СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ УЧАЩИМИСЯ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НЕУСПЕВАЕМОСТИ УЧAЩИХСЯ
статья
Статья на тему:
ТЕМА«СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ УЧАЩИМИСЯ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НЕУСПЕВАЕМОСТИ УЧAЩИХСЯ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 23.29 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ТЕМА: «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ УЧАЩИМИСЯ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НЕУСПЕВАЕМОСТИ УЧAЩИХСЯ»
Одна из важных задач, стоящих перед профессиональной школой, - повышение качества образования и воспитания учащихся. Особенно острой является проблема предупреждения неуспеваемости. Многих педагогов волнует, как добиться успешного обучения от каждого ученика.
Прежде всего необходимо выяснить возможность учащегося в овладении знаниями, умениями, навыками. Учебные возможности проявляются по-разному, в зависимости от обстоятельств: отсутствия или наличия интереса к предмету, нужного объема знаний, методического мастерства педагога, его собственной увлеченности предметом. Нередки случаи, когда на уроках спецпредметов учащиеся активны, а на некоторых из общеобразовательных дисциплин те же ученики пассивны, уклоняются от самостоятельных действий, отвлекаются от работы. для избежания этого преподаватели должны учитывать особенности учебных возможностей учащегося не только у себя на уроке, но и в иной обстановке. Воздействие на ученика должно быть полным, многосторонним и достаточно эффективным. Индивидуальные различия надо учитывать всем преподавателям и мастерам.
При подготовке уроков и организации учебно-познавательной деятельности учащихся педагог должен сообразовать свои действия с уровнем развития учебных возможностей слабоуспевающих учащихся. При определении цели урока необходимо учесть особенности в развитии у учащихся навыков мышления, внимания, воли, самостоятельности. Конкретизировать образовательную цель урока, исходя из уровня обученности учащихся. Для слабых поставить цель лишь воспроизведения основных вопросов новой темы. Для воспитательных целей следует предусмотреть конкретные формулировки для воздействия на учащихся с отрицательным отношением к предмету. Например, вызвать интерес к решению качественных задач на уроках физики, к анализу исторических событий и т.д.
В целях развития важно предусмотреть формирование тех компонентов учебных возможностей, которые еще недостаточно сильны. Особое внимание должно быть уделено умению учиться (выделить главное, сравнить, систематизировать факты, осуществлять самоконтроль).
Необходимо обеспечивать доступность содержания учебного материала для слабоуспевающих. Эффективны следующие приемы: связь вопросов, заданий с жизненным опытом учащихся, с их профессиональными и другими интересами; дробление учебного материала на порции, более мелкие части, которые предлагаются учащимся в логической последовательности, постепенно. Примерами могут быть разнообразные алгоритмические предписания, программированные упражнения для организации индивидуальной самостоятельной работы (при устном или письменном опросе, выполнении практических заданий и т.д.).
Следующий прием заключается в разнообразии, вариативности предъявления информации. Он особенно важен, когда материал сложен, когда деятельность учащихся носит проблемный характер. Здесь уместны вопросы «почему?», как объяснить это явление, какая закономерность лежит в его основе? Какие внутренние процессы происходят в ...? Сокращение объема материала, его сложности, объяснение с помощью наглядных и технических средств обучения можно использовать для обеспечения доступности содержания учебного материала.
Большое место при подготовке и проведении уроков занимает выбор методов и приемов обучения. Чтобы при этом учесть индивидуальные особенности учащихся, не обходимо знать требования, которые предъявляются учащимся тем или иным методом. Проблемные методы, как правило, требуют от учащихся прежде всего активности. Исполнительские методы требуют внимательного слушания, зрительного восприятия и запоминания информации.
