Мыла и синтетические моющие средства
презентация к уроку по теме
Презентация к занятию Тема и цели занятия сообщаются устно, план и девиз занятия также сообщается устно и делается запись в тетради обучающимися: «Мыла и синтетические моющие средства» (слайды 1-5) При обучении студентов дисциплине «Химия» необходимо учитывать чисто человеческие факторы. Во все времена студенты относят химию к числу нелюбимых и трудных предметов. Так как многие считают ее чем то - искусственным, чуждым для человека, а иногда трудным и непреодолимым. На своих занятиях я стараюсь спроектировать положительные моменты влияния химии на человека. Не запугивая его страшными последствиями воздействия химических веществ, а наоборот, раскрыть положительную сторону познания химической науки и умение использовать свои знания во благо. В решении данной проблемы повышения и поддержания уровня мотивации учения значительного эффекта я достигаю благодаря не только взаимосвязи химических знаний в будущей профессии, но и с жизнью человека, а также благодаря использованию информационных технологий. Информационные технологии дают возможность сделать подачу изучаемого материала более наглядным, понятным, занимательным, также они позволяют проводить простое и эффективное тестирование учащихся; организовать самостоятельную работу учащихся со справочным материалом; проводить виртуальные экскурсии. Все достоинства информационных технологий я применила на своем уроке «Мыла и синтетические моющие средства».
В курсе «Химия» изучаются темы «Жиры» и «Карбоновые кислоты», в которых изучаются вопросы о синтетических моющих средствах, о химических свойствах, о применении в производстве, а также при эксплуатации автомобиля, что очень важно для будущих специалистов. Все эти вопросы имеют большое значение для курсов: «Эксплуатационные материалы», «Техническая эксплуатация дорожных машин, автомобилей и тракторов», «Устройство автомобиля».
Для повышения интереса студентов к данным темам и лучшего их усвоения предлагается провести интегрированный урок. На таких занятияхстудентам разъясняется о конкретном применении синтетических моющих средств в процессе эксплуатации автомобиля, обращая при этом внимание на их достоинства и недостатки. План занятия
1. Мыло с химической точки зрения.
2. Мыло в природе.
3. История мыла в городе Казани.
4. Получение мыла.
5. Химические свойства мыла.
6. Механизм моющего действия мыла.
7. Определение ПАВ и их получение.
8. Классификация поверхностно-активных веществ.
9. Механизм моющего действия ПАВ
10. Перспективы применения мыла и ПАВ.
11. Виды автомоек и их достоинства и недостатки.
12. Закрепление материала.
13. Домашнее задание.
14. Рефлексия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hayrullina_t.i._katt_nov._mylo_i_sms_keys-tehnologiya.pptx | 2.65 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
. « Знание начинается с удивления»
МЫЛА . Мыла – это натриевые и калиевые соли высших карбоновых кислот, а также нафтеновых и смоляных кислот. Формула твердого мыла является С17Н35СООNa, жидкого – С17Н35СООК . Общая формула R- COOMe (СМС) Синтетические моющие средства. (СМС)- это натриевые соли синтетических кислот (сульфокислот, сложных эфиров высших спиртов и серной кислоты).
Мыло в природе. МЫЛЬНЯНКА или Сапонария — род однолетних, двулетних и многолетних травянистых растений семейства Гвоздичные Свое название растение получило за способность корней пениться в воде, в переводе с латинского « sapo » означает «мыло». Свойство обусловлено содержащимися в корнях сапонинами, отсюда и латинское « Saponaria ». СОЛОДКА — род травянистых растений семейства Бобовые. В состав эфирного солодки масла входят альдегиды, кетоны, спирты и их производные, терпеноиды , ароматические соединения, высшие алифатические углеводороды, эфиры высших жирных кислот.
Получение мыла. Гидролиз жиров. CH 2 O С O C 17 H 35 CH O С O C 17 H 35 CH 2 O С O C 17 H 35 + 3 H 2 O тристеарат Н+ ,t, 3 C 17 H 3 5 COOH + глицерин мыло CH 2 O С O C 17 H 35 CH O С O C 17 H 35 CH 2 O С O C 17 H 35 тристеарат + 3 NaOH t, + 3 C 17 H 3 5 COONa глицерин
Что такое омыление ? Получают мыла из животных и растительных жиров, нафтеновых кислот, канифоли, талового масла. Гидролиз в присутствии щелочи протекает необратимо. Реакция щелочного гидролиза жиров, и вообще всех сложных эфиров, называется также омылением.
