технологическая карта урока по физике 8 класса "Влажность воздуха"
план-конспект урока на тему

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alekseeva_tehnologicheskaya_karta_uroka.docx35.86 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

«Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха»

Ф.И.О. учителя: Алексеева Ольга Михайловна

Предмет: физика

Класс: 8а

Тип урока: комбинированный

№ урока: 2

Тема: «Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха»

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с понятием влажность воздуха и методами определения влажности воздуха;
  • показать практическое применение этой величины;
  • развития умения наблюдать и выдвигать гипотезы при решении поставленных вопросов, развития способов мыслительной деятельности (анализ, обобщение), развития  речи (владение физическими понятиями, терминами), развития  познавательного интереса учащихся;
  • формирования  научного мировоззрения, воспитание устойчивого интереса к  предмету, положительного отношения к знаниям.

Оснащение урока: гигрометр, психрометр, психометрические таблицы, персональный компьютер, учебник, презентация, проектор, запись физминутки;

Планируемый результат:

  • вести и поддерживать элементарный диалог, понимать речь педагога и товарищей на уроке;
  •  узнавать наиболее известных персонажей англоязычной детской литературы и популярные литературные произведения для детей;
  • употреблять в устной речи лексические единицы и речевые структуры по теме урока;
  • слушать текст с извлечением конкретной информации;
  • читать слова с известными лексическими единицами.

УУД:

Предметные:

  • научится определять понятия абсолютной влажности воздуха, относительной влажности воздуха;
  • использовать полученные знания в повседневной жизни.

Метапредметные:

  • строить продуктивное взаимодействие со свестниками и учителем;
  • формировать навыки контроля и оценки;
  • овладевать интеллектуальными действиями ознакомления, понимания, применения, анализа и синтеза на основе формирования предметных умений при выполнении теста.

Личностные:

  • ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро»,«настоящий друг», доброжелательное отношение к другим участникам учебной деятельности на основе этических норм;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию;  
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
  • формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.

Регулятивные:

  • осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на физике;
  • формирование умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; • адекватно оценивать свои возможности достижения поставленной цели.

Коммуникативные:

  • организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, построение высказываний в соответствии с коммуникативными задачами;
  • использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.
  • построение устных высказываний, в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • брать на себя инициативу в организации совместного действия;
  • участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Познавательные:

  • построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей;
  • развивать способности осознания условий протекания физических явлений в повседневной жизни (на основе иллюстративной наглядности);

Учащиеся получат возможность научиться:

  • ставить проблему, аргументировать её актуальность;
  • искать наиболее эффективные средства достижения поставленной задачи

Формы урока: фронтальная, индивидуальная, групповая


Этап

урока

Время, мин

Цель

Содержание взаимодействия с учащимися

Методы
и приемы работы

ФОУД*

 Деятельность учителя
 

 Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный

1

Проверка готовности обучающихся к уроку, их настроя на работу

Добрый день, ребята! Рада вас видеть!

Сегодня мы продолжим изучать тепловые явления. Как все вы уже заметили они являются частью нашей повседневной жизни.Я вижу, что вы пришли школу с великолепным настроением! Надеюсь, что к окончанию урока оно у вас останется таким же прекрасным, а, возможно, даже  станет лучше!

Сегодня на уроке мы сначала проверим знания по теме «Испарение и конденсация»

-

Ф

Приветствует обучающихся, проверяет их наличие, и готовность к работе

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к работе

Регулятивные: - нацеливание на успешную деятельность.

Личностные: -выявлять положительное отношение к процессу познания, проявлять желание познавать новые .

Коммуникативные: -формирование умения слушать и слышать.

Актуализация знаний

3

Проверка знаний по теме «Испарение и конденсация» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b5277-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html

Ребята сейчас будет запущена презентация, содержащая вопросы по теме. Ваша задача в своей карточке найти букву соответствующую правильному варианту ответа. Эту букву запишите в таблицу в графу соответствующую данному номеру вопроса. Для прочтения вопроса и ответа на него дается одна минута на каждый вопрос. По истечении времени появляется следующий вопрос. К предыдущему вопросу не возвращаемся.

Тестирование

И

Организует демонстрацию презентации.

Отвечают на 7 вопросов, предложенных в презентации .

Варианты ответов обучающихся разные

Регулятивные: самопроверка; умение оценивать.

Познавательные: актуализация знаний предыдущей темы

Личностные: умение применять усвоенные знания при решении поставленной задачи.

Коммуникативные: умение взаимодействовать с другими участниками образовательного процесса: учителями, одноклассниками.

Взаимопроверка

1

Проверка ответов по готовым ответам на слайде презентации

Завершаем работу, обменяйтесь карточкой с соседом по парте. Возьмите цветную ручку или карандаш. Внимательно проверьте ответы в соответствии с вариантом. Выставите оценку.

