Конспект урока по экономике "Безработица. Управление занятостью"
план-конспект урока на тему

Кустышева Татьяна Алиевна

Тема урока очень актуальна, так как в периоды нестабильности в экономике страны никто не застрахован от таких жизненных ситуаций, как потеря работы и доходов. А что означает потеря работы для человека? … Означает снижение жизненного уровня, потерю психологического равновесия, и даже может нанести  психологическую травму. Цель урока: сформировать умение использования экономической информации по теме «БЕЗРАБОТИЦА» для анализа, оценки и  грамотного поведения на рынке труда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по экономике

тема «Безработица. Управление занятостью»

Вид урока: изучение нового материала.

Цель урока: сформировать умение использования экономической информации по теме «БЕЗРАБОТИЦА» для анализа, оценки и  грамотного поведения на рынке труда

  • Обучающая:  формирование  знания о безработице, ее причинах, видах и последствиях.
  • Развивающая:  развитие экономического мышления через анализ информации
  • Воспитывающая: формирование коммуникативной компетентности через работу в группах,  использование полученных знаний в условиях рыночной экономики на рынке труда;

Оборудование урока:  мультимедийное оборудование, мультимедийная презентация к уроку  "Безработица", учебники  «Основы экономики и предпринимательства», рабочие листы для обучающихся.

ХОД УРОКА

Организационный этап. 

Взаимное приветствие, проверка явки обучающихся, проверка готовности обучающихся к уроку.

Этап подготовки обучающихся  к восприятию нового материала

Формулировка цели и задач  урока совместно с обучающимися.

Ребята, давайте вместе вспомним, какие изменения в экономической жизни   произошли с момента  перехода нашего государства к рыночной экономике?

Совместное обсуждение, в результате которого необходимо сделать вывод о том, что рыночная экономика имеет много преимуществ ( свобода предпринимательства, выбор потребителя и т.д ), но вместе с этим, рынок принес в жизнь нашего общества и проблемы. Например: инфляция (рост цен), нестабильность ( периоды роста экономики сменяются  экономическими  спадами). В периоды экономического спада фирмы уменьшают объемы производства,  часть фирм приходит к банкротству и закрывается. И … как следствие… … Именно в период спада экономики растет число людей, потерявших работу.  О чем же мы будем сегодня говорить?...

Итак, тема нашего урока «Безработица». Тема очень актуальна, так как в периоды нестабильности в экономике страны никто из нас не застрахован от таких жизненных ситуаций, как потеря работы и доходов. А что означает потеря работы для человека? … Означает снижение жизненного уровня, потерю психологического равновесия, и даже может нанести  психологическую травму.  Поэтому мы сегодня постараемся побольше узнать о безработице… Цель нашего урока: сформировать умение использования экономической информации по теме «БЕЗРАБОТИЦА»для анализа, оценки и  грамотного поведения на рынке труда.

Задачи  на сегодняшний урок:

  • 1.Познакомиться с терминологией: «Безработица», «Рабочая сила», «Безработные», «Уровень безработицы», «Уровень занятости»
  • 2. Выделить причины, виды и последствия безработицы;
  • 3. Ознакомиться с мерами государственной поддержки и  статистическими данными рынка труда

Домашнее задание: проанализировать статистические данные  рынка труда города Северодвинска и привести примеры самых востребованных профессий на сегодняшний день.

Этап изучения нового материала

БЕЗРАБОТИЦА – ситуация в экономике страны, когда часть населения в трудоспособном возрасте не имеет работы, но активно ее ищет.

Трудоспособное население:  В настоящее время в России трудоспособным населением считаются женщины от 16 до 55 лет, мужчины от 16 до 60 лет.

Нетрудоспособное население - лица моложе 16 лет или достигшие пенсионного возраста, а также не работающие по состоянию здоровья во всех возрастах.

Добровольно незанятые -  люди в трудоспособном возрасте, добровольно неработающие (старшеклассники общеобразовательных и специализированных школ, гимназий, лицеев, достигшие 16 лет; студенты дневных отделений ВУЗов, техникумов, колледжей; лица, занятые в домашнем хозяйстве).

