План-конспект урока "Газовые законы и их графическое представление"
план-конспект урока на тему
Дается понятие изопроцессам, рассматриваются изобарный, изотермический и изохорный процессы. Приводятся физические эксперименты, графические задачи, предлагается работа в группах для первичного закрепления изученного материала. Урок сопровождается демострационной презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План-конспект урока "Газовые законы" | 95 КБ |
Презентация "Газовые законы" | 2.69 МБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект урока
по физике
ГБ ПОУ «Волжский политехнический техникум»
преподавателя Кульковой С.С.
ТЕМА УРОКА
«Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы и их графическое представление»
«Я не был бы настоящим теоретиком, если бы не спросил сперва: что такое теория?... Её колыбель – фантазия, её воспитатель – наблюдающий разум!...»
Людвиг Больцман
Цель занятия: Установить зависимость между параметрами, определяющими состояние газа.
Сформулировать законы для изопроцессов в газе.
Дидактическая цель: Создать условия для осознания и осмысления газовых законов
Личностные результаты:
-развитие навыков коллективной работы (при выполнении экспериментальных заданий)
-развитие мотивов и смыслов учебно-познавательной деятельности
-самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
-формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
-развитие познавательного интереса обучающихся и их творческих способностей;
-развитие ценностных ориентаций – осознание практической ценности знаний, их значимости в современной жизни;
-развитие умения планировать и регулировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные:
-развитие монологической речи;
-развитие навыков сотрудничества;
-развитие умения формулировать собственное мнение и отстаивания своей позиции.
Познавательные:
-развитие умения ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя свои знания, жизненный опыт и информацию, полученную на предыдущих уроках.
Предметные результаты:
Обучающиеся должны знать:
- Количественные зависимости между двумя параметрами при постоянном третьем называются газовыми законами;
- Процессы, протекающие при неизменном значении одного из параметров состояния газа, называются изопроцессами;
- Процесс изменения состояния идеального газа при постоянной температуре называется изотермическим;
- Процесс изменения состояния идеального газа при постоянном давлении называется изобарическим;
- Процесс изменения состояния идеального газа при постоянном объеме называется изохорическим;
- Изотермический процесс описывается законом Бойля-Мариотта: PV = const – произведение давления идеального газа на его объем постоянно для данной массы газа;
- Изобарический процесс описывается законом Гeй-Люссака: V/T = const – для данной массы газа отношение его объема к абсолютной температуре постоянно;
Обучающиеся должны уметь:
- распознавать записи соответствующие понятию газовый закон;
- изображать графически процессы изменения состояния идеального газа с помощью диаграмм изменения состояния;
- применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи по теме «Уравнения состояния идеального газа и газовые законы»;
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемое оборудование:
мультимедийная установка: компьютер, проектор, презентация к уроку.
Дидактические средства:
- дифференцированные карточки с самостоятельной работой
- обобщение изопроцессов в форме таблицы «Сводная таблица изопроцессов»,
Педагогические технологии используемые на занятии:
- информационно-коммуникационные технологии;
- технология личностно-ориентированного обучения;
- технология сотрудничества (работа в группах);
- технология проблемного обучения;
- технология дифференцированного обучения.
