Экологическое сознание - путь к спасению жизни на Земле
проект на тему

Зайцева Ирина Римовна

Студенческий проект "Экологическое сознание - путь к спасению жизни на Земле" - исследовательская работа по определению уровня экологической культуры и экологического следа у разных возрастных групп: учащихся 8 класса, студентов  первого и четвёртого курса техникума.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_soznanie-put_k_spaseniyu_zhizni_na_zemle.docx44.33 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Государственное автономное образовательное учреждение                        

      среднего профессионального образования

Нурлатский аграрный техникум

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ  - ПУТЬ К СПАСЕНИЮ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ

Номинация: «Экологическая культура»

Автор:

Григорьева Юлия Ильинична

Специальность 29.02.04

Конструирование, моделирование

и технология швейного изделия

3 курс

Руководитель:

Зайцева Ирина Римовна –

преподаватель, зам директора по НМР

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . 2

1. ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ, ЕГО СВЯЗЬ С ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ . . . . . . . . . . . . 8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

ПРИЛОЖЕНИЯ  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . .12

ВВЕДЕНИЕ

Иероглифический петроглиф на пирамиде Хеопса гласит: «Люди погибнут от неумения пользоваться силами природы и от незнания истинного мира». Близкие по смыслу пророчества содержатся в религии персов, в индийских ведах и в Библии. Основания для подобных суждений находили и ученые. Одно из ярких высказываний принадлежит Ж.Б.Ламарку (1820): «Можно, пожалуй, сказать, что назначение человека заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания».

«Сейчас, в конце 20 столетия, - пишет Ф.Рамад в «Основах прикладной экологии» (1981), - никто не станет отрицать, что только радикальное изменение взаимоотношений между человеком и природой позволит нам избежать судьбы динозавров». Вряд ли можно упрекнуть в больших преувеличениях и тезисы из «Теогносеологии» экономиста П.Г.Олдака (1995): «Встав на путь преобразования природы, человечество открыло тур великого состязания  -  кто придет к финишу первым: общество, создав предпосылки высокоразвитой природоохранной ступени развития, или Природа, исчерпав свои возможности нести бремя самоедских цивилизаций. Десять тысяч лет, более трехсот поколений творили материальное богатство путем разрушения природных богатств (экосистем всех уровней) и вконец промотали резервы развития за счет Природы, так и не подготовившись жить в согласии с ней».

Человечество на современном этапе своего развития столкнулось с экологическим кризисом, причинами которого наряду с другими предпосылками является и деятельность человека, которая выступает следствием мировоззрения людей эпохи НТР, называемое многими учёными «технократической парадигмой мышления», свойственной ХХ веку. Такое отношение к природе в настоящее время является преобладающим в сознании многих людей, а это выливается в свою очередь в низкую экологическую культуру современного человека.

Пробелы в общем уровне культуры, игнорирование поколениями людей закономерностей и особенностей живого мира, к сожалению, печальная реальность  сегодняшнего дня. Горьким свидетельством тому, как упорно человечество не желает учиться на собственных ошибках, могут служить обмелевшие после вырубки лесов реки, засоленные в результате неграмотного орошения и ставшие непригодными для земледелия поля, высохшие моря (Аральское) и т.п.

Мир природы и человек, как часть его, находятся под угрозой, к чему привела деградация духовных ценностей человека, который находится на вершине экологической пирамиды. В конечном итоге разрушается сам человек, его дом, жилище.  Именно поэтому вопрос экологической культуры становится сегодня одним из самых актуальных. Человек стоит перед выбором: сохранить способ взаимодействия, к которому он привык, и тогда, очевидно, неизбежна экологическая катастрофа, или изменить его и сохранить биосферу. Это изменение связано с перестройкой мировоззрения, которое преобладает в исторически сложившемся сознании людей.

Исследуя психологические аспекты взаимодействия человека с природой, отечественные и зарубежные психологи сходятся во мнении, что решение экологических проблем лежит не столько в области разработки новых технологий, сколько в изменении сознания человека.

