Методические указания для студентов к практическим работам по ботанике
учебно-методический материал по теме
Методические указания для студентов к практическим работам по ботанике оформлены в виде рабочей тетради, состоящей из отдельных дидактических единиц - рекоменндаций по каждоц практической работе. Такая форма оформления учебного материала обеспечивает возможность самостоятельной подготовки студентов к занятиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rt_1.docx | 855.3 КБ |
rt_2.docx | 388.23 КБ |
rt_3.docx | 20.07 КБ |
rt_4.docx | 1.96 МБ |
rt_5.docx | 1.44 МБ |
rt_6.docx | 970.02 КБ |
rt_7.docx | 1.55 МБ |
rt_8_-_kopiya.docx | 220.17 КБ |
rt_9.docx | 748.58 КБ |
rt_10.docx | 22.39 КБ |
rt_11.docx | 22.93 КБ |
rt_12.docx | 19.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Правила оформления практической работы:
- укажите название выполняемого этапа;
- вычислите увеличение микроскопа;
- сделайте рисунок, иллюстрирующий изучаемый объект;
- подпишите рисунок.
Внимание!
Требования к рисунку:
- рисунок должен быть крупным, детали - хорошо различимыми;
- контуры поля зрения микроскопа вокруг рисунка отображать не нужно;
- рисунок выполняйте только карандашом, простым или при необходимости – цветными (не ручкой);
- отдельные части рисунка обозначайте стрелками и цифрами, соответствующие им надписи делайте сбоку или внизу.
Алгоритм приготовления временного препарата:
- возьмите предметное стекло из подставки, держа его за боковые грани;
- поместите в центр стекла 1-2 капли воды;
- поместите объект в воду;
- возьмите покровное стекло за боковые грани и положите его боковой гранью на каплю воды, затем медленно опустите на неё стекло;
- излишки воды уберите фильтровальной бумагой.
Внимание! Между стеклами не должно быть пузырьков воздуха,
нельзя покровное стекло «кидать» на каплю сверху,
его нужно как бы вдвинуть в каплю сбоку;
Практическая работа № 1
Тема: Строение растительной клетки. Пластиды. Дата_____________
Цели работы:
- Закрепить навыки работы со световым микроскопом.
- Приобрести навык приготовления временных препаратов.
- Закрепить умение выявлять основные части растительной клетки.
Оснащение рабочего места: микроскоп (1 шт.); контейнер для стёкол, предметное стекло (2 шт.); покровное стекло (2 шт.); стаканчик с водой (1 шт.); пипетка (1 шт.); препарировальная игла (1 шт.), фильтровальная бумага, постоянный микропрепарат «Кожица чешуи лука», плоды рябины (перца/томата), листья хлорофитума, листья традесканции.
Задание 1. Изучение постоянного препарата «Кожица чешуи лука».
- Рассмотрите препарат при малом увеличении.
- Найдите клеточную стенку, ядро.
- Зарисуйте 6-7 клеток, обозначьте рисунок, укажите увеличение микроскопа.
- Рассмотрите препарат при большом увеличении.
- Найдите клеточную стенку, ядро, вакуоль, цитоплазму.
- Зарисуйте 1 клетку, обозначьте рисунок, укажите увеличение микроскопа.
Задание 1.____________________________________________________________________________
при увеличении × _________ | при увеличении × _________ |
1 – _________________________________ 2 – _________________________________ | 1 – _________________________________ 2 – _________________________________ 3 – _________________________________ 4 – _________________________________ |
Задание 2. Изучение временного препарата «Хромопласты мякоти плодов рябины (перца/томата)».
- Приготовьте временный препарат.
- Рассмотрите препарат при малом увеличении.
- найдите клеточную стенку, ядро, обратите внимание на цвет препарата
- Рассмотрите препарат при большом увеличении.
- найдите клеточную стенку, ядро, хромопласты (обратите внимание на их цвет, форму и расположение)
- Зарисуйте 1 клетку, обозначьте рисунок.
Алгоритм приготовления временного препарата мякоти плода.
- сдвиньте кожицу плода, зачерпните концом иглы небольшое количество мякоти,
- поместите мякоть на предметное стекло в каплю воды, размешайте,
- закройте покровным стеклом,
- уберите фильтровальной бумагой излишки жидкости за пределами стекла.
Задание 3. Изучение временного препарата «Хлоропласты в клетках эпидермы листа хлорофитума».
- Приготовьте временный препарат.
- Рассмотрите препарат при малом увеличении.
- найдите клеточную стенку, ядро, обратите внимание на цвет препарата
- Рассмотрите препарат при большом увеличении.
- найдите клеточную стенку, ядро, хлоропласты (обратите внимание на их цвет, форму и расположение)
- Зарисуйте 1 клетку, обозначьте рисунок.
Алгоритм приготовления временного препарата эпидермы свежего листа.
- с нижней (более светлой) стороны листа снимите прозрачный слой кожицы (эпидерму),
- поместите неповреждённой поверхностью вверх на предметное стекло в каплю воды,
- закройте покровным стеклом,
- уберите фильтровальной бумагой излишки жидкости за пределами стекла.
Задание 4. Изучение временного препарата «Лейкопласты в клетках эпидермы листа традесканции».
- Рассмотрите демонстрационный препарат при малом и большом увеличении.
- найдите клеточную стенку, ядро, лейкопласты (обратите внимание на их цвет, форму и расположение)
- Зарисуйте 1 клетку, обозначьте рисунок.
Задание 2. __________________________ __________________________ __________________________ при увеличении × _________ | Задание 3. __________________________ __________________________ __________________________ при увеличении × _________ | Задание 4. __________________________ __________________________ __________________________ при увеличении × _________ |
1 _________________________ 2_________________________ 3_________________________ | 1_________________________ 2_________________________ 3_________________________ | 1_________________________ 2_________________________ 3_________________________ |
Задание 5. Сделайте вывод о диагностическом значении пластид при исследовании лекарственного сырья.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
По окончании работы приведите в порядок рабочее место:
- вытрите предметное и покровное стекла, положите их в контейнер;
- вытрите препарировальную иглу и положите её на подставку микроскопа;
установите микроскоп в нерабочее положение (револьвер поверните так, чтобы ни один объектив не был под тубусом; тубус опустите до предела с помощью макрометрического винта).
Предварительный просмотр:
Практическая работа № 2
Тема: Неживые включения клетки Дата ____________
Цели работы:
- Закрепить навыки приготовления временных препаратов.
- Закрепить умение выявлять диагностические признаки в строении растительной клетки.
- Сформировать умение различать виды растений по типам кристаллов.
