Урок "Вода-растворитель"
план-конспект урока
Урок "Вода-растворитель"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_uroka_okruzhayushchego_mira_voda.docx | 223.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Веткина Анастасия Игоревна
учитель начальных классов
МБОУ «СШ №15» г.Смоленска
Проект урока окружающего мира в 3 классе по теме:
«Вода-растворитель»
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
- Формировать представления о воде как растворителе, о растворимых и нерастворимых веществах. Расширить знания учащихся о значении воды в жизни человека.
- Развивать умения работать с разными источниками информации, проводить опыты и простейшими способами определять растворимые и нерастворимые вещества, самостоятельно делать выводы.
- Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к воде.
Оборудование и наглядные пособия:
- Плешаков А.А.
Окружающий мир. 3 класс: учебник для общеобразовательных организаций : в двух частях / А. А. Плешаков. - 10-е изд., перераб. - Москва : Просвещение, 2019-. - 26 см. - (Школа России) - Стакан, воронка, фильтры, кофе растворимый, мыло жидкое, таблетки; презентация, мультимедийный проектор, экран.
- Интернет-ресурсы:
Фильм «Как растворяются таблетки»
https://vk.com/video-87654738_456239023
Ход урока
- Организационный момент
Готовы вы к уроку?
На вас надеюсь я друзья.
Вы хороший дружный класс,
Всё получится у вас!
- Актуализация и постановка проблемы
Прочитайте высказывание на экране.
Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь…Ты самое большое богатство в мире.
Антуан де Сент-Экзюпери
- Французский лётчик, писатель, который вынужден был по воле случая некоторое время провести в пустыне и по достоинству оценить цену и вкус глотка воды, написал «вода – сама жизнь, самое большое богатство в мире»? Почему Антуан де Сент-Экзюпери такие строки о воде?
- Жизнь зародилась в воде.
- Вода необходима для организма человека, для растений и животных. - Без воды невозможна жизнь на Земле.
- Вода «добывает» электрический ток, работая на электростанциях, и моет всех людей, города, машины, дороги. А ещё вода-это самая большая и удобная дорога. По ней днём и ночью плывут суда, везут разные грузы, пассажиров.
- О чем пойдет речь на уроке? (о воде)
- Представьте, что на Земле пропала вся вода. Как бы выглядела наша планета?
- Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках, и мы обнаружим в нем влагу. Вода содержится во всех частях растений.
- В теле животных вода составляет больше половины массы. Тело медузы на 90-95% состоит из воды.
- Много воды и в теле человека. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды.
- Много ли воды в нашем теле?
- Мы можем сосчитать: массу своего тела нужно разделить на 3 и полученное число умножить на 2.
Например. Мой вес 33кг, делю на 3 и умножаю на 2, получаю 22кг. Значит, в моем теле примерно 22кг воды.
-Почему же ученым пока не удалось получить абсолютно чистую воду? (Потому что в воде растворены сотни, а может и тысячи разных веществ)
- Но все это стало доступно человеку только после того, как он хорошо изучил свойства воды.
-Давайте вспомним, в каких состояниях встречается вода? (тв., жид., газообр.)
- Назовите свойства, которыми обладает вода в жидком состоянии?
Определите свойства воды:
- не имеет формы
- имеет форму
- белая
- прозрачная
- текучая
- без запаха
- без вкуса
- имеет запах
- растворитель
-Докажите, что вода не имеет формы?
-Докажите, что вода прозрачная?
-Докажите, что вода текучая?
-Докажите, что вода не имеет вкуса и запаха? (Мы знаем, что вода не имеет вкуса и запаха. А незнакомую жидкость нельзя пробовать на вкус и нюхать, т.к. она может быть ядовитой, опасной для здоровья.)
-Докажите, что вода-растворитель?
Растворитель – это свойство воды или нет?
Возникает проблема – кто-то согласен, а кто-то нет.
Надеюсь, что в конце урока мы придем к общему мнению, а пока карточку со свойством «растворитель» поместим на доске, рядом поставим знак вопроса.
РАСТВОРИТЕЛЬ?
Объект - вода. Предметом исследования будет свойство – растворитель.
3. Сообщение темы и постановка целей.
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Тема: Вода – растворитель?
-Назовите цель урока?
Предлагаю наш класс превратить на время в научную лабораторию, а работать будут шесть исследовательских групп. В каждой группе 4 человека: руководитель и лаборанты.
Господа ученые, перед нашей научной лабораторией стоит важная цель. Назовите ее.
Опытным путем доказать, обладает ли вода свойством «растворитель».
Каждая группа будет работать с 4-мя веществами. После, мы обобщим опыт всех групп. Посмотрит и скажите, что у вас лежит на столах? Что необходимо для проведения исследования? (в стаканах с цифрами лежат вещества для проведения опытов).
4.Изучение нового материала.
На столах находятся с необходимые приборы, для проведения опытов. Чтобы провести опыт вам понадобится план проведения опыта и карта ведения опыта. Давайте познакомимся с планом проведения опыта и рассмотрим карту.
План.
- Определите вещество, которое находится в стакане с цифрой 1.
- Запишите его название в карту.
- Возьмите стакан, налейте воды, добавьте вещество, размешайте.
- Отметьте в карте, что произошло с водой.
- Возьмите пустой стеклянный стакан, вставьте воронку с фильтром.
- Налейте в стакан с фильтром вещество.
- Наблюдайте, что происходит.
- Запишите результат опыта в карту.
-Что такое фильтр? Для чего предназначен? Давайте обратимся к Толковому словарю.