Современная экологическая ситуация помогла человеку открыть для себя природу по-новому, как целостную систему, которая является уязвимой и, возможно, не способной сохранить свою целостность и пригодность для жизни. Эта сложившаяся экологическая ситуация диктует человеку необходимость перехода его знаний в области экологии в убеждения, когда научное сознание предполагает формирование определённых нравственных норм в силу исключительной социальной значимости.

Формирование экологического сознания предполагает такую перестройку взглядов и представлений человека, когда усвоенные им экологические нормы становятся одновременно нормами его поведения по отношению к природе.

Наверное, экологические проблемы так остро стоят потому, что продолжительное время наших людей воспитывали прежде всего политически грамотными, ограниченными определенными идеями. Лес, земля, реки, озера, дескать, есть и будут всегда. Но с каждым годом наша планета все больше загрязняется. Много рек, озер превратились в болота  и совсем высохли из-за того, что люди загрязняли их вредными веществами, отходами и не заботились о них.

Экологическая культура - сравнительно новая проблема, которая остро встала в связи с тем, что человечество вплотную подошло к глобальному экологическому кризису. Все мы видим, что многие территории по причине хозяйственной деятельности человека оказались загрязненными, что сказалось на здоровье и на качестве жизни населения. Можно сказать, в результате антропогенной деятельности окружающая природа оказалась перед прямой угрозой уничтожения. Из–за неразумного отношения к ней и к ее ресурсам, из-за неправильного понимания своего места и положения во вселенной человечеству грозит деградация и вымирание. Поэтому проблема "правильного" восприятия природы, равно как и "экологической культуры" выходит в настоящий момент на передний план. Чем раньше ученые начнут "бить тревогу", тем раньше люди начнут пересматривать результаты своей деятельности и корректировать свои цели, соразмеряя свои цели со средствами, которыми располагает природа, тем быстрее можно будет перейти к исправлению ошибок, как в мировоззренческой сфере, так и в сфере экологической.

Цель нашей работы: выявление  различных подходов к проблеме экологического сознания и экологической культуры, определение  уровня экологической культуры у молодёжи  разных возрастных групп.

            Задачи:

  1. Определить различные подходы к проблеме экологического сознания и экологической культуры, изучив исследования авторов.
  2. Провести исследование на определение уровня экологической культуры у учащихся школ и студентов техникума.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ, ЕГО СВЯЗЬ С ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

Экологическое сознание в самом широком смысле этого слова представляет из себя сферу общественного и индивидуального сознания, связанную с отражением природы как части бытия. Формирование специфического восприятия мира природы и своеобразного отношения к этому миру способствует с течением времени (это характерно как для общества в целом, так и для отдельного индивида) развитию экологического сознания. В свою очередь, сформировавшееся экологическое сознание оказывает существенное влияние как на своеобразие восприятия природных объектов и явлений, так и на специфику отношения к ним.

В ряде исследований подчеркивается, что в современном обществе и его сознании выделяются две позиции, характеризуемые как экологический пессимизм (наиболее преобладающая позиция) и экологический оптимизм (для него характерен утилитарно-восторженный взгляд на будущее). Наряду с этими выделяется и позиция, которая характеризует безразличие определенных групп людей к экологической проблеме (в силу занятости их своими текущими сиюминутными проблемами).

В специальных исследованиях выявляют четыре типа носителей экологического сознания с точки зрения решения экологических задач, связанных с поиском новых источников финансирования. Соответственно выделяют четыре типа людей.

Первый тип характеризуется встревоженностью существующей экологической ситуации, беспокойством за будущее состояние природной среды, что сопровождается готовностью платить за высокое качество среды. Второй тип отличается от первого лишь тем, что его представители платить за экологические мероприятия из собственного кармана не намерены. Третий тип ориентирован на изменение экологической ситуации к лучшему, но полагает, что за это должно платить государство. Наконец, для четвертого типа характерны низкая степень озабоченности состоянием среды и несформированность мнения по вопросу соотношения экологических и экономических приоритетов в государстве.