Вспомните названия химических формул: NaOH C17H35COOH C17H35COONa H2O «Разминка»
Автомойка — устройство для мытья автомобилей, а также предприятие, осуществляющее мойку автомобилей и оказывающее сопутствующие услуги. Автомойка. Автомойки могут быть ручными, бесконтактными, портальными и туннельными. 1.Автомобильная портальная мойка — автоматическая установка, похожая на арку, которая движется вдоль автомобиля, пока он стоит, и удаляет с него грязь. Различают контактные и бесконтактные портальные мойки. В бесконтактных портальных мойках не используются вращающие щетки, вместо этого установлены аппараты высокого давления. 2 . Первые туннельные автоматические мойки конвеерного типа появились в 30-х годах XX века . К плюсам туннельной мойки можно отнести высокую скорость , даже по сравнению с портальной мойкой, так как на конвейере может находиться сразу несколько автомобилей .
Достоинства: Достоинства портальных моек: занимает мало места, эффективно справляется с любыми типами автомобилей, достаточно хорошая производительность – около 12 автомобилей в час, не требует больших затрат на обучение (мойка по заданным программам с минимальным вмешательством человека). Кроме щеточных портальных моек существуют также мойки бесконтактного типа.
Достоинства: Качественная автоматическая туннельная мойка абсолютно безвредна для автомобиля. Скептическое общественное мнение об автоматических мойках в России сложилось из-за использования устаревших конструкций, отсутствия своевременного их обслуживания и из-за этого действительно имевших место прецедентов порчи лакокрасочного покрытия. Сейчас же в современных туннельных мойках используются новые технологии, где вместо устаревших пластика и лески применяются мягкий вспененый полиэтилен, текстильный материал, а также исключительно бережный материал полировки.
По способу удаления загрязнений мойки делят на контактные (когда механическое удаление грязи с поверхности автомобиля происходит с использованием щёток, тряпок, губок и т. п., а также с применением химических моющих средств) и бесконтактные (в этом случае удаление загрязнений осуществляется с использованием сильнодействующих поверхностно-активных веществ и мощных струй воды под высоким давлением). Способы удаления загрязнений мойки.
Способы удаления загрязнений мойки. В связи со значительным объёмом расходуемых моющих средств автомойки являются потенциальными загрязнителями окружающей среды. В связи с этим, как правило, государственные органы требуют оснащать автомойки системами регенерации и очистки воды. При этом портальные мойки потребляют меньше воды на одну машину, чем ручные мойки.
Химические свойства мыла. С 17 H 35 COONa + HCl C 17 H 35 – COOH + NaCl С 17 H 35 - COONa + H 2 O C 17 H 35 – COOH + NaOH 2 С 17 H 35 COONa + Ca 2+ (C 17 H 35 COO) 2 Ca + 2Na + .
Механизм моющего действия мыла. Мыло состоит из двух частей: гидрофобной (органического радикала) и гидрофильной (растворимой в воде). 2С17 H35COONa + Ca 2 + = ( C17H35COO) 2 Ca + 2Na+
Синтетические моющие средства представляют собой натриевые соли высших сульфокислот или алкилбензолсульфокислот . СИНТЕТИЧЕСКИЕ МОЮЩИЕ СРЕДСТВА (ПАВ).
В производстве моющие средства получают реакцией нейтрализации сложных моноэфирнов серной кислоты. C 15 H 31 CH 2 OH +Н 2 S О 4 → → C 15 H 31 C Н 2 О– S О 2 ОН+ H 2 О. C 15 H 31 C Н 2 О– S О 2 ОН+ Na ОН→ → C 15 H 31 C Н 2 О– S О 2 О Na + H 2 О. ПОЛУЧЕНИЕ СИНТЕТИЧЕСКИХ МОЮЩИХ СРЕДСТВ (ПАВ).
