ПРОГРАММА общеобразовательной УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПД.02 Физика 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
рабочая программа на тему
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» составлена с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в пределах соответствующей ОПОП СПО (ППКРС/ППССЗ) Программа разработана для специальности технологического профиля 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа | 123.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Хабаровского края
Краевое государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Комсомольский-на-Амуре строительный колледж»
ПРОГРАММА
общеобразовательной УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПД.02 Физика
23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Профиль обучения - технологический
2015 г.
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» составлена с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в пределах соответствующей ОПОП СПО (ППКРС/ППССЗ)
Программа разработана для специальности технологического профиля 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Организация-разработчик: Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Комсомольский-на-Амуре строительный колледж»
Разработчик: Коробкова Галина Павловна, преподаватель общеобразовательных и общепрофессиональных дисциплин КГБ ПОУ «Комсомольский-на-Амуре строительный колледж»
Техническая экспертиза: методист КГБ ПОУ КСК
Организация-разработчик: Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Комсомольский-на-Амуре строительный колледж»
Рассмотрена и утверждена на заседании ПЦК _общеобразовательных и общепрофессиональных дисциплин _______________________
Протокол № ______ от «_____» _________ 20____г.
Председатель ПЦК ___________________/Г.В.Богданова/
Содержание
стр. | |
| 4 |
| 12 |
| 21 |
| 24 |
| 25 |
1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
физика
1.1 Актуальность программы
Значение физики как профильной учебной дисциплины состоит в том, что она вооружает учащихся научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире, знаниями о современном уровне развития науки и техники. Курс предполагает формирование необходимых умений и навыков в будущей профессии и самостоятельной жизни.
1.2 Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования в пределах основной профессиональной образовательной программы СПО по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
1.3 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл
1.4. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- У1 описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
- У2 отличать гипотезы от научных теорий;
- У3 делать выводы на основе экспериментальных данных;
- У4 приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
- У5 приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
- У6 воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
- У7 применять полученные знания для решения физических задач;
- У 8 определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле;
- У9 измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей;
- У10 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для обеспечения безопасности жизнедеятельности в строительной отрасли; в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи; оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и защиты окружающей среды
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- З1 смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
- З2 смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
- З3 смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
- З4 вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать общими компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
1.5 Процесс формирования компетенций
В рамках преподавания учебной дисциплины «Физика» используются следующие виды учебных занятий, позволяющие обеспечить максимально эффективные условия для формирования общих компетенций: урок (комбинированное занятие), лекция (вводная, установочная, текущая, обзорная, заключительная), лабораторная работа, практическое занятие, контрольная работа, самостоятельная работа, консультация.
Формы организации учебного процесса, в рамках которых формируются общие компетенции: групповое выполнение практической (лабораторной работы), индивидуальное участие в создании проекта, работа по созданию, оформлению тематических сообщений, рефератов, докладов, презентаций.
Применяемые технологии и элементы современных технологий, способствующие формированию общих компетенций.
- Технология развития критического мышления с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение предметного материала
- Элементы проектной технологии обучения способствует умению обучающихся самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, ориентировано на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую
- Элементы здоровьесберегающей технологии
- Элементы технологии проблемного обучения
- Элементы информационно – коммуникационной технологии
- Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала студентами, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса осуществляется путем внедрения в учебный процесс рабочих карт студентов для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях.
1.6 Содержание профильной составляющей учебного материала
В профильную составляющую входит профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций для специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Профильная составляющая общеобразовательной дисциплины Физика реализуется за счёт увеличения глубины формирования системы учебных заданий, таких дидактических единиц тем программы как: «Постоянный электрический ток», «Переменный электрический ток», «Электромагнитные колебания и волны», «Электрический ток в различных средах», входящих в профильное содержание. Это обеспечивает эффективное осуществление выбранных целевых установок, обогащение различных форм учебной деятельности за счёт согласования с ведущими деятельностными характеристиками выбранной специальности.
Профильная составляющая отражается в требованиях к подготовке обучающихся в части:
–общей системы знаний: содержательные примеры использования физико-математических идей и методов в профессиональной деятельности;
–умений: различие в уровне требований к сложности применяемых алгоритмов;
–практического использования приобретённых знаний и умений: индивидуального учебного опыта в построении физических моделей, выполнении исследовательских и проектных работ.
Профилизация осуществляется за счёт использования межпредметных связей с дисциплинами «Математика», «Химия», «Информатика», усилением и расширением прикладного характера изучения физики, преимущественной ориентацией на естественнонаучный стиль познавательной деятельности с учётом технического профиля выбранной специальности.
Профильная направленность осуществляется также путём увеличения доли самостоятельной работы обучающихся, различных форм творческой работы (подготовки и защиты рефератов, проектов), раскрывающих важность и значимость технического профиля специальностей.
