК 1.2,1.3 ОК 02 – 04, 07-10 | |
Лабораторная работа № 6 «Калибровка мерной колбы». | 2 | 2 | ПК 1.2,1.3 ОК 02 – 04, 07-10 | |
Лабораторная работа № 7 «Калибровка пипетки». | 2 | 2 | ПК 1.2,1.3 ОК 02 – 04, 07-10 | |
Лабораторная работа № 8 «Калибровка бюретки». | 2 | 2 | ПК 1.2,1.3 ОК 02 – 04, 07-10 | |
Лабораторная работа № 9 «Расчет вместимости пипеток и бюреток». | 2 | 2 | ПК 1.2,1.3 ОК 02 – 04, 07-10 | |
Самостоятельная работа при изучении раздела 2 Подготовка рефератов по темам: 1. Виды пробок и обращение с ними. 2. Использование металлического оборудования в лабораторной практике. 3. Возможности использования химической посуды из новых материалов. 4. Преимущества применения кварцевой посуды и описать на конкретном примере. 5. Специальными методы очистки веществ. 6. Особенности работы с веществами высокой степени чистоты. | 6 | |||
Раздел 3. Основные приемы и техника общих операций в лаборатории | 80 | |||
Тема 3.1 Весы и взвешивание | Содержание учебного материала | |||
| 2 | 2 | ПК 1.2,1.3 ОК 02 – 04, 07-10 | |
| 2 | 2 | ПК 1.2,1.3 ОК 02 – 04, 07-10 | |
| 2 | 2 | ПК 1.2,1.3 ОК 02 – 04, 07-10 | |
Лабораторные работы | 8 | |||
Лабораторная работа № 10 «Расчет навески для приготовления раствора процентной концентрации». | 2 | 2 | ПК 1.2,1.3 ОК 02 – 04, 07-10 | |
Лабораторная работа № 11 «Взятие навески на технохимических весах». | 2 | 2 | ПК 1.2,1.3 ОК 02 – 04, 07-10 | |
Лабораторная работа № 12 «Расчет навески для приготовления раствора точной концентрации». | 2 | 2 | ПК 1.2,1.3 ОК 02 – 04, 07-10 | |
Лабораторная работа № 13«Взятие навески на аналитических весах». | 2 | 2 | ПК 1.2,1.3 ОК 02 – 04, 07-10 | |
Тема 3.2 Основные приемы разделения ионов и экстрагирование | Содержание учебного материала | |||
Растворимость химических соединений. Влияние химических и физических факторов на растворимость. Влияние pH среды и наличия конкурирующих равновесий на растворимость осадка; коэффициент активности. Произведение растворимости, условие образования осадка. | 2 | 2 | ПК 1.2,1.3 ОК 02 – 04, 07-10 | |
Осаждение. Механизм процесса осаждения. Осаждаемая и гравиметрическая (весовая) форма осадка; требования к ним. Осадитель; выбор и количество осадителя. Органические и неорганические осадители, особенности их применения. Оптимальные условия осаждения кристаллических и аморфных осадков. Старение осадков. | 2 | 2 | ПК 1.2,1.3 ОК 02 – 04, 07-10 | |
Фильтрование и промывание осадков. Общая характеристика и теоретические основы процесса фильтрования. Шламовый и закупорочный типы фильтрования. Факторы, влияющие на скорость фильтрования (гидродинамические, физико-химические). | 2 | 2 | ПК 1.2,1.3 ОК 02 – 04, 07-10 | |
Методы фильтрования: грубое, тонкое, стерильное. Аппараты для фильтрования. Типы фильтровальных перегородок (насыпные, набивные, керамические, тканевые, плетеные) и требования, предъявляемые к ним. Фильтрование при атмосферном давлении, при избыточном давлении и в вакууме. Техника работы с бумажными фильтрами. Перенесение осадка на фильтр. Промывание осадка с применением декантации и на центрифуге. | 2 | 2 | ПК 1.2,1.3 ОК 02 – 04, 07-10 | |
Высушивание и прокаливание осадков. Техника высушивания осадка. Высушивание с помощью физических методов (испарение, вымораживание, экстракция, азеотропная перегонка, дистилляция, сублимация и др.) и осушающих реагентов. Группы осушающих реагентов (вещества, образующие с водой гидраты, вступающие в химическое взаимодействие, адсорбирующие воду). Выбор способа осушения. Критерий полноты осушения. Подготовка к использованию фарфоровых тиглей. Техники прокаливания осадков: прокаливание без отделения фильтра и с отделением фильтра; принципы выбора техники. Сухая и влажная минерализация (озоление), принципы использования. Правила работы с сушильным шкафом и муфельной печью. | 2 | 2 | ПК 1.2,1.3 ОК 02 – 04, 07-10 | |
