Решение задач на сцепленное с полом наследование
проект на тему

Освоение новых приемов логического анализа ситуаций, в исследовании того, как меняется проявление общих законов в зависимости от тех или иных конкретных условий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_biologii_genetika_pola.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: « Решение задач на сцепленное с полом наследование»

                           Великая цель образования – это не знания, а действия.                                                                  

                                                                                                      Герберт Спенсер

Цель:

  1. Образовательная: освоение новых приемов логического анализа ситуаций, в исследовании того, как меняется проявление общих  законов в зависимости от тех или иных конкретных условий
  2. Деятельностная: формирование способности студентов к новому способу деятельности при решении задач на сцепленное с полом наследование.

Предметные умения УУД

  1. Познавательные УУД

       – общеучебные: поиск и выделение неоходимой информации;

– рефлексия способов действия, контроль, оценка

  1. Логические УУД

       – анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и           несущественных);

– установление причинно – следственных связей;

- синтез как составление целого из частей

3.Коммуникативные  УУД

- умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владение монологической и диалогической формами речи

Оборудование: учебные карты, Схемы ООД,

4 Личностные УУД

- создание личностно значимого продукта познавательной деятельности;

- умения решать практические познавательные задачи в сфере личностного самоопределения

- повышение уровня развития аналитических умений (сравнивать, обобщать, делать выводы)  

Оборудование: Учебная карта к уроку, схемы ООД  

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

                                                 

                                             Ход урока

1. Постановка проблемы и

актуализация знаний 

1.Великая цель образования – это не знания, а действия.                       

                                                                                               Герберт Спенсер                                                             

                               

2.Открытие нового знания

Работа с ООД  (сцепленное с полом наследование)

Задание

Пользуясь схемой ООД, составить алгоритм решения задач на сцепленное с полом наследование.( работа в парах)

Алгоритм решения задач на сцепленное с полом наследование

1.Определить количество признаков.

2.Определить наследуется данный признак сцеплено с Х- хромосомой или У – хромосомой.

3.Составить схему родословной.

4. Выделить цветом или штриховкой особь с исследуемым признаком.

5. Подписать известные по условию задачи генотипы, а искомые обозначьте «?»

6. Определите,  какой ген контролирует развитие доминантного(Н) признака, а какой – рецессивного(h)

7. Записать схему скрещивания в генном выражении

8.Определить вероятность появления в потомстве данного признака.

9. Записать ответ в соответствии с условиями задачи

Задача

У человека гемофилия определяется рецессивным геном h, который сцеплен с полом( Xh). Здоровая женщина, гетерозиготная по гену гемофилии, вышла замуж за здорового мужчину.

Какова вероятность рождения ребенка, страдающего гемофилией? У кого из детей – сыновей или дочерей – опасность заболеть выше?

Работа  по учебной карте

1.Дайте  определение следующим терминам: кариотип,  аутосомы,  половые хромосомы, гетерозиготный пол, гомозиготный пол, сцепленные с полом признаки

 2.Сколько типов гамет образуют следующие зиготы: 

 а)XH XH    б) XH  Xh         в)  Xh  Xh            г)  XH Y        д)Xh Y

    ↓   ↓             ↓   ↓                 ↓     ↓                 ↓    ↓             ↓  ↓

3.Вот несколько примеров на анализ информации, содержащейся в условии задачи. Слева элементы условия, справа – нужно вставить следствия из них

Дано

Следовательно

1.Гемофилия – рецессивный, сцепленный с полом признак

Доминантный признак…….., а гемофилия …….. Ген гемофилии находится в ….. хромосоме

2.Мужчина больной гемофилией

Генотип больного мужчины…….

3.Женщина и ее предки здоровы по гену гемофилии

Доминирует ген……., а генотип женщины………

4.У здоровых супругов родился больной гемофилией сын

Доминирует  ген.., а ген …….рецессивен. Хромосому с геном гемофилии  мальчик получил от ….. Генотип больного ребенка……

Задача  1.(совместное решение )

 Классическая гемофилия передается как рецессивный, сцепленный с полом признак     (Xh  ).Мужчина больной гемофилией женился на здоровой женщине (все ее предки здоровы). У них родилась здоровая дочь . Определите вероятность рождения больного  ребенка от брака этой дочери со здоровым мужчиной

     

3.Практикум по

самостоятельному решению полученных знаний

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Задача 2.( работа в парах)

У человека цветовая слепота обусловлена рецессивным геном, сцепленным с Х-хромосомой. Нормальное зрение определяется доминантным аллелем этого гена. От брака родителей с нормальным зрением родился ребенок – дальтоник. Определите генотипы всех членов семьи.

