Решение задач на сцепленное с полом наследование
проект на тему
Освоение новых приемов логического анализа ситуаций, в исследовании того, как меняется проявление общих законов в зависимости от тех или иных конкретных условий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_biologii_genetika_pola.doc | 115 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: « Решение задач на сцепленное с полом наследование»
Великая цель образования – это не знания, а действия.
Герберт Спенсер
Цель:
- Образовательная: освоение новых приемов логического анализа ситуаций, в исследовании того, как меняется проявление общих законов в зависимости от тех или иных конкретных условий
- Деятельностная: формирование способности студентов к новому способу деятельности при решении задач на сцепленное с полом наследование.
Предметные умения УУД
- Познавательные УУД
– общеучебные: поиск и выделение неоходимой информации;
– рефлексия способов действия, контроль, оценка
- Логические УУД
– анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных);
– установление причинно – следственных связей;
- синтез как составление целого из частей
3.Коммуникативные УУД
- умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи
Оборудование: учебные карты, Схемы ООД,
4 Личностные УУД
- создание личностно значимого продукта познавательной деятельности;
- умения решать практические познавательные задачи в сфере личностного самоопределения
- повышение уровня развития аналитических умений (сравнивать, обобщать, делать выводы)
Оборудование: Учебная карта к уроку, схемы ООД
Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Ход урока
Схема ООД для решения задач
(сцепленное с полом наследование)
№п/п | Программа деятельности | Ориентировочные знаки |
1 | Определить тип скрещивания | Определить количество признаков, указанных в условии задачи: Если в условии указаны ↓ ↓ ↓ 1признак 2признака более 2 признаков ↓ ↓ ↓ моногибридное дигибридное полигибридное |
2. | Определить тип взаимодействия генов | Тип взаимодействия генов ↓ ↓ несцепленное сцепленное |
3. | Составить схему родословной | Составьте схему каждого скрещивания, обозначая линиями родословные отношения ○- женский пол □- мужской пол ◊- пол неизвестен |
4. | В схеме родословной под условными знаками подпишите номера особей в порядке их перечисления в условии задачи | ○┬■ ● □ |
5 | Обозначьте разным цветом особи, обладающие известным фенотипом | ○┬■ ● □ |
6. | Подпишите известные по условию задачи генотипы, а искомые обозначьте «?» | ○┬■ ● □ |
7. | Определить генотип особей | Определите: 1.Фенотип родителей: а)одинаковый ,б)разный в)не известно 2.Фенотип потомства: а)одинаковый ,б)разный в)не известно 3.Расщеплание признака по фенотипу у потомства: А) 1:1:1:1б)1:1, в) нет расщепления |
8. | Записать в схему скрещивания искомые генотипы | ○┬■ ● □ |
9. | Определите характер наследования признака | Определите, какой ген контролирует развитие доминантного(Н) признака, а какой – рецессивного(h) |
10. | Укажите в «Дано» ген - признак | Дано: ХН -доминантный признак Xh -рецессивный признак |
11 | Записать схему скрещивания в генном выражении | а)запишите генотипы родителей: Р: ♀ ХН Xh х ♂ ХН Y б)укажите возможные сорта гамет: Г: ХН, Xh ХН, Y в)определите все возможные типы зигот: F: ХНХН, ХНXh, ХНY, XhY |
12 | Определить вероятность появления в потомстве данного признака | 1.Определите расщепление произака в потомстве по генотипу: 1♀ ХН ХН, 1♀ХН Xh, 1♂ ХН Y, 1 ♂ Xh Y 2.Определите расщепление произнака по фенотипу: 1 ♀ - здорова,1 ♀-носительница , 1♂ здоров, 1♂ -болен 3.Определите вероятность появления данного признака: Вероятность рождения здоровой девочки 100%, Вероятность рождения здорового и больного мальчика по 50% |
13 | Проверить соответствие результатов скрещивания с условиями задачи | |
14 | Записать ответ в соответствии с условиями задачи | Ответ: 1 ) Р: ♀ ХН Xh, ♂ ХН Y 2) F: ХН ХН, ХН Xh, ХН Y Xh Y 3) вероятность рождения больго мальчика- 50%, все девочки будут здоровы. |
Задача
У человека гемофилия определяется рецессивным геном h, который сцеплен с полом( Xh). Здоровая женщина, гетерозиготная по гену гемофилии, вышла замуж за здорового мужчину.