Что же такое экологическая культура? Это способ жизнеобеспечения, при котором общество формирует потребности и способы их реализации, не создающие угрозы жизни на Земле, самой системы духовных ценностей, этических принципов, экономических механизмов, правовых норм и социальных институтов. Но отношения природы и культуры очень сложны. И вся эта сложность глубоко пронизывает жизнь человека, выступающего соединительным звеном между природой и культурой. Человек - явление одновременно природное и общественное. Поэтому ему свойственны как природные, так и культурные формы проявления. Необходимо, однако, учитывать соотношение этих форм – вторая накладывается на первую, пронизывает ее. В результате, культура человека определяет его природу. Во всех самых естественных действиях человека, как живого существа – части биосферы: в еде, сне, в передвижении, в размножении, в поселении, – во всем отражается, проявляется степень овладения культурой, т.е. культурность человека. Причем, проявляясь, культурность меняет естественность, может выражать более ясно, полно, точно, а может искажать. Лишь гармоничное сочетание культуры, как явления, и ее проявлений в деятельности человека образует ту культурность, которая не противоречит естественности, включает, развивает, глубоко отражает последнюю.

В культуре настоящего времени существуют два основных направления – на обособление общества от природы и на сближение, взаимное приспособление или коадаптацию общества и природы.

Структура антропоцентрического и экоцентрического экологического сознания

 

Антропоцентрическое экологическое сознание

Экоцентрическое экологическое сознание

1. Высшую ценность представляет человек

1. Высшую ценность представляет гармоническое развитие человека и природы

2. Иерархическая картина мира

2. Отказ от иерархической картины мира

3. Целью взаимодействия с природой является удовлетворение тех или иных прагматических потребностей

3. Целью взаимодействия с природой является оптимальное удовлетворение как потребностей человека, так и потребностей всего природного сообщества

4. «Прагматический императив»: правильно то, что полезно человеку

4. «Экологический императив»: правильно только то, что не нарушает существующее в природе экологическое равновесие

5. Природа воспринимается как объект человеческой деятельности

5. Природа воспринимается как равноправный субъект по взаимодействию с человеком

6. Этические нормы и правила не распространяются на взаимодействие с миром природы

6. Этические нормы и правила равным образом распространяются как на взаимодействие людей, так и на взаимодействие с природой

7. Развитие природы мыслится как процесс, который должен быть подчинен целям и задачам человека

7. Развитие природы мыслится как процесс взаимовыгодного единства

8. Деятельность по охране природы продиктована дальним прагматизмом: необходимостью сохранить природную среду, чтобы ею могли пользоваться будущие поколения

8. Деятельность по охране природы продиктована необходимостью сохранить природу ради нее самой и ради людей

Итак, антропоцентрическое экологическое сознание - это особая форма отражения природных объектов и явлений действительности и их взаимосвязей, обусловливающая целеполагающую и преобразующую деятельность человека, для которой характерно выраженное противопоставление человека и природы, где высшей ценностью является сам человек, использующий природу для удовлетворения своих потребностей и не распространяющий на взаимодействие с ней этические нормы и правила.

Впрочем, следует отметить, что ряд современных ученых, занимающихся проблемами социальной экологии, считают некорректным употребление данного термина «антропоцентрическое экологическое сознание», так как данный тип экологического сознания, по своей сути, является антиэкологическим.

Экоцентрическое экологическое сознание - это особая форма отражения природных объектов и явлений действительности и их взаимосвязей, обусловливающая целеполагающую и преобразующую деятельность человека, для которого характерно наделение природы субъектными свойствами, в результате чего сама природа признается как ценность, отношения с ней строятся на принципах равноправия в силу доминирования непрагматической мотивации и распространения на мир природы этических норм и правил.