Структура занятия:
- Организационный момент 2 мин
- Проверка знаний до 8 мин
- Целеполагание и мотивация до 5 мин
- Актуализация до 5 мин
- Первичное усвоение материала до 20 мин
- Осознание и осмысление учебной информации до 5 мин
- Первичное закрепление учебного материала до 35
- Подведение итогов урока 3 мин
- Информация о домашнем задании 2 мин
Ход урока
Этапы урока и их содержание | Деятельность | |
учителя | студентов | |
| проверка отсутствующих, уточнение дежурного, создание позитивного эмоционального настроя на урок. | Готовятся к занятию, повторяют теоретический материал по по теме «Молеклярно-кинетическая теория» |
Провести сопоставление физических величин и их единиц измерения
m кг/моль V К M Дж/(моль·К) R кг T Па
6 л, 17° С, 760 мм.рт.ст. Проблемная ситуация 1
Задача. Определить массу воздуха в классе: V = 96 м3, Т= 20+273=293 К, М=29 ·10-3 кг/моль, р= 760 мм.рт.ст =1•105 Па Ответ: 115 кг. | Организационная и контролирующая Демонстрация двух разных по размеру воздушных шаров. - Чем отличаются? (массой). Определить массу воздуха Отмечает наиболее активных студентов | Работа у доски Фронтальная работа Индивидуальная работа, с последующей проверкой результата |
Проблемная ситуация 2 Демонстрация воздушного шара. - Какими макропараметрами характеризуется состояние воздуха в шаре? - Можно ли изменить состояние воздуха в шаре? Вывод: изменение состояния газа – называется процессом. - Какой параметр останется неизменным? | В ходе эвристической беседы и совместного анализа рассуждений подводит к необходимости вывода уравнения состояния газа для неизменной массы газы и необходимости установить зависимость между двумя параметрами при постоянном третьем | Фронтальная работа Наблюдают за демонстрацией и отвечают на вопросы - (P,V,T) -(Да: нагреть, сдавить) -(Масса или количество вещества) Формулируют и записывают тему урока. |
4. Актуализация знаний до 5 мин 1.Какие макровеличины характеризуют состояние газа? (Макропараметры p, V, T) 2. Какой физический закон устанавливает зависимость между тремя макроскопическими параметрами — p, V, T идеального газа? 3.Чем отличается уравнение состояния идеального газа от уравнения Менделеева - Клапейрона? Какое из них полнее по содержанию? Почему? (Уравнение состояния идеального газа - для постоянной массы газа. Уравнение Менделеева – Клапейрона - для переменной массы газа). 4.Каким уравнением удобно воспользоваться для установления количественной зависимости между параметрами одного и того же состояния газа при фиксированном третьем? | Фронтальная беседа | Отвечают на вопросы преподавателя |
Возвращаясь к шару, закрепленного на столе и помещает его над обогревательной батареей. -Какие параметры изменились7 - как можно описать оба состояния газа в одном и том же шаре? Устанавливается связь между параметрами 2-х состояний газа – выводится уравнение состояния газа для неизменной его массы. P1V1/T1 = P2V2/T2 (Уравнение Клайперона). Работа с презентацией по формированию знаний «Газовые законы» Заполнение сводной таблицы (Приложение1)
| В ходе эвристической беседы ввести понятия: состояние газа, • газовые законы, • «изопроцессы», •изобара; •изохора; •изотерма; •диаграмма Организует работу Работа с презентацией Слайд 2-7. Работа в парах консультирует, помогает, тем, кто испытывает затруднения, организует обсуждение ответов | На доске студент с помощью уравнения описывает первое и второе состояние газа, делает вывод уравнения состояния газа. Все делают необходимые записи в лекциях. Выполняют задание в рабочих тетрадях
Заполняют таблицу в рабочих тетрадях |
Работа с презентацией - Чтение диаграмм изменения состояния идеального газа | Работа с презентацией: Слайд 8-12 | Фронтальная работа |
-умения применять теоретические знания по теме урока на практике 1.Фронтальный эксперимент. «Наблюдение зависимости объема данной массы газа от температуры при постоянном давлении» Приборы и материалы: 1) банка, 2) воздушный шар, наполненный водой, 3) спички, бумага. Ход работы:
- Зависимость между какими величинами вы наблюдали на опыте? - Изменялось ли давление воздуха в банке во время опыта? -Что можно сказать о зависимости объема данной массы воздуха от температуры при постоянном давлении? 2. Работа в малых группах по листам задания (Приложение 2) | Демонстрация эксперимента. С помощью вопросов помогает найти объяснение. Организует групповую работу Консультирует, помогает, тем, кто испытывает затруднения | Наблюдают и объясняют наблюдаемые зависимости между величинами. Работа в малых группах. Отчеты групп. |
1.С какими новыми понятиями вы познакомились? 2. Можно ли считать газовые законы следствием уравнения состояния идеального газа? Для рефлексии прошу тех студентов, кому тема занятия показалась легкой и понятной, посмотреть в тетрадь, кто почувствовал затруднения при изучении новой темы – посмотреть на преподавателя. | Подводит итог работы группы, озвучивает оценки за работу. | Отвечают на вопросы, задают вопросы преподавателю при необходимости. |
Проработать конспект по новому материалу. Составить кластер «Газовые законы» Провести домашний эксперимент и объяснить его. Опыт “Разрушение банки”. Оборудование: пластмассовая или металлическая банка с закручивающейся крышкой, очень горячая вода, сосуд с холодной водой. Опыт: налить горячую воду в банку подержать там 2 мин. и вылить, быстро закрыв отверстие. Затем сразу облить ее холодной водой. Банку сплющит. Объяснить. | Комментирует домашнее задание, отвечает на вопросы | Фиксируют домашнее задание, задают вопросы. |
Приложение 1
Название процесса | Название закона | Постоянный параметр | Связь между другими параметрами | Графики процессов в системе координат p-V, p-T, V-T |
Изотермический | ||||
Изобарный | ||||
Изохорный |
Приложение 2
- Даны графики процессов в различных системах координат
Найти: изохоры, изобары, изотермы.
