фос по ОДБ 15 Экология для 15.02.08 Технология машиностроения и 23.02.02 Автомобиле- и тракторостроение
учебно-методический материал на тему

Дашичева Анна Валерьевна

Фонд оценочных средств по экологии  для специальностей технология машиностроение и автомобиле- и  тракторостроение на основе ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fos_ekol_ats_tm_pr.docx87.45 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО НАУКЕ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Невский машиностроительный техникум»

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

по учебно-методической работе

_____________Е.В. Щеглова

«___» ___________ 2018 г.

Фонд оценочных средств

по учебной дисциплине Экология

Специальность15.02.08 Технология машиностроения

23.02.02 Автомобиле- и тракторостроение

22.02.07 Порошковая металлургия, композиционные материалы, покрытия

Форма обучения  очная

6617 -1117-1217--2117-2217

Санкт-Петербург

2017 г

РАССМОТРЕНО

предметной (цикловой) комиссией

____________________дисциплин

Протокол № ___от ___. ___.20 __ г.

Председатель предметной (цикловой) комиссии

_____________О.В.Козлов

ОДОБРЕНО

Методический совет

Протокол № ___ от ___. _.20 __ г.

Председатель Методического совета

___________Е.В. Щеглова

Фонд оценочных средств разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования 15.02.08 Технология машиностроения

23.02.02 Автомобиле- и тракторостроение

22.02.07 Порошковая металлургия, композиционные материалы, покрытия, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «____»_______ 201__г. №_____ и по рабочей ОДБ 14 Экология

Разработчики:

СПБ ГБПОУ «НМТ»

Преподаватель

Дашичева А.В.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Паспорт фонда оценочных средств
  2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке

3.   Правила оформления результатов оценивания

4.   Комплект оценочных средств

1 Паспорт фонда оценочных средств

Фонд оценочных средств (далее — ФОС) предназначен для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины ОДБ 14 Экология

ФОС включают контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме дифференциального  зачёта

ФОС разработаны в соответствии с:

– ППССЗ по специальности СПО

           15.02.08 Технология машиностроения

            23.02.02 Автомобиле- и тракторостроение

22.02.07 Порошковая металлургия, композиционные материалы, покрытия;

– рабочей программой учебной дисциплины ОДБ 14 Экология.

2 Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке

2.1. В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний, а также динамика формирования общих и профессиональных компетенций, если предусмотрено ФГОС СПО:

Таблица 1

Результаты обучения: умения, знания и общие компетенции

Показатели оценки результата

Форма контроля

и оценивания

Уметь:

обеспечивать соблюдение экологических норм и правил в производственной деятельности;

использовать представления о взаимосвязи живых организмов и среды обитания в профессиональной деятельности;

Выполнение контрольных и зачётных работ.

            Устный опрос

        Письменный опрос

Тестирование

Контрольная работа

Знать:

принципы рационального природопользования;

источники загрязнения окружающей среды;

государственные и общественные мероприятия по охране окружающей среды;

экологические аспекты сельскохозяйственной деятельности.

Выполнение контрольных и зачётных работ.

         

Устный опрос

Письменный опрос

Защита подготовленных     сообщений

Устный опрос

Контрольная работа

Письменный опрос

3 Правила оформления результатов оценивания

Предметом оценки служат умения и знания, предусмотренные
ФГОС СПО по дисциплине ОДБ 14 Экология, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций.
 направленные на формирование общих и профессиональных компетенций.

 Предметом оценки служат умения и знания, предусмотренные ФГОС по дисциплине ОДБ 14 Экология, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций.

Формой аттестации по дисциплине, согласно учебному плану, является дифференцированный зачёт.

Дифференцированный зачёт выставляется с учётом выполненных контрольных работ в течение семестра и  во время зачётного занятия.


4        Комплект оценочных средств

Контроль и оценка освоения учебной дисциплины по темам (разделам)

Таблица 2

Элемент учебной дисциплины

Формы и методы контроля

Текущий контроль

Рубежный контроль

Промежуточная аттестация

Форма контроля

Проверяемые ОК, У, З

Форма контроля

Проверяемые

ОК, , З

Форма контроля

Проверяемые ОК, У, З

 

Раздел 1.

