Использование ИКТ на уроках химии и биологии как средство повышения познавательной активности учащихся
статья на тему
Информационно - коммуникативные технологии - одни из самых эффективных технологий в развитии мотивации к обучению наук естественного цикла.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование ИКТ на уроках химии и биологии как средство повышения познавательной активности учащихся
Из опыта работы
Фальгот Л.В. учитель химии и биологии
МБОУ ООШ №16 с Гыршелун Хилокского района
Информационные технологии (ИТ) становятся основным средством достижения наиболее приоритетных образовательных целей. В настоящее время, они непосредственно связаны с использованием компьютеров в процессе обучения. Компьютер является универсальным средством обучения, он позволяет формировать у учащихся не только знания, умения и навыки, но и развивать личность учащегося, удовлетворять её познавательные интересы. Использование информационных технологий в общеобразовательной школе изменяет роль преподавателя и обучаемого и их взаимоотношения.
Одной из разновидностей ИТ является мультимедийная, т.е. использование компьютера как вспомогательного средства обучения. Она имеет множество преимуществ. Применение современных информационных технологий в обучении существенно дополняет традиционные взгляды на методику преподавания химии, структуру и организацию учебной деятельности, делает изучение предмета более интересным, содержательным, зрелищным, что очень важно для методики преподавания естественных дисциплин в школе, а также освобождает преподавателя от рутинной работы многократного повторения пройденного материала со слабоуспевающими учениками.
Считаю, что информационно-коммуникативные технологии – одни из самых эффективных в развитии мотивации к обучению наук естественного цикла. В своей педагогической работе я постоянно использую компьютерные технологии для повышения качества обучения, развития познавательного интереса к предметам. В практике информационными технологиями называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ПК, аудио, кино, видео). Компьютерные технологии открывают совершенно новые технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций.
Компьютерные технологии существенно усиливают мотивацию изучения
различных предметов, в том числе и химии, и биологии, повышают уровень
индивидуализации обучения, интенсифицируют их деятельность.
В своей практике я применяю имеющиеся учебные электронные пособия на самых различных этапах урока: при изучении нового материала, для закрепления полученных знаний, контроля знаний, выполнения интерактивных лабораторных работ, получения дополнительной информации для урока, составлений презентаций и т.д. С максимальной возможностью стараюсь использовать имеющиеся электронные учебники. Активно использую в своей работе такие возможности компьютера как Интернет. Интернет ресурсы используются мною при подборе иллюстративного материала к урокам, необходимой информации для составления элективного курса, при подготовке учащихся к экзаменам.
Создаю собственные презентации к урокам, использую презентации созданные учащимися.
Использование инновационных методов и приемов приводит к хорошим результатам: отсутствие неуспевающих по предметам, повышается мотивация, качество знаний по предмету стабильно. Наблюдается положительная динамика результатов моей педагогической деятельности за последние 3 года
Анализ уровней познавательного интереса обучающихся
к предмету химии
8 класс
5% Ситуативный интерес
22% Учат по необходимости
50%Интересуются предметом
23%Повышенный интерес
9 класс
23%Ситуативный интерес 26% Учат по необходимости
36% Интересуются предметом 15% Повышенный интерес
Биология 6-9 классы
Итоговые показатели степени обученности учащихся по предметам учебного плана
за последние три года.
