Модульный урок Вода
презентация к уроку на тему

Полозова, Ольга, Александровна

Урок относится к интегрированным (экологические основы природопользования и аналитическая химия).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Модульный урок вода1.85 МБ

Предварительный просмотр:

Автор методической разработки учебного занятия: Полозова Ольга Александровна.

Место работы: ГПБОУ «Березниковский политехнический техникум», преподаватель.

Тема урока: «Вода. Круговорот воды в биосфере. Загрязнение воды. Определение загрязнения водоёма по ХПК».

Год выполнения: 2013.

 

Описание работы

Тип работы: разработка учебного занятия.

Предмет: экологические основы природопользования и аналитическая химия.

Группа: 2 курс.

Формат файла: rar.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Цели и задачи: сформировать знания о воде как источнике жизни, о загрязнениях водоемов, научиться анализировать источники загрязнений, делать выводы, обобщать изученный материал, практически полученные знания, сопоставлять цели и результаты работы.

Оборудование: распечатки лекции, лабораторное оборудование, компьютер.

Подготовка к уроку: раздаточный материал (лекция по воде, тесты для входного контроля, презентация, лабораторное оборудование и реактивы, оценочные листы на каждого студента, жетоны разных цветов для рефлексии, ситуационные задачи.

Метапредметные связи: технология неорганических веществ, процессы и аппараты химической промышленности, математика, химия, биология.

Общие компетенции:

  1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
  2. Организовывать собственную деятельность, выбрать методы решения профессиональных задач.
  3. Использовать информационно – коммуникативные технологии.
  4. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами.
  5. Ориентироваться в условиях смены заданий.

Профессиональные компетенции:

  1. Подготавливать к работе лабораторное оборудование, инструменты.
  2. Проводить анализ материалов (воды).
  3. Выполнять требования безопасности  и охраны труда.
  4. Планировать и организовывать работу группы.

    К уроку готовятся эксперты, которые помогают учителю в проведении контрольных работ, консультируют одноклассников.

    Преподаватель управляет процессом обучения, применяя среди учеников самоконтроль и взаимоконтроль. В этом случае учащиеся отвечают на вопросы, а затем сверяют ответы с правильными на листе ответов и представляют оценку в баллах на оценочный лист. Взаимоконтроль проводится в учебной группе или паре.

    В начале урока проводится входной контроль на основе уже известных учащимся данных. В конце урока – завершающий контроль. Перед завершающим контролем учитель делает обобщения, напоминает о поставленных перед уроком целях, характеризует работу экспертов и класса. Цель контроля – проверить, как учащиеся усвоили новый материал. Учащимся предлагается по выбору одно из 3-х заданий. Контроль осуществляет учитель.

   В конце урока ученики по 10-бальной системе оценивают свою деятельность, чего достигли в результате изучения, что достигли как индивиды. Например, они оценивают степень усвоения материала:

9-10 баллов – материал усвоен прочно, ученику вполне ясны обсуждавшиеся на уроке вопросы;

7-8 баллов – материал усвоен частично;

5-6 баллов – над материалом нужно еще поработать.

    Далее ученики оценивают работу коллектива и свою роль на уроке. После этого ребята отмечают, что им особенно понравилось. Ученические самооценки дают учителю мысль о выборе формы работы, доступности предлагаемых заданий, способах достижения поставленных целей.

    Обязательное условие – у каждого ученика – дидактически отпечатанный материал.

    Модульное обучение – один из способов активизации деятельности учащихся, формирование навыков самостоятельной работы и культуры умственного труда.

План урока

  1. Мотивационная беседа. Формулировка целей.
  2. Входной контроль.

3. Изучение нового материала по теме «Вода. Круговорот воды в биосфере. Загрязнение воды. Определение загрязнения водоёма по ХПК».

3.1. Вода – источник жизни. Круговорот воды в природе.

3.2. Загрязнение водоёмов.

3.3. Загрязнение воды органическими веществами. БПК, ХПК. Определение ХПК.

4. Завершающий этап: «экохоккей» (закрепление материала), домашнее задание.

5. Рефлексия.