Обратите внимание на критерии оценки:

7 правильных ответа — оценка «5».

5 правильных ответа — оценка «4».

3 правильных ответа — оценка «3».

Поднимите руку, кто выставил оценку «5» - считаю, кто выставил оценку «4» - считаю, кто выставил оценку «3» - считаю,  кто выставил оценку «2» - считаю.

Последним необходимо повторить данную тему и пройти повторное тестирование

Взаимопроверка, сравнение, оценивание

П

Организует обмен карточками, демонстрирует критерии оценок.

Проверяют правильность ответов в соответствии с образцом, оценивают работу своего одноклассника

Регулятивные: умение сравнивать полученные результаты с эталоном и производить оценку

Личностные: -умение найти ошибку в своих действиях и действиях своего одноклассника и прогнозировать действия по исправлению недостатков.

Коммуникативные: умение строить свои отношения с учащимися и учителем при выполнении учебных задач

Выход на тему, цель, учебные задачи в соавторстве

5

Слушают доклад одного из обучающихся «Образование тумана над ручьем в утренние часы»

Внимательно прослушайте доклад Арины Д. , сформулируйте и запишите вопросы, которые у вас возникают.

Рассуждение, проблемная ситуация, работа по плану урока

Ф

Организует диалог с обучающимися, помогает сформулировать учебные вопросы,.

Формулирует некоторые задачи урока, помогает составить план урока

Учавствует в диалоге с учителем и докладчиком,

Формулирует  тему, цель и задачи урока

Регулятивные:

 - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Работа над темой

12

Просмотр презентации «Влажность воздуха» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b797e-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_6.swf

Внимательно посмотрите презентацию. Запишите определения «относительная влажность», «абсолютная влажность» и формулы, отражающие следующие понятия

Наблюдение, работа с тетрадью

Ф, И

Организует просмотр презентации, акцентирует внимание обучающихся на важных понятий темы

Записывают определения, формулы.

Регулятивные:

 - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

- знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Решение задач на определение относительная и абсолютной влажности воздуха http://ido.tsu.ru/schools/physmat/data/res/molek/spravochnik/text/phys14.htm

Решите задачи с использование ранее записанных формул и таблицы «Давление и плотность насыщенного пара при различных температурах» (сборник задач А. В. Пёрышкина, стр. 175)

Решение задач, самоконтроль, взаимоконтроль, взаимопомощь

П

Дает образец решения. Производит разбивку на пары. Организует взаимопомощь.

Решают задачи

Введение понятия «точка росы» http://ido.tsu.ru/schools/physmat/data/res/molek/spravochnik/text/phys14.htm

Запишите понятие «точка росы»

Наблюдение, запись

И

Акцентирует внимание обучающихся на понятии «точка росы», дает пояснения

Записывают определение в тетрадь

Решение задач

Решите задачи с использованием  формулы и таблицы «Давление и плотность насыщенного пара при различных температурах» (сборник задач А. В. Пёрышкина, стр. 175)

Самостоятельная работа, самоконтроль, взаимоконтроль, взаимопомощь

П

Проводит инструктаж, помогает записать исходные данные

Решают задачи

Знакомство с приборами для измерения влажности воздуха: волосной гигрометр, психрометр http://www.home-edu.ru/user/f/00000951/tables/psychr.htm

Ознакомьтесь со строением приборов для измерения влажности воздуха, рассмотрите эти приборы, определите влажность воздуха, используя психрометр. При решении используйте Психрометрическую таблицу (сборник задач А. Е. Марон, Е. А. Марон, С. В. Позойский, стр. 249)

Наблюдение, снятие показателей, расчет, определение величины относительной влажности воздуха

Ф, И

Демонстрирует приборы, имеющиеся в лаборатории, помогает снять показатели, произвести расчет и определить величину влажности воздуха

Рассматривают приборы, описывая их строение, записывают величину влажности воздуха в классном помещении

Первичное закрепление нового материала

7

Умение распознавать изученные величины, применять формулы и производить расчеты

Решите самостоятельно задачи из сборника задач А. Е. Марон, Е. А. Марон, С. В. Позойский, стр. 96 — 97, № 867

э 869, 872

Решение задач

П

Организует решение задач

Записывают в тетрадь условие задачи, производят расчеты, производят взаимопомощь, взаимоконтроль и взаимооценку.

Регулятивные:

 - умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств;

Личностные:

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

- оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор;

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Физминутка

1

Выполнение комплекса упражнений, проводит обучающийся.

Снятие накопленной усталости

Выполните упражнения, которые вам покажет Миша С.