Оснащение рабочего места: микроскоп (1 шт.); контейнер для стекол, предметное стекло (2 шт.); покровное стекло (2 шт.); стаканчик с водой (1 шт.); пипетка (1 шт.); препарировальная игла (1 шт.), фильтровальная бумага, постоянный микропрепарат «Стебель кирказона» или черешок листа бегонии, листья красавки (просвётленные в растворе щёлочи), листья ландыша (просветленные в растворе щёлочи) или срез корневища купены в воде/спирте, чешуя лука/чеснока в глицерине.
Задание 1. Изучение временного препарата «Крахмальные зёрна картофеля».
- Приготовьте временный препарат.
- обновите срез клубня картофеля
- опустите свежий срез клубня в воду на предметном стекле и слегка потрите кусочек клубня о стекло
- Рассмотрите препарат при малом, затем при большом увеличении.
- найдите все типы крахмальных зёрен клубня картофеля: простое концентрическое, простое эксцентрическое, полусложное, сложное.
- Зарисуйте все типы зёрен, обозначьте на рисунках:
1 – образовательный центр, 2 – слои крахмала.
Задание 1. _____________________________________________________
Тип крахмального зерна | ||||
Рисунок | ||||
Обозначения | 1 – ______________________________________________ 2 – ______________________________________________ |
Задание 2. Изучение различных типов кристаллов оксалата кальция.
А) Кристаллы стебля кирказона / бегонии
Рассмотрите постоянный препарат «Стебель кирказона» или временный микропрепарат «Черешок бегонии» при малом, затем при большом увеличении.
- Найдите в клетке кристаллы оксалата кальция
- Определите тип кристаллов оксалата кальция
- Зарисуйте в таблице 1 клетку, обозначьте в ней кристаллы оксалата кальция.
Б) Кристаллы чешуи лука / чеснока
- Приготовьте временный препарат.
- Рассмотрите препарат при малом, затем при большом увеличении.
- определите тип кристаллов.
- Зарисуйте в таблице 1 клетку, обозначьте в ней кристаллы оксалата кальция.
В) Кристаллы листа ландыша / корневища купены
- Приготовьте временный препарат.
- Рассмотрите препарат при малом, затем при большом увеличении.
- определите тип кристаллов.
- Зарисуйте в таблице 1 клетку, обозначьте в ней кристаллы оксалата кальция.
Г) Кристаллы листа красавки (белладонны)
- Приготовьте временный препарат.
- Рассмотрите препарат при малом, затем при большом увеличении.
- определите тип кристаллов.
- Зарисуйте в таблице одну клетку с кристаллами и несколько окружающих её клеток паренхимы, обозначьте в ней кристаллы оксалата кальция.
Задание 2. _____________________________________________________
Тип кристаллов оксалата кальция | ||||
Рисунок | ||||
Примеры растений, содержащих данный тип кристаллов | 1) _____________ 2) ______________ 3) ______________ | 1)________________ 2)________________ 3)________________ | 1)_____________ 2)_____________ 3)_____________ | 1)_______________ 2)_______________ 3)_______________ |
Задание 3. Сделайте вывод о диагностическом значении неживых включений клетки (зёрен крахмала и кристаллов оксалата кальция) при исследовании лекарственного сырья.
_______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
ВНИМАНИЕ!
Это задание (№4) – подготовка к практической работе. Обязательно выполните его до ПР.
Задание 4. Вопросы для самоконтроля.
Соотнесите фрагменты изображений с их названиями:
Изображения неживых включений клетки | ||||
Название | ||||
А | Б | В | Г | |
Изображения неживых включений клетки | ||||
Название | ||||
Д | Е | Ж | З |
Варианты названий:
1 – Друзы CaC2O4
2 – Рафиды CaC2O4
3 – Одиночные призматические кристаллы CaC2O4
4 – Клетки с кристаллическим песком CaC2O4
5 – Зёрна крахмала
6 – Цистолиты (кристаллы CaCO3)
7 – Капли эфирного масла
Предварительный просмотр:
Практическая работа № 3
Тема: Растительные ткани: покровные. Дата ____________
Цели работы:
- Закрепить навыки приготовления временных препаратов;
- Сформировать умение выявлять диагностические признаки в строении покровной ткани растительного сырья;
- Сформировать умение различать классы и виды растительного сырья по строению покровной ткани.
Оснащение рабочего места: микроскоп (1 шт.); контейнер для стекол, предметное стекло (2 шт.); покровное стекло (2 шт.); стаканчик с водой (1 шт.); пипетка (1 шт.); препарировальная игла (1 шт.), фильтровальная бумага, постоянный микропрепарат «Эпидерма листа герани», листья хлорофитума / гиппеаструма свежие, листья герани (пеларгонии) свежие, листья облепихи / лоха (просвётленные в растворе щёлочи), листья сенны (просветлённые в растворе щёлочи), листья пастушьей сумки (просвётленные в растворе щёлочи), листья коровяка мохнатого.
Задание 1. Изучение строения эпидермы растений класса однодольные и класса двудольные.
- Изучение временного препарата «Эпидерма листа хлорофитума/гиппеаструма»
- Приготовьте временный препарат:
- с нижней (более светлой) стороны листа снимите прозрачный слой кожицы;
- поместите неповрежденной поверхностью вверх на предметное стекло в каплю воды.
- Рассмотрите препарат на самом прозрачном участке при малом, затем при большом увеличении.
- найдите клетки эпидермы и устьица
- Зарисуйте клетки эпидермы и устьица, обозначьте на рисунках:
клетки эпидермы, устьице, замыкающие (полулунные) клетки устьица, устьичную щель.
- Изучение временного препарата «Эпидерма листа герани (пеларгонии)»
- Приготовьте временный препарат.
- Рассмотрите препарат на самом прозрачном участке при малом, затем при большом увеличении.
- найдите клетки эпидермы и устьица
- Зарисуйте клетки эпидермы и устьица, обозначьте на рисунках:
клетки эпидермы, устьице, замыкающие (полулунные) клетки устьица, устьичную щель.
Оставьте микропрепарат для выполнения следующего задания!
Задание 1. _____________________________________________________
Наименование микропрепарата | Эпидерма листа ________________________________ | Эпидерма листа ________________________________ |
Рисунок | ||
Обозначения | 1 – _________________________________ 2 – _________________________________ 3 – _________________________________ 4 – _________________________________ | |
Класс растения |
Задание 2. Изучение различных типов волосков.
А) Волоски листа герани (пеларгонии)
- Рассмотрите препарат «Волоски герани (пеларгонии)» при малом, затем при большом увеличении.
- найдите волоски на эпидерме
- определите тип волосков
- зарисуйте волоски
Б) Волоски листа сенны
1. Приготовьте временный препарат «Волоски листа сенны».