2008-2009 учебный год. | 2009-2010 учебный год. | 2010-2011 учебный год. | 2011-2012 учебный год | |
успеваемость | Химия -100% Биология -100% | Химия -100% Биология -100% | Химия -100% Биология -100% | Химия -100% Биология-100% |
Качество знаний | Химия -54 % Биология -74% | Химия -57,5% Биология -77% | Химия -75% Биология -85% | Химия-60% Биология-90% |
Анализ таблиц показывает, что качество знаний по химии за последние четыре года повысилось с 54% до 60%, качество знаний по биологии повысилось с 74% до 90%, В 2011- 2012 уч году качество знаний – 60 % упало по сравнению с 2010-2011 уч годом, где качество знаний было 75%. Это объясняется тем, что в 2011-2012 учебном году обучалось химиив 15 учеников ( в 8 классе из 9 человек- 3 со справками ОВЗ, в 9 классе- из10- 1 ученик со справкой ОВЗ)
Позитивная динамика и высокие результаты учебных достижений обучающихся по химии обуславливаются введением в урочный процесс инновационных форм и методов работы с детьми, использованием новых педагогических технологий, использование ИКТ
Позитивные результаты за последние 4 года обуславливаются благодаря тому, что проводится работа методического объединения по вопросу повышения качества обученности детей. Начиная с 2009 года, учащиеся 9 классов в качестве предмета по выбору, выбирают химию, биологию. Качество знаний по этим предметам составляет 100%. Компьютер выполняет на уроке роль источника информации, выступает в качестве средства оценки, учета и регистрации знаний учащихся. На уроках я применяю мультимедийное оборудование, Интернет-ресурсы. (сайты по химии, биологии ). Это позволило мне повысить интерес школьников к моим предметам, повысилось качество знаний. В своей работе успешно применяю педагогическую технологию сотрудничества, цель которой усвоение знаний, умений с учетом потребностей и возможностей развития ученика. Необходимо дать каждому ученику всестороннее и гармоническое развитие, создать условия для самореализации личности.
Использование компьютерных технологий усиливает восприятие, облегчает усвоение и запоминание материал, воздействует сразу на несколько информационных каналов учащегося. При этом повышается интерес учащихся к урокам химии, о чём свидетельствует следующая диагностика:
- На вопрос “Предмет - Химия”
Ответ | % учащихся 2008-2009 | % учащихся 2009-2010 | % учащихся 2010-2011 | % учащихся 2011-2012 |
Интересный | 45 | 53 | 56 | 66 |
Нужный | 30 | 40 | 35 | 50 |
Ненужный | 5 | 4 | 3 | 6 |
Трудный в понимании | 20 | 8 | 4 | 5 |
- - На вопрос “На уроке химии используются средства обучения”
Ответ | % учащихся 2008-2009 | % учащихся 2009-2010 | % учащихся 2010-2011 | % учащихся 2011-2012 |
Однообразные | 0 | 0 | 0 | 0 |
Только учебник | 0 | 0 | 0 | 0 |
Разнообразные | 100% | 100% | 100% | 100% |
- На вопрос “Интерес к химии”
Ответ | % учащихся 2008-2009 | % учащихся 2009-2010 | % учащихся 2010-2011 | % учащихся 2011-2012 |
Отсутствует | 7 | 4 | 4 | 2 |
Иногда возникает | 27 | 36 | 36 | 34 |
Постоянный | 65 | 60 | 60 | 64 |
В 2010 -2011г учащиеся старших классов принимали участие в Интернет- олимпиаде по предметам естественного профиля( 2 ученика –по химии, 4 ученика – по биологии) – в Молодежном химическом чемпионате. Так, у моих учеников есть сертификаты участия в олимпиадах.