 Задача3.  (самостоятельная работа по вариантам)

1вариант

Известно, что ген гемофилии (несвертываемость крови) — рецессивный ген, локализованный в Х-хромосоме. Здоровая женщина, мать которой так же, как и она, была здоровой, а отец был гемофиликом, вышла замуж за мужчину, страдающего гемофилией. Появление какого потомства можно ожидать от этого брака (относительно рассматриваемого заболевания)?

2 вариант

У кошек ген чёрной окраски (А) неполностью доминирует над геном рыжей окраски и расположены они в Х-хромосоме. Гетерозиготные животные имеют пёструю (трёхцветную) окраску. Скрестили рыжую кошку с чёрным котом и получили 8 котят. Сколько разных фенотипов получится от этого скрещивания?

4.Рефлексия

Ответьте на вопросы

- Насколько важной вам показалась тема урока?

- Что нового узнали на уроке? Чему научились?

- Оцените свою работу на уроке.

5.Подведение итогов

-С каким типом задач мы с вами познакомились

- В чем особенности решения данного типа задач?

- какое практическое значение имеют знания , полученные на уроке?

Выставление оценок

6.Домашнее задание  

Общая биология /под редакцией. В. Б. Захарова, С.Г.Мамонтова- с. 268- 299, Решите задачу:У людей любопытство – признак рецессивный (а) по отношению к равнодушию и сцеплен с полом. Любопытный юноша женится на равнодушной девушке. Отец девушки отличается любопытством, а мать и все её предки были людьми равнодушными.. Какова вероятность того,  что сыновья от такого брака будут людьми любопытными?

Творческое задание: пользуясь таблицей учебника, составьте задачу  на наследование признаков, сцепленных с полом и решите ее

Схема ООД для решения задач

(сцепленное с полом наследование)

№п/п

Программа деятельности

Ориентировочные знаки

1

Определить тип скрещивания

Определить количество признаков, указанных в условии задачи:

               Если в условии указаны              

               ↓               ↓                    ↓

   1признак       2признака       более 2 признаков

               ↓                 ↓                           ↓

моногибридное  дигибридное   полигибридное

2.

Определить тип  взаимодействия генов

             Тип взаимодействия генов

                                ↓                   ↓  

             несцепленное           сцепленное

3.

Составить схему родословной

Составьте схему каждого скрещивания, обозначая линиями родословные отношения

○- женский пол

□- мужской пол

◊- пол неизвестен

4.

В схеме родословной под условными знаками подпишите номера особей в порядке их перечисления в условии задачи

○┬■

 ●  □

5

Обозначьте разным цветом особи, обладающие известным фенотипом

○┬■

 ●  □

6.

Подпишите известные по условию задачи генотипы, а искомые обозначьте «?»

○┬■

 ●  □

7.

Определить генотип особей

Определите:

1.Фенотип родителей:

а)одинаковый ,б)разный в)не известно

2.Фенотип потомства:

а)одинаковый ,б)разный в)не известно

3.Расщеплание признака по фенотипу у потомства:

А) 1:1:1:1б)1:1, в) нет расщепления

8.

Записать в схему скрещивания искомые генотипы

○┬■

 ● □

9.

Определите характер наследования признака

Определите,  какой ген контролирует развитие доминантного(Н) признака, а какой – рецессивного(h)

10.

Укажите в «Дано»

    ген - признак

Дано:

ХН -доминантный признак

Xh -рецессивный признак

11

Записать схему скрещивания в генном выражении

а)запишите генотипы родителей:     Р: ♀ ХН Xh х ♂ ХН Y        б)укажите возможные сорта гамет:   Г: ХН, Xh         ХН, Y               в)определите все возможные  типы зигот:  

                                                 F: ХНХН, ХНXh, ХНY, XhY       

12

Определить вероятность появления в потомстве данного признака

1.Определите расщепление произака в потомстве по генотипу: 1♀ ХН ХН,  1♀ХН Xh,  1♂ ХН Y, 1 ♂   Xh Y        

2.Определите расщепление произнака по фенотипу:

        1  ♀ - здорова,1   ♀-носительница , 1♂ здоров, 1♂ -болен

3.Определите вероятность появления данного признака:

Вероятность рождения здоровой девочки 100%, Вероятность рождения здорового и больного  мальчика  по 50%

13

Проверить соответствие результатов скрещивания с условиями задачи

14

Записать ответ в соответствии с условиями задачи

Ответ: 1 )  Р: ♀  ХН Xh,  ♂ ХН Y        

2) F: ХН ХН,  ХН Xh,  ХН Y  Xh Y        

3) вероятность рождения больго мальчика-  50%, все девочки будут здоровы.