2. Рассмотрите при малом, затем при большом увеличении.
- найдите волоски на эпидерме
- определите тип волосков
- зарисуйте волоски
В) Волоски листа коровяка мохнатого
1. Приготовьте временный препарат «Волоски листа коровяка мохнатого».
- Рассмотрите препарат «Волоски листа коровяка мохнатого» на самом прозрачном участке при малом, затем при большом увеличении.
- найдите волоски на эпидерме
- определите тип волосков
- зарисуйте волоски
Г) Волоски листа пастушьей сумки / желтушника раскидистого
- Приготовьте временный препарат «Волоски листа пастушьей сумки».
- поместите на предметное стекло в каплю воды небольшой фрагмент листа пастушьей сумки, вымоченного в растворе щелочи
- разделите его на части, стараясь снять эпидерму
- Рассмотрите препарат «Волоски листа пастушьей сумки» на самом прозрачном участке при малом, затем при большом увеличении.
- найдите волоски на эпидерме
- определите тип волосков
- зарисуйте волоски
Д) Волоски листа облепихи / лоха
- Приготовьте временный препарат «Волоски листа облепихи».
- Рассмотрите препарат «Волоски листа облепихи» на самом прозрачном участке при малом, затем при большом увеличении.
- найдите волоски на эпидерме
- определите тип волосков
- зарисуйте волоски
Задание 2. _____________________________________________________
Тип волоска | Простой одноклеточный | Простой многоклеточный | Головчатый | Разветвлённый одноклеточный (многоконечный) | Чешуйчатый (звёздчатый) | Ветвистый многоклеточный |
Рисунок | ||||||
Примеры растений, имеющих данный тип волосков |
Задание 3. Сделайте вывод о диагностическом значении строения эпидермы и волосков при исследовании лекарственного растительного сырья.
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Задание 4. Вопросы для самоконтроля.
Это задание – подготовка к практической работе. Обязательно выполните его до ПР!
Соотнесите тип волоска, его характеристику и пример растения, у которого он имеется. Ответ оформите в виде последовательности цифр (например, 111).
Тип волоска | Характеристика | Пример растений |
1.Простой одноклеточный | 1.Состоят из одноклеточной или многоклеточной ножки и одноклеточной или многоклеточной головки, вырабатывают эфирные масла | 1.Яблоня домашняя, львиный зев |
2.Ветвистый одноклеточный | 2.Многоклеточная пластинка имеет разветвления в одной плоскости | 2.Крапива двудомная |
3.Ветвистый многоклеточный | 3.Очень ломкие, содержат муравьиную кислоту, имеют форму полой иглы, заканчивающейся маленькой головкой | 3.Красавка обыкновенная, дурман обыкновенный, белена чёрная, мята перечная, шалфей лекарственный, наперстянка пурпурная |
4.Железистый (головчатый) | 4.Выросты на нижней стороне листа в виде сосочков, мертвые | 4.Коровяк мохнатый |
5.Чешуйчатый (звездчатый) | 5.Сильно ветвятся, напоминают небольшое дерево, находятся на обеих сторонах листьев | 5.Малина обыкновенная, тыква обыкновенная |
6.Жгучие | 6.Одревесневшие волоски, защита от животных | 6.Пастушья сумка обыкновенная |
7.Шипы | 7.Вильчатые, разветвленные (3-6- конечные), поверхность гладкая или покрыта бородавочками | 7.Лох серебристый, облепиха крушиновидная |
1______ 2______ 3______ 4______ 5______ 6______ 7______
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Практическая работа № 6
Дата ____________
Тема: Морфология вегетативных органов: побеги.
Цели работы:
- Закрепить навыки характеризовать морфологическое строение побегов (стеблей);
- Сформировать умение определять и описывать морфологические признаки стеблей, являющихся лекарственным сырьем («Травы», «Побеги» и «Кора»);
- Сформировать умение выявлять диагностические признаки надземных органов растений, являющихся лекарственным сырьем.
Оснащение рабочего места: образцы лекарственного растительного сырья, представляющего собой побеги («Травы», «Побеги» и «Кора»); реактивы (раствор щёлочи, раствор железо-аммониевых квасцов), лупы, ГФ XI.
Задание 1. Изучение лекарственного растительного сырья «Травы».
- Выпишите определение лекарственного растительного сырья «Травы», используя материал ГФ XI том I, стр. 256.
Высушенные или свежие надземные части травянистых растений, собранные во время цветения, иногда во время бутонизации или плодоношения; состоящие из стеблей с листьями и цветками, иногда с бутонами и незрелыми плодами; собирают верхушки, всю надземную часть, надземную часть вместе с корнями.
Задание 2. Изучение лекарственного растительного сырья «Травы».
- Рассмотрите образцы сырья «Травы», определите макроскопические признаки образцов сырья.
- Заполните таблицу № 1, подчеркните диагностические признаки.
Задание 3. Изучение лекарственного растительного сырья «Кора»
- Выпишите определение лекарственного растительного сырья «Кора», используя материал ГФ XI том I, стр. 261.
_________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Изучение лекарственного растительного сырья «Кора»
- Рассмотрите образцы сырья «Кора», определите макроскопические признаки образцов сырья.
- Заполните таблицу № 2, подчеркните диагностические признаки.
Задание 5. Сделайте вывод о диагностическом значении побегов растений.
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Таблица № 1. Лекарственное растительное сырьё «Травы»
Внешние признаки сырья | Латинские и русские названия | |
ЛРС: Herba Hyperici Трава зверобоя Производящее растение: Hypéricum perforátum Зверобой продырявленный Семейство: Hypericaceae Зверобойные | ЛРС: Foliа Artemísiaе Absinthii Листья полыни горькой Производящее растение: Artemísia absínthium Полынь горькая Семейство: Asteraceae Астровые | |
Тип сырья | трава | листья |
Форма поперечного сечения стебля | крылатое | |
Характер поверхности стебля | голые | |
Цвет поверхности стебля | Матово - зеленые | Серебристо-зеленоватый |
Тип листорасположения | Супротивное (по краям точечные вместилища, черные) | Очередное |
Запах сырья | сильный, специфический | Ароматный, «полынный» |
Вкус сырья | Горьковатый, слегка вяжущий | горький |
Размеры: а) длина б) диаметр | До 30 см | До 25 см |
До 5 мм | До 3 мм | |
Рисунок | ЖАК, зеленовато-черное окрашивание на дубильные вещества | Судан III, оранжевое окрашивание на эфирные масла |
Обозначения | 1____________________________ 2____________________________ 3____________________________ | 1_________________________________ 2_________________________________ 3_________________________________ |
Таблица № 2. Лекарственное растительное сырьё «Кора»
Внешние признаки сырья | Латинские и русские названия | |
ЛРС: Cortex Quércus Кора дуба Производящее растение: Quércus pétraea, Q. róbur Дуб скальный, Д. черешчатый Семейство: Fagaceae Буковые | ЛРС:__________________________ ______________________________ ______________________________ Производящее растение ____________________________________________________________ ______________________________ Семейство ______________________________________ | |
Тип сырья | кора | |
Форма | ||
Характер поверхности: а) снаружи б) внутри | «зеркальная» Гладкая, слегка морщинистая | |
Продольно- морщинистая | ||
Цвет поверхности: а) снаружи б) внутри | Серо-бурая, серебристо-бурая, зелено-бурая | |
Светло-бурая | ||
Характер излома | Зернистый, волокнистый | |
Запах сырья | Сухая без запаха | |
Вкус сырья | Горьковато-вяжущий | |
Размеры: а) длина б) толщина | Не менее 3см | |
2-6 мм | ||
Качественные реакции | ЖАК, черно-синее окрашивание | |
Рисунок | ||
Обозначения | 1____________________________ 2____________________________ 3____________________________ | 1____________________________ 2____________________________ 3____________________________ |
Задание 6. Изучение видоизменений побегов. Задание для СР! Выполните его до ПР!
