РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ СИБИРИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЁН ДО НАШИХ ДНЕЙ» ДЛЯ 10 КЛАССА
рабочая программа на тему
Рабочая программа учебного курса «История Сибири с древнейших времён до наших дней» составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённого приказом Министерства образования РФ от 05. 03. 2004 г. № 1089.
Нормативную основу рабочей программы составили:
- Учебный план МБОУ г. Иркутска СОШ № 42 на 2017-2018 учебный год;
- Примерные программы:
Авторская программа по историческому краеведению для учащихся 10-11 классов «История Сибири с древнейших времен до начала XXI века» (автор Запорожченко И.И., Иркутск, 2015
Главная цель введения регионального компонента в общеобразовательные учреждения — социализация личности по месту проживания: именно знания о регионе создают условия для понимания и принятия учениками той истины, что только труд и заботы людей могут сделать жизнь в крае интересной, разнообразной и богатой. Такой взгляд формирует мотивы и потребности, побуждающие к участию в делах по благоустройству своей «малой родины».
Изучение региональной истории является условием трансляции ценностей и традиций местного общества, выступает своеобразным «мостом» в воспроизводстве коллективной памяти сибиряков, помогает преодолеть отчуждение не вполне сложившейся еще личности школьника и общества. Возникает возможность связать в историческом пространстве интересы формирующейся личности и ее ближайшего окружения с целым рядом базовых исторических категорий: этнос, нация, мировое сообщество.
Цель программы: расширение знаний учащихся о родном крае, удовлетворение познавательных потребностей школьников. Воспитание уважение к своей малой родине.
Задачи данного курса:
- развитие интереса детей к истории родного края;
- развитие интереса к истории не только как школьному предмету, но как явлению, охватывающему все стороны человеческой деятельности в прошлом;
- развитие критического и творческого мышления;
- формирование собственной исторической позиции и умение аргументировать и отстаивать ее в ходе дискуссий;
- обучение способам поиска и сбора информации по интересующему вопросу, ее систематизации, проверки достоверности фактов на основе сравнительного анализа с другими данными;
- обучение культуре оформления собственных учебных изысканий;
- развитие умения работать с дополнительной учебной литературой (учебные пособия по истории Сибири и родного края, хрестоматии, научно-популярные издания и т. п.).
Благодаря дополнительным знаниям, полученным в ходе изучения истории Сибири, выпускники могут адоптироваться в той культурной среде, которая их окружает, не теряться среди памятников истории, архитектуры родного края, знать музеи, ориентироваться в выставках и самим участвовать в культурной жизни родного города, области, страны.
Структура курса:
В основу построения курса положен историко-хронологический принцип, предполагающий изучение Сибири с древности до начала XXI века. Программа рассчитана на год обучения по 1 часу в неделю, всего 34 часа. Предполагается синхронное изучение истории Иркутской области и всего сибирского региона в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 119.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Г. ИРКУТСКА
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 42
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ СИБИРИ С ДРЕВНЕЙШИХ
ВРЕМЁН ДО НАШИХ ДНЕЙ»
ДЛЯ 10 КЛАССА
НА 2017-2018 УЧ.Г.
Составитель:
Пасынкова С.А.,
учитель истории,
высшая
квалификационная категория
2018г.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «История Сибири с древнейших времён до наших дней» составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённого приказом Министерства образования РФ от 05. 03. 2004 г. № 1089.
Нормативную основу рабочей программы составили:
- Учебный план МБОУ г. Иркутска СОШ № 42 на 2017-2018 учебный год;
- Примерные программы:
Авторская программа по историческому краеведению для учащихся 10-11 классов «История Сибири с древнейших времен до начала XXI века» (автор Запорожченко И.И., Иркутск, 2015
Главная цель введения регионального компонента в общеобразовательные учреждения — социализация личности по месту проживания: именно знания о регионе создают условия для понимания и принятия учениками той истины, что только труд и заботы людей могут сделать жизнь в крае интересной, разнообразной и богатой. Такой взгляд формирует мотивы и потребности, побуждающие к участию в делах по благоустройству своей «малой родины».