Задача

У человека гемофилия определяется рецессивным геном h, который сцеплен с полом( Xh). Здоровая женщина, гетерозиготная по гену гемофилии, вышла замуж за здорового мужчину.

Какова вероятность рождения ребенка, страдающего гемофилией? У кого из детей – сыновей или дочерей – опасность заболеть выше?

Дано:                                        Решение:                                                                                                            XH – норма  

Xh – гемофилия

F – ?                                       

Ответ: все девочки, родившиеся в этой семье, будут ……..; рождение больных гемофилией и здоровых мальчиков …………….

Учебная карта по теме: « Генетика пола сцепленное с полом наследование»

1.Дайте  определение следующим терминам: кариотип,  аутосомы,  половые хромосомы, гетерозиготный пол, гомозиготный пол, сцепленные с полом признаки.

  2.Сколько типов гамет образуют следующие зиготы: 

          а)XH XH            б) XH  Xh         в)  Xh  Xh            г)  XH Y        д)Xh Y

                  ↓   ↓                   ↓   ↓                 ↓     ↓                 ↓    ↓             ↓  ↓

3.Вот несколько примеров на анализ информации, содержащейся в условии задачи. Слева элементы условия, справа – нужно вставить следствия из них

                           Дано

           Следовательно

1.Гемофилия – рецессивный, сцепленный с полом признак

Доминантный признак…….., а гемофилия …….. Ген гемофилии находится в ….. хромосоме

2.Мужчина больной гемофилией

Генотип больного мужчины…….

3.Женщина и ее предки здоровы по гену гемофилии

Доминирует ген……., а генотип женщины………

4.У здоровых супругов родился больной гемофилией сын

Доминирует  ген.., а ген …….рецессивен. Хромосому с геном гемофилии  мальчик получил от ….. Генотип больного ребенка……

 Задача  1.(совместное решение )

 Классическая гемофилия передается как рецессивный, сцепленный с полом признак     (Xh  ).Мужчина больной гемофилией женился на здоровой женщине (все ее предки здоровы). У них родилась здоровая дочь . Определите вероятность рождения больного  ребенка от брака этой дочери со здоровым мужчиной.

Задача 2.( работа в парах)

У человека цветовая слепота обусловлена рецессивным геном, сцепленным с Х-хромосомой. Нормальное зрение определяется доминантным аллелем этого гена. От брака родителей с нормальным зрением родился ребенок – дальтоник. Определите генотипы всех членов семьи.

Задача3.  (самостоятельная работа по вариантам)

1вариант

Известно, что ген гемофилии (несвертываемость крови) — рецессивный ген, локализованный в Х-хромосоме. Здоровая женщина, мать которой так же, как и она, была здоровой, а отец был гемофиликом, вышла замуж за мужчину, страдающего гемофилией. Появление какого потомства можно ожидать от этого брака (относительно рассматриваемого заболевания)?

2 вариант

У кошек ген чёрной окраски (А) неполностью доминирует над геном рыжей окраски и расположены они в Х-хромосоме. Гетерозиготные животные имеют пёструю (трёхцветную) окраску. Скрестили рыжую кошку с чёрным котом и получили 8 котят. Сколько разных фенотипов получится от этого скрещивания?

Рефлексия.

 Ответьте на вопросы

- Насколько важной вам показалась тема урока?

- Что нового узнали на уроке? Чему научились?

- Оцените свою работу на уроке.

 Домашнее задание  :Общая биология /под редакцией. В. Б. Захарова, С.Г.Мамонтова- с. 268- 299, Решите задачу:У людей любопытство – признак рецессивный (а) по отношению к равнодушию и сцеплен с полом. Любопытный юноша женится на равнодушной девушке. Отец девушки отличается любопытством, а мать и все её предки были людьми равнодушными.. Какова вероятность того,  что сыновья от такого брака будут людьми любопытными?

