Простейшие тригонометрические уравнения.
методическая разработка по теме
Контрольно-измерительные материалы по математике.Простейшие тригонометрические уравнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Измерения в геометрии.Методическое пособие для студентов. | 85.29 КБ |
metod_rekomendatsii_dlya_sayta_1.docx | 251.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Примеры контрольно-измерительных материалов
по дисциплине «Математика»
Содержание текущего контроля
Комбинированное занятие № 16. Простейшие тригонометрические уравнения.
Задание (второй уровень освоения учебного материала)
Вариант 1
Решите уравнения:
- cosх = 1
- sinx =
- cos3х =0
- tgх- = 0
- ctg(3х-) =
Критерии оценки
5 – студент без ошибок решил 5 заданий
4 – студент без ошибок решил любые 4 задания
3 – студент без ошибок решил любые 3 задания
2 – студент без ошибок решил менее 3 заданий
Задание выполняется в течение 15 минут.
Вариант 2
Решите уравнения:
- sinx = 0
- cosх =
- sin2x = 1
- сtgх- = 0
- tg(5х-) = 1
Критерии оценки
5 – студент без ошибок решил 5 заданий
4 – студент без ошибок решил любые 4 задания
3 – студент без ошибок решил любые 3 задания
2 – студент без ошибок решил менее 3 заданий
Задание выполняется в течение 15 минут.
Вариант 3
Решите уравнения:
- cos х = 0
- sinx =
- cos4х = -1
- сtgх-1 = 0
- tg(2х+)=
Критерии оценки
5 – студент без ошибок решил 5 заданий
4 – студент без ошибок решил любые 4 задания
3 – студент без ошибок решил любые 3 задания
2 – студент без ошибок решил менее 3 заданий
Задание выполняется в течение 15 минут.
Вариант 4
Решите уравнения:
- sin х = -1
- cosх =
- sin5x = 0
- tgх-1 = 0
- ctg(4х+) = 1
Критерии оценки
5 – студент без ошибок решил 5 заданий
4 – студент без ошибок решил любые 4 задания
3 – студент без ошибок решил любые 3 задания
2 – студент без ошибок решил менее 3 заданий
Задание выполняется в течение 15 минут.
Эталон ответов
№ задания | Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 | Вариант 4 |
(-1)n + | (-1)n + | |||
+ | + | + | ||
+ | + | + | + | |
Решение
Вариант 1
5) ctg( 3х-) =
3х-= arcсtg+
3х=++
х=
Вариант 2
5) tg(5х-) = 1
5х- =arctg1+
5х=++
х=
Вариант 3
5) tg(2х+)=
2х+= arctg+
2х=-+
х=
Вариант 4
5) ctg(4х+) = 1
4х+=arcсtg1+
4х=-+
х= -
Предварительный просмотр:
Дисциплина: Математика
«Измерения в геометрии»
учебно-методические рекомендации для студентов
Составитель: преподаватель математики Р.Х.Бичурина
ТЕОРИЯ
Объем — это одна из характеристик трехмерных геометрических фигур.
Объем обозначается большой латинской буквой V («вэ»). Величины объема взаимосвязаны (одну кубическую единицу объема можно заменить ругой).
Правило. Объем прямоугольного параллелепипеда равен произведению трех его измерений.
Единицами измерения объема служат:
а) стандартные единицы длины в кубе:
1 см3 = 1 000 мм3
1 дм3 = 1 000 см3 = 1 000 000 мм3
1 м3 = 1 000 дм3 = 1 000 000 см3= 1 000 000 000 мм3
1 км3=1 000 000 000 м3
б) специальная единица объема (литр):
1 л = 1 дм3 = 1 000 см3.
В качестве единицы измерения выбирают кубик с ребром, равным какой-нибудь единице длины, например 1 см. Тогда единицей измерения объема будет объем такого кубика .
Например, объем прямоугольного параллелепипеда (рис. 65) равен 24 см3. Это значит, что его объем содержит 24 кубика объемом по 1 см3. Этот же результат можно получить, если измерить длину a, ширину b и высоту c тела, а затем их значения перемножить.
Объем обозначается латинской буквой V:
V = abc
В СИ единицей объема является 1 м3.
Другие единицы: дм3, см3, мм3— дольные единицы м3.
1м3 =1000дм3 =1•103дм3;
1дм3 =1000см3 =1•103 см3;
1см3 =1000мм3 =1•103 мм3;
1дм3 =0,001м3 =1•10-3 м3;
1см3 =0,001дм3 =0,000001м3 =1•10-6 м3;
1мм3 =0,001см3 =1•10-3 см3;
1мм3 =0,000001дм3 =1•10-6 дм3;
1 мм3 = 0,000000001м3 = 1 • 10-9 м3
Изучение стереометрии начинается со знания формул. Для решения задач по стереометрии на нахождение объемов и площадей поверхностей многогранников и тел вращения в основном нужны: формулы объёмов, формулы площадей поверхностей, формулы площадей плоскостных фигур и
элементарная логика.