Устный опрос

Контрольная работа №1

ОК.3 ОК.2 ОК.4 ОК.8

Дифференцированный зачет

ОК.3 ОК.2 ОК.4 ОК.8

Тема 1.1.

Устный опрос

Самостоятельная работа

ОК.3 ОК.2 ОК.4 ОК.8

Тема 1.2.

Устный опрос

Самостоятельная работа

Тестирование

ОК.3 ОК.2 ОК.4 ОК.8

Тема 1.3.

Устный опрос

Самостоятельная работа

Практическая работа №1

ОК.3 ОК.2 ОК.4 ОК.8

Раздел 2.

Устный опрос

Контрольная работа №2

ОК.3 ОК.2 ОК.4 ОК.8

Дифференцированный зачет

ОК.3 ОК.2 ОК.4 ОК.8

 Тема 2.1.

Устный опрос

Самостоятельная работа

ОК.3 ОК.2 ОК.4 ОК.8

Тема 2.2.

Устный опрос

Самостоятельная работа

Тестирование

ОК.3 ОК.2 ОК.4 ОК.8

Тема 2.3.

Устный опрос

Самостоятельная работа

ОК.3 ОК.2 ОК.4 ОК.8

Тема 2.4.

Устный опрос

Тестирование

Самостоятельная работа

ОК.3 ОК.2 ОК.4 ОК.8

Тема 2.5.

Устный опрос

Тестирование

Самостоятельная работа

ОК.3 ОК.2 ОК.4 ОК.8

Раздел 3.

Устный опрос

Контрольная работа №2

ОК.3 ОК.2 ОК.4 ОК.8

Дифференцированный зачет

ОК.3 ОК.2 ОК.4 ОК.8

Тема 3.1.

Устный опрос

Тестирование

Самостоятельная работа

ОК.3 ОК.2 ОК.4 ОК.8

Тема 3.2.

Устный опрос

Тестирование

Самостоятельная работа

ОК.3 ОК.2 ОК.4 ОК.8

Тема 3.3.

Устный опрос

Самостоятельная работа

Практическая работа №2

ОК.3 ОК.2 ОК.4 ОК.8

Раздел 4.

Устный опрос

Контрольная работа №3

ОК.3 ОК.2 ОК.4 ОК.8

Дифференцированный зачет

ОК.3 ОК.2 ОК.4 ОК.8

Тема 4.1.

Устный опрос

Самостоятельная работа

ОК.3 ОК.2 ОК.4 ОК.8

Тема 4.2.

Устный опрос

Самостоятельная работа

Тестирование

ОК.3 ОК.2 ОК.4 ОК.8

Тема 4.3.

Устный опрос

Самостоятельная работа

Практическая работа №3

ОК.3 ОК.2 ОК.4 ОК.8


4. Комплект оценочных средств

                               

    4.1. Задания текущего контроля

1. Комплект измерительных материалов текущего контроля

По разделу 2. Среда обитания человека и экологическая безопасность

Таблица 3.

Предметы

оценивания

Объекты

оценивания

Показатель

оценки

Критерии

оценки

ОК.3 ОК.2 ОК.4 ОК.8

Экология как научная дисциплина

Среда обитания человека и экологическая безопасность

 Концепция устойчивого развития

Охрана природы

В соответствии с уровнем выполнения контрольной работы:

работа выполнена;

работа выполнена,

но с ошибками;

работа не выполнена.

Правильность использования

2. Форма текущего контроля и процедура проведения

Самостоятельная работа № 1 проводится по темам разд. 2 по теме   1-9 согласно рабочей программе. Самостоятельная работа № 1  включает в себя  13 вопросов.  На выполнение заданий самостоятельной работы  отводится 30 минут во время занятия.

3. Система и критерии оценок результатов текущей  аттестации

Самостоятельная работа  содержит 13 вопросов. За каждое правильно выполненное задание ставится 5 баллов. Для успешного выполнения контрольной работы обучающимся необходимо набрать от     30-60 баллов.    

 Критерии оценки:

- оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если он набирает 55 – 65 баллов;

оценка «хорошо»; - 43 – 54 балла;

- оценка «удовлетворительно» - 31 – 42 балла;

- оценка «неудовлетворительно»  - менее 30 баллов.

Условия выполнения задания

1. Место выполнения задания: в учебной аудитории во время занятия.

