Интеллектуальная игра "Эрудиты"
методическая разработка на тему

Дьяченко Елена Анатольевна

В данной методической разработке указана методика проведения внеклассного мероприятия в виде интеллектуальной игры по дисциплинам естественнонаучного цикла.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБПОУ РО «Константиновский техникум агроветтехнологий и управления (КСХТ)»

Методическая разработка

внеклассного мероприятия

«Эрудиты»

г. Константиновск

2018г

Содержание

Аннотация  …………………………………………………………   3

Введение…………………………………………………………….   4

1.Основная часть…………………………………………………...   5

1.1. Подготовительный этап внеклассного мероприятия                                                                                            

1.2. Сценарий игры « Эрудиты»

1.2.1Конкурс №1. «Визитная карточка»

1.2.2. Конкурс№2 «Естественнонаучный турнир»

                                                                  1.2.3.Игра со зрителями.

1.2.4.Конкурс№3. «Кот в мешке  для эрудитов»

1.2.5.Конкурс №4. «Музыкальная гостиная»

                                                                  1.2.6. Конкурс №5  «Темная лошадка».

1.2.7.Конкурс №6. «Перевертыши».

1.3 Заключительный этап  

2.Заключение ………………………………………………………   16

3. Литература………………………………………………………    17

Аннотация

В данной методической разработке отражена методика проведения внеклассного мероприятия, которое проводиться в форме интеллектуальной игры, в которой принимают участие студенты первого курса дневного отделения техникума специальностей:

«Ветеринария», «Кинология».

Цели и задачи мероприятия:

•        повышение мотивации и интереса обучающихся к естественнонаучным дисциплинам;

•        развитие интереса обучающихся к естественнонаучным дисциплинам и активизация их познавательной деятельности, при использовании нестандартных игровых форм учебной деятельности; развитие навыков логического и абстрактного мышления, коммуникативных способностей обучающихся, через элементы игры выявить свой интеллектуальный уровень;

•        развитие навыков применения химических знаний, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни;

•        воспитание любознательности, наблюдательности, внимательности.

•         выявление межпредметных связей и связь с профессией;

•         работать в команде, эффективно общаться со сверстниками;

Данная методическая разработка написана в помощь преподавателям, так как в ней описывается подробно сценарий внеклассного мероприятия.

Может быть использована для проведения внеклассных мероприятий по дисциплинам естественнонаучного цикла.

Данная методическая разработка написана на основе личного опыта, в помощь молодым преподавателям и для коллег с целью обмена опытом.

Оформление: красочно написанный плакат

Плакаты, призывающие студентов овладевать знаниями; воздушные шары.

Оборудования и реактивы: описаны в конкурсах.

Место проведения: актовый зал.

Форма проведения: интеллектуальная игра.

Участники мероприятия: студенты первого курса следующих специальностей: «Ветеринария», «Кинология».

Продолжительность: 45 -50 минут.

Методическая разработка написана на основе личного опыта.

Введение

Мы каждый день сталкиваемся с одной проблемой: как научить предмету в условиях, когда все меньше студентов мотивированно на учение вообще и на изучение естественнонаучных дисциплин.

Запомнить необходимые знания можно либо заставить студента выучить материал, либо заинтересовать его.

Появлению интереса к предмету способствуют игровые формы.

Игра – это деятельность, предполагающая участие всех студентов в той или иной мере, на которую каждый из них способен.

Учебный материал в игре усваивается через все каналы приема информации, причем делается это непринужденно, как бы само собой.

Деятельность студентов носит и творческий и практический характер:

В игре участник сам ставит себе цель, ищет способы ее достижения, подбирает необходимый для ответа материал. При этом студент ответственен не только за свое поведение и результаты, но также и за успех всей группы.

Цель написания методической разработки:

- формирование и развитие познавательного интереса к дисциплинам естественнонаучного цикла;

- расширение кругозора студентов;

- активизация мыслительной деятельности студентов;

- формирование интереса к дисциплинам естественнонаучного цикла.

