Конспект урока "Ковалентная полярная химическая связь"
учебно-методический материал

Корбукова Надежда Михайловна

Тема. Ковалентная полярная химическая связь.                                                                                                                                                                                                                                                                                              Класс:  8 класс.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Тип урока: комбинированный                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Цель урока:   сформировать понятия «ковалентная полярная химическая связь», «электроотрицательность», механизм образования ковалентной полярной химической связи с помощью моделирования и алгоритмов;                                                                                   ознакомить с ролью веществ, образованных с ковалентной полярной связью в природе; создать условия для восприятия, осознания и осмысления новой учебной информации средствами смыслового чтения, мозгового штурма, корректировки.                                                                                                                                                                                                                       Планируемые результаты обучения:                                                                                                                                                                                                                                                                                               предметные результаты:  знать понятия: ковалентная полярная химическая связь, электроотрицательность (ЭО);   уметь по ряду электроотрицательности элементов определять степень ЭО элементов; метапредметные результаты:  давать определения понятиям: ковалентная полярная химическая связь; изображать механизмы образования ковалентной полярной химической связи;   классифицировать формулы веществ по типу химической связи;  устанавливать взаимосвязь состава, строения и свойств веществ; уметь пользоваться основными логическими приёмами, наблюдать и делать выводы, осуществлять самопроверку;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             личностные результаты:  проявлять любознательность при изучении мира веществ; уметь управлять своей познавательной деятельностью;   готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации; связывать роль веществ с ковалентной полярной связью с жизнью человека (вода); формировать научное мировоззрение;  развивать коммуникативную компетенцию.                                                      Методы обучения: наблюдение, демонстрация, моделирование, общение.                                                                                                                                                                                                                                                Формы обучения: индивидуальная, парная, фронтальная работа, инсценировка.                                                                                                                                                                                                                                    Используемая литература: 1).О.С. Габриелян, учебник  «Химия » для 8 класса.  Вертикаль. Москва. Дрофа, 2019 год;  2) Всероссийский научно-методический журнал «Химия. Всё для учителя», № 5 – 6 (77-78) май – июнь 2017 год;   3) Поурочное планирование. Химия.8 класс. Издательство «Учитель№. Волгоград, 2017 год;                                                                                                                                                                              4) Ресурсы сайта «Виртуальная химическая школа»: http://maratakm.narod.ru

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urokkovalentsvyaz.docx41.67 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Отрадненская СОШ

Конспект урока

по химии в 8 классе

Ковалентная полярная химическая связь

Учитель химии и биологии

Корбукова Н.М.

Тема. Ковалентная полярная химическая связь.                                                                                      Класс:  8 класс.                                                                                                                                                            Тип урока: комбинированный                                                                                                                        Цель урока:                                                                                                                                                сформировать понятия «ковалентная полярная химическая связь», «электроотрицательность», механизм образования ковалентной полярной химической связи с помощью моделирования и алгоритмов;                                                                                   ознакомить с ролью веществ, образованных с ковалентной полярной связью в природе; создать условия для восприятия, осознания и осмысления новой учебной информации средствами смыслового чтения, мозгового штурма, корректировки.                                                                                                                          Планируемые результаты обучения:                                                                                                       предметные результаты:                                                                                                                           знать понятия: ковалентная полярная химическая связь, электроотрицательность (ЭО);                                                                                                                        уметь по ряду электроотрицательности элементов определять степень ЭО элементов; метапредметные результаты:                                                                                                                                    давать определения понятиям: ковалентная полярная химическая связь;                                  изображать механизмы образования ковалентной полярной химической связи;   классифицировать формулы веществ по типу химической связи;                                          устанавливать взаимосвязь состава, строения и свойств веществ;                                                     уметь пользоваться основными логическими приёмами, наблюдать и делать выводы, осуществлять самопроверку;                                                                                                                  личностные результаты:                                                                                                                          проявлять любознательность при изучении мира веществ;                                                                                             уметь управлять своей познавательной деятельностью;                                                     готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации; связывать роль веществ с ковалентной полярной связью с жизнью человека (вода); формировать научное мировоззрение;                                                                                                   развивать коммуникативную компетенцию.                                                                                     Методы обучения: наблюдение, демонстрация, моделирование, общение.                                                                                                                                                              Формы обучения: индивидуальная, парная, фронтальная работа, инсценировка. Используемая литература:                                                                                                                               1).О.С. Габриелян, учебник  «Химия » для 8 класса.  Вертикаль. Москва. Дрофа, 2019 год;                                      2) Всероссийский научно-методический журнал «Химия. Всё для учителя», № 5 – 6 (77-78) май – июнь 2017 год;                                                                                                                                                      3) Поурочное планирование. Химия.8 класс. Издательство «Учитель№. Волгоград, 2017 год;                                                                                                                                                                              4) Ресурсы сайта «Виртуальная химическая школа»: http://maratakm.narod.ru 

