Конспект урока по теме "Безопасные вещества в быту"
план-конспект урока

Попова Валентина Геннадьевна

Материал для хода урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc135 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Опасные вещества в быту.

Цели: Обеспечить знакомство школьников с вредными и опасными веществами, используемыми в быту и правилами безопасного обращения с ними.


Задачи урока:

•        Образовательные:

Рассказать учащимся о классификации вредных веществ, используемых в быту. Познакомить учащихся с действием опасных веществ, лекарственных препаратов и средств бытовой химии. Сформировать стойкое представление о необходимости и важности потребления натуральных продуктов.

•        Развивающая:

 Выработать конкретные правила безопасного обращения с опасными веществами. Развивать коммуникативные способности, умение работать коллективно, вести продуктивную беседу, практически применять теоретические знания.

•        Воспитательная:

Формировать у учащихся выдержку, самообладание, внимательность, принимать адекватное (разумное, соответствующее) решение. Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, аккуратность в быту. Ориентировать на использование продуктов, произведенных в России.

Ожидаемый результат: знание обучающимися вредных и опасных веществ используемых в быту, а также правил безопасного обращения с ними.

Класс: 8

Форма организации учебной деятельности учащихся – фронтально-групповая.

Тип урока: комбинированный (проверка и получение теоретических  знаний, а также практическое выполнение задания).


Вид урока: изучение нового материала.


Методы: исследовательский, интерактивный, тестирование.


Оборудование: мультимедийный проектор, учебник, раздаточный подручный материал для самостоятельной работы и проведения контроля.

Наглядность: компьютерная презентация, видео фрагменты,  дидактический материал, наглядные пособия (стиральный порошок, зубная паста, флаконы “Шампунь”, “Средство для мытья посуды”, “Порошок для чистки плит” и т.д.).

Технологическая карта урока

 на основе деятельностного подхода.

Тема.

Опасные вещества в быту.

Цель.

Содержательная: обеспечить знакомство школьников с вредными и опасными веществами, используемыми в быту и правилами безопасного обращения с ними.

 Деятельностная: формирование устойчивых знаний о влиянии опасных веществ в быту на организм человека

Задачи.

  • Образовательные:

Изучить классификацию вредных веществ, используемых в быту, а также действие опасных веществ, лекарственных препаратов и средств бытовой химии. Сформировать представление о необходимости потребления натуральных продуктов.

  • Развивающая:

 Выработать правила безопасного обращения с опасными веществами. Развивать коммуникативные способности учащихся, умение работать коллективно, вести продуктивную беседу, практически применять теоретические знания.

  • Воспитательная:

Формировать у учащихся выдержку, самообладание, внимательность, принимать адекватное (разумное, соответствующее) решение. Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, аккуратность в быту. Ориентировать на использование продуктов, произведенных в России.

Основное содержание темы, понятия, термины.

Ознакомление  обучающихся с опасными веществами, которые могут присутствовать в их квартире.

Бытовая химия;

относительно безопасные;

опасные для глаз и кожи;

огнеопасные;

ядовитые;

пестициды.

Планируемые результаты.

Предметные:

Обучатся  свободно делить различные бытовые химикаты по группам.

Знать жизненно необходимые правила безопасности при пользовании опасными веществами.

Уметь пользоваться  опасными веществами.

Метапредметные:

Личностные УУД:

  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию;
  • Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;
  • Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.

            Регулятивные УУД:

  • Осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе урока;
  • Формирование умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
  • адекватно оценивать свои возможности достижения поставленной цели.

   Коммуникативные УУД:

  • организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
  • построение устных и письменных высказываний, в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • учитывать  разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию, брать на себя инициативу в организации совместного действия;
  • участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

   

       Познавательные УУД:

  • построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • ставить проблему, аргументировать её актуальность;
  • искать наиболее эффективные средства достижения поставленной цели.

Организация пространства.

Меж предметные связи.

Формы работы.

Ресурсы.

Химия – химические составляющие препаратов.

Биология – пестициды, удобрения.

Изобразительное искусство – рисование флакона для хранения.

Иностранный язык – название средств бытовой химии.

Информатика –  проектор и презентация.

Русский язык – записи в тетрадях.

            Индивидуальная

Парная

Фронтальная

М.П. Фролов, А.Т. Смирнов, и др. «ОБЖ 5 класс» - М. «Издательство АСТ», 2011г.