Для повышения эффективности работы со слабоуспевающими следует предусмотреть применение приемов, направленных на активизацию внимания, обеспечение должного темпа выполнения учебных операций, на более продуктивную работу памяти. К таким приемам относятся:
1. Постановка в ходе рассказа, объяснения вопросов, акцентирующих внимание учащихся на содержании материала, на ходе рассуждений и пр.;
2. Различные задания учащимся (следить за объяснением материала по предложенному плану, составить свой план по ходу рассказа, составить краткий конспект нового материала, придумать примеры рассматриваемых явлений);
3. Предварительное ознакомление отдельных учеников с материалом следующего урока (по учебнику или доп.литературе);
4. Применение не только отдельных типов наглядности, но и их сочетаний;
5. Сообщение учащимся мнемонических приемов (приемов для развития памяти) для лучшего запоминания материала и т.д.
Репродуктивный метод учения требует от учащихся осознания, осмысления учебного материала, владения навыками мышления. Примером этого метода служит решение задач, т.к. преподаватель не только показывает ход решения, но и объясняет, почему именно такие действия выполняются и в такой последовательности, раскрывает связь между ними, рассматривает закономерности правила, привлекает другой теоретический материал. Преподаватель может обратиться к таким приемам, которые оказывают специальное воздействие на мыслительную сферу. Например,
1. Напоминание сути мыслительных операций - что значит сравнивать, проанализировать, обобщить и т.д.;
2. Привлечение слабоуспевающих учащихся к повторению отдельных этапов рассуждения (с чего начинаем решение задачи, что используем для обоснования способа решения, какой вывод можно сделать из сказанного, что является главным и т.п.);
3. Использование материала, содержащие противоречивые высказывания, суждения, мысли, факты и пр.
Практический метод предполагает наличие хороших навыков решения задач, проведения наблюдений, выполнения упражнений, написания сочинений и т.д. для этого необходимо обеспечить учащихся карточками с дозированной помощью:
1. Организации взаимопомощи и взаимопроверки среди учащихся;
2. Снижения уровня сложности задания (или уменьшение его объема) для отдельных учеников;
3. Обеспечение учащихся средствами контроля действий и результатов (готовые ответы и детали, справочный материал и пр.).
На уроках не следует отказываться, при наличии отстающих учащихся, от постановки проблемных вопросов и заданий. Важно позаботиться о создании условий, в которых слабоуспевающие ученики наравне с другими включались бы в поиск ответа на проблемный вопрос. Когда обучающиеся ставятся в подходящие условия и когда по отношению к ним при меняются специальные методы обучения, то, как показывает опыт, во многих случаях им удается достичь значительный успехов и иногда полностью ликвидировать свое отставание.
Следует постоянно готовить слабоуспевающих учащихся к поисковой деятельности. С этой целью на проблемных уроках надо обращаться к следующим приемам:
Показ учащимся тех или иных умений (например, анализируя проблемную ситуацию, преподаватель заостряет внимание учащихся на противоречивости изучаемых, сравниваемых явлений, может предложить сформулировать вопрос, показать, что ответ на поставленный вопрос может быть неоднозначным, могут быть разные мнения и т.д.
Другими словами, преподаватель не просто осуществляет процесс создания и разрешения проблемной ситуации, а специально демонстрирует «технологию» этого процесса, обучает учащихся умениям проблемного учения.
2. Привлечение учащихся в процессе поиска новых знаний к ответам на репродуктивные вопросы типа: что мы знаем о строении вещества? Что мы можем сказать о писателе...?, к высказыванию собственных предположений, формулировкам проблемный вопросов, повторению несложных способов доказательства учебных проблем вслед за хорошо успевающими учениками и т.д.
В передовом педагогическом опыте накоплено множество приемов индивидуализации обучения. их подразделяют на следующие группы:
1. Направленные на оказание помощи учащимся
2. Направленные на привлечение слабоуспевающих к активному поиску новых знаний
3. Направленные на создание благоприятной морально-психологической атмосферы
4. Направленные на контролирование и оценивание действий слабоуспевающих.