Позитивная динамика % обучающихся, участвующих в школьных олимпиадах по химии:
(% от общего числа обучающихся 8-9 классов)
Предметы | 2008-2009 уч г
| 2009-2010 уч г
| 2010-2011 уч г | 2011- 2012 уч г |
химия | 78% | 80% | 80% | 80 % |
биология | 90% | 95% | 97% | 97% |
Динамика участия в предметных олимпиадах
Уровень олимпиады | 2008-2009 | 2009-2010 | 2010-2011 | 2011-2012 | ||||
участники | призеры | участники | призеры | участники | призеры | участники | призеры | |
Школьный | 45 | 6 | 46 | 8 | 42 | 6 | 48 | 6 |
Муниципальный | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | - | 3 | 2 |
Достижения учащихся в конкурсах и состязаниях разного уровня
Название мероприятия | Уровень/ форма участия | Организатор | Кол-во участников | Участники (фамилия, имя) |
«ОЛИМПУС» Биология Химия | Всероссийский, заочно | 10- участие 3 - сертификаты | Попова анастасия, Филатова Александра, Пешкова Ангелина Мурзин Андрей Горковенко Александр Кашутина Регина | |
Дистанционный проект «Мир металлов» | Всероссийс кий/ заочно | МБОУ ООШ №16 | 6- участие | Михайлова Кристина Данилова Ирина Евкайкин Дима Поллынников Володя Дукарт Настя Фальгот Вика Нестерова Мария |
Олимпиада школьников по биологии ГОУ ДОД «Забайкальский детско- юношеский центр» | Краевая заочная олимпиада | МБОУ ООШ №16 | 12 участие 4 ученика –свидетельства участника | Пешкова Ангелина Шестаков Александр Филатова Александра Попова Анастасия |
Вывод: Позитивная динамика участия обучающихся в олимпиаде школьного уровня и участия обучающихся в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по химии и биологии свидетельствует о повышении учебной мотивации обучающихся, повышении интереса к предмету.
Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности позволяет решить следующие проблемы: индивидуализация и дифференциация обучения; мотивация обучения; избежание трудностей при работе с печатными пособиями; дефицит времени; активизация самостоятельной работы учащихся. Учащиеся с увлечением посещают кружки, где я часто использую компьютерные технологии. У школьников 7 класса, занимающихся на факультативе «Занимательная биология», значительно возрос интерес к биологии, они научились самостоятельно ставить проблему и находить ее решение, показали хорошие результаты в проверочных работах по соответствующим темам школьного курса, чем другие учащиеся. Мною было отмечено, что увеличилось число учащихся, желающих попробовать свои силы в проектной деятельности. Защита проектов и рефератов проходит всегда в конце курса программ.
В своей работе при проведении уроков и внеклассных мероприятий использую следующие электрообразовательные ресурсы:
Интернет- ресурсы,
Офисные программы
Графический редактор Paint
Электронные учебники по химии и биологии
Электронные уроки и тесты. ЗАО «Просвещение-МЕДИА», «Новый Диск», 2005
Экспериментальные задачи лабораторного химического практикума
Презентации учителя и учеников.
Тематическое планирование. Программы.
Тренировочные задания –КИМы
Много на уроках химии применяются такие известные пакеты программ (Репетитор Биология, Репетитор Химия):
- «1С репетитор Химия»,
- “Химия 8 – 11 класс. Виртуальная лаборатория” Биология, 6-11 класс, лабораторный практикум;
- «Общая и неорганическая химия», а также электронные тесты по всем группам и подгруппам Периодической таблицы Менделеева
На уроках биологии в школе применяются учебные мультимедиа-издания:
- Учебные мультимедиа-издания энциклопедия « Кирилла и Мефодия», большая детская энциклопедия
- Мультимедийное приложение к УМК «Химии. 8 класс» (электронное учебное издание), ООО «Дрофа», «Физикон», 2006
- Обучающий программно - методический комплекс на CD – R “Виртуальная лаборатория.8 класс”;
- Обучающий программно - методический комплекс на CD – R “Виртуальная лаборатория.9 класс”Репетитор. Химия + Варианты ЕГЭ. ЗАО «1С», 2006
- Диски : СD- диски по химии и биологии, которые идут в дополнение к учебникам по предметам химии и биологии, а также « Кл руководитель», а также «Воспитательная работа в школе»
Качество обученности
1.Качество уроков повысилось за счет демонстрации классических ,а также невоспроизводимых в школьных условиях опытов.