Компьютер, проектор. Раздаточный подручный материал для самостоятельной работы и проведения контроля. Упаковки разнообразных средств бытовой химии.

Организационный этап. (1 мин)

Мотивация к деятельности, система оценивания.(1 мин)

Актуализация знаний. (3 мин)

Цель

Мотивация детей на восприятие нового материала.

Психологически подготовить их на учебную деятельность.

Подготовить ребят к работе, подведение к  изучению новой темы.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- организационный момент;

- психологическая подготовка;

- система оценивания;

- проверка домашнего задания.

Приветствие педагога.

Восприятие призыва к началу учебной деятельности.

Психологическая готовность к переключению от отдыха к учебной деятельности.

Определение темы и целеполагание урока. (6 мин)

Цель: Внедрение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне, потребности к осознанию построения нового способа действий.

Постановка темы, целей и задач урока.

Деятельность учителя

Деятельность    учащихся

Создает проблемную ситуацию, которая подводит учащихся к формулированию темы и цели урока.

(Вводное слово учителя, демонстрация средств опасных веществ).

           Вспоминают, что они знают по данному вопросу (разные виды опасных веществ).

Выполняют самостоятельные решения и осуществляют свой выбор в учебной и познавательной деятельности, оценивают круг своего познания. Делают предположения и систематизируют полученную информацию. Формулируют, (при помощи учителя) что  им необходимо узнать и ставят учебные цели и задачи.

Учебно - познавательная деятельность (19 мин).

Цель:

  Получение новых знаний.

Первичное усвоение новых знаний. Научить предвидеть опасности связанные с вредными веществами в быту и объяснять возможные причины их возникновения.

Воспитывать ответственное отношение к великому богатству человека – жизни и здоровью.

Деятельность учителя.

Деятельность    учащихся.

Организует   изучение опасных веществ, их классификации, правилами безопасности в быту и способы попадания их в организм.

В соответствии с учебной задачей, вместе активизируют и воспроизводят принятую информацию.

Обобщают и уточняют полученные знания.  Обсуждают, приходят к общему мнению.

Интеллектуально-преобразовательная деятельность (4 мин).

Цель: Воспроизведение полученной информации.

Первичный контроль понимания новой информации.

Деятельность       учителя.

Деятельность    учащихся.

Организует фронтально - индивидуальную проверку усвоения нового материала.

Делают задания, которые указывают на построение логического умозаключения согласно предлагаемому алгоритму. Проводят исследовательскую работу в группах (по рядам).

  • работа с учебником (поиск информации);
  • практическая работа (заполнение таблицы);
  • мини – исследования (изучение этикеток).

Первичное закрепление новых знаний (4 мин).

Цель: Осознание необходимости и важности полученных знаний.

Закрепить в памяти у учащихся те знания и умения, которые  жизненно необходимы каждому человеку.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Создает проблемную ситуацию, требующую решения на основе  учебного материала, пройденного на уроке.

Выполняют задание,  вспоминают, воспроизводят фразы в памяти, соотносят с целевой установкой и ключом (при надобности, в парах обсуждают возможные варианты ответов).

Подведение итогов урока, оценка результатов деятельности (рефлексия учебных знаний). (2 мин)

Цель: Самостоятельное применение на практике полученных знаний

Проанализировать пройденный материал, постараться дать оценку успешности достижения цели.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организует диспут по результатам урока.

Формулируют выводы о выполнении цели занятия. Постановка ответа на вопрос: где и для чего необходима данная информация.

Информация о домашнем задании,

инструкция по его выполнению (4 мин)

Цель: Дальнейшее постоянное  самостоятельное применение полученных знаний.

В подобных ситуациях применять полученные знания.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Раскрывает содержание домашнего задания:

п.12, стр. 54-56, вопросы 1-3.

Придумайте и нарисуйте такой флакон для хранения опасных веществ, который бы исключал возможность случайного употребления этого вещества не по назначению.

Зрительное и звуковое восприятие содержания д/з.  Получение инструкции по его выполнению. Запись в дневник.

Рефлексия учебных действий (3 мин).

Цель: Соотнесение поставленной цели и задач с достигнутым результатом.

Адекватно оценить итоги собственной деятельности.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Выразить своё мнение.

Самостоятельно дописать фразы, предложенные учителем.

План урока:

Этапы урока и его содержание

Время

1

Организационный этап.

