План урока. "Вода и ее свойства"
методическая разработка на тему

Лайков Роман Валентинович

Тема.  Вода и ее свойства. Значение этих знаний в профессиональной деятельности.

Специальность: «Парикмахер»

Учебная дисциплина: «Естествознание»

Раздел программы: «Химия и жизнь»

Цель урока:  Формирование общих знаний и представлений о свойствах воды. Умение применения этих знаний на практике в профессиональной деятельности.

Урок направлен на формирование следующих знаний, умений, навыков и качеств, которые приобретут обучающиеся в ходе занятия:

▪ Вода – основа жизни.

▪ Физические свойства воды.

▪ Химические свойства воды.

▪ Понимание значимости воды и ее свойств в повседневной жизни.

▪ Использование свойств воды на практике в парикмахерских работах.

▪ анализировать значение воды в различных сферах деятельности.

Ключевые слова и понятия: Вода. Физико-химические свойства воды. Применение воды и ее свойств в профессиональной деятельности.

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление.

Форма урока: урок теоретического обучения.

Методы: объяснение, беседа, наглядные методы обучения (Схемы, рисунки, таблицы, презентации); методы контроля: устный опрос, самоконтроль, выполнение и анализ заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka_voda_i_ee_svoystva.docx45.48 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное учреждение

Калининградской области

профессиональная образовательная организация

«Колледж сервиса и туризма»

План урока.

Тема.  Вода и ее свойства. Значение этих знаний в профессиональной деятельности.

Специальность: «Парикмахер»

Учебная дисциплина: «Естествознание»

Раздел программы: «Химия и жизнь»

Цель урока: 

Формирование общих знаний и представлений о свойствах воды. Умение применения этих знаний на практике в профессиональной деятельности.

Задачи урока:

Обучающие:

─ создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной   

    информации;

─ формирование основных понятий и знаний по изучаемой теме: 

    Вода ее свойства и значение;

─ формирование понимания уникальности воды;

─ формирование представлений о значимости этих знаний в будущей  

    профессии.

 Развивающие:

─ развитие умений самостоятельно анализировать изучаемый материал;

─ развитие мотивации и интереса к получению новых знаний.

Воспитательные:

─ ориентирование обучающихся на необходимость саморазвития и самообразования;

Урок направлен на формирование следующих знаний, умений, навыков и качеств, которые приобретут обучающиеся в ходе занятия:

▪ Вода – основа жизни.

▪ Физические свойства воды.

▪ Химические свойства воды.

▪ Понимание значимости воды и ее свойств в повседневной жизни.

▪ Использование свойств воды на практике в парикмахерских работах.

▪ анализировать значение воды в различных сферах деятельности.

Ключевые слова и понятия: Вода. Физико-химические свойства воды. Применение воды и ее свойств в профессиональной деятельности.

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление.

Форма урока: урок теоретического обучения.

Методы: объяснение, беседа, наглядные методы обучения (Схемы, рисунки, таблицы, презентации); методы контроля: устный опрос, самоконтроль, выполнение и анализ заданий.

Оборудование и материалы: 

мультимедийная установка, авторская презентация преподавателя по данной теме.

Ход урока.

1. Организационная часть урока.      5 мин.

Слуховое восприятие информации. Запись даты и темы урока в тетрадях для конспектов. Проверка отсутствующих.

2. Повторение пройденного материала, проверка домашнего задания, актуализация знаний. 20 мин.

Опрос учащихся.

3. Изучение нового материала. 35 мин.

Вода - уникальнейшее вещество, основа всех живых организмов на планете. Она может приобретать различную форму и находиться в трех состояниях.

Вода - это самое распространенное на нашей планете неорганическое соединение.

Физические и химические свойства воды определяются составом её молекул. Так, в структуре молекулы воды содержится два атома водорода (Н) и один атом кислорода (О).

В нормальных условиях внешней среды это безвкусная жидкость без цвета и запаха. Вода также может находиться в других состояниях: в виде пара или же в форме льда.

 Более 70 % нашей планеты покрыто именно водой. Причем около 97 % приходится на моря и океаны, поэтому большая её часть не годится для употребления человеком.

