открытый урок по стереометрии
план-конспект урока на тему
Даётся полный ход урока по теме: "Многогранники, тела вращения и их поверхности". Цель урока: отработать навыки вычисления площади поверхности конуса, призмы и объёма параллелипипеда при решении задач производственного содержания, повторить формулы для вычисления полной и боковой поверхности многогранников и круглых тел.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 179.08 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН УРОКА
от «29» октября 2014г.
ТЕМА : Многогранники тела вращения и их поверхности.
ЦЕЛИ УРОКА:
Обучающая: отработать навыки вычисления площади
поверхности конуса, призмы и объема параллелепипеда при решении задач производственного содержания, повторить формулы для вычисления полной и боковой поверхности многогранников и круглых тел;
Воспитывающая: воспитывать графическую культуру, аккуратность и эстетический вкус при изготовлении моделей многогранников (5 правильных) и моделей столбов, заборов, клумб из «кирпича» и камня. Формировать навыки культуры поведения, речевого и профессионального этикета;
Развивающая: развить навыки самостоятельной и поисковой деятельности, пространственное воображение, познавательный интерес студентов; учить сравнивать, обобщать, анализировать и применять полученные знания и умения при решении задач практического характера.
Тип урока: Урок закрепления и совершенствования знаний, умений, навыков.
ХОД УРОКА
Целевая ориентация студентов.
Сегодня итоговый урок по теме: «Многогранники, тела вращения и их поверхности. Объем прямого параллелепипеда»
(музыкальная заставка «Учат в школе») Из этой песни ключевое слово - «учат». Этот процесс продолжается и в стенах нашего техникума. Мы учимся сами задавать вопросы и отвечать на них.
1.Как называется раздел геометрии, изучающий названные тела?
Ответ: Стереометрия.
2. А какой раздел геометрии изучали в школе? Ответ: Планиметрия
3.Какие многогранники знаете?
Ответ:
4. Какие тела вращения вам известны?
Ответ:
5. А теперь проверка совсем необычного домашнего задания, т.е. некоторые студенты своими руками изготовили элементы ограды, цветочные клумбы, имитирующие кирпичную и каменную кладки, каждый проведет «защиту» своей работы и перевод с греческого языка математических терминов.
- Дербышев Евгений: столбы и два пролета забора
- Зверев Алексей: арка и столбы
- Калмыков Андрей: клумба из камня
- Куцаков Петр: пять правильных многогранников
- Кибицкий Андрей: композиция круглых тел
- Гаврилов Евгений: клумба из кирпича и о симметрии
- Башков Алексей: стихотворение, перевод с греческого слова
«гипотенуза»
Обратим внимание на наш девиз:
«Теория мертва без практики живой.»
(На доске записаны задачи с кратким условием и рисунками. Решение выполняем с конца.)
Тема: Многогранники, тела вращения и их поверхности.
№1
Дано: АВСДА1В1С1Д1-призма
АВСД - ромб
ДВ = 16 см
AA1 = АВ АС = 12 см
Найти: S бок.
Дано: конус
ОВ - ось вращения
ААВС - осевое сечение
пол.
h = 4 см R = 3 см
Найти: S
Дано: АВСДА1В1С1Д1-призма
п - 10 ООО шт.кирпичей
Можно ли все поместить в склад ?
Домашнее задание : Сколько нужно кирпичей для кладки двух столбов сечением 2 х 2,5 кирпича высотой 2,5 м?
Задача закрыта формулами : Sбок. = 2π R h ; S пол.= 2π R(h +R) ; Sбок =π R l Sпол = π R(l + R) ; S= 4 π R2 ; S6ок= 0.5 Pосн. ha ;
Sпол = Sбок + Sосн.
> Дербышев Евгений :
Столбы имеют форму параллелепипеда прямого, т.к. ребро
перпендикулярно основанию и прямоугольного, т.к. в
основании лежит квадрат. Параллелепипед - частный случай
призмы, кстати слово «призма» от греческого слова «присма»,
т.е. опиленная (имелось в виду опиленное бревно).
