ХИМИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ. КОВАЛЕНТНАЯ ПОЛЯРНАЯ И НЕПОЛЯРНАЯ СВЯЗЬ».
методическая разработка на тему

Карапетян Алина Саядовна

Лекция. Методичкская разработка. Для медицинского колледжа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon himicheskaya_svyaz.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ Калужский     базовый    медицинский     колледж

Одобрена ЦМК

общепрофессиональных

дисциплин        

от «     »                       2007 г.

Председатель ЦМК

Соловьева Л. Н.

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора  

по учебной работе

_______________________

Бренькова Г.И.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Лекция

Тема: «ХИМИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ.

КОВАЛЕНТНАЯ ПОЛЯРНАЯ И НЕПОЛЯРНАЯ СВЯЗЬ».

Преподаватель химии:

Карапетян Алина Саядовна

2007г.

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

1.Образовательная: расширить и углубить знания учащихся по теме «Химическая связь. Ковалентная полярная и неполярная связь»,

2.Развивающая: развивать у них интерес к химии. Уметь определять характер химической связи в различных соединениях и степень окисления элемента; составлять структурные формулы молекулярных соединений, развитие умений анализировать, сопоставлять, выделять главное, делать выводы, образное мышление, обобщать, мыслить логически.

3.Воспитательная: воспитание активности, внимательности, дисциплины, культуры поведения, культуры химического  языка.

Тип занятия: лекция

Место проведения: кабинет № 22

Время: 120 минут.

Дидактическая база занятия:

 Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, таблицы: Типы химической связи.

Межпредметные связи: физика, математика, геометрия

Внутрипредметные связи: Строение атома, периодический закон и периодическая система

Виды самостоятельной работы:

  1. Составление рефератов "Свойства ковалентной связи. Гибридизация", "Вещества постоянного и переменного состава", "Комплексные соединения и их практическое использование".

        2)          Решение задач

Структура занятия

  1. Актуализация знаний

Сообщение темы, целей и плана занятия

Мотивация изучения химической связи

Постановка учебной задачи

  1. Формирование новых знаний и способов действия
  • химическая связь
  • ковалентная связь и ее характеристики
  • электроотрицательность
  • полярная и неполярная ковалентная связь
  • свойства ковалентной связи
  1. Формирование умений и навыков

Демонстрация решения задачи на определения типа химической связи

  1. Подведение итогов занятия

  1. Домашнее задание

I. ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППЫ 

   

II. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА В СООТВЕТСТВИИ С ПЛАНОМ:

  1. Понятие о химической связи

Слова учителя:

Основной структурной единицей вещества являются молекулы. Молекулы обладают рядом свойств. 

Слова учителя (под запись):

Основные свойства молекулы:

  1. Устойчивость. Молекула устойчива и способна к самостоятельному существованию.
  2. Электроотрицательность.
  3. Наличие химической связи между атомами.
  4. Наличие определенных свойств и химической структуры

Слова учителя:

Почему молекулы обладают этими свойствами? Почему они устойчивы и способны к самостоятельному существованию?

(ведется дискуссия со студентами). Делаются выводы.

С развитием учения о строении атома появились различные теории, объясняющие причины образования химических соединений. Одна из них объясняет образование химической связи межу ними за счет валентных электронов – электронов, расположенных на внешних орбиталях и поэтому связанных с ядром наименее прочно.

Слова учителя (под запись):

У атома на внешнем энергетическом уровне может находиться от1 до 8 электронов.

Если  число электронов на внешнем уровне атома максимальное, то такой уровень называется завершенным.

Они характеризуются большой устойчивостью и не вступают в химической взаимодействие при обычных условиях. Это благородные элементы – 8 главная подгруппа.

Внешний уровень других атомов незавершенным. Они стремятся довести его до 8-электронного.

Электроны внешнего энергетического уровня являются валентными, т.е. за счет них осуществляется химическое взаимодействие. При взаимодействии  этих электронов образуется химическая связь.

В молекуле электроны становятся общими.

Химическая связь – это вид взаимодействия, при котором происходит перераспределение электронов между атомами.

II. Ковалентная связь и ее характкристики

Слова учителя:

В 1916 г. Американский ученый Г. Льюис разработал теорию ковалентной химической связи. Он исходил из того, что атомы стремятся  иметь восьмиэлектронный внешний слой.

Слова учителя (под запись):

Ковалентная связь – это тип химической связи между двумя атомами, возникающий при обобществлении электронов, которые принадлежат этим атомам. Образуются общие электронные пары.

Слова учителя

Ковалентная связь может образовываться по двум механизмам:

  1. Метод валентных схем (обменный механизм)
  2. Донорно-акцепторный механизм.

Слова учителя (под запись):

Метод валентных схем

  1. Ковалентная вязь образуется между двумя атомами за счет перекрывания одноэлектронных валентных облаков (обменный механизм).

     Демонстрация таблицы с объяснением

    Студенты изображают схему в тетрадях

    Н     +    Н        =    Н       Н                                  

  1. Ковалентная вязь образуется между двумя атомами за счет перекрывания двухэлектронных валентных облаков и вакантных облаков (донорно-акцепторный механизм)

     Демонстрация таблицы с объяснением

    Студенты изображают схему в тетрадях

       Н-       +   Н+   =     Н       Н

Характеристики ковалентной связи:

 Слова учителя (под запись):

  1. Энергия связи – эта та энергия, которую необходимо затратить для разрыва данной связи. Измеряется в кДж/моль

Зависит от радиуса перекрывающихся облаков.