Экстракция. Основные законы и термины метода экстракции. Экстрагент, экстракционный компонент, разбавитель, экстракт, реэкстракция, реэкстрагент реэкстракт, высаливание. Условия экстракции вещества (нейтрализация заряда, размер молекул извлекаемого вещества, гидрофобность и устойчивость образующегося комплекса). Количественные характеристики экстракционных равновесий: константа распределения (KD), коэффициент распределения (D), фактор (степень) извлечения вещества ®. Классификация экстракционных процессов: по природе и свойствам эстрагентов (катионообменные, анионообменные, координационные); по типу соединения, переходящего в органическую фазу (неионизованные и ионные ассоциаты); по способу осуществления экстракции (периодичная, непрерывная, противоточная). Скорость экстракции, зависимость скорости от концентрации реагента, константы диссоциации и распределения реагента, pH среды и наличия масктрующих веществ. Свойства эстрагента и его выбор Растворители, применяемые в процессе экстракции. Основные органические реагенты Работа с делительной воронкой. Применение экстракции при анализе лекарственных средств. | 2 | 2 | ПК 1.2,1.3 ОК 02 – 04, 07-10 | |
Лабораторные работы | 6 | |||
Лабораторная работа № 14 «Изготовление бумажных фильтров». | 2 | 2 | ПК 1.2,1.3 ОК 02 – 04, 07-10 | |
Лабораторная работа № 15 «Осаждение сульфат-ионов». | 2 | 2 | ПК 1.2,1.3 ОК 02 – 04, 07-10 | |
Лабораторная работа № 16 «Определение содержания сульфат-иона». | 2 | 2 | ПК 1.2,1.3 ОК 02 – 04, 07-10 | |
Тема 3.3. Растворы | Содержание учебного материала | |||
Способы выражения концентрации растворов. Молярная и моляльная концентрация, молярная концентрация эквивалента, массовая доля, титр. Титрованные растворы. | 2 | 2 | ПК 1.2,1.3 ОК 02 – 04, 07-10 | |
Определение плотности раствора пикнометрическим и ареометрическим методами. | 2 | 2 | ПК 1.2,1.3 ОК 02 – 04, 07-10 | |
Расчёт навески твердого вещества для приготовления раствора с точной концентрацией Приготовление раствора по точной навеске вещества. Приготовление титрованных растворов из фиксаналов. | 2 | 2 | ПК 1.2,1.3 ОК 02 – 04, 07-10 | |
Практические занятия | 8 | |||
Практическое занятие № 7 «Решение расчетных задач по теме «Способы выражения концентрации раствора» | 2 | 2 | ПК 1.2,1.3 ОК 02 – 04, 07-10 | |
Практическое занятие № 8 «Расчет объема кислот для приготовления растворов из них». | 2 | 2 | ПК 1.2,1.3 ОК 02 – 04, 07-10 | |
Лабораторная работа № 17 «Расчет навески точной концентрации с использованием стандарт-титра». | 2 | 2 | ПК 1.2,1.3 ОК 02 – 04, 07-10 | |
Лабораторная работа № 18 «Приготовление раствора точной концентрации с использованием стандарт-титров». | 2 | 2 | ПК 1.2,1.3 ОК 02 – 04, 07-10 | |
Тема 3.4 Отбор проб | Содержание учебного материала | |||
Виды проб. Генеральная, лабораторная, анализируемая пробы. Представительность пробы. Взаимосвязь пробы с объектом и методом анализа. Факторы, обусловливающие размер и способ отбора представительной пробы. Приемы, порядок и подготовка пробы к анализу. Применение приборов (электроаспиратора, УГ-2), шприцов, газовых пипеток Нормативные документы, регламентирующие отбор проб. | 2 | 2 | ПК 1.2,1.3 ОК 02 – 04, 07-10 | |
Отбор твердых проб. Факторы, обуславливающие оптимальную массу твердой пробы (неоднородность и размер частиц анализируемого объекта, требования к точности анализа). Способы отбора твердых веществ, находящихся в виде целого и сыпучего продукта. Процессы гомогенизации (измельчение, просеивание) и усреднения (перемешивание, сокращение). | 2 | 2 | ПК 1.2,1.3 ОК 02 – 04, 07-10 | |
Отбор пробы газов. Измерение объема пробы газов. Отбор газов, основанный на вытеснение газом жидкости. Метод продольных струй и метод поперечных сечений. | 2 | 2 | ПК 1.2,1.3 ОК 02 – 04, 07-10 | |
Отбор пробы жидкостей. Отбор гомогенных и негомогенных жидкостей. Анализ большого объема жидкостей. Отбор проб биологических жидкостей. | 2 | 2 | ПК 1.2,1.3 ОК 02 – 04, 07-10 | |
Практические и лабораторные занятия | 6 | |||