Многогранники.
Формулы объёмов и формулы площадей поверхностей многогранников даны в таблице.
Проще всего найти объём куба — это куб его стороны. Вот, оказывается, откуда берётся выражение «возвести в куб».
Объём параллелепипеда тоже легко найти. Надо просто перемножить длину, ширину и высоту.
Объём призмы — это произведение площади её основания на высоту. Если в основании треугольник — находите площадь треугольника. Если квадрат — ищите площадь квадрата. Напомним, что высота — это перпендикуляр к основаниям призмы.
Объём пирамиды — это треть произведения площади основания на высоту. Высота пирамиды — это перпендикуляр, проведенный из её вершины к основанию.
Тела вращения
Цилиндр, конус и шар относятся к объемным (трехмерным) геометрическим фигурам вращения.
Так, цилиндр — это фигура, полученная от вращения прямоугольника вокруг одной из его сторон как оси; конус — вращением прямоугольного треугольника вокруг его катета как оси, шар — вращением полукруга вокруг его диаметра как оси.
Объемные фигуры бывают прямые (прямой цилиндр, прямой конус) и наклонные (наклонный цилиндр, наклонный конус), что зависит от вида той плоской геометрической фигуры, которая их образует.
В нашем курсе математики рассматриваются только прямые цилиндры и конусы.
Определение. Цилиндр — это тело (объемная геометрическая фигура), полученное вращением прямоугольника вокруг одной из его сторон как оси.
Определение. Конус (прямой) — это тело (объемная геометрическая фигура), полученное вращением прямоугольного треугольника вокруг его катета как оси.
Определение. Шар — это тело (объемная геометрическая фигура), полученное вращением полукруга вокруг его диаметра как оси.
Развертки цилиндра и конуса
Разверткой геометрической фигуры называется изображение плоскости, ограничивающей фигуру, в одной плоскости листа по размерам фигуры.
Развертка цилиндра приведена схематически.
Развертка конуса приведена схематически.
Площади боковой поверхности цилиндра и конуса
Правило. Площадь боковой поверхности цилиндра равна произведению длины окружности основания и высоты цилиндра.
где C — длина окружности, H — высота цилиндра, R — радиус окружности основания.
Правило. Площадь боковой поверхности конуса равна произведению половины длины окружности основания и образующей конуса.
где C — длина окружности основания, l — длина образующей конуса, R — радиус основания.
Площадь поверхности шара
Правило. Площадь поверхности шара равна учетверенной площади большого круга шара.
где R — радиус шара
Объемы цилиндра, конуса и шара
Правило. Объем цилиндра равен произведению площади основания н высоты.
где R — радиус основания, H — высота цилиндра.
Правило. Объем конуса равен одной трети произведения площади основания и высоты конуса.
где R — радиус основания, H — высота конуса.
Правило. Объем шара равен четырем третям
произведения числа Пи на куб радиуса.
где R — радиус шара
Цилиндр
Площадь боковой поверхности:
Площадь полной поверхности:
Объем:
Конус
Площадь боковой поверхности:
Площадь полной поверхности:
Объем:
Усеченный конус Шар
Подобие тел
Подобные тела. Зеркально подобные тела и фигуры.
Два тела подобны, если одно из них может быть получено из другого путём увеличения (или уменьшения ) всех его линейных размеров в одном и том же отношении. Автомобиль и его модель – подобные тела. Два тела (фигуры) зеркально подобны, если одно из них подобно зеркальному отражению другого. Например, картина и её фотонегатив зеркально подобны друг другу.
В подобных и зеркально подобных фигурах все соответственные углы (линейные и двугранные) равны.
В подобных телах многогранные и телесные углы равны; в зеркально подобных телах они зеркально равны.
Если два тетраэдра (две треугольные пирамиды) имеют соответственно пропорциональные рёбра ( или соответственно подобные грани ), то они подобны или зеркально подобны. Например, если грани первой пирамиды вдвое больше, чем у второй, то высоты, апофемы, радиус описанного круга первой пирамиды также вдвое больше, чем у второй. Эта теорема не имеет места для многогранников с большим числом граней. Предположим, что мы соединили все рёбра куба в его вершинах посредством шарниров; тогда мы можем изменить форму этой фигуры, не растягивая её стержни, и получить из начального куба параллелепипед.
Две правильные призмы или пирамиды с одинаковым числом граней подобны, если радиусы их оснований пропорциональны их высотам. Два круглых цилиндра или конуса подобны, если радиусы их оснований пропорциональны их высотам.
Если два и более тел подобны, то площади всех соответствующих плоских и кривых поверхностей этих тел пропорциональны квадратам любых соответствующих отрезков.
Если два и более тел подобны, то их объёмы, а также объёмы любых их соответствующих частей, пропорциональны кубам любых соответствующих отрезков.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ
Формула для расчета объема прямоугольного параллелепипеда:
V = a * b * c
где а — длина, Ь — ширина, с — высота.
