статья "Методика критериального оценивания учебной проектной деятельности на уроках химии"
статья на тему
Работая по ФГОС, каждый учитель сталкивается с ситуацией оценивания проекта ученика. В данной статье предлагаю вариант оценивания учебного проекта на уроках химии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_kriterialnogo_otsenivyaniya_uchebnoy_poektnoy_deyatelnosti.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика критериального оценивания учебной проектной деятельности на уроках химии.
Зазулина Е. А.
учитель химии
1 квалификационной категории
МБОУ «Гимназия»
г. Черногорск.
В настоящее время, с введением ФГОС нового поколения, в педагогической практике существует проблема оценивания учебной проектной деятельности. Отсутствие единых критериев оценки проектов является причиной того, что все по-разному понимают, что такое проект и проектная деятельность.
Использование деятельностных форм организации учебной деятельности и учебного проекта как формы организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся – наиболее оптимальна для реализации ФГОС.
Ученическое проектирование – самостоятельная активность детей и в организации, и в осуществлении проекта. В проектной деятельности роль учителя на занятиях меняется: он направляет мысль ученика в нужное русло самостоятельного поиска, помогает выбирать источники информации (но не предлагает решение проблемы в готовом виде). Таким образом, на уроках с использованием проектной методики учитель выступает как консультант.
Меняется и роль школьников в учении: они становятся активными участниками учебной деятельности. Деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в «команде», сотрудничать в коллективе. Школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели.
Несмотря на то, что выполнение учебного проекта предполагает самостоятельное решение проблемы учениками, необходимо составить методические рекомендации или инструкции, в которых указывается поэтапное разделение деятельности, литература для самообразования, требования педагога к качеству проекта, методы количественной и качественной оценки результатов проектирования. Таким образом, создаётся информационно-методический пакет проекта.
Введение в учебную деятельность проектов – это сложный момент. Не каждый урок должен и может проходить в «проектной манере». При планировании обучения на год я выделяю ведущую тему (раздел) или несколько тем (разделов), которые будут «вынесены на проектирование». Далее формулируется несколько примерных тем на класс, работа над которыми потребует необходимых знаний и формирования нужного опыта. При определении перечня таких знаний и умений я руководствуюсь программными требованиями по соответствующему учебному курсу.
Примерный перечень тем учебных проектов по химии для учащихся основной школы:
- Вода – уникальное вещество природы.
- Использование озона для обеззараживания воды.
- История спички.
- Самый первый химический элемент.
- От алхимии к настоящей химии.
- Металлы в искусстве.
- Домашняя химчистка.
- Влияние минеральных удобрений на рост и развитие комнатных растений.
- Активированный уголь и его использование.
- Способы очистки питьевой воды.
Проектная деятельность – это технологический процесс, организуемый самими учащимися при поддержке учителя. Доля поддержки зависит от возраста и уровня овладения учащимися процессуальных умений и навыков.
Учащиеся сами выбирают как тему проекта, так и руководителя проекта; тема проекта должна быть утверждена руководителем школьного МО и завучем по УВР.
Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность.
Так, например, результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:
а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);
б) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
в) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.
В состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершению проекта для его защиты, в обязательном порядке включаются:
1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности, представленный в одной из описанных выше форм;
2) подготовленная учащимся краткая пояснительная записка к проекту с указанием для всех проектов: а) исходного замысла, цели и назначения проекта; б) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов; в) списка использованных источников.
Технология проектной деятельности включает ряд мыслительных и практических действий:
1. Определение цели проекта (целеполагание);
2. Выбор средств достижения цели;
3.Разработка программы действий, включая поиск, выбор и анализ информации.
4.Планирование: определение порядка действия, выявление последовательных этапов, анализ временных ресурсов, установление сроков завершения каждого из этапов;
5. Реализация плана, создание продукта;
6. Презентация продукта;
7. Оценивание и рефлексия.
При разработке критериев оценки проектной деятельности нас должен интересовать в первую очередь не столько предметный аспект результатов выполнения проекта, сколько личностный и метапредметный аспекты самой деятельности, деятельности выполнения проекта:
- Критерии оценивания содержательного компонента.
