Методические указания для студентов к практическим работам по ботанике
учебно-методический материал по теме

Майорова Марина Евгеньевна

Методические указания для студентов к практическим работам по ботанике  оформлены в виде рабочей тетради, состоящей из отдельных дидактических единиц - рекоменндаций по каждоц практической работе. Такая форма оформления учебного материала обеспечивает возможность самостоятельной подготовки студентов к занятиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rt_1.docx855.3 КБ
Файл rt_2.docx388.23 КБ
Файл rt_3.docx20.07 КБ
Файл rt_4.docx1.96 МБ
Файл rt_5.docx1.44 МБ
Файл rt_6.docx970.02 КБ
Файл rt_7.docx1.55 МБ
Файл rt_8_-_kopiya.docx220.17 КБ
Файл rt_9.docx748.58 КБ
Файл rt_10.docx22.39 КБ
Файл rt_11.docx22.93 КБ
Файл rt_12.docx19.67 КБ

Предварительный просмотр:

Правила оформления практической работы:    

  • укажите название выполняемого этапа;
  • вычислите увеличение микроскопа;
  • сделайте рисунок, иллюстрирующий изучаемый объект;
  • подпишите рисунок.

Внимание!

Требования к рисунку:

  • рисунок должен быть крупным, детали - хорошо различимыми;
  • контуры поля зрения микроскопа вокруг рисунка отображать не нужно;
  • рисунок выполняйте только карандашом, простым или при необходимости – цветными (не ручкой);
  • отдельные части рисунка обозначайте стрелками и цифрами, соответствующие им надписи делайте сбоку или внизу.

Алгоритм приготовления временного препарата:

  • возьмите предметное стекло из подставки, держа его за боковые грани;
  • поместите в центр стекла 1-2 капли воды;
  • поместите объект в воду;
  • возьмите покровное стекло за боковые грани и положите его боковой гранью на каплю воды, затем медленно опустите на неё стекло;
  • излишки воды уберите фильтровальной бумагой.

Внимание! Между стеклами не должно быть пузырьков воздуха,    

нельзя покровное стекло «кидать» на каплю сверху,

его нужно как бы вдвинуть в каплю сбоку;


Практическая работа № 1

Тема: Строение растительной клетки. Пластиды.     Дата_____________

Цели работы:

  1. Закрепить навыки работы со световым микроскопом.
  2. Приобрести навык приготовления временных препаратов.
  3. Закрепить умение выявлять основные части растительной клетки.

Оснащение рабочего места: микроскоп (1 шт.); контейнер для стёкол, предметное стекло (2 шт.); покровное стекло (2 шт.); стаканчик с водой (1 шт.); пипетка (1 шт.); препарировальная игла (1 шт.), фильтровальная бумага, постоянный микропрепарат «Кожица чешуи лука», плоды рябины (перца/томата), листья хлорофитума, листья традесканции.

Задание 1. Изучение постоянного препарата «Кожица чешуи лука».

  1. Рассмотрите препарат при малом увеличении.
  • Найдите клеточную стенку, ядро.
  • Зарисуйте 6-7 клеток, обозначьте рисунок, укажите увеличение микроскопа.
  1. Рассмотрите препарат при большом увеличении.
  • Найдите клеточную стенку, ядро, вакуоль, цитоплазму.
  • Зарисуйте 1 клетку, обозначьте рисунок, укажите увеличение микроскопа. 

Задание 1.____________________________________________________________________________

при увеличении × _________

при увеличении × _________

1 – _________________________________

2 – _________________________________

1 – _________________________________

2 – _________________________________

3 – _________________________________

4 – _________________________________

Задание 2. Изучение временного препарата «Хромопласты мякоти плодов рябины (перца/томата)».

  1. Приготовьте временный препарат.
  2. Рассмотрите препарат при малом увеличении.
  • найдите клеточную стенку, ядро, обратите внимание на цвет препарата
  1. Рассмотрите препарат при большом увеличении.
  • найдите клеточную стенку, ядро, хромопласты (обратите внимание на их цвет, форму и расположение)
  1. Зарисуйте 1 клетку, обозначьте рисунок.

Алгоритм приготовления временного препарата мякоти плода.

  • сдвиньте кожицу плода, зачерпните концом иглы небольшое количество мякоти,
  • поместите мякоть на предметное стекло в каплю воды, размешайте,
  • закройте покровным стеклом,
  • уберите фильтровальной бумагой излишки жидкости за пределами стекла.

Задание 3. Изучение временного препарата «Хлоропласты в клетках эпидермы листа хлорофитума».

  1. Приготовьте временный препарат.
  2. Рассмотрите препарат при малом увеличении.
  • найдите клеточную стенку, ядро, обратите внимание на цвет препарата
  1. Рассмотрите препарат при большом увеличении.
  • найдите клеточную стенку, ядро, хлоропласты (обратите внимание на их цвет, форму и расположение)
  1. Зарисуйте 1 клетку, обозначьте рисунок.

Алгоритм приготовления временного препарата эпидермы свежего листа.

  • с нижней (более светлой) стороны листа снимите прозрачный слой кожицы (эпидерму),
  • поместите неповреждённой поверхностью вверх на предметное стекло в каплю воды,
  • закройте покровным стеклом,
  • уберите фильтровальной бумагой излишки жидкости за пределами стекла.

Задание 4. Изучение временного препарата «Лейкопласты в клетках эпидермы листа традесканции».

  1. Рассмотрите демонстрационный препарат при малом и большом увеличении.
  • найдите клеточную стенку, ядро, лейкопласты (обратите внимание на их цвет, форму и расположение)
  1. Зарисуйте 1 клетку, обозначьте рисунок.

Задание 2. __________________________

__________________________

__________________________

при увеличении × _________

Задание 3.

__________________________

__________________________

__________________________ 

при увеличении × _________

Задание 4.

__________________________

__________________________

__________________________

при увеличении × _________

1 _________________________

2_________________________

3_________________________

1_________________________

2_________________________

3_________________________

1_________________________

2_________________________

3_________________________

Задание 5. Сделайте вывод о диагностическом значении пластид при исследовании лекарственного сырья.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

По окончании работы приведите в порядок рабочее место:

  • вытрите предметное и покровное стекла, положите их в контейнер;
  • вытрите препарировальную иглу и положите её на подставку микроскопа;

установите микроскоп в нерабочее положение (револьвер поверните так, чтобы ни один объектив не был под тубусом; тубус опустите до предела с помощью макрометрического винта).



Предварительный просмотр:

Практическая работа № 2

Тема: Неживые включения клетки Дата ____________

Цели работы:

  1. Закрепить навыки приготовления временных препаратов.
  2. Закрепить умение выявлять диагностические признаки в строении растительной клетки.
  3. Сформировать умение различать виды растений по типам кристаллов.

Оснащение рабочего места: микроскоп (1 шт.); контейнер для стекол, предметное стекло (2 шт.); покровное стекло (2 шт.); стаканчик с водой (1 шт.); пипетка (1 шт.); препарировальная игла (1 шт.), фильтровальная бумага, постоянный микропрепарат «Стебель кирказона» или черешок листа бегонии, листья красавки (просвётленные в растворе щёлочи), листья ландыша (просветленные в растворе щёлочи) или срез корневища купены в воде/спирте, чешуя лука/чеснока в глицерине.

               

Задание 1. Изучение временного препарата «Крахмальные зёрна картофеля».