Данная методическая разработка написана в помощь преподавателям, так как  в ней описывается подробно сценарий внеклассного мероприятия.

Может быть использована для проведения внеклассных мероприятий по дисциплинам естественнонаучного цикла.

1.1.        Подготовительный этап.

За неделю до проведения мероприятия, был составлен сценарий.

Студенты заранее выбрали две команды по 7 человек, придумали название командам, девиз, подготовили визитную карточку, нарисовали эмблему.

Ведущая приготовила необходимое оборудование и химические реактивы для проведения конкурсов.

Студенты расставили стулья, столы, празднично украсили актовый зал.

1.2.        Сценарий игры

Ведущий объявляют правила игры. Играют две команды «Айболиты» и «Собачий патруль».  Конкурсы оцениваются по бальной системе. Победители награждаются призами.

Сценарий внеклассного мероприятия «Эрудиты»

Ход мероприятия.

Притча «Философия жизни»(видео)

Профессор философии, стоя перед своей аудиторией, взял пятилитровую стеклянную банку и наполнил её камнями, каждый не менее трёх сантиметров в диаметре.

В конце спросил студентов, полна ли банка?

Ответили: да, полна.

Тогда он открыл банку горошка и высыпал её содержимое в большую банку, немного потряс её. Горошек занял свободное место между камнями. Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка?

Ответили: да, полна.

Тогда он взял коробку, наполненную песком, и насыпал его в банку. Естественно, песок занял полностью существующее свободное место и всё закрыл.

Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка? Ответили: да, и на этот раз однозначно, она полна.

Тогда из-под стола он достал кружку с водой и вылил её в банку до последней капли, размачивая песок.

Студенты смеялись.

— А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка — это ваша жизнь. Камни — это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, свои дети — всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь

всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется. Горошек — это вещи, которые лично для вас стали важными: работа, дом, автомобиль. Песок — это всё остальное, мелочи.

Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться горошек и камни. И также в вашей жизни, если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей. Занимайтесь тем, что вам приносит счастье: играйте с вашими детьми, уделяйте время супругам, встречайтесь с друзьями. Всегда будет ещё время, чтобы поработать, заняться уборкой дома, починить и помыть автомобиль. Занимайтесь, прежде всего, камнями, то есть самыми важными вещами в жизни; определите ваши приоритеты: остальное — это только песок.

Ведущий:«Да, путь познания не гладок,

Но знаем мы со школьных лет:

Загадок больше, чем разгадок,

И поискам предела нет!»

По дорогам знаний приглашаю вас я путешествовать,

Мир познавать, речь развивать, мысли свои совершенствовать.

Мой юный друг!

Сегодня ты пришел вот в этот зал,

Чтоб помечтать, подумать, отдохнуть,

Умом своим на все « взглянуть».

Здравствуйте, уважаемые преподаватели, студенты и гости нашего мероприятия. Мы с вами сегодня собрались в этом зале для того чтобы быть свидетелями занимательного действия, в котором примут участие студенты 1 курса специальности «Ветеринария» и «Кинология».

Хочешь - верь, хочешь - не верь, а не веришь- сам проверь…

Только случилось эта история в нашем техникуме. Собрались как-то студенты 1курса специальности «Ветеринария» и «Кинология» и стали думать, чем бы им таким интересным заняться? Думали они, думали, да и решили принять участие в интеллектуальной игре «Эрудиты». Сборы были не долгими: собрали команду, выбрали капитана, придумали название и девиз и в путь!

Чтобы быть хорошими специалистами, должны быть хорошие и прочные знания по дисциплинам естественнонаучного цикла.

Взяли они с собой в багаж все свои знания, умения, и навыки, которыми они  владеют  и пришли  показать и применить их.