Вода в природе и жизни человека Вода - обязательный компонент любого живого организма. В частности, человеческий организм, как известно, более чем на 70 % состоит именно из воды. Более того, ученые предполагают, что именно в этой среде зародилась жизнь на Земле. Вода содержится (в форме водяного пара или капель) в разных слоях атмосферы. На поверхность земли из атмосферы она попадает в виде дождя или других осадков (снега, росы, града, инея) посредством процессов конденсации.

Вода активно используется человеком в его хозяйственной деятельности, в частности: для выращивания сельскохозяйственных культур; в промышленности (в качестве растворителя); в энергетике (в качестве теплоносителя); для тушения пожаров; в кулинарии; в фармации и так далее. Разумеется, чтобы эффективно использовать это вещество в хозяйственной деятельности, следует детально изучить химические и физические свойства воды.

 Разновидности воды.

 Как уже упоминалось выше, вода в природе может находиться в трех состояниях: жидком (собственно, вода), твердом (кристаллы льда) и газообразном (пар).

 Существует несколько видов воды.

Так, в зависимости от содержания катионов Са и Na, вода может быть: жесткая; мягкая.

 По содержанию растворенных солей, вода бывает: пресная; минеральная; солоноватая.

В эзотерике и некоторых религиях бывает вода: мертвая; живая; святая.

В химии также существуют такие понятия, как дистиллированная вода.

Самая уникальная особенность воды заключается в том, что она прекрасно растворяет в себе огромное количество других веществ (как органического, так и неорганического происхождения). Важное последствие этой особенности состоит в том, что все химические реакции в живых организмах протекают достаточно быстро. Кроме этого, благодаря уникальным свойствам воды, она пребывает именно в жидком состоянии, при крайне широком температурном диапазоне.

Физические свойства воды

 Благодаря уникальным водородным связям, вода, при стандартных условиях среды, находится в жидком состоянии. Этим объясняется крайне высокая температура кипения воды.

 Если бы молекулы вещества не были связаны этими водородными связями, то вода закипала бы при +80 градусах, а замерзала - аж при -100 градусах.

Вода закипает при +100 градусах по Цельсию, а замерзает - при нуле градусов. При замерзании вода увеличивается в своем объеме (за счет уменьшения плотности).

 Кстати, это чуть ли не единственное вещество в природе, обладающее подобным физическим свойством. Помимо воды, при замерзании расширяется лишь висмут, сурьма, германий и галлий.

Вещество также характеризуется высокой вязкостью, а также довольно сильным поверхностным натяжением.

Вода - отличный растворитель для полярных веществ. Также следует знать, что вода очень хорошо проводит через себя электричество. Эта особенность объясняется тем, что в воде почти всегда находится большое количество ионов, растворенных в ней солей.

Химические свойства воды 

1) Вода реагирует со многими металлами с выделением водорода:

2Na + 2H2O = H2 + 2NaOH (бурно)

2K + 2H2O = H2 + 2KOH (бурно)

3Fe + 4H2O = 4H2 + Fe3O4 (только при нагревании)

Не все, а только достаточно активные металлы могут участвовать в окислительно-восстановительных реакциях этого типа. Наиболее легко реагируют щелочные и щелочноземельные металлы I и II групп.

Из неметаллов с водой реагируют, например, углерод и его водородное соединение (метан). Эти вещества гораздо менее активны, чем металлы, но все же способны реагировать с водой при высокой температуре:

C + H2O = H2 + CO (при сильном нагревании)

CH4 + 2H2O = 4H2 + CO2 (при сильном нагревании)

2) Электролиз. Вода разлагается на водород и кислород при действии электрического тока. Это также окислительно-восстановительная реакция, где вода является одновременно и окислителем, и восстановителем.

3) Вода реагирует со многими оксидами неметаллов. В отличие от предыдущих, эти реакции не окислительно-восстановительные, а реакции соединения:

SO2

+

H2O

=

H2SO3

 

 

 

 

сернистая кислота


SO3

+

H2O

=

H2SO4

 

 

 

 

серная кислота


CO2

+

H2O

=

H2CO3

 

 

 

 

угольная кислота


4) Некоторые оксиды металлов также могут вступать в реакции соединения с водой. Примеры таких реакций мы уже встречали:

CaO

+

H2O

=

Ca(OH)2

 

 

 

 

гидроксид кальция (гашеная известь)

Не все оксиды металлов способны реагировать с водой. Часть из них практически не растворима в воде и поэтому с водой не реагирует. Мы уже встречались с такими оксидами. Это ZnO, TiO2, Cr2O3, из которых приготовляют, например, стойкие к воде краски. Оксиды железа также не растворимы в воде и не реагируют с ней.

