Урок "Вода-растворитель"
план-конспект урока

Веткина Анастасия Игоревна

Урок "Вода-растворитель"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uroka_okruzhayushchego_mira_voda.docx223.17 КБ

Предварительный просмотр:

Веткина Анастасия Игоревна

учитель начальных классов

МБОУ «СШ №15» г.Смоленска

Проект урока окружающего мира в 3 классе по теме:

«Вода-растворитель»

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока

  1. Формировать представления о воде как растворителе, о растворимых и нерастворимых веществах. Расширить знания учащихся о значении воды в жизни человека.
  2. Развивать умения работать с разными источниками информации, проводить опыты и простейшими способами определять растворимые и нерастворимые вещества, самостоятельно делать выводы.
  3. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к воде.

Оборудование и наглядные пособия:

  1. Плешаков А.А.
    Окружающий мир. 3 класс: учебник для общеобразовательных организаций : в двух частях / А. А. Плешаков. - 10-е изд., перераб. - Москва : Просвещение, 2019-. - 26 см. - (Школа России)
  2. Стакан, воронка, фильтры, кофе растворимый, мыло жидкое, таблетки; презентация, мультимедийный проектор, экран.
  3. Интернет-ресурсы:

Фильм «Как растворяются таблетки»

https://vk.com/video-87654738_456239023

Ход урока

  1. Организационный момент

Готовы вы к уроку?
На вас надеюсь я друзья.
Вы хороший дружный класс,
Всё получится у вас!

  1. Актуализация и постановка проблемы

Прочитайте высказывание на экране.

Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь…Ты самое большое богатство в мире.

Антуан де Сент-Экзюпери

- Французский лётчик, писатель, который вынужден был по воле случая некоторое время провести в пустыне и по достоинству оценить цену и вкус глотка воды, написал «вода – сама жизнь, самое большое богатство в мире»? Почему Антуан де Сент-Экзюпери такие строки о воде?

- Жизнь зародилась в воде.

- Вода необходима для организма человека, для растений и животных. - Без воды невозможна жизнь на Земле.

- Вода «добывает» электрический ток, работая на электростанциях, и моет всех людей, города, машины, дороги. А ещё вода-это самая большая и удобная дорога. По ней днём и ночью плывут суда, везут разные грузы, пассажиров.

- О чем пойдет речь на уроке? (о воде)

- Представьте, что на Земле пропала вся вода. Как бы выглядела наша планета?

- Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках, и мы обнаружим в нем влагу. Вода содержится во всех частях растений.

- В теле животных вода составляет больше половины массы. Тело медузы на 90-95% состоит из воды.

- Много воды и в теле человека. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды.

- Много ли воды в нашем теле?

- Мы можем сосчитать: массу своего тела нужно разделить на 3 и полученное число умножить на 2.

Например. Мой вес 33кг, делю на 3 и умножаю на 2, получаю 22кг. Значит, в моем теле примерно 22кг воды.

-Почему же ученым пока не удалось получить абсолютно чистую воду? (Потому что в воде растворены сотни, а может и тысячи разных веществ)

- Но все это стало доступно человеку только после того, как он хорошо изучил свойства воды.

-Давайте вспомним, в каких состояниях встречается вода? (тв., жид., газообр.)

- Назовите свойства, которыми обладает вода в жидком состоянии?

Определите свойства воды:

  • не имеет формы
  • имеет форму
  • белая
  • прозрачная
  • текучая
  • без запаха
  • без вкуса
  • имеет запах
  • растворитель

-Докажите, что вода не имеет формы?

-Докажите, что вода прозрачная?

-Докажите, что вода текучая?

-Докажите, что вода не имеет вкуса и запаха? (Мы знаем, что вода не имеет вкуса и запаха. А незнакомую жидкость нельзя пробовать на вкус и нюхать, т.к. она может быть ядовитой, опасной для здоровья.)

-Докажите, что вода-растворитель?

Растворитель – это свойство воды или нет?

Возникает проблема – кто-то согласен, а кто-то нет.

Надеюсь, что в конце урока мы придем к общему мнению, а пока карточку со свойством «растворитель» поместим на доске, рядом поставим знак вопроса.

РАСТВОРИТЕЛЬ?

Объект - вода. Предметом исследования будет свойство – растворитель.

3. Сообщение темы и постановка целей.

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока. 

Тема: Вода – растворитель?

-Назовите цель урока?

Предлагаю наш класс превратить на время в научную лабораторию, а работать будут шесть исследовательских групп. В каждой группе 4 человека: руководитель и лаборанты.

Господа ученые, перед нашей научной лабораторией стоит важная цель. Назовите ее.

Опытным путем доказать, обладает ли вода свойством «растворитель».

Каждая группа будет работать с 4-мя веществами. После, мы обобщим опыт всех групп. Посмотрит и скажите, что у вас лежит на столах? Что необходимо для проведения исследования? (в стаканах с цифрами лежат вещества для проведения опытов).

4.Изучение нового материала.

На столах находятся с необходимые приборы, для проведения опытов. Чтобы провести опыт вам понадобится план проведения опыта и карта ведения опыта. Давайте познакомимся с планом проведения опыта и рассмотрим карту.

План.

  1. Определите вещество, которое находится в стакане с цифрой 1.
  2. Запишите его название в карту.
  3. Возьмите стакан, налейте воды, добавьте вещество, размешайте.
  4. Отметьте в карте, что произошло с водой.
  5. Возьмите пустой стеклянный стакан, вставьте воронку с фильтром.
  6. Налейте в стакан с фильтром вещество.
  7. Наблюдайте, что происходит.
  8. Запишите результат опыта в карту.

-Что такое фильтр? Для чего предназначен? Давайте обратимся к Толковому словарю.