Типовые задания для оценки знаний, умений 

Текст задания: ответить на контрольные вопросы самостоятельной работы

  Вариант 1.

 1.Что означает слово «Экология»? Кто впервые предложил использовать понятие «Экология»? Что составляет предмет изучения биологической, глобальной, социальной экологии?

2. Каковы плюсы и минусы промышленной революции?

3. Почему принято говорить о единстве организма и среды?

4. Какую роль играет вода в биосфере? Каковы основные источники загрязнения воды?

  5. Что такое почва? Какие виды загрязнения почвы вам известны? Что такое эрозия  почвы? Каковы её последствия?

  6.Обоснуйте необходимость создания Красной книги, приведите примеры.

  7. Стоит ли разрешать охоту на диких животных? Если да, то можно ли сделать так, чтобы охота не наносила урона популяции этих животных?

8. .Почему идет процесс урбанизации, несмотря на ухудшение жизни в больших городах?

9. .Назовите основные причины ускоренного роста численности населения Земли.

10.Какое влияние на здоровье человека может оказать повышенный уровень шума?

11. .Каковы основные источники радиационного загрязнения?

12.Назовите федеральные целевые программы по охране окружающей среды.

13. Что такое рациональное и нерациональное природопользование.

                                         

2. Форма текущего контроля и процедура проведения

Тестовая работа № 1 проводится по темам разд. 2 по теме   1-5 согласно рабочей программе. Тестовая работа № 1  включает в себя  24 вопроса.  На выполнение заданий отводится 40 минут во время занятия.

3. Система и критерии оценок результатов текущей  аттестации

Тестовая работа  содержит 24 вопросов. За каждое правильно выполненное задание ставится 1 бал. Для успешного выполнения работы обучающимся необходимо набрать от 9-24 баллов.  

- оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если он набирает 21-24 балла;

- оценка «хорошо»; - 16-20 баллов;

- оценка «удовлетворительно» - 9 – 15 баллов;

- оценка «неудовлетворительно»  - менее 9 баллов.

Условия выполнения задания

1. Место выполнения задания: в учебной аудитории во время  занятия.

   

Типовые задания для оценки знаний, умений 

Текст задания: ответить на вопросы теста.

Вариант 1.

1.  Озоновый слой – необходимое условие существование биосферы, потому что слой озона:

 А. образуется в результате космических излучений;

 Б.  препятствует проникновению ультрафиолетовых лучей;

 В.  препятствует загрязнению атмосферы.

2. Разрушение озонового слоя ведет к увеличению заболеваний:

А.  желудочно-кишечного тракта;

Б.  сердечно-сосудистой системы;

В.  кожи;

3. Парниковый эффект возникает в результате накопления в атмосфере:

А.  угарного газа;

Б. углекислого газа;

В.  диоксида азота.

4. Основным средством борьбы с промышленным загрязнением атмосферы являются:

А.   озеленение городов;

Б.  очистные фильтры;

В. планировка местности.

5.  Рациональное использование природных ресурсов предполагает:

А.  разумное их освоение;

Б.  разумное их освоение, охрану и воспроизводство;

В.  изучение законов природы.

6.   Ядовитая смесь дыма, тумана и пыли называется:

А. кислотный дождь;

Б. фреон;

В.  смог.

7.  Для уменьшения токсических веществ в выхлопных газах автомобилей необходимо:

А. замена бензина смесью различных спиртов;

Б. озеленение городов и посёлков;

В. строительство переходов.

8.  К природным ресурсам относится:

А.  растительность и животный мир, почва, минеральные соли;

Б.  заводы, фабрики;

В.  оборудование мастерской.

9.  К неисчерпаемым природным ресурсам относят:

А. нефть, каменный уголь;

Б.  атмосферный воздух и энергия ветра;

В.  леса.

10.  Мероприятие, направленное на восстановление  свойств земли, называется

 А. рекультивация;

 Б. дезертификация;

 В. мелиорация.

11. Укажите исчерпаемый природный ресурс:

 А.  атмосферный воздух

 Б. нефть

 В. энергия ветра

загрязнение.

12.  Вредные вещества классифицируются на

А.      на 5 классов опасности;

Б.   на 4 класса опасности;

В.     на 3 класса опасности.