 Встречаем наших участников: команда 11-вет. «Айболиты» и команда 11-12кин. «Собачий патруль»

А оценивать знания наших команд будет компетентное жюри в составе:

Ведущий: Итак, команды на месте, жюри представлено и мы начинаем конкурсную программу.

Первый конкурс «Визитная карточка».

Чтобы лучше познакомиться с командами, я предлагаю каждой команде показать свою визитную карточку.

А сейчас мы проведем жеребьевку: командам необходимо отгадать что написано на карточке? Чья команда быстрее справится с заданием, первой покажет свою визитную карточку.

Au; NH4Cl; NH3; C6H5NO2; CaCO3; Eu; Na2CO3; In; AgNO3;C2H2.

Если вы правильно определите названия данных элементов и химических соединений, то из первых букв этих названий получится крылатая фраза. Какая? (Золото, нашатырь, аммиак, нитробензол, известняк, европий, сода, индий, ляпис, ацетилен.)

   Из первых букв слов образуется фраза: «ЗНАНИЕ – СИЛА».

Слово для представления своей команды предоставляется команде«Айболиты»

Слово для представления своей команды предоставляется команде «Собачий патруль»

Спасибо всем! Члены жюри оценивают по пятибалльной системе визитную карточку команд, а у нас музыкальная пауза.

Ведущий: Слово предоставляется членам жюри.

Ведущий: Тайны природы доступны уму

или чувству?

Или загадочный мир

познают они вместе?

О, физика, наука из наук!

Все впереди! Как мало за плечами!

Пусть химия нам будет вместо рук,

Пусть будет математика очами.

Не разлучайте этих трех сестер

Познания всего в подлунном мире,

Тогда лишь будет ум и глаз остер

И знанья человеческие шире.

М. Алигер

Правит миром информация,

Курс валют, на бирже акции,

Ноутбуки и мобильники,

Как в ночи для нас светильники!

На компьютере черчение,

С чертежами облегчение,

Даже физики явления,

Здесь находят объяснение!

Биология наука о Земной всей красоте…

О букашках, насекомых о лесах всех на Земле…

Полюби науку эту, всё живое на Земле…

Посмотри на лес  и небо, честь отдай той красоте…

Чтоб цвела и расцветала в млечном космосе большом…

Наша дивная Планета, наш с тобою отчий дом.

Астрономия – это тайна

И не каждый способен понять,

Что быть может, Земля - лишь окраина

И вселенских просторов лишь малая часть.

И масштабы у вас непривычные,

Километры? Да как бы ни так!

Световые года – вот отличие

Межпланетных просторов от всех координат.

Второй конкурс: «Естественнонаучный турнир!»

Ведущий: Каждой команде необходимо выбратьдва вопроса из(из химии, физики, математики и информатики)

каждой категории дисциплин, на которые необходимо дать правильный ответ. Правильный ответ оценивается в 1балл.

Максимально каждая команда может заработать 8 баллов.

Ведущий: Пока члены жюри подведут итоги конкурса, мы проведем игру со зрителями.

Болельщикам предлагаются задания в форме загадок. Каждый правильный ответ приносит команде 1 балл.

  1. Две сестры летом зелены,

Одна от солнца покраснеет,

А  другая почернеет.

Любимица народная- ягода….(смородина)

  1. Меня все птицей называют,

   Хоть я хожу, а не летаю,

    И плаваю прекрасно я,

   Не замочивши оперения(пингвин)

  1. Средь волн морских иль океана,

          У пляжей Сочи иль Судана

           Меня найдешь, прозрачную

            Совсем,

     О шторме расскажу я всем (медуза)

  1. Моя родня живет на суше,

        А я –в воде, считаю, лучше.

        Мой хвост украшен гребешком,

        Я неуклюж, когда хожу пешком (тритон)

  1. Зеленый, полосатенький,

        А в середине сладенький (арбуз)

  1. В поле родился, на заводе творился, в стакане растворился. (Сахар)
  2. Он с морской капустой дружит и лекарством людям служит.