Крайне важно изменить представление слабоуспевающих учащихся об учебной работе, о своих собственных возможностях. Необходим целый комплекс воздействий. В основном это устное или письменное ориентирование учеников в предстоящей работе(что необходимо сделать за урок, чему научиться, что дает этот урок для будущего овладения предметом, для выбранной профессии и т.д.), напоминание правила, формулы дополнительное пояснение в виде чертежа, схемы и дp., рекомендация, совет, как лучше поступить с задачей указание алгоритма, предложение, образца решения, оформления работы и т.п, предупреждение о наиболее вероятных ошибок и др.
Большое значение в работе со слабоуспевающими имеет доброжелательность преподавателей и товарищей по группе, способствующая положительному настрою отстающих учеников. Важно поощрять правильные ответы, действия, положительное отношение к учению, проявление воли, самостоятельности и др. Ценных качеств личности создавать ситуации заинтересованности в результатах учебной работы, сравнивать ответы, действия слабоуспевающих учащихся и успевающих, организовывать взаимопроверку знаний обучающихся.
В любом случае слабоуспевающие особенно нуждаются в оценивании своей работы из-за гиперболизированного чувства неуверенности в себе. На первом этапе работы с отстающими оценка должна быть направлена на поддержку, укрепление положительных мотивов учения.
В связи с этим к оцениванию предъявляются особые требования, которые находят свое выражение в следующих приемах:
1. Создание ситуации успеха путем поощрения за проявленную инициативу, смелость мысли, активность, найденную ошибку, правильное повторение выводов.
2. Выставление дифференцированных оценок за отдельные умения, знание отдельных вопросов темы с тенденцией на завышение (на первых порах).
3. Указание заранее той части учебного материала, по которой будет опрошен ученик на следующем уроке.
4. Оценивание в основном положительных результатов с комментированием, указанием конкретных достижений ученика перед всей группой.
5. Систематическая проверка знаний и умений на основе деления учебного материала на небольшие порции.
Тактичное реагирование преподавателя на результаты учебного труда, отношение учащегося к учебному процессу, их поведение исключает раздражительность, нетерпеливость, придирчивость, но предполагает искреннюю заинтересованность и стремление помочь учащемуся, что способствует установлению благоприятных взаимоотношений сними и обеспечивает продуктивную учебно-познавательную деятельность.
Дополнительные занятия и консультации с отстающими учащимися должны иметь четко выраженную направленность на развитие учебных возможностей. Рациональная про грамма должна предусматривать следующие темы занятий:
1. Наблюдение и описание явлений и предметов,
2. Сравнение явлений и предметов,
3. Выделение главного в тексте учебника,
4. Составление плана текста, составление конспекта,
5. Планирование ответа, письменной и практической работы,
6. Восприятие объяснений преподавателя,
7. Применение знаний (конкретизация), алгоритмы, решения задач, выполнение практических заданий,
8. Систематизация знаний, способы систематизации,
9. Самоконтроль, способы самоконтроля.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОКЛАД «Современный подход к организации познавательной деятельности студентов при изучении русского языка. Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка»
ДОКЛАД «Современный подход к организации познавательной деятельности студентов при изучении русского языка.Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятел...
План работы со слабоуспевающими учащимися на 2015/2016 учебный год
Цели: выполнение Закона об образовании; принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний учащихся. Задачи: создание условий для успешного усвоения учащимися у...
Программа "Совершенствование форм и методов обучения на занятиях творческого объединения "Батик""
Условием эффективности освоения любой программы в дополнительном образовании является увлеченность ребенка той деятельностью, которую он выбирает....
Доклад на тему: «Совершенствование форм и методов работы учителя математики»
Успех обучения в значительной степени зависит от познавательной активности студентов, от того, насколько они заинтересованы. Новизна, практическая значимость содержания учебного материала, использован...
Методы работы со слабоуспевающими студентами
В презентации представлены методы работы со слабоуспевающими, позволяющие студентам повысить качество знаний...
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ УЧАЩИМИСЯ ИЛИ ЗАЧЕМ НУЖНЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАРШРУТЫ.
в данной статье раскрываю секрет как двоечника превратить в хорошиста....