Ход урока

1. Небольшое вступление: беседа о том, что за химическое соединение вода, эволюционная справка о роли воды в развитии природы.

Далее учитель обращает внимание студентов на то, что им необходимо узнать и какие приобрести умения и навыки:

В процессе работы над учебным материалом вам предстоит узнать:

  • какие процессы происходят в природе с водой;
  • о круговороте воды в природе;
  • о пресных, солёных водах, их роли в природе;
  • каким образом может быть нарушена регуляция круговорота воды в результате её загрязнения;
  • как определить по одному виду химического анализа загрязнение водоема органическими отходами.

Вам предстоит развить уже имеющиеся у вас навыки:

  •  сопоставлять различный материал, обобщать его, делать выводы;
  • находить альтернативные варианты решения поставленных проблем;
  • работать с печатными материалами;
  • правильно определить время для работы;
  • оценить свою работу и работу товарищей.

Вам предстоит совершенствовать умения:

  • определять загрязняющие вещества в воде;
  • оценивать уровень загрязнения.

Выполняя задание, используйте источники:

  • лекции;
  • учебники по экологии;
  • справочник по экологии;
  • газеты «Зелёный мир», Интернет.

 Входной контроль

Работу лучше проводить в группе. Эта работа не является истинным контролем (прошлого урока), а даёт учителю представление о том, какими знаниями владеют студенты на начало изучения темы (эти знания студенты получали на уроках биологии, химии.).

Цель:  Привлекая известные вам данные, ответьте на следующие вопросы (выполните одно из 3-х заданий):

Задание А.

Лист сдается для проверки напарнику, выставляется количество баллов в оценочный лист, максимальная оценка – 5 баллов.

  1. Вода без вкуса, цвета, запаха:
  1. Дистиллированная;
  2. Пресная;
  3. Морская.
  1. Вещества, у которых высокая энергия притяжения к воде и большая растворимость:
  1. Гидрофильные;
  2. Гидрофобные.
  1. Биологическая роль воды в клетке:
  1. Растворитель;
  2. Для выведения отработанных веществ;
  3. Энергетическая функция.
  1. Содержание воды в различных клетках составляет в среднем около:
  1. 80%;
  2. 60%;
  3. 30%;
  1. В присутствии воды (при гидролизе) в организме происходит:
  1. Расщепление белков;
  2. Расщепление жиров;
  3. Поступление солей в организм.

Задание В.

Охарактеризуйте роль воды в клетке.

Максимальная оценка – 4 балла

Задание С.

Какими особенностями определяется биологическая роль воды, ее свойства.

Максимальная оценка – 5 баллов. 

Изучение нового материала

Тема: «Вода – источник жизни. Круговорот воды в природе»

Цель: На этом этапе вам предстоит ознакомиться, какие бывают воды (пресные, солёные, поверхностные, подземные), определить роль воды в окружающей природной среде, оценить роль круговорота воды в природе.

Источники: распечатки лекции.

1 Задание.

Прочитайте лекцию по теме вода – источник жизни (приложение 1), круговорот воды (учебник, стр.57-66) и обсудите с напарником:

      1.   Какие бывают воды на Земле, где содержатся, роль воды на Земле.

  1. Какие запасы пресных вод на земном шаре. Возможно ли уменьшение содержания пресных вод на Земле?
  2. Возможно, ли нарушить регуляцию круговорота воды в природе? Объясните, почему?
  3. Может ли круговорот воды в природе повлиять на климат? Ответ подтвердите примерами. Варианты ответа обсудите с сокурсниками.

Оцените свою работу по 1 заданию и занесите в оценочный лист (от 3 до 5 баллов).

Тема: «Загрязнение водоёмов»

Цель: на этом этапе вам необходимо изучить, что такое загрязнение воды, виды загрязнений,  источники загрязнений, оценить возможность загрязнения природных вод в регионе.  

2.  Задание

   Следующее задание также  рассчитано на обсуждение в учебной паре. Прочитайте теоретический материал по загрязнению воды (приложение 2), обсудите с напарником вопросы по загрязнению, выскажите ваше мнение, выслушайте мнение товарища, оцените его обоснованность (от 3 до 5 баллов).

 Результаты внесите в оценочный лист.