При оценивании содержательной основы проекта принимаются во внимание следующее:
- значимость выдвинутой проблемы и её адекватность изучаемой тематике, правильность выбора используемых методов исследования,
- глубина раскрытия проблемы,
- доказательность принимаемых решений,
- наличие аргументированных выводов и заключений.
- Критерии оценивания деятельностного компонента.
В данном случае принимается во внимание:
- степень индивидуального участия каждого исполнителя в ходе выполнения проекта,
- характер взаимодействия участников проекта.
- Критерии оценивания результативного компонента.
При оценивании результатов проекта учитывается:
- форма предъявления проекта и качество его оформления,
- презентация проекта,
- содержательность и аргументированность ответов на вопросы оппонентов,
- грамотное изложение самого хода исследования и
- интерпретация его результатов.
Критерии оценивания выполнения проекта
Компоненты проектной деятельности | Критерии оценивания | Оценка в баллах |
| Значимость выдвинутой проблемы и её адекватность изучаемой тематике | 0-2 |
Правильность выбора используемых методов исследования | 0-2 | |
Глубина раскрытия проблемы, использование знаний из других областей | 0-2 | |
Доказательность принимаемых решений | 0-2 | |
Наличие аргументированных выводов и заключений | 0-2 | |
| Степень индивидуального участия каждого исполнителя в ходе выполнения проекта | 0-2 |
Характер взаимодействия участников проекта | 0-2 | |
| Форма предъявления проекта и качество его оформления | 0-2 |
Презентация проекта | 0-2 | |
Содержательность и аргументированность ответов на вопросы оппонентов | 0-2 | |
Грамотное изложение самого хода исследования и интерпретация его результатов. | 0-2 | |
Новизна представляемого проекта | 0-2 | |
Максимальный балл | 24 |
0 баллов – отсутствие данного компонента в проекте;
1 балл – наличие данного компонента в проекте;
2 балла – высокий уровень представления данного компонента в проекте.
Шкала перевода баллов в школьную оценку:
0-6 баллов – неудовлетворительно (низкий уровень);
7-12 – удовлетворительно (базовый уровень);
13-18 – хорошо (высокий уровень);
19-24 – отлично (повышенный уровень).
Оценивание учебных проектов с помощью методики критериального оценивания позволяет снять субъективность в получаемых оценках. После того, как баллы за проект выставлены, ученику следует дать возможность поразмышлять. Что лично ему дало выполнение этого учебного задания, что у него не получилось и почему (непонимание, неумение, недостаток информации и т.д.); если обнаружились объективные причины неудач, то, как их следует избежать в будущем; если всё прошло успешно, то в чём залог этого успеха. Важно, что в таком размышлении учащиеся учатся адекватно оценивать себя и других.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ КАК СПОСОБ РАСКРЫТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ
Проектная деятельность уже в процессе обучения дает возможность студентам приобретать новые умения и добывать новые знания. Работа над проектом стимулирует творчество обучающихся, побуждает их к самос...
Методическая разработка по теме: «Организация проектной деятельности на уроках информатики как способ формирования профессиональных компетенций обучающихся»
Методическая разработка...
Методическая разработка по теме: «Организация проектной деятельности на уроках информатики как способ формирования профессиональных компетенций обучающихся»
Методическая разработка...
Проектная деятельность на уроках физической культуры как элемент достижения метапредметных результатов
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения впервые фиксирует в правовых нормах те элементы новой школы, которые ...
Формирование личности учащихся в процессе организации проектной деятельности на уроках физики
формирование у учащихся положительного отношения к труду (обученью) в процессе выполнения творческого задания...
Проектная деятельность на уроках химии
Статья по проектной деятельность на уроках химии и внеурочное время ...
Доклад на тему: « Проектная деятельности по дисциплине «Химия» в рамках получения профессии «Повар, кондитер» »
Статья посвящена проектно – исследовательской деятельности обучающихся в профессии «Повар,кондитер», и её значимости в процессе обучения....