Методическая разработка на тему: «Самоорганизация студентов».
методическая разработка на тему

Проблема активности и самостоятельности учащихся – одна из главных в дидактике и учебной практике. Деятельность преподавателя невозможна без поддержки учащихся. В социальном плане активность и самостоятельность человека определяет продуктивность его работы и составляет сущность предприимчивости. Поэтому добиваться появления этих качеств у учащихся одна из главных задач каждого педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met_raz.docx27.3 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

Фокинский филиал ГАПОУ  «БТЭиР  имени Героя Советского Союза М.А. Афанасьева»

Методическое объединение

общеобразовательных дисциплин

отделение ПКРС

УТВЕРЖДАЮ

ЗАМ.ДИРЕКТОРА ПО УЧЕБНОЙ РАБОТЕ

______________________С.Г. ВАСИНА

«____»_____________2016 г.

                                   

Методическая разработка на тему:

«Самоорганизация студентов».

Разработала:

преподаватель математики

Волохо Н.С.                                    

                     

 

Фокино

2016 г

Содержание:

  1. Некоторые аспекты проблемы активности и самостоятельности учащихся.
  2. Методы обучения самоорганизации.
  3. Список литературы.

1.    Проблема активности и самостоятельности учащихся – одна из главных в дидактике и учебной практике. Деятельность преподавателя невозможна без поддержки учащихся. В социальном плане активность и самостоятельность человека определяет продуктивность его работы и составляет сущность предприимчивости. Поэтому добиваться появления этих качеств у учащихся одна из главных задач каждого педагога.

     Активность учащихся в обучении большинство  авторов рассматривает как дидактический принцип, формулируя его в следующих словосочетаниях: «сознательность и активность», «сознательная активность и самостоятельность», «активность и самоорганизация».

     Сознательная целенаправленная активность является двигателем обучения, влияет на его продуктивность. Поэтому активность правильно рассматривать не только как условие, но и как способ достижения цели обучения. При этом отношение к ней и отношение к предмету и процессу познания взаимосвязаны. Например, негативное восприятие предмета познания может снижать активность ослаблять целенаправленность. И наоборот, повышенное внимание к процессу познания ведет к такой ситуации, когда   заслоняется конечная цель и создается впечатление ее отсутствия. Таким образом целенаправленность пробивает себе путь сквозь сложные переплетения во взаимосвязях человека с предметом, процессом, средствами, условиями и временными рамками обучения. Другими словами, активность – это проявляемое учащимися отношение к учебно-познавательной деятельности, которое характеризуется стремлением достичь поставленную цель в рамках заданного времени.

     На стадии недостаточной сформированности  у учащегося познавательной потребности главной целью в решении какой-нибудь задачи для него может оказаться не овладение конкретным знанием, а, например, ощущение удовлетворения от похвалы преподавателя за ее правильное решение. Позднее активность учащегося следует рассматривать в двух отличных, но взаимосвязанных аспектах: активность в конкретной учебной ситуации и активность как свойство личности. Первая принимает участие в формировании второй. Постепенно усложняется структура сферы потребностей и мотивации, растет уровень самостоятельности и сознательности учащегося. Активность начинает реализовываться в деятельности и благодаря практике становится обычной формой поведения.

     Самостоятельность тоже следует рассматривать в двух разных, но связанных аспектах: как характеристику деятельности учащегося в конкретной учебной ситуации и как черту личности. Самостоятельность как характеристика деятельности учащегося является постоянно  проявляемой им способностью достигать цель деятельности без постоянной помощи. При определенных условиях это качество может перейти в черту личности.

     Так как самостоятельность всегда требует активности, то она тем самым выражает отношение учащегося к познанию (его цели, предмету, процессу, способам и условиям учебной деятельности в их совокупности). При этом нужно подчеркнуть, что самостоятельность следует связывать не просто со способностью действовать без посторонней помощи, а собственно со способностью достигать цели обучения без поддержки.

     В обучении, так как и в общественно-социальной практике людей, абсолютная, полная самостоятельность невозможна. Поэтому ее следует оценивать с учетом того, в какой мере объективно необходимо участие в обучении других людей, в первую очередь преподавателя. Собственно такая самостоятельность может быть признана оптимальною.

     Внешними признаками самостоятельности учащихся является планирование ими собственной деятельности, выполнение задания без прямой помощи педагога, систематический самоконтроль за ходом и результатом выполнения работы, ее корректировкой и усовершенствованием.

   Внутреннюю сторону самоорганизации составляют сфера потребностей и мотивации, умственные, физические и нравственно-волевые усилия воспитанников, направленные на достижение цели без посторонней помощи.