13.  К исчерпаемым природным ресурсам относят:

А.  солнечная радиация, энергия морских приливов и отливов;

Б.  животные;

В.  атмосферный воздух и энергия ветра.

14. Взрыв ёмкостей с ядерными отходами, приведший к сильному радиоактивному заражению большой территории и к эвакуации населения (Касли, Челябинская обл., СССР, 1957г) называется

А. экологическая катастрофа;

Б.  экологический кризис;

В.  экологическое бедствие.

15. Загрязнение экосистем в результате хозяйственной деятельности людей называют:

А. биогенным;          

Б. гетерогенным;

В. антропогенным.

16. Ноосфера – это:

А. сфера прошлого;

Б.  сфера разума;

В. сфера будущего.

17. ПДВ – это:

А. программно-достаточная вентиляция;

Б. проектно декларированный взнос;

В. предельно допустимые выбросы.

18. Биологический метод очистки воды от загрязнения основан на использовании:

А. рыб;

Б. микроорганизмов;

В. торфа.

19. Вырубка лесных массивов приводит к:

А. увеличению видового разнообразия птиц;

Б.  увеличению видового разнообразия млекопитающих;

В. нарушению кислородного режима.

20. Природная аномалия или авария технического устройства, приведшая к очень неблагоприятным изменениям в среде, массовой гибели населения, животного и растительного мира и экономическому ущербу называется:

А. экологическая катастрофа;

Б.  экологический катаклизм;

В. экологическое крушение.

21.  Крупнейшие экологические катастрофы связаны

А. химической промышленностью;

Б.  атомной промышленностью;

В. целлюлозно-бумажной промышленностью.

22. Основной параметр, определяющий вредность того или иного химического вещества в почве:

А. реакция почвенной среды.

Б. предельно допустимая концентрация  химического вещества в почве;

В. влажность почвы.

23. Санкционированные свалки – это

А. природоохранное сооружение для централизованного сбора, обезвреживания отходов, обеспечивающее защиту от загрязнения атмосферы, почв, поверхностных и грунтовых вод;

Б. разрешённые органами исполнительной власти на местах территории для размещения ТПрО и ТБО, но не обустроенные в соответствии с нормативными  требованиями и эксплуатируемые с отклонениями от требований  санитарно-эпидемиологического надзора;

В. места на поверхности суши ив акваториях океана, где человеческая деятельность может создавать опасные экологические ситуации.

24. Оптимальный экологический фактор – это

А. фактор, выходящий за пределы допустимого максимума или минимума;

Б. наиболее благоприятный для живых организмов фактор;

В. фактор, связанный с человеческой деятельностью.

2. Форма текущего контроля и процедура проведения

Практическая работа № 1 проводится по темам разд. 1 по теме   1-3 согласно рабочей программе. Практическая  работа № 1  включает в себя  практическое задание.  На выполнение заданий отводится 90 минут во время занятия.

3. Система и критерии оценок результатов текущей  аттестации

Практическая  работа  состоит из общей части и задания. За правильно выполненное задание - оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, если  он выполнил работу на 70 %;

- оценка «не зачтено»  - если работа выполнена менее чем на 70%.

Условия выполнения задания

1. Место выполнения задания: в учебной аудитории во время занятия.

    Типовые задания для оценки знаний, умений 

Тема задания: выполнить практическое занятие

Тема: Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистемы

Цель работы: Закрепление знаний о строении, свойствах и устойчивости  природных и антропогенных экосистем.

Оборудование: фотографии и видеоматериалы ( продолжительность 2-3 мин.) природных и искусственных экосистем.

Общие сведения

Биогеоценоз (синоним – экосистема) - однородный участок земли, в котором :

1.все его живые организмы (биоценоз) и

2. косное вещество (абиотические факторы)

объединены обменом веществ и энергии в единый устойчивый природный комплекс.

Примеры биогеоценоза: пруд, дубрава, луг, моховая кочка, трухлявый пень и др.

В биогеоценозе (экосистеме) три функциональные группы организмов по типу питания:

1. Продуценты

–  Производители - зеленые растения, производящие живое вещество из неживого. Они аккумулируют солнечную энергию в процессе фотосинтеза и создают органические вещества, побочно выделяя кислород.

 Тип питания – автотрофный.

2. Консументы

–  Потребители - организмы, использующие органические вещества продуцентов. К ним относятся животные:

- Травоядные животные – Потребители 1-го порядка едят растительную пищу

- Плотоядные хищники - Потребители 2-го порядка – животную пищу.

