выступление на тему "Экологическое образование и воспитание обучающихся на уроках математики»
статья на тему

Линченко Лариса Николаевна

В выступлениии говорится об экологическом образовании и воспитании обучающихся на уроках математики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема «Экологическое образование и воспитание обучающихся на уроках математики»

      Цели развития экологической культуры личности в процессе обучения математике должны быть достигнуты в той степени, чтобы выпускник мог и желал их самостоятельно реализовывать в трудовой деятельности, быту и повседневной жизни, должен иметь устойчивую потребность и навыки самостоятельной рациональной практико-экологической деятельности и поведения в природе.

     Формирование экологической культуры на всех этапах познавательной деятельности должно идти постепенно, в процессе изучения отдельных разделов математики.       Экологизация курса математики будет «работать» как на реализацию целей и задач экологического образования, так и улучшение качества математического образования за счет повышения интереса к изучению математики. Отсюда следует, что задачи экологизации математики должны согласовываться с общими принципами экологического образования (междисциплинарность, целостность окружающей среды, единство глобального мышления и локального действия).

    Введение экологических аспектов в математику, как показывают наблюдения, не является простым делом. Это требует от преподавателя новых знаний, изменения сложившихся стереотипов мышления и преподавания, разработки новых методик и курсов и т. п. В процессе работы приходим к выводу, что на многих занятиях в процессе изучения математики при объяснении темы можно подобрать такой материал, в котором будет присутствовать элемент экологического воспитания, а также будет содержаться компонент обязательной программы по математике.

     При этом математика остается одним из предметов, который пока недостаточно связан с процессом экологизации, а между тем эти науки тесно переплетаются. Например, материал по экологии может осознаваться и усваиваться учащимися в процессе рассмотрения задач, решение которых можно представить на персональном компьютере в виде презентации в процессе занятия. Также решение подобных задач можно осуществить в различных табличных процессорах персонального компьютера, что, в свою очередь, позволит повысить интерес к изучаемому материалу со стороны учащихся.

    Математические задачи с экологическим содержанием могут быть классифицированы по:

1) содержимому признаку:

- информационные задачи, несущие определенную информацию, которая дает представление об объектах и явлениях, связанных с экологической наукой.

- практически направленные задачи, содержащие описание способов определения или оценки величин на местности, в окружающем пространстве.

- прикладные задачи, в содержании которых имеется постановка не которой проблемы, разрешение которой возможно осуществить методами математики. Проблема, поставленная в задаче, должна иметь экологическую направленность.

- исследовательские задачи - целью которых является выявление математических закономерностей в природных явлениях, процессах.

2) способу воздействия при формировании экологической культуры:

- демонстрационные - задачи, в которых дано описание памятников культуры, законов строения природных объектов.

- проблемные - задачи, в которых рассматривается какая - либо        проблема. имеющая        экологическую направленность, и указываются возможные пути ее решения .

- указательные - задачи, в которых имеется указание некоторой экологической проблемы без демонстрации пути ее решения.

      Излагая методику использования задач с экологическим содержанием на уроках математики, следует придерживаться их классификации по цели и назначению на уроке.     Задачи с экологическим содержанием могут быть использованы как:

- задачи, мотивирующие введение понятия.

- задачи, готовящие к изучению понятия на содержательном уровне.

- задачи, иллюстрирующие введенное понятие.

- задачи, закрепляющие введенное понятие на стадии его усвоения.

- задачи, демонстрирующие применение сформированного понятия.

- задачи, позволяющие установить связи этого понятия о изученном ранее.

      Следует отметить, что в отдельной теме не всегда используется задачи всех указанных классов, а лишь в тех случаях, когда это целесообразно и имеются соответствующие примеры.

     Предлагаю несколько примеров задач с экологическим содержанием, которые можно использовать в процессе изучения математики:

Задача № 1.

В России под отходы занято 250 тыс. га земельных угодий, что составляет 0,5% всей площади. Какова площадь земельных угодий в России?

