статья "Методика критериального оценивания учебной проектной деятельности на уроках химии"
статья на тему

Зазулина Екатерина Александровна

Работая по ФГОС, каждый учитель сталкивается с ситуацией оценивания проекта ученика. В данной статье предлагаю вариант оценивания учебного проекта на уроках химии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика критериального оценивания учебной проектной деятельности на уроках химии.

Зазулина Е. А.

учитель химии

1 квалификационной категории

МБОУ «Гимназия»

г. Черногорск.

   В настоящее время, с введением ФГОС нового поколения, в педагогической практике существует проблема оценивания учебной проектной деятельности. Отсутствие единых критериев оценки проектов является причиной того, что все по-разному понимают, что такое проект и проектная деятельность.  

   Использование деятельностных форм организации учебной деятельности и учебного проекта как формы организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся – наиболее оптимальна для реализации ФГОС.

   Ученическое проектирование – самостоятельная активность детей и в организации, и в осуществлении проекта.  В  проектной деятельности роль учителя на занятиях меняется: он направляет мысль ученика в нужное русло самостоятельного поиска, помогает выбирать источники информации (но не предлагает решение проблемы в готовом виде). Таким образом, на уроках с использованием проектной методики учитель выступает как консультант.

   Меняется и роль школьников в учении: они становятся активными участниками учебной деятельности. Деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в «команде», сотрудничать в коллективе.  Школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели.

  Несмотря на то, что выполнение учебного проекта предполагает самостоятельное решение проблемы учениками, необходимо составить методические рекомендации или инструкции, в которых указывается поэтапное разделение деятельности, литература для самообразования, требования педагога к качеству проекта, методы количественной и качественной оценки результатов проектирования. Таким образом, создаётся информационно-методический пакет проекта.  

  Введение в учебную деятельность проектов – это сложный момент.  Не каждый урок должен и может проходить в «проектной манере».  При планировании обучения на год я выделяю ведущую тему (раздел) или несколько тем (разделов), которые будут «вынесены на проектирование». Далее  формулируется несколько примерных тем на класс, работа над которыми потребует необходимых знаний и формирования нужного опыта. При определении перечня таких знаний и умений я руководствуюсь программными требованиями по соответствующему учебному курсу.

Примерный перечень тем учебных проектов по химии для учащихся основной школы:

  1. Вода – уникальное вещество природы.
  2. Использование озона для обеззараживания воды.
  3. История спички.
  4. Самый первый химический элемент.
  5. От алхимии к настоящей химии.
  6. Металлы в искусстве.
  7. Домашняя химчистка.
  8. Влияние минеральных удобрений на рост и развитие комнатных растений.
  9. Активированный уголь и его использование.
  10.  Способы очистки питьевой воды.

 Проектная деятельность – это технологический процесс, организуемый самими учащимися при поддержке учителя. Доля поддержки  зависит от возраста и уровня овладения учащимися процессуальных умений и навыков.

Учащиеся сами выбирают как тему проекта, так и руководителя проекта; тема проекта должна быть утверждена руководителем школьного МО и завучем по УВР.

Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность.

Так, например, результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:

а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);

б)  материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;

в) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.

В состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершению проекта для его защиты, в обязательном порядке включаются:

1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности, представленный в одной из описанных выше форм;

2) подготовленная учащимся краткая пояснительная записка к проекту с указанием для всех проектов: а) исходного замысла, цели и назначения проекта; б) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов; в) списка использованных источников.

  Технология проектной деятельности включает ряд мыслительных и практических действий:

1. Определение цели проекта (целеполагание);

2. Выбор средств достижения цели;

3.Разработка программы действий, включая поиск, выбор и анализ информации.

4.Планирование: определение порядка действия, выявление последовательных этапов, анализ временных ресурсов, установление сроков завершения каждого из этапов;

5. Реализация плана, создание продукта;

6. Презентация продукта;

7. Оценивание и рефлексия.