Тема: «Загрязнение воды органическими веществами. БПК, ХПК. Определение ХПК (химического потребления кислорода»

Цель: вам необходимо ознакомиться с понятиями БПК, ХПК,  изучить, как  проводится анализ воды на БПК, ХПК, оценить их возможности, применить на практике.

3. Задание

Прочтите в лекции тему “Загрязнение воды. Определение ХПК”.

(Задание выполняется после демонстрации учителем – лабораторного анализа – определения  ХПК. Студенты читают задание, по заданию Е делают записи в тетради, по заданию Ж проводится обсуждение в учебной группе и дополнительно можно заработать 2 балла, задание З проводится в командах, делаются расчёты в тетрадях, проверяет учитель). 

Задание Ж 

Заполните таблицу с пропусками: перечислите все известные вам загрязнения водоемов и источники загрязнения (Приложение 3). Проверьте правильность ответов по листу ответов, после этого в оценочном листе поставьте количество баллов (3-5).

Задание И

Вам известна проблема загрязнения Балтийского моря. Одним из специфических источников загрязнения Балтики является снежный покров в городах, который, например, в Санкт-Петербурге, сбрасывается в реки и каналы. Весной талые воды стекают в море. В этой массе снега содержится Рв, нефтяные отходы, соли и другие загрязнители. В Стокгольме поступают иначе. Весь снег сбрасывают в озеро Меларен, и он не поступает в море. Что бы предложили для решения этой проблемы в нашей стране?

Задание К 

Проследите по лекции, как определяется БПК, ХПК. Всегда ли можно определить загрязнение водоема только по ХПК, БПК? Проведите лабораторное исследование на ХПК. Оцените загрязнение водоема (сравните с ПДК ХПК  не более  15 мг О2 / л).

(ХПК - количество кислорода, потребляемое при химическом окислении содержащихся в воде органических и неорганических веществ под действием окислителей, согласно ГОСТ 17403-72. Нормативы ПДК по ХПК для водоемов и водотоков в местах хозяйственно-питьевого водопользования составляют не более 15 мгО2/л, в местах коммунально-бытового водопользования не более 30 мгО2/л).

 Максимальная оценка:

За Ж задание – 6 баллов

За И задание – можно дополнительно заработать 2 балла

За К задание – от 3 до 5 баллов

Завершающий этап

«Экохоккей» - группы задают вопросы друг другу по изученной на уроке теме. За каждый вопрос и ответ по 1 баллу. Разрешается задать по 2 вопроса (кчастники могут заработать дополнительно до 4 баллов.

Домашнее задание. Глава 11 §11.1, 11.2.,11.3., распечатки лекций по ХПК, таблица загрязнения р.Кама. Пользуясь таблицей показателей загрязнения воды р. Камы, охарактеризуйте загрязнение реки. Предложите способ избавиться от загрязнений. Назовите источники загрязнения р. Камы.

Рефлексия

Попробуйте оценить свою работу на уроке по 5 – бальной шкале.

  1. Как я усвоил материал?

Получил прочные знания, усвоил весь материал – 4 -5 баллов.

Усвоил материал частично – 2 -3 балла.

Мало что понял, необходимо еще поработать – 1 балл.

  1. Как я работал? Где допустил ошибки?

Со своими заданиями справился сам, удовлетворен своей работой – 4 - 5 баллов.

Допустил ошибки – 2 - 3 балла.

Не справился – 1 балл.

  1. Как работа подгруппа (учебная пара)?

Дружно, совместно разбирали задания – 4 -5 баллов.

Не все активно участвовали в обсуждении – 2 - 3 балла.

            Работа была вялая, неинтересная, много ошибок – 1 балл.

Учитель: Я порошу также оценить вашу работу в цвете, оценить ваше настроение, положить один выбранный вами цвет в корзину. На ваших столах есть жетоны 5 – ти  цветов и расшифровка:

Оценка  моего эмоционального состояния:

Красный цвет карточек означает – урок очень понравился, не покидало радостное настроение.

Оранжевый цвет – урок прошёл хорошо. Настроение светлое, приятное.