Этапы урока

  1. Организационный момент (2 минуты)                                                                                Учитель здоровается с учениками, отмечает отсутствующих на уроке, проверяет подготовку к уроку (наличие тетради, учебника, канцелярских товаров.
  2. Проверка домашнего задания (2 мин)

Учитель: «Ребята, откройте тетради и сверьте правильность выполнения домашнего задания с эталоном, который вы видите на доска»

  1. Актуализация знаний (6 минут)

Учитель:  для того, чтобы закрепить знания, нам необходимо выполнить несколько заданий. (Учитель перед уроком кладёт задания на парты).               Перед тем как приступить к выполнению заданий, давайте устно ответим на вопросы:                                                                                                                                      1.Каким цветом выделены знаки металлов и неметаллов в ПСЭХ Д.И.Менделеева?                                                                                                                       Ответы учеников: красным цветом обозначены знаки неметаллов, а зелёным и чёрным – знаки металлов.                                                                                                                           2. Какие два типа химической связи мы уже изучили?                                                     Ответы учеников: ионная и ковалентная неполярная химические связи. Учитель: приступим к выполнению заданий.

РАБОТА СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ УЧЕНИКАМИ                                                                              Учитель: у кого на партах лежит задание «Крестики-нолики»? (Приложение 1) Учитель просит одного из учеников прочитать вслух задание и сказать, как его необходимо выполнить.                                                                                                             Ученики приступают к выполнению задания после того, когда все поймут его смысл.                                                                                                                                            После выполнения задания осуществляется взаимопроверка в категории ученик-ученик (слабоуспевающий). Правильность выполнения сверяют с эталоном (учитель проецирует на экран эталон).

РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ                          Учитель: ребята, кто хочет поработать у доски и получить отметку?   Письменная работа у доски. Учитель озвучивает критерии оценивания. Распечатка весит на доске (Приложение 2 )                                                                                  Задание: укажите тип химической связи и осуществите механизм образования ионной и ковалентной неполярной химических связей на примере KF и N2. (Один ученик записывает механизм образования ионной связи, другой – ковалентной неполярной связи: 1 - й вариант – KF, 2 – й вариант - N2.) Все остальные ребята, у которых нет индивидуальных заданий на партах, выполните это задание у себя в тетрадях также по вариантам.                               Действия учеников: выполняют задания; происходит проверка и самопроверка согласно критериям. Учащиеся класса слушают ответы детей, которые работают у доски. Оглашают оценки, которые выставляются учителем совместно с учащимися класса.                                                                                               Цель данного этапа достигнута после выявления уровня знаний опрошенных учащихся и корректирования пробелов. Если достижение цели затрудняется, то нужно использовать помощь и взаимопомощь учащихся, а также дифференцированную помощь со стороны учителя. Если пробелы носят массовый характер, то провести тренировочные упражнения по проблемным вопросам.                                                                                                                                                    Для поддержания высокого уровня активности:                                                                         1) вызывать для ответа тех учащихся, которые сами проявляют желание;                       2) побуждать к ответу учащихся, которые колеблются, учитывать индивидуальные особенности.

РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ С УРОВНЕМ ВЫШЕ СРЕДНЕГО                                                    Учащиеся с уровнем выше среднего получают индивидуальные карточки (Приложение 3).                                                                                                                             Проверку осуществляет учитель.

  1. Мотивация (3 минуты)                                                                                                 Учитель: зачем атомам химических элементов образовывать химические связи? Ответы учеников: каждый атом стремится к завершению, стабильности (как можно наблюдать у атомов химических элементов, стоящих в VIII группе, у которых полностью завершены внешние энергетические уровни, благодаря которым их называют инертными газами). (Фронтальная беседа, развитие коммуникативных УУД)                                                                                                                   Учитель сообщает тему урока (записывает тему на доске, а ребята – в своих тетрадях)  На данном этапе происходит формулирование целей урока.                  Ответы учеников:                                                                                                                                       - определять формулы веществ с ковалентной полярной химической связью                     - сформулировать понятие «ковалентная полярная химическая связь»;                     - уметь составлять и объяснять схемы образования ковалентной полярной химической связи.                                                                                                                Дополнения учителя: понятие электроотрицательности и значение ряда электроотрицательности.                                                                                                                      После того, как ученики высказали свои предположения, учитель плавно переходит к объяснению нового материала.

