Конспект открытого урока на тему: "Логарифмическая функция"
план-конспект урока на тему
Разработка открытого урока на тему: "Логарифмическая функция"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logarifmicheskaya_funktsiya.docx | 60.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока на тему:
«Логарифмическая функция»
Цели урока: повторить основное логарифмическое тождество и свойства логарифмов, ввести понятие логарифмической функции.
Задачи урока:
Образовательные – обобщить, систематизировать, углубить знания, умения, навыков учащихся по теме «Логарифмы и их свойства», ввести определение логарифмической функции и рассмотреть ее свойства .
Развивающие – развить творческие способности учащихся, развивать деятельностные познавательные интересы обучающихся.
Воспитательные – воспитать самостоятельность при решении задач, стимулировать мотивацию и интерес к изучению предмета.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: таблицы с графиками показательной и логарифмической функций, плакаты с графиками показательной логарифмической функции, мультимедиа проектор, компьютер, раздаточный материал.
Структура урока
- Сообщение темы, целей урока (3 мин).
- Актуализация опорных знаний. (2 мин).
- Самостоятельная работа (13 мин).
- Изучение нового материала (9 мин).
- Закрепление изученного материала (10 мин).
- Домашнего задания (3 мин).
- Подведение итогов урока.(5 мин)
Ход урока
I.Сообщение темы ,целей урока
Эпиграф урока: По тому-то, словно пена
Опадают наши рифмы.
И величие степенно
Отступают в логарифмы
Борис Слуцкий
Введение
Преподаватель: Начало ХХ века. Франция. Париж. Проходя по площади святого Экзюпера, господин Команьон указал на дом Денизо: «Что–то больше не слышно о провидице, общавшейся со святой Радегундой! Меня водили туда Лакарель, правитель канцелярии префекта. Она сидела в кресле, закрыв глаза, а человек десять почитателей задавали вопросы… На все вопросы она отвечала в поэтическом стили и без особого затруднения. Когда черед дошел до меня, я задал самый простой вопрос: «Каков логарифм 9?». Она мне ничего не ответила. Как же так! Святая Радегунда не знает логарифма 9?! Да виданное ли это дело! Все были смущены. А Лакарель «повесил нос». Я ушел, провожаемый общим неодобрением».
« Ох, опять логарифмы!» - подумайте вы.
А мне так хочется воскликнуть: «Ах эти логарифмы!» Но нельзя объять необъятное, поэтому мы сегодня обобщим и углубим ваши знания по теме «Логарифмы и их свойства», напишем самостоятельную работу и ознакомимся со свойствами логарифмической функции.
II Актуализация опорных знаний.
А для начала вспомним, что такое логарифм и его основные свойства.
Фронтальный опрос учащихся. (слайд 4)
На доске записываются основное логарифмическое тождество
, основные свойства логарифмов.
III. Самостоятельная работа (слайд 5)
Итак, мы повторили основные свойства логарифмов, основное логарифмическое тождество, теперь мы можем приступить к решению самостоятельной работы. Она проводиться в форме тестов, по двум вариантам.
Вариант 1
Часть 1.
К каждому заданию группы А дано несколько ответов, из которых только один верный. Укажите в бланке ответов выбранный вами номер правильного ответа (поставив значок «х» в соответствующей клеточке бланка под каждым номером задания).
А1 Вычислить:
- 125
- 1
- 0.
А2 Вычислить
- 2
- -2
А3 Вычислить
1) 169
2) 13
3) 4.
Часть 2.
Для каждого задания группы В и С записать в бланке правильный ответ (целое число)
В 1. Упростить выражение:
В 2. Вычислить:
C. Найти значение выражения:
Вариант 2
Часть 1.
К каждому заданию группы А дано несколько ответов, из которых только один верный. Укажите в бланке ответов выбранный вами номер правильного ответа (поставив значок «х» в соответствующей клеточке бланка под каждым номером задания).
А1 Вычислить:
- 172
- 0
- 1.
А2 Вычислить
- – 2
- 2
А3 Вычислить
1) 4
2) 13
3) 16.
Часть 2.
Для каждого задания группы В и С записать в бланке правильный ответ (целое число)
В 1. Упростить выражение:
В 2. Вычислить:
C. Найти значение выражения:
Бланки ответов (слайд 6)
На слайде показаны правильные варианты ответов. Студенты должны обменяться бланками ответов и сверить правильность выполнения заданий и оценить работу.