Учитель со студентами сравнивает молекулы фтора, хлора, брома и йода. Делаются выводы.

Слова учителя (под запись):

  1. Способ перекрывания электронных облаков

σ - связь образуется при перекрывании вдоль линии, соединяющей центры атомов. Более прочная.

Бывает:

          σs-s,                                 σp-p,                                      σs-p,

    π – связь образуется при боковом перекрывании в двух областях          пространства. Между р-орбиталями. Менее прочная.

Демонстрация таблицы

Слова учителя (под запись):

  1. Кратность связи – число химических связей между двумя атомами

Ее можно показать сплошной линией между атомами

либо – точками –

Чем больше кратность связи, тем прочнее связь

Сравниваются молекулы кислорода, водорода и азота. Делаются выводы

Слова учителя (под запись):

  1. Длина связи – расстояние между ядрами атомов в молекуле.

зависит:

  • радиусов атома         НF, HCl, HBr, HJ
  • от кратности связи

Чем больше кратность связи и меньше радиус атомов, тем сильнее химическая связь, ее энергия.

  1. Полярность связи – смещение общей электронной плотность к более электроотрицательному атому. Электроотрицательность – это способность атома притягивать электроны.

Демонстрация шкалы электроотрицательноси с пояснением

III. Полярная и неполярная химическая связь.

Слова учителя:

Все химические элементы обладают различной электроотрицательностью. Электроотрицательность – это способность атома притягивать электроны. В состав молекул с ковалентной связью могут входить как одинаковые элементы. Так различные. В зависимости от этого она делится на ковалентную полярную и неполярную

 Слова учителя (под запись):

Неполярная – электронная плотность между атомами распределяется равномерно. К ней относятся двухатомные молекулы, состоящие из одного элемента: кислород, азот, хлор и т.д.

Демонстрация таблицы «Неполярная ковалентная связь»

Полярная – электронное облако смещено к более электроотрицательному атому. Газы: HCl, H2O, NH3 и т.д.

                                                   

Демонстрация таблицы «Полярная ковалентная связь»

     VI.Свойства ковалентной связи

Слова учителя:

Каждый химический элемент образует химические связи в зависимости от своей валентности. Она определяется как свободными электронами внешнего энергетического слоя (по обменному механизму), так и двухэлектронными и вакантными орбиталями (донорно-акцепторный механизм).

Слова учителя (под запись):

Насыщаемость – способность атома образовывать определенное число ковалентных связей

У элементов второго периода = 4

У элементов третьего периода = 6, теоритически – 9

У элементов четвертого периода = 8, теоритически – 16

Направленность определяет пространственную структур молекулы. Углы между связями называются валентными.

Более подробно в курсе органической химии.

  1. Закрепление изученного материала

Вопросы к студентам

  • Определите, как изменяется прочность соединений в ряду: НF, HCl, HBr, HJ
  • Указать вид ковалентной связи, ее структурное и электронное строение в молекулах: N2, NH3,


Литература

Основная литература

1) А.В.Бабков, Т.И.Баранова, В.А.Попков, «Химия» для фармучилищ

2) Ю М. Ерохин. Химия, (учебник). –М. Мастерства, 2002 ,

3)Чернобельская Г.М., Чертков И.Н. Химия: Учебник, 2-е изд., -М.: Медицина, 1991.

Дополнительная литература

1) И.Г. Хомченко Общая химия - М.. Новая волна - ОНИКС, 1999

2) Г.П Хомченко, И.Г Хомченко Сборник задач по химии для поступающих в вузы. М.. Новая волна,      1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка программ для построения графиков функций в полярных координатах

Разработка программ построения графиков функций в полярных координатах                #s3gt_translate_tooltip_mini { d...

Рабочая программа по географии для 5-6 класса полярная звезда

Рабочая программа по географии для 5-6 класса "полярная звезда"...

Конспект урока "Ковалентная полярная химическая связь"

Тема. Ковалентная полярная химическая связь.                                            ...

Задание 3 06.05.2022прямая и обратная полярность ознакомится и кратко занести материал в конспект

Сварка полуавтоматом При сварке полуавтоматом меняют полярность в зависимости от толщины металла и видах свариваемых материалов. Чаще всего изначально установлено прямое подключение с "минусом" на го...

Особенности выполнения полетов в полярных широтах и северных районах Российской Федерации

Презентация на тему "Особенности выполнения полетов в полярных широтах и северных районах Российской Федерации"...

Квест-игра "Моя Россия "От южных морей до полярного края""

Квест-игра состоит из 5-ти станций: "Историческая"; Географическая"; "Культурная"; "Творческая";"Литературная". Участники получают маршрутный лист, по кото...

Обратимость химических реакций. Химическое равновесие. Факторы, влияющие на смещение химического равновесия.

Методическая разработка включает 2 технологические карты ( для теоретического и практического уроков), презентацию и конспект теории из лучших источников; в заключении предлагается самостоятельная раб...