Интеграция при обучении естествознанию
методическая разработка по теме
В материале представлена исследовательская работа, в которой раскрывается технология интеграции разделов "Физика", "Химия" и "Биология" дисциплины "Естествознание"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integratsiya_pri_obuchenii_estestvoznaniyu.docx | 88.3 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ПЕРВОУРАЛЬСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»
«Интеграция при обучении естествознанию»
Кузнецова Алина Валентиновна,
преподаватель высшей к. к.
2017 г.
Содержание.
стр.
Введение………………………………………………………………………….......3
Компетентностный подход как основа интегративного обучения.........................4
1. Структурная интеграция учебной дисциплины……………………………4
2. Формирование методического обеспечения интегрированной дисциплины…………………………………………………………………………..8
3. Оценка результатов освоения интегрированной дисциплины……….….11
Заключение………………………………………………………………………….13
Литература………………………………………………………………………….14
Приложение 1 Технологическая карта учебного занятия
Приложение 2 Бланки лабораторных занятий
Приложение 3 Бланки практических занятий
Приложение 4 Контрольная работа по разделу «Химия»
Введение.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, изучается интегрированная учебная дисциплина «Естествознание», включающая три раздела, обладающие относительной самостоятельностью и целостностью — «Физика», «Химия», «Биология» [1].
Основное требование, предъявляемое к результату обучения естествознанию – формирование у обучающихся целостной естественно-научной картины мира. При этом предлагается преподавателям физики, химии и биологии совместно организовать изучение естествознания, используя имеющиеся частные методики преподавания предмета [1]. Содержание учебной дисциплины «Естествознание» также чётко разделено на три раздела, изучающих физику, химию и биологию, связь между которыми практически не просматривается.
Поэтому целью данной работы является представление опыта интеграции при обучении естествознанию на основе компетентностного подхода [2].
Задачи:
- сформировать единую структуру, позволяющую интегрировать разделы учебной дисциплины;
- сформировать методическое наполнение предложенной структуры;
- сформировать систему оценки результата освоения обучающимися учебной дисциплины.
Компетентностный подход как основа интегративного обучения.
- Структурная интеграция учебной дисциплины.
Для построения единой структуры в содержании учебной дисциплины «Естествознание» выделяются объекты изучения, которые являются элементами первого порядка данной системы. Выбор этих элементов зависит от изучаемого раздела естествознания. Так при изучении раздела «Физика» целесообразно выделить следующие объекты: физическая величина, физический закон, физическое явление, математическая модель, техническое устройство, научная гипотеза [4]. При изучении раздела «Химия» выделяются следующие элементы структуры: химическое вещество [5], химическая реакция (химическое явление). В разделе «Биология» представляется возможным выделить: биологический объект, биологический процесс (биологическое явление). Такие объекты как научная теория и экологическая проблема выделяются при изучении всех трёх разделов естествознания. Также при изучении раздела «Химия» целесообразно выделять физические величины, физические законы и физические явления, а при изучении раздела биологии – научные гипотезы. В таблице 1 представлены элементы первого порядка.
Таблица 1 «Распределение объектов изучения по разделам дисциплины «Естествознание».
Наименование раздела | Объекты изучения | Элементы первого порядка структуры дисциплины «Естествознание» |
Физика | Физическая величина | Перемещение, скорость, ускорение, масса, сила, работа, мощность, энергия, импульс, температура, количество теплоты, электрический заряд, напряжённость, напряжение, электроёмкость, сила тока, электрическое сопротивление, ЭДС, магнитная индукция, магнитный поток, индуктивность, частота. |
Химия | Относительная атомная и молекулярные массы, количество вещества, молярная масса, молярный объём газообразных веществ, скорость химической реакции, массовая доля вещества, концентрация, водородный показатель рН раствора. | |
Физика | Физический закон | Законы Ньютона, закон всемирного тяготения, закон сохранения импульса, закон сохранения полной механической энергии, первый и второй законы термодинамики, закон Кулана, закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи и полной цепи, закон Джоуля – Ленца, закон Ампера, закон электромагнитной индукции, законы отражения и преломления света, закон радиоактивного распада. |
Химия | Закон Авогадро, закон сохранения массы вещества. | |
Физика | Физическое явление | Механическое движение, невесомость, реактивное движение, изопроцессы, поверхностное натяжение и смачивание, электрический ток, электромагнитная индукция, самоиндукция, механические колебания и волны, звук, электромагнитные колебания и волны, резонанс, интерференция, дифракция, дисперсия света, поляризация света, фотоэффект, радиоактивность, ядерные реакции, термоядерный синтез. |
Химия | Химическая связь, физические свойства воды, агрегатные состояния воды и переходы между ними, физические свойства металлов, электролитическая диссоциация. | |