Какова вероятность рождения ребенка, страдающего гемофилией? У кого из детей – сыновей или дочерей – опасность заболеть выше?
Дано: Решение: XH – норма
Xh – гемофилия
F – ?
Ответ: все девочки, родившиеся в этой семье, будут ……..; рождение больных гемофилией и здоровых мальчиков …………….
Учебная карта по теме: « Генетика пола сцепленное с полом наследование»
1.Дайте определение следующим терминам: кариотип, аутосомы, половые хромосомы, гетерозиготный пол, гомозиготный пол, сцепленные с полом признаки.
2.Сколько типов гамет образуют следующие зиготы:
а)XH XH б) XH Xh в) Xh Xh г) XH Y д)Xh Y
↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓
3.Вот несколько примеров на анализ информации, содержащейся в условии задачи. Слева элементы условия, справа – нужно вставить следствия из них
Дано | Следовательно |
1.Гемофилия – рецессивный, сцепленный с полом признак | Доминантный признак…….., а гемофилия …….. Ген гемофилии находится в ….. хромосоме |
2.Мужчина больной гемофилией | Генотип больного мужчины……. |
3.Женщина и ее предки здоровы по гену гемофилии | Доминирует ген……., а генотип женщины……… |
4.У здоровых супругов родился больной гемофилией сын | Доминирует ген.., а ген …….рецессивен. Хромосому с геном гемофилии мальчик получил от ….. Генотип больного ребенка…… |
Задача 1.(совместное решение )
Классическая гемофилия передается как рецессивный, сцепленный с полом признак (Xh ).Мужчина больной гемофилией женился на здоровой женщине (все ее предки здоровы). У них родилась здоровая дочь . Определите вероятность рождения больного ребенка от брака этой дочери со здоровым мужчиной.
Задача 2.( работа в парах)
У человека цветовая слепота обусловлена рецессивным геном, сцепленным с Х-хромосомой. Нормальное зрение определяется доминантным аллелем этого гена. От брака родителей с нормальным зрением родился ребенок – дальтоник. Определите генотипы всех членов семьи.
Задача3. (самостоятельная работа по вариантам)
1вариант
Известно, что ген гемофилии (несвертываемость крови) — рецессивный ген, локализованный в Х-хромосоме. Здоровая женщина, мать которой так же, как и она, была здоровой, а отец был гемофиликом, вышла замуж за мужчину, страдающего гемофилией. Появление какого потомства можно ожидать от этого брака (относительно рассматриваемого заболевания)?
2 вариант
У кошек ген чёрной окраски (А) неполностью доминирует над геном рыжей окраски и расположены они в Х-хромосоме. Гетерозиготные животные имеют пёструю (трёхцветную) окраску. Скрестили рыжую кошку с чёрным котом и получили 8 котят. Сколько разных фенотипов получится от этого скрещивания?
Рефлексия.
Ответьте на вопросы
- Насколько важной вам показалась тема урока?
- Что нового узнали на уроке? Чему научились?
- Оцените свою работу на уроке.
Домашнее задание :Общая биология /под редакцией. В. Б. Захарова, С.Г.Мамонтова- с. 268- 299, Решите задачу:У людей любопытство – признак рецессивный (а) по отношению к равнодушию и сцеплен с полом. Любопытный юноша женится на равнодушной девушке. Отец девушки отличается любопытством, а мать и все её предки были людьми равнодушными.. Какова вероятность того, что сыновья от такого брака будут людьми любопытными?