Творческое задание: пользуясь таблицей учебника, составьте задачу  на наследование признаков, сцепленных с полом

Проверьте   решение  задач

                    задача

                    решение

Задача 2.( работа в парах)

У человека цветовая слепота обусловлена рецессивным геном, сцепленным с Х-хромосомой. Нормальное зрение определяется доминантным аллелем этого гена. От брака родителей с нормальным зрением родился ребенок – дальтоник. Определите генотипы всех членов семьи

Дано:

ХD- здоров

 Xd - дальтонизм

Решение: ○┬□

            ■

   Р: ♀ ХD Xd х ♂ ХD Y        

    Г:  ХD, Xd        ХD, Y  

    F: ХD ХD, ХD Xd   , ХD Y ,  Xd Y  

Ответ: Р. ♀ ХD Xd  , ♂ХD Y , генотип больного дальтонизмом мальчика-   Xd Y              

Задача3.  (самостоятельная работа по вариантам)

1вариант

Известно, что ген гемофилии (несвертываемость крови) — рецессивный ген, локализованный в Х-хромосоме. Здоровая женщина, мать которой так же, как и она, была здоровой, а отец был гемофиликом, вышла замуж за мужчину, страдающего гемофилией. Появление какого потомства можно ожидать от этого брака (относительно рассматриваемого заболевания)?

Дано:

ХН -доминантный признак

Xh -рецессивный признак

Решение:

      ○┬■  

         ○┬■

            ◊ ?

 

 Р: ♀ ХН Xh х ♂ Xh Y        

    Г:    ХН  ,Xh          Xh , Y  

    F: ХН Xh , Xh Xh , ХН Y,  Xh Y   

Ответ: 50% девочек здоровы, но являются носительницами, 50 % - больны гемофилией;

Среди мальчиков : 50%- здоровы, 50% - больны.

       

Задача3.

2 вариант

У кошек ген чёрной окраски (В) не полностью доминирует над геном рыжей окраски и расположены они в Х-хромосоме. Гетерозиготные животные имеют пёструю (трёхцветную) окраску. Скрестили рыжую кошку с чёрным котом и получили 8 котят. Сколько разных фенотипов получится от этого скрещивания?

Дано:

ХВ –черная окраска

Xв -  рыжая окраска

ХВ Xв- пестрая окраска

Решение: ○┬■

            ◊  

   Р: ♀ Xв Xв  х ♂ ХВ  Y        

    Г:     Xв  ,Xв      ХВ , Y  

    F:  ХВ Xв  , ХВ Xв , Xв Y, Xв Y

Ответ: все кошки будут пестрые,

 коты рыжей окраски

Алгоритм решения задач на сцепленное с полом наследование

1.Определить количество признаков.

2.Определить наследуется данный признак сцеплено с Х- хромосомой или У – хромосомой.

3.Составить схему родословной.

4. Выделить цветом или штриховкой особь с исследуемым признаком.

5. Подписать известные по условию задачи генотипы, а искомые обозначьте «?»

6. Определите,  какой ген контролирует развитие доминантного(Н) признака, а какой – рецессивного(h)

7. Записать схему скрещивания в генном выражении

8.Определить вероятность появления в потомстве данного признака.

9. Записать ответ в соответствии с условиями задачи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение свойств модуля при решении задач и построении графиков функции.

ВведениеСущественной характеристикой числа, как в действительной, так и в комплексной области, является понятие его абсолютной величины или модуля.Это понятие имеет широкое распространение в раз...

урок КВН"Производная и её применение при решении задач."

Урок проводитс я в 10 классе или на 1 курсе СПО, рассчитан на 2 часа. Цель урока привлечь интерес к математике. Проводится в нетрадиционной форме; в форме КВН....

Методические указания по решению задач "Свойства строительных материалов"

Методические указания по данной теме содержат основные сведения о свойствах материалов, применяемых в строительстве, приведены примеры решения задач, подробный перечень навыков, которые должны приобре...

методическая разработка практического занятия по биологии по теме "Решение задач на сцепленное с полом наследование"

                 Методическая разработка практического занятия по  «Биологии» по теме «Решение задач на сцепленное с полом наследование» направ...

Гемофилия - царская болезнь. Решение задач на наследование гемофилии.

Данный материал поможет связать урок биологии с уроком истории (межпредметные связи)....