- Определите видоизменение побегов по рисункам.
- Заполните таблицу.
А) Надземные органы
Пример видоизмене-ния | |||
Видоизмене-ние | Усики | Колючки | Усы |
Пример растения | Виноград культурный | Боярышник Арнольда | Лапчатка гусиная |
Примеры других растений, имеющих данное видоизменение | Тыква | Терн, гледичия | Клубника, земляника |
Б) Подземные органы
Пример видоизмене--ния | |||
Видоизмене-ние | Клубень | Корневище | Луковица |
Пример растения | Картофель | Аир | Чеснок |
Примеры других растений, имеющих данное видоизменение | Валериана, горец, бадан, ландыш, пырей, купена | Лилии |
Задание 7. Вопросы для самоконтроля. Задание для СР! Выполните его до ПР!
| Орган – это часть растения, имеющая определенное строение и выполняющая определенные функции. |
|
|
| 1) кора дуба - вяжущее действие 2) кора калины – кровоостанавливающее, противовоспалительное, гипотензивное действие 3) кора крушины – слабительное действие |
|
|
ПАМЯТКА ДЛЯ СТУДЕНТОВ.
Форма сырья «Подземные органы»:
Форма сечения стебля:
| Характер поверхности: стебля
Характер поверхности: кор и подземных органов - продольно-морщинистый - поперечно-морщинистый - шероховатый - ячеистый - ребристый
| Запах сырья: - практически без запаха - слабый - сильный
| ||
Характер излома сырья «Кора» и «Подземные органы»:
| Форма сырья «Кора»: - Плоская - Желобоватая - Трубчатая | Вкус сырья:
|
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Практическая работа № 8 Дата ____________
Тема: Морфология генеративных органов: цветки и соцветия.
Цели работы:
- Закрепить навыки характеризовать морфологическое строение цветка по наглядному материалу;
- Сформировать умение определять и описывать морфологические признаки цветков;
- Сформировать умение проводить макроскопический анализ лекарственного сырья «Цветки»;
- Сформировать умение определять и описывать морфологические признаки разных типов соцветий.
Оснащение рабочего места: образцы лекарственного растительного сырья, представляющего собой цветки и соцветия, гербарные образцы лекарственных растений, заспиртованные цветки (например, ландыша и шиповника), коллекции соцветий, лупы, ГФ XI.
Задание 1. Изучение лекарственного растительного сырья «Цветки».
Выпишите определение лекарственного растительного сырья «Цветки», используя материал ГФ XI том I, стр. 257.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Задание 2. Изучение строения цветка.
- Рассмотрите образцы цветков на гербарных образцах, спиртовом материале, лекарственном растительном сырье и на живых растениях.
- Рассмотрите схему строения цветка, подпишите его части.
Задание 5. Сделайте вывод о диагностическом значении цветков и соцветий растений.
___________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Задание 3. Изучите строение цветка на предложенном материале; заполните таблицу 1;
подчеркните диагностические признаки цветков.
Таблица 1. Строение цветков с простым и двойным околоцветником.
Характеристика признака | Латинские и русские названия | Характеристика признака | Латинские и русские названия | |||
1. Характеристика околоцветника: | 1. Характеристика околоцветника: | |||||
Простой | Двойной | |||||
Чашечковидный / венчиковидный | Чашечка | |||||
Правильный / неправильный | Правильная / неправильная | |||||
Свободный / сросшийся | Свободная / сросшаяся | |||||
Число листочков простого околоцветника | Число чашелистиков | |||||
Форма листочков | Форма чашелистиков | |||||
Цвет листочков | Цвет чашелистиков | |||||
Венчик | ||||||
Правильный / неправильный | ||||||
Свободный / сросшийся | ||||||
Число лепестков | ||||||
Форма лепестков | ||||||
Цвет лепестков | ||||||
2. Характеристика андроцея | ||||||
Число тычинок | ||||||
Цвет пыльников | ||||||
Свободные или сросшиеся тычинки | ||||||
Пыльцевые мешки сидячие или тычиночные нити выражены | ||||||
3. Характеристика гинецея | ||||||
Число пестиков | ||||||
Число плодолистиков | ||||||
Пестики свободные / сросшиеся | ||||||
4. Положение завязи Верхняя / нижняя | ||||||
5. Формула цветка | ||||||
6. Рисунок (цветок в разрезе) | ||||||
Обозначения | 1 – _________________________________ 2 – _________________________________ 3 – _________________________________ 4 – _________________________________ 5 – _________________________________ | 1____________________ 2____________________ 3____________________ 4____________________ 5____________________ 6____________________ |
Задание 4. Изучение строения соцветий.
- Рассмотрите 6 – 7 образца соцветий на гербарных образцах, ЛРС и на живых растениях.
- Определите типы соцветий, используя характеристику в таблице 1.
- Заполните таблицу 2.