Физика | Математическая модель | Материальная точка, инерциальные системы отсчёта, идеальный газ, идеальная тепловая машина, математический маятник, колебательный контур, модели строения атома, модель строения атомного ядра, модель расширяющейся Вселенной, |
Физика | Техническое устройство | Конденсатор, электродвигатель, электрогенератор, дифракционная решётка, линзы, оптические приборы, лазер, счётчик Гейгера, камера Вильсона, ядерный реактор. |
Физика | Научная гипотеза | Гипотеза Планка, происхождение Солнечной системы. |
Биология | Гипотезы происхождения жизни. | |
Физика | Научная теория | Молекулярно-кинетическая теория. |
Химия | Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, теория электролитической диссоциации, теория строения органических соединений. | |
Биология | Клеточная теория строения организмов, эволюционная теория, учение В.И. Вернадского о биосфере. | |
Физика | Экологическая проблема | Экологические проблемы, связанные с применением тепловых машин, проблемы энергосбережения, воздействие радиоактивных излучений на живые организмы. |
Химия | Загрязнение воды; загрязнение окружающей среды тяжёлыми металлами, соединениями азота, серы, углерода. | |
Биология | Основные направления воздействия человека на биосферу, трансформация естественных экологических систем. | |
Химия | Химическое вещество | Вода, оксиды, кислоты, основания, соли, металлы, неметаллы (галогены), углеводороды (метан, этилен, ацетилен, бензол, нефть, природный газ, каменный уголь), спирты (метиловый и этиловый спирты, глицерин), карбоновые кислоты (уксусная кислота), сложные эфиры, мыла, жиры, углеводы (глюкоза, крахмал, целлюлоза), амины, аминокислоты, белки, полимеры (фенолформальдегидные смолы, поливинилхлорид, тефлон, целлулоид), химические волокна (ацетатное и вискозное волокна, хлорин, нитрон, капрон, нейлон, лавсан). |
Химическая реакция | Реакции, которые не сопровождаются изменением веществ, реакции соединения, реакции разложения, реакции замещения, реакции обмена, реакция полимеризации. | |
Биология | Биологический объект | Клетка, органоиды, вирусы, организм, вид, популяция, экологическая система, биосфера. |
Биологический процесс | Обмен веществом и энергией организмов с окружающей средой, деление клетки, размножение, оплодотворение, онтогенез, эмбриогенез, наследственность, изменчивость, селекция, биотехнологии, антропогенез, биологический круговорот. |
Уже при выделении элементов первого порядка структуры учебной дисциплины наблюдается «сцепление» отдельных разделов. Более глубокая связь просматривается при построении структуры второго порядка.
Для каждого объекта изучения разрабатывается план характеристики, пункты которого являются элементами второго порядка структуры учебной дисциплины. Эти элементы позволяют сформировать базовые компетенции у обучающихся [3]. В таблице 2 представлена структура второго порядка.
Таблица 2 «Построение структуры второго порядка дисциплины «Естествознание».
Объект изучения | План характеристики объекта изучения | Формируемые базовые компетенции |
Физическая величина | 1. Определение | Регулятивные |
2. Формула | Социальные | |
3. Единицы измерения | Регулятивные | |
Физический закон | 1. Формулировка | Регулятивные |
2. Математическая запись | Социальные | |
3. Границы применимости | Самосовершенствования | |
4. Примеры проявления (применения) | Творческие | |
Физическое явление | 1. Определение | Регулятивные |
2. Условия протекания | Самосовершенствования | |
3. Примеры проявления (применения) | Творческие | |
Математическая модель | 1. Описание. | Регулятивные |
2. Формула | Социальные | |
3. Соответствие реальному объекту | Самосовершенствования | |
Техническое устройство | 1. Определение | Регулятивные |
2. Устройство | Социальные | |
3. Принцип действия | Самосовершенствования | |
4. Область применения | Творческие | |
Научная гипотеза | 1. Описание | Регулятивные |
2. Причины появления | Самосовершенствования | |
3. Подтверждение | Творческие | |
Экологическая проблема | 1. Факторы влияния | Регулятивные |
2. Причины | Аналитические | |
3. Последствия. | Самосовершенствования | |
4. Пути решения | Творческие | |
Научная теория | 1. Основные положения | Регулятивные |
2. Опытное обоснование | Творческие | |
3. Границы применимости | Самосовершенствования | |
4. Значение | Самосовершенствования | |
Химическое вещество | 1. Описание | Регулятивные |
2. Химическая формула | Социальные | |
3. Химические свойства | Аналитические | |
4. Примеры проявления (применения) | Творческие | |
Химическая реакция | 1. Название. | Регулятивные |
2. Схема реакции | Социальные | |
3. Условия протекания | Самосовершенствования | |
4. Примеры проявления (применения) | Творческие | |
Биологический объект | 1. Состав | Регулятивные |
2. Структура (связи и взаимодействие) | Социальные | |
3. Функции | Творческие | |
Биологический процесс | 1. Участники | Регулятивные |
2. Изменения (взаимодействие) | Социальные | |
3. Условия протекания | Самосовершенствования | |
4. Примеры проявления (применения) | Творческие |
На этом уровне структурирования обнаруживается связь между объектами изучения как внутри одного раздела, так и между разделами дисциплины «Естествознание». Данная связь проявляется двояко: через пункты планов характеристик объектов изучения и через формируемые базовые компетенции. Также единый подход к структурированию способствует интеграции всех трёх разделов дисциплины. При этом не нарушается содержание и структура учебной дисциплины, изложенная в примерной программе [1].