Перечень профессионально направленных работ, включенных в общее количество аудиторных часов Таблица 1
Тема дисциплины. | Форма работы | Форма отчетности |
Механика | Решение профильных задач, творческие задания на применение законов механики в проф. деятельности | Выполнение заданий текущего контроля, выполнение домашних заданий |
Молекулярная физика. | Лабораторная работа «Капиллярные явления» Лабораторная работа «Относительная влажность воздуха» | Отчет по выполнению лабораторной работы |
Основы термодинамики | Аудиторная самостоятельная работа с раздаточным материалом «Тепловое расширение твердых тел.» | Аудиторная работа с раздаточным материалом |
Законы постоянного тока. | Лабораторная работа «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников» | Отчет по выполнению лабораторной работы |
Электрический ток в различных средах. | Лабораторная работа «Изучение работы полупроводниковых приборов» | Отчет по выполнению лабораторной работы |
Магнитное поле. Электромагнитная индукция. | Лабораторная работа « Изучение устройства и работы трансформатора» | Отчет по выполнению лабораторной работы |
Колебания и волны | Решение профильных задач, творческие задания на применение законов механики в проф. Деятельности с | Выполнение заданий текущего контроля, выполнение домашних заданий |
Перечень работ, вынесенных на самостоятельное изучение студентом
Таблица 2
Тема дисциплины. | Наименование работы | Форма отчетности |
Механика | «КПД тепловых двигателей. Устройство тепловых двигателей» | Сообщение, реферат, защита презентации |
Молекулярная физика | «Скорости движения молекул и их измерение». | конспект в тетради |
Основы термодинамики | «Экологические последствия работы тепловых двигателей и охрана природы». | Реферат, проект, защита реферата, проекта. |
Законы постоянного тока | «Виды электроизмерительных приборов». | Конспект в тетради, доклад, сообщение. |
Электрический ток в различных средах | Измерительные приборы для работы с электрооборудованием | Конспект в тетради, доклад, сообщение. |
Магнитное поле. Электромагнитная индукция | Электроизмерительные приборы магнитоэлектрической системы (амперметр, вольтметр, ваттметр, омметр) | Реферат, проект, защита реферата, проекта, конспект в тетради. |
Колебания и волны | Действие механических колебаний и волн на здания и сооружения для специальностей | конспект в тетради для, доклад, проект, реферат, создание и защита презентаций. |
1.7 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 175 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 117 часов;
самостоятельной работы обучающегося 58 часов.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физика
Личностными результатами изучения учебной дисциплины «Физика» являются:
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
- деятельности;
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества,
- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов;
- сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
Метапредметным результатами изучения учебной дисциплины «Физика» являются:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
- самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
- использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
- выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
- способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения
- практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
Предметными результатами изучения учебной дисциплины «Физика» являются:
- сформированность системы знаний об общих физических закономерностях, законах, теориях;
- сформированность умения исследовать и анализировать разнообразные физические явления и свойства объектов, объяснять принципы работы и характеристики приборов и устройств;
- владение умениями выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов, проверять их экспериментальными средствами, формулируя цель исследования;
- владение методами самостоятельного планирования и проведения физических экспериментов, описания и анализа полученной измерительной информации, определения достоверности полученного результата;
- сформированность умений прогнозировать, анализировать и оценивать последствия бытовой и производственной деятельности человека, связанной с физическими процессами, с позиций экологической безопасности
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 175 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 117 |
в том числе: | |
Лабораторные работы | 32 |
Практические работы | 22 |
контрольные работы | 6 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 58 |
Работа с учебной и дополнительной литературой Решение задач по темам раздела Подготовка сообщений по теме на выбор Чтение текста учебной статьи, написание конспекта Подготовка и защита презентаций по теме на выбор | 12 10 16 12 8 |
Итоговая аттестация в форме экзамен |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Физика
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
Введение | Основные науки о природе (физика, химия, биология), их сходство и отличия. Естественнонаучный метод познания и его составляющие: наблюдение, измерение, эксперимент, гипотеза, теория | 2 | 1 | |||
Раздел 1 Механика | 22 | |||||
Тема 1.1 Кинематика | Содержание учебного материала: | 2 | 2 | |||
1 | Классическая механика как фундаментальная физическая теория. Границы ее применимости. Механическое движение. Материальная точка. Относительность механического движения. Система отсчета. Координаты. Радиус-вектор. Вектор перемещения. Скорость. | |||||
2 | Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Свободное падение тел. Движение по окружности. Угловая скорость. Центростремительное ускорение. | 2 | 1 | |||
Практические работы | 2 | |||||
Решение задач по теме «Скорость. Равномерное прямолинейное движение» Решение задач по теме «Ускорение. Равнопеременное движение» | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||||
Работа с учебной и дополнительной литературой по теме «Кинематика» Решение задач на нахождение пути и перемещения тела. | ||||||
Тема 1.2 Динамика | Содержание учебного материала: | 2 | 2 | |||
1 | Взаимодействие тел. Принцип суперпозиции сил. Законы динамики Ньютона. | |||||
2 | Силы в природе: упругость, трение, сила тяжести. | 1 | ||||
3 | Закон всемирного тяготения. Невесомость. | 2 | ||||
Практические работы | 2 | |||||
Решение задач на применение законов Ньютона | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||||
Работа с учебной и дополнительной литературой по теме «Динамика» Решение задач на применение законов Ньютона с учетом профильной направленности. | ||||||
Тема 1.3 Законы сохранения в механике | Содержание учебного материала: | 2 | 2 | |||
1 | Закон сохранения импульса и реактивное движение. | |||||
2 | Закон сохранения механической энергии. | |||||
3 | Работа и мощность. | |||||
Практические занятия | 2 | |||||
Решение задач на применение законов сохранения с учетом профильной направленности | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||||
Решение задач на нахождение работы тела и мощности с учетом профильной направленности | ||||||
Тема 1.4 Механические колебания и волны | Содержание учебного материала: | 2 | 1 | |||
1 | Механические колебания. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Свободные и вынужденные колебания. | |||||
2 | Резонанс. Механические волны. Свойства механических волн. Длина волны. Звуковые волны. Ультразвук и его использование в технике и медицине | |||||
Лабораторные работы | 2 | |||||
1.Изучение зависимости периода колебаний математического маятника от длины нити | ||||||
Практические работы | 2 | |||||
Решение задач на нахождение параметров колебательного движения | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||||
Работа с учебной и дополнительной литературой по теме «Ультразвук» Решение задач на нахождение параметров механических волн с учетом профильной направленности | ||||||