5) Вода образует многочисленные соединения, в которых ее молекула полностью сохраняется. Это так называемые гидраты. Если гидрат кристаллический, то он называется кристаллогидратом. Например:

CuSO4

+

5 H2O

=

CuSO4.5H2O

вещество белого цвета (безводный сульфат меди)

 

 

 

кристаллогидрат (медный купорос),синие кристаллы

Приведем другие примеры образования гидратов:

H2SO4 + H2O = H2SO4.H2O (гидрат серной кислоты)

NaOH + H2O = NaOH.H2O (гидрат едкого натра)

Соединения, связывающие воду в гидраты и кристаллогидраты, используют в качестве осушителей. С их помощью, например, удаляют водяные пары из влажного атмосферного воздуха.

6) Фотосинтез . Особая реакция воды– синтез растениями крахмала (C6H10O5)и других подобных соединений (углеводов), происходящая с выделением кислорода:

6n CO2 + 5n H2O = (C6H10O5)n + 6n O2 (при действии света)

Вода в парикмахерских работах

Мытье волос.

В парикмахерском деле воду используют прежде всего для мытья волос. Эффективность мытья в значительной степени зависит от химического состава воды. Во время ее фильтрации и дезинфекции устраняются главным образом взвеси и микроорганизмы, но растворенные в ней соли кальция, магния, марганца и частично соединения железа остаются. Во время мытья головы они оседают на волосах, делая их тусклыми, жесткими.

После мытья головы такой водой волосы плохо укладываются. Кроме того, соли марганца и особенно железа вредны для окрашенных волос — вступая в реакцию с компонентами краски, они могут повлиять на ее оттенок. Не годится железистая вода и для мытья волос пред перманентом — вымытые ею волосы часто не поддаются скручиванию. Пока воздух не был загрязнен промышленными выбросами, хорошие результаты давало мытье волос (особенно с мылом) в дождевой воде.

Существенное значение имеет температура воды, используемой для мытья волос. Наиболее оптимальной, при которой хорошо пенится шампунь, является температура 38-40 °С.

Содержание некоторых минеральных солей в морской или железистой воде, в минеральных, особенно серных, водах может самым неожиданным образом изменить цвет волос как во время окрашивания, так и при мытье волос, уже окрашенных.

Волосы моют при загрязнении для гигиены: удаления грязи и жира, а также при удалении следов предыдущей завивки, чтобы их распрямить — убрать их деформацию.

4.  Первичное усвоение учебного материала.  10 мин.

Осознание и осмысление учебного материала под руководством преподавателя.

5. Домашнее задание.    5  мин.

Проработка рефератов и презентаций по данной теме.

6. Рефлексия, подведение итогов. 5 мин.

Подведение итогов урока, объявление оценок, благодарность за урок.

Калининград

2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульный урок Вода

Урок относится к интегрированным (экологические основы природопользования и аналитическая химия)....

план-конспект урока по материаловедению швейного производства "Натуральные волокна растительного происхождения. Их свойства"

на уроке рассматриваются натуральные растительные волокна, применяемые в текстильной промышленности, их свойства и применение...

План занятия "Степень с действительным показателем и ее свойства"

Учебная дисциплинаМатематика: алгебра и начала математического анализа, геометрия.ГруппаТО 1.9, 1 курсТип учебного занятияУрок- обобщениеВид учебного занятия Урок – комбинированное занятие...

План-конспект учебного занятия «Основные свойства логарифмов»

Тема 1.2. Корни, степени и логарифмыЗанятие 16. Основные свойства логарифмов  Цель занятия: формировать умения и навыки решения задач, применяя основные свойства логарифмов.Задачи занятия:Об...

План учебного занятия по теме "Почва, ее свойства"

План учебного занятия с указанием межпредметных связей по теме "Почва, ее свойства"...

План-конспект учебного занятия. Определители и свойства определителей

Раздел 4. Элементы линейной алгебрыТема 4.1. Основные понятия теории матрицЗанятие 25. Определители и свойства определителей Цель занятия: формировать умения и навыки применения основных понятий ...

Урок "Вода-растворитель"

Урок "Вода-растворитель"...