Практическое занятие № 9 «Работа с ГОСТ 10742-71 Угли бурые, каменные, антрацит, горючие сланцы и угольные брикеты. Методы отбора и подготовки проб для лабораторных испытаний» | 2 | 2 | ПК 1.2,1.3 ОК 02 – 04, 07-10 | |
Практическое занятие № 10 «Взятие лабораторной пробы сыпучего материала». | 2 | 2 | ПК 1.2,1.3 ОК 02 – 04, 07-10 | |
Лабораторная работа № 19 «Отбор пробы воздуха электроаспиратором». | 2 | 2 | ПК 1.2,1.3 ОК 02 – 04, 07-10 | |
Тема 3.5 Растворение пробы и приготовление раствора для анализа | Содержание учебного материала | |||
Растворение. Растворение неорганических солей. Растворение органических веществ. | 2 | 2 | ПК 1.2,1.3 ОК 02 – 04, 07-10 | |
Сплавление. Щелочные и кислые плавни. Посуда, применяемая для сплавления. Минерализация. Сухое и мокрое озоление. Реактивы и оборудование, применяемое в процессе минерализации. | 2 | 2 | ПК 1.2,1.3 ОК 02 – 04, 07-10 | |
Тематика практических занятий | 6 | |||
Лабораторная работа № 20 «Расчет и взятие навески тетрабората натрия». | 2 | 2 | ПК 1.2,1.3 ОК 02 – 04, 07-10 | |
Лабораторная работа № 21«Приготовление раствора тетрабората натрия». | 2 | 2 | ПК 1.2,1.3 ОК 02 – 04, 07-10 | |
Лабораторная работа № 22 « Минерализация пищевых продуктов». | 2 | 2 | ПК 1.2,1.3 ОК 02 – 04, 07-10 | |
Тема 3.6 Погрешность анализа и представление результатов | Содержание учебного материала | |||
Основные метрологические характеристики метода анализа: погрешности (систематическая, случайная, абсолютная, относительная), правильность, прецизионность (сходимость, воспроизводимость) Значащие цифры. Закон распространения погрешностей при вычислениях. Представление результатов анализа. | 2 | 2 | ПК 1.2,1.3 ОК 02 – 04, 07-10 | |
Статистическая обработка результатов измерений. Построение гистограмм. Закон нормального распределения случайных ошибок. Среднее и дисперсия генеральной совокупности. Среднее и стандартное отклонение ограниченной выборки. Критерий Стьюдента. Доверительная вероятность и доверительный интервал. Необходимое число параллельных определений. Методы оценки правильности. Промахи. Исключение данных. Сравнение средних и дисперсий двух независимых экспериментов. | 2 | 2 | ПК 1.2,1.3 ОК 02 – 04, 07-10 | |
Практические занятия | 6 | |||
Практическое занятие № 11 «Математическая обработка результатов анализа». | 2 | 2 | ПК 1.2,1.3 ОК 02 – 04, 07-10 | |
Практическое занятие № 12 «Построение градуировочного графика». Подготавливать пробы (жидкие, твердые, газообразные) и растворы заданной | 2 | 2 | ПК 1.2,1.3 ОК 02 – 04, 07-10 | |
Практическое занятие № 13 «Определение концентрации веществ на основе градуировочного графика». | 2 | 2 | ПК 1.2,1.3 ОК 02 – 04, 07-10 | |
Самостоятельная работа при изучении раздела 3 Подготовка рефератов по темам: 1. Определение кристаллизационной воды в кристаллогидрате меди. 2. Планирование и ход работы при приготовлении растворов приблизительной концентрации. 3. Изложение технических приемов и расчета при приготовлении растворов на основе фиксаналов. 4. Выполнение необходимых расчетов при смешивании жидкостей разной концентрации. 5. Решение практических заданий по приготовлению растворов различной концентрации. | 6 | |||
Всего по МДК 01.01 | 144 | |||
Учебная практика Виды работ: Мытье и сушка химической посуды. Взятие навески на аналитических и технохимических весах. Калибровка весов. Определение плотности растворов. Приготовление растворов различной концентрации. Процентная концентрация. Приготовление растворов различной концентрации. «Правило креста». Приготовление растворов различной концентрации. Молярная концентрация. Приготовление растворов различной концентрации. Нормальная концентрация. Установка титров растворов. Проведение очистки химических реактивов: возгонка, перекристаллизация, перегонка. Отбор проб. | 72 | ПК 1.1, 1.2,1.3 ОК 01 – 04, 07-10 | ||
