"Уход за комнатными растениями" Нагорная Ирина Юрьевна
план-конспект урока

Нагорная Ирина Юрьевна

 "Уход за комнатными растениями" Нагорная Ирина Юрьевна-  г. Курчатова. Говорится о полном уходе за комнатными растениями , с использованием занимательных заданий и тестов в виде проверки домашнего задания. Включены памятки и развивающие задания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цели:

-         дать понятия обучающимся о видах комнатных растений;

-      познакомить с отличительными признаками  всех растений;

-         научиться правильно ухаживать за комнатными растениями .

Задачи:

Образовательные:

- познакомить учащихся с разновидностями комнатных растений;

- закреплять умение самостоятельно выполнять уход за комнатными растениями;

- обосновывать размещение растений в комнате в зависимости от степени освещенности;

-  расширение знаний о комнатных растениях  ;

-  формирование представления о ценности для человека о комнатных растениях;

Коррекционно-развивающие:

- развитие умения наблюдать, сравнивать;

- коррекция психических процессов, памяти, мышления, тактильного и образного восприятия;

- обогащать словарный запас учащихся, расширять кругозор.

-   развитие внимания, мышления, познавательного интереса и речи учащихся,

-    умения самостоятельно находить информацию к уроку;

-   умение работать самостоятельно

-  развитие умения сравнивать, анализировать, обобщать

Воспитательные:

-воспитывать чувство прекрасного к окружающей среде, бережное отношение к растениям;

-воспитывать трудолюбие, усидчивость.

Оборудование:

·         компьютер;

·         презентация к уроку «Уход за комнатными растениями»;

-          технологическая карта;

-         плакаты с комнатными растениями;

-        кластер.

Ход урока.

  1. Орг. момент

Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем мы урок.
Улыбнулись, подтянулись.
Друг на друга посмотрели
И спокойно, тихо сели.

II. Проверка д/з

-Давайте вспомним растения, с которыми мы знакомились на предыдущих уроках? Как они называются?  (Цветы)

- Какие они бывают по продолжительности жизни?

- Назовите однолетние растения? (бархатцы, сальвия, астра, агератум, петунья, цинния, львиный зев и т.д.) Слайд 1

- Назовите двулетние растения? (маргаритки, незабудки, анютины глазки (виола), турецкая гвоздика, колокольчики, мальва и т.д.)

Слайд 2

- Назовите многолетние цветочные растения? (лилии, розы, тюльпаны, гиацинты, ирисы, пионы, хризантемы, и т.д. ) Слайд 3

- По степени освещённости бывают:

светолюбивые

теневыносливые ;

 тенелюбивые;

 - По декоративным качествам они бывают: 

А)Декоративно-цветущие растения. Слайд 4

Это небольшая группа растений, которые красиво цветут

Б) Декоративно-лиственные растения. Слайд 5

Они привлекают либо красивой формой листьев либо яркой или пестрой их окраской

В)Ампельные растения. Слайд 6

Это растения с длинными свисающими побегами.

Г)Суккуленты. Слайд 7

Это обширная группа растений с сочными, мясистыми стеблями или листьями часто причудливой формы.

III. Подготовка к изучению нового материала.

Послушайте стихотворение:

На моем окошке

Настоящий сад!

Крупные сережки

Фуксии висят.

Лезет финик узкий —

Листики свежи.

А у пальмы русской

Листья, как ножи.

Вспыхнул угольками

Скромный огонек.

Весь под волосами

Кактуса пенек.

Прыгают синицы

Под окном моим.

Радуются птицы —

Ведь приятно им

Посмотреть на это

Милое окно,

Где зимою — лето,

Где цветов полно.

- Ребята, вы прослушали стихотворение, как вы думаете, о чем оно? (О комнатных цветах, растущих на окне).

- Правильно, мы сегодня будем говорить о комнатных растениях.

- Ребята, а у кого из вас есть комнатные растения?

- Как они называются, знаете?

- Как вы думаете, для чего нужны комнатные растения?

Составление кластера по ответам учащихся (Растения: украшают комнату, лечат, очищают воздух и обеззараживают его, создают уют, успокаивают  нервную систему, повышают  настроение и работоспособность)

Растения очищают воздух помещений, выделяют фитонциды, оказывающие губительное воздействие на болезнетворные микробы. Зеленый цвет листвы действует успокаивающе на нервную систему, а это благотворно влияет на настроение и работоспособность.

