Методические рекомендации по выборам
учебно-методический материал на тему
Проект «Избирательный всеобуч»: прямые ответы на прямые вопросы |
Зачем нужны выборы? |
Конституция РФ о выборах и референдумах |
Федеральные законы и законы субъектов федерации о выборах и референдумах |
Какие бывают выборы? |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_po_vyboram.docx | 27.09 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НОВОЗЫБКОВСКИЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»
УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель директора по ВР
__________Лукьяненкова Н.Д.
«31» августа 2015 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по проведению лекции-беседы на тему:
«Избирательная система и избирательный процесс
в Российской Федерации»
Подготовила преподаватель спецдисциплин Слайковская С.М.
Новозыбков, 2016
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Введение. Проект «Избирательный всеобуч»: прямые ответы на прямые вопросы |
Зачем нужны выборы? |
Конституция РФ о выборах и референдумах |
Федеральные законы и законы субъектов федерации о выборах и референдумах |
Какие бывают выборы? |
Введение.
Проект «Избирательный всеобуч»: прямые ответы на прямые вопросы
Выборы для любого нашего современника - тема знакомая и понятная. Наступает время, и вновь проходят выборы Президента страны, депутатов разного уровня, мэров и глав городов и районов. Нам рассказывают об этом в телевизионных новостях, пишут в газетах, Интернет наполнен разного рода информацией на эту тему. Наступает день голосования, и … кто-то из нас идет на избирательный участок, а кто-то не идет. Мы узнаем результаты выборов, активно их обсуждаем, кто-то сравнивает их с прогнозами, кто-то доволен этими результатами, кто-то нет. Как бы то ни было, жизнь идет дальше, в новостях уже другие темы становятся главными, мы забываем о выборных баталиях. Впрочем, до тех пор, пока не наступает черед новых выборов.
Выборы в России уже стали неотъемлемой частью социальной и политической практики. Несмотря на динамичные изменения в законодательстве, основные избирательные институты обрели устойчивые черты и смыслы, правила проведения выборов все в большей мере становятся результатом консенсуса основных участников избирательного процесса – политических партий.
В то же время устойчивой остается негативная окраска выборов в оценках общественного мнения, вызванная разными причинами. Это и недовольство жизненными условиями, и привычка устраняться от участия в решении общих (общественных) дел, и низкий уровень доверия к деятельности властей, в том числе недоверие к избирательным процедурам. Справедливости ради надо заметить, что наиболее распространенные поводы не идти на избирательный участок имеют во многом не реальную, а мифологическую природу. Раз за разом, по инерции воспроизводятся людьми, «голосующими ногами»: «от моего голоса ничего не зависит», «все уже решено», «они все посчитают, как им надо» и т.д.
Так ли это? Что же такое выборы и нужны ли они? Есть ли альтернатива выборам? Что нужно делать, чтобы остановить или хотя бы ослабить упомянутое мифотворчество? Как добиться, чтобы результаты выборов были объективными, справедливыми, отражали истинный расклад политических позиций и программ?
Предлагаемый план беседы-лекции может быть использован и доработан преподавателем с учетом возраста, уровня подготовки обучающихся и имеющегося времени. Опыт показал, что оптимальной продолжительностью беседы является одна студенческая «пара».
В помощь преподавателю предлагается компьютерная презентация, иллюстрирующая основные вопросы, освещаемые в ходе беседы.
Заранее выражаю признательность всем, кто поделится своими советами и замечаниями после прочтения и использования материала в работе.
Зачем нужны выборы?
Каждый человек всю свою жизнь постоянно принимает самостоятельно большие и маленькие решения, другими словами - делает выбор. Иногда ему нужен совет близких людей, консультация специалиста. На семейном совете, в компании друзей, на классном собрании и т.д. решения принимаются в условиях, когда свое мнение, как правило, может высказать каждый. Да, иногда определенное решение может (и должен) принять один – глава семьи, предводитель дворовой компании. Но это только тогда, когда остальные признают за ним это право.
Чтобы решить важные для коллектива вопросы, можно собраться в одном месте, выслушать друг друга и принять решение, устраивающее большинство. В истории Российской империи в разных видах существовало знаменитое вече. Но даже с большой натяжкой назвать его совершенным средством принятия решений, учитывающих интересы большинства граждан города, трудно.
Когда же дело касается интересов еще большего числа людей, которых в одном месте собрать невозможно, то без выборов, то есть определения людей, уполномоченных принимать решения за всех, обойтись уже нельзя.
Есть ли альтернативы выборам при определении людей, принимающих решения за других? Есть. Принцип единоначалия действует в условиях армии, оперативного управления производственными процессами. Но и в этом случае, как правило, решение остается за выборными или легитимно назначенными лицами. Например, Президент страны как Главнокомандующий Вооруженными Силами назначает руководителей на командные должности в армии, но сам избирается всеми гражданами на всеобщих и прямых выборах.