  1. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (15 минут)                                                                 Инсценировка                                                                                                                                                 Учитель называет фамилии шести учеников разных по полу и росту) и просит их выйти к доске.                                                                                                                            Учитель (объясняет задание): я прошу вас разделиться на пары таким образом, чтобы вы смогли с помощью карточек с написанными на них знаками химических элементов (Na, CI, О, О, H, F ) показать образование ионной, ковалентной неполярной и ковалентной полярной химических связей.                  

Ученики составляют пары. Первым двум парам легче, так как уже изучена ионная и ковалентная неполярная связь; понятен и механизм образования этих типов химических связей.                                                                                                                Пара учеников, которые показывают образование ковалентной полярной связи, должны догадаться, каким образом необходимо её показать (зная алгоритм, который им известен для ионной и ковалентной неполярной связи). Учитель благодарит учащихся, просит их занять свои рабочие места. А ту пару, которая образовывала ковалентную полярную химическую связь, просит остаться.

            Вопросы ученикам                                                                                                                   - Как вы думаете, кто из них будет более сильным?                                                                     - В какую сторону будет смещаться обобществлённая электронная пара?                        Ответы учеников: смещение будет происходить в сторону более высокого ученика.                                                                                                                                     Таким образом,  учитель подводит учеников к понятию «электроотрицательность» Далее учитель знакомит с рядом электроотрицательности и его значением.  

 

 Работа с материалом учебника.

Ученики формулируют понятие электроотрицательности,  проверяют правильность своего суждения по учебнику и записывают определения в свою тетрадь.

   Ответьте на вопросы (фронтальный опрос)                                                                                    1. Назовите самый электроотрицательный элемент в ПСХЭ                                        Д. И. Менделеева?  (фтор)                                                                                                                      2. Назовите элемент, который является «серебрянным призёром»? (кислород)                                                                                                                                                            3. Назовите элемент, который является «бронзовым призёром»? (азот)  Учитель заостряет внимание на том, что величина ЭО элемента зависит от его положения в ПСХЭ Д. И. Менделеева.  (Работа с ПСХЭ и текстом учебника)

                                                                                                                                                  Решение задач по вариантам                                                                                                                     1 - ый вариант. Выдающийся химик Д. И. Менделеев расположил химические элементы с учётом ЭО. Определите какой из них является наиболее электроотрицательным в ряду: N,  F, О, В. Если вы затрудняетесь  с ответом, то воспользуйтесь текстом учебника.                                                                          2 – ой вариант.  Выдающийся химик Д. И. Менделеев расположил химические элементы с учётом ЭО. Определите какой из них является наиболее электроотрицательным в ряду: Вr, F, I, СI.   Если вы затрудняетесь  с ответом, то воспользуйтесь текстом учебника.                                

Учитель вместе с учащимися формулирует вывод о том, что в периоде с увеличением номера химического элемента величина ЭО  увеличивается, а в каждой подгруппе уменьшается.                                                                                      

Учитель:  благодаря тому, что  ковалентная полярная связь образуется между атомами разных неметаллов, то общая электронная пара будет принадлежать взаимодействующим атомам уже не в полной мере.  

Учитель  предлагает ученикам сформулировать определение понятия «ковалентная полярная химическая связь», и проверить своё определение с текстом учебника.  Ученики формулируют, сверяют с текстом учебника и записывают определение в тетрадь.

 

Работа у доски                                                                                                                     Покажите направление смещения электронных пар в следующих формулах веществ: НСI, Н2О.                                                                                                                            Учитель: наша задача научиться определять вещества с ковалентной полярной ХС, составлять схемы образования ковалентной полярной связи по алгоритму, объяснять механизм образования этого типа связи.

Работа с текстом учебника

Давайте обратимся к тексту параграфа 12 на странице 72-73. Рассмотрим алгоритм схематического изображения связи на примере молекулы  фторида кислорода - ОF2 

Демонстрация анимации                                                                                          «Образование ковалентной химической связи» Ученики рассматривают механизм образования ковалентной полярной связи, который дан в учебнике и по аналогии составляют механизм для формулы вещества НСI.