Подписи к слайдам:
V2
P2
Изотермический процесс (Т=сonst)
V1
P1
0 С
0 С
Т1
Т2
Начальное состояние газа
Конечное состояние газа
T = const
Роберт Бойль, 1662 г.
Эдм Мариотт, 1667 г.
p1V1 = p2V2
Закон Бойля - Мариотта
p
0
p
0
T
V
0
T
T1
V
Изохорный процесс (V=const)
V2
P2
V1
P1
0 С
0 С
Т1
Т2
Q
Начальное состояние газа
Конечное состояние газа
Закон Шарля
Жак Шарль, 1787 г.
V = const
T
V
0
0
p
p
T
V
0
P ~T
Изобарный процесс (p=const)
Начальное состояние
Конечное состояние
V2
P2
Q
V1
P1
Т1
Т2
0 С
0 С
0 С
Закон Гей - Люссака
Жозеф Луи Гей - Люссак, 1802 г.
=
V1
T1
V2
T2
p = const
P
T
V
P
0
T
0
V
0
V~T
P
Т
T=const
P
Т
P=const
P
Т
V=const
V
Т
1
2
3
Кто первый?
изохорный
изотермический
изобарный
P=const
V=const
?
?
Определяем координаты
P
V
ЗАДАЧА
P
V
1
2
3
Обобщающая таблица
Процесс(m=const)
Закон
Графики изопроцессов
Изотермический
Изобарный
Изохорный
P
V
V
T
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия "Закон Кулона"
В работе представлены подробный план-конспект занятия, приложения в виде рабочей карты ученика и презентации к занятию....
Табличное и графическое представление данных. Числовые характеристики рядов данных
Данная презентация подготовлена к урокупо теме: "Представление данных. Задачи математическойстатистики".Тема очень актуальна, т.к. в ней рассматриваются вопросы связи математики и статистики...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ «Законы электрического тока»
Тема занятия «Законы электрического тока»Образовательная технология: проблемного обучения, проектная технология развития критического мышления.Вид занятия (тип урока): игра - кейс с повтор...
ПЛАН - КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА «Проблемы исполнительского плана в камерно-вокальном сочинении П.И.Чайковского «Ночи безумные» на этапе работы с солистом».
План-конспект открытого урока по междисциплинарному курсу "Концертмейстерский класс" ПМ. 01. Исполнительская деятельность по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (Фортепиа...
Графическое представление статистических данных
Презентация к уроку на День самоуправления по учебной дисциплине "Статистика" по теме: "Графическое представление статистических данных".Подготовили студентки 2 курса, специальност...
План - конспект по физике на тему: "Радиоактивность. Закон радиоактивного распада"
План-конспект подготовлен для обучающихся 1 курса, используя учебник для 11 класса под редакцией Мякишев Г.Я....
План - конспект по астрономии на тему: "Законы Кеплера". "Законы движения планет Солнечной системы"
План - конспект урока по астрономии по теме: "Законы Кеплера" предназначен для обучающихся 2 курса, используя учебник Б.А. Воронцова-Вельяминова, Е.К. Страут. Астрономия....