А слово «перпендикуляр» происходит от латинского слова,
переводится как «висящий сверху» или «отвесный»
У параллелепипеда 6 граней, 4 из них боковые и 2
основания. S6ок= Pосн. Н (показать на плакате)
Слово периметр тоже греческое слово означает «изучение
вокруг»
> Зверев Алексей:
Это арка, каркасом для нее является полукруг. Швы между
рядами должны быть перпендикулярны кривой линии,
образующий нижнюю поверхность арки. Швы имеют
клинчатую форму не менее 5мм внизу, а вверху не более 25
мм. На столбы сверху устанавливают пирамидки или конусы
с целью защиты от воды. Кстати конус от греческого слова
«конос» означает сосновую шишку. У четырехугольной
правильной пирамиды 5 граней: 4 боковые -
равнобедренные треугольники, основание - квадрат. Высота
боковой грани называется апофемой.
S6ок= 0.5 Pосн. ha ; Sпол = Sбок + Sосн.; Sквадрата = a2 ;
Sтреуг. = 0,5a2 h (показать на плакате)
> Калмыков Андрей :
Цветочная клумба выполнена из природного камня «пластушки». Это бутовая кладка используется для фундаментов. Большие камни раскалывают на более мелкие прямоугольной кувалдой. Это называется плинтовкой, одновременно с плинтовкой скалывают острые углы камней, подгоняя их форму под параллелепипед. Такую поверхность параллелепипеда находят по формуле:
Sпол = Sбок + 2Sосн (показать на плакате)
Камни для кладки должны иметь примерно параллельные поверхности (постели).
> Кудаков Петр
Среди разнообразных форм многогранников выделяют правильные - т.е. которые построены из одинаковых многогранников, причем в каждой вершине сходится одинаковое количество многоугольников. Еще в Древней Греции были описаны все правильные многогранники их пять.
Куб Икосаэдр Тетраэдр
Октаэдр Додекаэдр
- Тетраэдр (греческое «тетра» - 4 правильных треугольников).
- Куб или гексаэдр (греческое «гекса», т.е. 6) квадратов.
- Октаэдр (греческое «окта», т.е. 8) правильных треугольников.
- Икосаэдр (греческое «икос» т.е. 20) правильных треугольников.
- Додекаэдр (греческое «икос» т.е. 12 ) правильных треугольников.
Эти многогранники носят название «платоновых тел» по имени древнегреческого философа Платона. В его учении тетраэдр символ огня, куб - земли, октаэдр - воздуха, икосаэдр - воды, додекаэдр - Вселенной.
(Рассказываю - легенду и шутки Птолемея)
Венгерский инженер Рубик создал головоломку - знаменитый «Кубик Рубика» ; а затем и из 4 остальных тел.
> Гаврилов Евгений:
В планиметрии рассматриваются фигуры, симметричные
относительно точки и относительно прямой. В стереометрии рассматривают симметрию относительно
точки, прямой и плоскости. Центр, оси и плоскости многогранника называются элементами симметрии этого многогранника. Итак: тетраэдр не имеют центра симметрии; у куба - один
центр симметрии - это точка пересечения его диагоналей. Октаэдр, икосаэдр и додекаэдр имеют центр симметрии.
С симметрией мы часто встречаемся в природе, архитектуре, технике, в быту. Почти все кристаллы имеют центр, ось или плоскость симметрии.
> Кибицкий Андрей :
Композиция круглых тел.
Цилиндр получен при вращении прямоугольника вокруг одной из сторон - название от греческого слова «кюлиндрос», т.е. «валик», «каток»
Sцил.= 2 п R (l+R)
R - радиус; l - образующая (показать на плакате).
Шар или сфера от греческого слова «сфайра» - мяч. Сфера имеет еще одно важнейшее свойство, из всех сосудов одинаковой вместимости у сферы наименьшая поверхность, поэтому хранилища нефти и газа имеют сферическую форму - ведь при этом экономится материал. Сферические оболочки окружают антенны радиолокаторов, стоящих на научных судах, следящих за полетом космических кораблей и спутников, Sсфера. = 4π R2 (показать на плакате)
Задача №1
Дано: АВСДА1В1С1Д1- призма
АВСД - ромб
ДВ = 16 см
A A1 = АВ АС = 12 см
Найти: S бок.