Современная экологическая психология не ограничивается только лишь теоретическим описанием выделенных типов экологического сознания. В последние годы значительно активизируются экспериментальные исследования различных сторон экологического сознания. Так, Т. В. Иванова изучала экологические ценности в общественном сознании и выявила любопытный факт: эксцентрическая направленность сознания более характерна для молодых людей - 17-19-летних, для которых природа обладает самостоятельной ценностью независимо от ее возможного использования. Восприятие же природы взрослыми в известной степени рационализируется. Окружающая среда рассматривается ими прежде всего как национальное богатство, условие обеспечения экономического развития общества. Более того, отмечается, что в процессе подготовки специалистов разного профиля образ профессии и характер будущей деятельности актуализируют мотивацию, для которой природа приобретает все в большей мере прагматический объективный характер.

К аналогичным результатам пришла И. В. Кряж, которая провела исследование обыденных экологических представлений в структуре сознания. Ею были выявлены два разных полюса отношения к природе. С одной стороны, «равнодушие - экологическая безграмотность - безответственность -жестокость - эгоизм», с другой - «альтруизм - стремление к внутренней гармонии - переоценка жизненных ценностей - ответственность - поиск духовной основы - экологическая озабоченность -любовь к природе - потребность в общении с ней».

В целом И. В. Кряж отмечает, что, к сожалению, в обыденном сознании людей преобладают антропоцентрические экологические представления, а возможности удовлетворения потребности в непосредственном общении с природой связываются преимущественно с экспансивно-присваивающими формами поведения. Полученные Т.В.Ивановой и И. В. Кряж данные, а также целый ряд других исследований свидетельствуют о том, что как на уровне общественного, так и индивидуального сознания преобладают антропоцентристские установки. Это связанно с тем (и это особенно характерно для нашей страны), что новая экологическая этика, экологическая психология и экологическая педагогика только начинают пробивать себе дорогу. Существующая до сих пор система экологического воспитания и образования подрастающего поколения, несмотря на декларирование высоких гуманных ценностей, тем не менее, в основе своей строилась на антропоцентристской парадигме. Поэтому в настоящее время особенно остро стоит проблема построения принципиально иной системы образования подрастающего поколения, которая в полной мере учитывала бы достижения современной экологической философии, экологической этики, экологической психологии и педагогики.

ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Автором проводилось исследование уровня  экологической культуры студентов первого и четвёртого курсов Нурлатского аграрного техникума и учащихся 7 класса школы № 8 г.Нурлат.

В первой части исследования ставилась цель -   определение уровня экологической образованности, экологической сознательности, экологической деятельности. Для проведения исследования разработаны рейтинговые вопросы  по каждому критерию, шкала оценивания и методика обработки результатов теста (Приложение  1). В исследовании приняли участие 94 респондента: 40 студентов 1 курса, 33 студента 4 курса и 21 учащийся 7 класса общеобразовательной школы. В результате проведённого исследования выяснилось:

- учащиеся 7 класса оценивают собственные экологические знания  несколько выше, чем студенты техникума (студенты:  на 1 балл – 10%, 2 балла – 13%, 3 балла – 47%, 4 балла – 30%;  учащиеся - 3 балла – 38%, 4 балла – 57%;  на 5 баллов -5%);

- оценивание уровня экологической культуры примерно одинаково  у всех категорий респондентов – 3,5 балла;

- уровень экологической сознательности выше  у студентов 4 курса: определяют природу не только как источник красоты, чистого воздуха, но и источник получения материальных благ и природных ресурсов, нуждающийся  в рациональном и бережном использовании;

- экологическая деятельность ярче проявляется у учащихся школы: незаконченное предложение «Когда я вижу, что кто-то ломает ветку на дереве, то…» 76%  закончили фразой – сделал бы замечание.  52% студентов 4 курса    посочувствовали бы природе, но прошли мимо.

