Статья : "Решение задач по химии с помощью метода системного анализа"
презентация к уроку на тему
Научить обучающихся решать задачи по химии - одна из наиболее сложных проблем. Это объясняется тем, что невозможен общий алгоритм, овладение которым гарантировало бы решение любой задачи. Как показывают наблюдения, большая чась времени уходит на поиски путей решения задачи. У ченик не знает, с чего начать, за что ухватиться, к чему идти. МСА позволяет составить план решения задачи и получить результат.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к статье "Решение задач МСА" | 696.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Методы решения задач по химии По образцу Определённый вид Нетрадиционные МСА
Решение задач МСА состоит из: Исследование условия задачи; Планирование решения; Выполнение плана решения.
План Чертится таблица-матрица Объекты Физические величины (ФВ), единицы измерения Отношения между разнородными ФВ Отношения между однородными ФВ
Задача 1 При курении наркотика марихуаны отравление наступает при поглощении 25 г её активного компонента тетрагидроканнабинола (ТГК). Молекулярная формула ТГК С 12 Н 30 О 2 . Сколько молекул ТГК содержится в 25 г вещества?
Объекты Физические величины (ФВ), единицы измерения Отношения между разнородными ФВ Отношения между однородными ФВ
Объекты Физические величины (ФВ), единицы измерения Отношения между разнородными ФВ С 12 Н 30 О 2 Отношения между однородными ФВ
Объекты Физические величины (ФВ), единицы измерения Отношения между разнородными ФВ m, г М, г/моль n, моль N С 12 Н 30 О 2 M = m/n N А = N/n Отношения между однородными ФВ
Объекты Физические величины (ФВ), единицы измерения Отношения между разнородными ФВ m, г М, г/моль n, моль N С 12 Н 30 О 2 25 M = m/n N А = N/n Отношения между однородными ФВ
Объекты Физические величины (ФВ), единицы измерения Отношения между разнородными ФВ m, г М, г/моль n, моль N С 12 Н 30 О 2 25 206 M = m/n N А = N/n Отношения между однородными ФВ
Объекты Физические величины (ФВ), единицы измерения Отношения между разнородными ФВ m, г М, г/моль n, моль N С 12 Н 30 О 2 25 206 ? M = m/n N А = N/n Отношения между однородными ФВ
Объекты Физические величины (ФВ), единицы измерения Отношения между разнородными ФВ m, г М, г/моль n, моль N С 12 Н 30 О 2 25 206 I ? M = m/n N А = N/n Отношения между однородными ФВ
Объекты Физические величины (ФВ), единицы измерения Отношения между разнородными ФВ m, г М, г/моль n, моль N С 12 Н 30 О 2 25 206 I II ? M = m/n N А = N/n Отношения между однородными ФВ
План решения Найти n = m/M Найти N = n *N A Ответ: 0,73*10 23 молекул.
Задача 2. При взаимодействии 10 грамм металла выделилось 0,5 г водорода. Определи, какой был взят металл, если реакция проходила по схеме: Ме + Н 2 О = Н 2 +Ме(ОН) 2
Объекты Физические величины (ФВ), единицы измерения Отношения между разнородными ФВ m, г М, г/моль n, моль Ме Н 2 Отношения между однородными ФВ
Объекты Физические величины (ФВ), единицы измерения Отношения между разнородными ФВ m, г М, г/моль n, моль Ме Н 2 10 0,5 M = m/n Отношения между однородными ФВ
Объекты Физические величины (ФВ), единицы измерения Отношения между разнородными ФВ m, г М, г/моль n, моль Ме Н 2 10 0,5 2 I M = m/n Отношения между однородными ФВ
Объекты Физические величины (ФВ), единицы измерения Отношения между разнородными ФВ m, г М, г/моль n, моль Ме Н 2 10 0,5 2 I M = m/n Отношения между однородными ФВ n 1 = n 2
Объекты Физические величины (ФВ), единицы измерения Отношения между разнородными ФВ m, г М, г/моль n, моль Ме Н 2 10 0,5 III ? 2 II I M = m/n Отношения между однородными ФВ n 1 = n 2
План решения Найти: n 2 = m/M Найти: n 1 = n 2 Найти: М 1 = m 1 /n 1 Ответ: кальций.