Жёлтый цвет – урок прошёл спокойно, незаметно. Ничто на уроке особенно не волновало, но я удовлетворён уроком. Настроение спокойное, ровное.

Зелёный цвет – урок не понравился, чего-то в нём не хватает. Настроение грустное.

Синий цвет – чувство полной неудовлетворённости уроком, настроение уныния, горечи.

Литература:

  1. Колесников С.И. Экологические основы природопользования: Учебник. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К», 2008 – 304с.
  2. Энциклопедия для детей. Том 19. Экология / глав. Ре. В.А.Володин. – М.: Аванта, 2001.- 448с.
  3. Определение ХПК. novedu.ru>met/met-hpk.htm

4.           Биологическое потребление кислорода — Википедия  ru.wikipedia.org/wiki/Биологичес...к

5.           Методические указания к лабораторно- практическим занятиям по курсу... do.gendocs.ru/docs/index-211144.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение1

Вода – источник жизни, роль воды

1. Для многих живых существ вода служит средой обитания (рыбы, фито- и зоопланктон, черепахи, крокодилы и др)
2. Велика роль гидросферы в
поддержании климата на планете (вода служит аккумулятором тепла, обеспечивая постоянство средней планетарной температуры атмосферы, а также  за счет фитопланктона продуцируется почти половина всего кислорода атмосферы – происходит фотосинтез).

3. Для жизни необходимы температуры в диапазоне от 0 до 100°С, что соответствует температурным пределам жидкой фазы воды.

4. Без воды не могло бы быть человека, животного и растительного мира - большинство растений и животных состоит в основном из воды, жизнь зародилась в воде (эволюционная теория Опарина – Миллера).

Приложение 2

Загрязнение воды – это:

- снижение рН пресных вод в результате их загрязнения серной и азотной кислотами из атмосферы, увеличение содержания в них сульфатов и нитратов;

- повышение содержания ионов кальция, магния, кремния в подземных и речных водах вследствие вымывания и растворения;

- повышение содержания в природных водах ионов тяжелых металлов.

   

    Загрязнение бывает: химическое (химическими реагентами), механическое (бытовой, промышленый мусор, древесина), физическое (тепловое), биологическое (микробное).

    Все загрязняющие вещества, поступающие в природные воды, вызывают в них различные качественные изменения, которые могут проявиться в следующем виде: изменение физических свойств воды (нарушение цервоначальной прозрачности и цветности, появление неприятных запахов и привкусов и т.п.); изменение химического состава воды, в частности, появление в ней вредных веществ; плавающие вещества на поверхности воды и отложения на дне; сокращение количества растворенного кислорода вследствие расхода его на окисление поступающих в водоем органических веществ; появление новых микроорганизмов, в том числе болезнетворных.

    Загрязнение природных вод делает их непригодными для питья, купания, водного спорта и технических нужд. Особенно пагубно оно влияет на рыб, водоплавающих птиц, животных и других водных организмов (гидробионтов), которые заболевают и гибнут в больших количествах.

    На качественный и количественный состав вод в водоемах оказывают влияние: 1) миграция химических загрязнений из атмосферы; 2) поступление загрязняющих веществ в водоемы с бытовыми, промышленными и сельскохозяйственными стоками; 3) поверхностный сток (дождевые, талые воды).

Последствия загрязнения водоёмов

    При залповом сбросе вредных веществ в поверхностные водные объекты возникает аварийное загрязнение водных объектов, которое причиняет вред или создает угрозу причинения вреда здоровью населения, нормальному осуществлению хозяйственной и иной деятельности, состоянию окружающей природной среду, а также биологическому разнообразию.

    Пресноводные экосистемы. Под влиянием загрязняющих веществ в пресноводных экосистемах происходит падение их устойчивости вследствие нарушения пищевой пирамиды и ломки сигнальных связей в биоценозе, микробиологического загрязнения, эвтрофирования и других крайне неблагоприятных процессов. Они снижают темпы роста организмов, плодовитость, а в ряде случаев приводят их к гибели.