2. Формирование методического обеспечения интегрированной дисциплины.
Методическое наполнение структуры учебной дисциплины осуществляется на основе компетентностного подхода. Целенаправленное формирование у обучающихся базовых компетенций возможно при создании единой структуры методических и учебно-методических материалов. Данная структура содержит помимо рабочих программ, методические разработки, технологические карты учебных занятий, комплект лабораторных работ, комплект практических работ, комплект материалов для тематического контроля (по разделам учебной дисциплины) и промежуточной аттестации (дифференцированный зачёт).
Технологическая карта содержит помимо обязательных разделов (деятельность педагога, деятельность обучающихся и др.) указание на формирование базовых компетенций на различных этапах учебного занятия (см. Приложение 1). В содержании технологической карты также даны указания на использование конкретных объектов изучения. При проведении учебных занятий интеграция отдельных разделов и тем осуществляется при формировании базовых компетенций с использованием выделенных в содержании изучаемого материала объектов изучения.
Целью проведения лабораторных работ является овладение обучающимися навыками учебно-исследовательской деятельности. Формируемые результаты представлены в таблице 3.
Таблица 3 «Результаты, формируемые на лабораторных занятий».
Универсальные учебные действия | Результаты освоения учебной дисциплины | Базовые компетенции |
Овладение навыками взаимодействия, сотрудничества с другими студентами | Личностные (умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области естествознания) | Социальные |
Использование основных понятий и терминов учебной дисциплины | Предметные (владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать окружающий мир) | Регулятивные |
Овладение приёмами естественнонаучных наблюдений, опытов, исследований | Метапредметные (применение основных методов познания (наблюдение, эксперимент) для изучения различных сторон естественно-научной картины мира | Аналити-ческие |
Умение применять естественнонаучные знания для объяснения окружающих явлений | Предметные (сформированность представлений о целостной современной естественнонаучной картине мира, природе как целостной системе) | Аналити-ческие |
Умение оценивать и сравнивать полученные результаты, делать выводы | Предметные (владение приёмами естественнонаучных наблюдений, опытов, исследований и оценки достоверности результатов) | Самосовер-шенствования |
В приложении 2 представлены дидактические материалы (бланки) для проведения лабораторных занятий при изучении различных разделов дисциплины «Естествознание». Бланк лабораторной работы содержит номер работы в соответствии с рабочей программой дисциплины, тему работы, цель выполнения работы для обучающихся, перечень используемого оборудования, последовательность выполняемых действий, таблицу для записи результатов исследования. Таким образом, интеграция учебного материала осуществляется при формировании базовых компетенций, а также за счёт единства требований к выполнению лабораторных работ.
Также в учебном процессе я применяю практические задания, которые позволяют активизировать познавательную деятельность обучающихся при работе с учебной литературой. Формируемые результаты представлены в таблице 4.
Таблица 4 «Результаты, формируемые на практических занятиях».
Универсальные учебные действия | Результаты освоения учебной дисциплины | Базовые компетенции |
Поиск нужной информации по заданной теме в тексте, отделение основной информации от второстепенной, перевод информации из одной знаковой системы в другую | Метапредметные (овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности) | Социальные |
Умения сравнивать и классифицировать, делать вывод | Аналити-ческие |
В приложении 3 представлены дидактические материалы (бланки) для проведения практических занятий при изучении различных разделов дисциплины «Естествознание». Интеграция учебного материала осуществляется при формировании базовых компетенций.
3. Оценка результатов освоения интегрированной дисциплины.
Для оценки результатов освоения обучающимися учебной дисциплины «Естествознание» целесообразно использовать систему уровневого контроля, основанную на использовании планов характеристики объектов изучения (см. табл. 5) [3].
Таблица 5 «Распределение объектов изучения по уровням сложности».
Уровень сложности | Объекты изучения |
1 | Физическая величина |
2 | Физический закон, физическое явление, математическая модель, научная гипотеза, техническое устройство, химическое вещество, химическая реакция, биологический объект, биологический процесс |
3 | Научная теория, экологическая проблема |
Включение объектов изучения на различных этапах контроля обеспечивает интеграцию оценки результатов освоения разделов естествознания. Виды контроля представлены в таблице 6.
Таблица 6 «Реализация интегрированного контроля».
