Конференция "Исследования жемчужины Сибири"
классный час на тему
Инициатором организации классного часа явился классный руководитель. Подготовка конференции осуществлялась по группам. При разработке материала учащиеся готовили презентации, читали справочную литературу, применяли компьютерные технологии. Степень включенности ученического коллектива в подготовке мероприятия - высокая. В ходе подготовки использовались такие технические средства, как компьютер, проектор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_meropriyatiya.docx | 45.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация к внеклассному мероприятию:
« Жемчужина Сибири»
Учитель географии: Е.В. Антипова
МБОУ СОШ №2 г. Мичуринск Тамбовская область
Цель: сформировать представление об уникальной природной жемчужине Сибири - озере Байкал. Выявить экологические проблемы Байкала.
Задачи мероприятия:
Образовательная: расширить и углубить знания учащихся о природе озера Байкал, о его геологических, климатических, гидрологических особенностях, флоре и фауне. Подчеркнуть его уникальность. Выявить основные экологические проблемы, определять и правильно употреблять в устной и письменной речи основные понятия и термины; умело руководствоваться статьями Трудового кодекса РФ, в которых говориться о заботе государства по охране здоровья трудящихся; показать умения правильно соотносить состояние своего здоровья с требованиями избираемой профессии; ознакомить учащихся с медицинскими противопоказаниями к различным группам профессий.
Воспитательная: формировать уважительное и бережное отношение к природе нашей Родины как источнику развития патриотических, духовно-нравственных и эстетических чувств обучающихся; способствовать их экологическому воспитанию, формировать чувство ответственности за выбор дальнейшего образовательного и профессионального маршрута; показать формирование в сознание учащихся целостной картины будущей профессиональной карьеры.
Развивающая: развивать познавательный интерес к окружающему миру,формировать самостоятельность мышления, начальные исследовательские навыки, умение выделять главное в отобранном материале, обобщать полученную информацию, делать выводы. Систематизировать и творчески перерабатывать знания (заполнение таблиц, анкет, индивидуальных карт и т.д.); отрабатывать навыки ведения дискуссии, умение аргументировано изложить свою позицию; проявлять коммуникативные умения работы в группе.
Задачи педагога:
-развитие познавательной, коммуникативной, информационной компетентности обучающихся.
Вид мероприятия: конференция.
Инициатором организации классного часа явился классный руководитель. Подготовка конференции осуществлялась по группам. При разработке материала учащиеся готовили презентации, читали справочную литературу, применяли компьютерные технологии. Степень включенности ученического коллектива в подготовке мероприятия - высокая. В ходе подготовки использовались такие технические средства, как компьютер, проектор.
Учитель четко обозначил учащимся цели и задачи предстоящей конференции. Работа проходила организованно и интересно, учащиеся активно участвовали в конференции, отвечая на вопросы, предназначенные их команде, анализируя экологические проблемы Байкала.
Делая выводы о последствиях загрязнения и для будущего Земли. В ходе внеклассного мероприятия учащиеся углубили знания в области экологической компетенции, предложили ряд мероприятий для спасения уникальной природы Байкала.
Поставленные учителем цели воспитательного мероприятия достигнуты.
Данное мероприятие было организовано с учетом возрастных особенностей, индивидуальных и коллективных запросов и интересов учащихся. В ходе мероприятия учащиеся проявили свою эрудицию, коммуникативные способности.
Мероприятие проводилось эмоционально, вопросы были содержательные и интересные. Тема, содержание и форма проведения соответствует возрастным особенностям школьников.
В ходе всего мероприятия учитель сумел удержать доброжелательную атмосферу, так как учащиеся проявили большую активность.
Выводы:
Через серию внеклассных мероприятий, учитель способствует личностному самоопределению, формирует позитивную оценку таких нравственных качеств, как любовь к природе, любовь к Отчизне. Необходимо организовывать эту деятельность таким образом, что бы она была доступна и интересна учащимся.
Рекомендации:
Вести работу по экологическому воспитанию так, чтобы она была систематической и планомерной.