Вторая часть исследования - анкета на выявление мотивов экологической деятельности, отношения к природе (Приложение 2) показала, что у первокурсников и учащихся школ основным мотивом отношения к природе является красота, чистый воздух, возможность отдохнуть на природе, собрать ягоды, грибы, лекарственные растения. У  студентов выпускного курса мотивация использования природных ресурсов и ценность природы больше связана  с будущей профессиональной деятельностью: открыть собственное дело (фермерское хозяйство – 2 студента, станции технического обслуживания  автомобилей – 3 студента), использовать технологии сбережения энергоресурсов.

Виновником существующих экологических проблем 95% учащихся школы и 100% студентов определили конкретных людей, 5% школьников считают, что виновата промышленность.  

Из ведущих экологических проблем мира известна всем респондентам проблема загрязнения атмосферы, воды, вырубка лесов. Студенты 4 курса добавляют проблемы топливно- сырьевую, кислотных дождей, озоновых «дыр».

На вопрос Что Вы сделали и что смогли бы сделать ещё полезного по защите природы практически все опрошенные готовы сделать для природы «всё что угодно!»: строить и развешивать скворечники, кормить птиц, чистить водоёмы (учащиеся школы), сажать деревья, ухаживать за посадками, не ломать деревья, проводить очистку территории, не мусорить (первокурсники),  использовать для своего автомобиля экологичное топливо, мыть автомобиль в специально отведённых местах, утилизировать отходы (!) – студенты- выпускники.

Третья часть исследования показалась респондентам наиболее интересной – определение экологического следа (Приложение 3).

Оказалось, что экологический след каждого молодого человека составляет от 250 до 300 гектаров биологически продуктивной территории и акватории, необходимой для производства используемых нами ресурсов и поглощения и переработки наших отходов. Самая большая проблема выявилась  с бытовыми отходами. Как выяснилось из предложенных вопросов, в нашем городе довольно трудно сдать использованные бутылки,  отсутствуют отдельные контейнеры для макулатуры и пластиковой упаковки.

Таким образом, исходя из результатов проведённого исследования, можно сделать вывод, что экологическая культура молодёжи не столь высока, как хотелось бы иметь в современных условиях. Недостаточно практических дел, напрямую связанных  с охраной и восстановлением  природных ресурсов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современный человек должен развивать гармонические отношения с природой, понимать процессы её развития и разумно их использовать, способствуя обогащению, очеловечиванию, гуманизации природы, о чём писал в своё время Карл Маркс. Человек не должен ставить себя в центр мироздания, как в былые времена, но должен стремиться изменить своё поведение так, чтобы сохранить себя и планету.

Конечно, человеку придётся пересмотреть свои потребности, несколько изменить своё мировоззрение, найти путь к столь необходимому равновесию во взаимоотношениях между природой и человеком.

В современной системе образования и воспитания необходимо, используя различные методы и приемы, в том числе, психологические тренинги, экспедиции, исследования, экскурсии, игры, доносить до учащихся проблему формирования экологического сознания и экологической культуры.

Экологическое сознание отдельных людей – это маленькие кирпичики, из которых строится большое здание экологической культуры, и без одного из этих кирпичиков оно будет уже не таким прочным, поэтому процесс экологизации должен быть всеобъемлющим, и начинаться с самых первых институтов социализации человека – семьи, детского сада, школы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Буламбаев Ж. К истории осмысления воздействия природного фактора на жизнедеятельность общества. //Поиск., №3 за 2001г., с. 234-241.
  2. Букин. А.П. В дружбе с людьми и природой. – М.: Просвещение,2005.
  3. Петров К.М. Общая экология. – С-П.: Просвещение, 2008.
  4. Арустамов Э.А. Экологические основы природопользования: Учебник / Э.А. Арустамов, И.В. Левакова, Н.В. Баркалова; рук. авт. колл. Э.А. Арустамов. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и КО», 2008. – 320 с.
  5. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера / В.И. Вернадский. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 576 с. – (Библиотека истории и культуры).
  6. Гальперин М.В. Экологические основы природопользования: Учебник / М.В. Гальперин. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003. – 256 с.: ил. – (Серия «Профессиональное образование»).
  7. Евдокимов Ю.А. Биосфера и кризис цивилизации / Ю.А. Евдокимов; отв. ред. О. Платонов. – М.: Институт русской цивилизации, 2008. – 480 с.
  8. Миркин Б.М. Краткий курс общей экологии. Часть II: Экология экосистем и биосферы: Учебник / Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2011. – 180 с.
  9. Соснина Т.Н. Продукты природы и общества: сравнительный анализ / Т. Н. Соснина. – Самара: Изд-во Самар. гос. аэрокосм. ун-та, 2007. – 184 с.

