Конспект урока по экономике "Безработица. Управление занятостью"
план-конспект урока на тему
Тема урока очень актуальна, так как в периоды нестабильности в экономике страны никто не застрахован от таких жизненных ситуаций, как потеря работы и доходов. А что означает потеря работы для человека? … Означает снижение жизненного уровня, потерю психологического равновесия, и даже может нанести психологическую травму. Цель урока: сформировать умение использования экономической информации по теме «БЕЗРАБОТИЦА» для анализа, оценки и грамотного поведения на рынке труда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока "Безработица.Управление занятостью" | 36.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по экономике
тема «Безработица. Управление занятостью»
Вид урока: изучение нового материала.
Цель урока: сформировать умение использования экономической информации по теме «БЕЗРАБОТИЦА» для анализа, оценки и грамотного поведения на рынке труда
- Обучающая: формирование знания о безработице, ее причинах, видах и последствиях.
- Развивающая: развитие экономического мышления через анализ информации
- Воспитывающая: формирование коммуникативной компетентности через работу в группах, использование полученных знаний в условиях рыночной экономики на рынке труда;
Оборудование урока: мультимедийное оборудование, мультимедийная презентация к уроку "Безработица", учебники «Основы экономики и предпринимательства», рабочие листы для обучающихся.
ХОД УРОКА
Организационный этап.
Взаимное приветствие, проверка явки обучающихся, проверка готовности обучающихся к уроку.
Этап подготовки обучающихся к восприятию нового материала
Формулировка цели и задач урока совместно с обучающимися.
Ребята, давайте вместе вспомним, какие изменения в экономической жизни произошли с момента перехода нашего государства к рыночной экономике?
Совместное обсуждение, в результате которого необходимо сделать вывод о том, что рыночная экономика имеет много преимуществ ( свобода предпринимательства, выбор потребителя и т.д ), но вместе с этим, рынок принес в жизнь нашего общества и проблемы. Например: инфляция (рост цен), нестабильность ( периоды роста экономики сменяются экономическими спадами). В периоды экономического спада фирмы уменьшают объемы производства, часть фирм приходит к банкротству и закрывается. И … как следствие… … Именно в период спада экономики растет число людей, потерявших работу. О чем же мы будем сегодня говорить?...
Итак, тема нашего урока «Безработица». Тема очень актуальна, так как в периоды нестабильности в экономике страны никто из нас не застрахован от таких жизненных ситуаций, как потеря работы и доходов. А что означает потеря работы для человека? … Означает снижение жизненного уровня, потерю психологического равновесия, и даже может нанести психологическую травму. Поэтому мы сегодня постараемся побольше узнать о безработице… Цель нашего урока: сформировать умение использования экономической информации по теме «БЕЗРАБОТИЦА»для анализа, оценки и грамотного поведения на рынке труда.
Задачи на сегодняшний урок:
- 1.Познакомиться с терминологией: «Безработица», «Рабочая сила», «Безработные», «Уровень безработицы», «Уровень занятости»
- 2. Выделить причины, виды и последствия безработицы;
- 3. Ознакомиться с мерами государственной поддержки и статистическими данными рынка труда
Домашнее задание: проанализировать статистические данные рынка труда города Северодвинска и привести примеры самых востребованных профессий на сегодняшний день.
Этап изучения нового материала
БЕЗРАБОТИЦА – ситуация в экономике страны, когда часть населения в трудоспособном возрасте не имеет работы, но активно ее ищет.
Трудоспособное население: В настоящее время в России трудоспособным населением считаются женщины от 16 до 55 лет, мужчины от 16 до 60 лет.
Нетрудоспособное население - лица моложе 16 лет или достигшие пенсионного возраста, а также не работающие по состоянию здоровья во всех возрастах.
Добровольно незанятые - люди в трудоспособном возрасте, добровольно неработающие (старшеклассники общеобразовательных и специализированных школ, гимназий, лицеев, достигшие 16 лет; студенты дневных отделений ВУЗов, техникумов, колледжей; лица, занятые в домашнем хозяйстве).
Занятые - люди, работающие полный рабочий день по найму или на индивидуальных предприятиях.