Чиста, уникальна, прозрачна вода, Безмолвная, но полная жизни тайга. Шумит и волнуется бешеный вал – Таким мне запомнился древний Байкал
И.И.Ландо
Цель: сформировать представление об уникальной природной жемчужине Сибири- озере Байкал и разных видах исследования. Выявить экологические проблемы Байкала.
Задачи мероприятия:
Образовательная: расширить и углубить знания учащихся о природе озера Байкал, о его геологических, климатических, гидрологических особенностях, флоре и фауне. Подчеркнуть его уникальность. Выявить основные экологические проблемы и профессии необходимые для исследования озера.
Воспитательная: формировать уважительное и бережное отношение к природе нашей Родины как источнику развития патриотических, духовно-нравственных и эстетических чувств обучающихся; способствовать их экологическому воспитанию и выбору будущей профессии.
Развивающая: развивать познавательный интерес к окружающему миру, формировать самостоятельность мышления, начальные исследовательские навыки, умение выделять главное в отобранном материале, обобщать полученную информацию, делать выводы.
Актуальность проводимого мероприятия: современные экологические проблемы загрязнения Байкала сохраняют свою актуальность. Байкал стал символом экологической опасности. Нельзя допустить, чтобы озеро Байкал постигла судьба озера Танганьика, в котором сейчас нет жизни. Проблемы, с которыми в настоящее время сталкивается Россия, имеют свои опасности — сохранение озера станет невозможным в связи с отсутствием финансирования или неспособностью сформировать консенсус .
Оборудование:
Физическая карта России, карточки с заданиями для групп специалистов по изучению природы Байкала, задания для каждой группы обучающихся, таблички с названиями групп учащихся (историки, геологи, климатологи, гидрологи, биологи, экологи), презентация “Жемчужина России – Байкал”, компьютер, мультимедийное оборудование, экран, 6 ПК.
Ход мероприятия:
- Организационный момент.
- Под звуки песни учитель читает стихотворение:
(слайд 1)
Беречь Байкал – святое дело. М. Митюков О чем грустишь, Байкал любимый,
О чем вздыхает твой прибой?
Иль кто-то злой, неумолимый
Порой глумится над тобой? И мне Байкал вздыхал в ответ:
«Я жил на свете тыщи лет…
Никто меня не обижал,
Напротив, всякий уважал… Но за последние полвека…
Не узнаю я человека! Байкал один на всей планете,
Другого – просто не дано…
Мы все твои, Байкал мой, дети,
И жить с тобой нам суждено!
Как будто чистая водица
Ему вовек не пригодится…» Не обижайте, люди, море!
Байкал ведь тоже хочет жить:
Играть волной, с ветрами споря
И людям преданно служить!
Беречь Байкал – святое дело:
Его судьба – у нас в руках!
Сама Природа нам велела,
Чтоб жил Байкал родной в веках!
И верю я: Байкалом будет России слава прирастать!
И нам потомки не забудут
За это должное воздать. (слайд 2). Учитель: Сегодня мы совершим путешествие в загадочный край! Уникальную жемчужину Сибири. «Байкал в 1996 году включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Объект под номером 754. Сегодня в него внесены 962 объекта из разных стран мира. Байкал – неповторимое чудо света, гордость нашей страны. Летом 2008 года по итогам голосования Байкал вошел в список 7 чудес России. Разнообразно происхождение самого названия озера: В далеком прошлом, народы, населяющие берега Байкала каждый по-своему именовали озеро. Китайцы в древних хрониках называли его – «Бейхай» - «северное море» Эвенки – «Ламу» - «море» Буряты и монголы – «Байгал - далай» - «богатое море». Происхождение названия точно не установлено. Наиболее распространена версия, что слово Байкал – тюркоязычное. Происходит от слов – «бай» = «богатый» и «куль» = «озеро», значит «богатое озеро». Первые русские землепроходцы употребляли эвенкийское название Ламу. После выхода отряда Курбата Иванова на берег озера в 1643 г, русские перешли на бурятское название Байгал. При этом они лингвистически приспособили к своему произношению слово и называли – Байкал. Заменив характерное для бурят «г» на русское «к». Именно в этом загадочном уголке побывали наши экспедиции, которые сейчас расскажут о своих исследованиях. Первым предоставляется слово геологам:
Геологи: (слайд 3).