Так как у куба все измерения равны (а = Ь = с), то формула для вычисления объема куба V = а3.
Примеры
1.Вычислить объем прямоугольного параллелепипеда длиной 6 м, шириной 4 м и высотой 8 м.
Решение. Так как длина, ширина и высота измеряются одной и той же единицей длины (м), то подставим их в формулу V=а*Ь*с и вычислим объем:
V = 6 * 4 * 8 = 192 (м3)
Ответ: 192 м3.
2.Вычислите объем куба со стороной основания 10 см.
Решение. Подставим численное значение стороны куба в формулу вычисления объема V=а3 и вычислим:
V = 10 * 10 * 10 = 103 = 1 000 (см3) — 1 л.
Ответ: 1 000 см3, или 1 л.
Некоторые задачи по стереометрии решаются вообще без формул!
Например.
3.Объём куба равен 12. Найдите объём четырёхугольной пирамиды, основанием которой является грань куба, а вершиной — центр куба.
Обойдёмся без формул!
Просто посчитайте, сколько нужно таких четырёхугольных пирамидок, чтобы сложить из них этот куб :-)
Площадь поверхности многогранника — это сумма площадей всех его граней.
4.В некоторых задачах каждое ребро многогранника увеличили, например, в три раза. Очевидно, что при этом площадь поверхности увеличится в девять раз, а объём — в 27раз.
5.Чашка диаметром 8 см и высотой 10 см вмещает 0.5 литра воды. Каких размеров должна быть подобная чашка, вмещающая 4 литра воды ?
Решение
Поскольку чашки – подобные цилиндры, то отношение их объёмов равно отношению кубов соответствующих отрезков ( в нашем случае – высот и диаметров чашек ). Следовательно, высота h новой чашки находится из отношения: ( h / 10 ) 3 = 4 / 0.5, то есть h 3 = 8 · 10 3, откуда h = 20 см; аналогично, для диаметра d получим: ( d / 8 ) 3 = 4 / 0.5 , то есть d 3 = 8 · 8 3, откуда d = 16 см . |
Задания для самостоятельной работы
- В каком отношении делится боковая поверхность правильной треугольной призмы плоскостью, проходящей через среднюю линию ее основания.(2 балла)
- В прямоугольном параллелепипеде стороны основания 3 и 4, а диагональ наклонена к плоскости основания под углом 45°.Найдите площадь поверхности параллелепипеда.(4 балла)
- Найдите площадь боковой поверхности прямоугольного параллелепипеда, у которого стороны основания 5 и 6,а боковые ребра 7. (4 балла)
- В правильной четырехугольной пирамиде сторона основания равна 6. Боковая грань наклонена к плоскости основания под углом 45°. Какова площадь поверхности пирамиды? (4 балла)
- Можно ли из куска жести прямоугольной формы размером 31х11см сделать открытую сверху коробку, имеющую форму прямоугольного параллелепипеда размером 10х10х6см? (5 баллов)
- Стороны прямоугольника 4 и 5.Какова площадь поверхности тела , полученного вращением этого прямоугольника вокруг меньшей стороны? (4 балла)
- Из скольки кубиков, с ребром 3 см каждый можно составить куб ,с ребром 15 см?(2 балла)
- Каков объем прямоугольного параллелепипеда, у которого ребра основания 6 и 8, а диагональ наклонена к плоскости основания под углом 30°? (3 балла)
Эталоны ответов
- 1:4
- 94
- 147
- Нет
- 96π
- 375
- 160
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по тригонометрии для студентов техникумов технического направления "Решение тригонометрических уравнений"
Решение тригонометрических уравнений вызывают сложности у студентов техникума и обучающихся НПО. Связав данный материал с выбраной профессией, можно привлечь студентов и обучающихся к данным темам...
конспект и презентация урока "«Определение однородного тригонометрического уравнения 1 степени»"
вначале урока игра, потом объяснение новой темы с использованием опорных конспектов...
урок "Тригонометрические уравнения"
Математика за 2500 лет чвоего существования накопила богатейший опытдля исследования окружающего нас мира.Однако,как заметил выдающийся русский математик и кораблестроитель академик А.Н.Крылов,человек...
Конспект урока на тему "Решение простейших тригонометрических уравнений"
Конспект урока на тему "Решение простейших тригонометрических уравнений"...
Методическая разработка по предмету математика: алгебра по теме: «Значения тригонометрических функций. Решение простейших тригонометрических уравнений».
Тема: Значения тригонометрических функций. Решение простейших тригонометрических уравнений.Тип: урок по изучению нового материалаЦель урока: вычисление значений тригонометрических функций, изучение ме...
Простейшие тригонометрические уравнения
Презентация по теме "Простейшие тригонометрические уравнения"+задачи на самостоятельное решение....
Простейшие тригонометрические уравнения. Простейшие тригонометрические неравенства
Цели занятия:1) образовательная: организовать деятельность студентов по изучению и первичному закреплению простейших тригонометрических уравнений и нера...