Тип питания - гетеротрофный.

3.Редуценты

– грибы и бактерии, черви превращающие органическое вещество в минеральное, разлагая остатки мертвых растений, животных микроорганизмов. Гумус (перегной) вновь используются продуцентами.

Тип питания - гетеротрофный.

Но есть деление по типу возникновения. Искусственная экосистема, созданная человеком – агроэкосистема.

http://3.bp.blogspot.com/-0tv04amETGQ/UdkF3EwU35I/AAAAAAAAAIc/Kut8ueoEuko/s1600/1.JPG

Задание

Сравните данные экосистемы и заполните таблицу.

Сравниваемая категория

Естественная экосистема (биогеоценоз)

Искусственная экосистема (агроценоз)

1.Направление действия отбора

2.Круговорот основных питательных элементов

3.Видовое разнообразие и устойчивость

4.Способность к саморегуляции, самоподдержанию и сменяемости

5.Продуктивность (количество биомассы, создаваемой на единицу площади)

Форма отчета к практической работе № 1

1.Номер практической работы

2.Наименование практической работы

3.Цель

4.Заполнить таблицу

5.Список использованных источников

Контрольные вопросы

  1. Перечислите черты сходства агроценоза и природного биогеоценоза.

4.2. Задания рубежного контроля 

1. Комплект измерительных материалов рубежного контроля

По разделу 2. Среда обитания человека и экологическая безопасность

Таблица 3.

Предметы

оценивания

Объекты

оценивания

Показатель

оценки

Критерии

оценки

ОК.3 ОК.2 ОК.4 ОК.8

Экология как научная дисциплина

Среда обитания человека и экологическая безопасность

 Концепция устойчивого развития

Охрана природы

В соответствии с уровнем выполнения контрольной  работы:

работа выполнена;

работа выполнена,

но с ошибками;

работа не выполнена.

Правильность использования

2. Форма рубежного контроля и процедура проведения

Контрольная работа № 2 проводится по темам разд. 2 по теме   1-5 согласно рабочей программе. Контрольная  работа № 2  включает в себя  задания разных уровней сложности.  На выполнение заданий отводится 90 минут во время занятия.

3. Система и критерии оценок результатов рубежной  аттестации

Критерии оценивания: за каждое правильно выполненное задания I части выставляется 1 балл, за каждое правильно выполненное задание II части выставляется 3 балла, за каждое правильно выполненное задание III части выставляется 5 баллов; за неправильный ответ – 0 баллов. Максимальное количество баллов – 21

Критерии оценки

Оценка «5» ставится за получение 19-21 балла.

Оценка «4» ставится за получение 16-18 баллов.

Оценка «3» ставится за получение 11-15 баллов.

Оценка «2» ставится за получение менее 10 баллов.

Условия выполнения задания

1. Место выполнения задания: в учебной аудитории во время занятия.

    Типовые задания для оценки знаний, умений 

Текст задания: ответить на вопросы контрольной работы

Вариант  1

Часть 1

1.  Какие проблемы называются экологическими?         

а). Любые явления, связанные с нерациональным взаимодействием общества и   окружающей среды;

б). Сбалансированность взаимоотношений человека с видами, популяциями и сообществами;        

в). Экологическая регламентация хозяйственной деятельности;        

г) Экологически оправданное воздействие на виды, популяции и экосистемы;         

2.  К чему ведет, в конечном итоге, отсутствие экономических стимулов в охране окружающей среды?        

а) к экологическому кризису;

б) к сохранению экологического равновесия;    

в) к экономии природных ресурсов.

          3. К чему ведет уничтожение лесов?  

а) к увеличению содержания кислорода в атмосфере;       

б) к уменьшению содержания углекислого газа в атмосфере;           

в)  к увеличению содержания углекислого газа в атмосфере.

4. Что относится к естественной стороне экологического кризиса?        

а) неспособность государственных структур преодолеть противоречия;  

б) восстановление и оздоровление окружающей среды;      

в) деградация природной среды.

8. Почему необходим озоновый слой Земли?     

а) он охраняет Землю от ультрафиолетового излучения;

б) он проводит на Землю ультрафиолетовое излучение;     

в) он накапливает в атмосфере негативные вещества.