Озеро Байкал находится на юге Восточной Сибири. В форме рождающегося полумесяца оно вытянулось с юга-запада на северо –восток.
Байкал – древнейшее озеро на земле, возникшее в результате действия тектонических процессов древности.Его возраст составляет 20-25 млн.лет.Происхождение Байкала до сих пор вызывает научные споры. Озеро расположено в рифтовой впадине и по своему строению схоже например, с бассейном Мертвого моря. Одни исследователи объясняют образование Байкала его расположением в зоне древнего тектонического разлома, другие предполагают наличие под Байкалом гигантского разлома мантии земли, третьи объясняют образование впадины тектоническими процессами в результате движения материков Евразии и Индостана. Вулканическая деятельность на Байкале продолжается до сих пор - в окрестностях озера постоянно происходят землетрясения. Байкал самое глубокое озеро в мире (1637 м). Средняя глубина составляет 730 м. Длина озера 620 км. Ширина от 24-79 км. На Байкале 27 островов, самый большой остров Ольхон. (слайд 4).
Учитель: А какой климат Байкала? Какие погодные условия характерны для этого сказочного места поведают нам климатологи, изучавшие уникальность погоды Байкала.
Климатологи: (слайд 5).
Климат Прибайкалья умеренный резко-континентальный. Зима очень холодная. Средняя температура января -24 градуса, а на побережье теплее градусов на десять: -14,-17 С. А лето на берегах озера прохладнее, средняя температура июля 15 С. Из-за неравномерного нагрева суши и вод озера образуется переходы атмосферного давления , в результате возникают местные ветры. Над озером возникает большое количество местных ветров. Это верховик, култук, баргузин, горная, сарма, бугульдейка , тархаиха, шелонник, ангара и др.
Сарма - ураганный ветер; скорость ветра достигает 60 м/с. Баргузин – ветер, дующий из Баргузинской котловины поперёк и вдоль Байкала. Култук-ветер, дующий с южной стороны. Верховик- северный ветер. Горный ветер - северо-западный, дующий с гор.
Учитель: Ветры на Байкале получили названия по имени долин, из которых берут начало. Байкал также отличается чистой и прозрачной водой. Исследованием воды занималась группа гидрологов. Им и слово.
Гидрологи: (слайд 6-7).
Озеро Байкал имеет уникально чистую прозрачную воду. Белый диск, с помощью которого определяют степень прозрачности воды, виден при погружении в озеро до глубины 40 метров. В озеро впадает около 550 рек. Самая крупная из них Селенга. И лишь одна река Ангара вытекает из озера Байкал. Про нее буряты говорят: «Разоряет дочка старика Байкала». Про Байкал ходят много легенд. И один из них я хочу прочесть.
«Одна из древнейших легенд гласит, что в очень давние времена в этих местах жил суровый богатырь по имени Байкал. И было у него несколько сот сыновей и всего одна дочь-Ангара, самая красивая девушка на свете. Сыновья день и дочь трудились, не покладая рук. В горах топили снега и ледники, со всей округе собирали и гнали хрустальную воду в огромную котловину. И вот однажды услышала Ангара от странствующих певцов о том, что за соседними горами проживает юный богатырь, красавец Енисей. Полюбила Ангара Енисея и сбежала из хрустального дворца со дна подводного царства, куда ее заключил строгий отец. Узнав о побеге, разъяренный Байкал бросился в погоню, схватил огромную каменную глыбу и кинул ее в непокорную дочь, но промахнулся. С тех пор так и лежит эта глыба у выхода реки из озера, называют ее сейчас Шаманским камнем. В конце концов прибежала Ангара к Енисею и обняла его , и потекли они вместе к студеному северному морю.» Вода в озере круглый год холодная. Замерзает озеро поздно, в конце декабря, но и вскрывается Байкал поздно. Байкал уникален и огромным объемом воды. Воды Байкала такие чистые.