  IV. Изучение нового материала

1.Итак, ребята, молодцы. Мы подошли с вами к теме нашего урока, которая называется

«УХОД ЗА КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ»

- Сегодня с вами мы поговорим о комнатных растениях, об уходе, который для них необходим и научимся различать комнатные цветы.

- Запишите число и тему урока «Уход за комнатными растениями»

Слайд 8

А эпиграфом к нашему уроку будет «Если хочешь быть счастливым и здоровым – выращивай цветы» (Восточная мудрость) (Слайд №8)

2. История появления комнатных растений

 — Как вы думаете, почему комнатные растения, несмотря на изменения в неживой природе, с наступлением зимы по-прежнему остались зелёными и даже цветут? (Ученики высказывают свои предположения)

- Родина этих растений – жаркие страны. (Комнатные растения пришли к нам из жарких стран, где круглый год лето, поэтому человек создаёт для них примерно такие же условия, как и летом).

3.Уход за комнатными растениями

-  Какие необходимые условия для жизни растений нужны?

Комнатные растения – это кусочек природы у нас дома и за ними надо правильно ухаживать.

Растениям надо:

  1. Поливать (все цветы, у каждого есть своя норма, кактусы реже, некоторые цветы «пьют воду корнями»)
  2. Рыхлить (когда почва становится плотной, ее нужно рыхлить, рыхление – второй полив, у корней рыхлим на поверхности, землю, которая находится дальше от корней можно рыхлить глубже)
  3. Опрыскивать (диффенбахия, хлорофитум, колеус итд, есть цветы, которые не любят опрыскивания, необходимо опрыскивать растение вечером, когда нет солнца, чтобы лучи не сожгли листья растений)
  4. Подкармливать (по сезонам, знакомится с инструкцией)
  5. Протирать пыль (у растений с большими листьями – тряпочкой, у маленьких и с пушистыми листьями – кисточкой, слегка придерживаем снизу левой рукой, протираем правой, слегка влажной тряпочкой)
  6. Пересаживать (по мере необходимости и весной, можно вспомнить размножение и приемы пересадки).

4. Чтение памятки ухода за комнатными растениями  (Слайд 9)

Памятка

Правила ухода за комнатными растениями:

1. Большинство цветов нужно ставить ближе к свету, но избегать попадания прямых солнечных лучей.

2. Поливай растения водой комнатной температуры. Кроме того, вода должна отстояться в течение нескольких часов. Летом цветы поливают вечером и часто, зимой – утром и редко.

3. Лейку при поливе нужно держать низко, чтобы почва не размывалась.

4. Рыхлить почву нужно после полива, когда почва немного подсохнет. Рыхлят только верхний слой, чтобы к корням поступал воздух,  не задевая корни растения.

5. Вытирай пыль с крупных гладких листьев влажной тряпкой или губкой. Растения с мелкими листьями и листьями опушенными очищают от пыли мягкой кисточкой.

6. Подкормку, пересадку проводят весной и в начале осени.

7. Подкормку проводят только во влажную почву, чтобы не повредить корни.

8. Осторожно срезай с растений сухие листья и веточки. Следи за чистотой цветочных горшков и подставок.

- Какие ошибки при уходе за растениями вы допускали?

5.Интересные факты о комнатных растениях

- У комнатных растений разные названия: есть очень красивые, но есть очень трудные для произношения.Мы должны запомнить их, чтобы знать, как правильно за ними ухаживать и какую пользу приносят эти растения.

Хлорофитум: очищает воздух от бактерий и поглощает токсины. Часто поливать не нужно, но можно добавить в почву несколько таблеток активированного угля, чтобы усилить свойства растения.

Драцена: незаменима, если в комнате пол застелен линолеумом. Драцена поглощает бензол, который выделяется из синтетики, а также неплохо поглощает выхлопные газы, попадающие в помещение.

Диффенбахия: любит свет, но не прямые лучи солнца. Ее нельзя трогать руками, потому что сок листьев может вызвать аллергию. Прекрасно очищает воздух.

Фикус: лучше ставить возле окон, которые выходят на дорогу или на промышленные предприятия. Хорошо очищает воздух, поглощает токсины и вредные вещества. Зимой фикус лучше не поливать, а опрыскивать листья из пульверизатора.

Герань: выделяет вещества, которые обладают успокаивающими и антистрессовыми свойствами. Лучше всего ставить в спальне. Герань очень любит солнце и много воды.

Кактус: снижает ионизацию воздуха и защищает от электромагнитного излучения. Любит солнце и воду.

Алоэ: сок алоэ известен лечебными свойствами, он обеззараживает, убивает микробы.