Как правило, ПАВ — органические соединения, имеющие амфифильное строение, то есть их молекулы имеют в своём составе полярную часть, гидрофильный компонент(функциональные группы -ОН, -СООН, -SOOOH, -O- и т. п., или, чаще, их соли - ОNa , - СООNa , - SOOONa и т. п.) и неполярную (углеводородную) часть, гидрофобный компонент. Примером ПАВ могут служить обычное мыло (смесь натриевых солей жирных карбоновых кислот — олеата , стеарата натрия и т. п.) и СМС (синтетические моющие средства), а также спирты, карбоновые кислоты, амины и т. п. «ПАВ »
Стирка хозяйственным мылом Отсутствие отдушек и красителей делает хозяйственное мыло гипоаллергенным моющим средством. Это предотвращает появление аллергии и раздражения на нежной коже младенца. Хозяйственное мыло обладает отбеливающим свойством. Так, например, если намылить одежду до помещения ее в стиральную машину, то никакого отбеливателя не понадобиться. Шерсть, постиранная хозяйственным мылом, становится более пушистой и мягкой. Специальные ткани с особой структурой, которые предназначены для очистки от грязи и пыли дорогой аппаратуры, можно также стирать хозяйственным мылом. Применение мыла.
Именно с помощью синтетических моющих средств можно отмыть сильно загрязненную посуду, испачканную маслом или жиром сковородку, и отстирать самые въедливые пятна на любимой одежке. Нам удобно, когда достаточно просто заспать порошок в машинку, и достать уже чистую вещь, так же можно поступить и с посудой. Применение с интетические моющих средств.
Закрепление. Генетическая связь. Простые эфиры Углеводород Спирт Альдегид Сложный эфир Карбоновая кислота Мыла
ВОПРОСЫ: 1.Назовите растения, которые обладают моющим действием. 2.Почему процесс получения мыла называется мыловарением , из чего варят мыло ? 3.Объясните процесс омыления жиров с точки зрения химии ? 4 .Почему мыло сушит кожу? Как подобрать мыло, соответствующее определённому типу кожи? 5 .Как узнать, мягкая вода или жесткая в городе Казани? 6 .Какую реакцию среды должно иметь моющее средство, предназначенное для стирки хлопчатобумажных, шёлковых и шерстяных тканей? 7 .Почему мыло теряет моющую способность в жёсткой воде, а стиральные порошки – нет? Закрепление.
параграф 25.4 Ответить на вопросы. Подготовить мини сообщения и презентации на одну из тем: « Автомобильные загрязнения», « Мойка автомобиля», « Очистка стекол от загрязнений», «Меры против запотевания и обледенения», « Преимущества станций технического обслуживания». Домашнее задание :
C пасибо за внимание! Успехов в освоении органической химии!
1 . Ерохин Ю.М., Ковалева И.Б. Химия для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., 2013. 2. Габриелян О.С, Остроумов И.Г. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., 2013 . 3. Иванов В. Г., Гева О. Н. Органическая химия. Краткий курс: учебное пособие. - М.: КУРС, НИЦ ИНФРА-М, 2015. 4. Дауиотас A.M., Жуйкова Г.Д., Воверене О.И. Химические средства в помощь автомобилистам.2010г. Интернет-ресурсы: http://www.chemistry.ssu.samara.ru/ , www . hij . ru , www . enauki . ru Информационно-технологические ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок на тему "Жиры. Мыла"
Урок с использованием технологии критического мышления по теме "Жиры. Мыла" 1 курс....
Проектная деятельность детей "Да здравствует мыло душистое!
Каждому ребенку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующ...
Презентация "Моющие средства"
Потребность в СМС обуславливает необходимость формирования в торговле ассортимента СМС с соответствующими свойствами, сохранения их качества....
Опорный конспект "Синтетические противомикробные средства"
Синтетические противомикробные средства...
Методическое руководство к практическому занятию "Синтетические противомикробные лекарственные средства"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19478851","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19478854","...
Антибиотики и синтетические антибактериальные средства.
Проблемная лекция по антибиотикам и синтетическим противомикробным средствам....
Конспект ООД во второй младшей группе «Это чудесное мыло»
Знакомство детей 3-4 лет со свойствами и разнообразием мыла.Вовпитывать культурно-гигиенические навыки....