Изучение региональной истории является условием трансляции ценностей и традиций местного общества, выступает своеобразным «мостом» в воспроизводстве коллективной памяти сибиряков, помогает преодолеть отчуждение не вполне сложившейся еще личности школьника и общества. Возникает возможность связать в историческом пространстве интересы формирующейся личности и ее ближайшего окружения с целым рядом базовых исторических категорий: этнос, нация, мировое сообщество.
Цель программы: расширение знаний учащихся о родном крае, удовлетворение познавательных потребностей школьников. Воспитание уважение к своей малой родине.
Задачи данного курса:
- развитие интереса детей к истории родного края;
- развитие интереса к истории не только как школьному предмету, но как явлению, охватывающему все стороны человеческой деятельности в прошлом;
- развитие критического и творческого мышления;
- формирование собственной исторической позиции и умение аргументировать и отстаивать ее в ходе дискуссий;
- обучение способам поиска и сбора информации по интересующему вопросу, ее систематизации, проверки достоверности фактов на основе сравнительного анализа с другими данными;
- обучение культуре оформления собственных учебных изысканий;
- развитие умения работать с дополнительной учебной литературой (учебные пособия по истории Сибири и родного края, хрестоматии, научно-популярные издания и т. п.).
Благодаря дополнительным знаниям, полученным в ходе изучения истории Сибири, выпускники могут адоптироваться в той культурной среде, которая их окружает, не теряться среди памятников истории, архитектуры родного края, знать музеи, ориентироваться в выставках и самим участвовать в культурной жизни родного города, области, страны.
Структура курса:
В основу построения курса положен историко-хронологический принцип, предполагающий изучение Сибири с древности до начала XXI века. Программа рассчитана на год обучения по 1 часу в неделю, всего 34 часа. Предполагается синхронное изучение истории Иркутской области и всего сибирского региона в целом.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Главной целью современного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
Историческое образование на III ступени общего образования способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Тем самым, историческое образование приобретает особую роль в процессе самоидентификации подростка, осознания им себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Обеспечивается возможность критического восприятия учащимися окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях.
Развивающий потенциал системы исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе – к развитию исторического мышления учащихся. Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории. Таким образом, критерий качества исторического образования в полной средней школе связан не с усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием их коммуникативной культуры учащихся.
Это определило цели обучения истории:
- Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций;
- Развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности;
- Освоение систематизированных знаний о прошлом;
- Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
- Формирование исторического мышления
3. МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный курс «История Сибири с древнейших времён до наших дней» входит в вариативную часть учебного плана. Вариантная часть базисного учебного плана обеспечивает единство образовательного пространства на территории России.
На изучение курса истории в 10-11 классах отводится 68 часов, то есть 1 час в неделю.
4.ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучая историю на ступени основного и полного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, учатся оперировать исторической терминологией, знакомятся с основными способами исторического анализа.
Изучение истории ориентировано на личностное развитие учащихся, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.
В рамках познавательной деятельности программа способствует закреплению умения разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, сравнивать, сопоставлять объекты по одному или нескольким основаниям. Принципиальное значение в рамках курса истории приобретает умение различать факты, мнения, доказательства. На уроках учащиеся овладевают монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать диалоги и приводить примеры. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащиеся могут использовать различные источники информации.
5.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Учащиеся должны знать/понимать:
- Факты, явления, процессы, понятия, характеризующие целостность исторического процесса;
- Особенности исторического, социологического, политологического, культурологического анализа событий, явлений, процессов прошлого;
- Взаимосвязь и особенности истории России и мира;
- Периодизацию отечественной и всемирной истории;
- Современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
- Особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
должны уметь:
- Проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;
- Критически анализировать источник исторической информации;
- Систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса;
- Анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема);
- Формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач;
- Участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни;
- Использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
- Соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически сложившимися формами социального поведения;
- Осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
владеть компетенциями: информационной, коммуникативной, рефлексивной, познавательной.