Занятые - люди, работающие полный рабочий день по найму или на индивидуальных предприятиях.

Безработные – люди, которые не имеют работы, но активно ее ищут и готовы приступить к работе

ПРИЗНАКИ БЕЗРАБОТНОГО:

  1. Трудоспособность гражданина
  2. Отсутствие работы и заработка
  3. Регистрация в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы
  4. Готовность приступить к подходящей работе

               УРОВЕНЬ ЗАНЯТОСТИ

Теперь мы знаем уже некоторые понятия о рынке труда и безработице. А сейчас нам необходимо выделить причины безработицы и ее виды и сделать вывод о том, все ли причины и виды безработицы наносят экономике ущерб?

Для этого мы заполним таблицу  при помощи учебника «Основы экономики и предпринимательства» (стр72-73)

Виды безработицы

Причины безработицы

Естественные виды  безработицы

1.Фрикционная

Личные причины: поиск работы впервые, смена работы, переезд к ному месту жительства…

2.Сезонная

Возникает в определенное время года: в сельском хозяйстве (сбор урожая), в строительстве, в туризме…

3.Структурная

Изменение структуры экономики: появление новых отраслей экономики и профессий,  время на смену квалификацию работника, переобучение …

Неестественный вид безработицы

Циклическая

Экономический спад в экономике: закрытие предприятий, сокращение численности работающих, сокращение рабочего дня …

Из таблицы можно сделать вывод о том, что самым болезненным видом безработицы для гражданина и государства является  циклическая безработица, которая приводит к тяжелым последствиям как для семей, так и для экономики в целом. 

Последствия безработицы:

  • Не производится какая-то часть товаров и услуг, которые могли бы быть произведены, если бы человек работал.
  • Снижаются налоговые поступления: работающий получает доход (зарплату), который облагается налогом.
  • Снижается уровень жизни семьи безработного, так как пособие по безработице меньше, чем зарплата.
  • Ухудшается психологическое состояние безработного, становятся частыми конфликты в семье, и т.д.
  • Безработица обостряет политическую обстановку в стране. Причиной тому растущее озлобление людей, лишившихся возможности достойно содержать свои семьи и проводящих день за днем в поисках работы.
  • Рост безработицы может вести к росту числа преступлений, которые люди совершают, чтобы добыть нужные блага.

Какие же меры государственной поддержки безработным  существуют в нашей стране?

1.Содействие в поисках работы

2.Пособие по безработице

3.Стипендия безработным в период профессионального обучения по направлению службы занятости

4.Возможность участия в общественных работах

5.Получение субсидий на организацию собственного бизнеса

Этап проверки понимания учебного  материала урока

Проблемные вопросы:

  1. Почему в разных регионах нашей страны уровень безработицы разный? (преобладание старых и новых отраслей, большой прирост населения, потоки мигрантов и др.)
  2. Связан ли уровень безработицы с демографической ситуацией в стране? (Рождаемость, смертность, рост доли пожилых людей в структуре населения и т.д.
  3. Почему фрикционную безработицу считают нормальным явлением для экономики?

Итак, мы почти  выполнили поставленные перед нами  задачи урока.  Осталось только проверить, как вы усвоили сегодняшний материал?

Для начала я попрошу вас ответить на несколько вопросов (по желанию):

1.Что такое безработица?

2. Кого мы отнесем к трудоспособному населению?

3. Как определить численность рабочей силы?

4. Какой показатель отражает ситуацию с занятостью на рынке труда?

5.Какие виды безработицы относят к естественным?

6.Какой вид безработицы относят к неестественному?

 Этап закрепления учебного  материала урока

Вопросы 

Ситуации 

1.Какие из перечисленных категорий граждан включаются в состав рабочей силы ?

А какие нет?