Вариант 1
Задания | Варианты ответов | Задания | Ответ | ||
1 | 2 | 3 | |||
А1 | x | В1 | 12 | ||
А2 | x | В2 | 2 | ||
А3 | x | С | 5 |
Вариант 2
Задания | Варианты ответов | Задания | Ответ | |||
1 | 2 | 3 | ||||
А1 | х | В1 | 12 | |||
А2 | х | В2 | 1 | |||
А3 | х | С | 9 |
IV. Изучение нового материала.
1) Определение логарифмической функции.
2) Основные свойства логарифмической функции, сравните со своими свойствами показанной функции.
3) График логарифмической функции, симметричность графиков логарифмической и показательной функции, имеющих одинаковое основание, относительно прямой y = x.
1) Прежде чем рассмотреть и сравнить свойства логарифмической функции со свойствами показательной функции дадим определение.
Функцию вида y = loga(x), где a любое положительное число не равное единице, называют логарифмической функцией с основанием а (слайд 7)
Название «логарифмическая» происходит от слова «логарифм». Проследим, как с точки зрения математики пришли к понятию логарифма.
Дополнительная информация
(Заслушиваются исторические сведения, которые подготовили двое учащихся.)
Учащийся 1
В течение 16 века резко возрос объём работы, связанной проведением приближенных вычислений в ходе решения различных задач, и в первую очередь задач астрономии, имеющей непосредственное практическое применение ( в частности, при определении положения судов по звездам и по Солнцу). Наибольшие проблемы возникли при выполнении операций умножения и деления. Попытки частичного упрощения этих операций путем сведения их к сложению большого успеха не принесли. Поэтому открытие логарифмов, сводящие умножение и деление чисел к сложению и вычитанию их логарифмов, удлинило по выражению Лапласа жизнь вычислителей.
Учащийся 2
Логарифмы необычно быстро вошли в практику. Изобретатели логарифмов не ограничились не ограничились разработкой новой теории. Было создано практическое средство – таблицы логарифмов – резко повысившее производительность труда вычислителей. Добавим ещё, что через 9 лет после издания первых логарифмических таблиц, английским математиком Д. Гантером была изобретена первая логарифмическая линейка, ставшая рабочим инструментом для многих поколений. ( Вплоть до самого последнего времени, когда на наших глазах повсеместное распространение получает электронная вычислительная техника и роль логарифмов как средства вычислений резко снижается).
2) Перейдем к рассмотрению свойств логарифмической функции оформив их в небольшую таблицу. (слайд 8)
№ п/п | Свойства функции | ||
Область определения | Множество всех положительных чисел, | ||
Область значений | Множество всех действительных чисел, R | ||
Монотонность | Возрастает | Убывает | |
Наименьшее и наибольшее значение функции | Не существуют | ||
Точки пересечения с осями координат | С осью Ох в точке координат (1;0) | ||
Непрерывность | Везде не прерывна | ||
Теперь сравним свойства показательной и логарифмической функций
(слайд 9)
№ п/п | Свойства функции | ||||
Область определения | Множество всех положительных чисел, | Множество всех действительных чисел, R | |||
Область значений | Множество всех действительных чисел, R | Множество всех положительных чисел, | |||
Монотонность | Возрастает | Убывает | Возрастает | Убывает | |
Наименьшее и наибольшее значение функции | Не существуют | Не существуют | |||
Точки пересечения с осями координат | С осью Ох в точке координат (1;0) | С осью Ох в точке координат (1;0) | |||
Непрерывность | Везде не прерывна | Везде не прерывна | |||
Знакопостоянство | Функция всегда положительна | ||||
Нетрудно заметить, что область определения одной функции является областью значения другой функции, и наоборот. Можно сформулировать следующее утверждение.
3) Графики показательной и логарифмической функции, имеющих одинаковое основание, симметричны относительно прямой у=х, и являются взаимно обратными функциями.
Строятся на одном рисунке графики функции по основанию 2, а на другом чертеже – по основанию .(слайд 10)
V. Закрепление изученного материала (слайд 11)
Рассмотрим примеры применения свойств логарифмической функции, закрепим изученный материал.
№ 1. Найдем область определения функции f(x) =
Решение:
Так как область определения логарифмической функции множество всех положительных чисел, то данная функция определена для тех х, при которых , то есть x > 0,8
Ответ:
№ 2. Найдем область определения функции f(x) =
Решение
Так как область определения логарифмической функции множество всех положительных чисел, то данная функция определена для тех х, при которых , решая методом интервалов, приходим к неравенству . Получаем следующий ответ
№ 3. Сравнить числа
А)
Решение:
Логарифмическая функция с основанием большим единицы возрастает на всей числовой прямой. Так как , то
Б) Замечание: если основание меньше единицы ( например 0,3), то знак который был то неравенстве заменяем на противоположный.
№ 4. Что больше: или .
Решение:
,
, таким образом, получаем .