Контрольная работа по теме "Механика" | 2 | |||||
Раздел 2. Молекулярная физика. Термодинамика. | 20 | |||||
Тема 2.1. Основы молекулярно-кинетической теории | Содержание учебного материала: | 2 | 1 | |||
1 | История атомистических учений. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно- молекулярное строение вещества. Масса и размеры молекул. | |||||
2 | Тепловое движение. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии частиц | 2 | ||||
Практические работы | 2 | |||||
Решение задач на нахождение массы молекул, количества вещества | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||||
Работа с учебной и дополнительной литературой по теме «Строение вещества» | ||||||
Тема 2.2. Объяснение агрегатных состояний вещества на основе атомно-молекулярных представлений. | Содержание учебного материала: | 6 | 1 | |||
1 | Модель идеального газа. Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул газа. | |||||
2 | Изопроцессы. Уравнение Менделеева-Клапейрона.Уравнение состояния идеального газа. | 2 | ||||
3 | Модель строения жидкости. Свойства жидкости. Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха. | 1 | ||||
4 | Поверхностное натяжение Явления смачивания и не смачивания. Капиллярные явления Кипение. Критическое состояние вещества. | |||||
5 | Модель строения твердых тел. Механические свойства твердых тел. Аморфные вещества и жидкие кристаллы. Изменения агрегатных состояний вещества. | 1 | ||||
Лабораторные работы | 6 | |||||
1 | Проверка уравнения газового состояния | |||||
3 | Изучение капиллярных явлений | |||||
4 | Измерение влажности воздуха с помощью психрометра | |||||
Практические работы | 2 | |||||
Решение задач на применение изопроцессов. | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |||||
Подготовка сообщений по теме «Явления смачивания и капиллярности в строительстве»; Решение задач: тема «Температура в МКТ теории газа». | ||||||
Тема 2.3Термодинамика. | Содержание учебного материала: | 8 | 1 | |||
1 | Внутренняя энергия и способы ее изменения. | |||||
2 | Работа газа. Первый закон термодинамики. | |||||
3 | Необратимость тепловых процессов и второй закон термодинамики. | |||||
4 | Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. КПД тепловых двигателей. | 2 | ||||
Практические работы | 2 | |||||
Решение задач на вычисление КПД тепловых двигателей. | ||||||
Контрольная работа по теме "Молекулярная физика" | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |||||
Выполнение упражнений по теме « Работа в термодинамике» Подготовка сообщений, презентаций по теме « Тепловые двигатели» Решение задач: тема «Первый закон термодинамики» | ||||||
Раздел 3: Электродинамика | 54 | |||||
Тема 3.1. Электростатика. | Содержание учебного материала: | 4 | 2 | |||
1 | Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. | |||||
2 | Электрическое поле. Напряженность поля. Потенциал поля. Разность потенциалов. Проводники в электрическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. | 1 | ||||
3 | Проводники и диэлектрик в электрическом поле. Электрическая емкость. Конденсатор. | 2 | ||||
Практические работы | 2 | |||||
Решение задач по теме «Закон Кулона. Напряженность электрического поля». | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся | ||||||
Выполнение упражнений по теме: «Параметры электрического поля» Конспект «Поляризация диэлектриков» | 4 | |||||
Тема 3.2. Законы постоянного тока | Содержание учебного материала: | 4 | 1 | |||
1 | Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. | |||||
2 | Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. ЭДС источника тока. Закон Ома для полной цепи. | 2 | ||||
3 | Тепловое действие электрического тока. Закон Джоуля—Ленца. Мощность электрического тока. | |||||
4 | Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников. Полупроводниковый диод. Полупроводниковые приборы. | 1 | ||||
Практические работы | 4 | |||||
1 | Решение задач по теме «Закон Ома для участка цепи. Соединение проводников» | |||||
2 | Решение задач по теме «Постоянный электрический ток». | |||||
Лабораторные работы | 12 | |||||
1 | Определение электроемкости конденсатора | |||||
2 | Определение удельного сопротивления проводника | |||||
3 | Изучение последовательного и параллельного соединения потребителей | |||||
4 | Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока | |||||
5 | Изучение электрических свойств полупроводников | |||||
6 | Исследование зависимости мощности, потребляемой лампой накаливания от напряжения на ее зажимах | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | 12 | |||||
Реферат «Применение теплового действия электрического тока» Проект «Расчет эквивалентного сопротивления смешанных сопротивлений проводников» Конспект «Виды полупроводников» | ||||||
Тема 3.3. Магнитное поле. Явление электромагнитной индукции. | Содержание учебного материала: | 4 | 1 | |||
1 | Магнитное поле. Постоянные магниты и магнитное поле тока. Сила Ампера. | |||||
2 | Принцип действия электродвигателя. Электроизмерительные приборы. | 2 | ||||
3 3 | Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции и закон электромагнитной индукции Фарадея. | |||||
4 | Вихревое электрическое поле. Правило Ленца. Самоиндукция. Индуктивность. | 1 | ||||
Лабораторные работы | 6 | |||||
1.Изучение явления электромагнитной индукции | ||||||
2.Изучение устройства и работы трансформатора | ||||||
3.Измерение индуктивности катушки | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |||||
Подготовка сообщений и презентаций по теме «Фарадей и открытие электромагнитной индукции» Конспект «Изучение правила Ленца» | ||||||
Тема 3.4. Электромагнитные колебания и волны | Содержание учебного материала: | 8 | 2 | |||
1 | Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания. Вынужденные электромагнитные колебания. Действующие значения силы тока и напряжения. | |||||
2 | Принцип действия электрогенератора. Переменный ток. Трансформатор. | 1 | ||||
3 | Производство, передача и потребление электроэнергии. Проблемы энергосбережения. Техника безопасности в обращении с электрическим током | 2 | ||||
4 | Конденсатор и катушка в цепи переменного тока. Активное сопротивление. Электрический резонанс. | |||||
5 | Электромагнитная волна. Опыты Г. Герца. Свойства электромагнитных волн. Скорость электромагнитных волн. Опыты А.С. Попова. Принципы радиосвязи и телевидения | 1 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||||
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам). Самостоятельная проработка дополнительной литературы, с использованием рекомендаций преподавателя. Подготовка сообщений по теме «Осуществление передачи и приема телевизионных сигналов» | ||||||
Тема 3.5. Световые волны | Содержание учебного материала: | 4 | 1 | |||
1 | Свет как электромагнитная волна. Интерференция и дифракция света. | |||||
2 | Законы отражения и преломления света. Полное внутреннее отражение. | |||||
3 | Дисперсия и поляризация света. Различные виды электромагнитных излучений, их свойства и практические применения.. | 2 | ||||
4 | Оптические приборы. Разрешающая способность оптических приборов. | 1 | ||||
Практические работы | 2 | |||||
5 | Решение задач на вычисление основных характеристик колебательного контура и электромагнитных волн | |||||
6 | Контрольная работа по теме "Электродинамика" | 2 | ||||
Лабораторные работы | 4 | |||||
1 | Определение показателя преломления стекла | |||||
2 | Определение длины световой волны света с помощью дифракционной решетки | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | |||||
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам). Самостоятельная проработка дополнительной литературы, с использованием рекомендаций преподавателя. Подготовка сообщения по теме «ИК и УФ излучения» | ||||||
Раздел 4. Строение атома и квантовая физика | 14 | |||||
Тема 4.1 Строение атома и квантовая физика | Содержание учебного материала: | 12 | 1 | |||
Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. | ||||||
Волновые и корпускулярные свойства света. | 2 | |||||
Фотоэффект. Технические устройства, основанные на использовании фотоэффекта. | ||||||
Строение атома. Опыт Э. Резерфорда. Постулаты Н. Бора. Модель атома водорода по Бору. Трудности теории Бора. | 1 | |||||
Поглощение и испускание света атомом. Квантование энергии. | ||||||
Принцип действия и использование лазера. | 1 | |||||
Строение атомного ядра. Энергия связи. Связь массы и энергии. | 1 | |||||
Ядерная энергетика. Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы. | ||||||
Лабораторные работы | ||||||
Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | 10 | |||||
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам). Самостоятельная проработка дополнительной литературы, интернет источников, с использованием рекомендаций преподавателя. Проведение наблюдений. Подготовка сообщения по темам: «Описание механизма и области использования явления фотоэффекта в технических устройствах и процессах», «Современные сведения об элементарных частицах» | ||||||
Раздел 5 Эволюция вселенной | 5 | |||||
Тема 5.1 Эволюция вселенной | Содержание учебного материала: | 5 | 1 | |||
Эффект Доплера и обнаружение «разбегания» галактик. Большой взрыв. Возможные сценарии эволюции Вселенной. | ||||||
Эволюция и энергия горения звезд. Термоядерный синтез. | ||||||
Образование планетных систем. Солнечная система. | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||||
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам). Самостоятельная проработка дополнительной литературы, интернет источников, с использованием рекомендаций преподавателя. Проведение наблюдений. Подготовка сообщения по теме «Термоядерные реакции на Солнце». | ||||||
ВСЕГО | 117 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация рабочей программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Физика», оборудованного ТСО.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
методические рекомендации по выполнению лабораторных работ по физике;
- набор лабораторный по механике штатив, грузики;
- набор лабораторный для проверки объединенного газового закона укороченный манометр, лабораторный барометр, термометр;
- набор лабораторный «Оптика»
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением
- телевизор
- виртуальная лаборатория по физике
- ЦОР «Физика в картинках»
- ЦОР «Электронные уроки и тесты»
- ЦОР «Курс физики полный» Л.Я. Боревский
- авторские презентации к урокам (обеспечивают более70% изучаемого материала)
- подборка видеофрагментов к урокам по всем разделам
3.3.Перечень лабораторных работ
Таблица 3
№ | Тема программы | Тема лабораторной работы | Количество часов | Форма самостоятельной работы |
1 | Механические колебания и волны | Изучение зависимости периода колебаний математического маятника от длины нити | 2 | Изучение методических рекомендаций, выполнение эксперимента, составление отчета |
2 | Объяснение агрегатных состояний вещества на основе атомно-молекулярных представлений | Проверка уравнения газового состояния | 2 | Изучение методических рекомендаций, выполнение эксперимента, составление отчета |
3 | Объяснение агрегатных состояний вещества на основе атомно-молекулярных представлений | Изучение капиллярных явлений | 2 | Изучение методических рекомендаций, выполнение эксперимента, составление отчета |
4 | Объяснение агрегатных состояний вещества на основе атомно-молекулярных представлений | Измерение влажности воздуха с помощью психрометра | 2 | Изучение методических рекомендаций, выполнение эксперимента, составление отчета |
5 | Законы постоянного тока | Определение электроемкости конденсатора | 2 | Изучение методических рекомендаций, выполнение эксперимента, составление отчета |
6 | Законы постоянного тока | Определение удельного сопротивления проводника | 2 | Изучение методических рекомендаций, выполнение эксперимента, составление отчета |
7 | Законы постоянного тока | Изучение последовательного и параллельного соединения потребителей | 2 | Изучение методических рекомендаций, выполнение эксперимента, составление отчета |
8 | Законы постоянного тока | Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока | 2 | Изучение методических рекомендаций, выполнение эксперимента, составление отчета |
9 | Законы постоянного тока | Изучение электрических свойств полупроводников | 2 | Изучение методических рекомендаций, выполнение эксперимента, составление отчета |
10 | Законы постоянного тока | Исследование зависимости мощности, потребляемой лампой накаливания от напряжения на ее зажимах | 2 | Изучение методических рекомендаций, выполнение эксперимента, составление отчета |
11 | Магнитное поле. Явление электромагнитной индукции. | Изучения явления электромагнитной индукции | 2 | Изучение методических рекомендаций, выполнение эксперимента, составление отчета |
12 | Магнитное поле. Явление электромагнитной индукции. | Измерение индуктивности катушки | Изучение методических рекомендаций, выполнение эксперимента, составление отчета | |
13 | Магнитное поле. Явление электромагнитной индукции. | Изучение устройства и работы трансформатора | 2 | Изучение методических рекомендаций, выполнение эксперимента, составление отчета |
14 | Световые волны | Определение показателя преломления стекла | 2 | Изучение методических рекомендаций, выполнение эксперимента, составление отчета |
15 | Световые волны | Определение длины световой волны света с помощью дифракционной решетки | 2 | Изучение методических рекомендаций, выполнение эксперимента, составление отчета |
16 | Строение атома и квантовая физика | Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям | 2 | Изучение методических рекомендаций, выполнение эксперимента, составление отчета |
4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1Требования к материально - техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета-лаборатории «Физика», оборудованного ТСО.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- наглядные пособия.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- интерактивная доска или экран;
- калькуляторы
4.2. Информационное обеспечение обучения
Для обучающихся
Основные источники:
- Дмитриева В.Ф. Физика : учебник для профессий и специальностей технического профиля: учебник для учреждений сред. проф. образования / В. Ф. Дмитриева. - 7-е изд. - Москва : Академия, 2014
- Дмитриева В.Ф. Сборник задач : Учебное пособие .- 5-е изд., стереотип. - Москва : Академия, 2014
Дополнительные источники:
- Физика: Учеб. Для 10 кл. шк. с углубл. изуч. физики/ О. Ф. Кабардин, В. А Орлов, Э. Е. Эвенчик и др. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2012.
- Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2012.
- Самойленко П.И., Сергеев А.В. Сборник задач и вопросов по физике : Учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования .- 5-е изд., стер. .- М. : Академия, 2008
Интернет – ресурсы:
- www.edu.delfa.net:8101/teacher/club.html
- http://files.school-collection.edu.ru/
- http://www.all-fizika.com/
- http://eduportal.uz/rus/info/news/
- http://nsportal.ru/ korobkova-galina-pavlovna
- http://vschool.km.ru/
- http://experiment.edu.ru/
- http://archive.1september.ru/fiz/
Периодические издания
Журналы
- «Физика»
- «Квант»
- «Наука и жизнь»
- «Журнал МИФ»
5 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
До начала изучения учебной дисциплины
Осуществляется входящий контроль в форме тестирования
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе выполнения лабораторных работ, тестирования, а так же выполнения индивидуальных практических и творческих заданий, проектов. Освоение материала студентами с различными уровнями подготовки осуществляется посредством самостоятельной, реферативной работы, участием в научно-исследовательской и творческой работе по дисциплине, по результатам внутреннего мониторинга.