     2.   Обучение самоорганизации – это сложный, многогранный процесс, который требует специфического педагогического руководства, квалифицированной помощи учащимся по основным вопросам становления личности.

     Педагогическое руководство самоорганизацией личности состоит в практическом исполнении учителем учебно-воспитательных, организационных и методических приемов, которые обеспечивали бы целенаправленную, спланированную, разнообразную, систематическую и обязательно самостоятельную работу учащегося над самоусовершенствованием. Конечной целью обучения самоорганизации является формирование у учащегося убеждения, что он по своим природным свойствам является самоорганизующимся  существом, субъектом всех видов своей деятельности и становления, сам творит себя как личность, что, только научившись правильно познавать мир и самого себя, он сможет овладеть необходимыми знаниями, гуманистической моралью и, научившись мастерству самопознания и саморазвития, стать личностью, способной разумно строить жизнь. Важнейшим условием успешного обучения детей самоорганизации служит глубокое убеждение преподавателя, что среди них нет неспособных ни к чему.

     Наиболее продуктивный стартовый период обучения самоорганизации – детство и раннее отрочество, возраст от трех до одиннадцати лет. В это время ребенок наиболее чувствителен к амплификации( расширению, обогащению) его игровой и учебной деятельности, иннервации( возбуждения нервной энергии по типу эфферентной и афферентной связи) и внушению.

     Основой обучения самоорганизации должны быть практические занятия, упражнения, а также повседневная специфическая жизнедеятельность учащихся. Стоит помнить, что настоящий учитель – не тот, кто учит, а тот, у кого дети учатся сами. Своим главным заданием нужно считать помощь учащимся в развитии их способностей и умений, необходимых для достижения успеха.

     Преподаватель сам должен быть таким, каким он хочет воспитать каждого ученика. Причины неудач в обучении детей самоорганизации нужно всегда искать в себе, в своих методах работы, а не в учащихся. Одной из самых распространенных причин бывает незнание воспитанника. Особенное внимание воспитателя обращал на это еще К.Д. Ушинский: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна сперва познать его тоже во всех отношениях».

     Метод самоорганизации эффективно влияет на формирование молодого человека только в том случае, когда при его применении учитывается объективная модель личности, что раскрывает качества человека как существа биосоциального, информационно открытого, целеустремленного, сознательно действующего, творческого и саморганизующегося. Должны учитываться и обусловленные генетической природой человека приспособленческие свойства психики: склонность к более легкой деятельности, недостаток самокритичности, возможность гипертрофии самолюбия, инертности и т. д.

      При обучении самоорганизации важно как можно полнее учитывать возрастные интересы, потребности и возможности ребенка. Педагогическое влияние необходимо на всю сферу личности (сознание, чувства, самооценка, мышление, воля и др. ),  ни в коем случае не подавляя активности, инициативности, самостоятельности ребенка. Основные методы воспитания силою власти (установки, поучения, принуждение,  прямое требование и т.п.) можно применять только в исключительных случаях, помня слова Коменского: «… человеческая природа свободна, она любит действовать по внутреннему велению, она не любит принуждения». Таким образом основным методом обучения самоорганизации должна быть стимуляция к мышлению и деятельности( пояснение, убеждение, соревнование, творчество, разрешение проблемных ситуации и т.п.) При этом стимуляция должна быть не только вербальной, а в большей степени, предметно-практической, осуществляться при помощи игровых моментов, упражнениям, тренировкам, практическим средствам, поскольку настоящее развитие человека, его сознания осуществляется  в деятельности.

     Следовательно, стоит считать обязательным вовлечение всех детей в добровольную, которая удовлетворяет их желаниям,  личностно-ролевую деятельность в коллективе, в процессе которой ребенок мог бы проявить свои достоинства перед ровесниками в конкретном деле.

     Главным фактором увлечения детей самоорганизацией является личность воспитателя, его эрудиция в данном вопросе, способность вызывать у воспитанников появление собственных стимулов к активной, целенаправленной деятельности личным примером, настойчивостью. Только такой педагог каждое свое занятие с учениками сделает праздником знаний, победой разума и воли самих детей.

      Критериями сформированности самоорганизации можно считать: осознанность представлений ребенка про место в жизни, адекватное понимание уровня своего интеллектуального развития, сформированности  учебно-трудовых навыков и бытовых умений и навыков, систематическую целенаправленную работу над духовным и физическим самоусовершенствованием.

     Стержнем методики самоорганизации является программа, которая обязывает педагога открыть, увлечь и направить каждого учащегося на интересный, содержательный личностно и общественно полезный путь самоусовершенствования.

