Урок "Применение первого начала термодинамики к тепловым процессам"
план-конспект урока на тему
Методическая разработка урока к изучению первого начала термодинамики применительно к тепловым процессам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Первое начало термодинамики и изопроцессы | 181.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
колледж отраслевых технологий
«Краснодеревец»
Открытый урок по теме:
Применение первого начала термодинамики
к тепловым процессам
Разработчик урока:
Монова Н.Д. – преподаватель физики высшей категории.
18 группа
Санкт-Петербург
2015
«О! Предок северного края из Холмогорской стороны.
Ты жил, отчизну прославляя, потомкам завещав труды.
Ты сделал множество открытий на благо Родины своей.
Твоистраданья не забыты, используем мы опыт сей.»
Славному сыну Отечества посвящается
Урок проводится на основе комбинирования вербального, графического, репродуктивного, эвристического и наглядного методов обучения, с использованием имеющихся в распоряжении возможностей современной техники и технологий: использование экспериментальных установок, мультимедиа презентации в Power Point, наглядных пособий, сборника тестовых заданий, учебного компьютерного моделирования в МАТЛАБ, современных электронных образовательных ресурсов и проч., способствующих повышению эффективности и качества обучающего процесса.
Цели урока:
Обучающие:
- Продолжить овладение знаниями и умениями в области тепловых явлений, способствующих формированию профессиональной компетентности обучающихся.
- Рассмотреть применение первого начала термодинамики к тепловым процессам (изопроцессам и адиабатным процессам). Установить историческую незаменимость открытия первого начала термодинамики при создании тепловых двигателей.
Развивающие:
- Формирование у учащихся осознанного понимания первого начала термодинамики применительно к тепловым процессам, как основного уравнения термодинамики, послужившего началом разработки теории и создания тепловых двигателей.
- Развивать у учащихся умения обобщать полученную информацию, делать выводы, анализировать предложенный материал.
- Развивать умения работать со справочной и научной литературой, пользоваться информацией Интернет ресурсов.
Воспитательные:
- Формирование навыков аналитического мышления как способа познания мира.
- Воспитание интереса к изучаемым предметам посредством изучения истории открытия явлений,биографий великих ученых.
Оборудование к уроку:
- Мультимедийная аппаратура.
- Демонстрационные установки
- Современные электронные образовательные программы
- Физика. Сборник тестовых заданий. Монова Н.Д. [2] , 30 экз.
Ключевые слова.
- Термодинамическая система, МКТ, идеальный газ, уравнение состояния, изопроцессы, законы Бойля-Мариотта, Гей-Люсака, Шарля, адиабатный процесс, первое начало термодинамики.
ПЛАН УРОКА
№ п\п | Этап урока | Приемы и методы | Время, мин. |
1 | Организационный момент | Беседа. Словесный метод | 3 мин. |
2 | Формирование компетенций и контроль знаний обучающихся | Контроль знаний. Словесный метод. Фронтальный опрос. Презентация. Проверка домашних задач. Демонстрация презентации. Объяснение. | 20 мин. . |
3 | Закрепление материала и обобщение знаний. Практикум | Отвечают на поставленные вопросы. Решают задачи.. | 14 мин. |
4 | Подведение итогов занятий и коментирование. | Составление опорного конспекта | 3 мин. |
ХОД УРОКА
1.Организационный момент (3 мин).
Приветствие обучающихся. Проверка присутствующих и отсутствующих на уроке. Озвучивание темы урока (предварительно написанные на доске число и тема урока), ориентация учащихся на достижение практических целей и задач, учебная атмосфера.
2.Формирование компетенций и контроль знаний обучающихся (20 мин)
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Преподаватель повторяет с обучающимися материал прошлых занятий и задает вопросы появляющиеся на слайде: - Модель идеального газа. - Какими макро параметрами характеризуется состояние идеального газа? - Основное уравнение Молекулярно Кинетической Теории . - Абсолютная температура [4] -Изопроцессы и их применение. -Внутренней энергии, внутренней энергии идеального газа и способов её изменения (показ слайдов) -Работа идеального газа, работа при изотермическом расширении. -Адиабатный процесс, где наблюдается. Проверка домашнего задания | Отвечают на поставленные вопросы. Сообщение обучающегося.. Сообщение обучающегося.. Опрос, выборочная проверка тетрадей |
Подготов к восприятию нового материала. 1.часть.Историческая справка. Закон сохранения энергии. (Теорема Нётер). Может ли вся механическая энергия перйти в работу? Опыт со свинцовым шаром. Обобщение закона сохранения на тепловые явления. Формулировка I начала термодинамики. Вывод закона сохранеия внутренней энергии в замкнутой, изолированной системе. Вывод первого следствия из I начала термодинамики о невозможности создания “вечного двигателя II рода- теплового”. Прообраз теплового двигателя Первичное закрепление материала: задача №8 Тест №8 II вар, задача №6 тест №8 вар 3 [2]. 2.часть . Применение I начала термодинамики к изопроцессам. Объяснения по таблице в презентации: количество теплоты, работа и внутренняя энергия для процессов : - изотермического расширения и сжатия - изохорного нагревания и охлаждения - изобарного расширения и сжатия. Отдельно рассматривается адиабатный процесс и его применение в Дизельных двигателях. Делается вывод | Ответы обучающихся. Запись в конспект. Устное решение задач. Заполняют таблицу в тетрадях. |
3. Закрепление материала и обобщение знаний. Практикум (14 мин)
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Ответы на вопросы. Решение задач [2]: Вар I: №2,3,4,7 Вар II: № 1,2,3,5,7,9 Вар III: № 1,3-письменно, 6 | Отвечают на поставленные вопросы. Решают задачи. |
4. Подведение итогов занятий и коментирование (3 мин).