  1. Приготовьте временный препарат.
  • обновите срез клубня картофеля
  • опустите свежий срез клубня в воду на предметном стекле и слегка потрите кусочек клубня о стекло
  1. Рассмотрите препарат при малом, затем при большом увеличении.
  • найдите все типы крахмальных зёрен клубня картофеля: простое концентрическое, простое эксцентрическое, полусложное, сложное.
  1. Зарисуйте все типы зёрен, обозначьте на рисунках:

1 – образовательный центр, 2 – слои крахмала.

Задание 1. _____________________________________________________

Тип крахмального зерна

Рисунок

Обозначения

1 – ______________________________________________

2 – ______________________________________________

   

         

 Задание 2. Изучение различных типов кристаллов оксалата кальция.

А) Кристаллы стебля кирказона / бегонии

 Рассмотрите постоянный препарат «Стебель кирказона» или временный микропрепарат «Черешок бегонии» при малом, затем при большом увеличении.

  • Найдите в клетке кристаллы оксалата кальция
  • Определите тип кристаллов оксалата кальция
  • Зарисуйте в таблице 1 клетку, обозначьте в ней кристаллы оксалата кальция.

Б) Кристаллы чешуи лука / чеснока

  1. Приготовьте временный препарат.
  2. Рассмотрите препарат при малом, затем при большом увеличении.
  • определите тип кристаллов.
  1. Зарисуйте в таблице 1 клетку, обозначьте в ней кристаллы оксалата кальция.

В) Кристаллы листа ландыша / корневища купены

  1. Приготовьте временный препарат.
  2. Рассмотрите препарат при малом, затем при большом увеличении.
  • определите тип кристаллов.
  1. Зарисуйте в таблице 1 клетку, обозначьте в ней кристаллы оксалата кальция.

Г) Кристаллы листа красавки (белладонны)

  1. Приготовьте временный препарат.
  2. Рассмотрите препарат при малом, затем при большом увеличении.
  • определите тип кристаллов.
  1. Зарисуйте в таблице одну клетку с кристаллами и несколько окружающих её клеток паренхимы, обозначьте в ней кристаллы оксалата кальция.

Задание 2. _____________________________________________________

Тип кристаллов оксалата кальция

    Рисунок

Примеры растений, содержащих данный тип кристаллов

1) _____________

2) ______________

3) ______________

1)________________

2)________________

3)________________

1)_____________

2)_____________

3)_____________

1)_______________

2)_______________

3)_______________

Задание 3. Сделайте вывод о диагностическом значении неживых включений клетки (зёрен крахмала и кристаллов оксалата кальция) при исследовании лекарственного сырья.

_______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

ВНИМАНИЕ!  

Это задание (№4) – подготовка  к практической работе. Обязательно выполните его до ПР.

Задание 4. Вопросы для самоконтроля.

Соотнесите фрагменты изображений с их названиями:

Изображения неживых включений клетки

друзы кирказона

зёрна крахмала картофеля

клетки с крист песком красавки

Image126 колеус

Название

А

Б

В

Г

Изображения неживых включений клетки

зерно крахмала

ландыш рафиды крупно

Folium_hyoscyami_plosne_detail_stavelan кристаллы

Folium_stramonii_друзы

Название

Д

Е

Ж

З

Варианты названий:

1 – Друзы CaC2O4

2 – Рафиды CaC2O4

3 – Одиночные призматические кристаллы CaC2O4

4 – Клетки с кристаллическим песком CaC2O4

5 – Зёрна крахмала

6 – Цистолиты (кристаллы CaCO3)

7 – Капли эфирного масла



Предварительный просмотр:

Практическая работа  № 3

Тема: Растительные ткани: покровные.     Дата ____________

Цели работы:

  1. Закрепить навыки приготовления временных препаратов;
  2. Сформировать  умение выявлять диагностические признаки в строении покровной ткани растительного сырья;
  3. Сформировать умение  различать классы и виды растительного сырья по строению покровной ткани.

Оснащение рабочего места: микроскоп (1 шт.); контейнер для стекол, предметное стекло (2 шт.); покровное стекло     (2 шт.); стаканчик с водой (1 шт.); пипетка (1 шт.); препарировальная игла (1 шт.), фильтровальная бумага, постоянный микропрепарат «Эпидерма листа герани», листья хлорофитума / гиппеаструма свежие, листья герани (пеларгонии) свежие, листья облепихи / лоха (просвётленные в растворе щёлочи), листья сенны (просветлённые в растворе щёлочи), листья пастушьей сумки (просвётленные в растворе щёлочи), листья коровяка мохнатого.

Задание 1. Изучение строения эпидермы растений класса однодольные и класса двудольные.

  1. Изучение временного препарата «Эпидерма листа хлорофитума/гиппеаструма»
  1. Приготовьте временный препарат:
  • с нижней (более светлой) стороны листа снимите прозрачный слой кожицы;
  • поместите неповрежденной поверхностью вверх на предметное стекло в каплю воды.
  1. Рассмотрите препарат на самом прозрачном участке при малом, затем при большом увеличении.
  • найдите клетки эпидермы и устьица
  1. Зарисуйте клетки эпидермы и устьица, обозначьте на рисунках:

клетки эпидермы, устьице, замыкающие (полулунные) клетки устьица, устьичную щель.

  1. Изучение временного препарата «Эпидерма листа герани (пеларгонии)»
  1. Приготовьте временный препарат.
  2. Рассмотрите препарат на самом прозрачном участке при малом, затем при большом увеличении.
  • найдите клетки эпидермы и устьица
  1. Зарисуйте клетки эпидермы и устьица, обозначьте на рисунках:

клетки эпидермы,  устьице, замыкающие (полулунные) клетки устьица, устьичную щель.

Оставьте микропрепарат для выполнения следующего задания!

Задание 1. _____________________________________________________

Наименование микропрепарата

Эпидерма листа ________________________________

Эпидерма листа ________________________________

Рисунок

Обозначения

1 – _________________________________

2 – _________________________________

3 – _________________________________

4 – _________________________________

Класс растения

Задание 2. Изучение различных типов волосков.

А) Волоски листа герани (пеларгонии)

  1. Рассмотрите препарат «Волоски герани (пеларгонии)»  при малом, затем при большом увеличении.
  • найдите  волоски на эпидерме
  • определите тип волосков
  • зарисуйте волоски

Б) Волоски листа сенны

1.   Приготовьте временный препарат «Волоски листа сенны».

2.   Рассмотрите при малом, затем при большом увеличении.

  • найдите  волоски на эпидерме
  • определите тип волосков
  • зарисуйте волоски                                                                  

В) Волоски листа коровяка мохнатого

1.   Приготовьте временный препарат «Волоски листа коровяка мохнатого».