2.Виртуальная наглядность
способствовала более качественному усвоению знаний ( К.з. по химии -65 % (данные на 1 полугодие 2012-2013 уч года) , по биологии – 90%)
3.Создание презентаций для уроков и внеклассных мероприятий учащимися пробуждает интерес к предмету
В классном кабинете (кабинете химии и биологии) нет автоматизированного рабочего места (АРМ) учителя , но мы практически на каждом уроке применяем компьютер, экран, мультимедийное оборудование
Организовано методическое сопровождение педагогов, внедряющих ИКТ в учебный процесс. В 2010-2011уч.году на базе школы проведено РМО по теме « Использование ИКТ на уроках и во внеурочное время». Кроме этого, вопросы по использованию ИКТ рассматривались на методических семинарах, методических объединениях школы. Педагоги нашей школы принимали участие в конкурсе « Мой лучший медио-урок»,в том числе и я участвовала с работами «Состав, строение, свойства костей» по биологии в 8 классе, и по химии 8 класс «Типы химических реакций»
Использование на уроках информационно-коммуникативных технологий обеспечивает личностное развитие обучающихся за счёт уменьшения доли репродуктивной деятельности в учебном процессе, снижает нагрузку, позволяет более эффективно использовать учебное время.
Я владею навыками работы на персональном компьютере, что позволяет:
-качественно готовиться к урокам;
-своевременно обновлять раздаточный дидактический материал;
-расширять использование наглядности;
-самостоятельно подготавливать слайд - фильмы к урокам;
Я активно использую в своей работе такие возможности компьютера как Интернет. В своей практике я применяю имеющиеся учебные электронные пособия на самых различных этапах урока: при изучении нового материала, для закрепления полученных знаний, контроля знаний, выполнения интерактивных лабораторных работ, получения дополнительной информации для урока, составлений презентаций и т.д. Интернет ресурсы используются мною при подборе иллюстративного материала к урокам, необходимой информации для составления элективного курса, при подготовке учащихся к экзаменам.
Использование ИКТ в своей деятельности как учителя условно можно разделить на
четыре направления: теоретическая поддержка курса, создание презентаций к
урокам и внеклассным занятиям, проектная деятельность учащихся, контроль
знаний.
Я провожу уроки с использованием ИКТ: электронных учебников, презентаций, электронных тестов, виртуального эксперимента Под моим руководством ребята готовят творческие работы с использованием информационных технологий, презентации к докладам, рефератам, исследовательским работам .
Учащиеся при этом ощущают себя активными участниками процесса обучения, получают новые навыки, умения, анализируют, сопоставляют, находятся в постоянном поиске. Ученики вовлекаются в процесс самообучения.
Использование компьютерных программ на уроке по химии позволяет увидеть то, что на обычном уроке невозможно: смоделировать химический процесс, провести опасную реакцию, увидеть динамическую модель работы химического завода или аппарата. На своих уроках и во внеурочной деятельности я использую следующие формы работы:
- урок-презентация
- виртуальный эксперимент
- электронное тестирование
- организация индивидуального обучения
Урок-презентация:
Активная роль на таком уроке принадлежит учителю. Основа урока – это изложение материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимационными схемами, анимационными и видео фильмами, объединенными вместе при помощи программы PowerPoint. К поиску материалов привлекаю учеников, они с удовольствием готовят презентации, повышая при этом интерес к предмету.
На уроках биологии применяю программу POWER POINT, что позволяет подготовить и демонстрировать дополнительную информацию на уроке. Наиболее удачным кажется применение компьютерных презентации при проведении уроков изучения новой темы и при закреплении пройденного материала.
Применение слайдов во время лекций обеспечивает динамичность, наглядность, более высокий уровень и объём информации по сравнению с традиционными методами. При подготовке слайдов к уроку использую электронные учебники, информацию сети Интернет, а также создаю свои презентации, использую презентации созданные учащимися. Использую презентации почти к каждому уроку.
Мною разработано большое количество дидактического по химии и биологии всех классов: это и мультимедийные презентации к урокам ; тесты в электронном виде, кроссворды по конструктору, тесты – тренажеры; тесты для обобщения знаний по различным темам, карточки по типам задач.