    Поступление в водоемы значительного количества биогенных веществ — азота, фосфора и других элементов (в виде удобрений, моющих средств, отходов животноводства, атмосферных аэрозолей и т.д.) вызывает так называемую эвтрофикацию. Это явление весьма отрицательно воздействует на пресноводные экосистемы, приводя к перестройке структуры трофических связей, резкому возрастанию биомассы фитопланктона благодаря массовому размножению синезеленых водорослей, вызывающих «цветение» воды, ухудшающих ее качество и условия жизни гидробионтов. Возрастание массы фитопланктона сопровождается уменьшением разнообразия видов, что приводит к невосполнимой утрате генофонда, уменьшению способности экосистем к гомеостазу и саморегуляции (Яблоков, 1983 г.).

    Антропогенная эвтрофикация охватывает многие крупные пресноводные озера мира — Великие Американские озера, Балатон, Ладожское, Женевское и др., а также водохранилища и речные экосистемы, в первую очередь малые реки. На этих реках, кроме катастрофически растущей биомассы синезеленых водорослей, с берегов происходит зарастание высшей растительностью.

    Помимо избытка биогенных веществ губительное воздействие на пресноводные экосистемы оказывают и другие загрязняющие вещества: тяжелые металлы (свинец, кадмий, никель идр.), фенолы, СПАВ и др. Так, например, водные экосистемы Байкала, приспособившиеся в процессе длительной эволюции к естественному набору химических соединений притоков озера, оказались неспособными к переработке чуждых природным водам химических соединений (нефтепродуктов, тяжелых металлов, солей и др.). В результате отмечено обеднениеводных организмов, уменьшение биомассы, зоопланктона, гибель значительной части популяции байкальской нерпы и др.

Отрицательное воздействие антропогенной деятельности далеко не исчерпывается приведенными примерами. В табл. 32 приведены ее негативные последствия, которые могут инициировать возникновение чрезвычайной экологической ситуации.

    Морские экосистемы. Количество загрязняющих веществ, поступающих в Мировой океан, в последнее время резко возросло. Ежегодно в океан сбрасывается до 300 млрд м3 сточных вод, 90 % которых не проходят стадию предварительной очистки. Морские экосистемы подвергаются все большему воздействию химических токсикантов антропогенного происхождения, которые, накапливаясь организмами  по трофической цепи, приводят к гибели поедающих их консументов даже высоких порядков, в том числе и наземных животных — морских птиц например. Наибольшую опасность для морской биоты и человека представляют нефтяные углеводороды (особенно бенз(а)пирен), пестициды и тяжелые металлы (ртуть, свинец, кадмий и др.).

Загрязнение водоема и источники загрязнения.

Природное

(естественное)

Антропогенное

химическое

механическое

биологическое

энергетическое

Выход фосфатов на поверхность, вулканы (химическое) и микроорганизмы (биологическое).

Газообразные, жидкие и твердые соединения, кислоты, щелочи, SO2, эмульсии, NO2, нефтяное, загрязнение соединениями тяжёлых металлов, пестицидами и т.д.

Пыль, аэрозоли, частицы (металл, пыль, бытовые отходы) и др.

Все виды организмов, наносящие человеку вред: грибки, сине-зеленые водоросли, бактерии, загрязнение воды кишечными бактериями.

Энергия тепловая, механическая,  электромагнитные волны, звуковые волны, ионизирующее излучение, радиация, шум.

Источники

Природные источники.

Химические предприятия, транспорт.

Механические предприятия, слесарская мастерская, быт.

Больные животные,

вода, почва, воздух.

Транспорт, заводы, бытовая техника, ЛЭП, энергия космоса.

Приложение 3

Загрязнение водоема и источники загрязнения.

Природное

(естественное)

Антропогенное

химическое

механическое

биологическое

энергетическое

Выход фосфатов на поверхность, ……….. (химическое) и микроорганизмы (биологическое).

Газообразные, жидкие и твердые соединения, кислоты, ………, SO2, эмульсии, NO2, нефтяное, загрязнение соединениями ………., пестицидами и т.д.

 ……., аэрозоли, частицы (металл, пыль,  ……….   ……….) и др.

Все виды организмов, наносящие человеку вред: грибки, сине-зеленые водоросли, …………., загрязнение воды ……….    ……….