  1. Рассмотрите препарат «Волоски листа коровяка мохнатого» на самом прозрачном участке при малом, затем при большом увеличении.
  • найдите  волоски на эпидерме
  • определите тип волосков
  • зарисуйте волоски

Г) Волоски листа пастушьей сумки / желтушника раскидистого

  1. Приготовьте временный препарат «Волоски листа пастушьей сумки».
  • поместите на предметное стекло в каплю воды небольшой фрагмент листа пастушьей сумки, вымоченного в растворе щелочи
  • разделите его на части, стараясь снять эпидерму
  1. Рассмотрите препарат «Волоски листа пастушьей сумки»  на самом прозрачном участке при малом, затем при большом увеличении.
  • найдите  волоски на эпидерме
  • определите тип волосков
  • зарисуйте волоски

Д) Волоски листа облепихи / лоха

  1. Приготовьте временный препарат «Волоски листа облепихи».
  2. Рассмотрите препарат «Волоски листа облепихи»  на самом прозрачном участке при малом, затем при большом увеличении.
  • найдите  волоски на эпидерме
  • определите тип волосков
  • зарисуйте волоски

Задание 2. _____________________________________________________

        

Тип волоска

Простой одноклеточный

Простой многоклеточный

Головчатый

Разветвлённый одноклеточный (многоконечный)

Чешуйчатый (звёздчатый)

Ветвистый многоклеточный

Рисунок

Примеры растений, имеющих данный тип волосков

Задание 3. Сделайте вывод о диагностическом значении строения эпидермы и волосков  при исследовании лекарственного растительного сырья.

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Задание 4. Вопросы для самоконтроля.

Это задание  – подготовка  к практической работе. Обязательно выполните его до ПР!

Соотнесите тип волоска, его характеристику и пример растения, у которого он имеется. Ответ оформите в виде последовательности цифр (например, 111).

Тип волоска

Характеристика

Пример растений

1.Простой одноклеточный

1.Состоят из одноклеточной или многоклеточной ножки и одноклеточной или многоклеточной головки, вырабатывают эфирные масла

1.Яблоня домашняя, львиный зев

2.Ветвистый одноклеточный

2.Многоклеточная пластинка имеет разветвления в одной плоскости

2.Крапива двудомная

3.Ветвистый многоклеточный

3.Очень ломкие, содержат муравьиную кислоту, имеют форму полой иглы, заканчивающейся маленькой головкой

3.Красавка обыкновенная, дурман обыкновенный,  белена чёрная, мята перечная, шалфей лекарственный, наперстянка пурпурная

4.Железистый (головчатый)

4.Выросты на нижней стороне листа в виде  

      сосочков, мертвые

4.Коровяк мохнатый

5.Чешуйчатый (звездчатый)

5.Сильно ветвятся, напоминают небольшое дерево, находятся на обеих сторонах листьев

5.Малина обыкновенная, тыква обыкновенная

6.Жгучие

6.Одревесневшие волоски, защита от животных

6.Пастушья сумка обыкновенная

7.Шипы

7.Вильчатые, разветвленные (3-6- конечные),  поверхность гладкая или покрыта бородавочками

7.Лох серебристый, облепиха крушиновидная

1______        2______          3______          4______           5______          6______              7______


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Практическая работа  № 6

 Дата ____________

Тема: Морфология вегетативных органов: побеги.

Цели работы:

  1. Закрепить навыки характеризовать морфологическое строение побегов (стеблей);
  2. Сформировать  умение определять и описывать морфологические признаки стеблей, являющихся лекарственным сырьем («Травы», «Побеги» и «Кора»);
  3. Сформировать умение  выявлять диагностические признаки надземных органов растений, являющихся лекарственным сырьем.

Оснащение рабочего места: образцы лекарственного растительного сырья, представляющего собой побеги («Травы», «Побеги» и «Кора»); реактивы (раствор щёлочи, раствор железо-аммониевых квасцов), лупы, ГФ XI.

Задание 1. Изучение лекарственного растительного сырья «Травы».

  1. Выпишите определение лекарственного растительного сырья «Травы», используя материал ГФ XI том I,     стр. 256.

Высушенные или свежие надземные части травянистых растений, собранные во время цветения, иногда во время бутонизации или плодоношения; состоящие из стеблей с листьями и цветками, иногда с бутонами и незрелыми плодами; собирают верхушки, всю надземную часть, надземную часть вместе с корнями.

Задание 2. Изучение лекарственного растительного сырья «Травы».

  1. Рассмотрите образцы сырья «Травы», определите  макроскопические признаки образцов сырья.
  2. Заполните таблицу № 1, подчеркните диагностические признаки.

Задание 3. Изучение лекарственного растительного сырья «Кора»

  1. Выпишите определение лекарственного растительного сырья «Кора», используя материал ГФ XI том I,      стр. 261.

_________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Изучение лекарственного растительного сырья «Кора»

  1. Рассмотрите образцы сырья «Кора», определите  макроскопические признаки образцов сырья.
  2. Заполните таблицу № 2, подчеркните диагностические признаки.

Задание 5. Сделайте вывод о диагностическом значении побегов растений.

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Таблица № 1. Лекарственное растительное сырьё «Травы»

Внешние признаки сырья

Латинские и русские названия

ЛРС: Herba Hyperici

         Трава зверобоя

Производящее  растение:

Hypéricum perforátum

Зверобой продырявленный

Семейство:

Hypericaceae

Зверобойные

ЛРС: Foliа Artemísiaе Absinthii

Листья полыни горькой

Производящее  растение:

 Artemísia absínthium

Полынь горькая

Семейство:

 Asteraceae 

Астровые

Тип сырья

трава

листья

Форма поперечного сечения стебля

крылатое

Характер поверхности стебля

голые

Цвет поверхности стебля

Матово - зеленые

Серебристо-зеленоватый

Тип листорасположения

Супротивное

 (по краям точечные вместилища, черные)

Очередное

Запах сырья

сильный, специфический

Ароматный, «полынный»

Вкус сырья

Горьковатый, слегка вяжущий

горький

Размеры:

а) длина

б) диаметр

До 30 см

До 25 см

До 5 мм

До 3 мм

Рисунок

ЖАК, зеленовато-черное окрашивание  на дубильные вещества

Судан III, оранжевое окрашивание на эфирные масла

Обозначения

1____________________________

2____________________________

3____________________________

1_________________________________

2_________________________________

3_________________________________

Таблица № 2. Лекарственное растительное сырьё «Кора»

Внешние признаки сырья

Латинские и русские названия

ЛРС: Cortex Quércus

Кора дуба

Производящее  растение:

Quércus pétraea,  Q. róbur

Дуб скальный, Д. черешчатый

Семейство:

Fagaceae 

Буковые 

ЛРС:__________________________

______________________________

______________________________

Производящее  растение

____________________________________________________________

______________________________

Семейство

______________________________________

Тип сырья

кора

Форма

Характер поверхности:

а) снаружи

б) внутри

«зеркальная»

Гладкая, слегка морщинистая

Продольно- морщинистая

Цвет поверхности:

а) снаружи

б) внутри

Серо-бурая, серебристо-бурая, зелено-бурая

Светло-бурая

Характер излома

Зернистый, волокнистый

Запах сырья

Сухая без запаха

Вкус сырья

Горьковато-вяжущий

Размеры:

а) длина

б) толщина

Не менее 3см

2-6 мм

Качественные реакции

ЖАК, черно-синее окрашивание

Рисунок

Обозначения

1____________________________

2____________________________

3____________________________

1____________________________

2____________________________

3____________________________

Задание 6. Изучение видоизменений побегов. Задание для СР! Выполните его до ПР!

  1. Определите видоизменение побегов по рисункам.
  2. Заполните таблицу.