Знает, знает весь народ –  коль ушиб, то нужен… (йод)

  1. Если жар у человека, поищи его в аптеке.

И от гриппа, от ангин вам поможет… (аспирин)

Ведущий: Слово жюри:

Ведущий:Третий конкурс «Кот в мешке  для эрудитов»

Что химия – волшебница,

знают все на свете.

Ждут много от химиков

и взрослые, и дети.

Но, чтоб волшебниками стать,

Нужно очень много знать.

Каждой команде необходимо достать карточку с вопросом из «мешка». Команда совместно думает над ответом.

( в течение 1минуты)

За правильный ответ каждая команда получает 2 балла.

Вопрос 1.

Это сложное вещество в старину называли властителем жизни и смерти. Его приносили в жертву богам, а иногда поклонялись как божеству. На пирах у киевского князя его ставили в золотой посуде лишь на стол, где сидели князь и его сподвижники. Оно служило мерилом богатства, могущества, стойкости, власти, считалось хранителем молодости и красоты. По поверьям, оно обладает способностью помогать человеку во всех его делах, спасать от бед и напастей. Начиная день, проглоти его кристаллик – жди удачи. Вошел в дом незнакомый человек – незаметно брось его щепотку в огонь: “спасет от дурного глаза”. Собираясь в дорогу, заверни его в тряпицу и повесь на грудь – принесет удачу. Оно и стадо хранило, и урожай берегло, и рыбу в реке приманивало – нигде без него не обойтись. Оно в воде рождается и в воде умирает. О каком веществе шла речь?   (Соль)

Вопрос2

     Когда этот металл был впервые получен в чистом виде, он ценился дороже золота. Царская семья получила в подарок набор столовых приборов, изготовленных из этого вещества. Довольно долго во время торжественных обедов, когда все придворные пользовались «дешёвыми» приборами из золота и серебра, члены царской семьи могли себе позволить принимать пищу с помощью ложек, вилок и ножей из этого металла. Традиция изготовления столовых приборов из этого вещества сохранилась и по сей день. Правда, сейчас они считаются дешёвыми и свидетельствуют скорее о нехватке денег, чем о богатстве. Что это за металл?

(Алюминий)

Ведущий: Слово жюри

Четвертый конкурс «Музыкальная гостиная»

Каждой команде необходимо прослушать 7мелодий  и угадать о каком животном или растении идет речь в песне и дать название. За каждый правильный ответ команда получает 1балл.( сумма баллов7)

Ведущий:

Пятый конкурс «Темная лошадка»

Каждой команде выдаётся по три склянки с жидкостями (жидкость только на дне). На склянке указаны только номера. По запаху, соблюдая технику безопасности, они должны узнать, что этоза  вещества:

За правильный ответ команда получает по 1баллу( за 30секунд)

№1 – этиловый спирт;

№2 – уксусная кислота;

№3 – бензин;

№4 – одеколон;

№5 – ацетон;

№6 – раствор аммиака

Ведущий:Слово жюри

Ведущий: Шестой конкурс «Перевертыши»

 Ведущий раздает5 текстов «перевертыша» каждой команде, нужно правильно озвучить фразу. Это может быть поговорка, пословица, строчка стихотворения. За правильный ответ команда получает по 1баллу.

1. Звери живут за неметалл.

(Люди гибнут за металл.)

2. Разговор – ртуть, крик – платина.

(Слово – серебро, молчание – золото.)

3. Гладь металл, пока холодно.

(Куй железо, пока горячо.)

4. Пролежал холод, сушь и оловянные трубы.

(Прошел огонь, воду и медные трубы.)

5. Не все то грязь, что тусклое.

(Не все- то золото, что блестит.)

6. В пустыне саксаул коричневый, на нем из меди обручальное кольцо.

(У Лукоморья дуб зеленый,

златая цепь на дубе том.)