  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА (8 минут)

Работа в группах                                                                                                                           Учитель: у каждой пары на столах на столах лежат информационные тексты (смысловое чтение, познавательные УУД).    Внимательно прочитайте задания. Задайте мне вопросы.                                                                                                                            Ученики выполняют задания, отвечают на вопросы учебно-познавательной задачи (Приложение 4).

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (3 минуты)                                                                                                  Цель: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения. Учащимся предлагается: §12, выполнить разноуровневые задания (Приложение5).

  1. РЕФЛЕКСИЯ (3 минуты)                                                                                         Учитель: ребята, как выдумаете какова роль веществ с ковалентной химической связью в жизни человека и в природе? Например, если это вещество – вода? Предположите.                                                                                                            Ответы учеников                                                                                                                                         В географии: вода – это самое распространённое вещество на планете.                           В биологии: вода – основа жизни для человека и всей живой природы.                       В физике: вода – это вещество, которое имеет три агрегатных состояния. Учитель: а как вы думаете, что такое вода с точки зрения химии? Давайте обратимся к материалу учебника §12 на странице 73, рисунок 40 и посмотрим на экран.

Демонстрация модели 3D – молекулы воды

                                                                                                                               

Ответы учеников  Вода – самое распространённое вещество на планете, и это вещество с ковалентной полярной связью. Роль воды очень важна для жизни человека и природы.                                                                                                               Учитель:   ребята, а теперь попытайтесь сформулировать вывод нашего урока, вспомнив, какая цель была поставлена перед нами в начале урока. Достигнута ли цель урока? Какие затруднения у вас возникли в ходе изучения нового материала?

 Ответы учеников

- ознакомились с понятием «ковалентная полярная химическая связь»;

- научились определять формулы веществ с ковалентной полярной химической связью;  

- мерой неметалличности является электроотрицательность;

- научились записывать и объяснять механизм образования ковалентной полярной химической связи.                                                                                             Заполните, пожалуйста, оценочные листы (Приложение 6)

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (3 минуты)                                                                              Цель: проанализировать, дать оценку успешности достижения поставленных целей.

Самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся. Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку.

 Учитель: ребята, я думаю, вы согласитесь со мной, что цель урока нами достигнута; все задачи рассмотрены и как теоретические, и практические разобраны у доски.

Резюме учителя

В целом класс поработал плодотворно. Все были задействованы в разборе основных элементов темы. Особенно хочется выделить тех учащихся, которые на протяжении всего урока поддерживали активность и внимание, участвовали в диалогах, инсценировке, работали в группах, выполняли индивидуальные задания, отвечали на устные вопросы по теме. Если оценивать работу всего класса, я бы поставила отметку «хорошо». Согласны ли вы со мной?  

Заслушивание мнение учащихся.

Учитель: благодарю за внимание, урок окончен. Можете убирать рабочие места. Те ученики, которые получили отметки за урок, подайте дневники.  

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Актуализация знаний

Задание «Крестики – нолики»

Выберите диагональ, в которой расположены формулы веществ с ковалентной неполярной химической связью.

Н2

Н2О

СО

СН4

S2

СаО

К2О

NaF

F2

                                                                                                                   

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Критерии оценивания

  1. Правильно указан тип химической связи - отметка «3»
  2. Сформулированы определения понятий «ионная химическая связь», ковалентная неполярная химическая связь» - отметка «4»
  3. Записаны схемы образования химических связей для формул веществ – отметка «5»

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Актуализация знаний

Задания:

  1. Выберите из перечня формулу вещества с ионной химической связью: Ва, СI2, MgO, HF.
  2. Запишите механизм образования ионной химической связи для выбранной формулы вещества.
  3. Рассчитайте массовые доли элементов, входящих в формулу вещества.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Информационные тексты.                                                                                       Задания

  1. Прочитайте информационные тексты (смысловое чтение).
  2. Выскажите предположение, почему оба газа, имеющие в своём составе атомы углерода и кислорода, а также одинаковый тип химической связи, влияют на организм человека по-разному.
  3. Одинаковое ли строение имеют формулы веществ угарного и углекислого газов?
  4. Подумайте, что необходимо сделать, чтобы получить ответы на интересующие вас вопросы.