Производственная практика Знакомство с предприятием, режимом его работы Инструктаж по охране труда. Беседа с ведущими специалистами предприятия Знакомство с организацией контроля производства в цеховой, центральной заводской лаборатории и лабораториях ОТК Ознакомление с рабочим местом, инструктаж по технике безопасности на рабочем месте Мытье и сушка химической посуды различными способами Дистилляция. Дистиллированная и бидистиллированная вода Калибровка мерной посуды Правило работы и техника взвешивания на технохимических весах Правило работы и техника взвешивания на аналитических весах Взвешивание произвольной и заданной навески вещества на электронных весах Отбор проб питьевой воды из распределительных сетей Отбор проб воды из нецентрализованного водоснабжения Подготовка проб воды к хранению. Фильтрование (центрифугирование), консервация, охлаждение (замораживание) Оформление результатов отбора проб. Транспортирование и приемка проб воды в лаборатории Отбор проб зернистых материалов Отбор проб крупнокусковых материалов Маркировка, упаковка и отправка проб сыпучих материалов в лабораторию Подготовка пробы сыпучих материалов к анализу Техника приготовления растворов приблизительной концентрации Взвешивание на технических и аналитических весах рассчитанного количества вещества для приготовления раствора Приготовление растворов процентной концентрации Приготовление растворов по точной навеске Приготовление растворов с точной концентрацией из веществ в жидком состоянии Техника приготовления растворов молярной концентрации Техника приготовления растворов нормальной концентрации Расчет и приготовление растворов по «правилу креста» Установление концентрации приготовленного раствора процентной концентрации Установление концентрации приготовленного раствора молярной концентрации Установление концентрации приготовленного раствора нормальной концентрации Техника приготовления растворов на основе кристаллогидрата Определение плотности водных растворов органических и неорганических веществ Определение относительной плотности легкоподвижных жидкостей пикнометром Приборы промышленного контроля Колориметрические методы измере6ния Спектрофотометрические методы измерения Фототурбидиметрические методы измерения Рефрактометрический способ идентификации органических веществ Установление концентрации раствора по показателю преломления Потенциометрический метод измерения Определение рН различных сред с помощью иономера Статистическая обработка результатов экспериментальных данных Основные положения техники безопасности при работе со стеклянной химической посудой, реактивами и электроприборами | 324 | ПК 1.1, 1.2,1.3 ОК 01 – 04, 07-10 | ||
Всего по ПМ 01 | 558 | |||
Из вариативной части взято 56 час |
3. Условия реализации программы профессионального модуля
3.1. Для реализации программы профессионального модуля предусмотрены следующие специальные помещения:
Лаборатории физико-химических методов анализа и технических средств измерения; аналитической химии; технического анализа, контроля производства и экологического контроля
Кабинет химических дисциплин. Посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; дидактический материал; раздаточный материал, схемы, плакаты, Интерактивная доска.
Оснащение лабораторий:
Общей и неорганической химии. Вытяжной шкаф; лабораторные столы; химическая посуда ГОСТ 25336 «Посуда и оборудование лабораторные стеклянные. Типы, основные параметры и размеры»; микроскопы; мешалки магнитные; дистиллятор; весы аналитические; весы электронные техно-химические; электрические плитки; колбонагреватели; сушильный шкаф; термостат; муфельная печь; бани песочные; бани водяные; ареометры; термометры.
Аналитической химии. Вытяжной шкаф; лабораторные столы; химическая посуда ГОСТ 25336 «Посуда и оборудование лабораторные стеклянные. Типы, основные параметры и размеры»; весы аналитические; весы технические; штативы металлические; электроплитки; муфельная печь; сушильный шкаф; центрифуга лабораторная.