 

А) Надземные органы

Пример видоизмене-ния

IMG_2931

лапчатка усы

Видоизмене-ние

Усики

Колючки

Усы

Пример растения

Виноград культурный

Боярышник Арнольда

Лапчатка гусиная

Примеры других растений, имеющих данное видоизменение

Тыква

Терн,  гледичия

Клубника, земляника

Б) Подземные органы

Пример видоизмене--ния

Видоизмене-ние

Клубень

Корневище

Луковица

Пример растения

Картофель

Аир

Чеснок

Примеры других растений, имеющих данное видоизменение

Валериана, горец, бадан, ландыш, пырей, купена

Лилии

Задание 7. Вопросы для самоконтроля. Задание для СР! Выполните его до ПР!

  1. Дайте определение органа.

Орган – это часть растения, имеющая определенное строение и выполняющая определенные функции.

  1. Функциями стебля являются …
  1. Поддержание листьев, цветков, плодов

  1. Связь корней и листьев

  1. Передвижение  веществ

  1. Фотосинтез (в молодых0

  1. Запас питательных веществ

  1. В медицине применяют коры:
  2. Укажите основное (главное) фармакотерапевтическое действие препаратов, получаемых из этих кор:

1) кора дуба -  вяжущее действие

2) кора калины – кровоостанавливающее, противовоспалительное, гипотензивное действие

3) кора крушины – слабительное действие

  1. В медицине применяют травы:
  2. Укажите основное (главное) фармакотерапевтическое действие препаратов, получаемых из этих трав:
  1. Трава алтея – обволакивающее, отхаркивающее, смягчающее действие

  1. Трава пастушьей сумки – кровоостанавливающее действие

  1. трава пустырника – успокоительное действие

ПАМЯТКА ДЛЯ СТУДЕНТОВ.

Форма сырья «Подземные органы»:

  • Цилиндрическая                                                
  • Коническая                                                        
  • Многоглавая                                                      
  • Изогнутая
  • Сплюснутая
  • Перекрученная
  • Комковатая
  • Бесформенная
  • Разнообразная
  • и др.

Форма сечения стебля:

  • Округлая
  • Четырёхгранная
  • Ребристая
  • Многогранная
  • Крылатая

Характер поверхности:

стебля

  • голый
  • опушённый

Характер поверхности:

кор и подземных органов

- продольно-морщинистый

- поперечно-морщинистый

- шероховатый

- ячеистый

- ребристый

  • Матовый
  • Блестящий

Запах сырья:

- практически без запаха

- слабый

- сильный

  • Ароматный
  • Неприятный
  • Неспецифический
  • Специфический (мятный, валериановый, лимонный) и др.

Характер излома сырья «Кора» и «Подземные органы»:

  • Ровный
  • Зернистый
  • Щетинистый
  • Волокнистый
  • Занозистый
  • Шероховатый
  • и др.

Форма сырья «Кора»:

-   Плоская

-  Желобоватая

-  Трубчатая

Вкус сырья:

  • Сладкий, сладковатый
  • Горький, горьковатый
  • Кислый, кисловатый
  • Вяжущий
  • Слизистый
  • Пряный
  • и др.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                                Практическая работа  № 8                      Дата ____________

Тема: Морфология генеративных органов: цветки и соцветия.

Цели работы:

  1. Закрепить навыки характеризовать морфологическое строение цветка по наглядному материалу;
  2. Сформировать  умение определять и описывать морфологические признаки цветков;
  3. Сформировать умение  проводить макроскопический анализ лекарственного сырья «Цветки»;
  4. Сформировать  умение определять и описывать морфологические признаки разных типов соцветий.

Оснащение рабочего места: образцы лекарственного растительного сырья, представляющего собой цветки и соцветия, гербарные образцы лекарственных растений, заспиртованные цветки (например, ландыша и шиповника), коллекции соцветий, лупы,     ГФ XI.

Задание 1. Изучение лекарственного растительного сырья «Цветки».

Выпишите определение лекарственного растительного сырья «Цветки», используя материал ГФ XI том I,        стр. 257.

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Задание 2. Изучение строения цветка.

  1. Рассмотрите образцы цветков  на гербарных образцах, спиртовом материале, лекарственном растительном сырье  и на живых растениях.
  2. Рассмотрите схему строения цветка, подпишите его части.

1___________________________

2___________________________

3___________________________

4___________________________

5___________________________

6___________________________

7___________________________

а___________________________

б___________________________

в___________________________

г___________________________

д___________________________

Задание 5. Сделайте вывод о диагностическом значении цветков и соцветий растений.

             ___________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

            ____________________________________________________________________________

Задание 3. Изучите строение цветка на предложенном материале; заполните таблицу 1;

                   подчеркните диагностические признаки цветков.

Таблица 1. Строение цветков с простым и двойным околоцветником.

Характеристика признака

Латинские и русские названия

Характеристика признака

Латинские и русские названия

1. Характеристика околоцветника:

1. Характеристика околоцветника:

Простой

Двойной

Чашечковидный /

венчиковидный

Чашечка 

Правильный / неправильный

Правильная / неправильная

Свободный / сросшийся

Свободная / сросшаяся

Число листочков простого околоцветника

Число чашелистиков

Форма   листочков

Форма чашелистиков

Цвет листочков

Цвет чашелистиков

Венчик 

Правильный / неправильный

Свободный / сросшийся

Число лепестков  

Форма лепестков  

Цвет лепестков  

2. Характеристика  андроцея

Число тычинок

Цвет пыльников

Свободные или сросшиеся тычинки

Пыльцевые мешки сидячие или тычиночные нити выражены

3. Характеристика гинецея

Число пестиков

Число плодолистиков

Пестики свободные / сросшиеся  

4. Положение завязи

Верхняя / нижняя

5. Формула цветка

6. Рисунок (цветок в разрезе)

Обозначения

1 – _________________________________

2 – _________________________________

3 – _________________________________

4 – _________________________________

5 – _________________________________

1____________________

2____________________

3____________________

4____________________

5____________________

6____________________

Задание 4. Изучение строения соцветий.

  1. Рассмотрите 6 – 7 образца соцветий  на гербарных образцах, ЛРС и на живых растениях.
  2. Определите типы соцветий, используя характеристику в таблице 1.
  3. Заполните таблицу 2.

Таблица 2. Строение соцветий

Название соцветия

Характеристика

Рисунок (и схема) соцветия

Примеры растений

Простые неопределённые (БОТРИЧЕСКИЕ) соцветия

Кисть

Цветки на цветоножках прикрепляются по всей длине главной оси поочерёдно

Колос

Сидячие цветки прикрепляются по всей длине главной оси поочерёдно

Серёжка

Колос с мягкой главной осью

Початок

Сидячие цветки прикрепляются по всей длине утолщенной главной оси

Щиток

Цветки на цветоножках разной длины  находятся на одном уровне, цветоножки прикреплены в разных местах главной оси

Зонтик

Цветки на цветоножках одной длины прикреплены к одной точке главной оси.

Головка

Сидячие цветки прикрепляются по всей длине утолщенной укороченной главной оси.

Корзинка

Сидячие цветки (разных типов) прикреплены к расширенной уплощённой главной оси.

Сложные неопределённые соцветия

Сложная кисть (метёлка)

К главной оси прикреплены соцветия простые кисти, расположенные в очередном порядке

Сложный колос

К главной оси прикреплены мелкие сидячие колоски

Сложный щиток

Цветки или мелкие соцветия (корзинки) располагаются в одной плоскости; к главной оси прикрепляются боковые оси по типу щитка

Сложный зонтик

На верхушках лучей общего нижнего зонтика прикрепляются соцветия зонтики  

   

Определённые (ЦИМОИДНЫЕ) соцветия

Извилина

Главная ось заканчивается цветком, под которым развивается одна боковая ось, перерастающая главную и заканчивающаяся цветком.            Оси отходят то влево, то вправо.