Вид контроля | Методы контроля | Контрольно-оценочные средства |
Текущий контроль | Поурочный экспресс-опрос | Планы характеристик объектов изучения |
Тематический контроль | Письменные контрольные работы | Уровневые контрольные работы по разделам «Физика», «Химия», «Биология» |
Промежуточная аттестация | Интегрированная оценка уровневых контрольных работ | Дифференцированный зачёт |
Уровневые контрольные работы позволяют не только оценивать достижения обучающихся, но и проследить динамику результата [5], так как задания по различным разделам естествознания интегрированы по форме, структуре, имеют единую систему оценки и анализа результата. В приложении 4 представлена контрольная работа по разделу «Химия».
При подведении итогов промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачёта используются результаты выполнения уровневых контрольных работ по разделам «Физика», «Химия» и «Биология». Оценка за зачёт выводится как среднее арифметическое оценок, полученных студентами при выполнении контрольных работ. Таким образом, результат промежуточной аттестации является интегрированным и по форме, и по структуре, и по содержанию (табл. 7).
Таблица 7 «Бланк оценки дифференцированного зачёта по дисциплине «Естествознание» группы _______».
№ п/п | Список группы | Оценки контрольных работ | Оценка зачёта | ||
№ 1 по разделу «Физика» | № 2 по разделу «Химия» | № 3 по разделу «Биология» | |||
1 |
Заключение.
Таким образом, дисциплина «Естествознание» интегрируются единой структурой, которая позволяет объединить содержание разделов «Физика», «Химия» и «Биология», учебно-методический комплекс и оценку результатов достижений обучающихся.
Технология интеграции, предложенная автором апробирована на двух потоках студентов.
Литература.
- Самойленко П. И. Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Естествознание» для профессиональных образовательных организаций/ П. И. Самойленко, О. С. Габриелян, П. М. Скворцов. — М.: Издательский центр «Академия», 2015. — 34 с.
- Темняткина О.В. Формирование общих компетенций и универсальных учебных действий у обучающихся ОУ СПО в процессе преподавания дисциплин общеобразовательного цикла. Методические рекомендации. Екатеринбург, 2012.
- http://nsportal.ru/kuznetsova-alina-valentinovna1 Интеграция и дифференциация при обучении физики
- http://nsportal.ru/kuznetsova-alina-valentinovna1 Формирование базовых компетенций при изучении дисциплины «Физика»
- http://nsportal.ru/kuznetsova-alina-valentinovna1 Инновационные технологии оценки достижений обучающихся
Приложение 1
Технологическая карта учебного занятия.
Учебная дисциплина: естествознание.
Раздел: физика.
Тема: электромагнитная индукция.
Содержание: электрогенератор. Переменный ток. Получение и передача электроэнергии.
Цель: формирование базовых компетенций.
Задачи:
-сформировать представление об устройстве и принципах действия электрогенератора и трансформатора (информационные);
- развивать умения работать в группе, анализировать полученную информацию, делать выводы (деятельностные);
- формирование бережного отношения к природе, рационального природопользования (мотивационные).
Форма: деловая игра.
Методы обучения: лекция, демонстрационный эксперимент, деловая игра.
Планируемый результат деятельности: формирование экологической культуры.
Продукт деятельности студента:
Этапы занятия | Планируемый результат (задача) | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Формиру-емые базовые компетенции | Вре-мя этапа | ||
Выполняемые действия | Средства обучения | Выполняемые действия | Продукт деятельности | ||||
Предвари-тельный | Подготовка учебного занятия. | Подбор теоретического материала, составление технологической карты, подготовка раздаточного материала. | - | Подготовка самостоятельного задания. | Характеристика физического явления э/м индукция и закона э/м индукции. | Регулят-ивные, социальные, творческие, самосовер-шенствования | 45 мин. |
1. Организа-ционно-мотиваци-онный | Мотивация на бережное отношение к природе, рациональное природопользование. | Вступительное слово. | - | Восприятие информации. | Бережное отношение к природе, рациональное природо-пользование. | Эмоцио-нально- психоло-гические | 2 мин. |
2.Освоение новых знаний | Формирование представлений о переменном токе, об устройстве и принципах действия электрогенератора и трансформатора. | Лекция с демонстрацией переменного напряжения, устройства генератора, устройства и работы трансформатора. | Таблица «Генератор переменного тока», осциллограф, трансформатор разборный, регулятор напряжения, соединительные провода, низковольтная лампа на подставке, удлинитель. | Восприятие информации. | Представления об устройстве и принципах действия генератора и трансформатора. | Регуля-тивные | 15 мин. |
3. Выполнение практи-ческого задания | Развитие умений работать в группе, анализировать полученную информацию, делать выводы | Организация трёх групп студентов: менеджеры по продаже электроэнергии ГЭС, ТЭС и АЭС. Руководство игрой, коррекция хода игры. | Раздаточный материал | Изучение предоставленной информации, анализ предложенной ситуации, выбор решения по рациональному использованию природных ресурсов | Выступление с программой рационального использования природных ресурсов при производстве электроэнергии | Социальные, аналити-ческий, творческие | 20 мин. |
4. Рефлек-сивный | Выбор направлений, обеспечивающих рациональное использование природных ресурсов при производстве электроэнергии. | Подведение итогов игры | - | Участие в обсуждении проблемы рационального природо-пользования | Самооценка учебной деятельности | Самосовер-шенствования | 8 мин. |
Приложение 2
Лабораторная работа № 4.