Энергия тепловая, механическая,  …………   волны, звуковые волны, …………..   излучение, радиация, …...

Источники

………..   ………...

…….  ………., транспорт.

Механические предприятия, …………..    ………, быт.

………….   ……………,

вода, ………, воздух.

……….., заводы, бытовая техника, …….., энергия космоса.

Приложение 4.

Практическая работа: «Определение химического потребления кислорода (ХПК) в воде»

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОКИСЛЯЕМОСТИ (ХПК)

    Окисляемостью называется концентрация восстановителей, содержащихся в воде, которые можно окислить тем или иным окислителем. В качестве окислителей чаще всего используют хроматы и перманганаты щелочных металлов. Выбор окислителя определяется объектом анализа. Выбирать очень сильный окислитель, каким является бихромат, следует только в тех случаях, когда в водах содержатся трудноокисляемые соединения. Использование бихромата подразумевает очень внимательное отношение к чистоте химической посуды, так как от этого зависит точность определения.

Окисляемость принято выражать в миллиграммах атомарного кислорода на литр воды. В связи с этим окисляемость еще называют химическим потреблением кислорода (ХПК). Существуют нормативы ХПК для различных вод. Для водоемов хозяйственно-питьевого водопользования ХПК должен быть больше 15 мг О/л.

Перманганатная окисляемость

Принцип метода: основан на количественном учете кислорода, расходуемого на окисление органических веществ. Источником атмосферного кислорода служит перманганат калия.


Материалы, оборудование и реактивы.
Емкости для отбора пробы воды на 2 л.

  1. Колбы емкостью 200-250 мл.
  2. Мерный цилиндр 10 мл
  3. Электроплита
  4. Титрометр.
  5. Щавелевая кислота 0.01Н р-р
  6. Перманганат калия 0.01Н р-р
  7. Серная кислота разбавленная 1:3.

    Определение перманганатной окисляемости (метод Кубеля) состоит в окислении вещества пробы раствором перманганата калия в серной кислоте. После кипячения в пробу добавляется стандартный раствор щавелевой кислоты, которая реагирует с остатками перманганата. Избыток щавелевой кислоты оттитровывается стандартным раствором перманганата калия.

Определению мешают хлориды (>300 мг/л), которые можно маскировать добавкой сульфата ртути (II). Железо (II), сульфиды, нитраты также мешают определению. Они определяются другими методами анализа, а затем полученные значения содержания этих примесей вычитаются из результата определения перманганатной окисляемости. 1 мг нитратов потребляет 0,3 мг атомарного кислорода, 1 мг железа (II) - 0,14 мг кислорода.

 

Ход определения


   
К 100 мл анализируемой пробы добавить 5 мл Н2SO4 (1:З) и 10 мл 0,01н КМп04. Смесь нагреть до кипения за 5 минут и кипятить точно 10 минут, закрыв конической воронкой колбу, чтобы уменьшить испарение жидкости. После кипячения к горячему раствору добавить 10 мл

 0,01н. щавелевой кислоты. Горячую смесь титровать 0,01 н. КМп0до появления розового окрашивания.  Одновременно с анализом исследуемой пробы провести холостой опыт с дистиллированной водой, не упуская ни одной стадии анализа.

    Качественные изменения

   Если насыщенный малиновый цвет пробы практически не изменился, то можно окисляемость пробы оценить как очень малую (1-2).

Слабое изменение окраски, при сохранении малинового оттенка свидетельствует о малом уровне окисляемости (3).

При среднем уровне – малиновый оттенок пропадает, цвет пробы становится красновато – розовым или розовым (4).

При повышенном уровне окисляемости проба воды значительно бледнеет, становится желтовато – розоватой, на дне стаканчика может образоваться тёмный осадок (5 – 15). Высокий уровень окисляемости сделает пробу жёлтой или коричневой (красноватые и розовые оттенки полностью исчезнут), иногда она полностью обесцвечивается, а на дне образуется обильный тёмный осадок (>  15).