Задача 3 (смеси) Для полного сгорания 42 г смеси водорода и угарного газа потребовалось 89,6 л кислорода (н.у.). Вычислить массовую долю водорода в смеси.
Объекты Физические величины, единицы измерения Отношение между разнородными ФВ m , г V , л n , моль w M , г / моль Смесь Н 2 СО О 2 42 89,6 Отношение между однородными ФВ
Записываем уравнение реакций: 2Н 2 +О 2 =2Н 2 О (1) 2СО+О 2 =2СО 2 (2)
Объекты Физические величины, единицы измерения Отношение между разнородными ФВ m , г V , л n , моль w M , г / моль Смесь Н 2 СО О 2 42 ? 89,6 ? 2 28 32 m=M*n V=V m *n w=m в / m см Отношение между однородными ФВ m см =m 1 +m 2 w 1 +w 2 =100%
Для решения задачи необходимо ввести переменную. Пусть масса водорода в смеси «Х», тогда исходя из однородных соотношений масса угарного газа 42-Х
Объекты Физические величины, единицы измерения Отношение между разнородными ФВ m , г V , л n , моль w M , г / моль Смесь Н 2 СО О 2 42 х 42-Х 89,6 I II III ? 2 28 32 m=M*n V=Vm*n w=m в / m см Отношение между однородными ФВ m см =m 1 +m 2 n ( O 2 )= 1/2n(H 2 )+ 1/2n(CO) w 1 +w 2 =100%
План решения: Найти количество вещества водорода: n = m / M = x / 2 2. Найти количество вещества угарного газа: n = 42-x /28 3. Найти количество вещества кислорода исходя из соотношений n ( O 2 ) = 1/2n(H 2 ) +1/2n(CO) = x / 4 + 42-x / 56 = 89,6 /22,4 Х=масса водорода. Найдя Х, можно определить массовую долю водорода в смеси, так как масса смеси известна из условия задачи.
Положительное: Не надо запоминать алгоритм решения задач; Типы задач определяются при решении; Запоминаются формулы и операции с выводом производных из основных формул; Соотносят единицы измерений.
Отрицательно: Трудно сразу принять такой план решения; Нужно много прорешивать задач; Должна быть практика.
Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение свойств модуля при решении задач и построении графиков функции.
ВведениеСущественной характеристикой числа, как в действительной, так и в комплексной области, является понятие его абсолютной величины или модуля.Это понятие имеет широкое распространение в раз...
Mетодическое пособие по "Теории вероятностей и математической статистике". Примеры решения задач.
Методическая разработка...
урок КВН"Производная и её применение при решении задач."
Урок проводитс я в 10 классе или на 1 курсе СПО, рассчитан на 2 часа. Цель урока привлечь интерес к математике. Проводится в нетрадиционной форме; в форме КВН....
Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине "Основы системного анализа" для студентов по специальности 080504"Госуарственное и муниципальное управление"
Основной целью преподавания и изучения дисциплины «Основы системного анализа» является формирование у студентов системности мышления.Сущность системного мышления должна реализоваться в том, что ...
Методическая разработка «Практика применения методов системного анализа к материалу отечественной истории»
Цель – помочь студентам систематизировать исторический материал.В данной разработке собраны и представлены схемы по различным темам дисциплины «История».Каждую схему сопровождает краткий коммент...
Методические рекомендации по предмету «Основы аналитической химии и химического анализа»: «Алгоритмы решения задач по гравиметрическому (весовому) анализу»
В настоящее время новые учебники по аналитической химии содержат в основном теоретический материал, поэтому преподаватели и студенты испытывают дефицит наглядных пособий по практическим материалам....
тест системный анализ
тест системный анализ...