План урока. "Вода и ее свойства"
методическая разработка на тему
Тема. Вода и ее свойства. Значение этих знаний в профессиональной деятельности.
Специальность: «Парикмахер»
Учебная дисциплина: «Естествознание»
Раздел программы: «Химия и жизнь»
Цель урока: Формирование общих знаний и представлений о свойствах воды. Умение применения этих знаний на практике в профессиональной деятельности.
Урок направлен на формирование следующих знаний, умений, навыков и качеств, которые приобретут обучающиеся в ходе занятия:
▪ Вода – основа жизни.
▪ Физические свойства воды.
▪ Химические свойства воды.
▪ Понимание значимости воды и ее свойств в повседневной жизни.
▪ Использование свойств воды на практике в парикмахерских работах.
▪ анализировать значение воды в различных сферах деятельности.
Ключевые слова и понятия: Вода. Физико-химические свойства воды. Применение воды и ее свойств в профессиональной деятельности.
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление.
Форма урока: урок теоретического обучения.
Методы: объяснение, беседа, наглядные методы обучения (Схемы, рисунки, таблицы, презентации); методы контроля: устный опрос, самоконтроль, выполнение и анализ заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka_voda_i_ee_svoystva.docx | 45.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное учреждение
Калининградской области
профессиональная образовательная организация
«Колледж сервиса и туризма»
План урока.
Тема. Вода и ее свойства. Значение этих знаний в профессиональной деятельности.
Специальность: «Парикмахер»
Учебная дисциплина: «Естествознание»
Раздел программы: «Химия и жизнь»
Цель урока:
Формирование общих знаний и представлений о свойствах воды. Умение применения этих знаний на практике в профессиональной деятельности.
Задачи урока:
Обучающие:
─ создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной
информации;
─ формирование основных понятий и знаний по изучаемой теме:
Вода ее свойства и значение;
─ формирование понимания уникальности воды;
─ формирование представлений о значимости этих знаний в будущей
профессии.
Развивающие:
─ развитие умений самостоятельно анализировать изучаемый материал;
─ развитие мотивации и интереса к получению новых знаний.
Воспитательные:
─ ориентирование обучающихся на необходимость саморазвития и самообразования;
Урок направлен на формирование следующих знаний, умений, навыков и качеств, которые приобретут обучающиеся в ходе занятия:
▪ Вода – основа жизни.
▪ Физические свойства воды.
▪ Химические свойства воды.
▪ Понимание значимости воды и ее свойств в повседневной жизни.
▪ Использование свойств воды на практике в парикмахерских работах.
▪ анализировать значение воды в различных сферах деятельности.
Ключевые слова и понятия: Вода. Физико-химические свойства воды. Применение воды и ее свойств в профессиональной деятельности.
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление.
Форма урока: урок теоретического обучения.
Методы: объяснение, беседа, наглядные методы обучения (Схемы, рисунки, таблицы, презентации); методы контроля: устный опрос, самоконтроль, выполнение и анализ заданий.
Оборудование и материалы:
мультимедийная установка, авторская презентация преподавателя по данной теме.
Ход урока.
1. Организационная часть урока. 5 мин.
Слуховое восприятие информации. Запись даты и темы урока в тетрадях для конспектов. Проверка отсутствующих.
2. Повторение пройденного материала, проверка домашнего задания, актуализация знаний. 20 мин.
Опрос учащихся.
3. Изучение нового материала. 35 мин.
Вода - уникальнейшее вещество, основа всех живых организмов на планете. Она может приобретать различную форму и находиться в трех состояниях.
Вода - это самое распространенное на нашей планете неорганическое соединение.
Физические и химические свойства воды определяются составом её молекул. Так, в структуре молекулы воды содержится два атома водорода (Н) и один атом кислорода (О).
В нормальных условиях внешней среды это безвкусная жидкость без цвета и запаха. Вода также может находиться в других состояниях: в виде пара или же в форме льда.
Более 70 % нашей планеты покрыто именно водой. Причем около 97 % приходится на моря и океаны, поэтому большая её часть не годится для употребления человеком.
Вода в природе и жизни человека Вода - обязательный компонент любого живого организма. В частности, человеческий организм, как известно, более чем на 70 % состоит именно из воды. Более того, ученые предполагают, что именно в этой среде зародилась жизнь на Земле. Вода содержится (в форме водяного пара или капель) в разных слоях атмосферы. На поверхность земли из атмосферы она попадает в виде дождя или других осадков (снега, росы, града, инея) посредством процессов конденсации.
Вода активно используется человеком в его хозяйственной деятельности, в частности: для выращивания сельскохозяйственных культур; в промышленности (в качестве растворителя); в энергетике (в качестве теплоносителя); для тушения пожаров; в кулинарии; в фармации и так далее. Разумеется, чтобы эффективно использовать это вещество в хозяйственной деятельности, следует детально изучить химические и физические свойства воды.
Разновидности воды.
Как уже упоминалось выше, вода в природе может находиться в трех состояниях: жидком (собственно, вода), твердом (кристаллы льда) и газообразном (пар).
Существует несколько видов воды.
Так, в зависимости от содержания катионов Са и Na, вода может быть: жесткая; мягкая.
По содержанию растворенных солей, вода бывает: пресная; минеральная; солоноватая.
В эзотерике и некоторых религиях бывает вода: мертвая; живая; святая.
В химии также существуют такие понятия, как дистиллированная вода.
Самая уникальная особенность воды заключается в том, что она прекрасно растворяет в себе огромное количество других веществ (как органического, так и неорганического происхождения). Важное последствие этой особенности состоит в том, что все химические реакции в живых организмах протекают достаточно быстро. Кроме этого, благодаря уникальным свойствам воды, она пребывает именно в жидком состоянии, при крайне широком температурном диапазоне.