1 мин

2

Мотивация к деятельности и система оценивания.

1 мин.

3

Актуализация знаний.

3 мин.

4

Определение темы и целеполагание урока.

6 мин.

5

Первичное усвоение новых знаний.

19 мин.

6

Первичная проверка понимания.

4 мин.

7

Первичное закрепление новых знаний.

4 мин.

8

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

2 мин.

9

Информация о домашнем задании. Оценка результатов деятельности (рефлексия учебных знаний)

4 мин

10

Рефлексия учебных действий.

3 мин.

Ход урока:

  1. Организационный этап.

Здравствуйте! Садитесь!

Проверка готовности учащихся к уроку.

- А теперь проверим вашу готовность к уроку: все ли приготовили учебники? - Они нам сегодня понадобятся.

- Тетрадь, ручку?

- Ну и свой боевой настрой на получение новых знаний и хороших оценок.

- Все готовы?      Молодцы!

- Слушаем внимательно, работаем старательно!

     2. Мотивация и система оценивания.

- За активную работу на уроке я буду давать жетоны. В конце урока мы их посчитаем. Звание «Лучший знаток опасных веществ» будет присвоено тем, кто наберет более 10 жетонов; за 6-9 жетонов будет присвоено звание «Мастер опасных веществ»; за 5 и менее жетонов – «Будущий отличник ».

  1. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

- Давайте вспомним тему предыдущего урока…

- Правильно! «Затопление жилища».

Устный опрос по домашнему заданию.

- Теперь проверим, как вы выполнили домашнее задание. Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечать на них. Хорошо? Итак, первый вопрос.

  1. Из-за чего может произойти  затопление в квартире?

Ответы учащихся:

- засорение посторонними предметами;

- протечка труб и кранов;

- невнимательность и забывчивость;

- сильные проливные дожди;

- нарушение целостности кровли;

- наводнения.

  1. Что необходимо  сделать в случае затопления квартиры?

Ответы учащихся:

- сообщить об аварии взрослым (родителям, соседям);

-позвонить в обслуживающую организацию и попросить прислать мастера;

- отключить электричество а затем перекрыть воду (это может помочь сделать кто-нибудь из взрослых);

- поставить в местах протечек ёмкости для сбора воды;

- тканью убирать воду. 

- Молодцы! Правильно! Вы отлично справились с домашним заданием!

Ну вот, теперь, с темой «Затопление жилища» мы закончили. Настало время приступить к изучению новой темы. 

  1. Определение темы и целеполагание.

Вводное слово учителя (постановка проблемы): 

- Каждый день в нашем индустриальном обществе используются сотни тысяч химических веществ, многие из которых непосредственно связаны с нашим бытом и могут нанести ущерб здоровью.

- Они производятся нашей промышленностью в жидком, твёрдом, порошкообразном и других видах. Без них современный человек не представляет своего существования, так как они помогают ему.

- Эти вещества есть, причём в большом количестве, в каждом доме.

- Как вы думаете, о чём идёт речь?

- Молодцы! Правильно! Это препараты бытовой химии.

-А как вы думаете, вредные они или нет?

(ответы: вредные, но не всегда; есть не вредные и т.д.)

- А теперь давайте попробуем вместе сформулировать тему урока.

Запись темы урока.

(слайд 1)

- Тема нашего урока – «Опасные вещества в быту».

- Открыли тетради, записали на полях дату и тему урока.

 - Приведите, пожалуйста, примеры данных средств.

(Учитель выслушивает ответы детей и если надо поправляет их)

 - Но сегодняшний урок я хотел бы назвать несколько иначе - полезная отрава.

- Кто может сказать - почему?

( ответы детей: может помогать, а может навредить, если применять не там где надо можно получить отравление и т.д.)

- Верно, все эти средства безопасны только при условии их правильного использования и хранения, но стоит только человеку нарушить инструкцию по их применению, они становятся смертельно опасными.

- Исходя из всего вышесказанного, попробуем сформулировать цель нашего урока.

( обучающиеся высказывают свои предположения)

 Предполагаемые ответы: какие вещества опасны, как правильно с ними обращаться, как избежать отравления, использование их только по назначению. 

- Итак, обобщив все ваши высказывания, можно сказать, что целью сегодняшнего урока будет - знакомство с вредными и опасными веществами, используемыми в быту и правилами безопасного обращения с ними.