-Рассмотрим карту проведения опытов.

Демонстрация порядка проведения опыта учителем с веществом №1.

Господа ученые, ждём результатов ваших исследований, выступает руководитель.

Докладчик группы №1:

- После того, как насыпали в воду соль и размешали, мы увидели, что соль стала незаметной. Вода осталась прозрачной. Вывод: соль растворилась. Мы профильтровали воду и сделали вывод: солёная вода прошла через фильтр. Соль растворяется в воде.

Докладчик группы №2:

- После того, как насыпали в воду сахар, размешали, мы увидели, что сахар стал незаметным. Вывод: сахар растворяется в воде и проходит через фильтр. Сахар растворяется в воде.

- Какой вывод вы сделали?

Доказали мы что вода-растворитель?

Докладчик группы №3:

Мы насыпали в воду глину. Она опустилась на дно. Вывод: глина не растворяется в воде и через фильтр выходит мутной. Глина не растворяется в воде.

Докладчик группы №4:

Мы положили в воду мел. Со временем он опустился на дно. Мел в воде не растворился и делает воду мутной. Мел не растворяется в воде.

Докладчик группы №5:

Мы положили в воду песок. Со временем он опустился на дно. Песок в воде не растворился и делает воду мутной. Песок не растворяется в воде.

Докладчик группы №6

Мы положили в воду сода. Она растворилась. Сода растворяется в воде.

Какой вывод сделаем?

(Вода растворяет не все вещества.)

- Вспомните вопрос, который стоял перед научной лабораторией.

(Вода – растворитель?)

- Как вы сейчас ответите на него?

Вода – растворитель, но она растворяет не все вещества.

- Достигла ли цели ваша лаборатория?

Физминутка

5. Первичное закрепление материала

-С каким новым свойством воды мы познакомились?

-Я называю объект исследования. Ваша задача – доказать опытным путем вода - «растворитель» для этого вещества или нет.

-Сначала предположить, а потом показать опытным путем на демонстрационном столе.

1. мыло жидкое «Мыло растворяется в воде».

 Вода –растворитель для этого вещества.

2.пакетик растворимого кофе «Кофе растворяется в воде».

 Вода –растворитель для этого вещества.

3. Лекарственные вещества в виде таблеток.

-Когда вы пьете таблетки? (по назначению врача, когда болеем)

-А чем вы запиваете их?

-А почему водой?

-Давайте посмотрим фильм о том, как лекарственные вещества в виде таблеток растворяются.

Фильм

-Вода растворяет таблетки?

Для чего нужно знать свойства воды?

- Безвкусная вода становится сладкой или соленой благодаря сахару или соли, так как вода растворяет и приобретает их вкус. Это свойство человек использует, когда готовит пищу: заваривает чай, варит компот, супы, солит и консервирует овощи, заготавливает варенье.

-Когда мы моем руки, умываемся или купаемся, когда стираем одежду, то используем жидкую воду и ее свойство – растворителя.
-В воде также растворяются газы, в частности кислород. Благодаря этому в реках, озерах, морях живут рыбы и другие. Соприкасаясь с воздухом, вода растворяет кислород, углекислый газ и другие газы, которые находятся в нем. -Для живых организмов, обитающих в воде, например, рыб, очень важен кислород, растворенный в воде. Он им нужен для дыхания. Если бы кислород не растворялся в воде, то водоемы были бы безжизненными. Зная это, люди не забывают насыщать кислородом воду в аквариуме, где живут рыбки, или прорубают зимой проруби в водоемах для улучшения жизни подо льдом.
Очень важно помнить о том, что вода – растворитель. Вода растворяет соли, среди которых есть как полезные для человека, так и вредные.

- Вода может растворять полезные вещества. Такая вода называется целебная.

- Вода растворяет соли, среди которых есть как полезные для человека, так и вредные. Вода может содержать болезнетворные палочки. Через воду могут передаваться многие опасные для человека болезни: холера, брюшной тиф, дизентерия, желтуха, гельминтоз и др. Поэтому пить воду из источника, если вы не знаете, чист ли он, нельзя.

Не зря в народе есть пословица: «Не всякая водица для питья годится».

5. Работа по книге.

Я предлагаю вам прочитать научно -популярный текст, который называется «Вода-растворитель» и подумать, что нового вы узнали?

https://files.1urok.ru/images/b3ea53211520d0fb9cf8b8063fa55d7c3855fedc.pngВопросы:

-Существует ли в природе абсолютно чистая вода?

-Какие газы встречаются в воде?

-Над какой проблемой работают ученые?

5. Итог урока. Рефлексия.

-Кем вы были на уроке?

-Какое свойство воды исследовали?

-К какому выводу пришли?

           (Вода – растворитель)

-Как вы доказали, что вода – растворитель? (Ставили опыты.)

- Все ли вещества растворяются в воде?

- Какое устройство помогает очистить воду от вредных примесей?

- Зачем в организме человека содержится вода?

- В каком органе воды содержится больше?

- В какому возрасту содержание воды в организме уменьшается?

- Основные пути поступления воды в организм.

Раздать карты для исследований, в которых написаны вещества (с этими веществами дети на уроке не работали). Раздать по группам в конвертах.

-Какое свойство воды мы используем на уроках изобразительного искусства, рисуя красками? (растворитель).

-Предлагаю вам дома, используя это свойство воды, раскрасить воду в стакане в такой цвет, который наиболее полно соответствует вашему настроению. «Желтый цвет» – радостное, светлое, хорошее настроение.
«Зеленый цвет» – спокойное, уравновешенное.

 «Синий цвет» – грустное, печальное, тоскливое настроение.
Покажите свои стаканы с раскрашенной водой в стакане.