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. Преподаватель объясняет каким образом системати-зировать учебный материал, составить и оформить опорный конспект. 2. Выставление оценик. 3.Домашнее задание. §79,80, задачи 3,9. Кроссворд. 4. Реферат натему: История создания тепловых двигателей. 5. На следующем занятии мы рассмотрим работу тепловых двигателей, определим коэффициэнт полезного действия , работу идеальной тепловой машины Карно. Статистический смысл II и III начал термодинамики рассматривается факультативно. Благодарю за внимание.
| Записи в конспекте. |
Критерии оценок
компетенции | отлично | хорошо | удовлетворительно | неудовл |
Готовность и способность воспроизводить и применять к решению задач повторяемые законы и рассматриваемые физические величины | ||||
Готовность и способность воспроизводить и применять к решению задач I начала термодинамики. | Обучающийся усвоил понятия, правильно применяет их при решении физических задач | Обучающийся усвоил понятия, правильно применяет их при решении физических задач, но допускает неточности и ошибки при вычислениях. | Обучающийся не полностью усвоил понятия и испытывает затруднения при решении физических задач. | Обучающийся излагает материал не полно, бессистемно, что препятствует усвоению последующей учебной информации. |
Готовность и способность воспроизводить и применять к решению задач I начала термодинамики применительно к тепловым процессам. |
Литература
1.Мякишев Г.Я., Физика. 10 класс: Учеб. для общеобразоват. организаций:базовый уровень.- М. :Просвещение, 2014- 416 c. (Классический курс).
2. Монова Н.Д. Физика. Сборник тестовых заданий для подготовки к Единому государственному экзамену/ Изд.2, дополненное/- СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2015г.-106 с.,500экз.
3.nsportal.ru/Презентация_ Применение первого начала термодинамики к тепловым процессам .pptx
4.M-D-Monova.ru/Монова Н.Д., Методология моделирования квантово-механических процессов. ФГБОУ ВПО Российский Государственный Педагогический Университет
им. А.И.Герцена.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация развивающей функции математики в процессе исследовательской деятельности учащихся на уроках алгебры и начал анализа
Структура теоретических исследований включает в себя общую схему процесса творческой деятельности, владение логикой познания и формальной логикой, владение общими способами решения задач, т.е....
Методическая разработка открытого урока по МДК Тепловые двигатели ПМ «Эксплуатация теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения» по теме: «Расчет тепловой схемы газотурбинной установки»
Открытый урок по теме: «Расчет тепловой схемы газотурбинной установки» проходит в форме ОДИ (организационно-деловой игры) с применением современных информационно-компьютерных технологий. Э...
Технологическая карта занятия по ФГОС "Первый закон термодинамики"
ПРИЛОЖЕНИЕ 1Технологическая карта урока Организационная информацияТема урокаПервый закон термодинамикиПредметФизикаКласс10Автор учебникаГ.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. СотскийМетодическая...
Методические указания по выполнению курсового проектирования по МДК.02.01 "Тепловые процессы при производстве неметаллических строительных изделий и конструкций" для специальности 08.02.03
Курсовой проект является последним этапом изучения предмета «Тепловые процессы при производстве неметаллических строительных изделий и конструкций».В процессе выполнения ...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПО МДК.02.01 «ТЕПЛОВЫЕ ПРОЦЕССЫ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ НЕМЕТАЛЛИЧЕСКИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ ИЗДЕЛИЙ И КОНСТРУКЦИЙ» ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 08.02.03
Курсовой проект состоит из: пояснительной записки и графической части.Графическая часть проекта выполняется на одном /двух листах формата А1, и должна содержать чертежи (масштаб выби...
Конспект урока. Первый закон термодинамики.
Техническая карта урока по теме "Первый закон термодинамики"...