Физико-химических методов анализа и технических средств измерения. Вытяжной шкаф; лабораторные столы; химическая посуда ГОСТ 25336 «Посуда и оборудование лабораторные стеклянные. Типы, основные параметры и размеры»; технохимические весы; аналитические весы; набор ареометров; пикнометры; вольтамперометрический анализатор; фотоколориметр; рефрактометр; спектрофотометр; вискозиметр; сахариметр- поляриметр; муфельная печь; сушильный шкаф; центрифуга; иономер; электроплитка; потенциометрический титратор; дистиллятор; штатив для титрования; электроды; водяная баня; песочная баня; магнитные мешалки; колбонагреватели; набор для тонкослойной хроматографии; подъемные столики.
3.2. Требования к оснащению баз практик
Реализация образовательной программы предполагает обязательную учебную и производственную практику.
Учебная практика реализуется в мастерских ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум» и обеспечена оборудованием, инструментами, расходными материалами, необходимых для выполнения всех видов работ, определенных содержанием ФГОС СПО, в том числе оборудования и инструментов (или их аналогов), используемых при проведении чемпионатов WorldSkills и указанных в инфраструктурных листах конкурсной документации WorldSkills по компетенции: Лабораторный химический анализ.
3.3. Требования к кадровым условиям
Реализация образовательной программы обеспечена педагогическими работниками образовательной организации.
Квалификация педагогических работников ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум» отвечает квалификационным требованиям, указанным в профессиональном стандарте «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. № 608н.
Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы, получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности рыбоводство и рыболовство; строительство и жилищно-коммунальное хозяйство; автомобилестроение не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций.
Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных модулей, имеющих опыт деятельности не менее 3 лет в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности: строительство и жилищно-коммунальное хозяйство; автомобилестроение в общем числе педагогических работников, реализующих образовательную программу, составляет _100_ %.
3.4. Информационное обеспечение обучения
Нормативно-правовая документация:
- ГОСТ 31954-2012. Вода питьевая. Методы определения жесткости. Методы анализа. - Введ. 2013-09-05. – М.: Стандартинформ, 2013. – 12 с. Режим доступа http://docs.cntd.ru/document/1200097815.
- ГОСТ 14870-77. Продукты химические. Методы определения воды. Методы анализа. - Введ. 2005-06-01. – М.: Стандартинформ, 2005. – 14 с. Режим доступа http://docs.cntd.ru/document/1200017561.
- ГОСТ 25794.1-83. Реактивы. Методы приготовления титрованных растворов для кислотно-основного титрования. - Введ. 1985-06-30. – М.: Стандартинформ, 1983. – 40 с. Режим доступа http://docs.cntd.ru/document/1200017569.
- ГОСТ Р 51000.4-2011. Общие требования к аккредитации испытательных лабораторий. - Введ. 2013-01-01. – М.: Стандартинформ, 1983. – 15 с. Режим доступа http://docs.cntd.ru/document/1200094437.
Основные источники:
- Никитина, Н. Г. Аналитическая химия : учебник и практикум для СПО / Н. Г. Никитина, А. Г. Борисов, Т. И. Хаханина ; под ред. Н. Г. Никитиной. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017.
- Гайдукова, Б.М. Техника и технология лабораторных работ / Б.М. Гайдукова, С.В. Харитонов. – Спб.: Лань, 2016. – 128 с.
Дополнительные источники:
- Беляков, Г. И. Охрана труда и техника безопасности: учебник для СПО / Г. И. Беляков. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017.
- Кудряшева, Н. С. Физическая и коллоидная химия: учебник и практикум для СПО / Н. С. Кудряшева, Л. Г. Бондарева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017.