Таблица 2. Строение соцветий
Название соцветия | Характеристика | Рисунок (и схема) соцветия | Примеры растений | |||
Простые неопределённые (БОТРИЧЕСКИЕ) соцветия | ||||||
Кисть | Цветки на цветоножках прикрепляются по всей длине главной оси поочерёдно | |||||
Колос | Сидячие цветки прикрепляются по всей длине главной оси поочерёдно | |||||
Серёжка | Колос с мягкой главной осью | |||||
Початок | Сидячие цветки прикрепляются по всей длине утолщенной главной оси | |||||
Щиток | Цветки на цветоножках разной длины находятся на одном уровне, цветоножки прикреплены в разных местах главной оси | |||||
Зонтик | Цветки на цветоножках одной длины прикреплены к одной точке главной оси. | |||||
Головка | Сидячие цветки прикрепляются по всей длине утолщенной укороченной главной оси. | |||||
Корзинка | Сидячие цветки (разных типов) прикреплены к расширенной уплощённой главной оси. | |||||
Сложные неопределённые соцветия | ||||||
Сложная кисть (метёлка) | К главной оси прикреплены соцветия простые кисти, расположенные в очередном порядке | |||||
Сложный колос | К главной оси прикреплены мелкие сидячие колоски | |||||
Сложный щиток | Цветки или мелкие соцветия (корзинки) располагаются в одной плоскости; к главной оси прикрепляются боковые оси по типу щитка | |||||
Сложный зонтик | На верхушках лучей общего нижнего зонтика прикрепляются соцветия зонтики
| |||||
Определённые (ЦИМОИДНЫЕ) соцветия | ||||||
Извилина | Главная ось заканчивается цветком, под которым развивается одна боковая ось, перерастающая главную и заканчивающаяся цветком. Оси отходят то влево, то вправо. | |||||
Развилина | Главная ось заканчивается цветком, под которым развиваются две боковые оси перерастающие главную и заканчивающиеся цветком. | |||||
Завиток | Главная ось заканчивается цветком, под которым развивается одна боковая ось, перерастающая главную и заканчивающаяся цветком. Оси отходят в одну сторону. |
Задание 6. Вопросы для самоконтроля. Задание для СР! Выполните его до ПР!
Изучение многообразия соцветий.
- Рассмотрите соцветия на изображениях в таблице.
- Определите типы соцветий;
- Закончите заполнение таблицы (укажите типы соцветий, приведите примеры растений).
СОЦВЕТИЯ | ||
Ботрические (Моноподиальные) | Цимозные (Симпо-диальные) | |
Простые | Сложные | |
Цветки на цветоножках
| Монохазии
Дихазии
| |
Цветки сидячие
|
Задание 7. Вопросы для самоконтроля. Задание для СР! Выполните его до ПР!
| Цветок – это … |
| 1) 2) 3) |
| 1) ________________ - __________________ 2) 3) 4) 5) |
Задание 8. Вопросы для самоконтроля. Задание для СР! Выполните его до ПР!
Определите тип соцветия:
Пример растения | Кипрей узколистный | Одуванчик лекарственный | Чистотел большой | Клевер пашенный | Подорожник большой |
Изображение | |||||
Схема соцветия | |||||
Тип соцветия |
ПАМЯТКА ДЛЯ СТУДЕНТОВ.
Формулы цветков
Формула цветка – условное обозначение строения цветка с помощью букв, символов и цифр.
В начале формулы указывается знак симметрии цветка:
* - цветок правильный
↑ - цветок неправильный
Далее следуют буквенные выражения, характеризующие околоцветник, тычинки, пестик.
Са или К – чашечка
Со или С – венчик
Р – простой околоцветник
А – тычинки
G – пестик
Рядом с буквенными выражениями указывается число элементов.
Если элементы сросшиеся, то их число заключают в скобки.
Если элементы цветка расположены кругами, то между количеством элементов в каждом круге ставится знак +.
Если число элементов цветка больше 12, то ставится символ ∞.
Положение завязи в цветке обозначается чёрточкой: если завязь верхняя – под числом плодолистиков; если завязь нижняя – над числом плодолистиков.
Пример формулы цветка тюльпана:
*P 3+3 A 3+3 G (3)
| * - цветок правильный P – околоцветник простой 3+3 – листочки свободные, расположены в два круга по 3 листочка A 3+3 – тычинки свободные, расположены в два круга по 3 тычинки G (3) – пестик 1, образован 3 сросшимися плодолистиками, завязь верхняя |
|
ПАМЯТКА ДЛЯ СТУДЕНТОВ.
Характеристика цветка | |||
Околоцветник | |||
Простой | Двойной | ||
Чашечковидный / венчиковидный | Чашечка | Венчик | |
Правильный / неправильный | Правильная / неправильная | Правильный / неправильный | |
Свободный / сросшийся | Свободная / сросшаяся | Свободный / сросшийся | |
Число листочков простого околоцветника | Число чашелистиков | Число лепестков | |
Форма листочков | Форма чашелистиков | Форма лепестков | |
Цвет листочков | Цвет чашелистиков | Цвет лепестков | |
Андроцей | |||
Число тычинок | |||
Цвет пыльников | |||
Свободные или сросшиеся тычинки | |||
Пыльцевые мешки сидячие или тычиночные нити выражены | |||
Гинецей | |||
Число пестиков | |||
Число плодолистиков | |||
Пестики свободные / сросшиеся | |||
Положение завязи | |||
Верхняя / нижняя | |||
Форма цветоложа | |||
Плоское / выпуклое / вогнутое | |||
Цветоножка | |||
Короткая / длинная / практически отсутствует |
Предварительный просмотр:
Практическая работа № 9
Тема: Морфология генеративных органов: плоды и семена Дата __________
Цели работы:
- Закрепить навыки характеризовать морфологическое строение плодов по наглядному материалу;
- Сформировать умение определять и описывать морфологические признаки плодов;
- Сформировать умение проводить макроскопический анализ лекарственного сырья «Плоды»;
- Сформировать умение определять и описывать морфологические признаки разных типов плодов.
Оснащение рабочего места: образцы лекарственного растительного сырья, представляющего собой плоды, гербарные образцы лекарственных растений, коллекции плодов, лупы, ГФ XI.
Задание 1. Изучение строения плода.
- Рассмотрите 3 образца различных плодов на гербарных образцах и на живых растениях.
- Зарисуйте схему строения плода, подпишите его части.
1 2
3 | 1_______________ 2_______________ 3_______________ |
Задание 2. Изучение морфологии плодов.
- Рассмотрите образцы плодов.
- Приведите морфологические описания, используя классификацию.
- Заполните таблицу №1. Зарисуйте схематично все типы плодов, приведите примеры растений, имеющих данные типы плодов.
Таблица 1. Морфология плодов
Тип плода | |||||
Рисунок | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Тип околоплодника (сухой / сочный) | |||||
Число гнёзд (1 /2 /3 / много) | |||||
Способ вскрывания (не вскрывается / вскрывется …) | |||||
Количество семян (1 / много) | |||||
Способ образования (настоящий / ложный или моно-, апо- ценокарпный) | |||||
Число Плодолистиков (1 /2 /3 / много) | |||||
Название растения | |||||
Тип плода | |||||
Рисунок | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Тип Околоплодника (сухой / сочный) | |||||
Число гнёзд (1 /2 /3 / много) | |||||
Способ Вскрывания (не вскрывается / вскрывется …) | |||||
Количество семян (1 / много) | |||||
Способ образования (настоящий / ложный или моно-, апо- ценокарпный) | |||||
Число плодолистиков (1 /2 /3 / много) | |||||
Название растения |
Задание 4. Сделайте вывод о диагностическом значении плодов растений.