Приложение 1

Тест "Экологическая культура студентов и учащихся"

Ваш возраст (класс, курс обучения)  _________________________,

N группы, класса_____________________________________________

Отметьте выбранный вариант ответа по 6-балльной шкале, где:

0-1

обозначают отсутствие выраженности качества (0 - полное отсутствие, 1 - слабая степень выраженности),

2-3

обозначают среднюю степень выраженности (2 - ниже среднего, 3 - среднее значение),

4-5

обозначают высокую степень выраженности (4 - высокая, 5 - устойчиво высокая).

I. Экологическая образованность

  1. Как Вы оцениваете собственные экологические знания?
  2. Насколько необходимо для Вас углубление и расширение своих экологических знаний?
  3. В какой степени при выполнении учебно-исследовательской работы (реферат, проект, курсовая работа) Вы раскрываете экологическую значимость решаемой проблемы?
  4. Считаете ли Вы, что ухудшение состояния окружающей среды отрицательно влияет на Ваше здоровье?
  5. Как часто Вы используете экологические знания и умения в повседневной жизни (не собираете грибы и лекарственные травы вдоль дорог, не сжигаете пластиковую посуду, т.д.)?
  6. Как часто Вы читаете статьи в периодической печати или научных изданиях, посвященные обсуждению экологических проблем?

II. Экологическая сознательность

  1. Насколько Вас присуще чувство ответственности за сохранение окружающей природы?
  2. В какой мере недопустимо для Вас участвовать в пикнике на территории особо охраняемых природных зон, в том числе заповедника?
  3. В какой мере значимой Вы считаете экологическую подготовку специалиста XXI века?
  4. Как часто в кругу друзей Вы обсуждаете проблемы, связанные с ухудшением экологической ситуации?
  5. Насколько важным, по Вашему мнению, является развитие общественного экологического движения в учебном заведении?
  6. Насколько значимо для Вас получать положительный эмоциональный настрой от общения с природой?

III. Экологическая деятельность

  1. Как часто Вы участвуете в экологических рейдах, экологических субботниках?
  2. В какой степени за последние 2-3 года у Вас возросло желание участвовать в экологической деятельности?
  3. В какой мере Ваше участие в экологической деятельности определено тем, что каждый человек должен проявлять заботу о состоянии окружающей среды?
  4. Если Вы станете свидетелем нарушения норм экологической деятельности, экологической катастрофы, в какой степени Ваша позиция будет активной и принципиальной (подпись в коллективном воззвании, участие в марше протеста)?
  5. Как часто Вы препятствуете неэкологичному поведению окружающих, а также Ваших друзей (сбору редких растений, первоцветов весной, организации несанкционированных свалок и т.д.)?
  6. Как часто лично Вы являетесь инициатором экологических мероприятий?

Обработка результатов теста

На основе общей суммы набранных баллов можно определить уровень развития экологической культуры личности. В соответствии с ключом для обработки результатов тестирования кроме определения уровня общей экологической культуры как интегральной величины было предусмотрено выделение трех основных уровней экологической образованности, экологической сознательности и экологической деятельности - низкого, среднего и высокого.

I. Экологическая образованность

Низкий уровень (А) - 0-13 баллов, характеризуется недостаточной развитостью экологических интересов, наличием фрагментарных экологических представлений и знаний, которые не реализуются в повседневной жизни и творческой работе.