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ПО РАЗДЕЛАМ)
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
Знания: Правила охраны труда при работе в химической лаборатории; требования, предъявляемые к химическим лабораториям; правила ведения записей в лабораторных журналах; правила обслуживания лабораторного оборудования, аппаратуры и контрольно-измерительных приборов; правила использования средств индивидуальной и коллективной защиты; правила хранения, использования, утилизации химических реактивов; правила оказания первой доврачебной помощи; правила охраны труда при работе с лабораторной посудой и оборудованием; правила охраны труда при работе с агрессивными средами и легковоспламеняющимися жидкостями; виды инструктажа; ПДК вредных веществ в воздухе рабочей зоны; классификацию химических реактивов; правила использования химических реактивов; посуда общего и специального назначения; правила мытья и сушки химической посуды; правила использования мерной посуды и е ее калибровки по ГОСТ 25794.1-83. «Реактивы. Методы приготовления титрованных растворов для кислотно-основного титрования»; основные приемы работы на аналитических и технических весах; приемы разделения веществ и ионов; способы выражения концентрации растворов; нормативные документы, используемые для приготовления растворов; правила приготовления и стандартизации растворов; нормативные документы, регламентирующих отбор проб; правила отбора проб жидких, газообразных и твердых веществ; этапы пробоподготовки; правила определения погрешности результата анализа. | Демонстрирует знания свойств органических и неорганических веществ; демонстрирует знания правил обращения с реактивами и веществами; демонстрирует знания назначения химической посуды, средств измерений, испытательного оборудования; демонстрирует знания правил обращения со средствами измерений и испытательным оборудованием; демонстрирует знания правил проведения техники лабораторных работ; демонстрирует знания нормативно-технической документации и требований к рабочему месту, лабораторным условиям, средствам измерений, испытательному оборудованию, пробам, растворам; демонстрирует знания правил ведения рабочей документации; демонстрирует знания нормативных документов в своей профессиональной деятельности; демонстрирует готовность к соблюдению действующего законодательства и требований нормативных документов; демонстрирует умения в правильной последовательности осуществлять манипуляции по оказанию первой помощи. | Тестирование Устный и письменный опросы Практические занятия |
Умения: Организовывать рабочее место в соответствии с требованиями нормативных документов и правилами охраны труда; вести документацию в химической лаборатории; подготавливать оборудование (приборы, аппаратуру) и другие средства измерения к проведению экспериментов; осуществлять проверку и простую регулировку лабораторного оборудования, согласно разработанным инструкциям и другой документации; использовать оборудование и другие средства измерения строго в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей; соблюдать безопасность при работе с лабораторной посудой и приборами; соблюдать правила хранения, использования и утилизации химических реактивов; использовать средства индивидуальной защиты; использовать средства коллективной защиты; соблюдать правила пожарной безопасности; соблюдать правила электробезопасности; оказывать первую доврачебную помощь при несчастных случаях; соблюдать правила охраны труда при работе с агрессивными средами; проводить отбор проб и образцов для проведения анализа; работать с химическими веществами с соблюдением техники безопасности и экологической безопасности; готовить химические реактивы; проводить очистку химических реактивов различными способами; использовать химическую посуду общего и специального назначения; использовать мерную посуду и проводить ее калибровку; осуществлять мытье и сушку химической посуды различными способами; осуществлять работу на аналитических и технохимических весах; применять приемы разделения веществ и ионов; проводить весовые определения; проводить расчеты для приготовления растворов различных концентраций; осуществлять приготовление и стандартизацию растворов различной концентрации; определять плотность растворов кислот и щелочей; проводить отбор проб жидких, твердых и газообразных веществ; проводить пробоподготовку анализируемых объектов; проводить контроль точности испытаний. | Демонстрирует умения техники подготовки рабочего места, лабораторных условий, средств измерений и испытательного оборудования к проведению анализа состава и свойств веществ и материалов; демонстрирует умения техники подготовке жидких, твердых, газообразных проб и растворов заданных параметров к проведению анализа; демонстрирует умения проведении регистрации, расчета; оценке и документировании результатов. | Тестирование Устный и письменный опросы Практические занятия |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ 03 профессионального модуля 03 Озеленение и благоустройство различных территорий профессионального обучения по программе профессиональной подготовки 17531 Рабочий зеленого хозяйства 18103 Садовник
Рабочая программа производственной практики является частью основной программы профессионального обучения по программе профессиональной подготовки 17531 Рабочий зеленого хозяйства, 18103 Садовник и ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.04 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ (ЛИЦАМИ ИХ ЗАМЕНЯЮЩИМИ) И СОТРУДНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01. Дошкол
Рабочая программа производственной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 02 ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01. Дошкольное образование
Рабочая программа производственной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.03 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01. Дошкольное об
Рабочая программа производственной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.04 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ(ЛИЦАМИ ИХ ЗАМЕНЯЮЩИМИ) И СОТРУДНИКАМИОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01. Дошкольно
Рабочая программа производственной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ профессионального модуля ПМ.04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих код, наименование специальности 34.02.01 Сестринское дело
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ профессионального модуля ПМ.04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих код, наименование...