7. Скажи мне какой у тебя компьютер,

и я скажу, кто ты. (Скажи мне, какой у тебя друг, и я скажу, кто ты.)

8. Дарёному компьютеру в системный блок не заглядывают.

(Дарёному коню в зубы не смотрят.)

  1. По ноутбуку встречают, по уму провожают.

(По одёжке встречают, по уму провожают.)

  1. Что из Корзины удалено, то пропало.

(Что с возу упало, то пропало)

Ведущий:

Слово жюри

Заключительный этап игры

Жюри объявляют результаты игры. Победители награждаются призами.

Ведущий: Один великий ученый сказал: «Умственные занятия оказывают на человека такое благотворное влияние, какое солнце оказывает на природу; они рассеивают мрачное настроение, постепенно облегчают, согревают, поднимают дух» Я уверена, что наше мероприятие зарядило вас положительной энергией и хорошим настроением.

«Да, много решено загадок

От прадеда и до отца,

И нам с тобой продолжить надо

Тропу, которой нет конца»В. Ноздрёв

Пусть на вашем пути добрые люди встречаются,

И любое полезное дело пусть хорошо у вас получается.

Желаю всем вам я и в отдельности каждому лично

Радостной жизни, здоровья, успехов и учиться только на «отлично»!

До свидания!  Звучит песня «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»

Заключение

Предлагаемое внеклассное мероприятие проводится как интеллектуальная игра, в которой участвуют студенты первого курса дневного отделения техникума специальности: «Ветеринария» и «Кинология».

Как известно, дисциплины естественнонаучного цикла не всем понятны и доступны. В итоге интерес к наукам теряется, так как если не интересно, то и учится все с трудом.

Поэтому, чтобы заинтересовать студентов, пересмотреть свои взгляды относительно естественнонаучных дисциплин, а даже и полюбить их, проводиться это внеклассное мероприятие. Данное внеклассное мероприятие расширяет кругозор студентов, мыслительную деятельность, деятельность студентов носит творческий и практический характер.

Литература

1.        Алексинский В.Н.Занимательные опыты по химии. М.: Просвещение, 1980

2.        Блукет Н.А. Ботаника с основами физиологии растений.  Москва. 1975

3.        Брейгер Л.М., Глинская П.В. Предметные недели в школе. Химия. Физика. Волгоград: Учитель, 2001

4.        Лопатин И.К. Биология для умных. Минск 2009

5.        Ненашева И.Г. Химический дивертисмент. Химия (ИД «Первое сентября»), 2006, № 10

6.        Ширшина Н.В. Химия для гуманитариев. Элективный курс. Волгоград: Учитель, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование интеллектуальных умений у учащихся 3 – 4 классов в процессе обучения решению текстовых задач.

Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов убедительно показали, что ребёнок, не научившийся учиться, не овладевший приёмами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в ср...

Интеллектуальная лабильность

Для широкого круга пользователей...

Сценарий мероприятия "Интеллектуальная викторина "Слабое звено"

Внеклассное мероприятие «Интеллектуальная викторина «Слабое звено»».Методическая разработка утверждена «25» «января» 2013г. на МО «Информатика и вычислительная техника.Содержание мероприятия соо...

Интеллектуальная игра "Самый умный".

Материал можно использовать для проведения классных часов....

Интеллектуальный марафон

интеллектуальный марафон проводился для 7-х классов МБОУ СОШ №10 г. Щелково. участники - учащиеся, проявляющие интерес к математике, физике, филологии, биологии. марафон проводился в виде игры по неск...

Интеллектуальное воспитание младшего школьника как педагогическая проблема.

  Интеллектуальное воспитание  младшего школьника как педагогическая проблема. Ваулина С. В....

3. : Выявление развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности (для первой категории) или Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой , физкуль

Организация внеурочной деятельности.Участие в реализации воспитательных программ в образовательной организации.Руководство обучающимися - участниками научных конференций и научных обществ, фестивалей,...