Во - первых, берега озера сложены кристаллическими узорами. Они трудно размываются и дают мало взвеси. Во - вторых, в озере живут рачки - «дворники» - эпишура и макрогиттонус. В - третьих, сама вода способна к очищению.
Учитель: Растительный и животный мир Байкала необычайно богат. В настоящее время в Байкале известно 1550 видов разновидностей животных и 1085 видов растительных организмов, причем ¾ из них свойственно только Байкалу. Изучением некоторых из них занималась группа биологов.
Биологи: (слайд 8-15).
70% всех организмов – эндемики. А что такое эндемики? Это растения и животные, которые встречаются только в одном определенном месте. Это омуль, нерпа, байкальский осетр, рачки, бычки, голомянка. губки т.д.
В Байкале обитает 58 видов рыб. И самая большая рыба, которая водится в Байкале это Байкальский осетр. Его вес достигает 130 кг., длина около 2 м. А самая маленькая рыбка, весом 2 грамма. Это бычок Гурвича. И самая многочисленная рыба в озере Голомянка. Она живет на глубине 1200м. У нее нет чешуи. Она живородящая. 30% массы ее тела это жир. Также самая многочисленная промысловая рыба- это омуль, которая достигает до 50 см.и имеет вес 5 кг. Воды Байкала такие чистые. Во - первых, берега озера сложены кристаллическими узорами. Они трудно размываются и дают мало взвеси. Во - вторых, в озере живут рачки - «дворники» - эпишура и макрогиттонус. В - третьих, сама вода способна к очищению.
Учитель: Какие меры принимаются для охраны озера, чтобы сохранить этот уникальный памятник. И какие проблемы есть на сегодняшний день на озере нам поведает группа экологов.
Экологи : (слайд 16).
На его берегах создано 2 национальных парка – Прибайкальский и Забайкальский; заповедники: Баргузин, Байкало-Ленский. Уникальное по своей природе озеро Байкал имеет живописные берега и острова. Озеро является рекреационным объектом Сибири. Чистый воздух, минеральные источники, чистая, прозрачная вода озера привлекают множество туристов. Озеро Байкал с уникальным органическим миром может раскрыть многие тайны эволюции животных и растений. Озеро богато рыбными ресурсами , а хребты Прибайкалья имеют огромные запасы древесины – кедра, сосны, лиственницы. Кедр – это ценные орехи, масло кедровых орехов используется в медицине и в оптике, служит пищей для обитателей тайги и для человека. (слайд 17-19).
В 20 веке построены на берегах Байкала целлюлозно - бумажные комбинаты, которые в значительной степени загрязняют воду озера. На реке Ангаре построили Иркутскую ГЭС, тем самым подпрудили озеро Байкал, что привело к подъему уровня воды на 1 метр, к смыву с берегов грязи, к помутнению воды, к гибели главного фильтра байкальской воды – планктона. Естественно, что развития хозяйства Прибайкалья требует рационального использования его богатств охраны и воспроизводства их. Особенно большое внимание в последние годы уделяется будущему уникального во многих отношениях Байкала. Чтобы сохранить чистоту Байкала воды и используя богатства озера не навредить природе, необходимо создать единую систему разумно использования всего бассейна.
Учитель: Какие меры вы приняли бы по решению проблемы Байкала?
Ответы учащихся:
1. Запретить молевой сплав древесины по рекам .
2. Регулировать рубку леса в бассейнах рек, впадающих в озеро.
3. Построить очистные сооружения на предприятиях, расположенных на берегах озера и рек, впадающих в Байкал.
4. Запретить рубку леса на склонах хребтов, обращенных к Байкалу.
5. Создать базы отдыха с организованными посещениями озера туристами.
6. Поднять экологическую культуру населения.
7. Создать заповедник.
Учитель: В. В. Путин вручая гранты Русского географического общества, попечительский совет которого он возглавляет, один из 15 грантов РГО был выделен и на исследование Байкала. И цель Путина состоит в том, что не дать погибнуть уникальному озеру и людям, живущим на его берегах. (слайд 20-21).