Развилина

Главная ось заканчивается цветком, под которым развиваются две боковые оси перерастающие главную и заканчивающиеся цветком.

Завиток

Главная ось заканчивается цветком, под которым развивается одна боковая ось, перерастающая главную и заканчивающаяся цветком.                                Оси отходят в одну сторону.

Задание 6. Вопросы для самоконтроля. Задание для СР! Выполните его до ПР!

Изучение многообразия соцветий.

  1. Рассмотрите  соцветия на  изображениях в таблице.
  2. Определите типы соцветий;
  3. Закончите заполнение таблицы  (укажите типы соцветий, приведите примеры растений).

СОЦВЕТИЯ

Ботрические (Моноподиальные)

Цимозные (Симпо-диальные)

Простые

Сложные

Цветки на цветоножках

     

Монохазии

     

Дихазии

 

Цветки сидячие

               

Задание 7. Вопросы для самоконтроля. Задание для СР! Выполните его до ПР!

  1. Дайте определение цветка.

Цветок – это …

  1. Функциями соцветия являются …

1)

2)

3)

  1. В медицине применяют «Цветки»:
  2. Укажите основное (главное) фармакотерапевтическое действие препаратов, получаемых из этих цветков и/или соцветий:

1) ________________ - __________________

2)

3)

4)

5)

Задание 8. Вопросы для самоконтроля. Задание для СР! Выполните его до ПР!

Определите тип соцветия:

Пример растения

Кипрей узколистный

Одуванчик лекарственный

Чистотел большой

Клевер пашенный

Подорожник большой

Изображение

Схема соцветия

Тип соцветия

ПАМЯТКА ДЛЯ СТУДЕНТОВ.

Формулы цветков

Формула цветка – условное обозначение строения цветка с помощью букв, символов и цифр.

В начале формулы указывается знак симметрии цветка:

* - цветок правильный

↑ - цветок неправильный

Далее следуют буквенные выражения, характеризующие околоцветник, тычинки, пестик.

Са или К – чашечка

Со или С – венчик

Р – простой околоцветник

А – тычинки

G – пестик

Рядом с буквенными выражениями указывается число элементов.

Если элементы сросшиеся, то их число заключают в скобки.

Если элементы цветка расположены кругами, то между количеством элементов в каждом круге ставится знак +.

Если число элементов цветка больше 12, то ставится символ ∞.

Положение завязи в цветке обозначается чёрточкой: если завязь верхняя – под числом плодолистиков; если завязь нижняя – над числом плодолистиков.

Пример формулы цветка тюльпана:

*P 3+3 A 3+3 G (3)                                         

   тюльпан фотоtulipflowerpts

* - цветок правильный                                                            

 P – околоцветник простой

3+3 – листочки свободные, расположены в два круга по 3 листочка

A 3+3 – тычинки свободные, расположены в два круга по 3 тычинки

G (3) – пестик 1, образован 3 сросшимися плодолистиками,

           завязь верхняя

                                                         

                                         

             

ПАМЯТКА ДЛЯ СТУДЕНТОВ.

Характеристика цветка

Околоцветник

Простой

Двойной

Чашечковидный / венчиковидный

Чашечка

Венчик

Правильный / неправильный

Правильная / неправильная

Правильный / неправильный

Свободный / сросшийся

Свободная / сросшаяся

Свободный / сросшийся

Число листочков простого околоцветника

Число чашелистиков

Число лепестков

Форма листочков

Форма чашелистиков

Форма лепестков

Цвет листочков

Цвет чашелистиков

Цвет лепестков

Андроцей

Число тычинок

Цвет пыльников

Свободные или сросшиеся тычинки

Пыльцевые мешки сидячие или тычиночные нити выражены

Гинецей

Число пестиков

Число плодолистиков

Пестики свободные / сросшиеся

Положение завязи

Верхняя / нижняя

Форма цветоложа

Плоское / выпуклое / вогнутое

Цветоножка

Короткая / длинная / практически отсутствует



Предварительный просмотр:

Практическая работа  № 9

Тема: Морфология генеративных органов: плоды и семена     Дата __________

Цели работы:

  1. Закрепить навыки характеризовать морфологическое строение плодов по наглядному материалу;
  2. Сформировать  умение определять и описывать морфологические признаки плодов;
  3. Сформировать умение  проводить макроскопический анализ лекарственного сырья «Плоды»;
  4. Сформировать  умение определять и описывать морфологические признаки разных типов плодов.

Оснащение рабочего места: образцы лекарственного растительного сырья, представляющего собой плоды, гербарные образцы лекарственных растений, коллекции плодов,  лупы, ГФ XI.

Задание 1. Изучение строения плода.

  1. Рассмотрите 3 образца различных плодов на гербарных образцах и на живых растениях.
  2. Зарисуйте схему строения плода, подпишите его части.

http://www.hindustantimes.com/Images/2010/11/25762160-2e4f-4d93-9488-a5da6fd2d397HiRes.JPG

   

   1

  2

 

  3

1_______________

2_______________

3_______________

Задание 2. Изучение морфологии плодов.

  1. Рассмотрите  образцы плодов.
  2. Приведите морфологические описания, используя классификацию.
  3. Заполните таблицу №1. Зарисуйте  схематично все типы плодов, приведите примеры растений, имеющих данные типы плодов. 

Таблица 1. Морфология плодов

Тип плода

Рисунок

1

2

3

4

5

Тип

околоплодника                          (сухой / сочный)

Число

гнёзд (1 /2 /3 / много)

Способ

вскрывания  (не вскрывается / вскрывется …)

Количество

семян  (1 / много)

Способ

образования (настоящий / ложный или моно-, апо- ценокарпный)

Число

Плодолистиков

 (1 /2 /3 / много)

Название растения

Тип плода

Рисунок

6

7

8

9

10

Тип

Околоплодника

 (сухой / сочный)

Число

гнёзд (1 /2 /3 / много)

Способ

Вскрывания

 (не вскрывается / вскрывется …)

Количество

семян  (1 / много)

Способ

образования (настоящий / ложный или моно-, апо- ценокарпный)

Число

плодолистиков

(1 /2 /3 / много)

Название растения

Задание 4. Сделайте вывод о диагностическом значении плодов растений.

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

          ____________________________________________________________________________

Задание 3. Вопросы для самоконтроля. Задание для СР! Выполните его до ПР!

  1. Рассмотрите  плоды  на  изображениях в таблице 1.
  2. Определите типы плодов;
  3. Закончите заполнение таблицы  (укажите типы плодов, приведите примеры растений).

Типы плодов

Монокарпные

Апокарпные

Ценокарпные

Псевдомонокарпные

Сухие

http://stelanacelit.narod.ru/_nw/1/73326270.jpg

__________

almond-medium

сокирки листовка

__________

Сочные

VeteranFULL

________

Сухие

kl_bg

__________

1181

___________

малина плоды без плодоножек

___________

Сочные

18_81

________

adonis

________

Сухие

pagina31

____________

siliquacapsella5gowerstmay252004

_____________

пустырник

____________

AP0054

Сочные

ist2_455_the_citrus_collection

apple_b   rosaceae 11

____________

Vaccinium_myrtillus_vs_Vaccinium_uliginosum

____________

ist2_38607_

________

липы орешки

________

acorn-on-slate-blue-2-AJHD

________

180px-Photos-photos_1088103921_Floating

семянка подсолнечника в разрезе

____________

зерновки кукурузы

____________

greckiy-orex3

Памятка для студентов «Характеристика плодов» Заполните графу «Примеры»!