Решение :
- S6ок= Росн. h = 4 * АВ * А A1= 4АВ2
- Из треугольника АОВ по теореме Пифагора АВ2 = АО2 + ОВ2= 36+64=100
3. Возврат в 1 действие S60K= 4 *100 = 400 см2
Дано : конус
Треугольник АВС - осевое сечение
ОВ - ось вращения
h = 4 см R = 3 см Найти : S пол.
Решение:
- Sцил.= 2 π R (l+R)
- Из треуг. АВО по теореме Пифагора —> АВ2 = АО2 + OB2 = З2 +42 = 9 + 16 =25
- √АВ = √25 = 5 см.
3. Возврат в 1 действие: Sцил. = π З (5 + 3) = 24 π см2
Ответ: 24π см2
Задача № 3
1. Объем сарая V = 4*3*2= 24 м3
2. Войдёт ли в сарай 10ООО кирпичей, если
в 1 м3 - 400 шт.
V =10000 :400 = 25 куб.м.
Ответ: нет
Задача №4
Вопрос: Без какой теоремы не обойтись при нахождении сторон в прямоугольном треугольнике?
Пифагор - «убеждающий речью »
Ответ: теорема Пифагора >Башкову Алексею
Если дан треугольник
И притом с прямым углом
То квадрат гипотенузы
Мы всегда легко найдем
Катеты в квадрат возводим Сумму степени находим
И таким простым путем
К результату мы придем
с2 = а2 + в2
Кстати греческое слово «гипо» означает «под, внизу, снизу», а «тейнейн» - натягивать (например тетиву лука). Из этих двух слов появился термин «гипотенуза» - она как бы «натянутая» между катетами.
Портрет Пифагора | |
Марка | Гимн солнцу |
В Греции была выпущена почтовая марка по случаю переименования острова Самос в остров Пифагорейон. На марке надпись: «Теорема Пифагора. Эллас. 350 драхм». Эта красивая марка -почти единственная среди многих тысяч существующих, на которой изображен математический факт.
«Гимн пифагорейцев восходящему солнцу.»
1869 Бронников Федор Андреевич. Картина передает пафос преклонения учеников легендарной школы перед единой гармонией, царящей в мироздании («космосе»), музыке и числе.
В честь великого грека Пифагора звучит музыка греческого танца «Сиртаки» в исполнении гитариста Гойя. Пифагор - это не имя, а прозвище, которое философ получил за то, что всегда говорил верно и убедительно, как греческий оракул.
При устройстве калитки обязательно прибивают планку, чтобы получились треугольники . Это придает ей крепость ,
иначе ее скоро перекосит
Притча про строителей.
Три человека таскают кирпичи. Что ты делаешь? - спросили первого. Таскаю кирпичи.
А что делаешь ты? - спросили другого. Зарабатываю деньги. - А что ты делаешь? - спросили третьего. Я строю чудесный храм!..
(Суфийская притча)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиада по Информатике, конспект открытого урока, презентация к открытому уроку
Международный конкурс по информатике «Логика и компьютер» Рекомендуемое время выполнения заданий − 120 минут. 1. (2 балла) Какие записи, могут являться формулами в таб...
Открытый урок "Глобальные экологические проблемы" (Материалы к открытому уроку)
Материалы к открытому занятию по дисциплине "Биология" на тему "Глобальные экологические проблемы"...
ОТЧЕТ о проведении открытого урока по дисциплине «Банковское дело» на тему: «ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА» МЕТОДИКА ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ Участники открытого урока: гр. 24«БД», гр. 31«БД»
ОТЧЕТо проведении открытого урокапо дисциплине «Банковское дело»на тему: «ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА» МЕТОДИКА ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДЕЛ...
4.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения четвертого открытого урока от МО муниципального уровня)
4.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения четвертого открытого ...
5.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения пятого открытого урока от МО муниципального уровня)
5.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения пятого открытог...
2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)
2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого уро...
Открытый урок по электротехнике. Технологическая карта открытого урока.
Открытый урок по электротехнике. Технологическая карта открытого урока....