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Задание 3. Вопросы для самоконтроля. Задание для СР! Выполните его до ПР!
- Рассмотрите плоды на изображениях в таблице 1.
- Определите типы плодов;
- Закончите заполнение таблицы (укажите типы плодов, приведите примеры растений).
Типы плодов | |||||||
Монокарпные | Апокарпные | Ценокарпные | Псевдомонокарпные | ||||
Сухие __________ __________ | Сочные ________ | Сухие __________ ___________ ___________ | Сочные ________ ________ | Сухие ____________ _____________ ____________ | Сочные
____________ ____________ | ________ ________ ________ | ____________ ____________ |
Памятка для студентов «Характеристика плодов» Заполните графу «Примеры»!
Тип плода | Характеристика плода | Примеры растений |
Орех | Околоплодник сухой, деревянистый, не срастается с семенем, не вскрывается. Одногнёздный, односеменной. | |
Желудь | Околоплодник сухой, недеревянистый, не срастается с семенем, не вскрывается. Имеет вытянутую форму, окружён шапочкой (плюской). Одногнёздный, односеменной. | |
Орешек. | Околоплодник сухой, кожистый, не срастается с семенем, не вскрывается. Меньше ореха. Одногнёздный, односеменной. | |
Семянка | Околоплодник сухой, кожистый или плёнчатый, не срастается с семенем, не вскрывается. Одногнёздный, односеменной. | |
Зерновка | Околоплодник сухой, кожистый или плёнчатый, срастается с семенем, не вскрывается. Одногнёздный, односеменной. | |
Крылатка | Околоплодник сухой, кожистый или плёнчатый, срастается или не срастается с семенем, имеет крыловидный вырост. | |
Листовка | Одногнёздный плод, образован одним плодолистиком. Околоплодник сухой. Вскрывается по брюшному шву. Многосеменной. | |
Боб | Одногнёздный плод, образован двумя плодолистиками. Околоплодник сухой. Вскрывается по 2 швам и распадается на 2 створки, к которым прикрепляются семена. Многосеменной. | |
Стручок | Двугнёздный плод, образован двумя плодолистиками. Околоплодник сухой. Вскрывается по 2 швам. Внутри находится перегородка, к которой прикрепляются семена. Многосеменной. | |
Стручочек | Длина примерно равна ширине. | |
Коробочка | Плод с различным количеством гнёзд, образован одним или несколькими плодолистиками. Околоплодник сухой. Вскрывается различными способами – дырочками, крышечкой, створками, зубчиками. | |
Костянка | Односеменной одногнёздный плод, семя не срастается с околоплодником. | |
Ягода | Многосеменной одногнёздный плод, семена находятся в мякоти. | |
Яблоко | Многосеменной многогнёздный ложный (образован цветоложем [мякоть] и основаниями чашелистиков[кожица]) плод. | |
Яблочко | Мельче размером. Кожистые перегородки менее выражены. | |
Тыквина | Многосеменной одногнёздный плод, семена находятся в мякоти. Околоплодник снаружи твёрдый деревянистый. Особый тип толстостенной ягоды. | |
Померанец | Многосеменной многогнёздный плод, семена находятся в мякоти [мешочки с соком], средняя часть сухая и белая, наружная - окрашенная со вместилищами. | |
Многоорешек | На общем цветоложе расположено много сухих плодиков – орешков. | |
Многолистовка | На общем цветоложе расположено много сухих плодиков – листовок. | |
Многокостянка | На общем цветоложе расположено много сочных плодиков – костянок. | |
Земляничина (фрага) | В общее сочное цветоложе погружено много сухих плодиков – орешков. | |
Цинародий (многоорешек шиповника ) | На общем вогнутом цветоложе расположено много сухих плодиков – орешков. | |
Вислоплодник | Плод распадается на 2 сухих полуплодика – мерикарпия. | |
Ценобий или дробный многоорешек | На общем цветоложе расположено 4 сухих плодика – орешка (эрема). |
Предварительный просмотр:
Практическая работа № 10
Тема: Изучение основных признаков семейств: розоцветные, бобовые, сельдерейные на примере их отдельных представителей. Дата ____________
Цели работы:
1. Продолжить формировать навыки характеризовать морфологические признаки семейства розоцветные на примере шиповника майского, черёмухи обыкновенной, лапчатки прямостоячей, кровохлёбки лекарственной; семейства бобовые на примере солодки голой, термопсиса ланцетного; семейства сельдерейные на примере укропа огородного, кориандра посевного по наглядному материалу;
2.Продолжить формировать навыки определять и описывать морфологические признаки растений семейств розоцветные, бобовые, сельдерейные;
3.Продолжить формировать умение определять представителей семейств розоцветные, бобовые, сельдерейные;
4.Продолжить формировать знания о применении лекарственных растений в медицине.
Оснащение рабочего места: образцы лекарственного растительного сырья, гербарные образцы, таблицы растений изучаемых семейств, лупы.
Задание 1. Изучение лекарственного растительного сырья растений изучаемых семейств.
- Запишите латинские и русские названия сырья.
- Укажите основные группы действующих веществ.
- Приведите примеры применения данных растений (лекарственных средств из их сырья) в медицине.
Название семейства
| Розоцветные – _________________________ | Бобовые – _________________________ | Сельдерейные – _________________________ | |||
Название растения | ||||||
Название ЛРС | ||||||
Основная группа БАВ | ||||||
Фармако-терапевтическая группа |
Задание 2. Изучение морфологических признаков растений семейства розоцветные.
- Рассмотрите и изучите на гербарных образцах, образцах сырья, таблицах, рисунках, фотографиях морфологические признаки растений.
- Опишите диагностические признаки растений по алгоритму, указанному в таблице №1.
Таблица 1.
Наименование внешних признаков | Латинские и русские названия | Общие признаки семейства __________________ розоцветные | |
___________________________ | ________________________ | ||
Жизненная форма |
| ||
Подземные органы: А) тип корневой системы Б) особенности | |||
Стебли: А) форма Б) положение в пространстве В) особенности | |||
Листья: А) описание листа Б) расположение на стебле | |||
Цветки: | |||
Соцветия или одиночные цветки | |||
Плоды: А) тип плода Б) характеристика плода | |||
Особенности |
Задание 3. Вопросы для самоконтроля. Решите учебные ситуационные задачи.