Учащиеся должны:
- показывать по карте территории расселения этносов Сибири и направления продвижения в Сибирь землепроходцев.;
- объяснять процесс колонизации Сибири как явление двоякого порядка:
с одной стороны, как процесс расселения русского этноса на окраины,
с другой, как результат осознанной государственной политики
с целью обогащения государства;
- объяснять смысл понятий вольнонародная и правительственная колонизация, земледельческое освоение, промысловая колонизация, завоевание, присоединение; ясак, ясачные люди;
- характеризовать политику Российского государства в Сибири в XVII в. По отношению к коренному населению и соседним государствам;
- характеризовать основные категории русского населения Сибири XVII в.;
- уметь соотносить события, происходившие на территории Европейской России и Сибири в одно и то же время;
- уметь объяснять основные факты из истории родного края XVII в. В свете изученных явлений и событий, происходивших на территории Сибири в это же время.
Сибирь в составе Российской империи (XVIII—XIX века)
Учащиеся должны:
- показывать по карте присоединяемые территории и изменяющиеся государственные границы на восточных рубежах России в XVIII—XIX вв.;
- характеризовать основные сословия Сибири в XVIII—XIX вв.
- сравнивать положение сословий в Сибири и Европейской России;
- объяснять аграрную политику правительства в Сибири и сравнивать ее с аграрной политикой в европейской части страны;
- объяснять причины отсутствия помещичьего землевладения в Сибири;
- характеризовать правительственные мероприятия по переселению крестьян в Сибирь в XVIII—XIX вв.;
- называть основные особенности экономического развития Сибири
в XVIII—XIX вв.;
- иметь представление о культуре и образе жизни русского населения
Сибири как результате распространения культурных и бытовых образцов из Европейской России, и о их дополнении местными формами
культуры;
- знать о роли уголовной и политической ссылки в развитии региона.
Сибирь в XX веке
Учащиеся должны:
- характеризовать группы населения сибирской деревни начала XX в.
и сравнивать их положение с положением таковых в европейской части страны;
- знать о результатах Столыпинской аграрной реформы для развития
Сибири;
- знать о развитии крестьянской кооперации в начале XX в., об успехах
сельского хозяйства после постройки Сибирской железной дороги;
- знать, какой отклик в Сибири получили события революций 1905—
1907 гг. и Февральской;
- знать о социальной базе, на которую опирались большевики при захвате власти в Сибири, об основных этапах гражданской войны на ее территории, о событиях тех лет в родном крае;
- сравнивать проявления политики военного коммунизма и нэпа в Сибири и европейской части России;
- знать, какая роль в планах индустриализации СССР отводилась Сибири, показывать по карте и называть стройки первых пятилеток;
- знать факты из истории коллективизации в регионе;
- уметь собирать, систематизировать и объяснять факты из истории
родного края, в которых нашли отражение события индустриализации,
коллективизации и «большого террора»;
- знать о вкладе экономики Сибири в дело победы в Великой Отечественной войне, о патриотизме и подвигах земляков на полях сражений;
- знать о кардинальных изменениях Сибири в 1950—1980-е гг., показывать по карте местонахождение основных разработок природных месторождений, гидроэлектростанций, крупнейших промышленных предприятий;
- уметь оценивать экономическое и социальное значение великих строек
коммунизма в Сибири и родном крае в единстве их положительных и
отрицательных сторон.
Формы контроля за прохождение программы элективных курсов:
- тестирование;
- выполнение письменных работ;
- выполнение творческих презентаций;
- мини-проекты.
6.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Заселение Сибири человеком. Археологические памятники Прибайкалья.
Ранний железный век. Курыканы. народы Сибири до российской колонизации.
Началорусского продвижения в Сибирь. Присоединение Западной и Восточной Сибири.основание города. Быт горожан. Иркутские храмы.
Государственное управление в 17 веке. Заселение Сибири. Русская власть и сибирские аборигены. Русско-китайские отношения.