Созданы презентации к темам :
«Основания», «Соли», «Металлы», «Алюминий», «Типы химических реакций»
«Получение металлов в промышленности»; «Щелочные металлы»; «Степень окисления», «Химия вокруг нас», «Состав, строение, свойства костей», «Моллюски»«Пища, которую мы едим»;«Основные классы неорганических соединений»; «Кислоты»;«Основания»; «Азот»;«Природные источники углеводородов»; «Химия и повседневная жизнь человека» и другие
Творчество – высшая форма деятельности ученика. Поэтому, одной из основных форм организации уроков с ИКТ, я ставлю создание учащимися собственных мини-презентаций по изученному на уроках химии материалу. Материалы и слайды этой мини-презентации учащиеся используют при своем ответе на уроке по данной теме. Поэтому ученик с большей уверенностью отвечает на уроке, тем более, что ему хочется показать свою работу.
Например, при изучении тем: «Кислоты», «Основания», «Соли», «Оксиды», «Металлы», «Неметаллы», учащиеся составляют мини-презентации, слайды которых содержат таблицы и схемы по вопросам:
- определение для класса неорганического соединения, примеры формул и названий веществ этого класса;
- классификация оксидов, оснований, кислот, солей по различным признакам;
- физические свойства веществ данного класса неорганических соединений (с картинками, фотографиями этих веществ);
- химические свойства веществ, с уравнениями реакций;
- значение веществ, относящихся к тому или иному классу соединений, в жизни человека (с картинками, фотографиями);
- нахождение веществ в природе;
- получение веществ в лаборатории и в промышленности;
- интересное и необычное о данных веществах (это тот материал, который нашёл сам учащийся и который его заинтересовал в дополнительной научной литературе, о веществе, и о чём ничего не было сказано во время урока).
То есть при создании учащимися таких мини-презентаций к различным урокам, они закрепляют изученный на уроке теоретический материал, систематизируют, обобщают и анализируют его, дополняют новыми фактами, о которых не шла речь на уроке; идёт углубление теоретических основ материала, повышается уровень информационной культуры, интерес к изучению химии. И как следствие, повышается качество знаний учащихся.
Если на уроке возникает необходимость обсуждения с учащимися нового материала, то проводится комбинированный урок в форме беседы с использованием компьютерной презентации. Презентация позволяет сделать этот процесс более наглядным, ярким, способствует систематизации знаний, более успешному их усвоению. В целях своевременного устранения пробелов в знаниях и закрепления наиболее важных вопросов темы на последнем слайде презентации помещаю контрольные вопросы или задания. Применение компьютеров на уроках химии облегчает отработку материала, способствует повышению познавательного интереса к химии, развитию желания и умения учиться, даёт возможность осуществлять индивидуальный подход в обучении и позволяет объективно оценить знания учащихся. Наблюдения за процессом обучения показали, что на уроках с использованием ИКТ даже “слабые” учащиеся работают более активно, не отвлекаются, заинтересованно выполняют задания.
Очень интересно электронное тестирование:
Это самоанализ и самооценка ученика. Для электронного тестирования учеников я использую готовые электронные тесты и создаю свои в программе «Конструктор тестов».
Мною созданы электронные тесты: «Типы химических реакций». «Химическая связь»
Применение компьютерного тестирования по химии развивает интеллектуальные способности учащихся, т.к. они один и тот же тест могут проходить по нескольку раз, пока не будет получен положительный результат. Все эти тесты соответствуют минимуму требований по химии. За короткое время можно раскрыть, объяснить подтвердить формулами и экспериментом наиболее трудные вопросы программы. С помощью компьютерного сопровождения урока учащиеся легче воспринимают трудные разделы программы.
Организация индивидуального обучения:
При подготовке к ГИА использую СД диски, позволяющие обучающимся выполнить задание виртуально и проверить правильность выполнения. При подготовке к школьным и районным олимпиадам использую СД диск решение химических задач.