(слайд 2)

  5. Первичное усвоение новых знаний.

- Например, серьёзные ожоги бывают не только от огня, кипятка или утюга. Кислоты, щёлочи, фосфор и некоторые соли металлов также могут стать причинами ожогов.

- Поэтому для безопасности каждый препарат бытовой химии, снабжён инструкцией, где указаны его назначение и правила применения.

(слайд 3)

(показать на примере нескольких препаратов бытовой химии)

- Необходимо её прочитать. Но делают это, увы, не все. В итоге ежедневно медицинская помощь оказывается не только детям, но и взрослым, пострадавшим из-за неумелого пользования препаратами бытовой химии, пренебрежения правилами и инструкциями.

-Особенно опасно, когда ядовитые вещества хранятся в обычных с виду бутылках. Снова и снова происходят несчастные случаи из-за того, что какой-нибудь горе-мастер налил растворитель в бутылку из-под пепси-колы, а садовод насыпал ядохимикаты в коробку из-под конфет. Каждый год десятки людей умирают, ошибочно посолив суп селитрой (удобрение, используемое в садоводстве).

- И поэтому, чтобы не приключилось беды, крепко-накрепко запомни:

(слайд 4)

- нельзя нюхать, касаться руками, пробовать на язык различные неизвестные тебе жидкости, порошки, пасты и другие вещества, даже если они не со свалки, а хранятся в кладовке, на кухне или в гараже.

- никогда не слушай приятелей, предлагающих тебе попробовать неизвестные жидкость или вещество.

За минутное легкомысленное любопытство ты можешь расплатиться своим здоровьем!!!

- Теперь поговорим о том, какие же бывают вредные вещества?

(Просмотр видео)

(слайд 5)  

По степени и характеру  опасности для человека бытовые химикаты можно разделить на четыре группы:

1.Относительно безопасные. На их упаковках отсутствуют надписи, предупреждающие об опасности.

2.Опасные для глаз и кожи. На их упаковках есть предупредительные надписи, например: «Беречь от попадания в глаза», « Не допускать попадания на кожу».

      3. Огнеопасные. На флаконах и баллончиках с такими веществами написано:

      «Огнеопасно», « Не хранить возле огня».

  1. Ядовитые, с надписями на упаковке: «Яд!», «Ядовито!».

  1. Первичная проверка понимания.

- А теперь посмотрите, у вас на партах лежат упаковки от разнообразных средств домашней химии.  

(Приложение 1)

- Внимательно изучите инструкции и определите степень опасности этих веществ. Данные занесите в таблицу. Работа в группах (по рядам).

(слайд 6)

 Например:

Название

Степень опасности

1. Мыло

Относительно безопасное

(Приложение 2)

- А теперь давайте проверим, все ли правильно заполнили таблицу.

(слайд 7)

- Молодцы, вы отлично справились с этой задачей!

- А теперь я предлагаю вам немного отвлечься от нашего занятия и отдохнуть. Все встали.

(слайд 8)

Физкультминутка 2 мин.

 - Хорошо, отдохнули, садитесь.

(слайд 9)

- Скрытая опасность при соприкосновении со многими средствами бытовой химии, даже относительно безопасными, состоит в том, что в момент их использования мы не ощущаем вреда, причиняемого ими. Однако со временем, в результате применения многих средств бытовой химии, могут возникнуть  те или иные заболевания.

Например:

- краски, косметические препараты и изделия из полимерных материалов (пластик, резина) содержат свинец и др. тяжёлые металлы (медь, цинк, марганец, алюминий);

- источником ядовитых, летучих органических веществ в нашем быту являются растворители, клеи, чистящие вещества, мебель и даже изделия из синтетических волокон (ковры, тюли, одежда и т.д.), примером служит формальдегид – который способен вызывать раковые заболевания.

Поэтому, необходимо знать ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ В БЫТУ.

(Просмотр видео)

(слайд 10)

 - Молодцы, вы очень внимательно разобрали правила безопасности в быту. А самое главное, ребята, вы поняли, что многие опасные ситуации с бытовой химией можно предотвратить, соблюдая простые правила безопасного поведения.

- А чем же ещё может отравиться человек в своём собственном доме?

- Для того чтобы это узнать вам понадобятся учебники.

(Самостоятельная работа с учебником) параграф 12.2, стр. 60-65.