Социально–экономическое развитие края Великая Северная экспедиция.
Структура управления Сибирью. Реформа М.М. Сперанского. Губернаторы градоначальники. Христианизация Сибири.Сроки ссылки условия содержания.
Декабристы в нашем крае.
Развитие сибирского земледелия.
Золотопромышленность, сибирский торг.
Транссибирская магистраль.Общественная мысль, культурная жизнь Иркутска.
Революционные события. Иркутск в годы первой мировой войны.
Революция1917 г. гражданская война. Социально –экономическое развитие после гражданской войны. ГУЛАГ в нашем крае.Сибирь в годы ВОВ. памятные места города. Иркутская пятилетка, научная и культурная жизнь. Перспективы развития Иркутска. Социально –культурная жизнь
7.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Номер урока | Тема | Кол-во часов | Дата | |
План | Факт | |||
Раздел 1. Наш край в древности | ||||
1 | Древнекаменный век; Мезолит; Новокаменный век Меднобронзовый век | 1 | ||
Раздел 2. Прибайкалье в период средневековья | ||||
2 | Народы края в средневековье | 1 | ||
3 | Присоединение «братской землицы» | 1 | ||
4 | Первые христианские церкви и монастыри | 1 | ||
5 | Народные волнения XVII века | 1 | ||
Раздел 3. Земля Иркутская в XVIII веке | ||||
6 | Социально-экономическое развитие края | 1 | ||
7 | Иркутск - губернский город | 1 | ||
8 | Первые школы в Иркутске; «Именитые» люди XVIII века | 1 | ||
Раздел 4. Иркутская губерния в первой половине XIX | ||||
9 | Развитие экономики | 1 | ||
10 | Участие населения в Отечественной войне 1812 г.; Край каторги и ссылки | 1 | ||
11 | Восточно - Сибирское генерал-губернаторство | 1 | ||
12 | Просвещение и образование в первой половине XIX в. | 1 | ||
13 | Иркутск – административный и культурный центр Восточной Сибири | 1 | ||
Раздел 5. Иркутская губерния во второй половине XIX | ||||
14 | Экономика | 1 | ||
15 | Торговля и купечество; Сибирская железная дорога | 1 | ||
16 | Общественная жизнь; Политическая ссылка и революционное движение; Польские ссыльные | 1 | ||
17 | Просвещение и образование; Научно-техническая жизнь в губернии | 1 | ||
18 | Культура края во второй половине XIX в. | 1 | ||
Раздел 6. Иркутская земля в начале ХХ в. | ||||
19 | Экономика | 1 | ||
20 | Рабочее движение, социал-демократия, революционные выступления в губернии в 1905-1907 гг. | 1 | ||
Раздел 7. Между двумя революциями | ||||
21 | Экономическое положение губернии | 1 | ||
22 | Общественно-политическая жизнь | 1 | ||
23 | Культура Иркутской губернии начала ХХ в. | 1 | ||
24 | В годы первой мировой войны | 1 | ||
Раздел 8. Революция и гражданская война (1917 – 1920 гг.) | ||||
25 | В годы гражданской войны | 1 | ||
Раздел 9. Иркутская земля в 1921 – 1985 годах | ||||
26 | Социально – политическая обстановка после гражданской войны | 1 | ||
27 | Первые шаги индустриализации: успехи, просчеты, трудности | 1 | ||
28 | Коллективизация: как она проходила | 1 | ||
29 | Культура края | 1 | ||
30–31 | Великая Отечественная война и послевоенное строительство (1941 – 1960 гг.) | 2 | ||
32 | Иркутская область в 1961 – 1985 годах | 1 | ||
Раздел 10. Иркутская область в конце ХХ – начала ХХI вв. | ||||
33 | Политическая и культурная жизнь; На пути экономических реформ | 1 | ||
34 | Круглый стол; Итоговый урок | 1 | ||
Итого: 34 часа |
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ п/п | Наименование | Количество |
1 | ПК | 1 |
2 | Принтер | 1 |
3 | Сканер | 1 |
4 | Экран | 1 |
5 | Телевизор | 1 |
6 | Аудиоколонки | 2 |
Литература для учащихся.