Тип плода

Характеристика плода

Примеры растений

Орех

Околоплодник сухой, деревянистый, не срастается с семенем, не вскрывается. Одногнёздный, односеменной.

Желудь

Околоплодник сухой, недеревянистый, не срастается с семенем, не вскрывается. Имеет вытянутую форму, окружён шапочкой (плюской). Одногнёздный, односеменной.

Орешек.

Околоплодник сухой, кожистый, не срастается с семенем, не вскрывается. Меньше ореха. Одногнёздный, односеменной.

Семянка

Околоплодник сухой, кожистый или плёнчатый, не срастается с семенем, не вскрывается. Одногнёздный, односеменной.

Зерновка

Околоплодник сухой, кожистый или плёнчатый, срастается с семенем, не вскрывается. Одногнёздный, односеменной.

Крылатка

Околоплодник сухой, кожистый или плёнчатый, срастается или не срастается с семенем,  имеет крыловидный вырост.

Листовка

Одногнёздный плод, образован одним плодолистиком. Околоплодник сухой. Вскрывается по брюшному шву. Многосеменной.

Боб

Одногнёздный плод, образован двумя плодолистиками. Околоплодник сухой. Вскрывается по 2 швам и распадается на 2 створки, к которым прикрепляются семена. Многосеменной.

Стручок

Двугнёздный плод, образован двумя плодолистиками. Околоплодник сухой. Вскрывается по 2 швам. Внутри находится перегородка, к которой прикрепляются семена. Многосеменной.

Стручочек

Длина примерно равна ширине.

Коробочка  

Плод с различным количеством гнёзд, образован одним или несколькими плодолистиками. Околоплодник сухой. Вскрывается различными способами – дырочками, крышечкой, створками, зубчиками.

Костянка

Односеменной одногнёздный плод, семя не срастается с околоплодником.

Ягода  

Многосеменной одногнёздный плод, семена находятся в мякоти.

Яблоко

Многосеменной многогнёздный ложный (образован цветоложем [мякоть] и основаниями чашелистиков[кожица]) плод.

Яблочко

Мельче размером. Кожистые перегородки менее выражены.

Тыквина  

Многосеменной одногнёздный плод, семена находятся в мякоти. Околоплодник снаружи твёрдый деревянистый. Особый тип толстостенной ягоды.

Померанец  

Многосеменной многогнёздный плод, семена находятся в мякоти [мешочки с соком], средняя часть сухая и белая, наружная - окрашенная со вместилищами.

Многоорешек  

На общем цветоложе расположено много сухих плодиков – орешков.

Многолистовка  

На общем цветоложе расположено много сухих плодиков – листовок.

Многокостянка  

На общем цветоложе расположено много сочных плодиков – костянок.

Земляничина (фрага)  

В общее сочное цветоложе погружено много сухих плодиков – орешков.

Цинародий (многоорешек шиповника  )

На общем вогнутом цветоложе расположено много сухих плодиков – орешков.

Вислоплодник  

Плод распадается на 2 сухих полуплодика – мерикарпия.

Ценобий или дробный многоорешек

На общем цветоложе расположено 4 сухих плодика – орешка (эрема).



Предварительный просмотр:

Практическая работа  № 10

Тема: Изучение основных признаков семейств: розоцветные, бобовые, сельдерейные на примере их отдельных представителей.                                    Дата ____________

Цели работы:

1. Продолжить формировать навыки характеризовать  морфологические признаки семейства розоцветные на примере шиповника майского, черёмухи обыкновенной, лапчатки прямостоячей, кровохлёбки лекарственной; семейства бобовые на примере солодки голой, термопсиса ланцетного; семейства сельдерейные на примере укропа огородного, кориандра посевного по наглядному материалу;

2.Продолжить формировать навыки определять и описывать морфологические признаки растений семейств розоцветные, бобовые, сельдерейные;

3.Продолжить формировать умение определять представителей семейств розоцветные, бобовые, сельдерейные;

4.Продолжить формировать знания о применении лекарственных растений в медицине.

Оснащение рабочего места: образцы лекарственного растительного сырья, гербарные образцы, таблицы растений изучаемых семейств, лупы.

Задание 1. Изучение лекарственного растительного сырья растений изучаемых семейств.

  1. Запишите латинские и русские названия сырья.
  2. Укажите основные группы действующих веществ.
  3. Приведите примеры применения данных растений (лекарственных средств из их сырья) в медицине.

Название семейства

 

Розоцветные  – _________________________

Бобовые –

_________________________

Сельдерейные – _________________________

Название

растения

Название

ЛРС

Основная группа БАВ

Фармако-терапевтическая группа

Задание 2. Изучение морфологических признаков растений семейства розоцветные.

  1. Рассмотрите и изучите на гербарных образцах, образцах сырья, таблицах, рисунках, фотографиях морфологические признаки растений.
  2. Опишите диагностические признаки растений по алгоритму, указанному в таблице №1.

Таблица 1.

Наименование внешних признаков

Латинские и русские названия

Общие признаки семейства

__________________

розоцветные

___________________________ 

________________________ 

Жизненная  форма

   

Подземные  органы:

А) тип корневой системы

Б) особенности

Стебли:

А) форма

Б) положение в пространстве

В) особенности

Листья:

А) описание листа

Б) расположение на стебле

Цветки:

Соцветия или одиночные цветки

Плоды:

А) тип плода

Б) характеристика плода

Особенности 

Задание 3. Вопросы для самоконтроля. Решите учебные ситуационные задачи.

Вопросы для самоконтроля. Задание для СР! Выполните его до ПР!

  1. Отгадайте загадки, объясните их:

Сидит на палочке,
В красной рубашечке,
Брюшко сыто -
Камнями набито.

     

Будто снежный шар бела

По весне она цвела,

Нежный запах источала,

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна.

Найдите в загадке ботаническую ошибку.

  1. Корневища и корни кровохлёбки заготавливают осенью, в период зрелости плодов, а корневища лапчатки прямостоячей – в период цветения. Объясните различия в сроках сбора сырья, учитывая морфологические особенности растений.

Задание 4. Изучение морфологических признаков растений семейства бобовые.

  1. Рассмотрите и изучите на гербарных образцах, образцах сырья, таблицах, рисунках, фотографиях морфологические признаки растений.
  2. Опишите диагностические признаки растений по алгоритму, указанному в таблице №2.

Таблица 2.

Наименование внешних признаков

Латинские и русские названия

Общие признаки семейства

____________________

бобовые

________________________ 

______________________

Жизненная  форма

   

Подземные  органы:

А) тип корневой системы

Б) особенности

Стебли:

А) форма

Б) положение в пространстве

В) особенности

Листья:

А) описание листа

Б) расположение на стебле

Цветки:

Соцветия или одиночные цветки

Плоды:

А) тип плода

Б) характеристика плода

Особенности 

Задание 5. Вопросы для самоконтроля. Решите учебные ситуационные задачи.