Угарный газ (СО)

Структурная формула: С=О

Отравление угарным газом представляет собой критическое состояние человека, влекущее летальный исход.

Симптомы отравления угарным газом: стук в висках и головная боль; слезотечение; сухой кашель; тошнота и рвота; кожа может приобретать красноватый оттенок; могут возникать слуховые и зрительные галлюцинации.

Далее развивается сонливость, возможен также двигательный паралич и последующая потеря сознания. Дыхание пострадавшего становится шумным и редким, зрачки слабо реагируют на свет и расширяются. В случае острого отравления, возможны судороги, поражения зрительного нерва. Если же отравление переходит в тяжёлую стадию, то оно сопровождается коматозным состоянием, цианозом (посинением) кожных покровов, может наступить смерть в результате остановки сердца или же от паралича дыхательного центра. Токсичное действие оксида углерода (II) обусловлено образованием карбоксигемоглобина – значительно более прочного карбонильного комплекса с гемоглобином по сравнению с комплексом гемоглобина с кислородом (оксигемоглобина). Таким образом, блокируются процессы транспортировки кислорода и клеточного дыхания. Концентрация в воздухе более 0,1% приводит к смерти в течении одного часа.

Углекислый газ  (СО2)

Структурная формула: О=С=О

Содержание углекислого газа в атмосфере относительно небольшое – всего 0,04 – 0,03% (по объёму). СО2 – это бесцветный газ, не имеет запаха, тяжелее воздуха в 1,5 раза. Углекислый газ нетоксичен, но по воздействию его повышенных концентраций в воздухе на воздуходышащие живые организмы его относят к удушающим газам.

Симптомы: незначительные повышения концентрации до  2 – 4%  в помещениях приводят к развитию у людей сонливости и слабости. Опасными концентрациями считаются уровни около 7 – 10%, при которых развивается удушье, проявляющееся в головной боли, головокружении, расстройстве слуха и потере сознания (симптомы сходные с симптомами высотной болезни), в зависимости от концентрации, в течение времени от нескольких минут до одного часа. При вдыхании воздуха с высокой концентрацией углекислого газа смерть наступает очень быстро от удушья.

Вдыхание воздуха с повышенной концентрацией этого газа не приводит к долговременным расстройствам здоровья, а после удаления пострадавшего из загазованной атмосферы быстро наступает полное восстановления здоровья.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

Домашнее задание: разноуровневые задания.

На отметку «3»

Задание. Распределите формулы веществ исходя из типа ХС:                                         F2, К2О, СН4, СI2, СаО, РН3.

На отметку «4»

Задание. Распределите формулы веществ исходя из типа ХС:                                         F2, К2О, СН4, СI2, СаО, РН3.

Запишите механизм образования ковалентной полярной связи                              (по выбору – 1 формула вещества)

На отметку «5»

Задание. Распределите формулы веществ исходя из типа ХС:                                         F2, К2О, СН4, СI2, СаО, РН3.

Запишите механизм образования всех типов связи. Назовите формулы веществ.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Оценочный лист.

Критерии: «!» - освоил, научился; «!?» - сомневаюсь; «?» - не освоил, вызвало затруднение.

Ф.И. обучающегося

Критерии

Ответ

  1. Я научился:

давать определения понятиям: «ковалентная химическая связь»; «электроотрицательносить»;

писать электронную с структурную формулу  веществ с ковалентной полярной химической  связью;

работать с рядом ЭО

  1. Я смогу:

определять формулы веществ с ковалентной полярной химической связью из перечня формул веществ;

  1. Я умею

Определять число неспаренных электронов у атомов химических элементов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ХИМИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ. КОВАЛЕНТНАЯ ПОЛЯРНАЯ И НЕПОЛЯРНАЯ СВЯЗЬ».

Лекция. Методичкская разработка. Для медицинского колледжа...

Типы химической связи

В материале представлена практическая работа, выполняемая при изучении дисциплины "Естествознание"...

виды химической связи

презентация к теме виды химической связи...

Тест по теме: Химическая связь. Строение вещества.

Тесты по теме: Химическая связь. Строение вещества...

Тема 1.3. Строение вещества. Виды химической связи

Строение вещества, Виды химической связи ссылка на видео " Строение веществ" https://www.youtube.com/watch?v=KT53VZq-7LM...

Типы химической связи

В презентации описаны виды химичекой связи, а так же материал для оценки усвоенных знаний....