ХИМИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ. КОВАЛЕНТНАЯ ПОЛЯРНАЯ И НЕПОЛЯРНАЯ СВЯЗЬ».
методическая разработка на тему
Лекция. Методичкская разработка. Для медицинского колледжа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
himicheskaya_svyaz.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОУ Калужский базовый медицинский колледж
Одобрена ЦМК
общепрофессиональных
дисциплин
от « » 2007 г.
Председатель ЦМК
Соловьева Л. Н.
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора
по учебной работе
_______________________
Бренькова Г.И.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Лекция
Тема: «ХИМИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ.
КОВАЛЕНТНАЯ ПОЛЯРНАЯ И НЕПОЛЯРНАЯ СВЯЗЬ».
Преподаватель химии:
Карапетян Алина Саядовна
2007г.
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
1.Образовательная: расширить и углубить знания учащихся по теме «Химическая связь. Ковалентная полярная и неполярная связь»,
2.Развивающая: развивать у них интерес к химии. Уметь определять характер химической связи в различных соединениях и степень окисления элемента; составлять структурные формулы молекулярных соединений, развитие умений анализировать, сопоставлять, выделять главное, делать выводы, образное мышление, обобщать, мыслить логически.
3.Воспитательная: воспитание активности, внимательности, дисциплины, культуры поведения, культуры химического языка.
Тип занятия: лекция
Место проведения: кабинет № 22
Время: 120 минут.
Дидактическая база занятия:
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, таблицы: Типы химической связи.
Межпредметные связи: физика, математика, геометрия
Внутрипредметные связи: Строение атома, периодический закон и периодическая система
Виды самостоятельной работы:
- Составление рефератов "Свойства ковалентной связи. Гибридизация", "Вещества постоянного и переменного состава", "Комплексные соединения и их практическое использование".
2) Решение задач
Структура занятия
- Актуализация знаний
Сообщение темы, целей и плана занятия
Мотивация изучения химической связи
Постановка учебной задачи
- Формирование новых знаний и способов действия
- химическая связь
- ковалентная связь и ее характеристики
- электроотрицательность
- полярная и неполярная ковалентная связь
- свойства ковалентной связи
- Формирование умений и навыков
Демонстрация решения задачи на определения типа химической связи
- Подведение итогов занятия
- Домашнее задание
I. ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППЫ
II. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА В СООТВЕТСТВИИ С ПЛАНОМ:
- Понятие о химической связи
Слова учителя:
Основной структурной единицей вещества являются молекулы. Молекулы обладают рядом свойств.
Слова учителя (под запись):
Основные свойства молекулы:
- Устойчивость. Молекула устойчива и способна к самостоятельному существованию.
- Электроотрицательность.
- Наличие химической связи между атомами.
- Наличие определенных свойств и химической структуры
Слова учителя:
Почему молекулы обладают этими свойствами? Почему они устойчивы и способны к самостоятельному существованию?
(ведется дискуссия со студентами). Делаются выводы.
С развитием учения о строении атома появились различные теории, объясняющие причины образования химических соединений. Одна из них объясняет образование химической связи межу ними за счет валентных электронов – электронов, расположенных на внешних орбиталях и поэтому связанных с ядром наименее прочно.
Слова учителя (под запись):
У атома на внешнем энергетическом уровне может находиться от1 до 8 электронов.
Если число электронов на внешнем уровне атома максимальное, то такой уровень называется завершенным.
Они характеризуются большой устойчивостью и не вступают в химической взаимодействие при обычных условиях. Это благородные элементы – 8 главная подгруппа.
Внешний уровень других атомов незавершенным. Они стремятся довести его до 8-электронного.
Электроны внешнего энергетического уровня являются валентными, т.е. за счет них осуществляется химическое взаимодействие. При взаимодействии этих электронов образуется химическая связь.
В молекуле электроны становятся общими.
Химическая связь – это вид взаимодействия, при котором происходит перераспределение электронов между атомами.
II. Ковалентная связь и ее характкристики
Слова учителя:
В 1916 г. Американский ученый Г. Льюис разработал теорию ковалентной химической связи. Он исходил из того, что атомы стремятся иметь восьмиэлектронный внешний слой.
Слова учителя (под запись):
Ковалентная связь – это тип химической связи между двумя атомами, возникающий при обобществлении электронов, которые принадлежат этим атомам. Образуются общие электронные пары.
Слова учителя
Ковалентная связь может образовываться по двум механизмам:
- Метод валентных схем (обменный механизм)
- Донорно-акцепторный механизм.
Слова учителя (под запись):
Метод валентных схем
- Ковалентная вязь образуется между двумя атомами за счет перекрывания одноэлектронных валентных облаков (обменный механизм).
Демонстрация таблицы с объяснением
Студенты изображают схему в тетрадях
Н + Н = Н Н
- Ковалентная вязь образуется между двумя атомами за счет перекрывания двухэлектронных валентных облаков и вакантных облаков (донорно-акцепторный механизм)
Демонстрация таблицы с объяснением
Студенты изображают схему в тетрадях
Н- + Н+ = Н Н
Характеристики ковалентной связи:
Слова учителя (под запись):
- Энергия связи – эта та энергия, которую необходимо затратить для разрыва данной связи. Измеряется в кДж/моль
Зависит от радиуса перекрывающихся облаков.