Просмотр упражнений и их выполнение

Ф

Организует просмотр и выполнение упражнений

Выполняют упражнения по образцу

Регулятивные:

 - умение адекватно воспринимать оценки;

Познавательные:

- построение логической цепи рассуждений;

Личностные:

- формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки и самопринятия;

Коммуникативные:

- управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка его действий);

- владение монологической и диалогической формами речи родного языка.

Самопроверка

1

Выполнение теста «Влажность воздуха» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b5279-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html

Выполните тест. Ответы запишите на карточках. Обменяйтесь карточками с соседом по парте. Сравните ваш результат с образцом. Сравните ход решения с правильным решением

Решение задач, контроль, самопроверка, сравнение

П

Организует выполнение теста, демонстрирует образец выполнения и правильные ответы

Решают задачи теста, проверяют правильность ответов, производят самоконтроль и самопроверку.

Коммуникативные:

 - умение работать в парах, делегировать полномочия, распределять роли, владение монологической и диалогической формами речи;

Познавательные:

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Личностные:

- ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

- умение выделить нравственный аспект поведения;

- готовность к сотрудничеству и дружбе;

Регулятивные:

- умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

Подведение итогов

3

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка детальнейших целей http://sh-fizika.ru/uploads/files/1309720849_hygrometer.swf

Выполните работу с виртуальным гигрометров. Выявите и устраните «неисправность» прибора

Рефлекция, игра, контроль

Ф, П

Задает вопросы о поставленных задачах,

выявляет, какая задача осталась нерешенной и останется на следующий урок

Проговаривают по плану новые знания, высказывают свое мнение об уроке, делают предположения, прогнозы

Регулятивные: -осуществление пошагового контроля результата.

Познавательные: анализ, контроль и оценка результата.

Личностные: формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки и самопринятия.

Коммуникативные:    рефлексия своих действий

Этап разъяснения домашнего задания

2

Обеспечить понимание обучающимися цели, содержания и способа выполнения домашнего задания

Прочитайте § 19. выполните домашний эксперимент «Измерение влажности воздуха в квартире».

Снимите показания сухого термометра.

Снимите показания влажного термометра.

Рассчитайте разницу температур.

Определите влажность воздуха по психрометрической таблице.

Результаты измерений оформите в виде таблицы

Работа с инструктивной картой

Ф

Проводит разбор домашнего задания, проводит пояснения, показывает, как изготовить «влажный» термометр

Записывают домашнее задание, выясняют непонятное.

Регулятивные:

 - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения;

Познавательные:

- преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

- самостоятельное формулирование познавательной цели;

- построение логической цепи рассуждений;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

Коммуникативные:

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- умение слушать и вступать в диалог;

Заключительный этап и рефлексия. КОД

1

Обеспечение позитивного настроя на получение знаний

Ребята, урок окончен! Мы с вами плодотворно поработали, вы получили знания, которые вам пригодятся в дальнейшей жизни!

Оцените урок в целом и собственную работу:

На ватмане нарисован бассейн. По одному подходите к рисунку и напишите свою фамилию по соответствующем уровне бассейна.

1 уровень – утонул в непонимании вначале; 2 уровень – захлебнался в середине дистанции; 3 уровень – доплыл до финиша, но очень устал;

4 уровень – доплыл у уверенностью до финиша; 5 уровень – установил личный рекорд.

Рефлексия, КОД

И

Обеспечивает положительное отношение к урокам физики

Получают положительный настрой от урока

Регулятивные:

 - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

- проявлять активность в деятельности.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Методическое обеспечение:

Состав УМК «Физика»:

  1. Перышкин  А.В. Физика. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций.М.: дрофа,20016.
  2. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике. 7-9 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011.
  3. Шлык Н.С. Поурочные разработки по физике. 8 класс. – М.: ВАКО, 2017.
  4. Рабочая тетрадь (Work book)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока-исследования по МДК 1 "Технологические процессы обработки цветных металлов (по типам производств)"

Профессиональный модуль ПМ 01. Подготовка и ведение технологического процесса обработки цветных металлов.МДК 1 Технологические процессы обработки цветных металлов (по типам производств).Тема 1.4...

Технологическая карта урока физики по теме "Изопроцессы"

Технологическая карта урока  физики по теме "Изопроцессы"...

Технологическая карта урока - плавание. урок актуализации знаний и умений (урок повторения)

Данная технологическая карта помогает педагогу вобеспечении мотивацией и принятием обучающимися целей учебно-познавательной деятельности, актуализации опорных знаний и умений на уроке плавания в рамка...

Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 1

Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 1...

Технологическая карта урока физики в 7 классе по теме "Измерение физических дисциплин"

Представлена карта практикоориентированного урока для освоения навыков обучающихся в области пользования измерительными приборами. Дается определение погрешности измерений и способы ее определения и з...