Какое значение играет природа в жизни человека? Люди знают, что разрушать природу нельзя, так зачем же они это делают? О чем бы ты написал в сочинении «Природа и здоровье человека»?

Задача №2.

Для наблюдения за состоянием атмосферы метеорологи иногда поднимаются на воздушном шаре. Сколько квадратных метров материала пойдет на изготовление оболочки воздушного шара диаметром 10 м, если на швы надо добавить 5% поверхности шара?

Особую тревогу метеорологов вызывают кислотные дожди. Из-за чего такие дожди происходят?

Задача № 3.

Салат из одуванчиков имеет массу 200 г. Узнайте массу каждого компонента, если петрушки в 1,7 раза больше, чем масла, а зеленого лука в 2,4 раза больше, чем петрушки.

Знаешь ли ты, когда и как собирать цветки или корни одуванчика? (Одуванчик лекарственный содержит минеральные соли, витамины группы В, органические кислоты и смолы; используется для улучшения пищеварения, снимает спазмы).

Задача № 4.

Дым одной папиросы содержит 5 мг никотина. Сколько мг яда примет один человек за один день, выкурив 10 папирос, если от каждой из них в его организм попадает пятая часть никотина, содержащегося в папиросе?

Смертельная доза никотина для 1 человека составляет 1 мг на 1 кг массы тела. Какую опасность для самого человека имеет пристрастие к курению? Какие меры, по вашему мнению, надо принимать?

Задача № 5.

В суровую зиму в лесу может погибнуть до 90% птиц. В чем основная причина их гибели? Если в лесу обитало 3400 птиц, каково количество оставшихся?

Задача № 6.

На лесной опушке шириной 100 м запыленность воздуха составляет 65% от запыленности на открытом месте, на расстоянии 400 м - снижается до 38%, при 1000 м - до 25% и в 3 км - до 5%. Постройте график зависимости уменьшения запыленности по мере удаления в лес.

Заключение

    В процессе исследования теоретического материала по теме и реальной возможности его реализации на практике в соответствии с его целыми и задачами можно сделать следующие основные выводы:

анализ информации по данной теме позволяют сделать вывод о том, что использование задач с экологическим содержанием в преподавании курса математики предоставляет возможность:

- воспитание у учащихся экологической культуры;

- создание в их сознании целостной картины мира;

- формирование представления о математическом моделировании;

- выявление связи между математическими понятиями и окружающей реальностью;

- повышение интереса к предмету математики.

    Решение задач с экологическим содержанием влияет в целом на качество математических знаний учащихся, способствует их общему умственному развитию, в некоторой степени способствует развитию исследовательских навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы и приёмы самостоятельной работы обучающихся на уроках математики»

Статья: "Методы и приёмы самостоятельной работы обучающихся на уроках математики"...

Публикация на тему: "Духовно - нравственное воспитание обучающихся на уроках истории" (из опыта работы)

В данной публикации хочется сказать, что мы должны помнить наши исторические корни, которые непосредственно связаны с православной культурой. Мы должны научиться жить, не разрушая памятники, не разруш...

Методическая разработка по теме : “ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Данная методическая разработка поможет преподавателяи так построить учебный процесс, чтобы студенты могли самостоятельно приобретать  новые знания и научились применять их на практике....

3. 1. Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования и воспитания. Проведение открытых уроков

3. 1. Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования и воспитания. №Тема открытого урокаДисциплинаТип занятия. Форма урока.Год1«Эмоциональное реаги...

Эстетическое воспитание учащихся на уроках математики

Эстетическое воспитание в современной школе пока еще не соответствует всем требованиям развития эмоциональной сферы учащихся. Стройное здание эстетического воспитания должно опираться на фундамент иск...

Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся на уроках математики и во внеурочной деятельности

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках математики и во внеурочной деятельности...

Проблемы профессионального образования и воспитания обучающихся

Актуальность статьи обусловлена тенденциями рынка труда в необходимости квалифицированных конкурентоспособных специалистов среднего профессионального образования....