- Большая историческая энциклопедия для школьников и студентов. M. 2016.
- Загладин Н.В., Дахин В.Н., Загладина Х.Т. и др. Мировое политическое развитие: век ХХ. Пособие для учащихся и учителей старших классов школ, гимназий и лицеев.
- История Росии. ХХ век. Энциклопедия для детей. Т. 5. Ч. 3. M. 1995.
- Пантелеев M.М., Саватеев А.Д. Современный мир. Учебное пособие для 11 класса.
- Россия. Энциклопедический справочник. M. 2014 г.
- Хачатурян В.M. История мировых цивилизаций. M. 2013
- Хрестоматия по истории России: ХХ век. Сост. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. M. 2013.
- Энциклопедический словарь юного историка. M. 2012.
- Литература для учителя.
- Гареев M.А. Неоднозначные страницы войны (Очерки о проблемных вопросах Великой отечественной войны). M. 1995.
- Геллер M.Я. Утопия у власти: история Советского Союза с 1917 года до наших дней. В 3-х книгах. M. 1995.
- Голубев А.В. Тоталитарный режим в СССР: теория, споры, реальность // Преподавание истории в школе. 2001. № 2.
- Голотик С.И., Зимина В.Д., Карпенко С.В. Российская эмиграция 1920 – 1930-х гг. http://nivestnik.rsush.ru/2001
- Данилов А.А. Из истории партий и общественно – политических движений в россии и СССР: Многопартийность в россии: распад и возрождение (1917 – 1992). M. 1992.
- Ершова Е.Б. Революция, реформы и российская творческая интеллигенция в первой половине ХХ века // Вопросы истории. 2001. № 6.
- Зубкова Е.Ю. Общество и реформы. 1945 – 1964. M. 1993.
- История России. 1861- 1917. M. 1996.
- История России. Советское общество. 1917 – 1991. M. 1997.
- История России. Учебный минимум для абитуриента. Под редакцией В.В. Керова. M. 2001.
- История современной России. 1985 – 1994. M. 1995.
- Курскова Г.Ю. Тоталитарная система в СССР: истоки и пути преодоления. M. 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа специального курса "Нацизм - неизвестные страницы истории". Вариант - 20 часов. 2013 - 2014.
В образовательных учреждениях среднего профессионального образования учебным планом предусмотрено в рамках дисциплины «История» изучение тем «II мировая война», «Великая Отечественная война». Сод...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/18/picture-184356-1447857270.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины "История" для студентов 2 курса
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (профессии начального профессиональн...
Рабочая программа вариативного курса по географии в 11 классе «География, история, искусство: перекрестки и взаимодействия»
Рабочая программа вариативного курса по географии в 11 классе«География, история, искусство: перекрестки и взаимодействия» Предмет(ы): География Информатика и ИКТ Искусство...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/08/picture-1135163-1554712669.jpg)
Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"
Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/06/picture-218624-1675701489.jpg)
Рабочая программа учебного предмета история (Базовый уровень) для 10-11 классов на 2022-2023 уч.год
Программа разработана на основании ФГОС и Историко-культурного стандарта.Рабочая программа предполагает преподавание истории в 10-11 классах физико-математического профиля (базового ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/06/picture-218624-1675701489.jpg)
Рабочая программа учебного предмета история (Профильный уровень) для 10-11 классов на 2022-2023 уч.год
Данная рабочая программа разработана на основании ФГОС и Историко-культурного стандарта. Рассчитана на 4 учебных часа в неделю. : 10 кл. -136 часов в год, 11 кл. – 132 часов в год (и...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/14/picture-1512318-1707899648.jpg)
Рабочая программа практического курса занятий по компетенции "Инженерия Космических систем" Город Мастеров 14 и 21 дней 2024 год
Рабочая программа по компетенции «Инженерия космических систем» (далее – программа) является учебно-познавательной; по форме организации – групповой; ...