     5. В результате каких процессов земле угрожает заболачивание, подтопление, опустынивание?    

а)в результате рекультивации земли;          

б) в результате загрязнения земель химикатами;           

в) в результате ветровой и водной эрозии почв.

6. Какой природный объект содержит запасы полезных ископаемых?     

а) земля;

б) недра;    

в) вода. 

          . Какова экологическая функция воды?        

а) взаимосвязь органической и неорганической материи;    

б)  поглощение углекислого газа и поддержание кислородного баланса;   

в) создание гидрологического режима жизни на земле.

8. Какие ресурсы можно назвать относительно восстановимыми?       

а) пресной воды, почвы, каменного угля;

б) солнечные, климатические, геотермальные;   

в)лесные, рыбные, дикого животного мира

9. Какая форма собственности на землю определена Конституцией РФ?   

а)объективная, субъективная;      

б) частная, государственная, муниципальная;

в)  национальная, межнациональная, народная.

         10. Какой закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды?       

а)Закон об охране окружающей среды;

б) Конституция РФ;    

в)  Земельный кодекс.

Часть 2

1. Решите задачу:

Лесоводы иногда называют березу доброй няней ели. И для этого у них есть все основания. Подлесок из молодых елочек, вырастающих под кронами берез, как правило, выживает и достигает зрелого возраста, и тогда для березы наступают тяжелые времена:

Крошки-ели, как мимозы,

Вырастит под березой.

А как выросли те крохи

Няньке стаю очень плохо!

Почему? Какое явление в жизни леса связано с описанным примером?

2. Решите задачу:

На основании «экологической пирамиды» определите сколько нужно культурных растений, чтобы в поле выросла  1 жаба массой в 0,3 кг. Известно, что пищевая цепь состоит из трёх звеньев: культурные растения – слизни – жаба.

Часть 3

Различают три группы экологических факторов. Как они классифицируются:

 1.Рельеф, почва, климат, воздух

2. Воздействие живых организмов друг на друга .

3. Хозяйственная деятельность человека и её влияние на природу

4.3. Задания промежуточной аттестации 

1. Комплект измерительных материалов промежуточной аттестации

Таблица 3.

Предметы

оценивания

Объекты

оценивания

Показатель

оценки

Критерии

оценки

ОК.3 ОК.2 ОК.4 ОК.8

Экология как научная дисциплина

Среда обитания человека и экологическая безопасность

 Концепция устойчивого развития

Охрана природы

В соответствии с уровнем выполнения контрольной  работы:

работа выполнена;

работа выполнена,

но с ошибками;

работа не выполнена.

Правильность использования

2. Форма рубежного контроля и процедура проведения

Формой промежуточной аттестации по дисциплине согласно учебному плану является дифференцированный зачёт.  

3. Система и критерии оценок результатов текущей  аттестации

Дифференцированный зачёт выставляется с учетом выполненных текущих контрольных работ во время учебного года и устного ответа, проводимого во время зачётного занятия.  На подготовку ответа отводится  20   мин.

Условия выполнения задания

1. Место выполнения задания: в учебной аудитории во время зачётного занятия.

Вопросы к зачету по дисциплине  «Экология».

1. Взаимодействие природы и общества. Экологические основы природопользования как наука. Значение экологических знаний.

2.. Биосфера, закономерности её развития. Биогеоценоз.

3. Факторы окружающей среды, взаимосвязь организмов и среды обитания.

 4. Экосистемы, условия их устойчивого состояния.

5. Масштабы и оценка антропогенного воздействия на окружающую среду.

6. Классификация природных ресурсов. Основы рационального природопользования.

7. Строение и состав атмосферы.    Причины  и классификация загрязнений атмосферы. Меры по предотвращению загрязнения и охране атмосферного воздуха.

8.Специфика и основные характеристики гидросферы. Типы загрязнения водной среды.

Принципы рационального использования гидросферы. Обработка сточных вод. 9.Организационные и правовые средства охраны гидросферы.

10.Состав, строение и характеристики почвы. Почвенные ресурсы планеты. Загрязнение почв.

11.Классификация отходов. Утилизация бытовых и промышленных отходов. Принципы и перспективы создания неразрушающих природу производств.