Если на выборах избираются Президент, мэр, депутаты, то это означает, что им на установленный законом срок полномочий делегируются права принимать определенные решения.
На референдуме решение по наиболее важным вопросам жизни страны, региона, города, района граждане принимают непосредственно, не передоверяя это никаким должностным лицам или законодательным (представительным) органам. Решение, принятое на референдуме, не нуждается в каком-либо утверждении и обязательно для всех. Но, в отличие от выборов, которые проводятся без установления «порога явки» избирателей, референдум считается состоявшимся только при условии, что в нем приняло участие не менее половины граждан.
Конституция Российской Федерации
о выборах и референдуме
В некоторых странах Конституция содержит специальный раздел, посвященный избирательной системе. В Российской Конституции такого раздела нет. Тем не менее, Конституция России содержит целый ряд прямых норм, относящихся к выборам и референдумам, а также отсылки к федеральным конституционным законам. Некоторые из них мы приводим ниже:
Статья 3. 1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. 2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. 3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. 4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону. |
Статья 32. 1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. 2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. 3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. |
Право избирать и быть избранным – это, соответственно, активное и пассивное избирательное право. Иногда эти понятия вызывают трудности, поэтому в ходе беседы требуют уточнения.
Другое уточнение касается лиц, задержанных и находящихся в местах содержания обвиняемых и подозреваемых (СИЗО). Они обладают избирательными правами в полном объеме, поскольку в отношении них не принято обвинительное решение суда.
Статья 60. Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. |
Снова требуется уточнение для понимания. Эта норма Конституции РФ определяет возраст гражданина, с которого он обретает полную дееспособность, то есть полный объем прав и обязанностей. В отношении активного избирательного права это справедливо. Если же говорить о пассивном избирательном праве, то в случае выборов депутатов представительных органов муниципальных образований оно наступает с 18 лет, выборов Президента России – с 35 лет, во всех остальных случаях – с 21 года. Данные нормы обозначают так называемый «возрастной ценз».
Статья 81 1. Президент Российской Федерации избирается сроком на 6 лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. 2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. 3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд. |
Статья 81 Конституции РФ совсем недавно (30 декабря 2008 года) претерпела поправку, и это случилось с Конституцией впервые за все время ее существования. Срок полномочий Президента РФ был увеличен с 4 до 6 лет (Еще в одну статью – 96 в тот же день внесена поправка, увеличившая срок полномочий Государственной Думы с 4 до 5 лет).
В пункте 2 этой статьи упомянутый нами ранее возрастной ценз (35 лет) дополняется так называемым «цензом оседлости».
К слову, похожие условия участия в выборах Президента страны содержатся и в законодательстве других государств. В США участвовать в президентских выборах может только гражданин, родившийся на территории США. Известный всем Арнольд Шварценеггер, недавно еще приезжавший в Россию в качестве губернатора штата Калифорния, не может участвовать в президентских выборах, поскольку родился в Австрии.
В 1999 году Президентом Латвийской Республики избрана Вайра Вике-Фрейберга, которая в 1940 году сразу после рождения была увезена родителями за границу, и вернулась на родину только в 1997 году. Чтобы участвовать в президентских выборах она была вынуждена отказаться от канадского гражданства.
Статья 84 Президент Российской Федерации: а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом; б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации; в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом; |
Данная статья Конституции РФ говорит о полномочиях Президента страны, непосредственно касающихся избирательного процесса. Здесь реализован один из основополагающих принципов демократического государства – принцип разделения властей. Ниже мы увидим другие примеры реализации этого принципа применительно к выборам.
Статья 92 2. Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий. |
Впервые в беседе мы знакомимся с нормой Основного закона, регулирующей сроки проведения избирательных действий, в частности сроки назначения выборов.
Статья 96 1. Государственная Думы избирается сроком на пять лет. 2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральными законами. |
Мы уже упоминали о внесенных поправках в Конституцию, касающихся увеличения срока полномочий Президента и Государственной Думы. Второй пункт данной статьи отсылает нас к федеральным законам, регулирующим порядок формирования (Совета Федерации) и выборов (Государственной Думы) палат Парламента.
Статья 97 1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. |
Снова речь идет о возрастном цензе, в данном случае на выборах депутатов Государственной Думы.
Статья 102 1. К ведению Совета Федерации относятся: д) назначение выборов Президента Российской Федерации; е) отрешение Президента Российской Федерации от должности; |
Статья 109 1. Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации. 2. В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее, чем через четыре месяца с момента роспуска. |
Обе приведенные статьи Конституции РФ иллюстрируют действие принципа «разделения властей» и механизма «сдержек и противовесов», позволяющих избежать концентрации властных полномочий в одном месте.