Физические свойства воды
Благодаря уникальным водородным связям, вода, при стандартных условиях среды, находится в жидком состоянии. Этим объясняется крайне высокая температура кипения воды.
Если бы молекулы вещества не были связаны этими водородными связями, то вода закипала бы при +80 градусах, а замерзала - аж при -100 градусах.
Вода закипает при +100 градусах по Цельсию, а замерзает - при нуле градусов. При замерзании вода увеличивается в своем объеме (за счет уменьшения плотности).
Кстати, это чуть ли не единственное вещество в природе, обладающее подобным физическим свойством. Помимо воды, при замерзании расширяется лишь висмут, сурьма, германий и галлий.
Вещество также характеризуется высокой вязкостью, а также довольно сильным поверхностным натяжением.
Вода - отличный растворитель для полярных веществ. Также следует знать, что вода очень хорошо проводит через себя электричество. Эта особенность объясняется тем, что в воде почти всегда находится большое количество ионов, растворенных в ней солей.
Химические свойства воды
1) Вода реагирует со многими металлами с выделением водорода:
2Na + 2H2O = H2 + 2NaOH (бурно)
2K + 2H2O = H2 + 2KOH (бурно)
3Fe + 4H2O = 4H2 + Fe3O4 (только при нагревании)
Не все, а только достаточно активные металлы могут участвовать в окислительно-восстановительных реакциях этого типа. Наиболее легко реагируют щелочные и щелочноземельные металлы I и II групп.
Из неметаллов с водой реагируют, например, углерод и его водородное соединение (метан). Эти вещества гораздо менее активны, чем металлы, но все же способны реагировать с водой при высокой температуре:
C + H2O = H2 + CO (при сильном нагревании)
CH4 + 2H2O = 4H2 + CO2 (при сильном нагревании)
2) Электролиз. Вода разлагается на водород и кислород при действии электрического тока. Это также окислительно-восстановительная реакция, где вода является одновременно и окислителем, и восстановителем.
3) Вода реагирует со многими оксидами неметаллов. В отличие от предыдущих, эти реакции не окислительно-восстановительные, а реакции соединения:
SO2 | + | H2O | = | H2SO3 |
|
|
|
| сернистая кислота |
SO3 | + | H2O | = | H2SO4 |
|
|
|
| серная кислота |
CO2 | + | H2O | = | H2CO3 |
|
|
|
| угольная кислота |
В парикмахерском деле воду используют прежде всего для мытья волос. Эффективность мытья в значительной степени зависит от химического состава воды. Во время ее фильтрации и дезинфекции устраняются главным образом взвеси и микроорганизмы, но растворенные в ней соли кальция, магния, марганца и частично соединения железа остаются. Во время мытья головы они оседают на волосах, делая их тусклыми, жесткими.
После мытья головы такой водой волосы плохо укладываются. Кроме того, соли марганца и особенно железа вредны для окрашенных волос — вступая в реакцию с компонентами краски, они могут повлиять на ее оттенок. Не годится железистая вода и для мытья волос пред перманентом — вымытые ею волосы часто не поддаются скручиванию. Пока воздух не был загрязнен промышленными выбросами, хорошие результаты давало мытье волос (особенно с мылом) в дождевой воде.
Существенное значение имеет температура воды, используемой для мытья волос. Наиболее оптимальной, при которой хорошо пенится шампунь, является температура 38-40 °С.
Содержание некоторых минеральных солей в морской или железистой воде, в минеральных, особенно серных, водах может самым неожиданным образом изменить цвет волос как во время окрашивания, так и при мытье волос, уже окрашенных.
Волосы моют при загрязнении для гигиены: удаления грязи и жира, а также при удалении следов предыдущей завивки, чтобы их распрямить — убрать их деформацию.
4. Первичное усвоение учебного материала. 10 мин.
Осознание и осмысление учебного материала под руководством преподавателя.
5. Домашнее задание. 5 мин.
Проработка рефератов и презентаций по данной теме.
6. Рефлексия, подведение итогов. 5 мин.
Подведение итогов урока, объявление оценок, благодарность за урок.
Калининград
2016
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульный урок Вода
Урок относится к интегрированным (экологические основы природопользования и аналитическая химия)....
план-конспект урока по материаловедению швейного производства "Натуральные волокна растительного происхождения. Их свойства"
на уроке рассматриваются натуральные растительные волокна, применяемые в текстильной промышленности, их свойства и применение...
План занятия "Степень с действительным показателем и ее свойства"
Учебная дисциплинаМатематика: алгебра и начала математического анализа, геометрия.ГруппаТО 1.9, 1 курсТип учебного занятияУрок- обобщениеВид учебного занятия Урок – комбинированное занятие...
План-конспект учебного занятия «Основные свойства логарифмов»
Тема 1.2. Корни, степени и логарифмыЗанятие 16. Основные свойства логарифмов Цель занятия: формировать умения и навыки решения задач, применяя основные свойства логарифмов.Задачи занятия:Об...
План учебного занятия по теме "Почва, ее свойства"
План учебного занятия с указанием межпредметных связей по теме "Почва, ее свойства"...
План-конспект учебного занятия. Определители и свойства определителей
Раздел 4. Элементы линейной алгебрыТема 4.1. Основные понятия теории матрицЗанятие 25. Определители и свойства определителей Цель занятия: формировать умения и навыки применения основных понятий ...
Урок "Вода-растворитель"
Урок "Вода-растворитель"...