12.Биологические ресурсы, их функции и значение. Редкие и вымирающие виды растений и животных и их охрана. «Красная книга» природы.

13.Природные зоны. Особо охраняемые природные территории: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы.

14.Традиционная энергетика и её экологические проблемы. АЭС, радиационная проблема и способы ее разрешения. Альтернативная энергетика, проблемы и перспективы использования энергии волн, ветра, солнца.

15.Мониторинг состояния природной среды и экологическое прогнозирование.

Государственные и общественные мероприятия по предотвращению загрязнения окружающей среды.

16.Природоохранный надзор. Экологический кодекс России.

17.Международное сотрудничество и мировоззрение устойчивого развития.

4.4 Самостоятельная работа

Примерные темы рефератов (докладов).

  1. Возможности управления лесными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития.
  2. Возможности управления почвенными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития.
  3. Возобновляемые и невозобновляемые ресурсы: способы решения проблемы исчерпаемости.
  4. Земельный фонд и его динамика под влиянием антропогенных факторов.
  5. История и развитие концепции устойчивого развития.
  6. Окружающая человека среда и ее компоненты: различные взгляды на одну проблему.
  7. Основные экологические приоритеты современного мира.
  8. Особо неблагоприятные в экологическом отношении территории России: возможные способы решения проблем.
  9. Особо охраняемые природные территории и их значение в охране природы.
  10. Популяция как экологическая единица.
  11. Причины возникновения экологических проблем в городе.
  12. Причины возникновения экологических проблем в сельской местности.
  13. Проблемы водных ресурсов и способы их решения (на примере России).
  14. Проблемы почвенной эрозии и способы ее решения в России.
  15. Проблемы устойчивости лесных экосистем в России.
  16. Система контроля за экологической безопасностью в России.
  17. Современные требования к экологической безопасности продуктов питания.
  18. Среда обитания и среды жизни: сходство и различия.
  19. Структура экологической системы.
  20. Структура экономики в рамках концепции устойчивого развития.
  21. Твердые бытовые отходы и способы решения проблемы их утилизации.
  22. Энергетические ресурсы и проблема их исчерпаемости


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ 03 "Иностранный язык" для специальности 23.02.02 «АВТОМОБИЛЕ – И ТРАКТОРОСТРОЕНИЕ»

Программа учебной дисциплины ОГСЭ03 Иностранный язык является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 23.02.02 «Автомобиле – и тракторостроен...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.02 Иностранный язык для специальностей 15.02.08 «Технология машиностроения» 23.02.02 «Автомобиле – и тракторостроение» 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Английский язык» предназначена для изучения английского языка в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу с...

Методическая разработка открытого урока английского языка для студентов 4 курса специальности 23.02.02 «Автомобиле – и тракторостроение» по теме "Двигатель внутреннего сгорания"

Урок соответствует рабочей программе, разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования. Выбор формы проведе...

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ по дисциплине «Английский язык» по теме «Металлы» для специальностей: 15.02.08 «Технология машиностроения» 23.02.02 «Автомобиле – и тракторостроение»

Данное учебное пособие предназначено для студентов техникума, обучающихся специальностям:15.02.08 «Технология машиностроения»23.02.02 «Автомобиле – и тракторостроение»23.02.03 «Техническое обслуживани...

Комплект контрольно-оценочных средств по программе учебной дисциплины ОГСЭ.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК по специальности 23.02.02 «Автомобиле – и тракторостроение

Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для проверки результатов освоения учебной дисциплины ОГСЭ.03 Иностранный язык  программы подготовки специалистов среднего звена по специальности...

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ по дисциплине «Английский язык» по теме «Станки» для специальности: 15.02.08 «Технология машиностроения» 23.02.02 «Автомобиле – и тракторостроение» 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Данное учебное пособие предназначено для студентов техникума, обучающимся специальностям: 23.02.02 «Автомобиле - тракторостроение», 15.02.08 «Технология машиностроения», 23.02.03 «Техническое обслужив...

Методические указания к выполнению лабораторных работ по предмету ЕН.02 «Информатика» для специальности: 15.02.08 Технология машиностроения входящей в состав УГС 15.00.00 Машиностроение

Методические указания содержат материал для организации лабораторных работ. Методические указания включают:ОглавлениеВведениеОсновная частьЗаключениеПо дисциплине «Информатика» учебным пла...