5.1 Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке
В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний, а также динамика формирования общих компетенций (таблица 4;таблица 5)
Показатели проверки результатов обучения
Таблица 4
Раздел (тема) учебной дисциплины | Результаты обучения: умения, знания и компетенции | Показатели оценки результата | Форма и методы контроля | ||
Введение | У4 приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления; ОК1;ОК4;ОК6; | Отличают наблюдение от эксперимента, приводят примеры и объясняют физические явления | Входное тестирование; устный опрос; домашнее задание творческого характера; | ||
Раздел 1 Механика | |||||
Тема 1.1 Кинематика | Знать: З1 смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория З2 смысл физических величин: скорость, ускорение; ОК1:ОК 2. ОК 3. ОК4. | Описывают физические явления, формулируют основные законы механики Называют основные величины, воспроизводят формулы основных физических величин | -устный опрос - эвристическая беседа -физический диктант -зачет по формулам | ||
Уметь: У1 описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение тел и искусственных спутников Земли; У5 приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики У6 воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях. У7 применять полученные знания для решения физических задач; У 8 определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле; У10 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни ОК1;ОК2;ОК3;ОК5;ОК6; ОК8;ОК9; | Различают типы движения, рассчитывают основные характеристики движения Объясняют примеры физических явлений на основе классических законов механики отбирают и эффективно используют информационные ресурсы сети Интернет Решают задачи на расчёт основных кинематических величин Решают графические задачи, описывают графики, анализируют решение практических задач Эффективно ищут информацию о практической значимости изученных законов механики и демонстрируют интерес к будущей специальности | Текущий контроль: - устный опрос, - практическая работа на расчет основных кинематических величин -подготовка сообщений, докладов -конспект внеаудиторная, самостоятельная работа по решению задач -Выполнение творческих заданий - презентаций - выполнение рефератов | |||
Тема 1.2 Динамика | Знать: З1 смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория З3 смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения; ОК1.ОК 2. ОК 3. ОК4. | Описывают физические явления, формулируют основные законы механики Воспроизводят законы Ньютона, законы сохранения, представляют границы применимости законов | -устный опрос - эвристическая беседа -физический диктант -зачет по формулам | ||
Уметь: У1 описывать и объяснять физические явления и свойства тел: У4 приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; У5приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики ОК1; ОК2; ОК3;ОК4; ОК8; | Объясняют свойства основных величин динамики Отличают наблюдение от эксперимента, приводят примеры Объясняют примеры физических явлений на основе классических законов механики Пользуются лабораторным оборудованием, проводят эксперимент, рассчитывают физические величины | Текущий контроль: - решение качественных задач устный опрос; домашнее заданиетворческого характера-подготовка сообщений, докладов -конспект оценка освоенных умений в ходе выполнения работ по темам раздела | |||
Тема 1.3 Законы сохранения в механике | Знать: З1 смысл понятий: закон, взаимодействие, З2 смысл физических величин: импульс, работа, механическая энергия, З3 смысл физических законовсохранения энергии, импульса З4 вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики ОК1,ОК 2. ОК 3. ОК4. | Описывают физические явления, формулируют основные законы механики Называют основные величины, воспроизводят формулы основных физических величин называют фамилии ученых внёсших вклад в развитие физики в данной области | -устный опрос - эвристическая беседа -физический диктант -зачет по формулам | ||
Уметь: У1 описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение тел У5 приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики ОК1; ОК 2. ОК 3. ОК4.ОК8; | Описывают движение и взаимодействие тел с точки зрения законов сохранения Объясняют примеры физических явлений на основе классических законов механики | Текущий контроль: - устный опрос; - устный опрос, -подготовка сообщений, докладов -конспект | |||
Тема 1.4 Механические колебания и волны | З1 смысл понятий: физическое явление,; З2 смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, работа, механическая энергия, З3 смысл физических законов классической механики ОК1,ОК 2. ОК 3 | Описывают физические явления, формулируют основные законы механики Называют основные величины, воспроизводят формулы основных физических величин | -устный опрос - эвристическая беседа -физический диктант -зачет по формулам | ||
Уметь: У1 описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение тел и искусственных спутников Земли; У5 приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики У6 воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях. У7 применять полученные знания для решения физических задач; У8 определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле; У9 измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей; У10 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни ОК1;ОК2;ОК3;ОК5;ОК6 ОК8;ОК9;; | Различают типы движения, рассчитывают основные характеристики движения Объясняют примеры физических явлений на основе классических законов механики отбирают и эффективно используют информационные ресурсы сети Интернет Решают задачи на расчёт основных кинематических величин Решают графические задачи, описывают графики, анализируют решение практических задачПользуются лабораторным оборудованием, проводят эксперимент, рассчитывают физические величины Эффективно ищут информацию о практической значимости изученных законов механики и демонстрируют интерес к будущей специальности | - устный опрос, - практическая работа на расчет основных кинематических величин | |||
-подготовка сообщений, докладов -конспект - тестовый контроль - практическая работа -внеаудиторная, самостоятельная работа по решению задач - выполнение рефератов | |||||
Раздел 2.Молекулярная физика. Термодинамика. | |||||
Тема 2.1. Основы молекулярно-кинетической теории | Знать З1 смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, З2 смысл физических величин: внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты; З4 вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики ОК 1. ОК 3. ОК 5..ОК 6; ОК 8. | Называют основные величины, воспроизводят формулы основных физических величин Изучают дополнительную литературу в том числе и интернет ресурсы называют фамилии ученых внёсших вклад в развитие физики в данной области | -устный опрос - эвристическая беседа -физический диктант -зачет по формулам -Подготовка сообщений и докладов | ||
У2 отличать гипотезы от научных теорий; У3 делать выводы на основе экспериментальных данных; У4 приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий У5 приводить примеры практического использования У6воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях. У7применять полученные знания для решения физических задач; У 8 определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле; У9 измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей;ОК2; ОК 3. ОК 4. ОК 7. ОК 8. | Анализируют и сопоставляют, предоставленную информацию по темам радела Анализируют и сопоставляют экспериментальные данные с табличными значениями величин Объясняют примеры физических явлений с точки зрения МКТ отбирают и эффективно используют информационные ресурсы сети Интернет Эффективно ищут информацию о практической значимости изученных законов и явлений Решают задачи по данной теме Проводят измерения физических величин с помощь лабораторного оборудования или виртуальной лаборатории | - заполнение рабочей карты студента -эвристическая беседа - подготовка сообщений -подготовка и защита презентаций -отчет о выполнении лабораторной работы тестовый контроль - практическая работа -внеаудиторная, самостоятельная работа по решению задач | |||