    Количественное определение

 Величину перманганатной окисляемости рассчитать по формуле:

,

где: Х - окисляемость, мг/л
10 - количество раствора KMnO4 прилитого до кипячения, мл 
V1 - количество раствора KMnO4 пошедшего на титрование, мл
к - коэффициент поправки. Его определяют добавлением в рабочий раствор 10 мл, 0,01H раствора щавелевой кислоты и титрованием KMnO4 до слаборозовой окраски. Снимаем показатель и делим его на 10.



где: B - количество раствора KMnO4, пошедшего на титрование, мл
10 - количество щавелевой кислоты, мл
0,08 – количество О2 выделяемого из 1 мл KMnO4, мл  
Нормальность перманганата следует устанавливать в день проведения анализа, титруя  стандартный раствор щавелевой кислоты.

Полученные результаты сопоставляют со шкалой.
Шкала оценки расхода кислорода на окисление примесей.
Очень чистая до 1 мг/ л

Чистая 2 мг/ л

Умеренно грязная 3 мг/ л
Загрязнённая 4 мг/л
Грязная 5-15 мг/л
Очень грязная более 15 мг/л

Пересчет концентрации некоторых загрязняющих веществ

в значение параметра ХПК

Загрязняющее вещество

Концентрацией 1 мг/л

ХПК, мг/л

Загрязняющее вещество

концентрацией 1 мг/л

ХПК, мг/л

Щавелевая кислота

Синильная кислота

Гликоль

Глюкоза

Уксусная кислота

Сахароза

Пептон

Альбумин

0.18

0.59

0.64

1.07

1.07

1.12

1.20

1.32

Казеин

Сульфитно-целлюлозные щелока

Масляная кислота

Этанол

Фенол

Бутанол

Додецилбензолсульфонат Na

1.39

1.32

1.82

2.09

2.38

2.60

2.35

 

Приложение 5

Конспект по теме «БПК и ХПК».

    Водоёмы вследствие выбросов стоков промышленными предприятиями могут быть загрязнены самыми различными веществами (в зависимости от источника). Определить все вещества требует много времени и средств, часто требуется определить, есть ли загрязнение. Загрязнение органическими веществами можно определить по БПК, для которого требуется 5 дней. Метод определения ХПК позволяет провести анализ в течение 1-2 часов, к тому же окилить не только органические вещества, но и некоторые неорганические.

Так что же такое ХПК и БПК?

    Если речь идёт о показателях загрязнённости воды, то ХПК – это химическое потребление кислорода, БПК – биологическое потребление кислорода.

    В поверхностных водах величины БПК5 изменяются обычно в пределах 0.5-4 мгO2/дм3 и подвержены сезонным и суточным колебаниям.

В соответствии с требованиями к составу и свойствам воды водоемов у пунктов питьевого водопользования величина ХПК не должна превышать 15 мгО/дм3; в зонах рекреации в водных объектах допускается величина ХПК до 30 мгО2/дм3.

   Показатели эти измеряются для того, чтобы определить степень загрязнённости воды (сточных вод предприятий, состояний водоёма, и т.п.)
ХПК и БПК имеют допустимые значения, их превышение означает опасность для окружающей среды, нарушение технологии очистки сточных вод и неприятности, связанные с экологической службой. Эти термины связаны с естественным процессом, происходящим в природе при самоочищении воды. В процессе распада органических соединений требуются затраты кислорода на их окисление. В показателях ХПК определяются затраты, связанные с химическими реакциями элементов и соединений в составе воды, в показателях БПК определяются затраты кислорода требуемые для окисления простых органических веществ вследствие действия аэробных бактерий
Чем больше показатели этих затрат (потреблений кислорода, поглощений кислорода), тем выше загрязнённость воды. 
Т.е. чем больше загрязнённость, тем больше потребуется кислорода для её ликвидации.
Измерения происходят исходя из данных, полученных путём определения растворённого кислорода в определённом объёме воды в течение определённого времени при определённой температуре. 
Биологическое потребление кислорода (БПК) — количество кислорода, израсходованное на  аэробное биохимическое окисление под действием  микроорганизмов  и разложение нестойких органических соединений, содержащихся в исследуемой воде.

БПК является одним из важнейших критериев уровня загрязнения водоема органическими веществами, он определяет количество легкоокисляющихся органических загрязняющих веществ в воде.