Вопросы для самоконтроля. Задание для СР! Выполните его до ПР!

  1. Траву термопсиса ланцетного при заготовке срезают укороченным серпом на высоте 4 – 5 см от почвы. Объясните, чем обусловлено это правило заготовки?

  1. Корни солодки заготавливают путём вспашки поля и выборки корней. Почему не уничтожаются заросли при таком способе заготовки?

  1. Объясните происхождение названий «глицирриза», «сладкий скифский корень», данных солодке.

Задание 6. Изучение морфологических признаков растений семейства сельдерейные.

  1. Рассмотрите и изучите на гербарных образцах, образцах сырья, таблицах, рисунках, фотографиях морфологические признаки растений.
  2. Опишите диагностические признаки растений по алгоритму, указанному в таблице №3.

Таблица 3.

Наименование внешних признаков

Латинские и русские названия

Общие признаки семейства

___________________

сельдерейные

________________________ 

______________________ 

Жизненная  форма

   

Подземные  органы:

А) тип корневой системы

Б) особенности

Стебли:

А) форма

Б) положение в пространстве

В) особенности

Листья:

А) описание листа

Б) расположение на стебле

Цветки:

Соцветия или одиночные цветки

Плоды:

А) тип плода

Б) характеристика плода

Особенности 

Задание 7. Вопросы для самоконтроля. Решите учебные ситуационные задачи.

Вопросы для самоконтроля. Задание для СР! Выполните его до ПР!

  1. Лекарственным сырьём аниса, фенхеля, кориандра, укропа являются плоды. Известно, что плоды растений семейства сельдерейные созревают не одновременно. Когда эффективнее заготавливать сырьё?

  1. Укажите предпочтительные условия произрастания растений семейства сельдерейные, исходя из их морфологических признаков.

  1. Объясните причины образования корнеплодов у растений семейства зонтичные (например, морковь посевная, сельдерей), учитывая жизненную форму растений.

Задание 8. Изучение строения органов растений семейств розоцветные, бобовые, сельдерейные.

  1. Зарисуйте схематично строение листьев, цветка, плода представителей семейства розоцветные и укажите названия растений.
  2. Зарисуйте схематично строение листьев, цветков, плода представителей семейства бобовые и укажите названия растений.
  3. Зарисуйте схематично строение стеблей, листьев, соцветий, плодов представителей семейства сельдерейные и укажите названия растений.

Название семейства

Рисунок стебля

Рисунок листа

Рисунок цветка

Рисунок соцветия

Рисунок плода

Розоцветные

Бобовые

Сельдерейные

 



Предварительный просмотр:

Практическая работа  № 11

Тема: Изучение основных признаков семейств: лилейные, астровые, паслёновые на примере их отдельных представителей. Дата ____________

Цели работы:

- продолжить формировать навыки характеризовать  морфологические признаки семейства лилейные на примере ландыша майского, купены лекарственной; семейства астровые на примере одуванчика лекарственного, ромашки; семейства паслёновые на примере белены чёрной,  красавки обыкновенной  по наглядному материалу;

- продолжить формировать навыки определять и описывать морфологические признаки растений семейств астровые, пасленовые, лилейные;

- продолжить формировать умение  определять представителей семейств астровые, пасленовые, лилейные;

- продолжить формировать знания о применении лекарственных растений в медицине.

Оснащение рабочего места: образцы лекарственного растительного сырья, гербарные образцы, таблицы растений изучаемых семейств, лупы.

Задание 1. Изучение лекарственного растительного сырья растений изучаемых семейств.

  1. Запишите латинские и русские названия сырья.
  2. Укажите основные группы действующих веществ.
  3. Приведите примеры применения данных растений (лекарственных средств из их сырья) в медицине.

Название семейства

Лилейные – ________________

Астровые – ________________

Паслёновые – ______________

Название

растения

Название ЛРС

Основная группа БАВ

Фармако-терапевтическая группа

Задание 2. Изучение морфологических признаков растений семейства лилейные.

  1. Рассмотрите и изучите на гербарных образцах, образцах сырья, таблицах, рисунках, фотографиях морфологические признаки растений.
  2. Опишите диагностические признаки растений по алгоритму, указанному в таблице 1.

Таблица 1

Наименование внешних признаков

Латинские и русские названия

Общие признаки семейства

__________________  

лилейные

_________________________ 

______________________ 

Жизненная  форма

   

Подземные  органы:

А) тип корневой системы

Б) особенности

Стебли:

А) форма

Б) положение в пространстве

В) особенности

2

Листья:

А) описание листа

Б) расположение на стебле

Цветки:

Соцветия или одиночные цветки

Плоды:

А) тип плода

Б) характеристика плода

Особенности 

Задание 3. Вопросы для самоконтроля. Задание для СР! Выполните его до ПР!

  1. Отгадайте загадку, объясните её:

На зелёном шнурочке
Белые звоночки.

  1. Ландыш майский используется в медицине; купена – является возможной примесью к его сырью. Объясните по каким признакам фармацевт может отличить примеси. Почему именно купена лекарственная может быть примесью к листьям ландыша?

  1. Охарактеризуйте места обитания ландыша и купены. Каким образом растения приспособились к этим условиям?

  1. Предложите охранные мероприятия при заготовке листьев, цветков, травы ландыша майского.

Задание 4. Изучение морфологических признаков растений семейства астровые.

  1. Рассмотрите и изучите на гербарных образцах, образцах сырья, таблицах, рисунках, фотографиях морфологические признаки растений.
  2. Опишите диагностические признаки растений по алгоритму, указанному в таблице 2.

Таблица 2

Наименование внешних признаков

Латинские и русские названия

Общие признаки семейства

___________________

астровые

________________________ 

_____________________ 

Жизненная  форма

   

Подземные  органы:

А) тип корневой системы

Б) особенности

Стебли:

А) форма

Б) положение в пространстве

В) особенности

2

Листья:

А) описание листа

Б) расположение на стебле

Цветки:

Соцветия или одиночные цветки

Плоды:

А) тип плода

Б) характеристика плода

Особенности 

Задание 5. Вопросы для самоконтроля. Задание для СР! Выполните его до ПР!

  1. За какую особенность одуванчик получил своё название?

  1. Почему корни одуванчика используют в качестве заменителя кофе?

  1. Чем можно объяснить колебания в содержании сахаров в корнях одуванчика от 12 до 40%?

  1. У ромашки аптечной простое неопределённое соцветие корзинка. Почему лекарственное растительное сырьё «Цветки ромашки аптечной» надо собирать только в период горизонтального расположения язычковых цветков, а не в период цветения всех цветков корзинки?

Задание 6. Изучение морфологических признаков растений семейства паслёновые.

  1. Рассмотрите и изучите на гербарных образцах, образцах сырья, таблицах, рисунках, фотографиях морфологические признаки растений.
  2. Опишите диагностические признаки растений по алгоритму, указанному в таблице 3.

Таблица 3

Наименование внешних признаков

Латинские и русские названия

Общие признаки семейства

___________________  

паслёновые

_______________________ 

_____________________ 

Жизненная  форма

   

Подземные  органы:

А) тип корневой системы

Б) особенности

Стебли:

А) форма

Б) положение в пространстве

В) особенности

2

Листья:

А) описание листа

Б) расположение на стебле

Цветки:

Соцветия или одиночные цветки

Плоды:

А) тип плода

Б) характеристика плода

Особенности 

Задание 7. Вопросы для самоконтроля. Задание для СР! Выполните его до ПР!