Пеперомия: защищает нас от простуды, потому что уничтожает вирусы, вызывающие ОРВИ. Пеперомию лучше ставить в теневой стороне комнаты.

 - Некоторые комнатные растения не только радуют нас необычной формой листьев, необычной окраской. Замечено, что они гасят отрицательные эмоции: бегония, папоротник и традесканция.

Цветы и растения не бывают похожи друг на друга, они различаются по форме и цвету и каждое растение, каждый цветок по своему уникален. 

6. Сообщения учащихся и стихи о комнатных растениях .

1) О бальзамине.

Хрустит за окошком морозный денёк.
Стоит на окошке цветок-огонёк.
Малиновым цветом цветут лепестки,
Как будто и вправду зажглись огоньки. 
Его поливаю, его берегу,
Его подарить никому не могу!
Уж очень он ярок, уж очень хорош,

Уж очень на мамину сказку похож!
Е.Благинина

Бальзамин называют “огонёк” за яркие красные и малиновые цветки. А ещё, в народе, он получил шутливо-ласковое название “Ванька-мокрый” за свои прозрачно-водянистые стебли. Родина бальзамина - тропические леса Африки. Завезён в Европу в 1596 году. Неприхотливое, обильно цветущее растение. Из корней бальзамина делают жёлто-красную краску – хну. Бальзамин светолюбивое растение, но не выносит прямых солнечных лучей.

2) Об алоэ.

Говорят - алоэ, алоэ, - интересно, что это такое?
Какое оно алоэ – алое, голубое?
Доброе или злое? Маленькое или большое?
Хорошее или плохое?
Одного сослуживца папы буквально спасло алоэ.
А маминой лучшей подруге алоэ не помогло-э. 
И вот я увидел алоэ на комоде у тёти Зои.
На комоде у тёти Зои в горшочке росло алоэ:
Зелёное, небольшое, но колючее и кривое.

Б. Заходер

Алоэ - вечнозелёное многолетнее растение (суккулент), распространён в диком виде в Африке, на Аравийском полуострове и острове Мадагаскар. В России алоэ известен как “столетник”, само название говорит о его чудесной силе продлевать людям жизнь, защищая от болезней. Его родина – юг Африки. В Африке это растение достигает в высоту 20 метров, а листья до 60 см. длиной и 15 см. толщиной! Листья у алоэ мясистые, зеленовато-сизые, сочные. Само название растения алоэ переводится как “горький”, потому что сок растения имеет горький вкус. Алоэ – нетребователен к уходу, он любит: светлое тёплое окно, свежий воздух – поэтому правильно будет расположить его под форточкой; небольшой горшочек, редкий полив. Мякоть листа обладает целебными свойствами и используется при насморке, болезни полости рта и дёсен, глазных болезнях, заболеваниях кожи, туберкулёзе, заболеваниях желудочно-кишечного тракта и крови.

- У нас в классе несколько хлорофитумов и это не случайно, т.к.

 хлорофитум – лучший чистильщик воздуха. Он очищает воздух лучше, чем некоторые технические устройства. Одного растения хлорофитума достаточно для очистки воздуха на кухне. Учёные предлагают его для очистки воздуха в космических кораблях, где проветривание невозможно.

V.Работа в тетрадях.

- Сейчас мы посмотрим, как вы запомнили названия комнатных растений.

- В тетради запишите названия комнатных растений

- Взаимопроверка тетрадей детьми.

- Зачитываем свои ответы.

VI.Физическая  минутка.

VII.Закрепление материала.

1.Выберите, что нужно любому комнатному растению для жизни.

А)воздух,

Б) вода

В)почва

Г)свет

Д)удобрения

Е)вспахивание

2.Какие виды растений ты знаешь?

А) теплолюбивые

Б)жаролюбивые

В)светолюбивые

Г)теневыносливые

3.Какой уход нужен комнатным растениям

А)свет

Б)удаление пыли

В)опрыскивание

Г)просушка

Д)полив

Е)рыхление почвы

4.Какой водой нужно поливать комнатные растения?

а)из – под крана

б)водой комнатной температуры

в)горячей

г)кипячёной

5. Как правильно полить растение?

а)ближе к стеблю

б)дальше от стебля

6.В какое время года нужно чаще поливать комнатные растения?

А) летом

Б) зимой

В)осенью

Г)весной

7.С помощью чего удаляют пыль с растений с мелкими листьями?

А)влажной тряпочкой

Б)влажной губкой

В)кисточкой

Г)сифоном ( опрыскивателем)

8.Какие комнатные растения тебе известны?