Безработные – люди, которые не имеют работы, но активно ее ищут и готовы приступить к работе
ПРИЗНАКИ БЕЗРАБОТНОГО:
- Трудоспособность гражданина
- Отсутствие работы и заработка
- Регистрация в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы
- Готовность приступить к подходящей работе
УРОВЕНЬ ЗАНЯТОСТИ
Теперь мы знаем уже некоторые понятия о рынке труда и безработице. А сейчас нам необходимо выделить причины безработицы и ее виды и сделать вывод о том, все ли причины и виды безработицы наносят экономике ущерб?
Для этого мы заполним таблицу при помощи учебника «Основы экономики и предпринимательства» (стр72-73)
Виды безработицы | Причины безработицы |
Естественные виды безработицы | |
1.Фрикционная | Личные причины: поиск работы впервые, смена работы, переезд к ному месту жительства… |
2.Сезонная | Возникает в определенное время года: в сельском хозяйстве (сбор урожая), в строительстве, в туризме… |
3.Структурная | Изменение структуры экономики: появление новых отраслей экономики и профессий, время на смену квалификацию работника, переобучение … |
Неестественный вид безработицы | |
Циклическая | Экономический спад в экономике: закрытие предприятий, сокращение численности работающих, сокращение рабочего дня … |
Из таблицы можно сделать вывод о том, что самым болезненным видом безработицы для гражданина и государства является циклическая безработица, которая приводит к тяжелым последствиям как для семей, так и для экономики в целом.
Последствия безработицы:
- Не производится какая-то часть товаров и услуг, которые могли бы быть произведены, если бы человек работал.
- Снижаются налоговые поступления: работающий получает доход (зарплату), который облагается налогом.
- Снижается уровень жизни семьи безработного, так как пособие по безработице меньше, чем зарплата.
- Ухудшается психологическое состояние безработного, становятся частыми конфликты в семье, и т.д.
- Безработица обостряет политическую обстановку в стране. Причиной тому растущее озлобление людей, лишившихся возможности достойно содержать свои семьи и проводящих день за днем в поисках работы.
- Рост безработицы может вести к росту числа преступлений, которые люди совершают, чтобы добыть нужные блага.
Какие же меры государственной поддержки безработным существуют в нашей стране?
1.Содействие в поисках работы
2.Пособие по безработице
3.Стипендия безработным в период профессионального обучения по направлению службы занятости
4.Возможность участия в общественных работах
5.Получение субсидий на организацию собственного бизнеса
Этап проверки понимания учебного материала урока
Проблемные вопросы:
- Почему в разных регионах нашей страны уровень безработицы разный? (преобладание старых и новых отраслей, большой прирост населения, потоки мигрантов и др.)
- Связан ли уровень безработицы с демографической ситуацией в стране? (Рождаемость, смертность, рост доли пожилых людей в структуре населения и т.д.
- Почему фрикционную безработицу считают нормальным явлением для экономики?
Итак, мы почти выполнили поставленные перед нами задачи урока. Осталось только проверить, как вы усвоили сегодняшний материал?
Для начала я попрошу вас ответить на несколько вопросов (по желанию):
1.Что такое безработица?
2. Кого мы отнесем к трудоспособному населению?
3. Как определить численность рабочей силы?
4. Какой показатель отражает ситуацию с занятостью на рынке труда?
5.Какие виды безработицы относят к естественным?
6.Какой вид безработицы относят к неестественному?
Этап закрепления учебного материала урока
Вопросы | Ситуации |
1.Какие из перечисленных категорий граждан включаются в состав рабочей силы ? А какие нет? (ответы: «да» или «нет») | А) Работник, уволившийся по собственному желанию, находящийся в поиске новой работы |
Б) Неработающая студентка дневного отделения Высшей школы экономики | |
В) Лаборантка кафедры высшего учебного заведения, которая учится в этом же ВУЗе на вечернем отделении | |
Г)Женщина-домохозяйка, прекратившая поиски работы, решившая посвятить себя дому и семье. | |
Д) Работник предприятия, переведенный на режим неполного рабочего дня | |
2.Укажите вид безработицы для каждой ситуации | А) Руководство фирмы приняло решение снизить объемы производства и сократило численность работников фирмы Б) Квалифицированный бухгалтер уволился, потому что у него не сложились отношения с директором фирмы В)Автоматизация и компьютеризация производства привела к сокращению численности работников предприятия Г) Выпускник Северодвинского техникума социальной инфраструктуры находится в поисках подходящей работы Д) С наступлением зимнего сезона значительный процент населения курортного города остается безработным |
Вопросы | Ответы ( за каждый правильный ответ – 1 балл) |
1. | А – да Б – нет В – да Г – нет Д - да |
2. | 1- циклическая |
2- фрикционная | |
3- структурная | |
4- фрикционная | |
5- сезонная |
Воспользуемся методом взаимопроверки, поставим отметку за выполненную работу. Воспользуемся методом оценивания по результативности. . Критерии оценки перед вами – на слайде.