Тема 2.2. Объяснение агрегатных состояний вещества на основе атомно-молекулярных представлений. | Знать З1 смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, З2 смысл физических величин: внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты; З4 вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики ОК 1. ОК 3. ОК 5..ОК 6; ОК 8. | Называют основные величины, воспроизводят формулы основных физических величин Изучают дополнительную литературу в том числе и интернет ресурсы называют фамилии ученых внёсших вклад в развитие физики в данной области | -устный опрос - эвристическая беседа -физический диктант -зачет по формулам -Подготовка сообщений и докладов | ||
У1 описывать и объяснять физические явления и свойства тел: жидкостей и твердых тел; У2 отличать гипотезы от научных теорий; У4 приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, У5 приводить примеры практического использования физических знаний: термодинамики У6 воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях. У7 применять полученные знания для решения физических задач; У 8 определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле; У9 измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей; У10 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для обеспечения безопасности жизнедеятельности в строительной отрасли; в процессе ОК1;ОК2; ОК 3. ОК 4. ОК 7. ОК 8 | Анализируют и сопоставляют, предоставленную информацию по темам радела Анализируют и сопоставляют экспериментальные данные с табличными значениями величин Объясняют примеры физических явлений с точки зрения МКТ отбирают и эффективно используют информационные ресурсы сети Интернет Эффективно ищут информацию о практической значимости изученных законов и явлений Решают задачи по данной теме Проводят измерения физических величин с помощь лабораторного оборудования или виртуальной лаборатории | - выполнение заданий в рабочей карте студента -эвристическая беседа - подготовка сообщений -подготовка и защита презентаций -отчет о выполнении лабораторной работы тестовый контроль - практическая работа -внеаудиторная, самостоятельная работа по решению задач | |||
Тема 2.3Термодинамика. | З1 смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество; З2 смысл физических величин: абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты; З3 смысл физических законов термодинамики, З4 вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физикиОК 1. ОК 3. ОК 5..ОК 6; ОК 8. | Описывают физические явления, формулируют основные законы термодинамики Называют основные величины, воспроизводят формулы основных физических величин называют фамилии ученых внёсших вклад в развитие физики в данной области | -устный опрос -физический диктант -зачет по формулам -домашнее задание творческого характера; - работа с текстом учебника конспектирование по заданному вопросу | ||
У1 описывать и объяснять физические явления и свойства тел: жидкостей и твердых тел; У2 отличать гипотезы от научных теорий; У4 приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, У5 приводить примеры практического использования физических знаний: термодинамики У6 воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях. У7 применять полученные знания для решения физических задач; У 8 определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле; У9 измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей; У10 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для обеспечения безопасности жизнедеятельности в строительной отрасли; ОК1;ОК2; ОК 3. ОК 4. ОК 7. ОК 8 | Анализируют и сопоставляют, предоставленную информацию по темам радела Анализируют и сопоставляют экспериментальные данные с табличными значениями величин Объясняют примеры физических явлений с точки зрения МКТ отбирают и эффективно используют информационные ресурсы сети Интернет Эффективно ищут информацию о практической значимости изученных законов и явлений Решают задачи по данной теме Проводят измерения физических величин с помощь лабораторного оборудования или виртуальной лаборатории | - выполнение заданий в рабочей карте студента -эвристическая беседа - подготовка сообщений -подготовка и защита презентаций -отчет о выполнении лабораторной работы тестовый контроль - практическая работа -внеаудиторная, самостоятельная работа по решению задач | |||
Раздел 3: Электродинамика | |||||
Тема 3.1. Электростатика. | Знать З1 смысл понятий: физическое явление, гипотеза, электрическое поле; З2 смысл физических величин: элементарный электрический заряд; взаимодействия электрического заряда, З4 вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики ОК 1. ОК2;ОК 3. ОК 5..ОК 6; ОК 8. | Описывают физические явления, формулируют основные законы электростатики Называют основные величины, воспроизводят формулы основных физических величин называют фамилии ученых внёсших вклад в развитие физики в данной области | устный опрос - эвристическая беседа -физический диктант -зачет по формулам | ||
Уметь У1 описывать и объяснять физические явления и свойства тел: взаимодействие зарядов; У3 делать выводы на основе экспериментальных данных; У4приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент позволяют проверить истинность теоретических выводов; У5 приводить примеры практического использования физических знаний: законов электродинамики; У6 воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать Интернете, научно-популярных статьях. У7 применять полученные знания для решения физических задач; У 8 определять характер физического процесса формуле; У9 измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей; У10 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для обеспечения безопасности жизнедеятельности в строительной отрасли ОК 1. ОК2;ОК 3. ОК 5..ОК 6; ОК 8.ОК9;ОК10; | Анализируют и описывают явления взаимодействия заряженных тел; Объясняют примеры физических явлений с точки зрения законов взаимодействия зарядов; отбирают и эффективно используют информационные ресурсы сети Интернет Анализируют и сопоставляют, предоставленную информацию по темам радела Решают задачи по данной теме Проводят измерения физических величин с помощь лабораторного оборудования или виртуальной лаборатории | - выполнение заданий в рабочей карте студента -эвристическая беседа - подготовка сообщений -подготовка и защита презентаций -отчет о выполнении лабораторной работы тестовый контроль - практическая работа -внеаудиторная, самостоятельная работа по решению задач | |||
Тема 3.2. Законы постоянного тока | Знать З1 смысл понятий: физическое явление, гипотеза, электрическое поле, электрический ток; З2 смысл физических величин: элементарный электрический заряд; сила тока, напряжение; З4 вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики ОК 1. ОК2;ОК 3. ОК 5..ОК 6; ОК 8. | Описывают физические явления, формулируют основные законы постоянного тока Называют основные величины, воспроизводят формулы для расчета основных физических величин называют фамилии ученых внёсших вклад в развитие физики в данной области | устный опрос -физический диктант -зачет по формулам | ||
Уметь У1 описывать и объяснять физические явления и свойства тел: взаимодействие и движения зарядов; У2 отличать гипотезы от научных теорий; У3 делать выводы на основе экспериментальных данных; У4приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; У5 приводить примеры практического использования физических знаний: законов электродинамики в энергетике; У6 воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях. У7 применять полученные знания для решения физических задач; У 8 определять характер физического процесса по графику по формуле; У9 измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей; У10 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для обеспечения безопасности жизнедеятельности в строительной отрасли ОК 1. ОК2;ОК 3. ОК 5..ОК 6; ОК 8.ОК9;ОК10; | Анализируют и описывают возникновения тока и процессов в электрической цепи; Объясняют примеры физических явлений с точки зрения законов Ома; отбирают и эффективно используют информационные ресурсы сети Интернет Анализируют и сопоставляют, предоставленную информацию по темам радела Решают задачи по данной теме Проводят измерения физических величин с помощь лабораторного оборудования или виртуальной лаборатории | - выполнение заданий в рабочей карте студента -эвристическая беседа - подготовка сообщений -подготовка и защита презентаций -отчет о выполнении лабораторной работы тестовый контроль - практическая работа -внеаудиторная, самостоятельная работа по решению задач | |||
