конспект на тему "Обмен веществ"
план-конспект урока по теме
Все живые организмы способны к обмену веществ с окружающей средой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_obmen_veshchestv.docx | 18.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Обмен веществ»
Цель урока:
- изучить способность живых организмов к обмену веществ с окружающей средой
- изучить процессы, протекающие при пластическом и энергетическом обмене веществ
- изучить роль ферментов в функционировании клетки
Задачи:
Образовательные:
- рассмотреть процесс обмена веществ протекающего в живых организмах,
- показать различие между пластическим и энергетическим обменами веществ в живых организмах.
- подчеркнуть роль ферментов в функционировании клетки
Развивающие:
- формировать умения и навыки самостоятельной работы с информационными источниками
- обсуждать проблему, делать выводы, анализировать, выделять главное.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к биологии через комбинированные формы проведения урока,
- подчеркнуть ценность самой жизни, определить роль данной темы для расширения кругозора учащихся
Тип урока: изучение нового материала
План
1. Обмен веществ
1.1 Пластический обмен веществ
1. 2 Энергетический обмен веществ
2. Роль ферментов в функционировании клетки
Фронтальная беседа по вопросам
Перечислите основные части, из которых состоит клетка?
Назовите ограноиды клетки?
Перечислите отличия между растительной и животной клетками?
Назовите функции клеточной оболочки?
Актуализация знаний
Вопросы к учащимся.
- Чем отличается способ питания животных и растений?
- Для чего клетке нужна энергия?
1.Обмен веществ
Все живые организмы способны к обмену веществ с окружающей средой. Обмен веществ осуществляется в результате двух взаимосвязанных процессов: синтеза органических веществ в организме (за счет внешних источников энергии — света и пищи) и процесса распада сложных органических веществ с выделением энергии, которая затем расходуется организмом.
Вопрос:
- Перечислите вещества, которые клетки человека поглощают из окружающей среды?
- Что выделяют клетки человека в окружающую среду?
Таким образом, клетка является открытой системой, т.к. между ней и окружающей средой постоянно происходит обмен веществ и энергии
1.1 Пластический обмен веществ
В каждой клетке синтезируются несколько тысяч различных белковых молекул. Белки недолговечны, время их существования ограничено, после чего они разрушаются.
Что же позволяет постоянно пополнять уровень белков в организме?
Биосинтез белка – важнейший процесс в живой природе. Это создание молекул белка на основе информации о последовательности аминокислот в его первичной структуре, заключенной в структуре ДНК.
Биосинтез белка относится к реакциям пластического обмена.
Совокупность реакций , способствующих построению клетки и обновлению её состава, носит название пластического обмена
1. 2 Энергетический обмен веществ
Совокупность реакций ,обеспечивающих клетки энергией, называют энергетическим обменом
схема в тетрадь
Обмен веществ (метаболизм) | |
Совокупность реакций синтеза Процессы синтеза осуществляются в ЭПС, пластидах и ядре. | Совокупность реакций распада Процессы распада осуществляются в митохондриях, лизосомах, гиалоплазме. |
Пластический обмен | Энергетический обмен |
Ассимиляция | Диссимиляция |
Анаболизм | Катаболизм |
Затрачивается энергия | Выделяется энергия |
2. Роль ферментов в функционировании клетки
Для осуществления реакций энергетического обмена необходим постоянный синтез ферментов. Подготовительный этап происходит в лизосомах, цитоплазме, пищеварительной системе при участии ферментов. Высокомолекулярные вещества расщепляются до низкомолекулярных веществ, при этом выделяется небольшое количество энергии, которое рассеивается в виде тепла.
Вывод: Процесс потребления вещества и энергии называется питанием. Обмен веществ между организмом и средой – необходимое условие существования живых организмов, это один из признаков живого.
Обмен веществ состоит из пластического и энергетического обменов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока "Агрегатные состояния вещества"
Методическая разработка занятия по дисциплине "Физика" на тему "Агрегатные состояния вещества" с применением информационных технологий....
Практическое занятие №1: "Вычисление относительной молекулярной массы вещества. Вычисление массовой доли элементов в веществе. Нахождение формулы вещества по значениям массовых долей элементов"
Практическая работа №1 содержит указания (примеры) по выполнению заданий, содержащихся в работе. Работа может выполнятся как по вариантам самостоятельно, так и под руководством преподавателя (учителя)...
Конспект внеклассного занятия на тему «Замечательное вещество – вода. Свойства воды».
Формировать знания о важности воды для всего живого на Земле....
Транспорт веществ через мембрану клетки. Виды транспорта веществ и их механизмы
Транспорт веществ через мембрану клетки. Виды транспорта веществ и их механизмы...
Подборка конспектов по теме "Кислородсодержащие органические вещества"
Материал в конспектах по спиртам, альдегидам и карбоновым кислотам скомпанован на одном листе, удобно пользоваться и читать материал. Можно использовать при изучении нового материала, а также при обоб...
Подборка конспектов "Азотсодержащие органические вещества"
Крнспекты можно использовать, как на уроках изучения нового материала, так и обобщающих уроках. В конспектах содержится информация о строении, номенклатуре, физических и химических свойствах, получени...
Конспект урока по теме "Безопасные вещества в быту"
Материал для хода урока...