Вычисление производных
методическая разработка на тему
Методическая разработка урока Вычисление производных. В основу разработки положена игровая технология как средство реализации личностно - ориентированного похода в обучении математики учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vychislenie_proizvodnyh.doc | 177.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Тема урока: "Вычисление производных ".
В основу разработки положена игровая технология как средство реализации личностно - ориентированного похода в обучении математики учащихся.
Преподаватель на данном уроке выступает в роли помощника и советчика, а не в роли авторитарного наставника. На уроке использована технология сотрудничества. Цель, которой развивать у учащихся чувства личной и коллективной ответственности за выполнение работы в группе.
Преподаватель математики Кузнецова А.В.
Тема урока: "Вычисление производных ".
Цели урока:
- образовательная
- Повторение, обобщение и оценивание знаний учащихся о правилах нахождения степенной и некоторых элементарных функций;
- Проверить умения учащихся применять формулы и правила вычисления производных.
- развивающая
- развитие внимания, логического мышления, речи;
- развитие умения комментировать, тренировать память.
- воспитательная
- активизация работы учащихся на уроке за счет включения их в игру;
- воспитание трудолюбия, чувства товарищества и взаимопомощи ;
- привитие интереса к предмету путем дружеского соперничества в командах;
- подготовка к ЕГЭ (задания В8)
Методы и приемы: словесный, наглядный.
По типу: урок обобщения и систематизации знаний, урок - игра
Оборудование: раздаточный материал (разноуровневые карточки с практическими заданиями, листы учета знаний), сборник заданий «3000 задач с ответами по математике. Все задания группы В» под ред. А.Л. Семенова, И.В. Ященко. М.: «Экзамен», 2011, карточки с основными формулами, компьютер, проектор.
Ход урока
1 ЭТАП. Организационный момент
Задача: подготовить учащихся к работе на уроке. Взаимное приветствие: проверка подготовленности учащихся к уроку (рабочее место, кто отсутствует). Сегодня урок пройдет в форме игры.
Группа разбивается на две разноуровневые группы (причем ребята сами оценивают свои знания и выбирают группу). Каждая группа выбирает капитана.
Капитан каждой группы получает памятку по оценки заданий и карточку с таблицей, в которую он будет выставлять баллы после каждого задания всем членам команды. ( Приложение1).
II ЭТАП. Комбинированная работа по станциям (работа у доски, работа по карточкам, устная работа с группой)
1. Теоретическая разминка «Повторенье – мать ученья»
- Дайте определение производной функции.
- Как называют функцию, имеющую производную в некоторой точке?
- Как называется процесс вычисления производной?
- Чем является производная функции?
- Физический смысл производной и второй производной.
- Геометрический смысл производной.
- Каково значение производной в точке, если эта точка принадлежит промежутку возрастания функции?
- Каково значение производной в точке, если эта точка принадлежит промежутку убывания функции?
- Заполните таблицу производных по цепочке (таблица записана на отвороте доски)
Выигрывает команда, которая быстро и верно выполнит задания.
2. Работа у доски «Спешите решить» (к доске вызываются двое учащихся – задания записаны на доске):
I. Вычислить производную:
а) у = 4х2 + 5х + 8
б) у = (2х – 1)3 и найти их значение в точке х0 = 2.
II. Вычислить производную:
у = 3х + 2cos x + 6
у= (х-10) ⋅( х2 + х) и найти их значение в точке х0 = 0.
3. Работа по карточкам «Спешите ответить» (разноуровневая работа, выполняется учащимися на местах):
Карточка №1 (уровень А).
Найдите производную функции:
- у = 5 – 7х
- у = (х – 5)(2х – 5)
- у =
Карточка №2 (уровень В).
Найдите производную функции:
- у = cos x + ctg x
- y = 5 sin 3x
- y = 4x5 + tg 3x – cos2x
4. Работа командой. «Кто быстрее?» (Первую формулу пишет в карточке первый учащийся своей группы, передает второму ит.д. последний поднимает ее вверх)
1 Вычислить производную:
- у = 2х – 3
- у = х2 – 3х + 4
- у = 3 cosx
- у = sin5x
- у = tg(2 – 5х)
- у = (х – 3)2
- у = (3 – 4х)2
2 Дана функция f(x) = 4х2. Вычислить f '(1), f '(-2).
- Дана функция f(x) = х3. Решите уравнение: f(x) = f '(х).
5.Устная работа. «Кто умнее?» Капитаны отвечают (слайд высвечивается на экране)
Задача 1
На рисунке изображены график дифференцируемой функции y=f(x) и касательная к нему в точке с абсциссой х0. Найдите значение производной функции f(x) в точке х0.
Правильный ответ: 2
Задача 2
На рисунке изображены график дифференцируемой функции y=f(x) и касательная к нему в точке с абсциссой х0. Найдите значение производной функции f(x) в точке х0.
Правильный ответ: -0.375
III ЭТАП. Работа по группам (Дальше…., дальше)
Каждая команда получает карточки с заданиями разного уровня сложности.
По одному человеку от команды решают у доски, остальные в тетрадях.
Карточка №1 (уровень сложности А)
1 Найдите производную функции:
- у = 4х4 - х5 + х2 -3х
- у = (х + 4)3
- у =
- Вычислите у ' , если у(х) = ctgx – tgx.
- Решите уравнение: f ' (x) = 0, если f (x) = х4 - 2х2 + 1
Карточка №2 (уровень сложности В)
1 Найдите производную функции:
- у = -
- у = sin(2х2 + 3)
- у = cos3x
- Вычислите у ' (600), если у(х) =
- Решите уравнение: f ' (x) = 0, если f (x) = -
IV ЭТАП. Соревнование по группам ( Гонка за лидером)
Группа следующих заданий включает в себя подготовку к ЕГЭ. Работа со сборником заданий «3000 задач с ответами по математике. Все задания группы В» под ред. А.Л. Семенова, И.В. Ященко.