Средний уровень (Б) - 14-24 балла, означает наличие интересов, представлений в области экологии, понимание важности сотрудничества между обществом и природой.

Высокий уровень (В) - 25-35 баллов, предполагает единство системы экологических интересов, представлений и их реализации в научно- исследовательской работе и повседневной жизни, практикоориентированность знаний.

II. Экологическая сознательность

Низкий уровень (А) - 0-13 баллов, означает несформированность экологически значимых ценностных ориентаций, недостаточную убежденность в необходимости бережного отношения к природе, отсутствие установки на взаимовыгодное сотрудничество природы и общества, базирующейся на принципах гуманизма.

Средний уровень (Б) - 14-24 балла, предполагает наличие убеждений, адекватных экологическим знаниям, взаимообусловленность экологических ценностных ориентаций и установок, которые, однако, не всегда реализуются в поступках.

Высокий уровень (В) - 25-35 баллов, характеризуется сформированностью системы убеждений, ценностных ориентаций и установок, побуждающих овладевать новыми экологическими знаниями и реализовывать их в деятельности, основанной на гуманном отношении человека к природе.

III. Экологическая деятельность

Низкий уровень (А) - 0-11 баллов, означает пассивность личности и неучастие в мероприятиях, посвященных экологическим проблемам, а возможность участия связана с административным привлечением.

Средний уровень (Б) - 12-20 баллов, характеризуется достаточно активным участием в экологических мероприятиях, основанном на принципиальной и активной позиции личности в соответствии с экологическими убеждениями, ценностями, установками.

Высокий уровень (В) - 21-30 баллов, предполагает высокую активность личности не только в участии, но и в разработке и проведении экологических мероприятий при сформированности мотивационно-целевого компонента в структуре личности.

Комбинации уровней экологической образованности, экологической сознательности и экологической деятельности дают, соответственно, низкий, средний или высокий уровни экологической культуры учащихся.

Приложение 2

      Анкета

  1. Убеждены ли Вы в необходимости сохранения природы?  Почему?
  2.  Проявляете ли Вы интерес к экологическим проблемам? В чем это выражается? 

3.      Назовите ведущие экологические проблемы мира, Татарстана. 

4.     Что такое охрана природы?        

5.      Каковы правила поведения человека в природе?    

6.      Какую ценность имеет природа для человека, Вас лично?    

7.    Что Вы сделали и что смогли бы еще сделать полезного по защите природы?

Приложение 3

Определение экологического следа.

«Экологический след» – это условное понятие, которое отражает потребление человечеством ресурсов биосферы и измеряется в гектарах биологически продуктивной территории и акватории, необходимой для производства используемых нами ресурсов и поглощения и переработки наших отходов.

 Чтобы вычислить экологический след, необходимо выбрать соответствующее вашему образу жизни утверждение в тесте и провести сложение\вычитание количества баллов. Вы получили величину вашего экологического следа.