(раздел «Физика»)
«Измерение ускорения свободного падения с помощью математического маятника».
Цель: Измерить ускорение свободного падения с помощью маятника. Сделать вывод о совпадении полученного результата со справочным значением.
Оборудование: штатив, шарик на нити, динамометр, секундомер, линейка.
Ход работы.
- Подвесьте шарик на нити с помощью штатива.
- Толчком отклоните шарик от положения равновесия.
α
l
N
mg
- Измерьте время t, за которое маятник совершает не менее 20 колебаний (одно колебание – это отклонение в обе стороны от положения равновесия).
- Измерьте длину подвеса шарика l.
- Используя формулу периода колебаний математического маятника, рассчитайте ускорение свободного падения:
Т = 2.π. l ; Т = _t _ ; _t _ = 2.π. l ; _t2 = 4.π2. l
g n n g n2 g
g = 4. π2 . l. n2 ;
t2
(π2 можно принять равным 10).
- Результаты занесите в таблицу:
Длина подвеса l, м | Число колебаний n | Время колебаний t, с | Ускорение свободного падения g, м/с2 |
- Сравните полученное значение ускорения свободного падения со справочным значением.
- Сделайте вывод.
Приложение 2
Лабораторная работа № 7.
(раздел «Химия»)
«Устранение жёсткости воды».
Цель: ознакомиться со способами устранения постоянной жёсткости воды. Сделать вывод о наиболее эффективном способе устранения жёсткости воды.
Оборудование: два стакана с водой, стакан с карбонатом натрия, стакан с жидким мылом, ложечка.
Ход работы.
- Добавьте в стакан с водой с помощью ложечки небольшое количество карбоната натрия и встряхните стакан. Опишите наблюдаемое явление.
- Продолжайте понемногу добавлять карбонат натрия. Объясните результат опыта. Результаты опыта запишите в таблицу.
- Добавьте в другой стакан с водой с помощью ложечки небольшое количество жидкого мыла. Встряхните стакан. Опишите наблюдаемое явление.
- Продолжайте добавлять жидкое мыло небольшими порциями и встряхивать стакан до появления устойчивой пены. Объясните результат опыта. Результаты опыта запишите в таблицу:
№ опыта | Наблюдаемые явления | Химические реакции |
1. | ||
2. |
- Сделайте вывод.
Приложение 2
Лабораторная работа № 9.
(раздел «Биология»)
«Наблюдение клетки».
Цель: наблюдать с помощью микроскопа растительные, животные клетки и клетки грибов. Сделать вывод о совпадении наблюдаемых объектов с представленными изображениями.
Оборудование: микроскоп, микропрепараты, презентация с фотографиями наблюдаемых объектов.
Ход работы.
- Познакомитесь с презентацией, в которой представлены фотографии растительных и животных клеток, клеток грибов.
- Внимательно наблюдайте микропрепараты с помощью микроскопа. Обратите внимание на форму клеток, их разнообразие, органоиды, которые можно видеть.
- Результаты наблюдения занесите в таблицу:
№ опыта | Название микропрепарата | Описание наблюдаемых объектов | Совпадение наблюдаемых объектов с готовыми изображениями |
1 | Кожица лука | ||
2 | Стебель хлопка | ||
3 | Стебель двудольного растения | ||
4 | Древесина сосны | ||
5 | Мякотные нервные волокна седалищного нерва лягушки | ||
6 | Дрожжи |
- Сделайте вывод.
Приложение 3
Практическая работа №9.
(раздел «Физика»)
«Фундаментальные взаимодействия».
Фундаментальные взаимодействия – это качественно отличающиеся типы взаимодействия элементарных частиц и составленных из них тел.
Гравитационное взаимодействие – это универсальное фундаментальное взаимодействие между всеми материальными телами.
Электромагнитное взаимодействие – это фундаментальное взаимодействие между частицами, обладающими электрическим зарядом.
Сильное взаимодействие – это фундаментальное взаимодействие в масштабах порядка размера и менее, в котором участвуют кварки и глюоны и составленные из них частицы (адроны).
Слабое взаимодействие – это фундаментальное взаимодействие, проявляющееся на расстояниях значительно меньших размера атомного ядра и отвечающее, в частности, за бета-распад ядра.
- Прочитайте § 28, п. 3 учебника (Генденштейн Л. Э. Физика. 11 класс. В 2 ч. Ч. 2. Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень)/ Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик. – М.: Мнемозина, 2010. – 367с).