В итоге имеем что,:
№5. Построить график функции
Решение: применяя основное логарифмическое тождество данная функция преобразуется к виду у=х.
VI (слайд 12)
I уровень
- конспект в тетрадях, решить примеры.
- Найти область определения функции
II уровень
- конспект в тетрадях, решить примеры.
- Найти область определения функции
- Построить график функции
VII. Подведение итогов урока.
Сегодня на уроке я понял…
Мне было трудно…
Мне запомнился урок…
Приложение.
Вариант 1
Часть 1.
К каждому заданию группы А дано несколько ответов, из которых только один верный. Укажите в бланке ответов выбранный вами номер правильного ответа (поставив значок «х» в соответствующей клеточке бланка под каждым номером задания).
А1 Вычислить:
- 125
- 1
- 0.
А2 Вычислить
- 2
- -2
А3 Вычислить
1) 169
2) 13
3) 4.
Часть 2.
Для каждого задания группы В и С записать в бланке правильный ответ (целое число)
В 1. Упростить выражение:
В 2. Вычислить:
C. Найти значение выражения:
Вариант 2
Часть 1.
К каждому заданию группы А дано несколько ответов, из которых только один верный. Укажите в бланке ответов выбранный вами номер правильного ответа (поставив значок «х» в соответствующей клеточке бланка под каждым номером задания).
А1 Вычислить:
- 172
- 0
- 1.
А2 Вычислить
- - 2
- 2
А3 Вычислить
1) 4
2) 13
3) 16.
Часть 2.
Для каждого задания группы В и С записать в бланке правильный ответ (целое число)
В 1. Упростить выражение:
В 2. Вычислить:
C. Найти значение выражения:
Группа№
Ф.И.
Вариант 1
Задания | Варианты ответов | Задания | Ответ | ||
1 | 2 | 3 | |||
А1 | В1 | ||||
А2 | В2 | ||||
А3 | С |
Группа№
Ф.И.
Вариант 2
Задания | Варианты ответов | Задания | Ответ | |||
1 | 2 | 3 | ||||
А1 | В1 | |||||
А2 | В2 | |||||
А3 | С |
Дополнительная информация
Учащийся 1
В течение 16 века резко возрос объём работы, связанной проведением приближенных вычислений в ходе решения различных задач, и в первую очередь задач астрономии, имеющей непосредственное практическое применение ( в частности, при определении положения судов по звездам и по Солнцу). Наибольшие проблемы возникли при выполнении операций умножения и деления. Попытки частичного упрощения этих операций путем сведения их к сложению большого успеха не принесли. Поэтому открытие логарифмов, сводящие умножение и деление чисел к сложению и вычитанию их логарифмов, удлинило по выражению Лапласа жизнь вычислителей.
Учащийся 2
Логарифмы необычно быстро вошли в практику. Изобретатели логарифмов не ограничились не ограничились разработкой новой теории. Было создано практическое средство – таблицы логарифмов – резко повысившее производительность труда вычислителей. Добавим ещё, что через 9 лет после издания первых логарифмических таблиц, английским математиком Д. Гантером была изобретена первая логарифмическая линейка, ставшая рабочим инструментом для многих поколений. ( Вплоть до самого последнего времени, когда на наших глазах повсеместное распространение получает электронная вычислительная техника и роль логарифмов как средства вычислений резко снижается).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме "Логарифмическая функция и ее свойства"
Урок по алгебре на тему "Логарифмическая функция и ее свойства" предназначен НПО 2 курс (11класс). Урок закрепления изученного материала....
Конспект открытого урока по математике по теме "применение производных и построение графиков функций"
Открытый урок по теме "Применение производных и постоение графиков функции"...
Конспект открытого урока по математике по теме "применение производных и построение графиков функций"
Открытый урок по теме "Применение производных и постоение графиков функции"...
Олимпиада по Информатике, конспект открытого урока, презентация к открытому уроку
Международный конкурс по информатике «Логика и компьютер» Рекомендуемое время выполнения заданий − 120 минут. 1. (2 балла) Какие записи, могут являться формулами в таб...
Методическая разработка урока по теме: «Логарифмические уравнения и неравенства»
Основной педагогической технологией, используемой на данном уроке, является технология дифференцированного обучения. Цель технологии – это организация учебного процесса, при котором максимально учитыв...
План – конспект открытого урока производственного обучения По профессии «Повар, кондитер» - 1 курс Урок производственного обучения.
План – конспект открытого урока производственного обученияПо профессии «Повар, кондитер» - 1 курсУрок производственного обучения....
Урок на тему "Логарифмические уравнения"
Урок разработан для обучения студентов 1 курсов НПО И СПО с использованием интерактивной доски....