Тема 3.3. Магнитное поле. Явление электромагнитной индукции. | знать: З1 смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, взаимодействие, электромагнитное поле, З2 смысл физических величин: элементарный электрический заряд; ЭДС индукции З3 смысл физических законов электромагнитной индукции; З4 вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики ОК 1. ОК2;ОК 3. ОК 5..ОК 6; ОК 8.ОК10; | Описывают физические явления, формулируют основные законы электромагнетизма применяют законы электромагнитной индукции при решении задач Называют основные величины, воспроизводят формулы основных физических величин называют фамилии ученых внёсших вклад в развитие физики в данной области | -устный опрос -физический диктант -зачет по формулам -домашнее задание творческого характера; - работа с текстом учебника конспектирование по заданному вопросу | ||
Уметь У1 описывать и объяснять физические явления и свойства тел: взаимодействие зарядов; У2 отличать гипотезы от научных теорий; У3 делать выводы на основе экспериментальных данных; У4приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; У5 приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, электродинамики в энергетике; У6 воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях. У7 применять полученные знания для решения физических задач; У 8 определять характер физического процесса формуле; У9 измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей; ОК 1. ОК2;ОК 3. ОК 5..ОК 6; ОК 8.ОК9;ОК10; | Анализируют и описывают явления взаимодействия заряженных тел; Объясняют примеры физических явлений с точки зрения законов взаимодействия зарядов; отбирают и эффективно используют информационные ресурсы сети Интернет Анализируют и сопоставляют, предоставленную информацию по темам радела Решают задачи по данной теме Проводят измерения физических величин с помощь лабораторного оборудования или виртуальной лаборатории | - выполнение заданий в рабочей карте студента -эвристическая беседа - подготовка сообщений -подготовка и защита презентаций -отчет о выполнении лабораторной работы тестовый контроль - практическая работа -внеаудиторная, самостоятельная работа по решению задач | |||
Тема 3.4. Электромагнитные колебания и волны | знать: З1 смысл понятий: электромагнитное поле, волна; З3 смысл физических законов электромагнитной индукции; ОК1. ОК2;ОК 3;ОК 8.ОК9; | Называют основные величины, воспроизводят формулы основных физических величин, применяют законы электромагнитной индукции при решении задач | устный опрос-домашнее задание творческого характера; - работа с текстом учебника конспектирование по заданному вопросу | ||
Уметь У1 описывать и объяснять физические явления и свойства тел: взаимодействие зарядов; У4приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; У5 приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, электродинамики в энергетике; У6 воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях. У7 применять полученные знания для решения физических задач; У 8 определять характер физического процесса формуле; У9 измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей; У10 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для обеспечения безопасности жизнедеятельности в строительной отрасли ОК 1. ОК2;ОК 3. ОК 5..ОК 6; ОК 8.ОК9;ОК10; | Анализируют и описывают явления взаимодействия заряженных тел; Объясняют примеры физических явлений с точки зрения законов взаимодействия зарядов; отбирают и эффективно используют информационные ресурсы сети Интернет Анализируют и сопоставляют, предоставленную информацию по темам радела Решают задачи по данной теме Проводят измерения физических величин с помощь лабораторного оборудования или виртуальной лаборатории | - выполнение заданий в рабочей карте студента -эвристическая беседа - подготовка сообщений -подготовка и защита презентаций -отчет о выполнении лабораторной работы тестовый контроль - практическая работа -внеаудиторная, самостоятельная работа по решению задач | |||
Тема 3.5. Световые волны | знать: З1 смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, З2 смысл физических величин: электромагнитная волна З4 вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики ОК 1.; | Воспроизводят смысл понятия световая волна, воспроизводят формулы основных физических величин, применяют законы называют фамилии ученых внёсших вклад в развитие физики в данной области | устный опрос-домашнее задание творческого характера; - работа с текстом учебника конспектирование по заданному вопросу | ||
Уметь У4приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; У5 приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, электродинамики в энергетике; У6 воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях. У7 применять полученные знания для решения физических задач; У 8 определять характер физического процесса формуле; У9 измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей; У10 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для обеспечения безопасности жизнедеятельности в строительной отрасли ОК 1. ОК2;ОК 3. ОК 5..ОК 6; ОК 8.ОК9;ОК10; | Объясняют световые явления; отбирают и эффективно используют информационные ресурсы сети Интернет Анализируют и сопоставляют, предоставленную информацию по темам радела Решают задачи по данной теме Проводят измерения физических величин с помощь лабораторного оборудования или виртуальной лаборатории | - выполнение заданий в рабочей карте студента -эвристическая беседа - подготовка сообщений -подготовка и защита презентаций -отчет о выполнении лабораторной работы тестовый контроль - практическая работа -внеаудиторная, самостоятельная работа по решению задач | |||
Раздел 4.Строение атома и квантовая физика | |||||
Тема 4.1 Строение атома и квантовая физика | знать: З1 смысл понятий: фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения; З3 смысл физических законов фотоэффекта; З4 вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики; ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5;ОК 8. ОК 9. | Формулируют определения фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения Формулируют законы фотоэффекта Изучают дополнительную литературу в том числе и интернет ресурсы называют фамилии ученых внёсших вклад в развитие физики в данной области | -устный опрос - эвристическая беседа - тестовый контроль - отвечают на вопросы в рабочей карте студента -Подготовка сообщений и докладов | ||
У1 описывать и объяснять физические явления и свойства тел: волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;. У2отличать гипотезы от научных теорий; У3делать выводы на основе экспериментальных данных; У4 приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий У5 приводить примеры практического использования физических знаний: квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров; У6 воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.У7 применять полученные знания для решения физических задач; У 8 определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле У9 измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей; ОК 2. ОК 3. ОК 4ОК 5. ОК 7. ОК 8. | Анализируют волновые свойства сета, сопоставляют с механическими волнами, устанавливают связь волновых и квантовых свойств света Анализируют и сопоставляют, предоставленную информацию по темам радела Анализируют и сопоставляют экспериментальные данные с табличными значениями величин Объясняют примеры физических явлений с точки зрения квантовой физики отбирают и эффективно используют информационные ресурсы сети Интернет Эффективно ищут информацию о практической значимости изученных законов и явлений Решают задачи по всем темам раздела Анализируют графики законов фотоэффекта Проводят измерения физических величин с помощь лабораторного оборудования или виртуальной лаборатории | - заполнение рабочей карты студента -эвристическая беседа - эвристическая беседа - подготовка сообщений -подготовка и защита презентаций -отчет о выполнении лабораторной работы - устный опрос, -подготовка сообщений, докладов -конспект | |||