- Заполните таблицу:
Вид взаимодействия | Переносчики взаимодействия | Механизм взаимодействия | Интенсивность взаимодействия | Радиус действия, м | Пример проявления |
Гравитационное | |||||
Электромагнитное | |||||
Сильное | |||||
Слабое |
Приложение 3
Практическая работа № 12.
(раздел «Химия»)
«Химические реакции».
- Химическая реакция (химическое явление) – это процесс, в результате которого из одних веществ образуются другие вещества, отличающиеся от исходных веществ по составу или строению.
- Прочитайте § 13 учебника (Габриэлян О. С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учебник/ О. С. Габриэлян. – М.: Дрофа, 2014. – 223с.).
- Дайте характеристику реакций, которые не сопровождаются изменением состава веществ, заполнив таблицу 1.
Таблица 1. «Реакции, которые не сопровождаются изменением состава веществ».
Название реакции | Схема реакции | Условия протекания | Пример проявления (применения) |
Превращение графита в алмаз | |||
Превращение белого олова в серое | |||
Превращение кислорода в озон |
- Прочитайте в § 14 на стр. 118 -123 учебника (Габриэлян О. С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учебник/ О. С. Габриэлян. – М.: Дрофа,
- 2014. – 223с.).
- Заполните таблицу 2.
Таблица 2. «Типы химических реакций, протекающих с изменением состава вещества».
Типы химических реакций | Определение | Схема реакции | Пример проявления (применения) |
Реакции соединения | |||
Реакции разложения | |||
Реакции замещения | |||
Реакции обмена |
Приложение 3
Практическая работа № 17.
«Значение химических соединений для живых организмов».
- Прочитайте § 1 учебника (Биология. Общая биология. 10 -11 классы; учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень/ [Д.К. Беляев, Г.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.]; под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица; - М.: Просвещение, 2013. – 304 с.).
- Заполните таблицу № 1 «Значение неорганических соединений»:
Химические соединения | Функции в живых организмах | |||
Растворитель | Защитная | Распределительная | Передаточная | |
Вода | ||||
Неорганические соли |
- Прочитайте §§ 2, 4 учебника (Биология. Общая биология. 10 -11 классы; учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень/ [Д.К. Беляев, Г.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.]; под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица; - М.: Просвещение, 2013. – 304 с.)
- Заполните таблицу № 2 «Значение органических соединений»:
Химические соединения | Функции в живых организмах | ||||||
Структурная | Энергетическая | Регуляторная | Запасающая | Ферментативная | Защитная | Распознавательная | |
Углеводы | |||||||
Липиды | |||||||
Белки |
Приложение 4
Министерство общего профессионального образования
Свердловской области
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение
Свердловской области «Первоуральский политехникум»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО РАЗДЕЛУ «ХИМИЯ».
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД. 14 ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
в рамках программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих
38.01.02 «Продавец, контролёр-кассир»
Составитель: Должность: Категория: | Кузнецова А.В. преподаватель высшая |
|
Пояснительная записка.
Контрольная работа разработана в соответствии с рабочей программой по учебной дисциплине «Естествознание».
Вид контроля: тематический.
Форма контроля: уровневая контрольная работа.
Цель контроля: оценка образовательных достижений студентов
Форма заданий: учебная задача.
Количество вариантов: 8
Количество заданий в варианте: 3
Содержание заданий:
Номер задания | Содержание задания |
1 | Характеристика объекта изучения:
|
2 | Характеристика объекта изучения:
|
3 | Решение задачи. |
Показатели и критерии оценивания заданий:
Номер задания | Номер пункта плана | Критерии оценивания | Номер по порядку | Показатели (базовые компетенции) |
* | * | Корректное поведение во время выполнения контрольной работы. | 1 | Эмоционально-психологические |
1 | 1 | Даёт определение (описание) химического вещества | 2 | Регулятивный |
2 | Приводит химическую формулу химического вещества | 3 | Социальные | |
3 | Записывает реакции химических свойств вещества | 4 | Самосовершен-ствования | |
4 | Подбирает примеры применения химического вещества | 5 | Творческие | |
2 | 1 | Даёт название химической реакции | 6 | Регулятивные |
2 | Записывает схему реакции | 7 | Социальные | |
3 | Оценивает условия протекания химической реакции | 8 | Самосовершен-ствования | |
4 | Подбирает примеры применения (проявления) химической реакции | 9 | Творческие | |
3 | 1 | Предоставляет краткую запись условия задачи | 10 | Социальные |
2 | Предоставляет решение задачи | 11 | Аналитические | |
3 | Записывает полученный результат | 12 | Аналитические |
*Сформированность эмоционально-психологических компетенций учащихся отслеживается по поведению во время выполнения контрольной работы и не влияет на оценку учащегося.
Текст заданий.
Вариант 1.
- Дайте характеристику химического вещества: соляная кислота.