Творческое задание: пользуясь таблицей учебника, составьте задачу на наследование признаков, сцепленных с полом
Проверьте решение задач
задача | решение |
Задача 2.( работа в парах) У человека цветовая слепота обусловлена рецессивным геном, сцепленным с Х-хромосомой. Нормальное зрение определяется доминантным аллелем этого гена. От брака родителей с нормальным зрением родился ребенок – дальтоник. Определите генотипы всех членов семьи | Дано: ХD- здоров Xd - дальтонизм Решение: ○┬□ ■ Р: ♀ ХD Xd х ♂ ХD Y Г: ХD, Xd ХD, Y F: ХD ХD, ХD Xd , ХD Y , Xd Y Ответ: Р. ♀ ХD Xd , ♂ХD Y , генотип больного дальтонизмом мальчика- Xd Y |
Задача3. (самостоятельная работа по вариантам) 1вариант Известно, что ген гемофилии (несвертываемость крови) — рецессивный ген, локализованный в Х-хромосоме. Здоровая женщина, мать которой так же, как и она, была здоровой, а отец был гемофиликом, вышла замуж за мужчину, страдающего гемофилией. Появление какого потомства можно ожидать от этого брака (относительно рассматриваемого заболевания)? | Дано: ХН -доминантный признак Xh -рецессивный признак Решение: ○┬■ ○┬■ ◊ ?
Р: ♀ ХН Xh х ♂ Xh Y Г: ХН ,Xh Xh , Y F: ХН Xh , Xh Xh , ХН Y, Xh Y Ответ: 50% девочек здоровы, но являются носительницами, 50 % - больны гемофилией; Среди мальчиков : 50%- здоровы, 50% - больны.
|
Задача3. 2 вариант У кошек ген чёрной окраски (В) не полностью доминирует над геном рыжей окраски и расположены они в Х-хромосоме. Гетерозиготные животные имеют пёструю (трёхцветную) окраску. Скрестили рыжую кошку с чёрным котом и получили 8 котят. Сколько разных фенотипов получится от этого скрещивания? | Дано: ХВ –черная окраска Xв - рыжая окраска ХВ Xв- пестрая окраска Решение: ○┬■ ◊ Р: ♀ Xв Xв х ♂ ХВ Y Г: Xв ,Xв ХВ , Y F: ХВ Xв , ХВ Xв , Xв Y, Xв Y Ответ: все кошки будут пестрые, коты рыжей окраски |
Алгоритм решения задач на сцепленное с полом наследование
1.Определить количество признаков.
2.Определить наследуется данный признак сцеплено с Х- хромосомой или У – хромосомой.
3.Составить схему родословной.
4. Выделить цветом или штриховкой особь с исследуемым признаком.
5. Подписать известные по условию задачи генотипы, а искомые обозначьте «?»
6. Определите, какой ген контролирует развитие доминантного(Н) признака, а какой – рецессивного(h)
7. Записать схему скрещивания в генном выражении
8.Определить вероятность появления в потомстве данного признака.
9. Записать ответ в соответствии с условиями задачи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение свойств модуля при решении задач и построении графиков функции.
ВведениеСущественной характеристикой числа, как в действительной, так и в комплексной области, является понятие его абсолютной величины или модуля.Это понятие имеет широкое распространение в раз...
Mетодическое пособие по "Теории вероятностей и математической статистике". Примеры решения задач.
Методическая разработка...
урок КВН"Производная и её применение при решении задач."
Урок проводитс я в 10 классе или на 1 курсе СПО, рассчитан на 2 часа. Цель урока привлечь интерес к математике. Проводится в нетрадиционной форме; в форме КВН....
Методические указания по решению задач "Свойства строительных материалов"
Методические указания по данной теме содержат основные сведения о свойствах материалов, применяемых в строительстве, приведены примеры решения задач, подробный перечень навыков, которые должны приобре...
методическая разработка практического занятия по биологии по теме "Решение задач на сцепленное с полом наследование"
Методическая разработка практического занятия по «Биологии» по теме «Решение задач на сцепленное с полом наследование» направ...
Конспект к уроку по биологии "Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом"
Конспект к уроку по биологии....
Гемофилия - царская болезнь. Решение задач на наследование гемофилии.
Данный материал поможет связать урок биологии с уроком истории (межпредметные связи)....