      Открыть учащегося – это означает, опираясь на фактический уровень знаний и жизненный опыт ребенка, показать ему самого себя, закономерности и способы развития его сил, качеств, способностей, практических умений и навыков. Важно убедить его в том, что все достоинства, как и все недостатки зависят от него самого, уровня сознательности и умения строить жизнь. Чтобы открыть учащегося, нужно организовать его предметно-практическую и конкретную личностно-ролевую деятельность в коллективе. Во время нее сама жизнь заставит ребенка понять свои обязанности и права, осознать себя как общественного деятеля, творца истории и собственной личности.

     Увлечь учащегося – это означает пробудить в нем потребность организовывать себя для достижения общественных и личностно значимых целей. Для этого перед ним нужно поставить важные, но в то же время посильные задания, за успешное выполнение которых можно было бы похвалить. Увлеченность становится одним из свидетельств существования у ребенка способностей к самоорганизации. Даже небольшая победа над собой делает человека сильнее.

     Главный секрет увлечения самоорганизацией состоит в умении педагога убедительно доказать учащемуся на его собственном опыте целесообразность овладения этой способностью для преодоления трудностей и устранения недостатков в собственном характере.

     Направить учащегося на достойный, содержательный, общественно и личностно значимый путь, который отвечает его реальным возможностям, - это означает прежде всего дать ему достоверные, правдивые знания про смысл жизни, его трудности, противоречия и борьбу, вне которой человек не может достигнуть развития.

     Учащемуся необходимо дать практическую помощь в освоении важных видов, форм и способов развития личности на основе последних достижений педагогической науки и практики, опыта выдающихся людей.

     Рассматривая самоорганизацию как базисное состояние личности и как процесс ее сознательной деятельности, можно провести сквозную линию идеи самоорганизации через все периоды жизни человека.

  • дошкольный возраст – развитие врожденной способности к  самоорганизации, вхождение в статус человека, воспитание веры в неограниченные способности человеческого разума;
  • младший школьный возраст – развитие самоорганизации при помощи самоконтроля поведения;
  • средний школьный возраст – освоение рациональной самоорганизации при помощи самонаблюдения и самовоспитания;
  • старший школьный возраст и студенчество – научная самоорганизация личности с целью саморазвития и самоопределения;
  • период жизни после школы – самоусовершенствование на почве дальнейшего обучения, творческой работы, семейной жизни.

     Мощным толчком к самоорганизации является создание в учебном заведении психологической обстановки доверия и сотрудничества между преподавателями и учащимися. Именно это будет поощрять к :

  • овладению искусством речи и умением убеждать себя и других словом, делом, личным примером;
  • развитию алгоритмического мышления, которое помогает с наименьшими усилиями и тратой времени решать сложные проблемы;
  • усовершенствованию умений разумно и тактично разрешать конфликтные ситуации,  возникающие в жизни;
  • обучению азам техники педагогического влияния, которое дает возможность передавать свои знания другим, используя проблемные ситуации, убедительную аргументацию, внушение и т.д.;
  • выявлению негативных черт своего характера и поиску путей их устранения;

     В процессе усвоения основ самоорганизации учащиеся получат возможность добыть систему знаний про природу человека, возможности, закономерности и способы развития его сил, качеств, способностей, умений, необходимых в жизни как сегодня, так и в будущем.

     Общий смысл методики самоорганизации можно пояснить так, появляясь на свет, человек путем внутренне мотивированной жизнедеятельности, которая выступает как продукт его приспособления к внешним условиям, становится социально-психологическим субъектом бытия – личностью. На определенном этапе жизни человек достигает оптимального уровня осознания самого себя как совокупности «я»-понятий и при помощи самоанализа познает себя, выясняет, что он есть, чего он хочет, что он может.

     Во время обучения детей основам самоорганизации личности можно применять такие формы работы, как актуализация специфических знаний учащихся, научная организация индивидуальной учебной деятельности учащихся на уроках и дома, индивидуальный и дуальный анализ достигнутого уровня самостоятельности и определение перспектив.

     Эти и другие формы работы дают возможность:

  • активизировать все виды деятельности учащихся, стимулировать их к проявлению встречных усилий в обучении, воспитании и развитии, что способствует раскрытию художественно-интеллектуальных способностей, повышению успешности, дисциплинированности и организованности детей;
  • формировать у учащихся высокое чувство ответственности за свои мысли и поступки, оптимизировать процесс детской социализации, вырабатывать адекватную самооценку, приучать к саморефлексии( аналитической реакции на свои поступки);
  • значительно облегчить работу педагога благодаря его освобождению от постоянной и неприятной обязанности подгонять, заставлять и контролировать детей;
  • помочь молодому человеку реализовать ведущий принцип достижения поставленной цели, стабилизировать поведение, оказать решающее влияние на формирование мировоззрения, морали, общей эмоциональной направленности и других важных черт личности;
  • способствовать достижению индивидом более высокого уровня развития своих психологических процессов, которые благоприятно повлияют на динамику социализации его личности;
  • сформировать у учащихся убеждение, а у их родителей и общественности - мысль про существование прямой связи между реальными достижениями человека и уровнем самоорганизации его личности.