При разработке критериев оценки проектной деятельности нас должен интересовать в первую очередь не столько предметный аспект результатов выполнения проекта, сколько личностный и метапредметный аспекты самой деятельности, деятельности выполнения проекта:  

  1. Критерии оценивания содержательного компонента. 

    При оценивании содержательной основы проекта принимаются во внимание следующее:

  • значимость выдвинутой проблемы и её адекватность изучаемой тематике, правильность выбора используемых методов исследования,
  • глубина раскрытия проблемы,
  • доказательность принимаемых решений,
  • наличие аргументированных выводов и заключений.
  1. Критерии оценивания деятельностного компонента.

В данном случае принимается во внимание:

  • степень индивидуального участия каждого исполнителя в ходе выполнения проекта,
  • характер взаимодействия участников проекта.
  1. Критерии оценивания результативного компонента.

При оценивании результатов проекта учитывается:

  • форма предъявления проекта и качество его оформления,
  • презентация проекта,
  • содержательность и аргументированность ответов на вопросы оппонентов,
  • грамотное изложение самого хода исследования и
  • интерпретация его результатов.

Критерии оценивания выполнения проекта

Компоненты проектной деятельности

Критерии оценивания

Оценка в баллах

  1. Содержательный

Значимость выдвинутой проблемы и её адекватность изучаемой тематике

0-2

Правильность выбора используемых методов исследования

0-2

Глубина раскрытия проблемы, использование знаний из других областей

0-2

Доказательность принимаемых решений

0-2

Наличие аргументированных выводов и заключений

0-2

  1. Деятельностный

Степень индивидуального участия каждого исполнителя в ходе выполнения проекта

0-2

Характер взаимодействия участников проекта

0-2

  1. Результативный

Форма предъявления проекта и качество его оформления

0-2

Презентация проекта

0-2

Содержательность и аргументированность ответов на вопросы оппонентов

0-2

Грамотное изложение самого хода исследования и интерпретация его результатов.

0-2

Новизна представляемого проекта

0-2

Максимальный балл

24

          0 баллов – отсутствие данного компонента в проекте;

1 балл – наличие данного компонента в проекте;

2 балла – высокий уровень представления данного компонента в проекте.

Шкала перевода баллов в школьную оценку:

0-6 баллов – неудовлетворительно (низкий уровень);

7-12 – удовлетворительно (базовый уровень);

13-18 – хорошо (высокий уровень);

19-24 – отлично (повышенный уровень).

   Оценивание учебных проектов с помощью методики критериального оценивания позволяет снять субъективность в получаемых оценках. После того, как баллы за проект выставлены, ученику следует дать возможность поразмышлять. Что лично ему дало выполнение этого учебного задания, что у него не получилось и почему (непонимание, неумение, недостаток информации и т.д.);  если обнаружились объективные причины неудач, то, как их следует избежать в будущем; если всё прошло успешно, то в чём залог этого успеха. Важно, что в таком размышлении учащиеся учатся адекватно оценивать себя и других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ КАК СПОСОБ РАСКРЫТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ

Проектная деятельность уже в процессе обучения дает возможность студентам приобретать новые умения и добывать новые знания. Работа над проектом стимулирует творчество обучающихся, побуждает их к самос...

Проектная деятельность на уроках физической культуры как элемент достижения метапредметных результатов

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения  впервые  фиксирует  в  правовых  нормах  те  элементы  новой школы,  которые  ...

Формирование личности учащихся в процессе организации проектной деятельности на уроках физики

формирование у учащихся положительного отношения к труду (обученью)  в процессе выполнения творческого  задания...

Проектная деятельность на уроках химии

Статья по проектной деятельность на уроках химии и внеурочное время ...

Доклад на тему: « Проектная деятельности по дисциплине «Химия» в рамках получения профессии «Повар, кондитер» »

Статья посвящена проектно – исследовательской деятельности обучающихся в профессии «Повар,кондитер», и  её значимости в процессе обучения....