(ответы: «да» или «нет»)

А)  Работник,  уволившийся по собственному желанию, находящийся в поиске новой  работы

Б) Неработающая студентка дневного отделения Высшей школы экономики 

В)  Лаборантка кафедры высшего учебного заведения,  которая учится в этом же ВУЗе на вечернем отделении 

Г)Женщина-домохозяйка,  прекратившая поиски работы,   решившая  посвятить себя дому и семье.

Д) Работник предприятия,  переведенный на режим неполного рабочего дня 

2.Укажите вид безработицы для каждой ситуации

А) Руководство фирмы приняло решение снизить  объемы производства и сократило численность работников фирмы

Б) Квалифицированный бухгалтер уволился, потому что у него не сложились отношения с директором фирмы

В)Автоматизация и компьютеризация производства привела к сокращению численности работников предприятия

Г) Выпускник Северодвинского техникума социальной инфраструктуры находится в поисках подходящей работы  

Д) С наступлением зимнего сезона значительный процент населения курортного города  остается  безработным

Вопросы

Ответы  ( за каждый правильный ответ – 1 балл)

1.

А – да

Б – нет

В – да

Г – нет

Д - да

2.

1-  циклическая

2-  фрикционная

3-  структурная

4-  фрикционная

5-  сезонная

Воспользуемся методом взаимопроверки, поставим отметку за выполненную работу. Воспользуемся методом оценивания по результативности. . Критерии оценки перед вами – на слайде.

Баллы

Результатив

ность

Отметка

10 

5 

5

9 

4,5

5

8 

4

4

7 

3,5

4

6 

3

3

5 

2,5

3

4 

2 

2

3 

1,5 

2

А сейчас, прежде чем закончить урок, проведем  сравнительный обзор статистических данных  рынка труда   Архангельской области и г.Северодвинска и сравним  их со среднероссийскими показателями. Данные на 1.10.2015

Показатели

Россия

(тыс.чел)

Архангельская область (тыс.чел)

Г.Северодвинск

1.Рабочая сила (экономически активное население)

75265

619

130, 5 тыс.чел

2.Безработные

4002,1

9,3

 507 чел

3.Уровень безработицы

5,3%

1,6%

0,46%

Можно сделать вывод, что ситуация на рынке труда Северодвинска относительно спокойная. Уровень безработицы ниже среднеобластного показателя. Самые востребованные сегодня  на рынке труда Северодвинска – рабочие специальности. Какие? Не забудьте выполнить домашнее задание.

Заключительный этап

Молодцы! Мы сегодня хорошо поработали. Затронули в ходе урока очень важный аспект жизни государства и каждого гражданина. Подвести итоги урока.  (Отметить активных обучающихся). Напомнить о домашнем задании. Собрать тестовые задания.

Работа в Северодвинске

Ниже представлены наиболее востребованные профессии в Северодвинске на 04.11.2015

ТОП-10 самых востребованных профессий в Северодвинске

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» Тема: «Защита файлов и управление доступом к ним»

Студенты знакомятся с понятием «защита информации»; что является правом собственности, и на какие категории делится; основные виды преступлений связанные с вмешательством в работу компьютера, меры нап...

Конспект урока по Информатике ФГОС "Управление собой и другими людьми", Н.В.Матвеева, 4 класс

Конспект урока по теме "Управление собой и другими людьми" для 4 класса. В качестве практического задания предлагается работа с испольнителем "Вертун" в среде "ПиктоМир"....

Презентация к уроку по экономике "Безработица. Управление занятостью"

Цель урока:   сформировать умение использования экономической информации по теме «БЕЗРАБОТИЦА» для анализа, оценки и  грамотного поведения на рынке труда....

Конспект урока по хореографии для младшей, средней и старшей группы на занятиях по художественной гимнастике

Конспект урока по хореографии для младшей, средней и старшей группы на занятиях по художественной гимнастике...

Конспект лекций по предмету Управление электровозом

Конспект лекций по предмету Управление электровозом...

КОНСПЕКТ УРОКА НА ТЕМУ: «Начальное обучение. Приемы управления автомобилем»

Обучение учащихся выполнию трогания с места, переключению передачи в восходящем и нисходящем порядке, приёмам плавного торможения и остановки....