Статья 130 2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. |
Последняя приводимая нами статья Конституции РФ закрепляет обязательность выборов и референдумов как способа формирования местной власти и принятия наиболее важных решений, касающихся всего местного сообщества. К другим формам прямого волеизъявления граждан относятся сход граждан (наиболее распространенный в сельской местности), общественные слушания, обязательные до принятия многих решений Администрациями и представительными органами муниципальных образований, и другие, предусмотренные федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Федеральные законы и законы субъектов федерации о выборах и референдумах
Избирательная система Российской Федерации сформировалась таким образом, что каждый из видов выборов и референдумов регулируется специально принятым федеральным законом или законом субъекта федерации. Однако есть и закон, который принято называть «базовым». Это федеральный закон № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», принятый 12 июня 2002 года. Этот закон, развивая конституционные принципы, содержит все основные условия и правила проведения выборов и референдумов, а также диапазон количественных параметров, конкретно определяемых уже специальными выборными законами. Если можно так выразиться, 67-ФЗ служит камертоном для настройки всех остальных выборных законов.
Итак, к федеральным законам о выборах также относятся:
- «О выборах Президента Российской Федерации»;
- «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»;
Федеральный конституционный закон:
- «О референдуме в Российской Федерации».
Нормы, связанные с проведением выборов и референдумов, содержатся также в федеральных законах «О политических партиях в Российской Федерации», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уголовном кодексе Российской Федерации и Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации, ряде других.
В Новгородской области действуют областные законы:
- «О выборах депутатов Новгородской областной Думы»;
- «О выборах Главы муниципального образования в Новгородской области»;
- «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Новгородской области;
- «О референдуме Новгородской области»;
- «О местном референдуме в Новгородской области».
Важные нормы о выборах содержатся в Уставе Новгородской области и уставах муниципальных образований.
Приведенный нами перечень федеральных и областных законов позволяет нам не только разделить выборы на федеральные, региональные и местные, но и задать себе следующий вопрос…
Какие бывают выборы?
В текстах законов и других нормативных правовых актов мы встречаем такие понятия как выборы «основные», «досрочные», «дополнительные», «повторные».
Ответим на этот вопрос здесь, а также поместим ответы в словаре в конце брошюры.
Основные выборы – выборы, проводящиеся по окончанию срока полномочий органа или выборного должностного лица.
Досрочные выборы проводятся в случае сложения полномочий выборного должностного лица (Президента, Главы муниципального образования), роспуска законодательного (представительного) органа.
В нашей новейшей истории досрочные выборы Президента проводились в 2000 году после отставки Б.Н.Ельцина.
В Великом Новгороде после самороспуска городской Думы и отставки Мэра города в марте 2008 года проводились досрочные выборы Мэра и депутатов Думы Великого Новгорода.
Дополнительные выборы проводятся в случае сложения полномочий депутата, избранного по одномандатному округу. Например, прошедшие 13 марта 2011 года выборы депутата Думы Великого Новгорода являлись дополнительными.
Повторные выборы проводятся в случае признания выборов несостоявшимися или отмены результатов выборов по решению суда. Такая ситуация сложилась в Великом Новгороде в округе № 3, где в марте 2009 года были проведены повторные выборы депутата Думы Великого Новгорода.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока: "Выбор цвета для отделки помещений различного назначения"
Здесь я поместила методическую разработку открытого урока, который провела 11.12.2013г. Урок рекомендован к ра...
методическая разработка урока "Выбор и раскрой сьемных отделочных деталей"
методическая разработка урока "Выбор и раскрой сьемных отделочных деталей"...
Методические рекомендации по изучению учебного предмета «Элективный курс: основы выбора профессии». Курс лекций
Методические рекомендации по изучению учебного предмета «Элективный курс: основы выбора профессии». Курс лекций...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО МДК 01.01.ВЫБОР ФАСОНОВ ИЗДЕЛИЙ
Данные методические рекомендации могут быть использованы в дополнительном профессиональном образовании, в программах повышения квалификации и переподготовки и профессиональной подготовке по профессии ...
Методические рекомендации по выполнению аудиторной самостоятельной работы по МДК 01.01.Выбор фасонов изделий для подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 29.01.05ЗАКРОЙЩИК на базе: среднего общего образования
Методические рекомендации разработаны для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы программа профессионального модуля ПМ.01. ПРИЕМ ЗАКАЗОВ НА ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИЗДЕЛИЙявляется частью основной профес...
Методические рекомендации по самостоятельной работе Обществознание, Методическая разработка кураторского часа "Коррупция как особый вид преступлений", Методическая разработка"Выбор за нами".
Мкетодические разработки необходимы для реализации своих творческих способностей преподавателя и необходимиго обмена методическим опытом для молодых преподавателей и кураторов....
Методические рекомендации по выбору темы самообразования
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических и практических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных н...