А)алоэ

Б)ландыш

В)щучий хвост

Г)тюльпан

Д)герань

Е)фиалка

9. Игра "Третий лишний"

Из ряда слов нужно исключить лишнее:

- алоэ, календула, герань;

- настурция, фикус, кактус;

- каланхоэ, пеперомия, астра;

- драцена, бальзамин, тюльпан;

- мальва, хлорофитум, фиалка

10. Игра "Найди пару"

бего                 тус

как                 канция

ге                   ния           (бегония, кактус, герань, драцена, традесканция)

дра               рань

традес           цена

11. “Угадай, кто я?” .

- Стоит мокрый Ванёк,
А в кудрях – огонёк. 
( Бальзамин)

- Лист горбочком, с желобочком,
Шипы имеет, а ранить не умеет.
Зато лечит нас в любой день и час. 
( Алоэ)

- Что за хвост пошёл в рост: 
Не в пруду, не в речке –
На окне, у печки. 
(Сансевьера /щучий хвост/)

- Зелёный, в колючках,
Похож на ежа,
А цветки атласные
Белые, жёлтые, красные. 
(Кактус)

- На основании полученных знаний, мы будем составлять кластер.

Кластер ( от англ. cluster - пучок, скопление) – это графическая модель, схема в виде разветвлённого древа, где собраны элементы со схожими параметрами.

Сейчас вы попытаетесь составить кластер, используя материал, полученный сегодня на уроке. Ваша задача правильно расставить таблички

Комнатные растения

 hello_html_20e53e42.gifhello_html_21bc84cc.gifhello_html_11b628a4.gif

Разновидности растений Требования к освещенности Уход за

растениямиhello_html_m39e8a85e.gifhello_html_m15d40e09.gifhello_html_7364d144.gifhello_html_3f075943.gifhello_html_m37d32b34.gifhello_html_19a5189d.gifhello_html_46e66b0.gif

hello_html_6decaeec.gifhello_html_m6e7e31ac.gifhello_html_m6e7e31ac.gifhello_html_m149f75c4.gifhello_html_m222ef7a2.gifhello_html_1226d0e7.gifhello_html_m3e2420b9.gifhello_html_7bb1f436.gifhello_html_m760ed1f7.gifhello_html_7814415d.gifhello_html_45de51dc.gifhello_html_m5b92394f.gifhello_html_1e795fee.gifhello_html_m149f7a7b.gifhello_html_m78cc8b73.gif

- Молодцы. Вы хорошо справились с поставленной задачей

VIII. Итог урока.

- Для чего же нам нужны комнатные растения?

-В чем заключается уход за комнатными растениями?

IX. Рефлексия.

Если было всё понятно на уроке положите зелёный кружок,

Если не совсем понятно – синий,

Совсем ничего не понял и не запомнил – красный кружок.

- Вам интересно было сегодня на занятии?

- Трудные ли были для вас задания?

XII. Выставление оценок.

- Какую оценку ты себе поставишь сам?

- Вы сегодня хорошо поработали, были активны, внимательны, сообразительны. Спасибо за урок. Приятно было поработать.

XIII. Домашнее задание.

Записи в тетради.

Найти интересную информацию о любом комнатном растении


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого занятия по озеленению Тема: «Лечебные свойства комнатных растений каланхоэ, герани, алоэ»

Тема : «Лечебные свойства комнатных растений каланхоэ, герани, алоэ»  Цели: 1. Познакомить воспитанников с лечебными свойствами комнатных растений. Закрепить навыки ухода за р...

Разработка урока учебной практики по ПМ.03.Выращивание декоративных культур, в т.ч. семян и рассады в защищенном грунте. Тема: « Размножение комнатных растений листовыми черенками (Узумбарская фиалка)»

Цели занятия: Воспитательная: Формировать нравственные, поведенческие и другие общие качества личности обучающихся.Формировать у обучающихся ответственное отношение к порученному делу, способности к с...

Комнатные растения

Помочь детям запомнить и правильно назвать части растений...

Открытое НОД "Комнатные растения"(младшая группа)

Этот материал поможет воспитателям в доступной форме познакомить детей младшего дошкольного возраста с понятием "комнатное растение", с их строением и правилами ухода....

Экологический проект «Выращивание комнатных растений» (Старшая группа)

Экологический проект «Выращивание комнатных растений» (Старшая группа)...

Влияние фитонцидов комнатных растений на рост микроорганизмов

Фитонциды (от греч. phytón — растение и лат. caedo — убиваю) — образуемые растениями биологически активные вещества, убивающие или подавляющие рост и развитие бактерий, микроскопичес...