Раздел 5 Эволюция вселенной | |||||
Тема 5.1 Эволюция вселенной | знать: З1 смысл понятий: планета, звезда, галактика, Вселенная; З4 вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики; ОК 2. ОК 4. ОК 5. | Формулируют и объясняют понятия планета, звезда, галактика, Вселенная Изучают дополнительную литературу в том числе и интернет ресурсы называют фамилии ученых внёсших вклад в развитие физики в данной области | -эвристическая беседа -устный опрос -Подготовка сообщений и докладов -защита рефератов | ||
Уметь: У1 описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и спутников Земли; У2 отличать гипотезы от научных теорий; У6 воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в Интернете, научно-популярных статьях. ОК 5. ОК7. | Формулируют законы движения планет Анализируют и сопоставляют, предоставленную информацию по темам радела Эффективно ищут информацию о практической значимости изученных явлений | -эвристическая беседа -устный опрос - подготовка сообщений -подготовка и защита презентаций -Выполнение творческих заданий - защита презентаций - защита рефератов |
Карта оценивания общих компетенций
Показатели оценки самостоятельной работы студента: Таблица 5 | ||
Этап работы | Формируемые компетенции | Показатели оценки |
Изучение методического, раздаточного материала, вопросов рабочей карты студента, методических рекомендаций к лабораторной работе | ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | -корректно выполняет работу, по методической рекомендации, рабочей карте, инструкции, самостоятельно ставит цели работы -эстетическое, грамотное оформление работы -личностная заинтересованность, творческий подход |
ОК.2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | -поставлена цель необходимая для достижения результата - поставлены задачи, отражающие пути достижения цели, - в соответствии с целями и задачами выбраны оптимальные методы работы | |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. (для лабораторной работы в малых группах, парах) | - обязанности распределены равномерно между всеми членами малой группы ( пары) - все члены группы эффективно участвуют в работе | |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | - самостоятельное определение порядка выполнения работы - проявление самостоятельности при выполнении заданий повышенного уровня | |
Осуществление деятельности по выполнению экспериментальной части, выполнение расчётной части Осуществление деятельности по заполнению карты студента | ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | -самостоятельно выполняет экспериментальную часть -самостоятельно определяет значения величин по измерительным приборам |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество | -рационально выбирает методы выполнения экспериментальной части | |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. (для группового проекта) | - работа в малой группе проходит согласованно, без конфликтов между ее членами | |
ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. | - демонстрация целеустремленности, решительности, энергичности, инициативности, организаторских способностей | |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | - самостоятельно осуществляют подбор, структурирование, разработку материала, оценку результатов исследования, подведение итогов проекта | |
Оценка результатов и процесса выполнения работы(заполнения карты) | ОК.2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество | - |
ОК.3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | -доказательность и аргументированность при ответах на вопросы | |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития- приведен список используемых источников | .- отобрана качественная информация, раскрывающая поставленную проблему - сформированные идеи ясно изложены -информация структурирована, представлена в виде схем, таблиц и.т.д. | |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | - презентация имеет единый стиль оформления - используются дополнительные источники | |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. (для работы в паре, малой группе) | -вежливость, тактичность при ответах комиссии, оппонентам | |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | - аргументированные ответы на вопросы профессиональной направленности |
Промежуточная аттестация по дисциплине проводится согласно учебному плану в форме дифференцированного зачета. Формируется накопительная оценка как средний балл за совокупность выполненных лабораторных, практических и контрольных работ (тестирования), заданий самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы.
Итоговая аттестация проводится согласно учебному плану в форме экзамена в период экзаменационной сессии, в день освобожденный от других форм учебной нагрузки по окончанию изучения учебной дисциплины. Содержание экзаменационных заданий для проведения экзаменов по физике должно отвечать требованиям к уровню подготовки выпускников, предусмотренных государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования по соответствующей учебной дисциплине базового уровня. Уровень подготовки обучающегося оценивается в баллах: «отлично»(5), «хорошо»(4), «удовлетворительно»(3), «неудовлетворительно» (2) оценка за экзамен выставляется в ведомость и зачётную книжку (кроме неудовлетворительной).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка для проведения олимпиады по учебной дисциплине Иностранный язык специальностей 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
В данной методической разработке представлен материал для проведения олимпиады по английскому языку среди студентов 3-х курсов, как одна из форм внеклассной работы.С целью оптимизации выполнения...
Рабочая программа учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Рабочая программа Учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»...
Методические указания по выполнению самостоятельных работ дисциплины «Охрана труда» специальности 23.02.03 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта".
Методические указания разработаны преподавателем дисциплины ОГАПОУ "Белгородский строительный колледж" Броварником Михаилом Васильевичем.Методические указания составлены в соответствии с раб...
Комплект контрольно-измерительных материалов для проведения дифференцированного зачета по дисциплине «Охрана труда» специальность 23.02.03 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта".
Контрольно-измерительные материалы (КИМ) разработаны для контроля и оценки образовательных достижений студентов, освоивших программу дисциплины ОП.08 «Охрана труда».Актуальность контрольно...
Рабочая программа дисциплины "Материаловедение" для специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт а...
Олимпиада по дисциплине «Охрана труда» специальность 23.02.03 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта".
Олимпиада по дисциплине «Охрана труда» проводится среди студентов3 курса специальности 23.02.03. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»....
Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» По специальности: 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» (по отраслям)
Рабочая программа учебной дисциплины "Материаловедение" является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 23.02.03. "Техническое...