- Дайте характеристику химической реакции: получение из глюкозы молочной кислоты.
- Запишите электронную конфигурацию атома элемента с порядковым номером 7 в Периодической системе Д.И. Менделеева. К какому электронному семейству относится этот элемент?
Вариант 2.
- Дайте характеристику химического вещества: жиры.
- Дайте характеристику химической реакции: взаимодействие металла с солью.
- Определите массу сухого вещества в 280 г 15% раствора этилового спирта.
Вариант 3.
- Дайте характеристику химического вещества: гидроксид натрия.
- Дайте характеристику химической реакции: получение из метана сажи.
- Запишите электронную конфигурацию атома элемента с порядковым номером 11 в Периодической системе Д.И. Менделеева. К какому электронному семейству относится этот элемент?
Вариант 4.
- Дайте характеристику химического вещества: белки.
- Дайте характеристику химической реакции: взаимодействие галогена с водородом.
- Определите массовую долю меди в медном купоросе.
Вариант 5.
- Дайте характеристику химического вещества: вода.
- Дайте характеристику химической реакции: взаимодействие жира с щёлочью.
- Запишите электронную конфигурацию атома элемента с порядковым номером 13 в Периодической системе Д.И. Менделеева. К какому электронному семейству относится этот элемент?
Вариант 6.
- Дайте характеристику химического вещества: метан.
- Дайте характеристику химической реакции: взаимодействие кислоты с оксидом.
- Определите массу сухого вещества в 120 г 60% раствора этилового спирта.
Вариант 7.
- Дайте характеристику химического вещества: хлорид натрия.
- Дайте характеристику химической реакции: разложение белков на аминокислоты.
- Запишите электронную конфигурацию атома элемента с порядковым номером 9 в Периодической системе Д.И. Менделеева. К какому электронному семейству относится этот элемент?
Вариант 8.
- Дайте характеристику химического вещества: глюкоза.
- Дайте характеристику химической реакции: взаимодействие водорода с азотом.
- Определите массовую долю углерода в этане.
Справочные материалы.
Задание № 1
План характеристики химического вещества.
- Описание;
- Химическая формула;
- Химические свойства;
- Применение.
Задание № 2
План характеристики химической реакции.
- Название;
- Схема реакции;
- Условия протекания;
- Примеры применения (проявления).
Алгоритм решения задачи.
Задание № 3
- Записать краткое условие задачи, используя условные обозначения;
- Записать решение задачи;
- Записать полученный результат.
Оценка контрольной работы по разделу «Химия».
Критерии оценивания | Корректное поведение во время выполнения работы | 1 задание | 2 задание | 3 задание | Уровень выполнения | |||||||||
Даёт определение химического вещества | Приводит химическую формулу | Записывает реакции химических свойств | Подбирает примеры применения | Даёт название химической реакции | Записывает схему реакции | Оценивает условия протекания химической реакции | Подбирает примеры применения (проявления) химической реакции | Предоставляет краткую запись условия задачи | Предоставляет решение задачи | Записывает полученный результат | Объём знаний | Уровень деятельности | ||
№ п/п | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | ||
Базовые компе- тен- ции Оценка | Эмоцио-нально-психоло-гические | Регуля-тивные | Социаль-ные | Самосовер-шенст-вования | Творческие | Регуля-тивные | Социаль-ные | Самосовер-шенст-вования | Творческие | Социаль-ные | Анали-тические | Анали-тические | ||
«5» | +/- | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | Програм- мный | Аналитико-синтети-ческий |
«4» | +/- | Выполнено не менее 7 пунктов из 3-х заданий | Програм- мный | Алгоритми-ческий | ||||||||||
«4» | +/- | + | + | + | + | + | + | + | + | Базовый | Аналитико-синтети-ческий | |||
«4» | +/- | + | + | + | + | + | + | + | Базовый | Аналитико-синтети-ческий | ||||
«4» | +/- | + | + | + | + | + | + | + | Базовый | Аналитико-синтети-ческий | ||||
«3» | +/- | Выполнено не менее 5 пунктов из 2-х заданий | Базовый | Алгоритми-ческий | ||||||||||
«3» | +/- | + | + | + | + | Ориента-ционный | Аналитико-синтети-ческий | |||||||
«3» | +/- | + | + | + | + | Ориента-ционный | Аналитико-синтети-ческий | |||||||
«3» | +/- | + | + | + | Ориента-ционный | Аналитико-синтетический | ||||||||
«3» | +/- | Выполнено не менее 3 пунктов из 3-х заданий | Програм- мный | Фактогра-фический | ||||||||||
«3» | +/- | Выполнено не менее 2 пунктов из 2-х заданий | Базовый | Фактогра-фический | ||||||||||
«3» | +/- | Выполнено не менее 2 пунктов из 1-го задания | Ориента-ционный | Алгоритми-ческий | ||||||||||
«2» | +/- | Выполнен 1 пункт из 1-го задания | Ориента-ционный | Фактогра-фический | ||||||||||
«2» | +/- | Не выполнено ни одного пункта | Не определён | Не определён |
Анализ результатов.