      Педагогическое руководство самоорганизацией учащихся, исходя из принципов и методов педагогики, можно осуществлять в такой последовательности:

  1. Систематически и всесторонне изучать индивидуальности учащихся для обеспечения личностного подхода к организации их обучения самоорганизации и руководства им.
  2. Вовлекать учащихся в развивающие виды деятельности, которые отвечают их возрастным интересам, потребностям и наклонностям.
  3. На основе системно-кибернетического подхода развивать организаторскую и стимулирующую функции учебного сообщества и формировать высокие потенциальные возможности социализирующего влияния на учащихся, которые имеют высокий порог адаптации к внешним факторам воспитательного влияния.
  4. Обеспечивать единство, многоканальность и непрерывность требований к самоорганизации со стороны преподавателей всех рангов.
  5. Постоянно, разнообразно и эффективно стимулировать усилия как отдельных учащихся, так и их свободных объединений в практическом овладении основами самоорганизации в повседневной жизнедеятельности и обучении.
  6. Систематически показывать учащимся их прогресс в личной самоорганизации и общественной деятельности.
  7. Постоянно применять разнообразные способы усовершенствования занятий по самоорганизации, что будет способствовать формированию и поддержке устойчивого интереса к этим занятиям.
  8. Осуществлять постоянную психопедагогическую коррекцию и оценку( только оптимистическую) деятельности учащихся в области самоорганизации, чем укреплять в них уверенность в своих силах, способностях и возможностях самоусовершенствования.

Список литературы.

  1. Карнацевич Л.С., Щербина В.П.

Учить мыслить, - Киев: «Радянська школа»  1982г.

  1. Осинская В.М.

Формирование умственной культуры учащихся в процессе обучения математике, - Киев: «Радянська школа» 1989г.

  1. Учить умению учится; Под ред. В.О. Пунского Киев: «Радянська школа» 1987г.
  2. Сефибеков С.Р.

Учитель, умей направлять ученика. // Математика в школе. 1991г. №5

  1. Пялькина А.Т., Панкратина Н.Ю.

Об организации индивидуальной деятельности учащихся.// Математика в школе. 1997г. №6

  1. Золотин С.

О том как заинтересовать учебой.// Математика. 1997г. №18.                                                                                                                                    

     

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка (практикум в помощь студентам) по дисциплине «Экономика организации»

Данная методическая разработка является пособием для студентов 2-го и 3-го курсов при подготовке к курсовому экзамену и государственной аттестации. Она содержит задачи по всем темам, пройденным по дис...

Методическая разработка для самостоятельной работы студентов

Методическая разработка предназначена для самостоятельной аудиторной работы по терапии. Может быть использована для специальности "Лечебное дело"...

Методическая разработка по внеаудиторной работе студентов На тему: Практическое ознакомление студентов первого курса с будущей профессией

       Практическое ознакомление студентов первого курса с будущей профессией проводится с целью повышения мотивации студентов первого курса. Мотивация — это обще...

Методические рекомендации к самостоятельным работам по дисциплинам ОУД.12, ОП. 18, ОП. 5, методическая разработка к внеурочной деятельности студентов

Методические рекомендации играют важную роль в процессе обучения и воспитательной работы. Методические рекомендации - это разновидность учебно-методического издания, в котором отсутствует описательный...

Методические рекомендации к самостоятельным работам по дисциплинам ОУД.12, ОП. 18, ОП. 5, методическая разработка к внеурочной деятельности студентов

   С 1 сентября 2011 года образовательные учреждения среднего и начального профессионального образования приступили к реализации Федеральных государственных образовательных стандартов...

Методические рекомендации к самостоятельным работам по дисциплинам ОУД.12, ОП. 18, ОП. 5, методическая разработка к внеурочной деятельности студентов

   С 1 сентября 2011 года образовательные учреждения среднего и начального профессионального образования приступили к реализации Федеральных государственных образовательных стандартов...

Методические рекомендации к самостоятельным работам по дисциплинам ОУД.12, ОП. 18, ОП. 5, ОП. 09, методическая разработка к внеурочной деятельности студентов

   С 1 сентября 2011 года образовательные учреждения среднего и начального профессионального образования приступили к реализации Федеральных государственных образовательных стандартов...