Таким образом, использование ИКТ на уроках химии и биологии позволяет:
- сделать урок более интересным, наглядным;
- индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения
- вовлечь учащихся в активную познавательную и исследовательскую деятельность;
- способствовать стремлению учащихся реализовывать себя, проявлять свои возможности;
- работать в интерактивном режиме;
- визуализировать учебную информацию;
- проводить лабораторные работы в условиях имитации в компьютерной программе реального опыта или эксперимента; демонстрации экспериментов, которые невозможно осуществить в рамках школьной лаборатории (отсутствие необходимого оборудования или реальный эксперимент опасен для здоровья).
- осуществлять контроль с обратной связью с диагностикой ошибок и оценкой результатов учебной деятельности;
- осуществлять самоконтроль и самокоррекцию; осуществлять тренировку в процессе усвоения учебного материала и самоподготовку учащихся;
- развивать творческие способности учащихся, активизировать познавательную деятельность и повышать мотивацию к обучению
Из всего сказанного следует, что химия как наука ХХI века тесно связана с новыми информационными компьютерными технологиями, использование которых расширяет возможности учащихся, даёт более углубленно изучать интересующую его тему.
Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности позволяет решить следующие проблемы: индивидуализация и дифференциация обучения; мотивация обучения; избежание трудностей при работе с печатными пособиями; дефицит времени; активизация самостоятельной работы учащихся.
У многих школьников значительно возрос интерес к биологии, они научились самостоятельно ставить проблему и находить ее решение, показали более высокие результаты в проверочных работах по соответствующим темам школьного курса, чем другие учащиеся. Мною было отмечено, что значительно увеличилось число учащихся, желающих попробовать свои силы в проектной деятельности. Активно не только использую новейшие компьютерные технологии, но и к этому привлекаю своих учеников. Старшеклассники к урокам готовят презентации и защищают. А на практических занятиях воспитываю в детях самостоятельность, навыки использования полученных теоретических знаний на практике, внедрять их в жизнь.
Использование мною информационных технологий в учебном процессе способствует росту моего профессионального мастерства, повышению эффективности овладения умениями самостоятельного извлечения знаний, развитию личности обучаемого и подготовке ученика к комфортной жизни в условиях информационного общества.
Конечно, подготовка уроков с использованием современных информационных технологий – это удел энтузиастов, поскольку требует много времени для поиска, систематизации и оформления информации. Но вложенный труд накапливается в виде целых циклов уроков, которые составляют интеллектуальное богатство учителя.
А лучшей наградой служат успехи учеников!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной активности учащихся на уроках биологии.
На современном этапе развития школьного образования проблема активности познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования н...
Педагогический проект "Применение личностно-ориентированного подхода как средство повышения познавательной деятельности при обучении географии и биологии в школе."
Представленный проект содержит краткий анализ сущности и особенностей применения технологий личностно-ориентированного подхода как средства повышения познавательной деятельности при обучении гео...
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИЙ, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
С целью повышения познавательной деятельности у обучающихся на своих уроках мною используются ИТК технологии...
«Использование современных образовательных технологий на уроках обществознания как средства развития познавательной активности обучающихся и создания условий для их самореализации».
Поддержание и развитие интереса к процессу обучения и учебному предмету, формирование умений в применении практических решений, развитие мышления и коммуникативных способностей учащихся, возникновение...
Использование компьютерных программ по созданию виртуальных книг как средство повышения познавательной активности младших школьников
Материалы для создания электронного учебника...
Проблемное обучение как средство повышения познавательной активности обучаемых на уроках спецдисциплин
Основные категории данного вида обучения – проблемная ситуация, проблема и проблемная задача. Проблемная ситуация рассматривается как познавательное затруднение, для преодоления которого с...
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИЙ, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
С целью повышения у обучающихся мотивации к изучению дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности», на уроках мною систематически используются информационные компьютерные технол...