(слайд 11)

Ответы учащихся:

  1. Пестицидами;                 (слайд 12)
  2. Ртутью;                           (слайд 16)
  3. Лекарствами;                  (слайд 13)
  4. Продуктами.                   (слайд 14, 15)

- Рассмотрим ещё одну опасную ситуацию и правильные действия, если разбился градусник.

(Просмотр видео «Если разбился градусник»)

(слайд 17)

  1. Первичное закрепление новых знаний.

- Чтобы выяснить насколько хорошо вы запомнили правила безопасного поведения в быту и в качестве закрепления того, что мы с вами рассмотрели на уроке, проведём небольшое тестирование.

(Приложение 3)

(слайд 18)

  1. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

После тестирования провести взаимопроверку в парах (ключ к тесту представлен на слайде). Кратко разобрать неправильные ответы.

(слайд 19)

- Вы закончили работу с тестом, сейчас посчитайте количество правильных ответов. Запишите полученное число ответов внизу теста. У кого от 4 до 6 правильных ответов, тот хорошо запомнил урок, а  у кого меньше четырёх – вам стоит быть немного внимательнее. 

       9. Итоги, выставление оценок, информация о домашнем задании (рефлексия учебных знаний). 

- Молодцы, вы хорошо поработали на уроке. Посчитайте количество жетонов.

-Выйдите к доске, кто набрал 10 и более жетонов. Вам присвоено звание «Лучший знаток опасных веществ».

- Садитесь на свои места!

- Выйдите к доске – кто набрал 6, 7, 8 или 9 жетонов – вам присвоено звание «Мастер опасных веществ».

- Садитесь.

- Все остальные, набравшие 5 и менее жетонов получают звание «будущий отличник».

- МОЛОДЦЫ!

- Закончить наш урок я хочу такими словами:

ВАЖНО ПРЕДВИДЕТЬ ОПАСНОСТЬ,

ПО ВОЗМОЖНОСТИ ИЗБЕГАТЬ ЕЕ

А ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ – РЕШИТЕЛЬНО ДЕЙСТВОВАТЬ!

- А теперь ребята откройте дневники и запишите домашнее задание на следующий урок.

(слайд 20)

Д/з.: параграф 12, страница 54-66, вопросы 1-3

Придумайте и нарисуйте такой флакон для хранения опасных веществ, который бы исключал возможность случайного употребления этого вещества не по назначению.

  1.   Рефлексия учебных действий.

Рефлексия.

- Ребята, у вас на партах лежат листочки, где вам надо закончить предложения.

(Приложение 4)

(слайд 21)

Продолжите фразу:

  •      Мне урок запомнился тем, что…
  •      Меня урок заставил задуматься о…
  •      Я на уроке научился…

- Берегите себя!

- Спасибо за работу! До свидания!

(слайд 22)

Используемые интернет ресурсы:

  1. http://kovalenkojuliya.weebly.com/blog/opasnie-veschestva-v-bitu-prezentaciya
  2. http://www.ikt.oblcit.ru/231/Borodina/p3aa1.html
  3. http://rushkolnik.ru/docs/235/index-461931.html.
  4. http://dankonoy.com/new/obj7klass/129/26813-za-minutnoe-legkomyslennoe-lyubopytstvo-ty-riskuesh.htm

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Агрегатные состояния вещества"

Методическая разработка занятия по дисциплине "Физика" на тему "Агрегатные состояния вещества" с применением информационных технологий....

конспект на тему "Обмен веществ"

Все живые организмы способны  к обмену веществ с окружающей средой...

Открытый урок "Магнитные свойства вещества"

Опорные знания, которые необходимо активизировать в  сознании учащихся в разделе "Магнитное поле" предполагает использование не традиционных уроков. Это вызывает интерес к изучаемому ма...

комбинированный урок на тему: "Вещество жизни"

Интегрирование знаний о свойствах и значении кислорода в природе, полученных на уроках химии, физики, биологии, географии....

Конспект урока по Окружающему миру на тему "Если хочешь быть здоров" 2 класс

Конспект урока по Окружающему миру на тему "Если хочешь быть здоров" 2 класс...

Конспект урока графической композиции по теме " Силуэтное изображение предметов быта в наиболее выразительном ракурсе ". 2-й класс

Тема: «Силуэтное изображение предметов быта в наиболее выразительном ракурсе».Цели урока:  практическое освоение силуэтного изображения предметов быта, освоение методов решения...