Вопросы для самоконтроля. Задание для СР! Выполните его до ПР!
Сидит на палочке, | |
Будто снежный шар бела По весне она цвела, Нежный запах источала, А когда пора настала, Разом сделалась она Вся от ягоды черна. Найдите в загадке ботаническую ошибку. | |
|
Задание 4. Изучение морфологических признаков растений семейства бобовые.
- Рассмотрите и изучите на гербарных образцах, образцах сырья, таблицах, рисунках, фотографиях морфологические признаки растений.
- Опишите диагностические признаки растений по алгоритму, указанному в таблице №2.
Таблица 2.
Наименование внешних признаков | Латинские и русские названия | Общие признаки семейства ____________________ бобовые | |
________________________ | ______________________ | ||
Жизненная форма |
| ||
Подземные органы: А) тип корневой системы Б) особенности | |||
Стебли: А) форма Б) положение в пространстве В) особенности | |||
Листья: А) описание листа Б) расположение на стебле | |||
Цветки: | |||
Соцветия или одиночные цветки | |||
Плоды: А) тип плода Б) характеристика плода | |||
Особенности |
Задание 5. Вопросы для самоконтроля. Решите учебные ситуационные задачи.
Вопросы для самоконтроля. Задание для СР! Выполните его до ПР!
| |
| |
|
Задание 6. Изучение морфологических признаков растений семейства сельдерейные.
- Рассмотрите и изучите на гербарных образцах, образцах сырья, таблицах, рисунках, фотографиях морфологические признаки растений.
- Опишите диагностические признаки растений по алгоритму, указанному в таблице №3.
Таблица 3.
Наименование внешних признаков | Латинские и русские названия | Общие признаки семейства ___________________ сельдерейные | |
________________________ | ______________________ | ||
Жизненная форма |
| ||
Подземные органы: А) тип корневой системы Б) особенности | |||
Стебли: А) форма Б) положение в пространстве В) особенности | |||
Листья: А) описание листа Б) расположение на стебле | |||
Цветки: | |||
Соцветия или одиночные цветки | |||
Плоды: А) тип плода Б) характеристика плода | |||
Особенности |
Задание 7. Вопросы для самоконтроля. Решите учебные ситуационные задачи.
Вопросы для самоконтроля. Задание для СР! Выполните его до ПР!
| |
| |
|
Задание 8. Изучение строения органов растений семейств розоцветные, бобовые, сельдерейные.
- Зарисуйте схематично строение листьев, цветка, плода представителей семейства розоцветные и укажите названия растений.
- Зарисуйте схематично строение листьев, цветков, плода представителей семейства бобовые и укажите названия растений.
- Зарисуйте схематично строение стеблей, листьев, соцветий, плодов представителей семейства сельдерейные и укажите названия растений.
Название семейства | Рисунок стебля | Рисунок листа | Рисунок цветка | Рисунок соцветия | Рисунок плода |
Розоцветные | |||||
Бобовые | |||||
Сельдерейные
|
Предварительный просмотр:
Практическая работа № 11
Тема: Изучение основных признаков семейств: лилейные, астровые, паслёновые на примере их отдельных представителей. Дата ____________
Цели работы:
- продолжить формировать навыки характеризовать морфологические признаки семейства лилейные на примере ландыша майского, купены лекарственной; семейства астровые на примере одуванчика лекарственного, ромашки; семейства паслёновые на примере белены чёрной, красавки обыкновенной по наглядному материалу;
- продолжить формировать навыки определять и описывать морфологические признаки растений семейств астровые, пасленовые, лилейные;
- продолжить формировать умение определять представителей семейств астровые, пасленовые, лилейные;
- продолжить формировать знания о применении лекарственных растений в медицине.
Оснащение рабочего места: образцы лекарственного растительного сырья, гербарные образцы, таблицы растений изучаемых семейств, лупы.
Задание 1. Изучение лекарственного растительного сырья растений изучаемых семейств.
- Запишите латинские и русские названия сырья.
- Укажите основные группы действующих веществ.
- Приведите примеры применения данных растений (лекарственных средств из их сырья) в медицине.
Название семейства | Лилейные – ________________ | Астровые – ________________ | Паслёновые – ______________ | |||
Название растения | ||||||
Название ЛРС | ||||||
Основная группа БАВ | ||||||
Фармако-терапевтическая группа |
Задание 2. Изучение морфологических признаков растений семейства лилейные.
- Рассмотрите и изучите на гербарных образцах, образцах сырья, таблицах, рисунках, фотографиях морфологические признаки растений.
- Опишите диагностические признаки растений по алгоритму, указанному в таблице 1.
Таблица 1
Наименование внешних признаков | Латинские и русские названия | Общие признаки семейства __________________ лилейные | |
_________________________ | ______________________ | ||
Жизненная форма |
| ||
Подземные органы: А) тип корневой системы Б) особенности | |||
Стебли: А) форма Б) положение в пространстве В) особенности | 2 | ||
Листья: А) описание листа Б) расположение на стебле | |||
Цветки: | |||
Соцветия или одиночные цветки | |||
Плоды: А) тип плода Б) характеристика плода | |||
Особенности |
Задание 3. Вопросы для самоконтроля. Задание для СР! Выполните его до ПР!
На зелёном шнурочке | |
| |
| |
|
Задание 4. Изучение морфологических признаков растений семейства астровые.
- Рассмотрите и изучите на гербарных образцах, образцах сырья, таблицах, рисунках, фотографиях морфологические признаки растений.
- Опишите диагностические признаки растений по алгоритму, указанному в таблице 2.
Таблица 2
Наименование внешних признаков | Латинские и русские названия | Общие признаки семейства ___________________ астровые | |
________________________ | _____________________ | ||
Жизненная форма |
| ||
Подземные органы: А) тип корневой системы Б) особенности | |||
Стебли: А) форма Б) положение в пространстве В) особенности | 2 | ||
Листья: А) описание листа Б) расположение на стебле | |||
Цветки: | |||
Соцветия или одиночные цветки | |||
Плоды: А) тип плода Б) характеристика плода | |||
Особенности |
Задание 5. Вопросы для самоконтроля. Задание для СР! Выполните его до ПР!
| |
| |
| |
|
Задание 6. Изучение морфологических признаков растений семейства паслёновые.
- Рассмотрите и изучите на гербарных образцах, образцах сырья, таблицах, рисунках, фотографиях морфологические признаки растений.
- Опишите диагностические признаки растений по алгоритму, указанному в таблице 3.