Рефлексия: Ребята как вы думаете, какое послание в виде охранных грамот мы можем отправить вашим ровесникам на Байкале?
Охранная грамота
1.Никогда не убивай зверей и птиц.
2.Не разоряй птичьи гнёзда.
3. Не ломай деревья, не делай на них надписи.
4.Оказывай помощь животным и растениям, попавшим в беду.
5.Подкармливай зверей и птиц зимой.
6.Учись наблюдать за природой.
7.Учись слушать голоса природы.
Учитель:
Закончить наше занятие я хочу словами М. Пришвина: «…мы хозяева природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти сохранять, - их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - это, значит, охранять Родину» Правительство России принимает меры по закрытию ЦБК на территории Иркутской области и в Бурятии. Только мы можем сохранить чистоту озера Байкал – объекта «Всемирного наследия». Иными словами, признано, что сохранение байкальской экосистемы имеет планетарное значение и является делом всех землян. Урок я хочу закончить словами: «Наш закон гласит, что народ сам должен охранять природу – свое богатство. Народ – это мы с вами, вся наша страна - и взрослые, и дети».
Стихотворение читает учащийся:
Байкал ( И.И.Ландо )
Чиста, уникальна, прозрачна вода, Безмолвная, но полная жизни тайга. Шумит и волнуется бешеный вал – Таким мне запомнился древний Байкал. Красавица-дочь – Ангара удалая Свой путь начинает из этого края, А с нею три сотни речушек и рек, Все устремили к Байкалу свой бег. С тревогой смотрю я в завтрашний день: Будут ли жить там омуль, тюлень? Как сохранить заповедное озеро, Чтоб его воды не «целлюлозило»? Чтоб достоянием народа стал Славное море – священный Байкал?
Используемая литература:
- www.myshared.ru/slide/397525/
- 1. znaj.net › Статьи › Живая вода земли
- 2. sitewater.ru/chistaya-voda-ozera-bajkal.html
- baikaler.ru/guide/baikal/
- www.magicbaikal.ru/common.htm
- voda.molodostivivat.ru/pogovorim-po-dusham/p3375.html
- baikalake.ru/public/public_monitoring.php
- baikalfund.ru/baikal/ecology/problems
- law.edu.ru/book/book.asp?bookID=1303185
- https://kprf.ru/activity/ecology/117375.html
- ecamir.ru/.../Ekologicheskiy-monitoring-ozera-Baykal-stal-dostupen-onl.
- www.center-bereg.ru/i444.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гастрономический туризм в Сибири, на Алтае.
самостоятельная работа студентки группы Т-301 (2015г)...
Программа профильного языкового отряда летнего оздоровительного лагеря «Жемчужина»
Программа внеурочной деятельности по английскому языку. В программе отражены: актуальность, цель, задачи, содержание и ожидаемые результаты....
Разработка классного часа по теме: «КУЗБАСС – ЖЕМЧУЖИНА СИБИРИ!»
Данная разработка позволит совершить увлекательное путешествие по КУЗБАССУ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ СИБИРИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЁН ДО НАШИХ ДНЕЙ» ДЛЯ 10 КЛАССА
Рабочая программа учебного курса «История Сибири с древнейших времён до наших дней» составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего об...
"Байкал-жемчужина Сибири"
Это викторина, для дополнительного образования детей. Предназначена для подготовки к экзаменам. И для общей эрудиции. Также в целях рекламы для туристов....
Статья "ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ ПРОДУКТАМИ НЕФТЕДОБЫЧИ"
ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ ПРОДУКТАМИ НЕФТЕДОБЫЧИ...
Стажировка ООО «ЛЕСА СИБИРИ» по теме «Технология и организация нижнескладских работ» 48 ч дата выда-чи 13.04.2023 г
Стажировка ООО «ЛЕСА СИБИРИ» по теме «Технология и организация нижнескладских работ» 48 ч дата выдачи 13.04.2023 г...