1.Жилье.
1.1 Площадь вашего жилья позволяет держать кошку, а собаке нормальных размеров было бы тесновато +7
1.2 Большая, просторная квартира + 12
1.3 Коттедж на 2 семьи +23
Баллы, полученные за ответ на вопрос о жилье, разделите на количество людей, живущих в нем.
2. Использование энергии
2.1. Для отопления вашего дома используется нефть, природный газ или уголь +45
2.2. Для отопления вашего дома используется энергия воды, солнца или ветра +2
2.3 Большинство из нас получает электроэнергию из горючих ископаемых, поэтому добавьте себе +75
2.4. Отопление вашего дома устроено так, что вы можете регулировать его в зависимости от погоды -10
2.5. В холодный период года дома вы тепло одеты, а ночью укрываетесь двумя одеялами -5
2.6. Выходя из комнаты, вы всегда гасите в ней свет -10
2.7. Вы всегда выключаете свои бытовые приборы, не оставляя их в дежурном режиме -10
3. Транспорт
3.1. На работу вы ездите на общественном транспорте +25
3.2. На работу вы идете пешком или едете на велосипеде +3
3.3.Вы ездите на обычном легковом автомобиле +45
3.4.Вы используете большой и мощный автомобиль с полным приводом +75
3.5.В последний отпуск вы летели самолетом +85
3.6. В отпуск вы ехали на поезде, причем путь занял до 12 часов +10
3.7.В отпуск вы ехали на поезде, причем путь занял более 12 часов +20
4.Питание
4.1.В продуктовом магазине или на рынке вы покупаете в основном свежие продукты (хлеб, фрукты, овощи, рыбу, мясо) местного производства, из которых сами готовите обед +2
4.2. Вы предпочитаете уже обработанные продукты, полуфабрикаты, свежемороженные готовые блюда, нуждающиеся только в разогреве, а также консервы, причем не смотрите, где они произведены +14
4.3. В основном вы покупаете готовые или почти готовые к употреблению продукты, но стараетесь, чтобы они были произведены поближе к дому +5
4.4. Вы едите мясо 2-3 раза в неделю +50
4.5. Вы едите мясо 3 раза в день +85
4.6. Предпочитаете вегетарианскую пищу +30
5.Использование воды и бумаги
5.1. Вы принимаете ванну ежедневно +14
5.2. Вы принимаете ванну 1-2 раза в неделю +2
5.3. Вместо ванны вы ежедневно принимаете душ +4
5.4. Время от времени вы поливаете приусадебный участок или моете свой автомобиль из шланга +4
5.5. Если вы хотите прочитать книгу, то всегда покупаете ее +2
5.6. Иногда вы берете книги в библиотеке или одалживаете у знакомых -1
5.7. Прочитав газету, вы ее выбрасываете +10
5.8. Выписываемые или покупаемые вами газеты читает после вас еще кто-то +5
6.Бытовые отходы
6.1.Все мы создаем массу отбросов и мусора, поэтому добавьте себе +100
6.2. За последний месяц вы хоть раз сдавали бутылки -15
6.3. Выбрасывая мусор, вы откладываете в отдельный контейнер макулатуру -17
6.4. Вы сдаете пустые банки из-под напитков и консервов -10
6.5. Вы выбрасываете в отдельный контейнер пластиковую упаковку -8
6.6. Вы стараетесь покупать в основном не фасованные, а развесные товары; полученную в магазине упаковку используете в хозяйстве -15
6.7. Из домашних отходов вы делаете компост для удобрения своего участка -5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (математика + естествознание)) на тему: "Источник жизни на земле. Решение математических задач"

Повторение материала по темам нахождение числа по его дроби, сравнение,  деление дробей, применение математических знаний в жизненных ситуациях (свойство воды)....

Классный час на тему "Во имя жизни на земле"

Классный час на тему "Во имя жизни на земле"...

Конкурсное сочинение в номинации "Ради жизни на земле". "Размышляя над прчитанным.."

Сочинение - размышление по рассказу М.А.Шолохова "Судьба человека" на всероссийский конкурс....

Развитие жизни на земле

Развитие жизни на земле...

ЧАС ОБЩЕНИЯ "Ради жизни на земле соблюдай ПДД-не окажешься в беде"

Час общения: «СОБЛЮДАЙ ПДД - НЕ ОКАЖЕШЬСЯ В БЕДЕ!» Цель:        Углублять знания детей о правилах дорожного движения. Формировать представления дете...

Тема 6.5 Раздел 4 "Происхождение и развитие жизни на Земле" Тема урока "Происхождение и развитие жизни на Земле"

Среди множества теорий возникновения жизни на Земле рассмотрим основные: 1) жизнь была создана сверхъестественным существом в определенное время (креационизм); 2)...

Статья Экологическое сознание и этика как фактор воспитания современного человека

Экологическое сознание – это ценностная форма общественного сознания, в которой отражены взаимоотношения человека с природой и оценки общественной деятельности.Современное состояние экологическо...