Таблица 3
Наименование внешних признаков | Латинские и русские названия | Общие признаки семейства ___________________ паслёновые | |
_______________________ | _____________________ | ||
Жизненная форма |
| ||
Подземные органы: А) тип корневой системы Б) особенности | |||
Стебли: А) форма Б) положение в пространстве В) особенности | 2 | ||
Листья: А) описание листа Б) расположение на стебле | |||
Цветки: | |||
Соцветия или одиночные цветки | |||
Плоды: А) тип плода Б) характеристика плода | |||
Особенности |
Задание 7. Вопросы для самоконтроля. Задание для СР! Выполните его до ПР!
У тропы стоит неряха, на ней грязная рубаха, на плече кувшин узорный, до краёв отравой полный. | |
| |
|
Вопросы для самоконтроля. Задание для СР! Выполните его до ПР!
Задание 8. Изучение строения органов растений семейств лилейные, астровые, паслёновые.
- Зарисуйте схематично строение листьев, цветка, плода представителей семейства лилейные и укажите названия растений.
- Зарисуйте схематично строение цветков, соцветий, плода представителей семейства астровые и укажите названия растений.
- Зарисуйте схематично строение стеблей, листьев, цветков, плодов представителей семейства паслёновые и укажите названия растений.
Название семейства | Рисунок стебля | Рисунок листа | Рисунок цветка | Рисунок соцветия | Рисунок плода |
Лилейные | |||||
Астровые | |||||
Паслёновые
|
Предварительный просмотр:
Практическая работа № 12
Тема: Изучение основных признаков семейств: гречишные, яснотковые на примере их отдельных представителей. Дата ____________
Цели работы:
- продолжить формировать навыки характеризовать морфологические признаки семейства гречишные на примере горца птичьего, ревеня тангутского; семейства яснотковые на примере пустырника сердечного, шалфея лекарственного по наглядному материалу;
- продолжить формировать навыки определять и описывать морфологические признаки растений семейств гречишные, яснотковые;
- продолжить формировать умение определять представителей семейств гречишные, яснотковые;
- продолжить формировать знания о применении лекарственных растений в медицине.
Оснащение рабочего места: образцы лекарственного растительного сырья, гербарные образцы, таблицы растений изучаемых семейств, лупы.
Задание 1. Изучение лекарственного растительного сырья растений изучаемых семейств.
- Запишите латинские и русские названия сырья.
- Укажите основные группы действующих веществ.
- Приведите примеры применения данных растений (лекарственных средств из их сырья) в медицине.
Название семейства | Гречишные – _____________ | Яснотковые – ________________ | ||
Название растения | ||||
Название ЛРС | ||||
Основная группа БАВ | ||||
Фармако-терапевтическая группа |
Задание 2. Изучение морфологических признаков растений семейства гречишные.
- Рассмотрите и изучите на гербарных образцах, образцах сырья, таблицах, рисунках, фотографиях морфологические признаки растений.
- Опишите диагностические признаки растений по алгоритму, указанному в таблице 1.
Таблица 1
Наименование внешних признаков | Латинские и русские названия | Общие признаки семейства ____________________ гречишные | |
_________________________ | _______________________ | ||
Жизненная форма |
| ||
Подземные органы: А) тип корневой системы Б) особенности | |||
Стебли: А) форма Б) положение в пространстве В) особенности | 2 | ||
Листья: А) описание листа Б) расположение на стебле | |||
Цветки: | |||
Соцветия или одиночные цветки | |||
Плоды: А) тип плода Б) характеристика плода | |||
Особенности |
Задание 3. Вопросы для самоконтроля. Задание для СР! Выполните его до ПР!
| |
| |
| |
|
Задание 4. Изучение морфологических признаков растений семейства яснотковые.
- Рассмотрите и изучите на гербарных образцах, образцах сырья, таблицах, рисунках, фотографиях морфологические признаки растений.
- Опишите диагностические признаки растений по алгоритму, указанному в таблице 2.
Таблица 2.
Наименование внешних признаков | Латинские и русские названия | Общие признаки семейства ___________________ яснотковые | |
_________________________ | ____________________ | ||
Жизненная форма |
| ||
Подземные органы: А) тип корневой системы Б) особенности | |||
Стебли: А) форма Б) положение в пространстве В) особенности | 2 | ||
Листья: А) описание листа Б) расположение на стебле | |||
Цветки: | |||
Соцветия или одиночные цветки | |||
Плоды: А) тип плода Б) характеристика плода | |||
Особенности |
Задание 5. Вопросы для самоконтроля. Задание для СР! Выполните его до ПР!
| |
| |
| |
| |
| 1) 2) 3) 4) |
Задание 6. Изучение строения органов растений семейств яснотковые, гречишные.
- Зарисуйте схематично строение стеблей, листьев, соцветий, плодов представителей семейства гречишные и укажите названия растений.
- Зарисуйте схематично строение стеблей, листьев, соцветий, плодов представителей семейства яснотковые и укажите названия растений.
Название семейства | Рисунок стебля | Рисунок листа | Рисунок соцветия | Рисунок плода |
Яснотковые | ||||
Гречишные |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ для студентов специальности 110401 Агрономия
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ для студентов составлены в соответствии с рабочей программой профессионального модуля ПМ.01 Реализация агротехнологий различной интен...
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ для студентов специальности 35.02.05 Агрономия
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ для студентов составлены в соответствии с рабочей программой профессионального модуля ПМ.03 Хранение, транспортировка, пр...
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ по теме «Супы» по дисциплине «Технология продукции общественного питания» по специальности 260807 «Технология продукции общественного питания» ( для студентов очной и заочной формы о
Методические указания разработаны для выполнения лабораторно-практических работ по теме, содержат краткие теоретические основы, ситуационные задачи, образец технологической карты и титульн...
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ по теме «Обработка мяса» по дисциплине «Технология продукции общественного питания» по специальности 260708 «Технология продукции общественного питания» ( для студентов очной и заочн
Методические указания разработаны для выполнения лабораторно-практических работ по теме, содержат краткие теоретические основы, таблицы, приложения, образец титульного листа отчетной работы, спи...
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ по теме «Сладкие блюда» по дисциплине «Технология продукции общественного питания» по специальности 260807 «Технология продукции общественного питания» ( для студентов очной и заочной
Методические указания разработаны для выполнения лабораторно-практических работ по теме, содержат краткие теоретические основы, требования к качеству сладких блюд, ситуационные задачи, образцы...
Методические указания для студентов к практическим работам по дисциплине "Фармакология"
В представленном материале - рекомендации для преподавателя по проведению практических занятий...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для студентов к практическим занятиям Дисциплина: ОП.14 Охрана окружающей среды
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯдля студентов к практическим занятиямДисциплина: ОП.14 Охрана окружающей среды...