Баллы | Результатив ность | Отметка |
10 | 5 | 5 |
9 | 4,5 | 5 |
8 | 4 | 4 |
7 | 3,5 | 4 |
6 | 3 | 3 |
5 | 2,5 | 3 |
4 | 2 | 2 |
3 | 1,5 | 2 |
А сейчас, прежде чем закончить урок, проведем сравнительный обзор статистических данных рынка труда Архангельской области и г.Северодвинска и сравним их со среднероссийскими показателями. Данные на 1.10.2015
Показатели | Россия (тыс.чел) | Архангельская область (тыс.чел) | Г.Северодвинск |
1.Рабочая сила (экономически активное население) | 75265 | 619 | 130, 5 тыс.чел |
2.Безработные | 4002,1 | 9,3 | 507 чел |
3.Уровень безработицы | 5,3% | 1,6% | 0,46% |
Можно сделать вывод, что ситуация на рынке труда Северодвинска относительно спокойная. Уровень безработицы ниже среднеобластного показателя. Самые востребованные сегодня на рынке труда Северодвинска – рабочие специальности. Какие? Не забудьте выполнить домашнее задание.
Заключительный этап
Молодцы! Мы сегодня хорошо поработали. Затронули в ходе урока очень важный аспект жизни государства и каждого гражданина. Подвести итоги урока. (Отметить активных обучающихся). Напомнить о домашнем задании. Собрать тестовые задания.
Работа в Северодвинске
Ниже представлены наиболее востребованные профессии в Северодвинске на 04.11.2015
ТОП-10 самых востребованных профессий в Северодвинске
- 15 000 руб.оператор ПК
- 15 000 руб.бармен
- 18 000 руб.бармен-кассир
- 14 000 руб.официант
- 12 000 руб.повар-пекарь
- 25 000 руб.каменщик
- 18 000 руб.грузчик
- 8 000 руб.расклейщик объявлений
- 15 000 руб.продавец
- 14 000 руб.продавец-консультант
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» Тема: «Защита файлов и управление доступом к ним»
Студенты знакомятся с понятием «защита информации»; что является правом собственности, и на какие категории делится; основные виды преступлений связанные с вмешательством в работу компьютера, меры нап...
Конспект урока по Информатике ФГОС "Управление собой и другими людьми", Н.В.Матвеева, 4 класс
Конспект урока по теме "Управление собой и другими людьми" для 4 класса. В качестве практического задания предлагается работа с испольнителем "Вертун" в среде "ПиктоМир"....
Презентация к уроку по экономике "Безработица. Управление занятостью"
Цель урока: сформировать умение использования экономической информации по теме «БЕЗРАБОТИЦА» для анализа, оценки и грамотного поведения на рынке труда....
Конспект урока по хореографии для младшей, средней и старшей группы на занятиях по художественной гимнастике
Конспект урока по хореографии для младшей, средней и старшей группы на занятиях по художественной гимнастике...
Конспект лекций по предмету Управление электровозом
Конспект лекций по предмету Управление электровозом...
КОНСПЕКТ УРОКА НА ТЕМУ: «Начальное обучение. Приемы управления автомобилем»
Обучение учащихся выполнию трогания с места, переключению передачи в восходящем и нисходящем порядке, приёмам плавного торможения и остановки....
Конспект урока производственного обучения по индивидуальному вождению колесного трактора МТЗ-82 по теме "Ознакомление с органами управления и контрольно-измерительными приборами. Приемы пуска пускового и основного двигателей"
Конспект занятия по индивидуальному вождению колесного трактора...