  1. Отгадайте загадку, объясните её:

У тропы стоит неряха,

на ней грязная рубаха,

на плече кувшин узорный,

до краёв отравой полный.

  1. Верхние парные листья красавки обыкновенной образуют «листовую мозаику». Объясните характер и причину такого расположения листьев.

  1. Объясните происхождение выражения «Белены объелся».

Вопросы для самоконтроля. Задание для СР! Выполните его до ПР!

Задание 8. Изучение строения органов растений семейств лилейные, астровые, паслёновые.

  1. Зарисуйте схематично строение листьев, цветка, плода представителей семейства лилейные и укажите названия растений.
  2. Зарисуйте схематично строение цветков, соцветий, плода представителей семейства астровые и укажите названия растений.
  3. Зарисуйте схематично строение стеблей, листьев, цветков, плодов представителей семейства паслёновые и укажите названия растений.

Название семейства

Рисунок стебля

Рисунок листа

Рисунок цветка

Рисунок соцветия

Рисунок плода

Лилейные

Астровые

Паслёновые  

 



Предварительный просмотр:

Практическая работа  № 12

Тема: Изучение основных признаков семейств: гречишные, яснотковые на примере их отдельных представителей.                                Дата ____________

Цели работы:

- продолжить формировать навыки характеризовать  морфологические признаки семейства гречишные на примере горца птичьего, ревеня тангутского; семейства яснотковые на примере пустырника сердечного, шалфея лекарственного по наглядному материалу;

- продолжить формировать навыки определять и описывать морфологические признаки растений семейств гречишные, яснотковые;

- продолжить формировать умение  определять представителей семейств гречишные, яснотковые;

- продолжить формировать знания о применении лекарственных растений в медицине.

Оснащение рабочего места: образцы лекарственного растительного сырья, гербарные образцы, таблицы растений изучаемых семейств, лупы.

Задание 1. Изучение лекарственного растительного сырья растений изучаемых семейств.

  1. Запишите латинские и русские названия сырья.
  2. Укажите основные группы действующих веществ.
  3. Приведите примеры применения данных растений (лекарственных средств из их сырья) в медицине.

Название семейства

Гречишные  – _____________

Яснотковые  – ________________

Название

растения

Название ЛРС

Основная группа БАВ

Фармако-терапевтическая группа

Задание 2. Изучение морфологических признаков растений семейства гречишные.

  1. Рассмотрите и изучите на гербарных образцах, образцах сырья, таблицах, рисунках, фотографиях морфологические признаки растений.
  2. Опишите диагностические признаки растений по алгоритму, указанному в таблице 1.

Таблица 1

Наименование внешних признаков

Латинские и русские названия

Общие признаки семейства

____________________

гречишные

_________________________

_______________________ 

Жизненная  форма

   

Подземные  органы:

А) тип корневой системы

Б) особенности

Стебли:

А) форма

Б) положение в пространстве

В) особенности

2

Листья:

А) описание листа

Б) расположение на стебле

Цветки:

Соцветия или одиночные цветки

Плоды:

А) тип плода

Б) характеристика плода

Особенности 

Задание 3. Вопросы для самоконтроля. Задание для СР! Выполните его до ПР!

  1. Чем объясняется  название растения – горец птичий?

  1. В некоторых регионах России ревень называют ревёнка-трава. С какой морфологической особенностью растения связано данное название?

  1. Каким образом и с какой целью образуются раструбы на стеблях растений семейства гречишные?

  1. Подземные органы растений можно заготавливать осенью или ранней весной (в период максимального содержания биологически активных веществ). Однако, корневища горца змеиного весной не заготавливают. Почему? Предложите оптимальные сроки заготовки корневищ горца змеиного.

Задание 4. Изучение морфологических признаков растений семейства яснотковые.

  1. Рассмотрите и изучите на гербарных образцах, образцах сырья, таблицах, рисунках, фотографиях морфологические признаки растений.
  2. Опишите диагностические признаки растений по алгоритму, указанному в таблице 2.

Таблица 2.

Наименование внешних признаков

Латинские и русские названия

Общие признаки семейства

___________________

яснотковые

_________________________ 

____________________ 

Жизненная  форма

   

Подземные  органы:

А) тип корневой системы

Б) особенности

Стебли:

А) форма

Б) положение в пространстве

В) особенности

2

Листья:

А) описание листа

Б) расположение на стебле

Цветки:

Соцветия или одиночные цветки

Плоды:

А) тип плода

Б) характеристика плода

Особенности 

Задание 5. Вопросы для самоконтроля. Задание для СР! Выполните его до ПР!

  1. Предположите местообитание и фармакологическое действие пустырника сердечного, учитывая его название.

  1. По каким микроскопическим признакам можно предположить наличие в сырье шалфея лекарственного эфирного масла?

  1. С каким морфологическим признаком растений связано название семейства Labiatae – Губоцветные?

  1. Почему дробный плод растений семейства яснотковые практически трудно распадается на части?

  1. Назовите не менее 4 растений семейства яснотковые, применяемых в медицине.

1)

2)

3)

4)

Задание 6. Изучение строения органов растений семейств яснотковые, гречишные.

  1. Зарисуйте схематично строение стеблей, листьев, соцветий, плодов представителей семейства гречишные и укажите названия растений.
  2. Зарисуйте схематично строение стеблей, листьев, соцветий, плодов представителей семейства яснотковые и укажите названия растений.

Название семейства

Рисунок стебля

Рисунок листа

Рисунок соцветия

Рисунок плода

Яснотковые

Гречишные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ для студентов специальности 110401 Агрономия

Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ для студентов составлены в соответствии с рабочей программой профессионального модуля ПМ.01 Реализация агротехнологий различной интен...

Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ для студентов специальности 35.02.05 Агрономия

Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ для студентов составлены в соответствии с рабочей программой профессионального модуля  ПМ.03  Хранение, транспортировка, пр...

Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ по теме «Супы» по дисциплине «Технология продукции общественного питания» по специальности 260807 «Технология продукции общественного питания» ( для студентов очной и заочной формы о

Методические указания разработаны для выполнения лабораторно-практических работ по теме, содержат краткие теоретические основы,  ситуационные задачи, образец  технологической карты и титульн...

Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ по теме «Обработка мяса» по дисциплине «Технология продукции общественного питания» по специальности 260708 «Технология продукции общественного питания» ( для студентов очной и заочн

Методические указания разработаны для выполнения лабораторно-практических работ по теме, содержат краткие теоретические основы, таблицы, приложения, образец  титульного листа отчетной работы, спи...

Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ по теме «Сладкие блюда» по дисциплине «Технология продукции общественного питания» по специальности 260807 «Технология продукции общественного питания» ( для студентов очной и заочной

Методические указания разработаны для выполнения лабораторно-практических работ по теме, содержат краткие теоретические основы,  требования к качеству сладких блюд, ситуационные задачи, образцы...

Методические указания для студентов к практическим работам по дисциплине "Фармакология"

В представленном материале - рекомендации для преподавателя по проведению практических занятий...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для студентов к практическим занятиям Дисциплина: ОП.14 Охрана окружающей среды

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯдля студентов к практическим занятиямДисциплина: ОП.14 Охрана окружающей среды...