Учащиеся по очереди из каждой команды выполняют по 3 задания из сборника стр. 306 № 1781 – 1802. Если задание выполнено не верно, то учащиеся другой команды могут заработать лишние баллы.
Капитан оценивает работу каждого по следующим критериям:
- решил сам без ошибок и помог товарищу – 5 баллов
- решил сам, но консультировался у товарища – 4 балла
- решал с помощью карточки с формулами и преподавателя – 3 балла
V ЭТАП. Итог урока
1. Самооценка труда учащихся. (да, нет)
- Выполнил ли программу урока полностью?
- Какие виды работ вызвали затруднения и требуют повторения?
- В каких знаниях уверен?
2. Оценка труда товарищей:
- Кто, по-вашему мнению, внес наибольший вклад?
- Кому и над чем следовало бы еще поработать?
3. Оценка работы группы преподавателем.
VI ЭТАП. Домашнее задание: составить проверочную карточку из трех заданий по данной теме (разноуровневую); стр. 245 – 246 учебника Ш.А. Алимова « Алгебра и начала анализа»
Приложение 1.
Памятка по выставлению баллов
Разминка
- За каждый правильный ответ команда получает один балл.
- Если группа не может сформулировать определение, то другая группа получает возможность заработать дополнительно балл, сформулировав это определение.
Работа у доски
- За каждое правильно выполненное задание команда получает один балл
Работа по карточкам
- За каждое правильно выполненное задание команда получает один балл
Работа командой
- За каждое правильно выполненное задание команда получает один балл
Устная работа капитанов
- За каждое правильно выполненное задание команда получает один балл
Работа по группам
- За каждое правильно выполненное задание команда получает один балл
Соревнование по группам
- За каждое правильное задание команда получает один балл.
- Выигрывает та команда, которая набрала больше баллов.
Задания, с которыми не справились группы, решаются совместно, обосновываются выводы.
Капитан оценивает работу каждого по следующим критериям:
- решил сам без ошибок и помог товарищу – 5 баллов
- решил сам, но консультировался у товарища – 4 балла
- решал с помощью карточки с формулами и учителя – 3 балла
1. Самооценка труда учащихся.
- Выполнил ли программу урока полностью?
- Какие виды работ вызвали затруднения и требуют повторения?
- В каких знаниях уверен?
2. Оценка труда товарищей:
- Кто, по-вашему мнению, внес наибольший вклад?
- Кому, над чем следовало бы еще поработать?
команда_______________________________________
Бланк выставления баллов
№ п/п | Этапы урока | Количество баллов |
1 | Разминка «Повторенье – мать ученья» | |
2 | Работа у доски «Спешите решить» | |
3 | Работа по карточкам «Спешите ответить» | |
4 | Работа с командой «Кто быстрее?» | |
5 | Устная работа «Кто умнее? | |
6 | Работа по группам (Дальше…, дальше) | |
7 | Соревнование по группам (Гонка за лидером) |
Бланк выставления баллов
№ п/п | Этапы урока | команды | |
1 | Разминка «Повторенье – мать ученья» | ||
2 | Работа у доски «Спешите решить» | ||
3 | Работа по карточкам «Спешите ответить» | ||
4 | Работа с командой «Кто быстрее?» | ||
5 | Устная работа «Кто умнее? | ||
6 | Работа по группам (Дальше…, дальше) | ||
7 | Соревнование по группам (Гонка за лидером) |
“При изучении наук примеры не менее
поучительны, нежели правила”
Ньютон
Используемые технологии
- Технология групповой деятельности
- Технология самостоятельной деятельности
- Технология разноуровневого обучения
- Технология деятельностного обучения
- Технология сотрудничества
- Игровые технологии
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-состязание по теме "Вычисление производных"
Проверка умения применять правила дифференцирования, формулы вычисления производной, линейной, степенной, тригонометрических функций. Обобщение и систематизация знаний по пройденному материалу....
Методические рекомендации к самостоятельной работе тема: «Исследование функции с помощью производной (по графику производной)».
Предлагается график функции, необходимо заполнить таблицу по схеме исследования свойств функции. Предлагается выполнить тернажер по теме....
"Приближенное вычисление определенного интеграла по формулам прямоугольников и трапеций. Оценка погрешности вычислений".
В данной презентации рассматривается приближенное вычисление определенного интеграла двумя способами 1)по формулам прямоугольников 2)по формулам трапеций. Также рассматривается оценка погрешности вычи...
Практическое занятие №1: "Вычисление относительной молекулярной массы вещества. Вычисление массовой доли элементов в веществе. Нахождение формулы вещества по значениям массовых долей элементов"
Практическая работа №1 содержит указания (примеры) по выполнению заданий, содержащихся в работе. Работа может выполнятся как по вариантам самостоятельно, так и под руководством преподавателя (учителя)...
План-конспект урока-игры "Вычисление производных"
Урок- игра по теме: " Вычисление производных" , предназначен для систематизации знаний и умений, а так же поможет подготовиться к самостоятельой работе....
Самостоятельная работа по теме " Вычисление производных"
Работа проводится после изучения темы "Вычисление производных"....
Методическая разработка бинарного открытого занятия по теме: «Вычисление определённого интеграла методом замены переменной. Вычисление интегралов методами численного интегрирования.»
Разработка бинарного учебного занятия предназначена для студентов 1 и 2 курса, обучающихся по специальности 09.02.07 «Информационные системы и программир...