   При анализе определяется количество кислорода, ушедшее за установленное время (обычно 5 суток — БПК5) без доступа света при 20°С на окисление загрязняющих веществ, содержащихся в единице объема воды. Вычисляется разница между концентрациями растворённого кислорода в пробе воды непосредственно после отбора и после инкубации пробы.

    Как правило, в течение 5 суток при нормальных условиях происходит окисление ~ 70 % легкоокисляющихся органических веществ. Практически полное окисление (БПКполн или БПК20) достигается в течение 20 суток.

Для источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения (ГОСТ 2761-84) и водных объектов, используемых в рыбохозяйственных целях, БПКполн не должно превышать 3 мг О2/л, для водоемов культурно-бытового водопользования — 6 мг/л. Соответственно, предельно – допустимые  БПК5 для тех же водоемов равны примерно 2 мг/л и 4 мг/л.

ОЦЕНОЧНЫЙ (путевой) ЛИСТ СТУДЕНТА группы   _______(Ф.И.О): _____________

Вхо-ной конт

роль

(оценивает учи

тель) Мини

маль

ное коли

чество баллов – 5.

Максимально 15 баллов

1 ЗАДА

НИЕ

Тема: «Вода – источник жизни. Круго

ворот воды в природе»

От 3 до 5 баллов

2 ЗАДА

НИЕ

Тема: «Загрязнение водоё

мов».

От 3 до 5 баллов

3

 ЗАДАНИЕ

Тема:

« Загрязнение воды органическими веществами. Определение ХПК (химического потребления кислорода».

Практическая работа.

3,4 или 5 баллов в зависимости от выбранного задания

Завершаю

щий контроль (оценивает учитель)

Позволяет набрать дополни

тельно до 4 баллов

Рефлексия

Общий балл / оценка

37 – 39 баллов – оценка «5»

33 – 36 баллов – оценка «4»

27 – 29 баллов – оценка «3»

Как я усвоил материал?

4 - 5 баллов – материал усвоен прочно, ученику вполне ясны обсуждавшиеся на уроке вопросы;

2 - 3 балла – материал усвоен частично;

1  балл – над материалом нужно еще поработать.

Как я работал? 

Со своими заданиями справился сам, удовлетворен своей работой – 4 - 5 баллов.

Допустил ошибки – 2 - 3 балла.

Не справился – 1 балл.

Работа учебной пары 

Дружно, совместно разбирали задания – 4 -5 баллов.

Не все активно участвовали в обсуждении – 2 - 3 балла.

Работа была вялая, неинтересная, много ошибок – 1 балл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Запишите средний балл, полученный в столбцах 6,7 и 8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульно-компетентностный подход на уроках русского языка и литературы

Методические разработки уроков русского языка и литературы в ОУ СПО с использованием технологической карты....

Методические рекомендации Применение технологии модульного обучения на уроках теоретического обучения по предмету «Оборудование торговых предприятий» (профессия «Продавец, контролер-кассир»)

Вызывающее большой интерес модульное обучение  позволяет построить урок по современной схеме: создание мотивации→организация обу...

План урока. "Вода и ее свойства"

Тема.  Вода и ее свойства. Значение этих знаний в профессиональной деятельности.Специальность: «Парикмахер»Учебная дисциплина: «Естествознание»Раздел программы: «Химия и жизнь»Цель урока: ...

Методическая разработка модульного урока на тему "Термометры расширения, манометрические термометры"

Данный урок дает понятие о конструктивных особенностях термометров расширения и манометрических термометров, формирует специальные умения и навыки по  расшифровке условных обозначений термометров...

Урок "Жизнь - это вода, в воды - это жизнь"

Урок предлагается для 6-7 классов. Целью урока является развить у обучающихся интерес к химии, биологии, географии; расширить их знания о свойствах, пприменении воды; формировать у школьников чувство ...

Модульный урок. Первая мировая война 1914-1918 годы

План урока:Мотивационная беседа. Формулировка интригующей цели урока.Входной контроль.Показ видео (отрывок из энциклопедии История России)Военные действия в 1914 г. Срыв германского плана молниеносной...

Урок "Вода-растворитель"

Урок "Вода-растворитель"...