-Рассмотрим карту проведения опытов.
Демонстрация порядка проведения опыта учителем с веществом №1.
Господа ученые, ждём результатов ваших исследований, выступает руководитель.
Докладчик группы №1:
- После того, как насыпали в воду соль и размешали, мы увидели, что соль стала незаметной. Вода осталась прозрачной. Вывод: соль растворилась. Мы профильтровали воду и сделали вывод: солёная вода прошла через фильтр. Соль растворяется в воде.
Докладчик группы №2:
- После того, как насыпали в воду сахар, размешали, мы увидели, что сахар стал незаметным. Вывод: сахар растворяется в воде и проходит через фильтр. Сахар растворяется в воде.
- Какой вывод вы сделали?
Доказали мы что вода-растворитель?
Докладчик группы №3:
Мы насыпали в воду глину. Она опустилась на дно. Вывод: глина не растворяется в воде и через фильтр выходит мутной. Глина не растворяется в воде.
Докладчик группы №4:
Мы положили в воду мел. Со временем он опустился на дно. Мел в воде не растворился и делает воду мутной. Мел не растворяется в воде.
Докладчик группы №5:
Мы положили в воду песок. Со временем он опустился на дно. Песок в воде не растворился и делает воду мутной. Песок не растворяется в воде.
Докладчик группы №6
Мы положили в воду сода. Она растворилась. Сода растворяется в воде.
Какой вывод сделаем?
(Вода растворяет не все вещества.)
- Вспомните вопрос, который стоял перед научной лабораторией.
(Вода – растворитель?)
- Как вы сейчас ответите на него?
Вода – растворитель, но она растворяет не все вещества.
- Достигла ли цели ваша лаборатория?
Физминутка
5. Первичное закрепление материала
-С каким новым свойством воды мы познакомились?
-Я называю объект исследования. Ваша задача – доказать опытным путем вода - «растворитель» для этого вещества или нет.
-Сначала предположить, а потом показать опытным путем на демонстрационном столе.
1. мыло жидкое «Мыло растворяется в воде».
Вода –растворитель для этого вещества.
2.пакетик растворимого кофе «Кофе растворяется в воде».
Вода –растворитель для этого вещества.
3. Лекарственные вещества в виде таблеток.
-Когда вы пьете таблетки? (по назначению врача, когда болеем)
-А чем вы запиваете их?
-А почему водой?
-Давайте посмотрим фильм о том, как лекарственные вещества в виде таблеток растворяются.
Фильм
-Вода растворяет таблетки?
Для чего нужно знать свойства воды?
- Безвкусная вода становится сладкой или соленой благодаря сахару или соли, так как вода растворяет и приобретает их вкус. Это свойство человек использует, когда готовит пищу: заваривает чай, варит компот, супы, солит и консервирует овощи, заготавливает варенье.
-Когда мы моем руки, умываемся или купаемся, когда стираем одежду, то используем жидкую воду и ее свойство – растворителя.
-В воде также растворяются газы, в частности кислород. Благодаря этому в реках, озерах, морях живут рыбы и другие. Соприкасаясь с воздухом, вода растворяет кислород, углекислый газ и другие газы, которые находятся в нем. -Для живых организмов, обитающих в воде, например, рыб, очень важен кислород, растворенный в воде. Он им нужен для дыхания. Если бы кислород не растворялся в воде, то водоемы были бы безжизненными. Зная это, люди не забывают насыщать кислородом воду в аквариуме, где живут рыбки, или прорубают зимой проруби в водоемах для улучшения жизни подо льдом.
Очень важно помнить о том, что вода – растворитель. Вода растворяет соли, среди которых есть как полезные для человека, так и вредные.
- Вода может растворять полезные вещества. Такая вода называется целебная.
- Вода растворяет соли, среди которых есть как полезные для человека, так и вредные. Вода может содержать болезнетворные палочки. Через воду могут передаваться многие опасные для человека болезни: холера, брюшной тиф, дизентерия, желтуха, гельминтоз и др. Поэтому пить воду из источника, если вы не знаете, чист ли он, нельзя.
Не зря в народе есть пословица: «Не всякая водица для питья годится».
5. Работа по книге.
Я предлагаю вам прочитать научно -популярный текст, который называется «Вода-растворитель» и подумать, что нового вы узнали?
Вопросы:
-Существует ли в природе абсолютно чистая вода?
-Какие газы встречаются в воде?
-Над какой проблемой работают ученые?
5. Итог урока. Рефлексия.
-Кем вы были на уроке?
-Какое свойство воды исследовали?
-К какому выводу пришли?
(Вода – растворитель)
-Как вы доказали, что вода – растворитель? (Ставили опыты.)
- Все ли вещества растворяются в воде?
- Какое устройство помогает очистить воду от вредных примесей?
- Зачем в организме человека содержится вода?
- В каком органе воды содержится больше?
- В какому возрасту содержание воды в организме уменьшается?
- Основные пути поступления воды в организм.
Раздать карты для исследований, в которых написаны вещества (с этими веществами дети на уроке не работали). Раздать по группам в конвертах.
-Какое свойство воды мы используем на уроках изобразительного искусства, рисуя красками? (растворитель).
-Предлагаю вам дома, используя это свойство воды, раскрасить воду в стакане в такой цвет, который наиболее полно соответствует вашему настроению. «Желтый цвет» – радостное, светлое, хорошее настроение.
«Зеленый цвет» – спокойное, уравновешенное.
«Синий цвет» – грустное, печальное, тоскливое настроение.
Покажите свои стаканы с раскрашенной водой в стакане.