Учитель со студентами сравнивает молекулы фтора, хлора, брома и йода. Делаются выводы.
Слова учителя (под запись):
- Способ перекрывания электронных облаков
σ - связь образуется при перекрывании вдоль линии, соединяющей центры атомов. Более прочная.
Бывает:
σs-s, σp-p, σs-p,
π – связь образуется при боковом перекрывании в двух областях пространства. Между р-орбиталями. Менее прочная.
Демонстрация таблицы
Слова учителя (под запись):
- Кратность связи – число химических связей между двумя атомами
Ее можно показать сплошной линией между атомами
либо – точками –
Чем больше кратность связи, тем прочнее связь
Сравниваются молекулы кислорода, водорода и азота. Делаются выводы
Слова учителя (под запись):
- Длина связи – расстояние между ядрами атомов в молекуле.
зависит:
- радиусов атома НF, HCl, HBr, HJ
- от кратности связи
Чем больше кратность связи и меньше радиус атомов, тем сильнее химическая связь, ее энергия.
- Полярность связи – смещение общей электронной плотность к более электроотрицательному атому. Электроотрицательность – это способность атома притягивать электроны.
Демонстрация шкалы электроотрицательноси с пояснением
III. Полярная и неполярная химическая связь.
Слова учителя:
Все химические элементы обладают различной электроотрицательностью. Электроотрицательность – это способность атома притягивать электроны. В состав молекул с ковалентной связью могут входить как одинаковые элементы. Так различные. В зависимости от этого она делится на ковалентную полярную и неполярную
Слова учителя (под запись):
Неполярная – электронная плотность между атомами распределяется равномерно. К ней относятся двухатомные молекулы, состоящие из одного элемента: кислород, азот, хлор и т.д.
Демонстрация таблицы «Неполярная ковалентная связь»
Полярная – электронное облако смещено к более электроотрицательному атому. Газы: HCl, H2O, NH3 и т.д.
Демонстрация таблицы «Полярная ковалентная связь»
VI.Свойства ковалентной связи
Слова учителя:
Каждый химический элемент образует химические связи в зависимости от своей валентности. Она определяется как свободными электронами внешнего энергетического слоя (по обменному механизму), так и двухэлектронными и вакантными орбиталями (донорно-акцепторный механизм).
Слова учителя (под запись):
Насыщаемость – способность атома образовывать определенное число ковалентных связей
У элементов второго периода = 4
У элементов третьего периода = 6, теоритически – 9
У элементов четвертого периода = 8, теоритически – 16
Направленность определяет пространственную структур молекулы. Углы между связями называются валентными.
Более подробно в курсе органической химии.
- Закрепление изученного материала
Вопросы к студентам
- Определите, как изменяется прочность соединений в ряду: НF, HCl, HBr, HJ
- Указать вид ковалентной связи, ее структурное и электронное строение в молекулах: N2, NH3,
Литература
Основная литература
1) А.В.Бабков, Т.И.Баранова, В.А.Попков, «Химия» для фармучилищ
2) Ю М. Ерохин. Химия, (учебник). –М. Мастерства, 2002 ,
3)Чернобельская Г.М., Чертков И.Н. Химия: Учебник, 2-е изд., -М.: Медицина, 1991.
Дополнительная литература
1) И.Г. Хомченко Общая химия - М.. Новая волна - ОНИКС, 1999
2) Г.П Хомченко, И.Г Хомченко Сборник задач по химии для поступающих в вузы. М.. Новая волна, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка программ для построения графиков функций в полярных координатах
Разработка программ построения графиков функций в полярных координатах #s3gt_translate_tooltip_mini { d...
Рабочая программа по географии для 5-6 класса полярная звезда
Рабочая программа по географии для 5-6 класса "полярная звезда"...
Конспект урока "Ковалентная полярная химическая связь"
Тема. Ковалентная полярная химическая связь. ...
Задание 3 06.05.2022прямая и обратная полярность ознакомится и кратко занести материал в конспект
Сварка полуавтоматом При сварке полуавтоматом меняют полярность в зависимости от толщины металла и видах свариваемых материалов. Чаще всего изначально установлено прямое подключение с "минусом" на го...
Особенности выполнения полетов в полярных широтах и северных районах Российской Федерации
Презентация на тему "Особенности выполнения полетов в полярных широтах и северных районах Российской Федерации"...
Квест-игра "Моя Россия "От южных морей до полярного края""
Квест-игра состоит из 5-ти станций: "Историческая"; Географическая"; "Культурная"; "Творческая";"Литературная". Участники получают маршрутный лист, по кото...
Обратимость химических реакций. Химическое равновесие. Факторы, влияющие на смещение химического равновесия.
Методическая разработка включает 2 технологические карты ( для теоретического и практического уроков), презентацию и конспект теории из лучших источников; в заключении предлагается самостоятельная раб...