Сформированность базовых компетенций.
Группа (кол-во) | Базовые компетенции (формула) | |||||||||||||||||
Эмоционально- психологические, N*1 | Регулятивные, N*2 | Социальные, N*3 | Аналитические, N*2 | Творческие, N*2 | Самосовершен- ствования, N*2 | |||||||||||||
Макс. кол-во баллов | Реальное кол-во баллов | Уровень сформи- рован- ности,% | Макс. кол-во баллов | Реальное кол-во баллов | Уровень сформи- рован- ности,% | Макс. кол-во баллов | Реальное кол-во баллов | Уровень сформи- рован- ности,% | Макс. кол-во баллов | Реальное кол-во баллов | Уровень сформи- рован- ности,% | Макс. кол-во баллов | Реальное кол-во баллов | Уровень сформи- рован- ности,% | Макс. кол-во баллов | Реальное кол-во баллов | Уровень сформи- рован- ности,% | |
215 (20) | 20 | 11 | 55 | 40 | 23 | 58 | 60 | 34 | 58 | 40 | 15 | 38 | 40 | 21 | 53 | 40 | 15 | 38 |
Критерии уровней сформированности базовых компетенций.
Наименование уровня | Уровень сформированности |
Высокий | более 90% |
Выше среднего | 70-90% |
Средний | 50-70% |
Ниже среднего | 30-50% |
Низкий | 30-10% |
Компетенции не сформированы | менее 10% |
Вывод.
- В целом наблюдается средний уровень сформированности эмоционально-психологических, регулятивных, социальных и творческих компетенций.
- Аналитические компетенции и компетенции самосовершенствования сформированы на уровне ниже среднего.
Распределение по уровням выполнения.
Группа (кол-во человек) | Уровни выполнения | |||||||||
Высокий | Выше среднего | Средний | Ниже среднего | Низкий | Не определён | |||||
Программный аналитико- синтетический | Программный алгоритмический | Базовый аналитико- синтетический | Базовый алгоритмический | Ориентационный аналитико- синтетический | Программный фактографический | Ориентационный алгоритмический | Базовый фактографический | Ориентационный фактографический | ||
215 (20) | 1(5%) | 5(25%) | 2(10%) | 1(5%) | 1(5%) | 3(15%) | 4(20%) | 3(15%) | 0 | 0 |
7(35%) | 11(55%) |
Вывод.
- 5% обучающихся выполнили задание на высоком уровне.
- 25% обучающихся выполнили задание на уровне выше среднего.
- 5% обучающихся выполнили задание на среднем уровне.
- 55 % обучающихся выполнили задание на уровне ниже среднего.
- Никто из обучающихся выполнили с задание на низком уровне.
- Все обучающихся задание выполнили.
Традиционная оценка результата.
Группа | Кол-во человек | «2» | «3» | «4» | «5» | Успеваемость, % | Качество, % | ||
Значение | Динамика | Значение | Динамика | ||||||
215 | 20 | 0 | 12 | 7 | 1 | 100 | - | 40 | - |
Планируемая деятельность.
- Укрепление учебной дисциплины.
- Развитие у обучающихся социальных компетенций при переводе информации из одной знаковой системы в другую.
- Формирование у студентов аналитических компетенций при выполнении лабораторных и практических заданий.
- Развитие творческого потенциала учащихся при выполнении заданий, не имеющих однозначного ответа.
- Формирование у студентов компетенций самосовершенствования при оценке результата, значении научных и практических достижений, выводе о проделанной работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПО.
Использование активных методов обучения естествознанию в рамках образовательной деятельности СПО. Правильный подход к совершенствованию методов и средств обучения следует строить на научной основ...
Мастер производственного обучения в современных условиях интеграции НПО и СПО. Организация и содержание работы
Семинар "Мастер производственного обучения в современных условиях интеграции НПО и СПО. Организация и содержание работы" адресован организаторам практического профессионального обучения в НПО, СП...
статья Формирование профессиональных и общих компетенций обучающихся посредством интеграции в образовательном процессе ИКТ и технологии интегрированного обучения
Интегрированный урок объединяет в себе обучение по нескольким дисциплинам одновременно, целью которого является изучение целой темы или какого-то понятия в межпредметном ...
Интеграция и дифференциация при обучении физике
В материале представлен опыт по интеграции различных аспектов в содержании учебного материала и дифференциации учебного процесса по уровням освоения обучающимися дисциплины "Физика" в учреждении профе...
Использование современных педагогических и информационных технологий в обучении естествознанию.
Использование современных педагогических технологий в обучении ествествознанию....
Презентация "Интеграция при обучении естествознанию"
В материале представлена презентация к научно-исследовательской работе "Интеграция при обучении естествознанию"...